Рабочая программа по литературе (УМК В. Я. Коровина, 8 класс, 68 ч)

2
0
Материал опубликован 18 September 2022 в группе

«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО учителей Директор ____________

_________________________ Заместитель директора по УВР Приказ от «___»______________

Руководитель МО _______________ 20__ г. № ____

____________/___________/ Протокол от «___»___________

подпись расшифровка подписи 20__ г. № ____

Протокол от «___»___________





Рабочая программа

по предмету

«Литература»

Класс 8 «А»



Составитель:

Воложина Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №2»

Высшая категория

















Олекминск, 2022


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литература» разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.06.2017 г. № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253».

5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

6. Примерная программа основного общего образования по литературе, авторская  программа по литературе  В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Корови­на (М.: Просвещение, 2022 г.), учебник для общеобразовательных организаций «Литература. 8 класс. В 2 ч. 2022 г.»

7. Учебный план МБОУ «СОШ №2» на 2022-2023 учебный год.

Количество часов по учебному плану– 68 часов (2 часа в неделю). Уровень - базовый.

Обоснованием выбора авторской программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Изменения, внесённые в авторскую программу, не затрагивают изучаемые дидактические единицы (содержание предмета) и распределение количества часов на изучаемые разделы, а также порядок изучения материала. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.

В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно бо­гатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребно­стями имеет художественная литература. В основу кур­са школьной литературы положены принципы связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, а также историзма, традиций новаторства. Задачей кур­са является осмысление историко-культурных сведе­ний, нравственно-эстетических представлений, усвое­ние основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать ху­дожественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направле­но на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, фор­мирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям оте­чественной культуры;

развитие эмоционального восприятия худо­жественного текста, образного и аналитиче­ского мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции: формирование начальных представле­ний о специфике литературы в ряду других ис­кусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведе­ний в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико­-литературных понятий;

овладение умениями: чтения и анализа худо­жественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и не­обходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исто­рического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литератур­ного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.

Данные цели обусловливают решение следующих задач

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образова­ния предусматривает решение следующих основных задач:

обеспечение соответствия основной образова­тельной программы требованиям ФГОС;

обеспечение преемственности начального об­щего. основного общего, среднего (полного) общего образования;

обеспечение доступности получения качест­венного основного общего образования, дости­жение планируемых результатов освоения про­граммы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здо­ровья;

установление требований: к воспитанию и со­циализации обучающихся как части образо­вательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала шко­лы, к обеспечению индивидуального психоло­го-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образователь­ного базиса с учетом не только знаний, но и со­ответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образователь­ного процесса, в:заимодействия всех его участ­ников;

взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про­граммы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучаю­щихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склон­ностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практи­ки, с использованием учреждений дополнительного образования детей;

организация интеллектуальных и творческих со­ревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятель­ности;

участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии вну­тришкольной социальной среды, школьного уклада;

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) дня приоб­ретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское про­ектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психо­логов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями про­фессионального образования, центрами профес­сиональной работы;

сохранение и укрепление физического, психоло­гического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, иннова­ционной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

формирование соответствующей целям обще­го образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образова­ния. определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на достижение основного результа­та образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

признание решающей роли содержания образо­вания, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в до­стижении целей ЛИЧНОСТНОГО и социального развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психоло­гических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятель­ности и форм общения при построении обра­зовательного процесса и определении обра­зовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждо­го обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными воз­можностями здоровья.

Формы и методы преподавания: 1. Работа с учебной, художественной, научно-популярной литературой – технология смыслового чтения; 2. Проблемный диалог, беседа; 3. Элементы анализа текста; 4. Лингвистический эксперимент; 5. Редактирование. 6. Объяснительно-иллюстративный.7. Проектная деятельность; 8. Творческая мастерская; 9. Диспут, дискуссия; 10. Приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»; 11. Просмотр фрагментов кинофильмов, театральных постановок, фонохрестоматия.

Методы, приёмы и виды деятельности обучающихся на уроке

Курс литературы опирается на следующие методы, приемы и виды учебной деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

1. Метод творческого восприятия (метод творческого чтения)

2. Анализирующе-интерпретирующий метод (поисковый, исследовательский)

3.Синтезирующий метод (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании литературы).

Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного об­учения, развития исследовательских навыков, информа­ционно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы, и другие.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Проблема достижения всеми обучающимися обязательного минимума решается использованием технологии уровневой дифференциации обучения. Уровневая дифференциация выражается в том, что обучаясь по одной программе и учебникам, обучающиеся могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Широкое использование современных технологий обучения, таких как социокультурно-адаптивная, здоровьесберегающая, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ и проектная методика, игровые технологии, позволяют интенсифицировать процесс обучения и сделать его более увлекательным и эффективным.

Программа также предусматривает другие варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, видеофильмы, литературоведческие справочники и словари.

