Рабочая программа по математике для студентов СПО
Министерство образования и науки Республика Башкортостан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Уфимский топливно-энергетический колледж
ОДОБРЕНО Методической цикловой комиссией математических дисциплин Протокол № 1 «29» августа 2020г. Председатель МЦК ________ Г.В. Сухарева. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР __________ Г.Р. Дымова «___» _________ 2020г |
.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДП. 04. Математика
Специальность 21.02.03 Сооружение и эксплуатация
газонефтепроводов и газохранилищ
Базовая подготовка
2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ
базовой подготовки, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.04.2014 г. № 401.
Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Уфимский топливно-энергетический колледж
Разработчик: С.Х. Валиева - преподаватель ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Г.В. Сухарева, председатель МЦК математических дисциплин ГАПОУ Уфимский топливно - энергетический колледж
Содержательная экспертиза: Г.Р. Дымова, зам. директора по УР ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
условия реализации учебной дисциплины | 16 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ | 18
21 |
6. ЛИСТ ОБНОВЛЕНИЙ 23
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Математика
Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина является профильной общеобразовательной дисциплиной. Учебная дисциплина относится к обязательной предметной области "Математика и информатика".
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Основные цели:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественно-научных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Учебный материал представлен в форме чередующегося развертывания основных содержательных линий:
алгебраическая линия, включающая систематизацию сведений о числах; изучение новых и обобщение ранее изученных операций (возведение в степень, извлечение корня, логарифмирование, синус, косинус, тангенс, котангенс и обратные к ним); изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и прикладных задач;
теоретико-функциональная линия, включающая систематизацию и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
линия уравнений и неравенств, основанная на построении и исследовании математических моделей, пересекающаяся с алгебраической и теоретико-функциональной линиями и включающая развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований для решения уравнений, неравенств и систем; формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных и специальных дисциплин;
геометрическая линия, включающая наглядные представления о пространственных фигурах и изучение их свойств, формирование и развитие пространственного воображения, развитие способов геометрических измерений, координатного и векторного методов для решения математических и прикладных задач;
стохастическая линия, основанная на развитии комбинаторных умений, представлений о вероятностно-статистических закономерностях окружающего мира.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;
вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
находить производные элементарных функций;
использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах;
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
для построения и исследования простейших математических моделей;
для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера;
для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Требования к результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины
1. Личностные:
сформированность представлений о математике как универсальном языке науки,
средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;
понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры
через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической
культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной
жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
2. Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
целеустремлённость в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира.
3. Предметные результаты:
сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;
сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Содержание дисциплины ориентировано на формирование общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 305 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 234 часа;
