Рабочая программа по математике для детей 5-6 лет на основе методики Л.Г. Петерсон
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОСТАЛЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОШ №13 С УИОП»
Рабочая программа
(познавательное развитие)
Возраст детей: 5,5 -6,5 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Кондратьева Наталья Николаевна,
воспитатель
г.о. Электросталь 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | Стр. 3 |
Актуальность, Цель, Задачи программы | Стр. 3 - 4 |
Принципы, Отличительные особенности программы | Стр. 4 |
Планируемые результаты | Стр. 5 |
Тематический план | Стр.6 |
Диагностика | Стр. 10 |
Перспективное планирование | Стр. 13 - 21 |
Методическое обеспечение программы | Стр. 22 |
Список литературы | Стр. 23 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Интеллектуальное развитие дошкольников – одна из основных задач в дошкольном образовании. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников - перехода от традиционного информационно-накопительного метода обучения к наиболее перспективному – развивающему обучению. Обучение дошкольников должно развивать у детей активность, самостоятельность, творческое мышление. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.
Одним из наиболее значимых отличий дошкольного образования от
следующих уровней – начального и основного общего образования –
заключается в том, что развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется
не в учебной деятельности, а через различные виды детской деятельности.
Именно поэтому программа «Занимательная математика» строится на оптимальных для дошкольников формах организации детских видов деятельности, таких как, игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные), беседы, решение проблемных ситуаций, моделирование, экспериментирование и др.
Актуальность разработки программы кружка «Занимательная математика» обусловлена поиском путей совершенствования процесса математической подготовки к обучению детей дошкольного возраста.
Цель данной программы – формировать элементарные математические представления у детей.
Задачей программы является развитие:
- логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);
- мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия);
- сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение);
- любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно - исследовательской деятельности, игре, общении и др.);
- находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
- вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
- мелкой моторики;
В основу программы положены следующие принципы:
учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
содействие и сотрудничество детей и взрослого;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Отличительные особенности программы:
Программа «Занимательная математика» направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. В своей деятельности я использую комплексный подход, направленный на развитие всех необходимых психологических компонентов: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Программа предназначена для детей 5,5 -6,5 лет.
Срок реализации программы – 8 месяцев (с октября по май) . Режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 25 минут. Общее количество занятий – 32 занятия.
Планируемые результаты
У детей освоивших программу сформированы следующие знания, умения и навыки:
- Умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными, соотносит запись чисел 1-10 с количеством предметов.
-Умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при сравнении пользоваться знаками =, ≠, <, >, отвечать на вопрос: «На сколько больше?»; сравнивать числа на основании знания свойств числового ряда.
-Умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5.
-Умеет составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам, отвечать на вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах пяти.
-Умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражать в речи зависимость результата измерения величин от величины мерки.
-Умеет выражать словами местонахождение предмета относительно другого человека, умеет ориентироваться на листе бумаги.
В качестве форм отслеживания и фиксации результатов программы используется журнал посещаемости, материалы анкетирования родителей, фото занятий, отзывы родителей.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
-мониторинг усвоения детьми Программы
-открытые показы родителям, педагогам
Материально-техническое обеспечение:
- Демонстрационный материал «Игралочка .Математика для детей 5-6лет». Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова;
- Учебная тетрадь «Игралочка. Математика для детей 5-6 лет» Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова;
- Раздаточный материал тетрадь «Игралочка. Математика для детей 5-6 лет» Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова;
- цветные карандаши, пеналы.