Основные виды контроля:

Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по литературе. Этому способствует применение следующих видов контроля:

Предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа по вопросам; мозговой штурм; тестирование, письменный опрос).

Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; подготовка сообщений, докладов, рефератов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, написание мини-сочинений).

Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), составление сравнительной характеристики литературного героя по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов, сочинение синквейнов;

Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций, составление тезисных планов).

Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса «Литература» с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольные работы, контрольное тестирование, анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов): анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность обучающегося, теоретико-литературные знания, дифференцированный зачет с творческим заданием; проектная, исследовательская работа.

Методы контроля:

устные (опрос, взаимоопрос); письменные (письменный опрос, тесты), программированные (медиапрезентации), комбинированные (самоконтроль, рефлексия, смотр знаний, олимпиады, представление читательских интересов).

Реализация межпредметных связей на уроках литературы

Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, учебным курсом «Искусство» без чего невозможно системное освоение основ наук.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- умение различать: факт, мнение, доказательство;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанно беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Планируемые результаты освоения предмета, курса», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно- ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.



II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

III.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


Введение (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество (2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Зацветала у лози лоза», «И туда – гора, и сюда - гора», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).

Из древнерусской литературы (2 ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Житие как жанр литературы (начальные представления). Русская история в картинках

Из литературы XVIII века (5 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Традиции и новаторство комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль». Подготовка к домашнему сочинению по произведению Д.И. Фонвизина “Недоросль». Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века (34 ч)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. Роман «Капитанская дочка». История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин). Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). Классное сочинение по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). Подготовка к домашнему сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы. А.С. Пуш­кин «Цветы последние милей...», М.Ю. Лер­монтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер», А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Май­ков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображе­ние родной природы и выражение авторского настроения, миросозер­цания. Урок-практикум по стихосложению.

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви». История о любви и упущен­ном счастье в рассказе. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Проверочная работа по теме «Из литературы XIX века». Тестирование.


Из русской литературы XX века (5 часов)

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

О. Э. Мандельштам. Слово о поэте. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». Размышления о вечной моральной и философской категории любви.

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.



Писатели улыбаются (2 часа)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности. М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах.

Произведения о Великой Отечественной войне ( 5 часов)

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. А.Т. Твардовский. Слово о писателе. Поэма «Василий Теркин». Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Художественные особенности поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин». В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Картины военного детства. Образ главного героя. Автобиографический характер рассказа.

Современные авторы – детям (1 час)

А. В. Жвалевский, Е.Б. Пастернак. Рассказ «Неудачница». Образ современного подростка в произведении.


Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. (2 часа)

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…». Образы Родины и родной природы в стихах XX века. Богатство и разнообразие чувств и настроений. Урок-практикум по стихосложению.


«Мне трудно без России» (2 часа)

Поэты усского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русского зарубежья о Родине. Итоговая контрольная работа за курс литературы 8 класса. Тестирование

Из зарубежной литературы (7 часов)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты«Её глаза на звёзды не похожи…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Д. Д. Селинджер. Сведения о писателе. Лирико-психологическая повесть «Над пропастью во ржи». Протест против бездушности общества. (Обзор, чтение отрывка)

Подведение итогов года. Рекомендательный список для летнего чтения.



Произведения для заучивания наизусть

Лирические и исторические песни.

А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок);

М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся);

Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор);

Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор);

Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, А. Майкова.

А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор);

Стихотворения о Великой Отечественной войне;

О Родине и родной природе (2 – 3 стихотворения на выбор).



IY. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Раздел. Тема урока

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту


Введение

1 час



Введение. Литература и история.

1




Устное народное творчество

2 часа



Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. Частушка как песенный жанр.

1



Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О покорении Сибири Ермаком».

1




Из древнерусской литературы

2 часа



«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Защита русских земель от на­шествия врагов

1



«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Русская история в картинках

1




Из литературы XVIII века

5 часов



Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. «Сатиры смелый властелин». «Недоросль»: просветительские идеи и русская литература. Комментированное чтение афиши и первого действия.

1



Комментированное чтение комедии: речь и поступки как основное средство создания характера в драматическом произведении

1



Понятие о драматургическом конфликте и его развитии. Чтение по ролям отдельных сцен комедии

1



Традиции и новаторство комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль». Фонвизин и классицизм

1



Подготовка к домашнему сочинению по произведению Д.И. Фонвизина “Недоросль».

1




Из литературы XIX века

34 часа



А. С. Пушкин. Слово о поэте. Отношение писателя к истории и исторической теме в литературе. «История Пугачевского бунта»

1



Историческая эпоха, развитая в вымышлено повествовании. Твор­ческая история романа А.С. Пуш­кина «Ка­питанская дочка»

1



А.С. Пуш­кин «Ка­питанская дочка». Жизнен­ный путь Петра Гринева. Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).

1



А.С. Пуш­кин «Ка­питанская дочка». Система образов романа.

