Рабочая программа по литературе (профильный уровень, 10 класс, УМК В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 города Тюмени
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе, 10 класс
Углубленный уровень
Рабочая программа по литературе разработана на основе обязательного минимума содержания образования по литературе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Примерной основной образовательной программы среднего общего образования по литературе с учетом авторской программы Русская литература XIX – XX веков: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 10 – 11 класс. Профильный уровень.//В.В.Агеносов, А.Н.Архангельский. – М.: Дрофа, 2019
Срок реализации: 1 год
Количество часов за год – 170 (в неделю - 5 )
Автор программы:
Уфимцева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка, литературы
2020 – 2021 учебный год
Содержание
Раздел | Стр. |
Аннотация……………………………………………………………………………………………………………….. Планируемые результаты освоения учебного предмета……….………………….…………………………………. 4 Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………………….. 6 Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………. 11 Приложение. Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………… | 3 |
Аннотация
Настоящая рабочая программа по литературе для учащихся 10 классов создана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования;
- авторской программы по литературе для 10-11 классов Русская литература XIX – XX веков: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 10 – 11 класс. Профильный уровень.//В.В.Агеносов, А.Н.Архангельский. – М.: Дрофа, 2019
Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
Цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.
Стратегическая цель предмета в 10–11-х классах – завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.
Задачи учебного предмета «Литература»:
получение опыта медленного чтения произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы;
овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты); формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
овладение умением определять стратегию своего чтения;
овладение умением делать читательский выбор;
формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;
овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);
знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;
знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).
Срок реализации программы: 1 год (10 класс)
В соответствии с учебным планом на изучение литературы в 10 классе отведено 170 часов (из расчета 5 часов в неделю при 34 учебных неделях) и 10 % учебного времени на усвоение национально-регионального компонента.
Учебник: Литература: Базовый и углублённый уровни: 10 класс. В 2 частях: учебник / А.Н.Архангельский, Д.П.Бак, М.А.Кучерская и др.; под ред. А.Н.Архангельского. – М.: Дрофа, 2020.
Планируемые результаты освоения учебного предмета ЛИТЕРАТУРА
Выпускник на углубленном уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;
в устной и письменной форме анализировать:
• конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения;
• конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.);
• несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует исходный текст;
ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном литературном процессе, опираясь на:
• понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.);
• знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых значительных произведений;
• представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления;
• знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в исторической динамике;
обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного чтения):
• давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты;
• давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и др.).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет;
опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;
пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса, в том числе современного, в его динамике;
принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых в различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в специализированных изданиях.
Содержание учебного предмета
Русская литература первой половины XIX века (22 часа, в том числе уроки развития речи, регионального компонента, уроки контроля)
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. (1 час, вводный урок+дозированная информация на последующих уроках)
А.С. ПУШКИН (7 часов) Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Стихотворения: "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал...") "Элегия", ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил...", а также пять стихотворений по выбору. Поэма "Медный всадник". Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве пушкина. значение творчества пушкина для русской и мировой культуры.
Трагедия "Борис Годунов".
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (6 часов) Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Стихотворения: "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Как часто, пестрою толпою окружен...", "Валерик", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Выхожу один я на дорогу...", а также пять стихотворений по выбору. ПОЭМА "ДЕМОН" .
Н.В. ГОГОЛЬ (6 часов) Одна из петербургских повестей по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения). «Невский проспект». Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры. В.Г.Белинский о Гоголе.
Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.
Русская литература второй половины XIX века (всего 148 часов, в том числе часы развития речи, внеклассного чтения, регионального компонента, зарубежной литературы, уроки контроля)
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ (10 часов) Драма "Гроза". КОМЕДИЯ "ЛЕС" (ТОЛЬКО ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ). Н.А. ДОБРОЛЮБОВ. "ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ" (ФРАГМЕНТЫ); А.А. ГРИГОРЬЕВ. "ПОСЛЕ "ГРОЗЫ" ОСТРОВСКОГО. ПИСЬМА К И.С. ТУРГЕНЕВУ" (ФРАГМЕНТЫ).
Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.
И.А. ГОНЧАРОВ (10 часов) Роман "Обломов".
