Рабочая программа по литературе, 9 класс, УМК: Меркин Г.С.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | Литература 9 Меркин Г.С. 102 |
Пояснительная записка
Статус документа
Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
В IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ВСЕГО - 102 , В НЕДЕЛЮ - 3 часа
ПЛАНОВЫХ ТЕСТОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ - 6
КЛАССНЫХ СОЧИНЕНИЙ - 3
ДОМАШНИХ СОЧИНЕНИЙ - 3
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. - 102 часа
УЧЕБНИК – ХРЕСТОМАТИЯ - С. А. Зинин, В. И. Сахаров, В. А. Чалмаев: «Русское слово», 2009 год.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Учебная рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели
Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Место литературы в Федеральном базисном учебном плане
По учебному плану МОУ Сампурской СОШ на изучение литературы отводится 3 часа: 2 часа из федерального компонента и 1 час добавлен из школьного образовательного компонента.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Учебная рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Содержание курса литературы для IX класса
(102 часа)
Литература как искусство слова (1 час)
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.
Древнерусская литература (1 час)
Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
«Слово о полку Игореве» (4 часа)
Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения. Сочинение.
Литература XVIII века (9 часов)
Характеристика русской литературы XVIII в (1 час)
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
М.В. Ломоносов (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Разговор с Анакреоном»,
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.
Г.Р. Державин (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор)
Стихотворения: «Бог», «Памятник», »Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». Обличение несправедливости.
Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.
А.Н. Радищев (2 часа)
Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).
Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.
Художественное и тематическое своеобразие русской литературы XVIII века. (2 часа)
Систематизация изученного материала. Составление итоговой таблицы « Русская литература XVIII века» Тест или творческое задание.
Литература XIX века (60 часов)
Поэзия, проза, драматургия XIX века. «Золотой век русской литературы» (1 час)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Романтизм.
Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.
В.А.Жуковский (2часа)
Жизнь и творчество. Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана».
А.С. Грибоедов (10 часов)
Жизнь и творчество
Комедия «Горе от ума»
Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.
Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. Домашнее сочинение по произведению. Контрольный тест.
А.С. Пушкин (18 часов)
Жизнь и творчество.
Стихотворения:
«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;
«Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).
Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.
Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы)
Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.
«Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»)
«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.
Роман в стихах «Евгений Онегин»
Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.
Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). Классное сочинение по роману «Евгений Онегин».
М.Ю. Лермонтов (12 часов)
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк».
Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
Роман «Герой нашего времени»
Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Домашнее сочинение по роману «Герой нашего времени». Контрольный тест.
Н.В. Гоголь (13 часов)
Жизнь и творчество. «Шинель». Образ маленького человека в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.
Поэма «Мертвые души» (I том).
История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Домашнее сочинение. Контрольный тест.
Ф.И. Тютчев. (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь»
А.А. Фет (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).
Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.
Н.А. Некрасов (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Памяти Добролюбова» (возможен выбор другого стихотворения).
Гражданская позиция Некрасова.
Ф.М. Достоевский (2 часа)
Слово о писателе. «Бедные люди». Развитие темы «маленького человека»
Л.Н.Толстой (2 часа)
Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
А.П. Чехов (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре». Особенности сюжета. Истинные и ложные ценности героев рассказов. Жанровые особенности чеховского рассказа.
Комическое и трагическое в прозе Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.
Тестирование по теме «Литература XIX века» (1 час)
Русская литература ХХ века (26 часов)
Пути Русской литературы ХХ века (1 час)
Беседа о ведущих прозаиках России и о разнообразии жанров прозаических произведений ХХ века. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.
Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.
М.Горький (2 часа)
Слово о писателе. «Челкаш». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов.
Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. (4 часа)
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.
А.А. Блок (1 часа)
Слово о поэте.
Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения).
Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.
С.А. Есенин (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений).
Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.
М.И.Цветаева (1 час)
Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой
А.А. Ахматова (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).
Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.
