Рабочая программа по математике для 1 класса
Рабочая программа по математике для учащихся 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. – Москва: Просвещение, 2010.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - М: Вентана –Граф,2009 под редакцией Н.Ф. Виноградовой (на основе авторской программы «Математика 1-4 классы.» В.Н.Рудницкая)
Республиканский базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
Учебный план МБОУ «Березкинская основная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом МОН РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОП.
с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Общая характеристика учебного предмета
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В начальной школе у обучающихся формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся: выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.
Дифференцированный подход к учащимся способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.
ствий.
Важнейшими целями обучения в этой образовательной области на начальной ступени являются:
создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;
формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.
Для реализации целей необходимо организовать работу по развитию мышления учащихся, способствовать формированию их творческой деятельности, овладению определённым объёмом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах.
Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что в этот период у учащихся формируются элементы учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности
( рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.
В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие методические принципы:
анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;
возможность широкого применения изучаемого материала на практике;
взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;
обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;
развитие интереса к занятиям математикой.
Программа содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять содержательных линий:
элементы арифметики;
величины и их измерение;
логико – математические понятия и отношения;
алгебраическая пропедевтика;
элементы геометрии.
Для каждой из этих линий отобраны основные понятия ( число, отношение, величина, геометрическая фигура), вокруг которых и развёртывается всё содержание обучения.
Особенности содержательных линий.Элементы арифметики.
В 1 классе формируются первоначальные представления о натуральном числе. Учащиеся знакомятся с названиями чисел первых двух десятков, учатся называть их в прямом и обратном порядке; затем, используя изученную последовательность слов, учатся пересчитывать предметы, выражать результат пересчитывания числом и записывать его цифрами.
Параллельно с формированием умения пересчитывать предметы начинается подготовка к решению арифметических задач, основанная на выполнении практических действий с множествами предметов. При этом арифметическая задача предстаёт перед учащимися как описание реальной жизненной ситуации; решение сводится к простому пересчитыванию предметов. Упражнения подобраны и сформулированы таким образом, чтобы у учащихся накопился опыт практического выполнения не только сложения и вычитания, но и умножения и деления, что в дальнейшем облегчит усвоение смысла этих действий.
На втором этапе внимание учащихся привлекается к числам, данным в задаче. Решение описывается словами. Ответ пока ещё находится пересчитыванием.
На третьем этапе после введения знаков действий, учащиеся переходят к обычным записям решения задач.
Таблица сложения однозначных чисел изучается в 1 классе в полном объёме. Вычитание можно выполнять, используя таблицу сложения. Изучение табличных случаев сложения и вычитания рассматривается сразу на числовой области 1 – 20.
В целях усиления практической направленности обучения в арифметическую часть программы 1 класса включён вопрос об ознакомлении учащихся с микрокалькулятором и его использовании при арифметических расчётах.
Величины.
В 1 классе дети знакомятся с первой из величин – длиной. Они получают первые представления о длинах предметов и о практических способах сравнения длин; вводятся единицы длины – сантиметр и дециметр. Длина предмета измеряется с помощью обычной ученической линейки. Дети учатся чертить отрезки заданной длины.
Логико – математические понятия.
Учащиеся знакомятся с математическими высказываниями, логическими связками «и», «или», «если…, то», со смыслом логических слов «каждый», «любой», «все», составляющими основу логической формы предложения, используемой в логических выводах.
Важной составляющей линии логического развития ребёнка является его обучение (уже с первого класса ) действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности выполнения задания.
Алгебраическая пропедевтика.
Программа предусматривает организацию работы, направленную на подготовку учащихся к освоению в основной школе алгебраических понятий – переменная, выражение с переменной, уравнение. В 1 классе рассматриваются выражения, равенства содержащие «окошко».
Элементы геометрии.
В 1 классе учащиеся знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, учатся их различать и находить по описанию. Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу с 1 класса понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на картинках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры.
При выборе методов преподавания программного материала приоритет отдаётся технологиям деятельностного метода. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных задач.В целях усиления практической направленности обучения математике программа предусматривает проведение практических работ. Серьёзное внимание уделяется организации дифференцированной работе на уроках.
Для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся при проведении проверочных работ текст каждой представлен в 6 вариантах трех уровней сложности. Первые два варианта определяют минимальный уровень требований к учащимся (для слабоуспевающих); третий и четвертый варианты даются учащимся с более высоким уровнем; пятый и шестой варианты для самых сильных учащихся.
В тексты проверочных и контрольных работ (во все варианты) включены 1-2 задания повышенной трудности, отмеченные звездочкой. Они не являются обязательными и предлагаются детям по выбору. Ученик, выбрав такое задание, может проверить свои силы в решении нестандартных творческих задач. В 1 классе часть работ имеет целью проверку знаний учащихся таблиц сложения и вычитания. При этом важно знать, сколько времени каждый ученик тратит на эту работу.