ОЧЕРКИ "ФРЕГАТ ПАЛЛАДА". Н.А. ДОБРОЛЮБОВ. "ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА?" (ФРАГМЕНТЫ); А.В. ДРУЖИНИН. "ОБЛОМОВ", РОМАН И.А. ГОНЧАРОВА" (ФРАГМЕНТЫ). История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.
И.С. ТУРГЕНЕВ (20 часов) Роман "Отцы и дети". Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
Ф.И. ТЮТЧЕВ (2 часа) Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
Стихотворения: "Silentium!", "He то, что мните вы, природа...", "Умом Россию не понять...", "О, как убийственно мы любим...", "Нам не дано предугадать...", "Природа - сфинкс. И тем она верней...", "К. Б." ("Я встретил вас - и все былое..."), а также пять стихотворений по выбору.
А.А. ФЕТ (2 часа) Стихотворения: "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Еще майская ночь", а также пять стихотворений по выбору. Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
А.К. ТОЛСТОЙ. (1 час) ПЯТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО ВЫБОРУ. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.
Н.А. НЕКРАСОВ (16 часов) Стихотворения: "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "О Муза! я у двери гроба...", а также пять стихотворений по выбору. Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ РОМАН "ЧТО ДЕЛАТЬ?" (ОБЗОР). ( 2 часа)
Н.С. ЛЕСКОВ ( 6 часов) Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения). Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (10 часов) «История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (16 часов) Роман "Преступление и наказание" Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
ОЧЕРК "ПУШКИН".
Л.Н. ТОЛСТОЙ (24 часа) Роман-эпопея "Война и мир". История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.
А.П. ЧЕХОВ (13 часов) Рассказы: "ПОПРЫГУНЬЯ", "ПАЛАТА № 6", "Студент", "ДОМ С МЕЗОНИНОМ", "Ионыч", "Человек в футляре", "КРЫЖОВНИК", "О ЛЮБВИ", "Дама с собачкой", а также два рассказа по выбору. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
Зарубежная литература второй половины XIX века (8 часов)
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века.
Оноре Бальзак Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Гобсек» как произведение цикла «Человеческая комедия»
Сюжет и композиция. Система образов.
Г. Ибсен Жизнь и творчество (обзор). Драма «Пер Гюнт» (обзорное изучение).
Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.
Сатира в европейской литературе XIX века. У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»
Проблема национального характера в русской и мировой литературе М. Твен. «Том Сойер».
Европейский контекст творчества Тургенева: Г. Флобер. «Госпожа Бовари».
Некрасовская линия в европейской лирике: П. Беранже.
Гёте «Фауст»: герои и проблематика произведения
Творчество А.П. Чехова в европейском контексте: Ги де Мопассан «Пышка».
Региональный компонент
Л.Г.Беспалова. Тюменский край и русские писатели 19 века
А. Рахвалов. Трагедия моего поколения.
О своём народе и для своего народа (творчество Ю.Шесталова).
И.Ермаков. Аврорин табачок.
Г.И.Успенский. Поездки к переселенцам.
Н.Д.Телешов. За Урал. Нужда
Творчество А.Тарханова
Тематическое планирование
Раздел, тема. | Час |
Вводный урок. Романтизм и реализм в русской литературе XIX века, их развитие и взаимодействие. | 1 |
Лирический герой Пушкина-романтика. | 1 |
Своеобразие романтического мира в поэме «Цыганы». | 1 |
Поэма А.С.Пушкина "Медный всадник". | 1 |
Р/Р Как охарактеризовать лирического героя? (Поэзия А.С.Пушкина) | 1 |
«Борис Годунов». Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. | 1 |
Р/Р Как написать отзыв/рецензию на кинофильм? | 1 |
Р/Р Диалог искусств и позиций. Отзыв (эссе) на экранизацию трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина. | 1 |
Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова. Символические образы поэзии | 1 |
