12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Коробова Эмма1143 Россия, Брянская обл., Брянск Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Рабочая программа по математике для 3 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе требований ФГОС с учетом УМК «Школа России», авторской программы «Математика» авторов М. И. Моро и др. сборника рабочих программ «Школа России» 1–4 классы, М.: Просвещение, 2011.
На изучение математики в 3 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 136 ч часов в год из расчета 4 часа в неделю на 34 учебные недели.
Количество проверочных и контрольных работ представлено в таблице согласно учебным триместрам, исходя из требований УМК, авторской программы:
Форма контроля | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | Итого |
Проверочная работа | 1 | 1 | 4 | 6 |
Контрольная работа | 1 | 2 | 1 | 4 |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | 2 | |
Комплексная работа | 1 | 1 | 2 |
В тематическое планирование рабочей программы не внесены изменения. .
В тематическое планирование включены часы на проведение промежуточной аттестации учащихся. Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Программа будет реализована в 2017/2017 учебном году.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание учительских оценок успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
* правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;
** начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
** уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интереса к изучению учебного предмета «Математика»:количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать
математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изученияотдельных тем.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
* контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признаками на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные понятия (число, величина, геометрическая фигура);
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
полнее использовать свои творческие возможности;
смысловому чтению текстов математического содержания (общие умения) в соответствии с поставленными целями и
задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для её представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов,стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
* контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм 2 == 100 см 2 , 1 м 2 = 100 дм 2 ; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины
(килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида a : a, 0 : a;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических
действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими
элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 ч)
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (56 ч.)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃ 4 = 9, 27 ׃х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.
Доли
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (27 ч.)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч.)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч.)
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 ч)
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение (9 ч.)
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.
Проверка знаний (1 ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | |
I триместр – 36 уроков | ||||
Сложение и вычитание, (продолжение) | 8 | По плану | Фактически | |
1, 2, | Знакомство с учебником. Устные и письменные приемы сложения и вычитания | 2 | 1.09, 4.09, 5.09 | |
3 | Числовые выражения | 1 | 6.09 | |
4 | Буквенные выражения | 1 | 8.09 | |
5 | Решение уравнений с неизвестным слагаемым | 1 | ||
6 | Обозначение геометрических фигур буквами | 1 | ||
7 | Свойства сложения | 1 | ||
8 | Порядок действий в выражениях. Задания логического и поискового характера | |||
Табличное умножение и деление, (продолжение) | 28 | |||
1 | Конкретный смысл действия умножения Деление. Связь умножения и деления. | 1 | ||
2 | Выводная контрольная работа | 1 | ||
3 | Вычисление неизвестных компонентов умножения и деления | 1 | ||
4 | Решение задач на умножение и деление | 1 | ||
5 | Порядок действий в выражениях. | 1 | ||
6, 7, 8 | Зависимости между пропорциональными величинами. | 3 | ||
9, 10 | Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, | 2 | ||
11 | Текстовые задачи на кратное сравнение чисел | 1 | ||
12, 13 | Задачи на нахождение четвертого пропорционального | 2 | ||
14 | Комплексная работа | 1 | ||
15 | Задания логического и поискового характера | 1 | ||
16 | Странички для любознательных | 1 | ||
17 | Умножение числа 4, на 4 и соответствующие случаи деления | 1 | ||
18 | Закрепление таблиц умножения и деления на 4 | 1 | ||
19 | Умножение числа 5, на 5 и соответствующие случаи деления. | 1 | ||
20 | Закрепление таблиц умножения и деления на 5 | 1 | ||
21 | Умножение числа 6, на 6 и соответствующие случаи деления | 1 | ||
22 | Закрепление таблиц умножения и деления на 6. | 1 | ||
23 | Математические игры. Наш проект «Математические сказки». | |||