- счетный материал
Тематический план
Месяц | № п/п | Тема | Продолжительность занятия | Диагностика | |
Октябрь | 1 | Повторение: количественный и порядковый счет в пределах 8; сравнение по длине | 25 минут | Середина октября (см. Диагностическую карту) | |
2 | Повторение: Соотнесение предметов с геометрическими формами; Понятия «справа-слева» | 25минут | |||
3 | Свойства предметов и символы | 25минут | |||
4 | Свойства предметов и символы | 25 минут | |||
Всего: 1час 40 минут | |||||
Ноябрь | 1 | Таблицы | 25 минут | | |
2 | Число 9.Цифра 9. | 25минут | |||
3 | Число 0.Цифра 0 | 25 минут | |||
4 | Число 10. Запись числа 10. | 25минут | |||
Всего: 1 час 40 минут | |||||
Декабрь | 1 | Сравнение групп предметов. Знак = | 25минут | ||
2 | Сравнение групп предметов. Знаки = и = | 25минут | |||
3 | Сложение | 25минут | |||
4 | Переместительное свойство сложения | 25минут | |||
Всего: 1 час 40 минут | |||||
Январь | 1 | Сложение | 25минут | ||
2 | Вычитание | 25минут | |||
3 | Вычитание | 25минут | |||
4 | Вычитание | 25минут | |||
Всего: 1 час 40 минут | |||||
Февраль | 1 | Сложение и вычитание | 25минут | ||
2 | Сложение и вычитание | 25минут | |||
3 | Больше, меньше, столько же | 25минут | |||
4 | Знаки | 25минут | |||
Всего: 1 час 40 минут | |||||
Март | 1 | На сколько больше, меньше? | 25минут | ||
2 | На сколько длиннее, выше | 25минут | |||
3 | Измерение длины | 25минут | |||
4 | Измерение длины | 25минут | |||
Всего: 1 час 40 минут | |||||
Апрель | 1 | Измерение длины | 25минут | ||
2 | Объемные и плоскостные фигуры | 25минут | |||
3 | Сравнение по объему | 25минут | |||
4 | Измерение объема | 25минут | | ||
Всего: 1 час 40 минут | |||||
Май | 1 | Измерение объема | 25минут | Середина мая (см. Диагностическую карту) | |
2 | Повторение | 25минут | |||
3 | Повторение | 25минут | |||
4 | Повторение | 25минут | |||
Всего: 1 час 40 минут | |||||
Итого: 32 занятия , 13 часов 20 минут |
Диагностическая карта
Руководитель:____Кондратьева Н.Н.________________________________
№ П/П | Фамилия, имя ребенка | | Умения и навыки детей | | ||||||||||||||||||||
Умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными, соотносит запись чисел 1-10 с количеством предметов. | Умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при сравнении пользоваться знаками =, ≠, <, >, отвечать на вопрос: «На сколько больше?»; сравнивать числа на основании знания свойств числового ряда. | Умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5. | Умеет составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам, отвечать на вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах пяти. | Умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражать в речи зависимость результата измерения величин от величины мерки | Умеет выражать словами местонахождение предмета относительно другого человека, умеет ориентироваться на листе бумаги. | Вывод | ||||||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |||||||||||
1. | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
2. | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
3 | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
4 | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
5 | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
6 | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
7 | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
8 | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
9 | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
10 | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
11 | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
12 | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
13 | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
14 | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
15 | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
16 | | | | | | | | | | | | | | | |
Уровень подготовки:
В – высокий Н – начало года
С – средний К – конец года
Н – низкий
Высокий уровень: ребенок выполняет действия безошибочно, не испытывая затруднений
Средний уровень: ребенок выполняет действия, допуская некоторое количество ошибок, с затруднениями
Низкий: ребенок испытывает существенные трудности при выполнении задания, часто допускает ошибки
Перспективное планирование
ОКТЯБРЬ
Занятие 1 Повторение: количественный и порядковый счет в пределах 8;
сравнение по длине
Цель: повторить порядковый счет до восьми, числа и цифры 1-8, актуализировать умение соотносить цифру с количеством предметов, умение составлять числовой ряд.;
Повторить формы геометрических фигур, способ сравнения предметов по длине путем наложения.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность:
игра «Пересчитай предметы», «Найди пару», «Команда», «Собери бусы».