самостоятельной работы обучающегося 71 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 305 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 234 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 116 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 71 |
в том числе: | |
выполнение реферата | 10 |
работа с учебной и справочной литературой | 10 |
созданий презентаций | 7 |
тестирование | 5 |
создание моделей многогранников и тел вращения | 2 |
решение задач | 8 |
конспект | 9 |
работа с микрокалькулятором | 1 |
составление тестов | 4 |
домашняя контрольная работа | 9 |
поисковая работа | 6 |
выполнение исследовательской работы | - |
выполнение индивидуального проекта | - |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Алгебра | | | | |
Тема1.1 | | 10/10/8 | | |
Развитие понятия о числе. Корни, степени и логарифмы | Содержание учебного материала: | | ||
Целые, рациональные действительные числа. | 2 | 2 | ||
Степень числа с натуральным и целым показателем. | 2 | 2 | ||
Корень n-ой степени. Степень с рациональным показателем. | 4 | 2 | ||
Логарифм числа. Формула перехода к новому основанию. | 2 | 2 | ||
Практические занятия: | | | ||
Выполнение арифметических действий над рациональными числами. | 2 | |||
Преобразование алгебраических выражений, содержащих степени. | 2 | |||
Преобразование алгебраических выражений, содержащих логарифмы. | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | | |||
Создание тестов по теме «Действия над степенями». | 2 | |||
Вычисление десятичных и натуральных логарифмов (работа с микрокалькулятором) | 2 | |||
Домашняя контрольная работа «Преобразование алгебраических выражений» | 2 | |||
Степень числа с любым действительным показателем | 2 | |||
Тема 1.2 | | 6/6/4 | | |
Функции и их свойства | Содержание учебного материала: | | | |
Числовые функции, способы их задания | 2 | 2 | ||
Свойства функций | 2 | 2 | ||
Область определения функции | 2 | 2 | ||
Практические занятия: | | | ||
Область определения и область значений функции | 2 | |||
Построение графиков функции | 2 | |||
Преобразования графиков функций | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | | |||
Презентация по теме «Числовые функции и их графики» | 2 | |||
Реферирование на тему «Степенные функции и их графики» | 2 | |||
Тема 1.3 | | 8/6/6 | | |
Показательные, логарифмические и степенные функции | Содержание учебного материала: | | | |
1. | Степенные функции, их свойства и графики | 2 | 2 | |
2. | Показательные функции, их свойства и графики | 2 | 2 | |
3. | Логарифмические функции, их свойства и графики | 2 | 2 | |
4. | Функция y=, их свойства и графики | 2 | 2 | |
Практические занятия: | | | ||
1. | Построение графиков степенной функции | 2 | ||
2. | Построение графиков показательных и логарифмических функций | 2 | ||
3. | Преобразования графиков функций | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | | |||
1. | Презентация по теме: «Преобразование графиков». | 2 | ||
2. | Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях (поисковая работа) | 4 | ||
Тема 1.4 | | 12/12/6 | | |
Иррациональные, показательные, логарифмические уравнения и неравенства | Содержание учебного материала: | | | |
1. | Рациональные уравнения и их системы | 2 | 2 | |
2. | Показательные уравнения. Методы их решения. | 2 | 2 | |
3. | Логарифмические уравнения. Методы их решения | 2 | 2 | |
4. | Иррациональные уравнения. Методы их решения. | 2 | 2 | |
5. | Рациональные неравенства и их системы. | 2 | 2 | |
6. | Показательные и логарифмические неравенства | 2 | 2 | |
Практические занятия: | | | ||
1. | Решение рациональных уравнений | 2 | ||
2. | Решение показательных уравнений. | 2 | ||
3. | Решение логарифмических уравнений | 2 | ||
4. | Решение иррациональных уравнений. | 2 | ||
5. | Решение показательных и логарифмических неравенств. | 2 | ||
6. | Решение систем уравнений и неравенств. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | | |||
1. | Конспект на тему «Графическое решение неравенств и систем неравенств» | 2 | ||
2. | Домашняя контрольная работа «Решение систем уравнений и неравенств» | 2 | ||
3. | Решение уравнений и неравенств с параметром | 2 | ||
Тема 1.5 | | 14/12/16 | | |
Основы тригонометрии | Содержание учебного материала: | | | |
1. | Числовая окружность. | 2 | 2 | |
2. | Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. | 2 | 2 | |
3. | Основные тригонометрические тождества. | 2 | 2 | |
4. | Формулы приведения | 2 | 2 | |
5. | Тригонометрические функции, их свойства и графики | 2 | 2 | |
6. | Обратные тригонометрические функции | 2 | 2 | |
