Рабочая программа по литературе, 9 класс, УМК: Меркин Г.С.

0
0
Материал опубликован 16 February 2016

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Литература

9

Меркин Г.С.

102

Пояснительная записка

Статус документа

Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

В IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ВСЕГО - 102 , В НЕДЕЛЮ - 3 часа

ПЛАНОВЫХ ТЕСТОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ - 6

КЛАССНЫХ СОЧИНЕНИЙ - 3

ДОМАШНИХ СОЧИНЕНИЙ - 3

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. - 102 часа

УЧЕБНИК – ХРЕСТОМАТИЯ - С. А. Зинин, В. И. Сахаров, В. А. Чалмаев: «Русское слово», 2009 год.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Учебная рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

    осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

    выразительное чтение художественного текста;

    различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

    ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

    заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

    анализ и интерпретация произведения;

    составление планов и написание отзывов о произведениях;

    написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

    целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели

Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

    воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

    освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

    овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Место литературы в Федеральном базисном учебном плане

По учебному плану МОУ Сампурской СОШ на изучение литературы отводится 3 часа: 2 часа из федерального компонента и 1 час добавлен из школьного образовательного компонента.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Учебная рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

    выделение характерных причинно-следственных связей;

    сравнение и сопоставление;

    умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

    самостоятельное выполнение различных творческих работ;

    способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

    осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

    владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

    составление плана, тезиса, конспекта;

    подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

    использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

    самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Содержание курса литературы для IX класса

(102 часа)

Литература как искусство слова (1 час)

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

Древнерусская литература (1 час)

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

«Слово о полку Игореве» (4 часа)

Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения. Сочинение.

Литература XVIII века (9 часов)

Характеристика русской литературы XVIII в (1 час)

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

М.В. Ломоносов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Разговор с Анакреоном»,

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Г.Р. Державин (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Бог», «Памятник», »Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». Обличение несправедливости.

Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

А.Н. Радищев (2 часа)

Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

Художественное и тематическое своеобразие русской литературы XVIII века. (2 часа)

Систематизация изученного материала. Составление итоговой таблицы « Русская литература XVIII века» Тест или творческое задание.

Литература XIX века (60 часов)

Поэзия, проза, драматургия XIX века. «Золотой век русской литературы» (1 час)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Романтизм.

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.

В.А.Жуковский (2часа)

Жизнь и творчество. Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана».

А.С. Грибоедов (10 часов)

Жизнь и творчество

Комедия «Горе от ума»

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.

Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. Домашнее сочинение по произведению. Контрольный тест.

А.С. Пушкин (18 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;

«Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы)

Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

«Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»)

«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

Роман в стихах «Евгений Онегин»

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). Классное сочинение по роману «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов (12 часов)

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк».

Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени»

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Домашнее сочинение по роману «Герой нашего времени». Контрольный тест.

Н.В. Гоголь (13 часов)

Жизнь и творчество. «Шинель». Образ маленького человека в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.

Поэма «Мертвые души» (I том).

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Домашнее сочинение. Контрольный тест.

Ф.И. Тютчев. (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь»

А.А. Фет (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).

Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.

Н.А. Некрасов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Памяти Добролюбова» (возможен выбор другого стихотворения).

Гражданская позиция Некрасова.

Ф.М. Достоевский (2 часа)

Слово о писателе. «Бедные люди». Развитие темы «маленького человека»

Л.Н.Толстой (2 часа)

Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

А.П. Чехов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре». Особенности сюжета. Истинные и ложные ценности героев рассказов. Жанровые особенности чеховского рассказа.

Комическое и трагическое в прозе Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.

Тестирование по теме «Литература XIX века» (1 час)

Русская литература ХХ века (26 часов)

Пути Русской литературы ХХ века (1 час)

Беседа о ведущих прозаиках России и о разнообразии жанров прозаических произведений ХХ века. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

М.Горький (2 часа)

Слово о писателе. «Челкаш». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов.

Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. (4 часа)

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.

А.А. Блок (1 часа)

Слово о поэте.

Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения).

Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

С.А. Есенин (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений).

Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

М.И.Цветаева (1 час)

Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой

А.А. Ахматова (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).

Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

. М.А.Булгаков. (2 часа)

Слово о писателе. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести.

М.А. Шолохов (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования.

Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

В.В. Быков (2 часа)

Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.

А.Т. Твардовский (2 часа)

Слово о поэте.

« Я убит подо Ржевом…»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.

А.И.Солженицын (2 часа)

Основные вехи биографии. Слово о писателе. «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе.

Итоговое тестирование (1 час)

Итоговый урок по программе 9 класса (1час)

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Фольклор. Жанры фольклора.

Литературные роды и жанры.

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

/№ урока

Тема урока

Информационно-технологическое оснащение урока

Теория литературы

ЗУН

Домашнее задание

Дата проведения

Примечание

1

Введение.

Своеобразие изучения литературы в 9 классе. Периодизация литературного процесса. Литература и история. Литературные направления.

Л/Ш № 4, 2007

Литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление.

Знать особенности историко-литературного процесса.

Читать статью на стр. 3-4 Уч.

2

Древнерусская литература.

Древнерусская литература – «начало всех начал». Темы, идеи, образы, жанровое многообразие. Основные особенности древнерусской литературы.

А. Л. Фокеев «Начало всех начал. Древнерусская литература: Учебное пособие. – Саратов: Лицей, 2003.

Презентация «Древнерусская литература».

РЯЗ № 10, 2007 («Чтение зачина на древнерусском языке») – стр. 43.

Жанры древнерусской литературы: летопись, житие, хронографы, поучения, хожения.

Знать: особенности образной системы древнерусской литературы, Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

Стр. 6-9. Читать «Слово о полку Игореве» (См. Приложение на стр. 160-223) + лекция в тетради.

3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История создания, основное содержание и сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Система образов. Авторство.

А. Л. Фокеев «Начало всех начал. Древнерусская литература: Учебное пособие. – Саратов: Лицей, 2003.

Стихотворный перевод.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст «Слова…»

Подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента, составить план повествования о походе Игоря по «Слову…»

4

Основная идея «Слова…». Русская земля – центральный образ произведения. Образы русских князей.

Значение «Слова…» в истории русской культуры.

Героическая поэма, историческая песнь, плач, психологический параллелизм, олицетворение.

Уметь находить средства художественной выразительности в тексте «Слова…»

Выучить наизусть вступление или плач Ярославны.

Индивидуальные сообщения по темам: «Природа в «Слове…», «Художественное своеобразие «Слова…», «Слово…» в русской музыке («Князь Игорь» А. П. Бородина), «Сюжеты «Слова» в живописи (В. Г. Шварц, В. Г. Перов, В. М. Васнецов)»

5

Образ Ярославны в «Слове…» и в творчестве поэтов 19-20 веков. Подготовка к домашнему сочинению

Словарь: междоусобица

Уметь выразительно читать текст «Слова…»

Домашнее сочинение. Темы: «Образ князя Игоря и тема Русской земли в «Слове о полку Игореве», «Поэтические страницы «Слова…» (Анализ эпизода).

6

Характеристика русской литературы XVIII в. Классицизм в русском и мировом искусстве.

Основные каноны классицизма.

Компьютерная презентация

Словарь: государственность, «светская культура», классицизм, гражданственность

Знать: понятие «классицизм», основные черты классицизма. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

В устном

размышлении попытаться определить роль литературы XVIII в. в истории русской литературы вообще.

7

М.В. Ломоносов: жизнь и творчество. Ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».

Л. Н. Душина «Русская поэзия 18 века», Саратов, Издательство «Лицей», 2005 – стр. 48-81. Портрет императрицы Елизаветы Петровны работы И.Я. Вишнякова.