Занятие 2 Повторение: Соотнесение предметов с геометрическими формами;
Понятия «справа-слева»
Цель: повторить формы геометрических фигур, закрепить умение определять форму предметов окружающей обстановки;
Закрепить понятия «справа-слева»
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность:
игра «Наведи порядок», «Назови правильно», «Разложи лекарства», игра «Строители»
Занятие 3 Свойства предметов и символы
Цель: сформировать представления о способах обозначения свойств предметов с помощью знаков (символов), опыт придумывания и использования таких обозначений.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в городе. Игровая
деятельность: игра «Продавцы», «Тяжелая покупка», «Покупатели», «Клумба».
Занятие 4 Свойства предметов и символы
Цель: тренировать умение понимать и использовать символы, сформировать представление о том, как обозначить отрицание «не» с помощью зачеркивания.
Содержание деятельности: Дидактическая игра с карточками «Уберем игрушки».
Включение нового знания в систему знаний ребенка и
повторение: игра «Не забудь», «Новоселье», «Забор»
НОЯБРЬ
Занятие 1 Таблицы
Цель: сформировать представление о таблице, строке и столбце, первичный опыт определения и выражения в речи места фигуры в таблице
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в Магазине. Игровая
деятельность: игра «Дом», «Кто где живет?», «Бабушка», «Ремонт»
Тема 2 Число 9.Цифра 9.
Цель: познакомить с цифрой 9, порядковым счетом до 9, сформировать умение соотносить цифру 9 с количеством; тренировать умение сравнивать численность двух групп предметов путем пересчета и составления пар, различать изученные геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве относительно себя.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: к вам пришли гости.
Игровая деятельность: игра «Садовники», «Письмо», «Бабочки», «В группы соберись!»
Занятие 3 Число 0.Цифра 0
Цель: сформировать представление о числе и цифре 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность:
игра «Билеты», «Грибы», «Времена года»
Физкультминутка «Наведи порядок». Дидактическая
игра: «Накрой на стол», «Что где?».
Занятие 4 Число 10. Запись числа 10.
Цель: сформировать умение считать до 10, различать запись числа 10 и соотносить ее с 10 предметами; тренировать умение сравнивать количество путем пересчета и путем составления пар, соотносить цифры 1-9 с количеством, прямой и обратный счет до 10, умение составлять числовой ряд.
Содержание деятельности : Введение в игровую ситуацию: в лесу. Игровая
деятельность: игра «Сбор урожая»», «Напиши число», «Яблонька»,
Физкультминутка «Отдых в лесу», «Ягодка для мамы».
Включение нового знания в систему знаний ребенка и
повторение: игра с раздаточным материалом «Письмо
друзьям», «Вкусные ягоды».
ДЕКАБРЬ
Занятие 1 Сравнение групп предметов. Знак =
Цель: сформировать представление о равных группах предметов, умение устанавливать их равенство путем составления идентичных пар, познакомить со знаком =.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в магазине. Игровая
деятельность: игра «Поездка на трамвае», «Новогодние подарки», «Помоги другу», «Собираемся в школу
Занятие 2 Сравнение групп предметов. Знаки = и =
Цель: : сформировать представление о равных и неравных группах предметов, умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и фиксировать результат сравнения с помощью знаков = и = .
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в гости в страну
геометрических фигур. Игровая деятельность: игра
«Посадка в самолет», «Сок на завтрак», «Сравни грузы»
Тема 3 Сложение
Цель: сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность:
игра «Разбитая ваза», «В магазине», « Письмо бабушке», «Трамвай»
Занятие 4 Переместительное свойство сложения
Цель: сформировать представление о переместительном свойстве сложения; закрепить представления о смысле сложения групп предметов и записи сложения с помощью знака +, тренировать умение выполнять действие сложения, счетные умения в пределах 10.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию.