7. | Простейшие тригонометрические уравнения. | 2 | 2 | |
Практические занятия: | | | ||
1. | Преобразование числовых и угловых аргументов | 2 | ||
2. | Преобразование тригонометрических выражений | 2 | ||
3. | Применение формул приведения | 2 | ||
4. | Преобразования графиков функции: симметрия, растяжение, сжатие. | 2 | ||
5. | Методы решения тригонометрических уравнений | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | | |||
1. | Тригонометрические функции суммы и разности углов. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и обратные преобразования | 4 | ||
2. | Функциональные зависимости в реальных процессах и природных явлениях | 2 | ||
3. | Тестирование по теме «Формулы приведения». | 2 | ||
4. | Рефераты на тему «Тригонометрия в геометрии» | 2 | ||
5. | Преобразование тригонометрических выражений Синус, косинус двойного угла Формулы половинного угла. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного угла | 4 | ||
6. | Простейшие тригонометрические неравенства | 2 | ||
Раздел 2. Начала математического анализа | | | | |
Тема 2.1 | | 6/4/7 | | |
Теория пределов | Содержание учебного материала: | | | |
1. | Числовая последовательность и ее свойства | 2 | 2 | |
2. | Предел числовой последовательности. | 2 | 2 | |
3. | Предел функции | 2 | 2 | |
Практические занятия: | | | ||
1. | Вычисление пределов последовательностей | 2 | ||
2. | Вычисление пределов функций | 2 | ||
Самостоятельная работа учащихся: | | |||
1. | Число . Натуральные логарифмы. | 3 | ||
2. | Ассимптоты графика функции | 2 | ||
3. | Предел суммы бесконечно убывающей последовательности | 2 | ||
Тема 2.2 | | 14/14/6 | | |
Дифференциальное исчисление | Содержание учебного материала: | | | |
1. | Средняя и мгновенная скорость | 2 | 2 | |
2. | Определение производной. | 2 | 2 | |
3. | Правила дифференцирования | 2 | 2 | |
4. | Производная показательной и логарифмической функций | 2 | 2 | |
5. | Производная сложной и обратной функции | 2 | 2 | |
6. | Касательная и нормаль к графику функции | 2 | 2 | |
7. | Исследование функций с помощью производной | 2 | 2 | |
Практические занятия: | | | ||
1. | Дифференцирование по правилам | 2 | ||
2. | Дифференцирование сложной функций | 2 | ||
3. | Исследование функций с помощью производной | 2 | ||
4. | Исследование функций на направление выпуклости | 2 | ||
5. | Построение эскизов графиков функций | 2 | ||
6. | Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке | 2 | ||
7. | Механический и геометрический смысл производной | 2 | ||
Самостоятельная работа учащихся: | | |||
1. | Тестирование «Вычисление производной функций» | 2 | ||
2. | Исследование функций с помощью производной (домашняя контрольная работа) | 2 | ||
3. | Конспект на тему «Приближенные вычисления с помощью производной» | 2 | | |
Тема 2.3 | | 6/8/5 | | |
Интегральное исчисление | Содержание учебного материала: | | | |
1. | Определение первообразной | 2 | 2 | |
2. | Неопределенный интеграл. Правила интегрирования | 2 | 2 | |
3. | Определенный интеграл. Формула Ньютона - Лейбница | 2 | 2 | |
Практические занятия: | | | ||
1. | Интегрирование элементарных функций | 2 | ||
2. | Вычисление определенного интеграла | 2 | ||
3. | Вычисление площадей плоских фигур | 2 | ||
4. | Примеры применения интеграла в физике | 2 | ||
Самостоятельная работа учащихся: | | |||
1. | Домашняя контрольная работа «Вычисление определенного интеграла» | 2 | ||
2. | Поисковая работа «Интегралы в окружающем мире» | 3 | ||
Раздел 3 Комбинаторика, статистика и теория вероятностей | | | | |
Тема 3.1 | | 10/8/2 | | |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей | Содержание учебного материала: | | | |
1. | Перестановки, размещения и сочетания | 2 | 2 | |
2. | Случайные события и их вероятности | 2 | 2 | |
3. | Теоремы сложения и умножения вероятностей | 2 | 2 | |
4. | Формулы Байеса. Формула Бернулли. | 2 | 2 | |
5. | Математические характеристики случайной величины | 2 | 2 | |
Практические занятия: | | | ||
1. | Расчет числа размещений и сочетаний | 2 | ||
2. | Решение задач на вычисление вероятности | 4 | ||
3. | Вычисление математического ожидания и дисперсии случайной величины | 2 | ||
Самостоятельная работа учащихся: | | |||
1. | Конспект на тему «Числовые характеристики дискретной случайной величины» | 2 | ||
Тема 3.2 | | 4/6/2 | | |
Элементы математической статистики | Содержание учебного материала: | | | |
1. | Обработка информации. Представление данных | 2 | 2 | |
2. | Генеральная совокупность. Среднее арифметическое, медиана | 2 | 2 | |