Л/Ш № 4, 2003

Панегирик, сатира, ода, силлабо-тоническое стихосложение.

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Стр. 37-46 Уч., вопрос № 3 на стр. 82.

8

«Разговор с Анакреоном».

Портрет М.В.Ломоносова.

Метафорический язык, ораторский синтаксис, архаизмы.

Уметь выразительно читать тексты стихотворений М. В. Ломоносова.

Подготовить: 1) подборку высказываний о Г. Р.Державине 2) сообщение о его судьбе и личности

9

Новая эра русской поэзии - творчество Г.Р. Державина

Стихотворения Г.Р. Державина: «Фелица», «Бог», «Памятник».

Портрет

Г.Р. Державина.

Л. Н. Душина «Русская поэзия 18 века» - стр. 125, 155.

Жанр оды, максимализм, категоричность, изящество, будничность

Знать основные вехи биографии Г. Р. Державина.

Стр. 56-67 Уч. (1 ч.), вопрос № 5 на стр. 82.

Подумать, в чем ода Державина соответствует, а в чем отходит от строгих канонов жанра классицизма?

10

Стихотворения «Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». Временное и вечное, свобода, совесть, честь в лирике поэта.

Презентация к уроку.

Экспрессия, экспрессивный, пафос развенчания, псалом, оригинальное произведение, переводное произведение.

Уметь выразительно читать тексты стихотворений Г. Р. Державина

Выучить наизусть на выбор отрывки из стихотворений «Властителям и судиям» или «Памятник»

11

Подвиг А.Н. Радищева

Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в произведении просветительских взглядов автора.

Портрет А.Н. Радищева

Литература путешествий.

Знать основные этапы жизни и творчества Радищева.

Прочитать из «Путешествия из Петербурга в Москву» главы «Любани», «Чудово», «Едрово», «Клин», «Пешки», «Вышний Волочок», «Медное», «Спасская полесть», «Вольность»

Какова авторская позиция?

12

Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

Презентация к уроку.

Знать об особенностях жанра путешествия

Подготовиться к тестированию.

13

Итоговый урок по разделу «Литература XVIII века». Художественное и тематическое своеобразие

русской литературы века XVIII.

Тест « От Литературы древней Руси до сентиментализма»

Карточки с заданиями

(Лейфман И. М. КАРТОЧКИ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ).

Тест.

Уметь систематизировать изученный материал, составлять таблицу

Какова система ценностей сентименталис-тов? Почему сентиметалисты считали, что «воспитав чувствительность во всех людях, можно победить всякое зло»?

14

Урок-лекция «Литература русского романтизма первой четверти 19 века».

Классический, классик, романтический, романтизм

Знать основные черты и свойства романтизма в России.

Выучить лекцию о романтизме, читать статью учебника на стр. 84-88

Подготовить сообщения на темы: «К. Н. Батюшков – тонкий лирик и ценитель красоты живого русского языка», «Жуковский и Пушкин», «Жуковский – переводчик».

15

Романтическая лирика начала 19 века. «Литературный «Колумб Руси». (В.Г.Белинский) Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского. Портрет В.А.ЖуковскогоКоровин В.И. «Русская поэзия XIX века»

Иррациональное мышление, фольклорная основа, субъективизм.

Баллада, элегия

Биохроника В. А. Жуковского.

16

Анализ элегии «Море».

Л/Ш № 3, 2003, № 8, 2002 (анализ стихотворения)

Лейфман «Карточки…» - стр.35.

Знать особенности жанра элегии.

Выразительное чтение произведения.

Анализ текста.

17

А.С. Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума».

А.С. Грибоедов. Литография П. Бореля по рисунку П.А.Каратыгина.

Презентация к уроку.