. М.А.Булгаков. (2 часа)
Слово о писателе. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести.
М.А. Шолохов (3 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования.
Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.
В.В. Быков (2 часа)
Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.
А.Т. Твардовский (2 часа)
Слово о поэте.
« Я убит подо Ржевом…»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.
А.И.Солженицын (2 часа)
Основные вехи биографии. Слово о писателе. «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе.
Итоговое тестирование (1 час)
Итоговый урок по программе 9 класса (1час)
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
№/№ урока | Тема урока | Информационно-технологическое оснащение урока | Теория литературы | ЗУН | Домашнее задание | Дата проведения | Примечание |
1 | Введение. Своеобразие изучения литературы в 9 классе. Периодизация литературного процесса. Литература и история. Литературные направления. | Л/Ш № 4, 2007 | Литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление. | Знать особенности историко-литературного процесса. | Читать статью на стр. 3-4 Уч. | ||
2 | Древнерусская литература. Древнерусская литература – «начало всех начал». Темы, идеи, образы, жанровое многообразие. Основные особенности древнерусской литературы. | А. Л. Фокеев «Начало всех начал. Древнерусская литература: Учебное пособие. – Саратов: Лицей, 2003. Презентация «Древнерусская литература». РЯЗ № 10, 2007 («Чтение зачина на древнерусском языке») – стр. 43. | Жанры древнерусской литературы: летопись, житие, хронографы, поучения, хожения. | Знать: особенности образной системы древнерусской литературы, Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). | Стр. 6-9. Читать «Слово о полку Игореве» (См. Приложение на стр. 160-223) + лекция в тетради. | ||
3 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История создания, основное содержание и сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Система образов. Авторство. | А. Л. Фокеев «Начало всех начал. Древнерусская литература: Учебное пособие. – Саратов: Лицей, 2003. | Стихотворный перевод. | Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст «Слова…» | Подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента, составить план повествования о походе Игоря по «Слову…» | ||
4 | Основная идея «Слова…». Русская земля – центральный образ произведения. Образы русских князей. Значение «Слова…» в истории русской культуры. | Героическая поэма, историческая песнь, плач, психологический параллелизм, олицетворение. | Уметь находить средства художественной выразительности в тексте «Слова…» | Выучить наизусть вступление или плач Ярославны. Индивидуальные сообщения по темам: «Природа в «Слове…», «Художественное своеобразие «Слова…», «Слово…» в русской музыке («Князь Игорь» А. П. Бородина), «Сюжеты «Слова» в живописи (В. Г. Шварц, В. Г. Перов, В. М. Васнецов)» | |||
5 | Образ Ярославны в «Слове…» и в творчестве поэтов 19-20 веков. Подготовка к домашнему сочинению | Словарь: междоусобица | Уметь выразительно читать текст «Слова…» | Домашнее сочинение. Темы: «Образ князя Игоря и тема Русской земли в «Слове о полку Игореве», «Поэтические страницы «Слова…» (Анализ эпизода). | |||
6 | Характеристика русской литературы XVIII в. Классицизм в русском и мировом искусстве. Основные каноны классицизма. | Компьютерная презентация | Словарь: государственность, «светская культура», классицизм, гражданственность | Знать: понятие «классицизм», основные черты классицизма. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. | В устном размышлении попытаться определить роль литературы XVIII в. в истории русской литературы вообще. | ||
7 | М.В. Ломоносов: жизнь и творчество. Ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». | Л. Н. Душина «Русская поэзия 18 века», Саратов, Издательство «Лицей», 2005 – стр. 48-81. Портрет императрицы Елизаветы Петровны работы И.Я. Вишнякова. Л/Ш № 4, 2003 | Панегирик, сатира, ода, силлабо-тоническое стихосложение. | Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха. | Стр. 37-46 Уч., вопрос № 3 на стр. 82. | ||
