Рабочая программа по математике для детей 5-6 лет на основе методики Л.Г. Петерсон

0
0
Материал опубликован 15 September 2022

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОСТАЛЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОШ №13 С УИОП»


Рабочая программа

«Занимательная математика»

(познавательное развитие)


Возраст детей: 5,5 -6,5 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Кондратьева Наталья Николаевна,

воспитатель






г.о. Электросталь 2021 г.





СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Стр. 3

Актуальность, Цель, Задачи программы

Стр. 3 - 4

Принципы, Отличительные особенности программы

Стр. 4

Планируемые результаты

Стр. 5

Тематический план

Стр.6

Диагностика

Стр. 10

Перспективное планирование

Стр. 13 - 21

Методическое обеспечение программы

Стр. 22

Список литературы

Стр. 23











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интеллектуальное развитие дошкольников – одна из основных задач в дошкольном образовании. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников - перехода от традиционного информационно-накопительного метода обучения к наиболее перспективному – развивающему обучению. Обучение дошкольников должно  развивать у детей активность, самостоятельность, творческое мышление. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.

Одним из наиболее значимых отличий дошкольного образования от

следующих уровней – начального и основного общего образования –

заключается в том, что развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется

не в учебной деятельности, а через различные виды детской деятельности.

Именно поэтому программа «Занимательная математика» строится на оптимальных для дошкольников формах организации детских видов деятельности, таких как, игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные), беседы, решение проблемных ситуаций, моделирование, экспериментирование и др.

Актуальность разработки программы кружка «Занимательная математика» обусловлена поиском путей совершенствования процесса математической подготовки к обучению детей дошкольного возраста.

Цель данной программы – формировать элементарные математические представления у детей.

Задачей программы является развитие:

- логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);

- мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия);

- сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение);


- любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно - исследовательской деятельности, игре, общении и др.);

- находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

- вариативного мышления, воображения, творческих способностей;

- мелкой моторики;


В основу программы положены следующие принципы:

учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

содействие и сотрудничество детей и взрослого;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Отличительные особенности программы:

Программа «Занимательная математика» направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. В своей деятельности я использую комплексный подход, направленный на развитие всех необходимых психологических компонентов: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Программа предназначена для детей 5,5 -6,5 лет.

Срок реализации программы – 8 месяцев (с октября по май) . Режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 25 минут. Общее количество занятий – 32 занятия.


Планируемые результаты

У детей освоивших программу сформированы следующие знания, умения и навыки:

- Умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными, соотносит запись чисел 1-10 с количеством предметов.

-Умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при сравнении пользоваться знаками =, , <, >, отвечать на вопрос: «На сколько больше?»; сравнивать числа на основании знания свойств числового ряда.

-Умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5.

-Умеет составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам, отвечать на вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах пяти.

-Умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражать в речи зависимость результата измерения величин от величины мерки.

-Умеет выражать словами местонахождение предмета относительно другого человека, умеет ориентироваться на листе бумаги.

В качестве форм отслеживания и фиксации результатов программы используется журнал посещаемости, материалы анкетирования родителей, фото занятий, отзывы родителей.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

-мониторинг усвоения детьми Программы

-открытые показы родителям, педагогам

Материально-техническое обеспечение:

- Демонстрационный материал «Игралочка .Математика для детей 5-6лет». Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова;

- Учебная тетрадь «Игралочка. Математика для детей 5-6 лет» Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова;

- Раздаточный материал тетрадь «Игралочка. Математика для детей 5-6 лет» Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова;

- цветные карандаши, пеналы.

- счетный материал





Тематический план

Месяц

п/п

Тема

Продолжительность занятия

Диагностика



Октябрь

1

Повторение:

количественный и порядковый счет в пределах 8;

сравнение по длине


25 минут



Середина октября

(см. Диагностическую карту)

2

Повторение:

Соотнесение предметов с геометрическими формами;

Понятия «справа-слева»


25минут

3

Свойства предметов и символы

25минут

4

Свойства предметов и символы

25 минут

Всего: 1час 40 минут

Ноябрь

1

Таблицы

25 минут


2

Число 9.Цифра 9.

25минут

3

Число 0.Цифра 0

25 минут

4

Число 10. Запись числа 10.

25минут

Всего: 1 час 40 минут

Декабрь

1

Сравнение групп предметов. Знак =

25минут

2

Сравнение групп предметов. Знаки = и =

25минут

3

Сложение

25минут

4

Переместительное свойство сложения

25минут

Всего: 1 час 40 минут

Январь

1

Сложение

25минут

2

Вычитание

25минут

3

Вычитание

25минут

4

Вычитание

25минут

Всего: 1 час 40 минут

Февраль

1

Сложение и вычитание

25минут

2

Сложение и вычитание

25минут

3

Больше, меньше, столько же

25минут

4

Знаки

25минут

Всего: 1 час 40 минут

Март

1

На сколько больше, меньше?