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики :
-понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов , процессов и явлений , происходящих в природе и в обществе ( хронология событий , протяженность по времени , образование целого из частей , изменение формы , размера и т.д.) ;
-математические представления о числах , величинах , геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры , сокровища искусства и культуры , объекты природы) ;
- владение математическим языком , алгоритмами , элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность ( аргументировать свою точку зрения . строить логические цепочки рассуждений ; опровергать или подтверждать истинность предположения ).
Место предмета в базисном учебном плане
На реализацию программы по математике в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 540 часов (4 часа в неделю): 1 класс: 132 часа, 2-4 классы - по 136 часов.
Результаты изучения учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных , метапредметных и предметных результатов.
В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования:
научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
1-й уровень – соответствует стандартным (минимальным ) требованиям к математической подготовке первоклассников.
Ученик научится:
знать названия натуральных чисел от 1 до 20 (включительно) и число 0, уметь записывать эти числа цифрами;
уметь называть числа 1 – 20 в прямом и обратном порядке;
уметь пересчитывать предметы и результат выражать числом;
уметь сравнивать два числа, характеризуя результаты сравнения словами «больше», «меньше», «больше на», «меньше на»;
знать названия и обозначения действий сложения и вычитания и использовать эти действия для решения текстовых арифметических задач в одно действие, уметь записывать решение с помощью математических знаков;
воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел; выполнять табличное вычитание в пределах 20, используя изученные приёмы.
2 – й уровень – соответствует расширенным требованиям, на которые следует ориентироваться при организации дифференцированного обучения (этот уровень может быть достигнут детьми с высокими познавательными возможностями).
Ученик получит возможность научиться:
выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих указанным свойством; выполнять действие классификации;
называть и показывать предмет, расположенный левее (правее), ниже (выше), данного предмета, между двумя предметами;
сравнивать предметы по размерам, используя практические приёмы;
определять, в каком из множеств больше (меньше) предметов и на сколько, или предметов в них поровну;
различать число и цифру;
выполнять умножение и деление в пределах 20, используя практические приёмы;
измерять длину предмета (отрезка), записывать результаты измерений в сантиметрах, дециметрах, дециметрах и сантиметрах;
называть фигуру, изображённую на рисунке: точку, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник;
различать шар и круг, куб и квадрат, многоугольники ( треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник);
отмечать на бумаге точку, строить с помощью линейки отрезок;
находить и показывать на чертеже пары симметричных точек.
Овладеет следующими учебными действиями:
Называть:
предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
фигуру, изображённую на рисунке ( круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок).
Воспроизводить по памяти:
результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел;
результаты табличных случаев вычитания в пределах 20.
Различать:
число и цифру;
знаки арифметических действий (+, -, *, : );
шар и круг, куб и квадрат;
многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник.
Сравнивать:
предметы в целях выявления в них сходства и различия;
предметы по форме, по размерам (больше, меньше);
два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше», «больше на», «меньше на».
Использовать модели (моделировать учебную ситуацию):
выкладывать или изображать фишки для выбора нужного арифметического действия при решении задач;
изображать с помощью стрелок ( графов с цветными рёбрами) отношения между числами (величинами).
Применять:
свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений;
правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками;
калькулятор в целях самоконтроля при выполнении вычислений.
Решать учебные и практические задачи:
выделять из множества один ли несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
пересчитывать предметы и выражать результат числом;
читать числа в пределах 20, записанные цифрами, и записывать цифрами данные числа;
определять, в каком из множеств больше (меньше) предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько – в другом;
решать текстовые арифметические задачи в одно действие, записывать решение задачи;
выполнять табличное вычитание изученными приёмами;
измерять длину предмета с помощью линейки;
изображать отрезок заданной длины;
отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;
находить и показывать пары симметричных точек в данной осевой симметрии;
определять ось симметрии фигуры путём её перегибания.
Оценка достижений учащихся.
В 1 классе проводится педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.
Каждое задание оценивается от 0 до 3 баллов. Затем определяется соответствующий уровень.
Сроки проведения педагогической диагностики:
I этап – 2-я неделя сентября ( стартовая диагностика);
II этап – конец 2-ой четверти ; ( завершение букварного периода)
III этап – 4- я четверть, конец апреля- начало мая ( итоговая диагностика).
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;
Источники информации для оценивания:
-
деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
статистические данные;
работы учащихся;
результаты тестирования.
Методы оценивания:
наблюдение,
открытый ответ,
краткий ответ,
выбор ответа ,
самооценка.
В соответствии с учебным планом на изучение математики выделяется 128 часов (4 часа в неделю)
Содержание программы1 класс (132 ч)
Множества и отношения
Первоначальные представления о множествах предметов, свойствах и форме предметов.
Сходства и различия предметов. Предметы, обладающие и ли не обладающие данным свойством. Понятия: какой-нибудь, любой, каждый, все, не все, некоторые.
Отношения между предметами и между множествами предметов.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Понятия: выше, ниже, левее, правее; над, под, на, за, перед, между, вне, внутри.