8 | «Разговор с Анакреоном». | Портрет М.В.Ломоносова. | Метафорический язык, ораторский синтаксис, архаизмы. | Уметь выразительно читать тексты стихотворений М. В. Ломоносова. | Подготовить: 1) подборку высказываний о Г. Р.Державине 2) сообщение о его судьбе и личности | ||
9 | Новая эра русской поэзии - творчество Г.Р. Державина Стихотворения Г.Р. Державина: «Фелица», «Бог», «Памятник». | Портрет Г.Р. Державина. Л. Н. Душина «Русская поэзия 18 века» - стр. 125, 155. | Жанр оды, максимализм, категоричность, изящество, будничность | Знать основные вехи биографии Г. Р. Державина. | Стр. 56-67 Уч. (1 ч.), вопрос № 5 на стр. 82. Подумать, в чем ода Державина соответствует, а в чем отходит от строгих канонов жанра классицизма? | ||
10 | Стихотворения «Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». Временное и вечное, свобода, совесть, честь в лирике поэта. | Презентация к уроку. | Экспрессия, экспрессивный, пафос развенчания, псалом, оригинальное произведение, переводное произведение. | Уметь выразительно читать тексты стихотворений Г. Р. Державина | Выучить наизусть на выбор отрывки из стихотворений «Властителям и судиям» или «Памятник» | ||
11 | Подвиг А.Н. Радищева Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в произведении просветительских взглядов автора. | Портрет А.Н. Радищева | Литература путешествий. | Знать основные этапы жизни и творчества Радищева. | Прочитать из «Путешествия из Петербурга в Москву» главы «Любани», «Чудово», «Едрово», «Клин», «Пешки», «Вышний Волочок», «Медное», «Спасская полесть», «Вольность» Какова авторская позиция? | ||
12 | Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. | Презентация к уроку. | Знать об особенностях жанра путешествия | Подготовиться к тестированию. | |||
13 | Итоговый урок по разделу «Литература XVIII века». Художественное и тематическое своеобразие русской литературы века XVIII. Тест « От Литературы древней Руси до сентиментализма» | Карточки с заданиями (Лейфман И. М. КАРТОЧКИ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ). Тест. | Уметь систематизировать изученный материал, составлять таблицу | Какова система ценностей сентименталис-тов? Почему сентиметалисты считали, что «воспитав чувствительность во всех людях, можно победить всякое зло»? | |||
14 | Урок-лекция «Литература русского романтизма первой четверти 19 века». | Классический, классик, романтический, романтизм | Знать основные черты и свойства романтизма в России. | Выучить лекцию о романтизме, читать статью учебника на стр. 84-88 Подготовить сообщения на темы: «К. Н. Батюшков – тонкий лирик и ценитель красоты живого русского языка», «Жуковский и Пушкин», «Жуковский – переводчик». | |||
15 | Романтическая лирика начала 19 века. «Литературный «Колумб Руси». (В.Г.Белинский) Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского. | Портрет В.А.ЖуковскогоКоровин В.И. «Русская поэзия XIX века» | Иррациональное мышление, фольклорная основа, субъективизм. Баллада, элегия | Биохроника В. А. Жуковского. | |||
16 | Анализ элегии «Море». | Л/Ш № 3, 2003, № 8, 2002 (анализ стихотворения) Лейфман «Карточки…» - стр.35. | Знать особенности жанра элегии. | Выразительное чтение произведения. Анализ текста. | |||
17 | А.С. Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума». | А.С. Грибоедов. Литография П. Бореля по рисунку П.А.Каратыгина. Презентация к уроку. | Энциклопедизм, гениальность, цензурные искажения | Знать биографию А.С. Грибоедова и творческую историю комедии «Горе от ума» | Вспомнить особенности комедии как драматического произведения, черты комедии классицизма, прочитать и проанализировать список действующих лиц, чтение комедии «Горе от ума» | ||