25минут

2

На сколько длиннее, выше

25минут

3

Измерение длины

25минут

4

Измерение длины

25минут

Всего: 1 час 40 минут

Апрель

1

Измерение длины

25минут

2

Объемные и плоскостные фигуры

25минут

3

Сравнение по объему

25минут

4

Измерение объема

25минут


Всего: 1 час 40 минут

Май

1

Измерение объема

25минут

Середина мая

(см. Диагностическую карту)

2

Повторение

25минут

3

Повторение

25минут

4

Повторение

25минут

Всего: 1 час 40 минут

Итого: 32 занятия , 13 часов 20 минут







Диагностическая карта

Руководитель:____Кондратьева Н.Н.________________________________

П/П

Фамилия, имя ребенка


Умения и навыки детей


Умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными, соотносит запись чисел 1-10 с количеством предметов.

Умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при сравнении пользоваться знаками =, ≠, <, >, отвечать на вопрос: «На сколько больше?»; сравнивать числа на основании знания свойств числового ряда.

Умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5.

Умеет составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам, отвечать на вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах пяти.

Умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражать в речи зависимость результата измерения величин от величины мерки

Умеет выражать словами местонахождение предмета относительно другого человека, умеет ориентироваться на листе бумаги.

Вывод


н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.
















2.
















3
















4
















5
















6
















7
















8
















9
















10
















11
















12
















13
















14
















15
















16




















Уровень подготовки:

В – высокий Н – начало года

С – средний К – конец года

Н – низкий

Высокий уровень: ребенок выполняет действия безошибочно, не испытывая затруднений

Средний уровень: ребенок выполняет действия, допуская некоторое количество ошибок, с затруднениями

Низкий: ребенок испытывает существенные трудности при выполнении задания, часто допускает ошибки


Перспективное планирование

ОКТЯБРЬ

Занятие 1 Повторение: количественный и порядковый счет в пределах 8;

сравнение по длине

Цель: повторить порядковый счет до восьми, числа и цифры 1-8, актуализировать умение соотносить цифру с количеством предметов, умение составлять числовой ряд.;

Повторить формы геометрических фигур, способ сравнения предметов по длине путем наложения.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность:

игра «Пересчитай предметы», «Найди пару», «Команда», «Собери бусы».

Занятие 2 Повторение: Соотнесение предметов с геометрическими формами;

Понятия «справа-слева»

Цель: повторить формы геометрических фигур, закрепить умение определять форму предметов окружающей обстановки;

Закрепить понятия «справа-слева»

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность:

игра «Наведи порядок», «Назови правильно», «Разложи лекарства», игра «Строители»

Занятие 3 Свойства предметов и символы

Цель: сформировать представления о способах обозначения свойств предметов с помощью знаков (символов), опыт придумывания и использования таких обозначений.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в городе. Игровая

деятельность: игра «Продавцы», «Тяжелая покупка», «Покупатели», «Клумба».


Занятие 4 Свойства предметов и символы


Цель: тренировать умение понимать и использовать символы, сформировать представление о том, как обозначить отрицание «не» с помощью зачеркивания.

Содержание деятельности: Дидактическая игра с карточками «Уберем игрушки».

Включение нового знания в систему знаний ребенка и

повторение: игра «Не забудь», «Новоселье», «Забор»


НОЯБРЬ

Занятие 1 Таблицы

Цель: сформировать представление о таблице, строке и столбце, первичный опыт определения и выражения в речи места фигуры в таблице

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в Магазине. Игровая

деятельность: игра «Дом», «Кто где живет?», «Бабушка», «Ремонт»

Тема 2 Число 9.Цифра 9.

Цель: познакомить с цифрой 9, порядковым счетом до 9, сформировать умение соотносить цифру 9 с количеством; тренировать умение сравнивать численность двух групп предметов путем пересчета и составления пар, различать изученные геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве относительно себя.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: к вам пришли гости.

Игровая деятельность: игра «Садовники», «Письмо», «Бабочки», «В группы соберись!»

Занятие 3 Число 0.Цифра 0

Цель: сформировать представление о числе и цифре 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность:

игра «Билеты», «Грибы», «Времена года»

Физкультминутка «Наведи порядок». Дидактическая

игра: «Накрой на стол», «Что где?».

Занятие 4 Число 10. Запись числа 10.

Цель: сформировать умение считать до 10, различать запись числа 10 и соотносить ее с 10 предметами; тренировать умение сравнивать количество путем пересчета и путем составления пар, соотносить цифры 1-9 с количеством, прямой и обратный счет до 10, умение составлять числовой ряд.