Игровая деятельность: игра «Фрукты», «Деление на пары», «В лесу», «Найди пару», «Художники».
ЯНВАРЬ
Занятие 1 Сложение
Цель: сформировать представление о смысле сложения групп предметов, записи сложения с помощью знака +, взаимосвязи между частью и целым, тренировать умение выполнять действие сложения, счетные умения.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию Игровая
деятельность: игра «Рецепт», «Чунга-чанга», «Готовим лекарство».
Занятие 2 Вычитание
Цель: сформировать представление о вычитании как об удалении части из целого, о записи вычитания с помощью знака - .
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в театре. Игровая
деятельность: игра «Покупка подарков», «Письмо бабушке», «В школу».
Занятие 3 Вычитание
Цель: закрепить представление о вычитании, умение выполнять действие вычитания групп предметов и чисел и записывать его с помощью знака -, сформировать представление о взаимосвязи между целым и частью.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в город, где живут
числа. Игровая деятельность: игра «Вкусный завтрак», «Деление на пары», «Разложи по местам»
Тема 4 Вычитание
Цель: закрепить представления о смысле вычитания, умение выполнять вычитание на основе предметных действий, тренировать умение записывать вычитание с помощью знака -; составлять и решать задачи по картинкам.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая
деятельность: игра «Фотограф», «Найди и исправь ошибки»,
«Найди пару», «Выложи орнамент».
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1 Сложение и вычитание
Цель: закрепить представления о сложении и вычитании, умение их выполнять на основе предметных действий, тренировать умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + и -, сформировать представление о взаимосвязи между сложением и вычитанием.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: летом в лесу. Игровая
деятельность: игра «Найди свою группу», «Разные фигуры», «Переменка», «Урок рукоделия»
Занятие 2 Сложение и вычитание
Цель: закрепить представления о сложении и вычитании, умение их выполнять на основе предметных действий, тренировать умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + и -, сформировать представление о взаимосвязи между сложением и вычитанием, составлять и решать задачи на сложение и вычитание по картинкам.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в магазине. Игровая
деятельность: игра «На огороде», «Поварята», «По порядку-становись».
Занятие 3 Столько же, больше, меньше
Цель: уточнить представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар, сформировать умение записывать результат этого сравнения с помощью знаков = и = и определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше/меньше и на сколько.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая
деятельность: игра «Команды», «По росту становись!», «Вкусное варенье», «»В школу» .
Занятие 4 Знаки >, <
Цель: сформировать представление о знаках >, <, умение использовать их для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар, закрепить умение определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше/меньше и на сколько
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию.
Игровая деятельность: игра «За картошкой», «Столбики», «Кого больше?», «Живые числа», «В школу».
МАРТ
Занятие 1 На сколько больше? На сколько меньше?
Цель: сформировать представление о сравнении чисел на основе их расположения в числовом ряду, умение с помощью предметных действий отвечать на вопрос «На сколько одно число больше/меньше другого?»
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию.
Игровая деятельность: игра «Прятки с числами», «Переучет», «На сколько больше/меньше?», «В школу».
Занятие 2 На сколько длиннее (выше)?
Цель: уточнить представления о сравнении по длине/высоте и сформировать умение определять на предметной основе, на сколько один предмет длиннее/выше или короче/ниже, чем другой.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: строим новый теремок.
Игровая деятельность: игра «Сравни по высоте и длине», «Покупка», «На сколько длиннее?», «Расставь по порядку», «Подбери вышку.»
Занятие 3 Измерение длины
Цель: сформировать представления об измерении длины предметов с помощью мерки; закрепить представления детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между частью и целым, тренировать счетные умения
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая
деятельность: игра «Шарф», «Дорога», «Мост», «Сруби елку».