18 | Чтение и анализ 1 действия. Фамусов и его роль в произведении. | Титульный лист первого издания комедии, иллюстрации к первому действию. | Повторение понятия: комедия классицизма. Консерватизм, прогресс, крепостничество | Уметь анализировать монолог | Прочитать 2 действие, подготовить выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус, батюшка, отменная манера» | ||
19 | «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии. Анализ 2 действия. | Л/Ш №8, 2004, № 4, 5, 1996, № 2, 1998, № 2, 1997, № 10, 2007 | Кульминация конфликта, внесценические персонажи, | Выучить наизусть один из монологов Чацкого или Фамусова. Составить план к сообщению «Фамусовское общество в комедии» | |||
20 | «Молчалины блаженствуют на свете…». (Образ Молчалина в произведении). | Иллюстрации к комедии «Горе от ума» | Знать об особенностях образа Молчалина. | Подумать над вопросом: есть ли победившие в споре Чацкого с московским обществом, выпишите из текста комедии по 10 крылатых выражений | |||
21 | «Безумный ко всему…» Кульминация конфликта в 3 действии комедии. Трагедия Чацкого. | Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода; называть черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа | Самостоятельная работа по вопросам. | ||||
22 | «Мечтанья с глаз долой и спала пелена…». Анализ 4 действия пьесы. | Работа с текстом. | |||||
23 | Р/р И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение анализу критической статьи.. Составление плана, тезисов, конспектирование. | Уметь работать с критической статьей. | Составление плана, тезисов, конспектирование (статья «Мильон терзаний…» | ||||
24 | «Прошедшего житья подлейшие черты…». Мастерство Грибоедова-драматурга. Значение комедии. | Учить лекцию по тетради. | |||||
25 | Р\Р Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | Уметь писать сочинение по литературному произведению. | Написать сочинение на тему «За что хвалит Москву Фамусов и что осуждает в ней Чацкий?» (На основе 2-х монологов – «А судьи кто?» и «Вкус, батюшка, отменная манера…» | ||||
26 | Контрольное тестирование по комедии «Горе от ума». | Тесты | Собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина | ||||
27 | А.С.Пушкин: жизнь и судьба. | Портреты Пушкина разных художников, Б.Томашевский «Пушкин» Лахостский К.П., Фролова В. Ф. «Пушкин в школе» - «Учпедгиз», 1959. | Знать основные этапы жизненного пути А.С.Пушкина | Подготовить сообщение о Петербургском периоде в жизни А. С. Пушкина. | |||
28 | Петербургский период жизни. Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». | Л/Ш № 1, 2, 1999; № 4-6, 1995; № 4, 7, 1997; № 7, 1998; № 4, 5, 2006, № 1, 2007 | Вольнолюбивая лирика, эволюция темы, пафос, идиллия | Уметь анализировать стихотворение | Выучить наизусть стихотворение «К Чаадаеву». Подготовить сообщение о Южной ссылке в жизни поэта. | ||
29 | Южная ссылка в жизни поэта. Стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило». Анализ стихотворений. | Особенности жанра элегии | Прочитать поэмы «Цыганы», «Кавказский пленник». | ||||
30 | «Южные» поэмы: «Цыганы» (1824) и «Кавказский пленник» (1821) - взлет пушкинского романтического творчества. | Л/Ш № 8, 1999 | Особенности жанра поэмы | Знать содержание поэм. | |||
31 | А. С. Пушкин в Михайловском. Анализ стихотворений «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «19 октября», «В Сибирь». | Презентация к уроку. | Уметь выразительно читать стихотворения. | Подготовить выразительное чтение любимого стихотворения. Объяснить свой выбор. Индивидуальные сообщения на тему «Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина» | |||
32 | Тема любви и дружбы в лирике А.С.Пушкина («Храни меня, мой талисман», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне», «Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Сожженное письмо», «Что в имени тебе моем?», «Мадонна»). Адресаты лирики Пушкина. Обучение анализу лирического стихотворения. | Презентация к уроку. | Основные этапы анализа лирического стихотворения. | Уметь делать анализ лирического стихотворения. | Выучить наизусть стихотворения « Я помню чудное мгновенье», «Я Вас любил» и др. по выбору обучающихся. Индивидуальные сообщения «Две Болдинские осени в жизни А. С. Пушкина». Прочитать «Маленькие трагедии». | ||
