Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по УМК «Перспектива»
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» по итогам обучения во 2 классе
В результате формирования личностных универсальных учебных действий к концу 2 класса у обучающегося будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
• мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
• первоначальные представления о нравственных понятиях (добро, доброжелательность, терпение, уважение, дружба, друг, товарищ, приятель), отражённых в литературных произведениях;
• умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы: «Кого можно назвать другом?», «Что такое настоящая дружба?»; «Как найти друзей?»; «Что значит поступить по совести?»;
• умение хранить традиции своей семьи, своей Родины;
• умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страны; любить свою страну;
• умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения письменности и книгопечатания;
• умение оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
• стремление к успешной учебной деятельности;
• умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность научиться:
• определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
• понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
• понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
В сфере метапредметных учебных действий будут сформированы регулятивные умения:
• ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании;
• знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
• предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут в нём рассматриваться;
• понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план её решения; определять систему вопросов, на которые
предстоит ответить;
• принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;
• проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность научиться:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов;
• составлять план решения вопросов совместно с учителем;
• работать в соответствии с заявленным планом;
• корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
• самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
• выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
• группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
• сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога, в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
• умения находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание;
• умения самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
• задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
• следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
• умения составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
• умения владеть монологической и диалогической формами речи;
• умения высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• умения слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты обучения во 2 классе по литературному чтению
Предметные результаты обучающихся рассматриваются в соответствии с основными разделами Примерной программы по литературному чтению и Рабочей программы по литературному чтению:
• виды речевой и читательской деятельности (аудирование, чтение, слушание; работа с разными видами текстов, библиографическая культура, речевая культура);
• круг детского чтения;
• литературоведческая пропедевтика;
• творческая деятельность.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
а) базовый уровень:
• читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
• самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
б) повышенный уровень:
• под руководством учителя определять главную мысль произведения;
• задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
• пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
• характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? Какой он?);
• делить текст на части под руководством учителя;
• определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
• находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
• сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
• сравнивать прозаический и поэтический тексты;
• наблюдать, как с помощью красок автор передаёт свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.
Учащиеся 2 класса получат возможность научиться (высокий):
• умения читать текст про себя и понимать прочитанное;
• самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
• задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
• самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
• пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
• самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
• находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
а) базовый уровень:
• характеризовать представленную на выставке книгу;
б) повышенный уровень:
• организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под его руководством;
• находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.
Учащиеся 2 класса получат возможность научиться (высокий):
• составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
• самостоятельно составлять аннотацию;
• самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
• пользоваться алфавитным и систематическим каталогом.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
а) базовый уровень:
• определять особенности сказочного текста;
• характеризовать героя произведения;
б) повышенный уровень:
• самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
• различать произведения живописи и произведения литературы;
• различать прозаический и поэтический тексты;
• наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом текстах;
• находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;
• находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения — под руководством учителя.
Учащиеся 2 класса получат возможность научиться (высокий):
• сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять их отличительные особенности;
• выявлять особенности героя художественного рассказа;
• выявлять особенности юмористического произведения;
• определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения; наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают их увидеть;
• выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
а) повышенный уровень
• придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
• читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
• инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства художественной выразительности.
Учащиеся 2 класса получат возможность научиться (высокий):
• выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
• составлять самостоятельно тексты разных жанров;
• писать отзыв на книгу.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ВО 2 КЛАССЕ
Раздел «Любите книгу» (10 часов)
Круг детского чтения. Н. Найденова «Мой друг». В. Боков «Книга – учитель…». Г. Ладонщиков «Лучший друг». Ю. Энтин «Слово про слово», Н. Кончаловская «В Монастырской келье...», Самостоятельное чтение. Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». Семейное чтение. Пословицы. С. Михалков «Будь человеком». Литературоведческая пропедевтика: книга, рукописная книга, иллюстрация, художник–иллюстратор.