Содержание деятельности : Введение в игровую ситуацию: в лесу. Игровая

деятельность: игра «Сбор урожая»», «Напиши число», «Яблонька»,

Физкультминутка «Отдых в лесу», «Ягодка для мамы».

Включение нового знания в систему знаний ребенка и

повторение: игра с раздаточным материалом «Письмо

друзьям», «Вкусные ягоды».

ДЕКАБРЬ

Занятие 1 Сравнение групп предметов. Знак =


Цель: сформировать представление о равных группах предметов, умение устанавливать их равенство путем составления идентичных пар, познакомить со знаком =.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в магазине. Игровая

деятельность: игра «Поездка на трамвае», «Новогодние подарки», «Помоги другу», «Собираемся в школу

Занятие 2 Сравнение групп предметов. Знаки = и =

Цель: : сформировать представление о равных и неравных группах предметов, умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и фиксировать результат сравнения с помощью знаков = и = .

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в гости в страну

геометрических фигур. Игровая деятельность: игра

«Посадка в самолет», «Сок на завтрак», «Сравни грузы»

Тема 3 Сложение

Цель: сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность:

игра «Разбитая ваза», «В магазине», « Письмо бабушке», «Трамвай»

Занятие 4 Переместительное свойство сложения

Цель: сформировать представление о переместительном свойстве сложения; закрепить представления о смысле сложения групп предметов и записи сложения с помощью знака +, тренировать умение выполнять действие сложения, счетные умения в пределах 10.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию.

Игровая деятельность: игра «Фрукты», «Деление на пары», «В лесу», «Найди пару», «Художники».


ЯНВАРЬ

Занятие 1 Сложение


Цель: сформировать представление о смысле сложения групп предметов, записи сложения с помощью знака +, взаимосвязи между частью и целым, тренировать умение выполнять действие сложения, счетные умения.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию Игровая

деятельность: игра «Рецепт», «Чунга-чанга», «Готовим лекарство».

Занятие 2 Вычитание

Цель: сформировать представление о вычитании как об удалении части из целого, о записи вычитания с помощью знака - .

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в театре. Игровая

деятельность: игра «Покупка подарков», «Письмо бабушке», «В школу».

Занятие 3 Вычитание

Цель: закрепить представление о вычитании, умение выполнять действие вычитания групп предметов и чисел и записывать его с помощью знака -, сформировать представление о взаимосвязи между целым и частью.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в город, где живут

числа. Игровая деятельность: игра «Вкусный завтрак», «Деление на пары», «Разложи по местам»

Тема 4 Вычитание

Цель: закрепить представления о смысле вычитания, умение выполнять вычитание на основе предметных действий, тренировать умение записывать вычитание с помощью знака -; составлять и решать задачи по картинкам.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая

деятельность: игра «Фотограф», «Найди и исправь ошибки»,

«Найди пару», «Выложи орнамент».



ФЕВРАЛЬ

Занятие 1 Сложение и вычитание

Цель: закрепить представления о сложении и вычитании, умение их выполнять на основе предметных действий, тренировать умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + и -, сформировать представление о взаимосвязи между сложением и вычитанием.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: летом в лесу. Игровая

деятельность: игра «Найди свою группу», «Разные фигуры», «Переменка», «Урок рукоделия»

Занятие 2 Сложение и вычитание

Цель: закрепить представления о сложении и вычитании, умение их выполнять на основе предметных действий, тренировать умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + и -, сформировать представление о взаимосвязи между сложением и вычитанием, составлять и решать задачи на сложение и вычитание по картинкам.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: в магазине. Игровая

деятельность: игра «На огороде», «Поварята», «По порядку-становись».

Занятие 3 Столько же, больше, меньше

Цель: уточнить представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар, сформировать умение записывать результат этого сравнения с помощью знаков = и = и определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше/меньше и на сколько.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая

деятельность: игра «Команды», «По росту становись!», «Вкусное варенье», «»В школу» .

Занятие 4 Знаки >, <

Цель: сформировать представление о знаках >, <, умение использовать их для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар, закрепить умение определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше/меньше и на сколько

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию.

Игровая деятельность: игра «За картошкой», «Столбики», «Кого больше?», «Живые числа», «В школу».

МАРТ

Занятие 1 На сколько больше? На сколько меньше?

Цель: сформировать представление о сравнении чисел на основе их расположения в числовом ряду, умение с помощью предметных действий отвечать на вопрос «На сколько одно число больше/меньше другого?»

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию.

Игровая деятельность: игра «Прятки с числами», «Переучет», «На сколько больше/меньше?», «В школу».

Занятие 2 На сколько длиннее (выше)?