33 | Две Болдинские осени в жизни А. С. Пушкина. «Маленькие трагедии». | Знать содержание «Маленьких трагедий». | Подготовить сообщение о последних годах жизни поэта. | ||||
34 | Последние годы жизни А. С. Пушкина. Анализ стихотворений «Анчар», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» | Знать содержание романа «Евгений Онегин». | Ч. 2 - стр. 37-43 | ||||
35 | «Евгений Онегин»: творческая история создания романа. Реализм. Общая характеристика романа. Особенности композиции. | Лотман «Комментарии к роману…» Презентация к уроку | Принципы организации композиции, реализм, сюжет, композиция, лирическое отступление, конфликт | Стр. 75-87. Читать произведение. | |||
36 | Анализ 1 и 2 глав романа. Жизнь столицы и мир деревни. Онегин и Ленский. | Н. Долинина «Почитаем «Онегина вместе» Л/Ш № 5, 2000 Л/Ш № 4, 2003 Л/Ш № 1, №10, 2004, Л/Ш № 4, № 5, 2006 | Мое представление об Онегине (группа1) Ленском (2 группа), Татьяне (3группа). | ||||
37 | Система образов романа «Евгений Онегин». Анализ 3 главы. Сестры Ларины. Онегин и Татьяна. | Л/Ш № 3. 1997 | Знать: особенности сюжета романа, систему образов, уметь: работать с опорной схемой. | Работа с текстом. | |||
38 | Анализ глав 4 и 5. Картины родной природы. | Работа с текстом, вопросы для самостоятельной работы. | |||||
39-40 | Анализ глав 6 и 7. Комментированное чтение 8 главы. Образы провинциального и столичного дворянства. | Уметь составлять устное сообщение по теме урока. | Работа с текстом, вопросы для самостоятельной работы. | ||||
41 | Образ автора. Лирические отступления в произведении. Обобщение по роману «Евгений Онегин». | Знать о роли лирических отступлений в тексте романа. | Материал для сочинения. | ||||
42-43 | РПР Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин». Написание сочинения. | Уметь писать сочинение на литературную тему. | |||||
44 | Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Мотивы вольности и гордого одиночества («Нет, я не Байрон, я другой»). Анализ стихотворения «Смерть Поэта». | Л/Ш № 8. 2005. № 7, 1999 | Знать творческую биографию поэта, об особенностях ранней лирики поэта. | Наизусть отрывок из стихотворения «Смерть Поэта». | |||
45 | Любовь к Родине в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина». | Пейзажная миниатюра, философская медитация, аллегория, символ, лирический герой | Уметь анализировать стихотворения | «Родина» - наизусть, комментарии к истории создания стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива», «На севере диком стоит одиноко…», «Ветка Палестины», «Выхожу один я на дорогу» | |||
46 | Любовная лирика поэта. Стихотворения «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Я не унижусь пред тобой» и др. | Знать об особенностях интимной лирики поэта. | Подготовить сообщения на тему «Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова | ||||
47 | Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. («Пророк», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель»). Размышления поэта о судьбе современников в стихотворении «Дума». | Аллегория, гражданский пафос. | Знать о композиционных особенностях стихотворения «Дума». | Выхожу один я на дорогу» наизусть; ответить на вопросы: 1) Как в стихотворении »Поэт» аллегорически изображается кризис современной поэзии? 2) Какие внешние и внутренние конфликты поколения описаны в стихотворении «Дума»? Подготовить сообщение на тему «В. Г. Белинский о лирике М. Ю. Лермонтова» | |||
48 | «Герой нашего времени»: история создания, композиция, сюжет. | Сюжет, фабула, композиция. Жанровое многообразие (путевой очерк, рассказ на биуваке, светская повесть, кавказская новелла, роман). | Знать содержание романа. | Стр. 124-127 + лекция в тетради | |||