Энциклопедизм, гениальность, цензурные искажения

Знать биографию А.С. Грибоедова и творческую историю комедии «Горе от ума»

Вспомнить особенности комедии как драматического произведения, черты комедии классицизма, прочитать и проанализировать список действующих лиц, чтение комедии «Горе от ума»

18

Чтение и анализ 1 действия. Фамусов и его роль в произведении.

Титульный лист первого издания комедии, иллюстрации к первому действию.

Повторение понятия: комедия классицизма. Консерватизм, прогресс, крепостничество

Уметь анализировать монолог

Прочитать 2 действие, подготовить выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус, батюшка, отменная манера»

19

«Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии. Анализ 2 действия.

Л/Ш №8, 2004, № 4, 5, 1996, № 2, 1998, № 2, 1997, № 10, 2007

Кульминация конфликта, внесценические персонажи,

Выучить наизусть один из монологов Чацкого или Фамусова. Составить план к сообщению «Фамусовское общество в комедии»

20

«Молчалины блаженствуют на свете…». (Образ Молчалина в произведении).

Иллюстрации к комедии «Горе от ума»

Знать об особенностях образа Молчалина.

Подумать над вопросом: есть ли победившие в споре Чацкого с московским обществом, выпишите из текста комедии по 10 крылатых выражений

21

«Безумный ко всему…» Кульминация конфликта в 3 действии комедии. Трагедия

Чацкого.

Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода; называть черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа

Самостоятельная работа по вопросам.

22

«Мечтанья с глаз долой и спала пелена…». Анализ 4 действия пьесы.

Работа с текстом.

23

Р/р И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение анализу критической статьи.. Составление плана, тезисов, конспектирование.

Уметь работать с критической статьей.

Составление плана, тезисов, конспектирование (статья «Мильон терзаний…»

24

«Прошедшего житья подлейшие черты…». Мастерство Грибоедова-драматурга. Значение комедии.

Учить лекцию по тетради.

25

Р\Р Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

Уметь писать сочинение по литературному произведению.

Написать сочинение на тему «За что хвалит Москву Фамусов и что осуждает в ней Чацкий?» (На основе 2-х монологов – «А судьи кто?» и «Вкус, батюшка, отменная манера…»

26

Контрольное тестирование по комедии «Горе от ума».

Тесты

Собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина

27

А.С.Пушкин: жизнь и судьба.

Портреты Пушкина разных художников, Б.Томашевский «Пушкин»

Лахостский К.П., Фролова В. Ф. «Пушкин в школе» - «Учпедгиз», 1959.

Знать основные этапы жизненного пути А.С.Пушкина

Подготовить сообщение о Петербургском периоде в жизни А. С. Пушкина.

28

Петербургский период жизни. Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву».

Л/Ш № 1, 2, 1999; № 4-6, 1995; № 4, 7, 1997; № 7, 1998; № 4, 5, 2006,

1, 2007

Вольнолюбивая лирика, эволюция темы, пафос, идиллия

Уметь анализировать стихотворение

Выучить наизусть стихотворение «К Чаадаеву».

Подготовить сообщение о Южной ссылке в жизни поэта.

29

Южная ссылка в жизни поэта.

Стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило». Анализ стихотворений.

Особенности жанра элегии

Прочитать поэмы «Цыганы», «Кавказский пленник».

30

«Южные» поэмы: «Цыганы» (1824) и «Кавказский пленник» (1821) - взлет пушкинского романтического творчества.

Л/Ш № 8, 1999

Особенности жанра поэмы

Знать содержание поэм.

31

А. С. Пушкин в Михайловском. Анализ стихотворений «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «19 октября», «В Сибирь».

Презентация к уроку.

Уметь выразительно читать стихотворения.

Подготовить выразительное чтение любимого стихотворения. Объяснить свой выбор. Индивидуальные сообщения на тему «Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина»

32

Тема любви и дружбы в лирике А.С.Пушкина («Храни меня, мой талисман», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне», «Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Сожженное письмо», «Что в имени тебе моем?», «Мадонна»). Адресаты лирики Пушкина. Обучение анализу лирического стихотворения.