Ориентировка в окружающем пространстве (выбор маршрута, пути передвижения).
Соотношение размеров предметов. Понятия: больше, меньше, таких же размеров; выше, ниже, такой же высоты; длиннее, короче, такой же длины.
Сравнение множеств предметов по их численностям. Понятия: столько же, меньше, больше (предметов).
Элементы арифметики
Число и счёт.
Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20.
Шкала линейки, микрокалькулятор.
Число предметов в множестве.
Запись чисел. Понятия: больше, меньше, больше на…, меньше на… .
Арифметические действия.
Смысл сложения, вычитания, умножения, деления.
Запись результатов выполнения арифметических действий с использованием знаков
+,-, *, :, =. Вычисления с помощью микрокалькулятора.
Решение текстовой арифметической задачи с помощью модели ( фишек). Запись решения задачи.
Свойства сложения и вычитания.
Свойство сложения (складывать числа можно в любом порядке).
Сложение и вычитание с нулём. Свойство вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю.
Таблица сложения однозначных чисел.
Табличные случаи сожжения и вычитания. Приёмы вычислений: название одного, двух, трёх следующих за данным числом (предшествующих данному числу) чисел; сложение и вычитание с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям.
Вычисление в пределах 20.
Сложение и вычитание 9умножение и деление) как взаимно обратные действия.
Текстовые арифметические задачи, содержащие несколько данных и более одного вопроса.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками, содержащих два арифметических действия.
Использование при вычислениях микрокалькулятора.
Сравнение чисел.
Изображение результатов сравнения в виде графов с цветными стрелками. Графы отношений «больше», «меньше», «равно» на множестве целых неотрицательных чисел. Решение арифметических текстовых задач на нахождение большего или меньшего данного числа на несколько единиц. Запись решения задач в два и более действий.
Величины.
Длина предмета в сантиметрах, дециметрах, дециметрах и сантиметрах. Расстояние между точками. Длина отрезка.
Практические работы. Отмерить и отрезать от катушки ниток нить заданной длины.
Геометрические понятия.
Форма предмета. Круг, квадрат, треугольник, пятиугольник. Различия между шаром и кругом, кубом и квадратом.
Точка и линия. Отрезок.
Многоугольник.
Практическая работа. Составление фигуры из частей. Изображение геометрических фигур с помощью линейки-трафарета, копировальной бумаги, кальки.
Осевая симметрия.
Отображение фигур в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников.
Фигуры, имеющее одну или несколько осей симметрии.
Практические работы. Определение осей симметирии данной фигуры с помощью перегибания.
Учебно – методическое обеспечение
Литература:
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009.
Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.
Математика: 1 класс: методика обучения / В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе, - М.: Вентана-Граф, 2009.
Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н., Рыдзе О.А.. Математика: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Вентана-Граф, 2008.
Рудницкая В.Н. Математика: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. – 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2008.
Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений /
Е. Э. Кочурова. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений /
Е. Э. Кочурова. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 3 для учащихся общеобразовательных учреждений /
Е. Э. Кочурова. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Я учусь считать: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /
под ред. Н.Ф. Виноградовой. – 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Оценка знаний. Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. - М.: Вентана- Граф, 2007.
Содержание курса
№ Содержательная линия |
Учебный материал |
Кол-во часов |
Требования ФГОС Планируемые результаты |
Авторская линия (возможность углубления) |
|||
Универсальные учебные действия |
Предметные |
||||||
Знать |
Уметь |
||||||
1. Первоначальные представления о множествах предметов |
Сходство и различие предметов. Предметы, обладающие или не обладающие данным свойством. Понятия какой-нибудь, каждый, все, не все, некоторые. Форма предмета. |
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации |
Понятия какой-нибудь, каждый, все, не все, некоторые. Форма предмета. |
сравнивать: - предметы с целью выделения в них сходства и различия; - предметы по форме, по размерам (больше, меньше) |
|||
2. Отношения между предметами и между множествами предметов |
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Соотношения размеров предметов. Понятия больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, длиннее, короче. Равночисленные множества. |
Понятия больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, длиннее, короче. Равночисленные множества. |
Называть: - предмет, расположенный левее ( правее ), выше (ниже ) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами.; |
||||
3.Число и счёт |
Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел. |
Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. |
Называть: -числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке; Различать: -число и цифру, знаки арифметических действий (+ , - , ×, : ), шар и куб, круг и квадрат; многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник Использовать микрокалькулятор и линейку для выполнения вычислительных операций |
||||
4.Арифметические действия Свойства сложения и вычитания |
Свойство сложения. Перестановка чисел при сложении. Сложение с нулем. Свойства вычитания. Текстовая арифметическая задача. Условие и вопрос задачи. Запись решения и ответа. |
Переместительное свойство сложения; свойства вычитания. Понятия: Условие и вопрос задачи |
применять: - свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений; - правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками решать текстовые арифметические задачи; - выполнять табличное сложение и вычитание. |
||||
5. Таблица сложения в пределах 10 |
Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел. Табличные случаи прибавления и вычитания 1, 2, 3 и 4. Приемы вычислений. |
Алгоритм прибавления и вычитания однозначных чисел Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. |
Воспроизводить по памяти: - результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел; -результаты табличных случаев вычитания в пределах 10; |
||||
6. Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 |
Прибавление однозначного числа к 10. Табличные случаи сложения и вычитания 2, 3, 4, 5 и 6. Числовые выражения со скобками. Сравнение чисел. Графы отношений. Правило сравнения. Решение текстовых задач на нахождение числа, большего или меньшего данного числа на несколько единиц. Запись решения задач в 2 действия. Прибавление 7, 8 и 9. Арифметическая операция, обратная данной. Вычитание 7, 8 и 9. |
Алгоритм прибавления и вычитания однозначных чисел Правило сравнения. Понятие: арифметическая операция, обратная данной |
Использовать модели: - выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач; решать учебные и практические задачи: - ориентироваться в окружающем пространстве; - выделять из множества один или несколько предметов; - пересчитывать предметы и выражать результат числом; - читать, записанные цифрами числа в пределах 20 и записывать эти числа; - сравнивать множества предметов; - решать текстовые арифметические задачи; - выполнять табличное вычитание. |
||||
7. Осевая симметрия |
Отображение фигур в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. |
Понятия: осевая симметрия, ось симметрии |
решать учебные и практические задачи: ориентироваться в окружающем пространстве; использовать в практической деятельности: - определение оси симметрии с помощью перегибания. |
||||
8. Резерв |
Календарно-тематическое планирование уроков математики
№п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Тип урока |
Основное содержание деятельности |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Дата |
Страницы |
||||||||||||||||||||
план |
факт |
Уч. |
Т. |
|||||||||||||||||||||||||
1 |
Сравнение предметов. |
1 |
комбинированный |
Составление предложений по рисункам с использованием слов выше, ниже, толще, тоньше .Сравнение предметов по длине, высоте, толщине Сравнение геометрических фигур с использованием слов форма, цвет, размер .Обозначение фишкой каждого элемента множества (моделирование) .Классификация элементов множества. Выделение элементов множества |
Уметь сравнивать, делить на группы, формировать результат сравнения |
текущий |
4-5 |
3-4 |
||||||||||||||||||||
2. |
.Выявление сходства и различия в объектах |
1 |
комбинированный |
Составление предложений по рисункам с использованием слов выше, ниже, толще, тоньше .Сравнение предметов по длине, высоте, толщине Сравнение геометрических фигур с использованием слов форма, цвет, размер .Обозначение фишкой каждого элемента множества (моделирование) .Классификация элементов множества. Выделение элементов множества |
текущий |
6-7 |
5-6 |
|||||||||||||||||||||
3. |
Называем по порядку. Слева направо. Справа налево |
1 |
комбинированный |
Различение понятий: слева направо, справа налево Выделение элементов множества, пересчёт предметов Классификация предметов Различение понятий: перед, за, между |
Уметь ориентироваться в понятиях: «слева -направо», «справа -налево»; классифицировать предметы; проводить замкнутую линию |
текущий |
8-9 |
7-8 |
||||||||||||||||||||
4. |
Знакомимся с таблицей |
1 |
Объяснение нового материала |
Различение понятий: строка, столбец, слева вверху, справа внизу Обозначение фишкой каждого элемента множества (моделирование) Проведение линии от точки в заданном направлении Уточнение пространственного расположения предметов |
Уметь ориентироваться в понятиях: «справа вверху, внизу», «слева вверху, внизу», «правее, левее». |
- |
10-11 |
9-10 |
||||||||||||||||||||
5. |
Сравниваем. Выделение множества элементов. |
1 |
комбинированный |