Характеристика видов деятельности учеников. Определять тему раздела. Называть основные понятия раздела. Ставить учебные задачи под руководством учителя. Составлять устное сочинение–рассуждение «Зачем надо читать книги». Читать, постепенно увеличивая скорость чтения. Объяснять смысл пословиц. Готовить сообщение о книгах, опираясь на иллюстрации, фотографии, текст. Отвечать на вопросы учителя на основе текста. Участвовать в работе пары, группы. Определять тему выставки. Рассказывать о книге с выставки. Проверять свои знания на основе вопросов, оценивать результат своего труда.
Раздел «Краски осени» (15 часов)
Круг детского чтения. А.С. Пушкин «Унылая пора...». С. Аксаков «Я люблю осень...». А. Твардовский «Меж редеющих верхушек…». Н. Сладков «Сентябрь». А. Майков «Осень». С. Есенин «Закружилась листва золотая…». А. Плещеев «Осень наступила». Народные пословицы и поговорки. Народные загадки. Народные приметы. А. Алексин «Первый день». Л. Яхнин «Осень в лесу». Самостоятельное чтение. С. Маршак «Сентябрь», «Октябрь». Семейное чтение. С. Образцов «Стеклянный пруд». Наш театр. Н. Сладков. Осень.
Литературоведческая пропедевтика: стихотворение, сравнение, выразительное чтение.
Характеристика видов деятельности учеников: Определять тему раздела. Называть основные понятия раздела. Ставить учебные задачи под руководством учителя. Определять слова и выражения, с помощью которых поэты и писатели описывают осень. Отвечать на вопросы учителя с помощью информации текста. Сравнивать произведения литературы и живописи. Составлять устное сочинение об осени. Составлять план рассказа по картине. Рассказывать о картине как произведении искусства. Читать выразительно, стараясь передать настроение. Читать, постепенно увеличивая скорость чтения. Объяснять смысл пословиц. Распределять роли для инсценирования. Инсценировать прочитанное произведение. Определять тему выставки. Рассказывать о книге с выставки. Участвовать в работе пары, группы. Проверять свои знания на основе вопросов, оценивать результат своего труда.
Раздел «Мир народной сказки» (14 часов)
Круг детского чтения. Русская народная сказка «Лиса и заяц». Русская народная сказка «Волк и лиса», «Зимовье». Русская народная сказка «У страха глаза велики». Самостоятельное чтение. Белорусская сказка «Пых». Семейное чтение. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Нанайская сказка «Айога». Татарская сказка «Кукушка». Наш театр. Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Литературоведческая пропедевтика: сказки, сказочный персонаж, вымысел. Характеристика видов деятельности учеников: Определять тему раздела.
Называть основные понятия раздела. Ставить учебные задачи под руководством учителя. Воспроизводить текст сказки на основе серии сюжетных рисунков. Рассказывать сказку подробно на основе прочитанного текста. Определять особенности сказочного текста. Называть героев сказки. Характеризовать героев сказки на основе называния качеств. Отвечать на вопросы учителя с помощью информации текста. Читать, постепенно увеличивая скорость чтения. Участвовать в работе пары, группы. Распределять роли для инсценирования. Инсценировать прочитанное произведение. Определять тему выставки. Рассказывать о книге с выставки. Проверять свои знания на основе вопросов, оценивать результат своего труда.
Раздел «Весёлый хоровод» (13 часов)
Круг детского чтения. Потешки, заклички, приговорки, перевертыши. Э. Успенский «Память». Ю. Мориц «Хохотальная путаница». Самостоятельное чтение. Д. Хармс «Весёлый старичок». К. Чуковский «Небывальщина». Семейное чтение. К. Чуковский «Путаница». Литературоведческая пропедевтика: потешки, заклички, небылицы. Характеристика видов деятельности учеников: Определять тему раздела. Называть основные понятия раздела. Ставить учебные задачи под руководством учителя. Различать потешку, небылицу, закличку. Понимать, что у разных народов были свои малые жанры устного народного творчества. Отвечать на вопросы учителя с помощью информации текста. Читать, постепенно увеличивая скорость чтения. Определять тему выставки. Рассказывать о книге с выставки. Участвовать в работе пары, группы. Проверять свои знания на основе вопросов, оценивать результат своего труда.