Презентация к уроку.

Основные этапы анализа лирического стихотворения.

Уметь делать анализ лирического стихотворения.

Выучить наизусть стихотворения « Я помню чудное мгновенье», «Я Вас любил» и др. по выбору обучающихся.

Индивидуальные сообщения «Две Болдинские осени в жизни А. С. Пушкина». Прочитать «Маленькие трагедии».

33

Две Болдинские осени в жизни А. С. Пушкина. «Маленькие трагедии».

Знать содержание «Маленьких трагедий».

Подготовить сообщение о последних годах жизни поэта.

34

Последние годы жизни А. С. Пушкина. Анализ стихотворений «Анчар», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

Знать содержание романа «Евгений Онегин».

Ч. 2 - стр. 37-43

35

«Евгений Онегин»: творческая история создания романа. Реализм. Общая характеристика романа. Особенности композиции.

Лотман «Комментарии к роману…»

Презентация к уроку

Принципы организации композиции, реализм, сюжет, композиция, лирическое отступление, конфликт

Стр. 75-87. Читать произведение.

36

Анализ 1 и 2 глав романа. Жизнь столицы и мир деревни. Онегин и Ленский.

Н. Долинина «Почитаем «Онегина вместе»

Л/Ш № 5, 2000

Л/Ш № 4, 2003

Л/Ш № 1, №10, 2004,

Л/Ш № 4, № 5, 2006

Мое представление об Онегине (группа1) Ленском (2 группа), Татьяне (3группа).

37

Система образов романа «Евгений Онегин». Анализ 3 главы. Сестры Ларины. Онегин и Татьяна.

Л/Ш № 3. 1997

Знать: особенности сюжета романа, систему образов, уметь: работать с опорной схемой.

Работа с текстом.

38

Анализ глав 4 и 5. Картины родной природы.

Работа с текстом, вопросы для самостоятельной работы.

39-40

Анализ глав 6 и 7. Комментированное чтение 8 главы.

Образы провинциального и столичного дворянства.

Уметь составлять устное сообщение по теме урока.

Работа с текстом, вопросы для самостоятельной работы.

41

Образ автора. Лирические отступления в произведении.

Обобщение по роману «Евгений Онегин».

Знать о роли лирических отступлений в тексте романа.

Материал для сочинения.

42-43

РПР Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин».

Написание сочинения.

Уметь писать сочинение на литературную тему.

44

Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Мотивы вольности и гордого одиночества («Нет, я не Байрон, я другой»). Анализ стихотворения «Смерть Поэта».

Л/Ш № 8. 2005. № 7, 1999

Знать творческую биографию поэта, об особенностях ранней лирики поэта.

Наизусть отрывок из стихотворения «Смерть Поэта».

45

Любовь к Родине в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина».

Пейзажная миниатюра, философская медитация, аллегория, символ, лирический герой

Уметь анализировать стихотворения

«Родина» - наизусть, комментарии к истории создания стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива», «На севере диком стоит одиноко…», «Ветка Палестины», «Выхожу один я на дорогу»

46

Любовная лирика поэта. Стихотворения «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Я не унижусь пред тобой» и др.

Знать об особенностях интимной лирики поэта.

Подготовить сообщения на тему «Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

47

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. («Пророк», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель»).

Размышления поэта о судьбе современников в стихотворении «Дума».

Аллегория, гражданский пафос.

Знать о композиционных особенностях стихотворения «Дума».

Выхожу один я на дорогу» наизусть; ответить на вопросы:

1) Как в стихотворении »Поэт» аллегорически изображается кризис современной поэзии?

2) Какие внешние и внутренние конфликты поколения описаны в стихотворении «Дума»?

Подготовить сообщение на тему «В. Г. Белинский о лирике М. Ю. Лермонтова»

48

«Герой нашего времени»: история создания, композиция, сюжет.