Различение понятий внутри, вне. Расположение предметов внутри и вне «кольца» Работа по различению понятий: "слева направо", "справа налево" Обозначение фишкой каждого элемента множества (моделирование) Проведение линии от точки в заданном направлении; моделирование состава числа. Изменение размера фигуры при сохранении цвета и формы: работа с дидактическим пособием "машина"; описание расположения кубиков в пространстве с помощью слов выше, ниже |
Уметь различать понятия «внутри» и «вне» замкнутого контура; называть геометрические фигуры. |
текущий |
12-15 |
11-12 |
||||||||||||||||||||
6 |
Работаем с числами от 1до5. |
1 |
комбинированный |
Знакомство с числами и цифрами от 1 до 5 .Установление соответствия: множество предметов (фишек) – число; число – множество предметов (фишек) .Написание цифры 1.Поиск чисел на шкале линейки. Различение понятий "левее", "правее". Составление предложений по рисункам с использованием слов длиннее, короче |
Уметь называть и различать цифры от 1 до 9; определять пространственное положение цифры 2 в клетке и число предметов в множестве |
самостоятельное выполнение узора по алгоритму |
16-17 |
13-14 |
||||||||||||||||||||
7. |
Работаем с числами от 6 до 9. |
1 |
комбинированный |
Знакомство с числами и цифрами от 6 до 9. Установление соответствия: множество предметов – число .Поиск чисел на шкале линейки Установление соответствия между множеством предметов и числом .Написание цифры 2 .Проведение линии от заданной точки по указанному маршруту .Счет в пределах 9 . Классификация фигур по цвету и форме Обозначение фишкой каждого элемента множества (моделирование) |
18-19 |
15-16 |
||||||||||||||||||||||
8. |
Конструируем |
1 |
комбинированный |
Развитие геометрической наблюдательности: работа с деталями конструктора «Уголки» и «Танграм» Расположение цифр "внутри" и "вне" замкнутой линии. Различение чисел и цифр от 1 до 9. Поиск чисел на шкале линейки . Проведение линии от заданной точки по указанному маршруту Написание цифр 1, 2 .Уточнение понятий внутри, вне «кольца» |
Уметь работать с наборами «Уголки» и «Танграм» |
Самостоятельное конструирование фигур из деталей |
20-21 |
17-18 |
||||||||||||||||||||
9. |
Учимся выполнять сложение |
1 |
Объяснение нового материала |
Объединение множеств. Составление записей, соответствующих схеме (устно):
Состав каждого из чисел: 2, 3, 4, 5 Дополнение записей вида: и это 4, в соответствии с рисунком. Построение модели: рисование фишек Проведение линий от точки по образцу; по заданному алгоритму Написание цифры 3 Расположение чисел на шкале линейки. Называние чисел в заданном порядке. Группировка (классификация) по цвету, по размеру Уметь называть и различать числа 2,3,4,5; определять пространственное положение цифр 2,3,4,5 и число предметов в множестве текущий |
22-23 |
19-20 |
||||||||||||||||||||||
10. |
Находим фигуры |
1 |
комбинированный |
Развитие геометрической наблюдательности: сравнение целого (четырёхугольника) и его частей (треугольников). Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации Моделирование (с помощью фишек) ситуации сформулированной устно; установление соответствия между рисунком и моделью. Построение модели (рисование фишек) Написание цифр 1, 2, 3. Проверка выполненной части задания. Установление закономерности и продолжение «узора» |
Уметь составлять и моделировать задачи по рисункам; устанавливать закономерности и продолжать узор Самостоятельная работа |
24-25 |
21-22 |
|||||||||||||||||||||
11. |
«Шагаем» по линейке |
1 |
Объяснение нового материала |
Использование шкалы линейки для порядкового счета. Переход от одного числа к другому при «движении» по линейке вправо (влево): «шаг» вправо (влево). Составление предложений по заданным образцам с использованием слов «вправо», «влево» Моделирование (с помощью фишек) состава числа 6. Построение модели (рисование фишек) и заполнение числами схемы: и это 6 Написание цифры 4 Описание расположения предметов в конструкции (с использованием слов выше/ниже по заданному плану). Рассмотрение возможных вариантов построения «башен» из трёх кубиков по заданному условию. Перебор всех возможных вариантов построения «башен» из трёх кубиков разного цвета |
Уметь ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево»; различать эти понятия, уточняя пространственное расположение предметов |
текущий |
26-27 |
23-24 |
||||||||||||||||||||
12. |
Учимся выполнять вычитание |
1 |
комбинированный |
Выделение из множества его подмножеств. Удаление части множества. Составление (устно) записей, соответствующих схеме:
Установление соответствия между рисунком и записью: 6 без 2 это Дополнение записей в соответствии с рисунком. Дополнение модели (зачеркивание фишек) в ситуации удаления части множества «Движение» по шкале линейки. Самостоятельное выкладывание результатов с использованием разрезного материала. Проверка правильности выполнения задания Написание цифр 1, 2, 3, 4 Поиск «треугольников» в заданных фигурах |
Уметь записывать цифры 1-4, складывать результаты с использованием разрезного материала |
Самостоятельное складывание |
28-29 |
25-26 |
||||||||||||||||||||
13. |
Сравниваем |
1 |
Объяснение нового материала |