24 | Таблица умножения числа 7, на 7 и соответствующие случаи деления | 1 | ||
25 | Закрепление таблиц умножения и деления на 7. | 1 | ||
26 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | ||
27 | Проверочная работа по теме «Табличное умножение и деление с числами 4, 5, 6, 7 | 1 | ||
28 | Что узнали? Чему научились? | 1 | ||
II триместр – 52 урока | ||||
Табличное умножение и деление, (продолжение) | 28 | |||
1 | Таблица умножения и деления с числом 8 | 1 | ||
2 | Закрепление таблицы умножения и деления на 8 | 1 | ||
3 | Таблица умножения и деления с числом 9. | 1 | ||
4 | Закрепление таблиц умножения и деления с числом 9. | 1 | ||
5 | Сводная таблица умножения. | 1 | ||
6 | Решение задач | 1 | ||
7 | Закрепление таблицы умножения | 1 | ||
8 | Контрольная работа по теме «Таблица умножения» | 1 | ||
9 | Понятие площади. Меры площади. | 1 | ||
10 | Вычисление площади | 1 | ||
11 | Площадь прямоугольника | 1 | ||
12 | Решение задач на вычисление площади прямоугольника | 1 | ||
13 | Правила а * 1, а : 1, 0 : а | 1 | ||
14, 15 | Текстовые задачи в 3 действия | 2 | ||
16 | Круг. Окружность | 1 | ||
17 | Радиус, диаметр, центр окружности. Вычерчивание окружностей с использованием циркуля | 1 | ||
18 | Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование | 1 | ||
19 | Сравнение долей. | 1 | ||
20 | Задачи на нахождение доли числа. | 1 | ||
21 | Задачи на нахождение числа по доле. | 1 | ||
22 | Задачи на нахождение числа по доле и вычислении доли числа | 1 | ||
23 | Единицы времени — год, месяц, сутки | 1 | ||
24 | Задания, содержащие логические связки «все», «если, … то». | 1 | ||
25 | Странички для любознательных» | 1 | ||
26, 27 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились | 2 | ||
28 | Промежуточная аттестация | 1 | ||
Внетабличное умножение и деление | 27 | |||
1,2 | Умножение и деление вида 20*4, 80:4 | 2 | ||
3 | Умножение суммы на число | 1 | ||
4,5 | Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 6. Деление суммы на число. | 2 | ||
6, 7, 8 | Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3 | 3 | ||
9, 10 | Прием деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22 | 2 | ||
11 | Проверочная работа по теме «Внетабличное умножение и деление» | 1 | ||
12, 13 | Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатами умножения и деления | 2 | ||
14, 15, 16, 17 | Закрепление приемов внетабличного умножения и деления | 4 | ||
18, 19, 20 | Деление с остатком | 3 | ||
21 | Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление» | 1 | ||
22 | Работа над ошибками | 1 | ||
23 | Решение задач на нахождение четвертого пропорционального | 1 | ||
24 | Выражение с двумя переменными | 1 | ||
III триместр – 48 уроков | ||||
25 | Решение задач на нахождение четвертого пропорционального | 1 | ||
26 | Логические задачи. Наш проект «Задачи-расчеты» . | 1 | ||
27 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему | 1 | ||
Числа от 1 до 1 000. Нумерация | 13 ч | |||
1 | Устная и письменная нумерация. | 1 | ||
2 | Письменная нумерация трехзначных чисел | 1 | ||
3 | Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. | 1 | ||
4 | Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1 | ||
5 | Решение задач. Контроль знаний (тестовая форма) | 1 | ||
6 | Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе | 1 | ||
7,8 | Сложение и вычитание, основанное на знании нумерации | 2 | ||
9 | Римские цифры | 1 | ||
10 | Проверочная работа по теме «Нумерация трехзначных чисел» | 1 | ||
11 | Закрепление знаний по теме «Нумерация…» | 1 | ||
12 | Странички для любознательных. | 1 | ||
13 | Единицы массы — килограмм, грамм | 1 | ||
Числа от 1 до 1 000.Сложение и вычитание | 10 ч | |||
1, 2 | Приемы устного сложения и вычитания | 2 | ||
3 | Приемы письменного сложения без перехода через разряд. | 1 | ||
4 | Приемы письменного вычитания без перехода через разряд. | 1 | ||
5 | Приемы письменного сложения с переходом через разряд. | 1 | ||
6 | Приемы письменного вычитания с переходом через разряд. | 1 | ||
7 | Виды треугольников | 1 | ||
8 | Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел. | 1 | ||
9 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел» | 1 | ||
10 | Странички для любознательных | 1 | ||
Умножение и деление | 12 ч | |||
1. 2 | Устные приемы умножения и деления трехзначного числа | 2 | ||
3, 4, 5, | Прием письменного умножения трехзначного числа на однозначное | 3 | ||
6, 7, 8, | Прием письменного деления трехзначного числа на однозначное | 3 | ||
9 | Проверочная работа по теме «Умножение и деление трехзначного числа на однозначное» | 1 | ||
10 | Знакомство с калькулятором | 1 | ||
11 | Повторение пройденного | |||
12 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000» | 1 | ||
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» . | 9 | |||
1 | Закрепление знаний о сложении и вычитании | 1 | ||
2 | Закрепление знаний об умножении и делении | 1 | ||
3 | Комплексная работа | 1 | ||
4 | Решение задач на вычисление площади и периметра | 1 | ||
5 | Решение задач изученных видов | 1 | ||
6 | Промежуточная аттестация | 1 | ||
7, 8, 9 | Действия с трехзначными числами | 3 | ||
10 | Контроль знаний | 1 |