Сюжет, фабула, композиция. Жанровое многообразие (путевой очерк, рассказ на биуваке, светская повесть, кавказская новелла, роман).

Знать содержание романа.

Стр. 124-127 + лекция в тетради

49

Повести «Бэла» и «Максим Максимыч». Характер и личность главного героя. Самоирония Печорина и трезвый самоанализ.

Психологизм романа

Уметь составлять рассказ о герое по плану.

Стр. 127-132.

Подготовить краткие сообщения по темам:

«Изображение природы Кавказа и быта горцев», «Казбич и Азамат в изображении Лермонтова», «Печорин и горцы», «Особенности характера Бэла».

Анализ сцены «Встреча и прощание Печорина с Максимом Максимычем».

50

Поэтический мир и язык повести «Тамань». Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»).

Л/Ш № 4, 2007

Сюжетная самодостаточность, кульминация,

Уметь сопоставлять поступки, характеры героев,

Стр. 132-133. Прочитать комментарии к главе «Тамань» в книге В.А. Мануйлова «Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий». Составить вопросы для проверки знания текста главы «Тамань»

51

Повесть «Княжна Мери» - композиционный центр произведения. Основные конфликты повести. Главные и второстепенные герои.

Микросюжет, авторская позиция, «самораскрытие» героя

Знать основные этапы анализа эпизода художественного текста.

Стр.133-138.

Какие новые свойства натуры Печорина раскрываются в его отношениях с Вернером, Верой и княжной Мери?

Способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь?

52

Мастерство «дневниковых» страниц романа (художественная выразительность описаний, глубокий психологизм, богатство интонаций).

Уметь видеть мастерство «дневниковых» страниц романа Лермонтова.

Ответить на вопросы:

Каким представлен Печорин наедине с самим собой и в обществе?

Почему так беспощаден герой в своем самоанализе?

Как меняется интонация дневниковых записей Печорина? Какие из них поражают своей откровенностью. В каких признаниях герой кажется жестоким человеком, в каких – несчастным?

Подготовить сообщения по темам «Печорин и Вера», «Печорин и Вернер», «Печорин и княжна Мери».

53

Повесть «Фаталист» как сюжетно-психологическая кульминация романа. Проблема смысла жизни в произведении Лермонтова.

Обобщение изученного по роману «Герой нашего времени». В. Г. Белинский о романе.

Кульминация, развитие сюжета.

Уметь работать с критической статьей.

Подготовиться к контрольному тестированию по роману «Герой нашего времени».

Устное сообщение на тему «В. Г. Белинский о романе».

54

Итоговое контрольное тестирование по роману «Герой нашего времени».

Тесты

Уметь выполнять тест по содержанию романа.

Материалы для сочинения на одну из тем: «Мои любимые страницы романа», «Что мне нравится в Печорине и за что я его осуждаю?»

55

РПР Классное сочинению по роману «Герой нашего времени».

Уметь писать сочинение на заданную тему по произведению.

Подготовить обзор книг о Н.В.Гоголе на общую тему «Интересно о Гоголе» (индивидуальное задание).

Подготовить сообщения о цикле « Петербургские повести», сборнике «Миргород».

56-57

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Сборник «Миргород» (обзор). «Петербургские повести» (обзор). Повесть Шинель». Образ «маленького человека» в произведении.

Портрет Н.В.Гоголя.

Л/Ш № 1, 2000

Сказ, ирония, юмор, анекдот.

Уметь строить монологическую речь, составлять аналитические вопросы.

Составить вопросы на проверку знаний текста рассказа «Шинель».

Прочитать 1-ю главу поэмы »Мертвые души», составить ее план, кратко пересказать, выписать непонятные слова.

58

Поэма «Мертвые души»: история создания, особенности сюжета, система образов. Работа с 1 главой произведения.

Презентация к уроку.