Сравнение способом составления пар из элементов двух множеств. Ориентировка в понятиях: «больше», «меньше», «поровну» Выбор и составление модели (с помощью фишек) к данной сюжетной ситуации. Сравнение моделей Написание цифры 5. Копирование заданного изображения (цифры 5) на клетчатой части листа Расположение геометрических фигур в таблице по заданному плану. Изменение формы фигуры при сохранении размера и цвета (работа с «машиной») Выбор элемента множества, удовлетворяющего заданному условию |
Уметь писать цифру 5; составлять пары из элементов двух множеств; понимать различия между числом и цифрой; классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме |
текущий |
30-33 |
27-28 |
||||||||||||||||||||
14. |
Сравниваем |
1 |
комбинированный |
Сравнение способом составления пар из элементов двух множеств и формулировка вывода «… на больше, чем …», «…на меньше, чем …» Составление вопросов со словами «на сколько» Построение моделей (рисование фишек) к ситуации увеличения (уменьшения) числа элементов множества. Сравнение множеств. Дополнение записей результатов сравнения Написание цифры 6 Обоснование выбора модели, соответствующей заданной ситуации Моделирование (с помощью фишек) состава числа 7 |
Знать состав числа 7. Уметь сравнивать разные множества предметов (звёздочки, круги, квадраты и др.); писать цифру 6 |
текущий |
34-35 |
29-30 |
||||||||||||||||||||
15 |
Готовимся решать задачи |
1 |
комбинированный |
Моделирование сюжетной ситуации. Установление соответствия между: рисунком и моделью; рисунком и схемой. Использование фишек при ответе на вопрос Соотнесение записей и рисунков Установление закономерности записи цифр в каждой строке и написание цифр в соответствии с выявленной закономерностью «Путешествие» от точки по заданной программе Поиск треугольников в фигуре Конструирование домиков по правилу |
Знать состав числа 8. Уметь устанавливать соответствие между рисунком и моделью; текстом и моделью; писать цифру 7. |
текущий |
36-37 |
31-32 |
||||||||||||||||||||
16 |
Готовимся решать задачи |
1 |
Моделирование ситуации сформулированной устно. Установление соответствия между текстом и моделью. Выбор способа дополнения модели (раскрашивание, зачёркивание и др.) Моделирование (с помощью фишек) состава числа 8. Заполнение числами схемы: 8 это и Сравнение двух множеств и формулировка вывода «… на больше (меньше), чем …» «Движение» по шкале линейки . Написание цифры 7 |
текущий |
38-39 |
33-34 |
||||||||||||||||||||||
17 |
Складываем числа |
1 |
комбинированный |
Сложение чисел. Запись вида
соответствующая схеме
Составление и дополнение записей в соответствии с рисунком и вопросом «Движение» по шкале линейки Тренировка в написании изученных цифр. Установление закономерности в записи цифр и продолжение работы в соответствии с выявленной закономерностью Расположение предметов и геометрических фигур внутри и вне «кольца» Работа с обратной «машиной»: обнаружение фигур, которые были введены в «машину» Продолжение узора по заданной программе |
Уметь составлять и моделировать задачи по рисункам; продолжать узор по заданной программе (образцу) |
Самостоятельное продолжение узора |
40-43 |
35-36 |
||||||||||||||||||||
18 |
Вычитаем числа |
1 |
комбинированный |
Вычитание чисел. Запись вида
соответствующая схеме
Составление и дополнение записей в соответствии с рисунком и вопросом. Установление соответствия между рисунком и схемой - = Написание цифры 8 Поиск таких же по форме и по расположению многоугольников Составление вопроса со словами «На сколько…?» к предметной ситуации Поиск треугольников в фигуре (развитие геометрической наблюдательности) |
Знать состав числа 8. Уметь составлять и моделировать условие задачи по рисункам и находить способ решения |
Самостоятельная работа в тетради на сравнение чисел |
44-45 |
37-38 |
||||||||||||||||||||
19. |
Различаем числа и цифры |
1 |
комбинированный |
Число. Цифра. Различение числа и цифры Написание цифры 9 и других цифр в соответствии с заданием Моделирование (с помощью фишек) состава числа 9. Установление соответствия: рисунок – схема; рисунок – модель. Обоснование выбора арифметического действия и схемы: – = или + = Составление предложений вида: «Если …, то …» Анализ образца и расположение геометрических фигур в прямоугольной таблице Работа с обратной «машиной»: нахождение фигур, которые были введены в «машину». |
Знать состав числа 9. Уметь различать числа и цифры |
текущий |
46-49 |
39-40 |
||||||||||||||||||||
20. |
Знакомимся с числом и цифрой 0. |
1 |
комбинированный |
Знакомство с числом и цифрой 0. Сравнение изученных чисел с нулем (без оформления записи) Написание цифры 0 Составление вопросов со словом «Сколько?» по рисунку. Работа с записями вида: 3 и 0 это 3. Сравнение способом составления пар из элементов двух множеств и формулировкой вывода « на больше, чем …», «…на меньше, чем …» Соотнесение схемы и рисунка Поиск треугольников в фигуре Установление закономерности в записи и написание цифр в соответствии с установленной закономерностью |
Уметь записывать числа заданной последовательности |
текущий |
50-51 |
41-42 |
||||||||||||||||||||
21. |