Тема поколения в поэзии М.Ю.Лермонтова. Р.К. Развитие лермонтовских традиций в произведении А.Рахвалова «Трагедия моего поколения» | 1 |
Р/Р Как цитировать текст художественного произведения? | 1 |
Образ Демона в одноименной поэме М.Ю.Лермонтова | 1 |
Демониада в живописи М.Врубеля | 1 |
Р/Р Язык литературы и язык кино. Отзыв на экранизации произведений М.Ю. Лермонтова (по выбору) | 1 |
Н.В.Гоголь "Невский проспект" - повесть из цикла "Петербургские повести" | 1 |
Система образов повести "Невский проспект" | 1 |
Р/Р Как научиться цитировать литературно-критическую статью? | 1 |
В.Г.Белинский о Гоголе | 1 |
Р/Р Как определить роль художественной детали в произведении? | 1 |
Функция художественной детали в произведениях Н.В. Гоголя | 1 |
Р.К О краеведческом труде Л.Г.Беспаловой «Тюменский край и русские писатели 19 века» | 1 |
Р/Р Сочинение «Любимые страницы русской литературы первой половины XIX века». | 1 |
ВН Социальная проза О.де Бальзака. «Гобсек». Тема денег в прозе европейских писателей. | 1 |
Русская литература 1840-1860-х годов XIX века и натуральная школа. | 1 |
Кризис натурализма и нигилизма, путь к социально-философской прозе. | 1 |
А.Н. Островский - «Колумб Замоскворечья». Опыт создания национальной драматургической традиции. | 1 |
Пьеса «Гроза». «Жестокие нравы» города Калинова. Речевые характеристики как речевой аналог действия. | 1 |
Варвара и Катерина. Кудряш и Борис. | 1 |
Протест Катерины против «тёмного царства». Проблема нравственного выбора в пьесе. | 1 |
Р/Р Н.А. Добролюбов "Луч света в тёмном царстве" (фрагменты) | 1 |
Р/Р Как определить художественный смысл символики произведения? | 1 |
А.Григорьев "После "Грозы" Островского. Письма к И.Тургеневу" (фрагменты). | 1 |
Система образов в комедии Островского «Лес». | 1 |
Комическое и драматическое в пьесе «Лес». | 1 |
Р/Р Сочинение по творчеству А.Н. Островского | 1 |
Р/Р Сочинение по творчеству А.Н. Островского | 1 |
ВН Г. Ибсен. «Пер Гюнт»: "быть самим собой…" | 1 |
И.А. Гончаров. Судьба и творчество. Романная трилогия писателя как художественное целое. | 1 |
Образ главного героя в романе «Обломов». «Сон Обломова» в контексте романа. | 1 |
Р/Р Как проанализировать вставной эпизод и определить его роль в произведении? | 1 |
Неоднозначная характеристика главного героя в русской критике. А.В.Дружинин. "Обломов", роман И.А.Гончарова" (фрагменты). | 1 |
Обломов и Штольц. Андрей Штольц как антипод Обломова. | 1 |
Р/Р Как научиться характеризовать героев на основе сопоставления? | 1 |
Любовь и семья в жизни Обломова. | 1 |
Р/Р «Обломовщина» как социальное явление. Н.А.Добролюбов "Что такое обломовщина?" (фрагменты). | 1 |
Особенности композиции романа. | 1 |
Р/Р Сочинение/ответ на вопрос по роману И.А.Гончарова «Обломов». | 1 |
ВН Проблема национального характера в русской и мировой литературе М. Твен. «Том Сойер». | 1 |
И. С. Тургенев. Художественный мир писателя. Народные характеры в «Записках охотника». | 1 |
Темы и герои романов И.С. Тургенева (обзор). | 1 |
Роман «Дворянское гнездо» - «наблюдения над русской жизнью» (Тургенев). | 1 |
Р/Р Как характеризовать героя как тип? | 1 |
Общественная атмосфера 60-х годов XIX века и её отражение в романе «Отцы и дети». | 1 |
Р/Р Как охарактеризовать собирательный образ семьи в произведении? | 1 |
Типы семей в романе «Отцы и дети». Старшее поколение. Авторское отношение к героям. | 1 |
«Дети» в романе. Базаров и Аркадий. Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе. | 1 |
Р/Р Как охарактеризовать внутренний мир героя? | 1 |
Неординарность личности Базарова. Нигилизм героя. | 1 |
Р/Р Как определить роль второстепенных персонажей в произведении? | 1 |
Базаров и его «спутники». | 1 |
Роль любовной интриги в произведении. Базаров и Одинцова | 1 |
Хронотоп романа. Второй круг жизненных испытаний Базарова. Идея романа « Отцы и дети». | 1 |
Базаров – «лицо трагическое». Анализ эпизода «Смерть Евгения Базарова». | 1 |