Л/Ш № 4, 2005. №2, 2007(о подушной подати – краткая историческая справка для понимания содержания произведения), № 2, 3, 4, 5, 1998 (опыт коммен-тированного чтения)

Поэма, система образов.

Знать содержание поэмы «Мертвые души».

Перечитать главу 2. А также главу 7(сцена встречи Манилова с Чичиковым)

59

«У всякого есть свое, но у Манилова ничего не было» (Характеристика образа Манилова). Деталь как средство создания образов.

Презентация к уроку.

«Изучение творчества Гоголя в школе» - под редакцией Л. И. Тимофеева и Н. В. Коло-кольцева.- М., 1954

Ю. Гаецкий «Гоголь» - изд. «Детгиз», 1956

Ю. В. Манн, Е. И. Самородницкая «Гоголь в школе», Москва, 2007

Художественная деталь.

Уметь составлять план и кратко пересказывать текст.

Составить характеристику Манилова, опираясь на перечень приемов, используемых Гоголем при обрисовке образов помещиков:

1) Предваритель-ный, беглый показ читателю рисуе-мого образа.

2) Описание имения.

3)Портрет.

4) Обращение с Чичиковым и манера речи.

5) Отзывы о знакомых.

6) Описание обеда.

7) Описание кабинета.

8) Разговор о продаже мертвых душ.

Перечитать 3-ю главу и конец 10-й главы (въезд Коробочки в город).

60

Образ Коробочки в поэме «Мертвые души».

Презентация к уроку.

Типичность образа

Уметь давать характеристику героям поэмы по предложенному плану.

Перечитать главу 1(первое замечание о Ноздреве, 4-ю главу (основной материал), 8-ю главу (разоблачение Ноздревым Чичикова), 10-ю главу (где Ноздрев сообщает чиновникам всякий вздор о Чичикове) + вопросы для самостоятельной работы.

61

Образ Ноздрева в поэме.

Иллюстрации к поэме «Мертвые души».

Уметь производить сравнительный анализ героев произведения. Выявлять средства художественной выразительности, используемые автором для обрисовки образов.

Перечитать главу 5, а также материалы глав 1, 7 (о Собакевиче), подготовить ответы на вопросы.

62

Образ Собакевича в поэме.

Говорящая деталь.

Уметь давать характеристику герою.

Перечитать главу 6, а также 4, 5(о Плюшкине) + вопросы для самостоятельной работы.

63

Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души».

Уметь выявлять детали при работе с образом героя произведения.

Перечитать главы 7-11, ответить на вопросы к главе11.

64-66

Образ Чичикова в произведении Гоголя.

Образы чиновников в поэме Гоголя.

Подготовиться к контрольному тестированию по поэме Гоголя.

67-69

Народ в поэме. Роль лирических отступлений. Жанровое и языковое своеобразие произведения. Пейзаж в поэме «Мертвые души».

Обобщение изученного по поэме «Мертвые души». Контрольный тест по произведению.

Тесты.

Знать о роли лирических отступлений и значении пейзажа в поэме.

Уметь выполнять предложенный тест по содержанию произведения.

Главы 7-11.

Как Гоголь описывает внешний вид гражданской палаты и ее чиновников?

Подберите цитаты, относящиеся к характеристике Ивана Антоновича Кувшинное рыло.

Как отзывался Собакевич о чиновниках города?

Перескажите авторскую характеристику полицмейстера – «отца и благодетеля» города.

Выразительное чтение лирических отступлений.

70

РПР Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Опорная схема.

Уметь писать сочинение на литературную тему.

Домашнее сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» на тему «Образ Чичикова в поэме «Мертвые души».

71

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Художественное своеобразие стихотворений «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь».

Портрет поэта.

Философская лирика.

Знать о художественном своеобразии лирики Тютчева.

Подготовить сообщение о Фете.

Вопросы по интерпретации текста.