Измеряем длину в сантиметрах |
1 |
Объяснение нового материала |
Знакомство с единицей длины – сантиметром. План (алгоритм) измерения длины отрезка. Измерение длин предметов и отрезков с помощью линейки; запись результатов Соединение точек с использованием линейки (вычерчивание отрезка) Упорядочение чисел Составление вопросов и записей к сюжетным ситуациям Моделирование состава числа 7 |
Знать единицу длины – сантиметр. Уметь сравнивать предметы по длине |
Практическая работа «отмеривание нити заданной длины» |
52-53 |
43-44 |
||||||||||||||||||||
22. |
Измеряем длину в сантиметрах |
1 |
Объяснение нового материала |
Проверка правильности выполнения измерения длины. Использование измерения для сравнения длин предметов (отрезков) Вычерчивание отрезка заданной длины Выполнение записей, соответствующих моделям Движение по шкале линейки Составление вопросов и записей к сюжетным ситуациям Описание результата сравнения с помощью слов выше и ниже Поиск «треугольников» в заданных фигурах Поиск таких же по форме и по расположению многоугольников |
54-55 |
45-47 |
||||||||||||||||||||||
23. |
Увеличение и уменьшение числа на 1 |
1 |
комбинированный |
Различение понятий: «столько же…», «больше (меньше) на…». Уточнение смысла выражения: «больше (меньше) на 1» Разные способы получения результата арифметического действия (составление модели; использование линейки) Составление и чтение записей вида: «К шести прибавить один получится семь»; «Из шести вычесть один получится пять» Моделирование (с помощью фишек) ситуации увеличения (уменьшения) числа на 1 Отработка результатов увеличения и уменьшения числа на 1 Поиск закономерности при заполнении таблицы Составление примера из деталей мозаики (трудное задание) Применение моделирования для поиска ответов на вопросы |
Уметь писать цифры в прямом и обратном порядке; увеличивать и уменьшать числа на 1,2; записывать цифры заданной последовательности; понимать смысл действий сложения и вычитания |
текущий |
56-57 |
3-4 |
||||||||||||||||||||
24. |
Увеличение и уменьшение числа на 2 |
1 |
комбинированный |
Различение понятий: «столько же…», «больше (меньше) на …». Уточнение смысла выражения «больше (меньше) на 2» Разные способы получения результата арифметического действия (составление модели; использование линейки) Составление и чтение записей вида: «К пяти прибавить два получится семь»; «Из пяти вычесть два получится три» Моделирование (с помощью фишек) ситуации увеличения (уменьшения) числа на 2 Прибавление и вычитание числа 2: выбор способа получения результата (составление модели; использование линейки), запись действий Обоснование выбора арифметического действия и схемы: – = или + = , соответствующих рисунку. Различение числа и цифры Анализ записей вида: 3 2 = 5 и выбор знака + или – |
текущий |
58-59 |
5-6 |
|||||||||||||||||||||
25. |
Работаем с числом 10. |
1 |
комбинированный |
Моделирование (с помощью фишек) состава числа 10. Заполнение числами схемы: и это 10. Расположение числа 10 на шкале линейки. Сравнение с числом 10. Поиск пропущенного числа на основе состава числа 10 Запись числа 10. Дополнение модели состава числа 10 (рисование фишек) и запись решения Расположение предметов в таблице Установление соответствия между арифметическим действием и набором объектов на рисунке Прибавление и вычитание чисел 1, 2. Сравнение результатов Ориентация на клетчатой части листа: выполнение задания по заданному плану |
Знать состав числа 10, работая с наглядным материалом (фишками). Уметь складывать однозначные числа с опорой на шкалу линейки |
текущий |
60-61 |
7-8 |
||||||||||||||||||||
26. |
Измеряем длину в дециметрах |
1 |
комбинированный |
Единица длины – дециметр. Измерение длин отрезков в дециметрах. Сравнение длины отрезка с дециметром (больше (меньше), чем дециметр) Сравнение длины предметов «на глаз», проверка с помощью измерения. Вычерчивание отрезка длиной 1 дм (по пунктирной линии и без неё) Подготовка к работе с задачей (работа с моделями, составление вопросов и др.) Использование разных способов для вычисления и проверки результатов. Написание цифр. Поиск ответа на вопрос с опорой на модель |
Знать единицу длины - дециметр. Уметь измерять предметы; сравнивать предметы по длине |
Самостоятельная работа по нахождению длин отрезков |
62-63 |
9-10 |
||||||||||||||||||||
27. |
Знакомимся с многоугольниками |
1 |
комбинированный |
Обобщение представлений о многоугольнике. Различение многоугольников (треугольник, четырехугольник, пятиугольник и пр.) Работа с набором «Цветные фигуры» (Приложение к учебнику): классификация геометрических фигур Анализ образца и выполнение задания по образцу: закрашивание углов фигуры и подсчёт числа углов. Определение (по рисунку) основания классификации и продолжение классификации геометрических фигур Подготовка к решению задач: поиск ситуации, соответствующей записи Использование разных способов вычисления и проверки результатов Дополнение записей с опорой на рисунки |
Иметь представление о многоугольнике. Уметь называть многоугольники; классифицировать фигуры |
текущий |
64-65 |
11-12 |
||||||||||||||||||||