49 | Повести «Бэла» и «Максим Максимыч». Характер и личность главного героя. Самоирония Печорина и трезвый самоанализ. | Психологизм романа | Уметь составлять рассказ о герое по плану. | Стр. 127-132. Подготовить краткие сообщения по темам: «Изображение природы Кавказа и быта горцев», «Казбич и Азамат в изображении Лермонтова», «Печорин и горцы», «Особенности характера Бэла». Анализ сцены «Встреча и прощание Печорина с Максимом Максимычем». | |||
50 | Поэтический мир и язык повести «Тамань». Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»). | Л/Ш № 4, 2007 | Сюжетная самодостаточность, кульминация, | Уметь сопоставлять поступки, характеры героев, | Стр. 132-133. Прочитать комментарии к главе «Тамань» в книге В.А. Мануйлова «Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий». Составить вопросы для проверки знания текста главы «Тамань» | ||
51 | Повесть «Княжна Мери» - композиционный центр произведения. Основные конфликты повести. Главные и второстепенные герои. | Микросюжет, авторская позиция, «самораскрытие» героя | Знать основные этапы анализа эпизода художественного текста. | Стр.133-138. Какие новые свойства натуры Печорина раскрываются в его отношениях с Вернером, Верой и княжной Мери? Способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь? | |||
52 | Мастерство «дневниковых» страниц романа (художественная выразительность описаний, глубокий психологизм, богатство интонаций). | Уметь видеть мастерство «дневниковых» страниц романа Лермонтова. | Ответить на вопросы: Каким представлен Печорин наедине с самим собой и в обществе? Почему так беспощаден герой в своем самоанализе? Как меняется интонация дневниковых записей Печорина? Какие из них поражают своей откровенностью. В каких признаниях герой кажется жестоким человеком, в каких – несчастным? Подготовить сообщения по темам «Печорин и Вера», «Печорин и Вернер», «Печорин и княжна Мери». | ||||
53 | Повесть «Фаталист» как сюжетно-психологическая кульминация романа. Проблема смысла жизни в произведении Лермонтова. Обобщение изученного по роману «Герой нашего времени». В. Г. Белинский о романе. | Кульминация, развитие сюжета. | Уметь работать с критической статьей. | Подготовиться к контрольному тестированию по роману «Герой нашего времени». Устное сообщение на тему «В. Г. Белинский о романе». | |||
54 | Итоговое контрольное тестирование по роману «Герой нашего времени». | Тесты | Уметь выполнять тест по содержанию романа. | Материалы для сочинения на одну из тем: «Мои любимые страницы романа», «Что мне нравится в Печорине и за что я его осуждаю?» | |||
55 | РПР Классное сочинению по роману «Герой нашего времени». | Уметь писать сочинение на заданную тему по произведению. | Подготовить обзор книг о Н.В.Гоголе на общую тему «Интересно о Гоголе» (индивидуальное задание). Подготовить сообщения о цикле « Петербургские повести», сборнике «Миргород». | ||||
56-57 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Сборник «Миргород» (обзор). «Петербургские повести» (обзор). Повесть Шинель». Образ «маленького человека» в произведении. | Портрет Н.В.Гоголя. Л/Ш № 1, 2000 | Сказ, ирония, юмор, анекдот. | Уметь строить монологическую речь, составлять аналитические вопросы. | Составить вопросы на проверку знаний текста рассказа «Шинель». Прочитать 1-ю главу поэмы »Мертвые души», составить ее план, кратко пересказать, выписать непонятные слова. | ||
58 | Поэма «Мертвые души»: история создания, особенности сюжета, система образов. Работа с 1 главой произведения. | Презентация к уроку. Л/Ш № 4, 2005. №2, 2007(о подушной подати – краткая историческая справка для понимания содержания произведения), № 2, 3, 4, 5, 1998 (опыт коммен-тированного чтения) | Поэма, система образов. | Знать содержание поэмы «Мертвые души». | Перечитать главу 2. А также главу 7(сцена встречи Манилова с Чичиковым) | ||