1



А.С. Пуш­кин «Ка­питанская дочка». Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина. Женские образы в романе.

1



А.С. Пуш­кин «Ка­питанская дочка». Образ предводителя народного восстания и его окружения.

1



Исторический труд А. С. Пушкина

1



Классное сочинение по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

1



Классное сочинение по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

1



А.С. Пуш­кин. Сти­хотворения «19 ок­тября» (1825 года), «Туча», «К***» («Я помню чудное мгнове­нье...»)

1



М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Понятие о романтической поэме. «Мцыри» как романтическая поэма.

1



М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Образ романтического героя. Смысл человеческой жизни.

1



Особенности компози­ции поэмы М.Ю. Лер­монтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэ­мы.

1



Начальное представление о романтизме. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики.

1



Подготовка к домашнему сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

1



Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью». О замысле, написании и постановке «Ревизора».

1



«Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная комедия. Чтение произведения.

1



«Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная комедия. Чтение произведения ( продолжение)

1



Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». О новизне «Ревизора».

1



Образ Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Хлестаковщина как общественное явление.

1



Особенности композиционной структуры комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

1



Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель». Образ маленького человека в произведении. Мечта и действительность в повести. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.

1



Образ Петербурга в повести «Шинель».

1



Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя.

1



Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя.

1



М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Художест­венная сатира на со­временные писателю порядки в романе «История одного го­рода» (отры­вок)

1



М.Е. Салтыков-Щедрин. Анализ эпизода романа «История одного города»

1



Н.С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ «Старый гений». Сатира на чинов­ничество в рассказе Н.С. Леско­ва «Старый гений»

1



Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала». Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Нравствен­ность в ос­нове поступ­ков героя рассказа Л.H. Толсто­го «После бала»

1



Л.Н. Толстой. «После бала». Особенности композиции рассказа. Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

1



Поэзия родной природы. А.С. Пуш­кин «Цветы последние милей...», М.Ю. Лер­монтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер», А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Май­ков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображе­ние родной природы и выражение авторского настроения, миросозер­цания

1



Поэзия родной природы. А.С. Пуш­кин «Цветы последние милей...», М.Ю. Лер­монтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер», А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Май­ков «Поле зыблется цветами...». Урок-практикум по стихосложению.

1



А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви». История о любви и упущен­ном счастье в рассказе.

1



Проверочная работа по теме «Из литературы XIX века». Тестирование.

1




Из литературы XX века

5 часов



А.И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

1



А. А. Блок. Слово о писателе. Историче­ская тема в стихо­творении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл

1



О. Э. Мандельштам. Слово о поэте. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». Размышления о вечной моральной и философской категории любви.

1



И.С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ о пути к творчеству «Как я стал писателем»

1



М.А. Осоргин. Слово о писателе. Рассказ «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе.

1




Писатели улыбаются

2 часа



Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко.

«Всеобщая история, обработанная Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий.

1



Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. «История болезни». Сатира и юмор в рассказах.

1




Произведения о Великой Отечественной войне

5 часов



Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1



А.Т. Твардовский. Слово о писателе. Поэма «Василий Теркин». Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

1



Художественные особенности поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

1



В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».

Картины военного детства. Образ главного героя.

1



В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».

Автобиографический характер рассказа.

1




Современные авторы - детям

1 час



А. В. Жвалевский, Е.Б. Пастернак. Рассказ «Неудачница». Образ современного подростка в произведении.





Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

2 часа



Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. Образы Родины и родной природы в стихах XX века. Богатство и разнообразие чувств и настроений.

1



Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. Образы Родины и родной природы в стихах XX века. Богатство и разнообразие чувств и настроений. Урок-практикум по стихосложению.

1




«Мне трудно без России»

2 часа



Поэты русского зарубежья о Родине. Общее и индивидуальное в произведениях русского зарубежья о Родине.

1



Итоговая контрольная работа за курс литературы 8 класса. Тестирование

1




Из зарубежной литературы

7 часов



У. Шекспир. Сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» Семейная вражда и лю­бовь героев в трагедии. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности (Обзор, чтение отдельных сцен)

1



У. Шекспир. Сонеты. Строгость формы сонетов в сочетании с живой мыслью и подлинными чувствами.

1



Ж.-Б. Мольер. Сведения о писателе. Комедия «Мещанин во дворянстве» – са­тира на дво­рянство и невежество буржуа (обзор с чтением отдельных сцен)

1



В.Скотт. Сведения о писателе. Роман «Айвенго». Развитие представлений об историческом романе. Средневековая Англия в романе (Обзор)

1



В.Скотт. Роман «Айвенго» (Чтение отрывка).

1



Д. Д. Селинджер. Сведения о писателе. Лирико-психологическая повесть «Над пропастью во ржи». Протест против бездушности общества. (Обзор, чтение отрывка)

1



Подведение итогов года. Рекомендательный список для летнего чтения.

1











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.