Занятие 4 Измерение длины
Цель: закрепить умение измерять длину предметов с помощью мерки, сформировать представления о зависимости результата измерения длины от величины мерки
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая
деятельность: игра «Поводок», «Дорога»., «Разные шаги», «Ремонт», «Мед и пчелы», «Выложи узор»
АПРЕЛЬ
Занятие 1 Измерение длины
Цель: сформировать представление о том, что сравнивать по длине можно только тогда, когда измерения ведутся одинаковой меркой, тренировать умение измерять длину предметов с помощью мерки, пользуясь алгоритмом, закрепить представления о зависимости результата измерения длины от величины мерки.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность:
игра «Покупки», «Живые числа», «Сравни числа».
Занятие 2 Объемные и плоскостные фигуры
Цель: сформировать представление о том, чем отличаются плоские и пространственные фигуры, о том, из каких элементов состоят пространственные фигуры.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию.
Игровая деятельность: игра «На что похоже?», «Прятки», «Фотографы», «Больше или меньше» , «Расставь по местам».
Занятие 3 Сравнение по объему
Цель: сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему, умение с помощью переливания (пересыпания) определять, какой сосуд больше по объему, а какой меньше.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность:
игра «Переход через границу», игра «Найди чашку», «Фотограф», «Столько же», «Рассели по домам»
Занятие 4 Измерение объема
Цель: закрепить представления о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания, сформировать представления об измерении объема сосудов с помощью мерки.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность: игра «Разные кастрюли», «Повара», «Яблоки»
МАЙ
Занятие 1 Измерение объема
Цель: закрепить представления о сравнении по объему с помощью измерения, сформировать представление о зависимости результата измерения объема от величины мерки.
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию.
Игра «Найди пару», «Одинаковые бочки», «Наполни бочку», «Помощники», «На речке», «Вкусный морс»
Занятие 2 Повторение
Цель: повторить геометрические фигуры: цилиндр, куб, конус, призма, шар, куб; закреплять умение соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком элементов
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: поможем жителям
геометрической страны. Игровая деятельность: игра
«Переход через болото», «Помоги ежу», «Спасение
жителей геометрической страны», «Поиск обратной
дороги».
Занятие 3 Повторение
Цель: повторить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), закрепить умение находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; закреплять умение находить ритмические последовательности; находить общий признак в совокупности предметов
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: к вам пришли гости.
Игровая деятельность: игра «Гости», «Карандаши».
Включение нового знания в систему знаний ребенка и
повторение: игра «Сделай бусы», «Наведи порядок».
Занятие 4 Повторение
Цель: повторить сравнение предметов по толщине; повторить количественный и порядковый счет в пределах 8; закрепить умение соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком элементов
Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая
деятельность: игра «Времена года». Включение
нового знания в систему знаний ребенка и
повторение: игра «В разном ритме», «Орнаменты»,
«Найди пару», «Выложи орнамент». Работа в тетради
Методическое обеспечение программы.
В своей работе с детьми я использую следующие методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- объяснительно-иллюстративный;
- игровой;
- частично – поисковый;
- исследовательский
воспитания:
- мотивация;
- стимулирование;
- поощрение;
- упражнение
При проведении занятий применяются различные педагогические технологии:
- технология группового обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология исследовательской деятельности;
- технология игровой деятельности;
- технология коллективной творческой деятельности.
Каждое занятие имеет следующие этапы:
Организационный этап
Основная часть
Окончание занятия
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альтхауз Д. «Цвет, форма, количество» М.: Баллас, 2004
2. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» М.: Детство-Пресс, 2008
3. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» М. Детство-Пресс,
2005
4. Михайлова З.А. «Математика от 3 до 6» СПб.: Питер, 2006
5. Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. «Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» Методические рекомендации.» М.: Просвещение, 2021
6. Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. Рабочая тетрадь «Игралочка» для детей 4-5 лет М.: Баласс, 2004
7. Сербина Е.В. «Математика для малышей» М.: Детство-Пресс, 2002
8. Смоленцева А.А. « Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием»
М.: Владос, 2009.
9