59 | «У всякого есть свое, но у Манилова ничего не было» (Характеристика образа Манилова). Деталь как средство создания образов. | Презентация к уроку. «Изучение творчества Гоголя в школе» - под редакцией Л. И. Тимофеева и Н. В. Коло-кольцева.- М., 1954 Ю. Гаецкий «Гоголь» - изд. «Детгиз», 1956 Ю. В. Манн, Е. И. Самородницкая «Гоголь в школе», Москва, 2007 | Художественная деталь. | Уметь составлять план и кратко пересказывать текст. | Составить характеристику Манилова, опираясь на перечень приемов, используемых Гоголем при обрисовке образов помещиков: 1) Предваритель-ный, беглый показ читателю рисуе-мого образа. 2) Описание имения. 3)Портрет. 4) Обращение с Чичиковым и манера речи. 5) Отзывы о знакомых. 6) Описание обеда. 7) Описание кабинета. 8) Разговор о продаже мертвых душ. Перечитать 3-ю главу и конец 10-й главы (въезд Коробочки в город). | ||
60 | Образ Коробочки в поэме «Мертвые души». | Презентация к уроку. | Типичность образа | Уметь давать характеристику героям поэмы по предложенному плану. | Перечитать главу 1(первое замечание о Ноздреве, 4-ю главу (основной материал), 8-ю главу (разоблачение Ноздревым Чичикова), 10-ю главу (где Ноздрев сообщает чиновникам всякий вздор о Чичикове) + вопросы для самостоятельной работы. | ||
61 | Образ Ноздрева в поэме. | Иллюстрации к поэме «Мертвые души». | Уметь производить сравнительный анализ героев произведения. Выявлять средства художественной выразительности, используемые автором для обрисовки образов. | Перечитать главу 5, а также материалы глав 1, 7 (о Собакевиче), подготовить ответы на вопросы. | |||
62 | Образ Собакевича в поэме. | Говорящая деталь. | Уметь давать характеристику герою. | Перечитать главу 6, а также 4, 5(о Плюшкине) + вопросы для самостоятельной работы. | |||
63 | Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души». | Уметь выявлять детали при работе с образом героя произведения. | Перечитать главы 7-11, ответить на вопросы к главе11. | ||||
64-66 | Образ Чичикова в произведении Гоголя. Образы чиновников в поэме Гоголя. | Подготовиться к контрольному тестированию по поэме Гоголя. | |||||
67-69 | Народ в поэме. Роль лирических отступлений. Жанровое и языковое своеобразие произведения. Пейзаж в поэме «Мертвые души». Обобщение изученного по поэме «Мертвые души». Контрольный тест по произведению. | Тесты. | Знать о роли лирических отступлений и значении пейзажа в поэме. Уметь выполнять предложенный тест по содержанию произведения. | Главы 7-11. Как Гоголь описывает внешний вид гражданской палаты и ее чиновников? Подберите цитаты, относящиеся к характеристике Ивана Антоновича Кувшинное рыло. Как отзывался Собакевич о чиновниках города? Перескажите авторскую характеристику полицмейстера – «отца и благодетеля» города. Выразительное чтение лирических отступлений. | |||
70 | РПР Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». | Опорная схема. | Уметь писать сочинение на литературную тему. | Домашнее сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» на тему «Образ Чичикова в поэме «Мертвые души». | |||
71 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Художественное своеобразие стихотворений «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь». | Портрет поэта. | Философская лирика. | Знать о художественном своеобразии лирики Тютчева. | Подготовить сообщение о Фете. Вопросы по интерпретации текста. | ||
72 | А. А. Фет. Слово о поэте. Лирика любви. Природа и человек. Художественное своеобразие стихотворений «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..» | Портрет поэта. | Медитативная лирика. | Знать биографию Фета. Уметь интерпретировать стихотворения | Подготовить сообщение о Некрасове, подготовить выразительное чтение стихотворений. | ||
73 | Творческая биография Н. А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии в стихотворении «Памяти Добролюбова». | Портрет поэта. | Гражданская лирика. | Знать об особенностях гражданской лирики Некрасова. | Выучить стихотворение наизусть. Составить биохронику Достоевского. | ||