Практические занятия: | | | ||
1. | Составление таблиц распределения | 2 | ||
2. | Вычисление среднего арифметического, медианы | 2 | ||
3. | Вычисление выборочного математического ожидания и выборочной дисперсии | 2 | ||
Самостоятельная работа учащихся: | | |||
1. | Предмет и задачи математической статистики | 2 | ||
Раздел 4 Геометрия | | | | |
Тема 4.1 | | 6/4/2 | | |
Координаты и векторы в пространстве | Содержание учебного материала: | | | |
1. | Декартова система координат в пространстве. | 2 | 2 | |
2. | Расстояние между точками | 2 | 2 | |
3. | Вектор. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. | 2 | 2 | |
Практические занятия: | | | ||
1. | Вычисление расстояния между точками. Деление отрезка в отношении. | 2 | ||
2. | Вычисление координат вектора. | 2 | ||
Самостоятельная работа учащихся: | | |||
1. | Векторное произведение в пространстве | 2 | ||
Тема 4.2 | | 10/10/4 | | |
Многогранники | Содержание учебного материала: | | | |
1. | Параллельность плоскостей в пространстве | 2 | 2 | |
2. | Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве | 2 | 2 | |
3. | Призма | 2 | 2 | |
4. | Параллелепипед | 2 | 2 | |
5. | Пирамида | 2 | 2 | |
Практические занятия: | | | ||
1. | Решение задач на доказательство | 2 | ||
2. | Построение многогранников | 2 | ||
3. | Призма. Параллелепипед. Решение задач | 2 | ||
4. | Пирамида. Решение задач. | 2 | ||
5. | Усеченная пирамида. Решение задач. | 2 | ||
Самостоятельная работа учащихся: | | |||
1. | Конспект на тему «Углы между прямыми в пространстве. Угол между прямой и плоскостью» | 2 | ||
2. | Исследовательская работа «Правильные и полуправильные многогранники» | 2 | ||
Тема 4.3 | | 8/6/2 | | |
Тела вращения | Содержание учебного материала: | | | |
1. | Цилиндр | 2 | 2 | |
2. | Конус | 2 | 2 | |
3. | Шар и его части. Уравнение сферы | 4 | 2 | |
Практические занятия: | | | ||
1. | Цилиндр. Решение задач | 2 | ||
2. | Конус. Решение задач. | 2 | ||
3. | Построение тел вращения и их сечений | 2 | ||
Самостоятельная работа учащихся: | | |||
1. | Реферат «Цилиндрические и конические поверхности» | 2 | ||
Тема 4.4 | | 4/10/2 | | |
Площади и объемы | Содержание учебного материала: | | | |
1. | Площади и объемы многогранников | 2 | 2 | |
2. | Площади и объемы тел вращения. | 2 | 2 | |
Практические занятия: | | | ||
1. | Вычисление площадей и объемов многогранников | 4 | ||
2. | Вычисление площадей объемов тел вращения | 2 | ||
3. | Вычисление площади сферы, объема шара и его частей | 2 | ||
4. | Решение задач с помощью определенного интеграла | 2 | ||
| Самостоятельная работа учащихся: | | ||
| 1. | Контрольная работа «Вычисление площадей поверхностей и объемов тел с помощью определенного интеграла» | 2 | |
Всего | | | 234 (118/116/72) |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математики».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- методические указания по выполнению практических работ;
- комплект учебных таблиц и плакатов
- наглядные пособия;
- контрольно-измерительные материалы;
Технические средства обучения:
- калькуляторы.
3.2. Интерактивные методы обучения
Методы активизации:
- методы ИКТ;
- работы в команде;
- ролевые игры;
- проблемное обучение;
- обучение на основе опыта;
- индивидуальное обучение;
- междисциплинарное обучение;
- опережающая самостоятельная работа.
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов:
1. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
2. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
3. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
4. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
5. Гусев В.А., Григорьев С.Г., Иволгина С.В. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
Дополнительные источники:
1. Атанасян Л.С. Геометрия 10-11 класс учебник. Практикум. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2015г.,336 с.
2. Мордкович А.Г, Алгебра и начала анализа. Задачник – М.: Мнемозина, 2015г.,375 с.
Интернет-ресурсы:
1. Геометрический смысл производной. Режим доступа: http://www.youtube.com/ .
2. Первообразная и неопределенный интеграл. Режим доступа: http://www.youtube.com/.
3. Интегрирование по частям. Режим доступа: http://www.youtube.com/.
4. Таблица основных интегралов. Режим доступа: http://www.youtube.com/.
5. Непосредственной интегрирование. Режим доступа: http://www.youtube.com/.
6. Метод подстановки. Режим доступа: http://www.youtube.com/.
7. Понятие определенного интеграла. Режим доступа: http://www.youtube.com/.
8. Теория вероятности. Режим доступа: http://www.youtube.com/.