Раздел «Мы — друзья» (13 часов)
Круг детского чтения. Э. Мошковская «Странные вещи со мною случаются...». Пословицы разных народов о дружбе. М. Пляцковский «Настоящий друг». В. Орлов «Я и мы». В. Осеева «До первого дождя». Н. Носов «На горке». Самостоятельное чтение. С. Михалков «Как друзья познаются». Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Семейное чтение. А. Гайдар «Чук и Гек».
Литературоведческая пропедевтика: басня. Характеристика видов деятельности учеников: Определять тему раздела. Называть основные понятия раздела. Ставить учебные задачи под руководством учителя. Рассуждать, что такое дружба, какими качествами характера должен обладать настоящий друг, кого мы называем настоящим другом. Объяснять смысл прочитанных или прослушанных произведений. Отвечать на вопросы учителя с помощью информации текста. Читать, постепенно увеличивая скорость чтения. Определять тему выставки. Рассказывать о книге с выставки. Распределять роли, инсценировать, оценивать результат своего выступления в паре, в группе. Участвовать в работе пары, группы. Проверять свои знания на основе вопросов, оценивать результат своего труда.
Раздел «Здравствуй, Матушка Зима!» (11 часов)
Круг детского чтения. С. Маршак «Декабрь». А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя». Ф. Тютчев «Чародейкою зимою». С. Есенин «Поет зима, аукает…». К. Бальмонт «Лес совсем уж стал сквозистый...». С. Есенин «Берёза». П. Вяземский «Здравствуй в белом сарафане…». А. Барто «Дело было в январе…». С. Михалков «Говорят под Новый год…». С. Дрожжин «Улицей гуляет…»
Литературоведческая пропедевтика: стихотворения русских поэтов, выразительное чтение.
Характеристика видов деятельности учеников: Определять тему раздела. Называть основные понятия раздела. Ставить учебные задачи под руководством учителя. Читать, постепенно увеличивая скорость чтения. Анализировать план подготовки к выразительному чтению. Читать выразительно, выделяя голосом важные слова, стараясь передать настроение. Отбирать произведения, которые можно читать на утреннике.
Готовиться к участию в утреннике: учить стихи, разучивать игры. Определять тему выставки. Участвовать в работе пары, группы. Проверять свои знания на основе вопросов, оценивать результат своего труда.
Раздел «Чудеса случаются» (15 часов ).
Круг детского чтения. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Д. Харрис «Братец Лис и братец Кролик». Э. Распэ «Оттаявшие звуки». К. Чуковского. Рассказ о герое. К. Чуковский «Бибигон». Самостоятельное чтение. К. Чуковский «Бибигон и пчела». Семейное чтение. М. Горький «Воробьишко». Наш театр. К. Чуковский. «Краденое солнце». Проект: Спектакль: «Краденое солнце».
Литературоведческая пропедевтика: авторская сказка, автор, вымысел.
Характеристика видов деятельности учеников: Определять тему раздела. Называть основные понятия раздела. Ставить учебные задачи под руководством учителя. Читать, постепенно увеличивая скорость чтения. Анализировать план подготовки к пересказу сказки. Пересказывать сказку.
Определять особенности литературной сказки. Называть героев сказки. Рассказывать о героях сказки. Определять тему выставки. Участвовать в работе пары, группы. Проверять свои знания на основе вопросов, оценивать результат своего труда.
Раздел «Весна, весна! И все ей радо!» (8 часов ).
Круг детского чтения. А. Майков «Ласточка примчалась...». К. Паустовский «Весна». Ф. Тютчев «Зима недаром злится...» И. Никитин «Весна». А. Плещеев.
«Весна». И. Шмелев «Ах, весна». Т. Белозёров «Подснежники». А. Чехов «Весной». А. Фет «Уж верба…». А. Барто «Апрель».
Самостоятельное чтение. С. Маршак «Май». Саша Чёрный «Зелёные стихи». Семейное чтение. И. Токмакова «Весна». И. Соколов-Микитов «Весна». Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев».
Литературоведческая пропедевтика: стихотворение, рифма.