72

А. А. Фет. Слово о поэте. Лирика любви. Природа и человек. Художественное своеобразие стихотворений «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..»

Портрет поэта.

Медитативная лирика.

Знать биографию

Фета. Уметь интерпретировать стихотворения

Подготовить сообщение о Некрасове, подготовить выразительное чтение стихотворений.

73

Творческая биография Н. А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии в стихотворении «Памяти Добролюбова».

Портрет поэта.

Гражданская лирика.

Знать об особенностях гражданской лирики Некрасова.

Выучить стихотворение наизусть.

Составить биохронику Достоевского.

74 -76

Ф. М. Достоевский Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: мате­риальное и духовное в повести, характеристика образов пове­сти, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.

Портрет писателя.

Знать основные вехи творческой биографии Достоевского.

Работа с текстом.

Подготовить сообщение о Толстом.

77-78

Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа.

Портрет писателя

Знать содержание повести «Юность».

Работа с текстом.

79-80

А. П. Чехов

Рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре». Истинные и ложные ценности героев рассказов. Комическое и трагическое в прозе Чехова.

Портрет писателя

Знать содержание рассказов Чехова.

Вопросы по содержанию рассказов.

81

Тестирование по теме «Литература 19 века».

Тесты.

82

Урок-лекция «Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм)».

Презентация к уроку.

Серебряный век, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм.

Знать о своеобразии поэзии Серебряного века.

Выучить лекцию по тетради.

83-84

М. Горький: основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего Горького. Основной конфликт в рассказе «Челкаш». «Песня о Буревестнике».

Портрет писателя

Романтическое и реалистическое движение, новый тип героя.

Знать содержание рассказа «Челкаш».

Работа с текстом.

85-88

Из поэзии Серебряного века.

Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы.

Презентация к уроку

Авангардизм, модернизм, фольклор и литература.

Уметь выполнять имманентный анализ поэтического текста

Выучить наизусть стихотворение по выбору.

89

РПР Подготовка к домашнему сочинению по литературе первой четверти 20-го века.

Написание сочинения на тему «Мой любимый поэт Серебряного века», «Произведение, которое не оставило равнодушным (Из литературы первой четверти 20-го века)».

Уметь писать сочинение по типу рецензии.

Подготовить сообщение о Булгакове.

90-91

М. А. Булгаков: основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Ос­новная проблематика и образы. Литература и история; нарица­тельный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская позиция.

Сатира, сарказм, сюжет, фабула.

Уметь составлять цитатный план для характеристики персонажа.

Работа с текстом, вопросы.

Индивидуальное сообщение о Шолохове.

92-94

«Война. Жесточе нету слова...»

М, А. Шолохов: основные вехи биографии. Русский характер в изображе­нии М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи. Про­блемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека» с воен­ным очерком «Наука ненависти».

Презентация к уроку.

М. А. Нянковский «Шолохов в школе».

Уметь составлять цитатный план.

Работа с текстом. Вопросы по содержанию рассказа.

95-96

В.В. Быков. Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.

Знать основные вехи творческой биографии писателя.

Работа с текстом, составление презентации.

97-98

А. Т. Твардовский: сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. Художественное своеобразие лири­ки Твардовского о войне.

Презентация к уроку.

Портрет писателя.

Знать о художественном своеобразии лирики Твардовского.

Выразительное чтение стихотворений, вопросы.

Сообщение на тему «А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына»

99-100

А. И. Солженицын. Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение в рассказе. Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе». Образы Матрены и рассказчика. Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль».

Презентация к уроку.

Портрет писателя.

Реальное и символическое.

Знать основные вехи творческой биографии писателя.

Работа с текстом.

Сообщение на тему «Образ Матрены в рассказе Солженицына».

Подготовиться к итоговому тестированию.

101

Итоговое тестирование.

Тесты

Уметь выполнять итоговый тест.

102

Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения.

Список книг для летнего чтения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.