Художественный смысл описания природы. Искусство портрета в творчестве Тургенева. | 1 |
«Отцы и дети» в русской критике. Д.И.Писарев "Базаров" (фрагменты) | 1 |
Экранизация романа «Отцы и дети»: впечатления зрителя и читателя. | 1 |
Р/Р Сочинение по роману И.М. Тургенева «Отцы и дети» | 1 |
Р/Р Сочинение по роману И.М. Тургенева «Отцы и дети» | 1 |
ВН Европейский контекст творчества Тургенева: Г. Флобер. «Госпожа Бовари». | 1 |
Лирика Ф.И. Тютчева: пейзаж как описание природы и как олицетворенное изображение идей. Пантеизм и космизм как поэтическое мироощущение. | 1 |
Любовная лирика и мир философских идей Ф.И. Тютчева; стихи «Денисьевского цикла». | 1 |
Лирическая картина мира А.А. Фета | 1 |
Отказ от общественной тематики как принцип творчества Фета. | 1 |
А.К. Толстой. Своеобразие художественного мира А.К.Толстого. Ведущие темы лирики поэта. | 1 |
Р/Р Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева (А.А. Фета, А.К. Толстого). | 1 |
Судьба лирической поэзии в эпоху торжества социальной прозы. Р.К. Летопись времени в лирике тюменского поэта А.Тарханова | 1 |
Н.А. Некрасов. Личность и творчество. | 1 |
Лирический герой Н.Некрасова. Тема народа в поэзии Н.Некрасова | 1 |
Тема поэта и поэзии в лирике Н.Некрасова | 1 |
Тема любви в поэзии Н.Некрасова | 1 |
Р/Р Как анализировать лирическое произведение? | 1 |
РР Анализ стихотворения | 1 |
Р/Р Как определить жанровые особенности произведения? | 1 |
«Кому на Руси жить хорошо». Жанр произведения. Фольклорные мотивы в поэме. | 1 |
Новаторство поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Эпическое и лирическое в поэме. | 1 |
Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 1 |
Отражение в поэме социальных противоречий. Угнетатели народа. | 1 |
Судьба русской женщины – крестьянки. Образ народного заступника в поэме. | 1 |
Проблема счастья и её решение в поэме. Р.К. О своём народе и для своего народа. Творческий путь Ю Шесталова | 1 |
Некрасов – редактор «Современника». Творчество Некрасова в литературной критике. | 1 |
Р/Р Сочинение по поэме Н.А. Некрасова | 1 |
ВН Некрасовская линия в европейской лирике: П. Беранже. | 1 |
Н.Г.Чернышевский «Что делать?» (обзор). История создания. Эстетическая теория Чернышевского. | 1 |
Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе. | 1 |
Н.С. Лесков. Поиск нового героя: народные праведники, чудаки, странники. | 1 |
«Леди Макбет Мценского уезда». Символичность названия рассказа. | 1 |
«Очарованный странник». Своеобразие повествования. | 1 |
Судьба и философия жизни Ивана Флягина. | 1 |
Творчество Н.С. Лескова в литературной критике. Р.К. Жанр сказа в творчестве И.Ермакова | 1 |
Р/Р Сочинение по творчеству Н.С. Лескова. | 1 |
М. Е. Салтыков-Щедрин. Художественный мир писателя. Особенности сатиры. | 1 |
Градоначальники города Глупова. Притчевый характер «Истории одного города». | 1 |
Образ «Оно» в произведении писателя. | 1 |
Р/Р Как охарактеризовать героя эпического произведения? | 1 |
Сюжет и герои романа «Господа Головлёвы». | 1 |
Р/Р Как охарактеризовать тематику и проблематику произведения? | 1 |
Проблематика и конфликт в романе «Господа Головлёвы». | 1 |
Р/Р Как охарактеризовать эпизод эпического произведения? | 1 |
"Сказки для детей изрядного возраста" М.Е.Салтыкова-Щедрина | 1 |
Р/Р Сочинение. «Эзопов язык в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина» | 1 |
ВН Сатира в европейской литературе XIX века. У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия» (отрывки). | 1 |
Ф.М. Достоевский. Жизненные и творческие искания писателя. Очерк "Пушкин" | 1 |
Христианство и гуманизм в художественной философии Достоевского. Р.К. Достоевский в нашем крае. | 1 |
Р.К. «Записки из Мёртвого дома»: мотивы ссылки и нравственного страдания | 1 |
Своеобразие романа Достоевского "Бедные люди" (к вопросу о жанре) | 1 |
«Преступление и наказание». Сюжет романа. Композиционное значение снов героя. | 1 |