Характеристика видов деятельности учеников: Определять тему раздела. Называть основные понятия раздела. Ставить учебные задачи под руководством учителя. Читать, постепенно увеличивая скорость чтения. Определять тему стихотворения. Сравнивать стихотворения по теме. Называть настроение. Находить слова, которые помогают почувствовать настроение. Знать, что такое рифма. Называть рифму. Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять тему выставки. Участвовать в работе пары, группы. Проверять свои знания на основе вопросов, оценивать результат своего труда.
Раздел «Мои самые близкие и дорогие» (8 часов).
Круг детского чтения. Р. Рождественский «На земле хороших людей немало…». Ю Энтин «Песня о маме». Ю. Яковлев «Мама». Е. Агранович «Нет в России семьи такой» Б. Заходер «С папой мы давно решили…». Д. Родари «Кто командует». Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…». А. Барто «Перед сном».
Самостоятельное чтение. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…», «Разлука». Б. Заходер «Никто». Семейное чтение. Л. Толстой «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Правда всего дороже». Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить».
Характеристика видов деятельности учеников: Определять тему раздела. Называть основные понятия раздела. Ставить учебные задачи под
руководством учителя. Обсуждать основные ценностные понятия: семья, родные, согласие, ответственность. Читать, постепенно увеличивая скорость чтения. Определять тему стихотворения. Сравнивать стихотворения по теме. Называть настроение. Находить слова, которые помогают почувствовать настроение. Объяснять, почему Родину называют матерью. Определять тему выставки. Участвовать в работе пары, группы. Проверять свои знания на основе вопросов, оценивать результат своего труда.
Раздел «Люблю все живое» (17 часов).
Круг детского чтения. И. Токмакова «Радость». Саша Чёрный «Жеребёнок». С. Михалков «Мой щенок». Г. Снегирев «Пингвиненок». М. Пришвин «Ребята и утята». Н. Рубцов «Коза». Н. Рубцов «Про зайца». Из Энциклопедии «Про зайца». В. Берестов «С фотоаппаратом». А. Барто «Думают ли звери». В. В. Бианки. «Хитрый лис и умная уточка». В. Берестов «Заяц–барабанщик», «Коза». Самостоятельное чтение. Н. Сладков «Весенний звон», «Сосулькина вода», «Лисица и ёж». Семейное чтение. В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?». Г. Снегирев «Куда улетают птицы?» Наш театр. В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок».
Литературоведческая пропедевтика: стихотворение и рассказы о природе.
Характеристика видов деятельности учеников: Определять тему раздела. Называть основные понятия раздела. Ставить учебные задачи под руководством учителя. Читать, постепенно увеличивая скорость чтения. Делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать на основе коллективно составленного плана. Понимать особенности научно–познавательного текста. Сравнивать научно–познавательный текст и художественный. Определять тему выставки. Участвовать в работе пары, группы. Проверять свои знания на основе вопросов, оценивать результат своего труда.
Раздел «Жизнь дана на добрые дела» (9часов).
Круг детского чтения. В. Осеева. Три товарища. С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». Л. Яхнин «Пятое время года». Н. Носов. «Фантазеры». Семейное чтение. И. Крылов «Лебедь, рак и щука». Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности»,
Характеристика видов деятельности учеников: Определять тему раздела. Называть основные понятия раздела. Ставить учебные задачи под руководством учителя. Читать, постепенно увеличивая скорость чтения. Обсуждать нравственные ценности: трудолюбие, честность, вежливость, взаимопомощь. Определять тему и главную мысль произведения. Делить текст на части, озаглавливать, готовиться к пересказу. Инсценировать. Определять тему выставки. Участвовать в работе пары, группы. Проверять свои знания на основе вопросов, оценивать результат своего труда.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Любите книгу | 10 |
2 | Краски осени | 15 |
3 | Мир народной сказки | 14 |
4 | Веселый хоровод | 3 |
5 | Мы - друзья | 13 |
6 | Здравствуй, матушка Зима! | 11 |
7 | Чудеса случаются | 15 |
8 | Весна, весна! И все ей радо! | 8 |
9 | Мои самые близкие и дорогие | 8 |
10 | Люблю все живое | 17 |
11 | Жизнь дана на добрые дела | 9 |
Всего | 136 |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
DOCX / 58.11 Кб
Источники:http://old.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=47435