Цель: уточнить представления о сравнении по длине/высоте и сформировать умение определять на предметной основе, на сколько один предмет длиннее/выше или короче/ниже, чем другой.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: строим новый теремок.

Игровая деятельность: игра «Сравни по высоте и длине», «Покупка», «На сколько длиннее?», «Расставь по порядку», «Подбери вышку.»


Занятие 3 Измерение длины

Цель: сформировать представления об измерении длины предметов с помощью мерки; закрепить представления детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между частью и целым, тренировать счетные умения

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая

деятельность: игра «Шарф», «Дорога», «Мост», «Сруби елку».

Занятие 4 Измерение длины

Цель: закрепить умение измерять длину предметов с помощью мерки, сформировать представления о зависимости результата измерения длины от величины мерки

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая

деятельность: игра «Поводок», «Дорога»., «Разные шаги», «Ремонт», «Мед и пчелы», «Выложи узор»

АПРЕЛЬ

Занятие 1 Измерение длины

Цель: сформировать представление о том, что сравнивать по длине можно только тогда, когда измерения ведутся одинаковой меркой, тренировать умение измерять длину предметов с помощью мерки, пользуясь алгоритмом, закрепить представления о зависимости результата измерения длины от величины мерки.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность:

игра «Покупки», «Живые числа», «Сравни числа».

Занятие 2 Объемные и плоскостные фигуры

Цель: сформировать представление о том, чем отличаются плоские и пространственные фигуры, о том, из каких элементов состоят пространственные фигуры.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию.

Игровая деятельность: игра «На что похоже?», «Прятки», «Фотографы», «Больше или меньше» , «Расставь по местам».

Занятие 3 Сравнение по объему

Цель: сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему, умение с помощью переливания (пересыпания) определять, какой сосуд больше по объему, а какой меньше.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность:

игра «Переход через границу», игра «Найди чашку», «Фотограф», «Столько же», «Рассели по домам»

Занятие 4 Измерение объема

Цель: закрепить представления о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания, сформировать представления об измерении объема сосудов с помощью мерки.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность: игра «Разные кастрюли», «Повара», «Яблоки»

МАЙ

Занятие 1 Измерение объема

Цель: закрепить представления о сравнении по объему с помощью измерения, сформировать представление о зависимости результата измерения объема от величины мерки.

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию.

Игра «Найди пару», «Одинаковые бочки», «Наполни бочку», «Помощники», «На речке», «Вкусный морс»

Занятие 2 Повторение

Цель: повторить геометрические фигуры: цилиндр, куб, конус, призма, шар, куб; закреплять умение соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком элементов

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: поможем жителям

геометрической страны. Игровая деятельность: игра

«Переход через болото», «Помоги ежу», «Спасение

жителей геометрической страны», «Поиск обратной

дороги».

Занятие 3 Повторение


Цель: повторить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), закрепить умение находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; закреплять умение находить ритмические последовательности; находить общий признак в совокупности предметов

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию: к вам пришли гости.

Игровая деятельность: игра «Гости», «Карандаши».

Включение нового знания в систему знаний ребенка и

повторение: игра «Сделай бусы», «Наведи порядок».

Занятие 4 Повторение

Цель: повторить сравнение предметов по толщине; повторить количественный и порядковый счет в пределах 8; закрепить умение соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком элементов

Содержание деятельности: Введение в игровую ситуацию. Игровая

деятельность: игра «Времена года». Включение

нового знания в систему знаний ребенка и

повторение: игра «В разном ритме», «Орнаменты»,

«Найди пару», «Выложи орнамент». Работа в тетради




Методическое обеспечение программы.


В своей работе с детьми я использую следующие методы обучения:

- словесный;

- наглядный;

- объяснительно-иллюстративный;

- игровой;

- частично – поисковый;

- исследовательский

воспитания:

- мотивация;

- стимулирование;

- поощрение;

- упражнение

При проведении занятий применяются различные педагогические технологии:

- технология группового обучения;

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- технология исследовательской деятельности;

- технология игровой деятельности;

- технология коллективной творческой деятельности.

Каждое занятие имеет следующие этапы:

Организационный этап

Основная часть

Окончание занятия











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альтхауз Д. «Цвет, форма, количество» М.: Баллас, 2004

2. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» М.: Детство-Пресс, 2008

3. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» М. Детство-Пресс,

2005

4. Михайлова З.А. «Математика от 3 до 6» СПб.: Питер, 2006

5. Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. «Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» Методические рекомендации.» М.: Просвещение, 2021

6. Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. Рабочая тетрадь «Игралочка» для детей 4-5 лет М.: Баласс, 2004

7. Сербина Е.В. «Математика для малышей» М.: Детство-Пресс, 2002

8. Смоленцева А.А. « Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием»

М.: Владос, 2009.











9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.