74 -76 | Ф. М. Достоевский Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов повести, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь. | Портрет писателя. | Знать основные вехи творческой биографии Достоевского. | Работа с текстом. Подготовить сообщение о Толстом. | |||
77-78 | Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа. | Портрет писателя | Знать содержание повести «Юность». | Работа с текстом. | |||
79-80 | А. П. Чехов Рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре». Истинные и ложные ценности героев рассказов. Комическое и трагическое в прозе Чехова. | Портрет писателя | Знать содержание рассказов Чехова. | Вопросы по содержанию рассказов. | |||
81 | Тестирование по теме «Литература 19 века». | Тесты. | |||||
82 | Урок-лекция «Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм)». | Презентация к уроку. | Серебряный век, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм. | Знать о своеобразии поэзии Серебряного века. | Выучить лекцию по тетради. | ||
83-84 | М. Горький: основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего Горького. Основной конфликт в рассказе «Челкаш». «Песня о Буревестнике». | Портрет писателя | Романтическое и реалистическое движение, новый тип героя. | Знать содержание рассказа «Челкаш». | Работа с текстом. | ||
85-88 | Из поэзии Серебряного века. Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы. | Презентация к уроку | Авангардизм, модернизм, фольклор и литература. | Уметь выполнять имманентный анализ поэтического текста | Выучить наизусть стихотворение по выбору. | ||
89 | РПР Подготовка к домашнему сочинению по литературе первой четверти 20-го века. Написание сочинения на тему «Мой любимый поэт Серебряного века», «Произведение, которое не оставило равнодушным (Из литературы первой четверти 20-го века)». | Уметь писать сочинение по типу рецензии. | Подготовить сообщение о Булгакове. | ||||
90-91 | М. А. Булгаков: основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. Литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская позиция. | Сатира, сарказм, сюжет, фабула. | Уметь составлять цитатный план для характеристики персонажа. | Работа с текстом, вопросы. Индивидуальное сообщение о Шолохове. | |||
92-94 | «Война. Жесточе нету слова...» М, А. Шолохов: основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи. Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека» с военным очерком «Наука ненависти». | Презентация к уроку. М. А. Нянковский «Шолохов в школе». | Уметь составлять цитатный план. | Работа с текстом. Вопросы по содержанию рассказа. | |||
95-96 | В.В. Быков. Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии. | Знать основные вехи творческой биографии писателя. | Работа с текстом, составление презентации. | ||||
97-98 | А. Т. Твардовский: сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. Художественное своеобразие лирики Твардовского о войне. | Презентация к уроку. Портрет писателя. | Знать о художественном своеобразии лирики Твардовского. | Выразительное чтение стихотворений, вопросы. Сообщение на тему «А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына» | |||
99-100 | А. И. Солженицын. Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение в рассказе. Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе». Образы Матрены и рассказчика. Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль». | Презентация к уроку. Портрет писателя. | Реальное и символическое. | Знать основные вехи творческой биографии писателя. | Работа с текстом. Сообщение на тему «Образ Матрены в рассказе Солженицына». Подготовиться к итоговому тестированию. | ||
101 | Итоговое тестирование. | Тесты | Уметь выполнять итоговый тест. | ||||
102 | Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения. | Список книг для летнего чтения. |