Р/Р Как охарактеризовать сквозной образ произведения? | 1 |
Хронотоп как способ выражения авторской позиции. Образ Петербурга в романе. | 1 |
Страдающий и мыслящий герой. Раскольников среди униженных и оскорблённых. | 1 |
Свобода человеческого выбора и влияние среды. Теория Раскольникова о праве сильной личности. | 1 |
Преступление и нравственные терзания Раскольникова. Анализ сцены убийства | 1 |
Двойники Раскольникова | 1 |
Раскольников и Соня. Смысл названия произведения. | 1 |
Художественные открытия Достоевского (поэтика фантастического реализма). Диалогизм и полифония в романе. | 1 |
Р/Р Н.Н.Страхов "Преступление и наказание" (фрагменты). | 1 |
Р/Р Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского. | 1 |
Р/Р Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского. | 1 |
ВН Гёте «Фауст»: герои и проблематика произведения. | 1 |
Л.Н. Толстой. Художественный мир писателя. | 1 |
Суровая правда войны в «Севастопольских рассказах». | 1 |
От семейной повести и военного очерка к роману-эпопее «Война и мир». «Диалектика души». | 1 |
Светское общество в романе. Анализ эпизода «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.». | 1 |
Светское общество в романе «Война и мир». Анализ сцен из жизни московского высшего общества. | 1 |
«Я» героев романа-эпопеи Толстого «Война и мир». Поиски смысла жизни Болконского и Безухова. | 1 |
Р/Р Как охарактеризовать собирательный образ народа в произведении? | 1 |
Семья как ценность и среда формирования личности героя произведения. Ростовы и Болконские. | 1 |
Быт поместного дворянства в романе. | 1 |
Своеобразие толстовских пейзажей. | 1 |
Личная жизнь толстовских героев. Женские образы в романе. | 1 |
Изображение войны 1805-07 г.г. Анализ эпизодов. | 1 |
Общество и община в изображении Толстого. Образ Платона Каратаева. | 1 |
«Война и мир» как состояние человеческой истории. Отечественная война 1812 г | 1 |
Бородинское сражение. Кутузов и Наполеон в изображении Толстого | 1 |
Партизанская война. «Мысль народная» в романе «Война и мир». | 1 |
Символика романа. Небо как критерий «простоты, добра и правды». | 1 |
Р/Р Как охарактеризовать авторский идеал? | 1 |
Герои романа в эпилоге. Проблема истинного и ложного в романе. | 1 |
Литературный герой и его зрительный образ: экранизация романа-эпопеи «Война и мир». | 1 |
«Мысль семейная» в романе «Анна Каренина». Патриархальный идеал в художественной картине мира. | 1 |
Творчество Л.Н. Толстого в литературной критике. | 1 |
Р/Р Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого. | 1 |
Р/Р Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого. | 1 |
ВН Военная проза писателей XX века (В.Быков. Сотников) | 1 |
ВН Военная проза писателей XX века (К.Воробьев "Убиты под Москвой") | 1 |
А.П. Чехов. Художественный мир писателя. Жанровое разнообразие раннего Чехова. Р.К. Письма из Сибири. | 1 |
Философская картина мира в рассказе «Студент». | 1 |
«Палата № 6». Авторская позиция в рассказе. | 1 |
Человек и среда в рассказе «Ионыч». | 1 |
Проблема идеала в творчестве Чехова: трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». | 1 |
Особенности драматургии А.П. Чехова: бытовой фон и символический подтекст. | 1 |
«Вишнёвый сад». «Дворянское гнездо» Раневской и Гаева. | 1 |
«Подводное течение» в пьесе. Особенности чеховского диалога. | 1 |
Лопахин как новый социальный тип в изображении Чехова. | 1 |
Художественная роль второстепенных персонажей в пьесе. Тема будущего. | 1 |
Р.К. Н.Д.Телешов. За Урал. Нужда | 1 |
Творчество А.П. Чехова в литературной критике. Экранизация произведений писателя. | 1 |
Р/Р Сочинение по творчеству А.П. Чехова | 1 |
ВН Творчество А.П. Чехова в европейском контексте: Ги де Мопассан «Пышка». | 1 |
Мировое значение русской классической литературы | 1 |
Р.К. Сибирь как предмет научного и художественного постижения. Г.И.Успенский «Поездки к переселенцам». Рекомендации летнего чтения. | 1 |
11