9. Комплексные числа. Режим доступа: http://www.youtube.com/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения; | - письменная самостоятельная работа - письменная контрольная работа - практическая проверка - комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос, и групповая самостоятельная работа - тестирование |
находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах; | |
выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций | - письменная самостоятельная работа - письменная контрольная работа - практическая проверка - тестирование - индивидуальная работа с электронным учебником |
вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции | |
определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках | |
строить графики изученных функций, иллюстриро-вать по графику свойства элементарных функций | |
использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин | |
находить производные элементарных функций; использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков | - письменная самостоятельная работа - письменная контрольная работа - практическая проверка - комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы - тестирование - составление и решение задач прикладного и практического содержания |
применять производную для проведения прибли-женных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения | |
вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла; | |
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы; |
использовать графический метод решения уравнений и неравенств; | - письменная самостоятельная работа - письменная контрольная работа - практическая проверка - тестирование - метод практического контроля |
изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными; | |
составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах; | - письменная самостоятельная работа - практическая проверка - письменная контрольная работа - комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы - создание моделей многогранников и круглых тел |
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул; | |
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов; | |
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; | |
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; | |
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; | |
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач; | |
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды; | |
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); | |
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; | |
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач | - письменная самостоятельная работа - практическая проверка - письменная контрольная работа - письменная самостоятельная работа - практическая проверка - письменная контрольная работа |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства; для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков; решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения; | |
для построения и исследования простейших математических моделей; для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; анализа информации статистического характера; для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства. | |
Знания: | |
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; | - фронтальный опрос - устный зачет - письменный зачет - письменная проверка в форме математического диктанта, - защита реферата, - самостоятельная работа с книгой и другими материалами - выполнение презентации - тестирование - индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий - контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий |
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии; | |
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; | |
вероятностный характер различных процессов окружающего мира |
5. ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Графическое решение уравнений и неравенств.
Правильные и полуправильные многогранники.
Конические сечения и их применение в технике.
Исследование уравнений и неравенств с параметром.
Обратные тригонометрические функции, их свойства, графики.
Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
Исследование линейной, кусочно-линейной, дробно-линейной функций.
Среднее значение и их применение в статистике.
Векторные задания прямых и плоскостей в пространстве.
Треугольник Паскаля.
Тела вращения. Построения сечений.
Многогранники в архитектуре.
Правильные многогранники. Геометрические тайны пирамид.
Геометрические тела вокруг нас (призма, параллелепипед).
Пирамиды – самые совершенные сооружения в мире.
Эллипсоид. Замечательные свойства эллипсоида.
Степенные ряды. Свойства степенных рядов.
Извлечение корней высоких степеней.
10 способов решения квадратных уравнений.
Иррациональные уравнения и неравенства.
Прикладные задачи на экстремумы.
Синусоиды вокруг нас.
Применение тригонометрии в физике. Области применения тригонометрии.
Лабиринты в жизни.
Тайна гармонии "Пропорция. Основное свойство пропорции
Геометрия Лобачевского.
Графы и их применение в архитектуре.
Приложение математики в педиатрии. А именно: расчет максимального и минимального артериального давления (формула Молчанова); расчет прибавки массы детей; расчет прибавки роста детей; расчет питания (объемный и калорийный способы)
Астрономия на координатной плоскости.
Вектор розы ветров.
Вклад российских математиков, физиков и механиков в Победу над Германией в Великой Отечественной войне.
Выгодно ли жить в долг?
Гармония золотого сечения.
География и геометрия моего города.
Звездное небо и математика.
Несколько доказательств теоремы Пифагора.
Проценты и кредит.
Цифровой анализ судеб людей.
6. Лист обновлений
2020-2021 г.
Изменение №1 от 29.08.2020, с.1 | |
БЫЛО | СТАЛО |
Министерство образования | Министерство образования и науки |
Основание: Подпись Валиева С.Х. | |
Изменение №3 от 29.08.2015, с. 11-18 | |
БЫЛО | СТАЛО |
Тема 1.5 Основы тригонометрии - 32 ч Тема 2.1 Теория пределов – 18 ч Тема 4.1 Координаты и векторы в пространстве -14 ч Тема 4.3 Тела вращения – 14ч | Тема 1.5 Основы тригонометрии - 34 ч Тема 2.1 Теория пределов – 16 ч Тема 4.1 Координаты и векторы в пространстве -12 ч Тема 4.3 Тела вращения – 16ч |
Основание: рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования, разработанными ФИРО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015г.), ФГОС среднего общего образования(утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 с изменениями от 29 декабря 2014 г. приказ N 1645), примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» , рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол №3 от 21 июля 2015г.) Подпись Валиева С.Х. |
9