28. |
Знакомимся с задачей |
1 |
комбинированный |
Рассмотрение условия и вопроса как обязательных элементов задачи Дополнение текста до задачи Поиск правила (закономерности) в составлении ряда чисел, в заполнении таблицы Работа по заданному правилу. Установление соответствия Работа с моделями |
Уметь работать с наглядным материалом, складывать однозначные числа с опорой на раздаточный материал; решать задачи и выполнять запись их решения |
текущий |
66-67 |
13-14 |
||||||||||||||||||||
29 |
Решаем задачи |
1 |
комбинированный |
Установление последовательности учебных действий для ответа на вопрос задачи Обнаружение задачи по ее основным элементам. Решение задачи по алгоритму Установление соответствия: между задачей и ее решением, записанным с помощью равенства между рисунком и вопросом к нему ; между предметом и его высотой, измеренной в сантиметрах Нахождение результата сложения (вычитания). Проверка правильности выполнения действия Сравнение длин отрезков «на глаз»; проверка результата сравнения измерением |
текущий |
68-69 |
15-16 |
|||||||||||||||||||||
30. |
Решаем задачи |
1 |
комбинированный |
Решение задачи по алгоритму Составление вопроса в соответствии с записью Выбор задачи, соответствующей схеме решения. Решение задачи с опорой на рисунок Сравнение чисел разными способами (с использованием шкалы линейки, на основе счета) Различение геометрических фигур. Способ поиска числа треугольников в заданной фигуре. Описание порядка действий при подсчете треугольников, при рисовании второй половины фигуры (буквы) Сравнение длин отрезков «на глаз»; проверка результата сравнения измерением Составление записи равенства по правилу |
текущий |
70-71 |
17 |
|||||||||||||||||||||
31 |
Знакомимся с числами от 11 до 20 |
1 |
комбинированный |
Образование чисел от 11 до 20; их чтение и запись Десятичный состав каждого из чисел второго десятка. Дополнение записи «10 и £ это £» по рисунку) Упорядочивание чисел, упорядочивание записей числовых выражений Описание порядка действий при подсчете треугольников Составление вопросов по рисункам со словами «сколько», «на сколько». Составление записей для ответов на вопросы «Сколько?», «На сколько ?» Планирование решения задачи Выполнение практической работы по измерению длин предметов, изображённых в учебнике и реальных предметов |
Знать состав чисел от 11 до 20. У меть измерять длину (высоту) предметов |
практическая работа |
72-75 |
18 |
||||||||||||||||||||
32 |
Работаем с числами от 11 до 20 |
1 |
комбинированный |
Счет в пределах 20. Поиск пропущенных чисел Работа по образцу. Составление чисел второго десятка Составление и дополнение записей вида 10+5=15, 15–5=10 и 15–10=5 Составление по рисункам задач с вопросами: «Сколько…?», «На сколько…?». Решение задач Распределение (классификация) записей по результату |
текущий |
76-77 |
19-20 |
|||||||||||||||||||||
33 |
Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах |
1 |
комбинированный |
Называние длины отрезка в сантиметрах, в дециметрах и сантиметрах по схеме:¨ см = ¨ дм ¨ см. Сравнение длин предметов «на глаз» и с помощью измерения Поиск ошибок в записи результатов измерения Составление, чтение и запись чисел второго десятка; сложение и вычитание чисел Установление соответствия: деталь из 3-5 клеток и её место на клетчатой части листа |
Знать единицы длины: дециметр, сантиметр. Уметь на практике измерять предметы. |
Практическая работа: « измерение длин сторон предметов». |
78-79 |
21-22 |
||||||||||||||||||||
34 |
Составляем задачи |
1 |
комбинированный |
Дополнение условия задачи по рисунку Составление задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, к схеме) Упорядочивание чисел в пределах 20 Измерение длин. Формулирование задания, связанного с измерением (измерь, сравни) |
Уметь отличать задачу от обычного текста; дописывать пропущенные числа |
Самостоятельная работа |
80-81 |
23-24 |
||||||||||||||||||||
35. |
Работаем с числами от 1 до 20. |
1 |
комбинированный |
Порядок чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел второго десятка Действия с числами. Упорядочивание чисел и записей (числовых выражений) Сравнение числа элементов двух множеств. Формулирование, выбор верной формулировки результата сравнения (… на £ больше (меньше), чем … ) Составление плана выполнения задания. Работа по плану |
Знать состав чисел от 1 до 20. Уметь представлять числа от 11 до 19 в виде суммы разрядных слагаемых. |
текущий |
82-83 |
25-26 |
||||||||||||||||||||
36. |
Учимся выполнять умножение |
1 |
Объяснение нового материала |
Разные способы нахождения результата сложения равных чисел. Чтение записей (числовых равенств) по образцу Составление заданий и задач Анализ образца выполнения задания, чтение записи арифметического действия по образцу. Работа по инструкции при решении задачи |
Знать о разных способах нахождения результата сложения равных чисел. Уметь измерять длину отрезков и сравнивать их по длине. |
текущий |
84-85 |
27-28 |
||||||||||||||||||||
37. |
Учимся выполнять умножение |
1 |
комбинированный |
Сложение равных чисел. Заполнение схемы «по ¨ взять ¨ раза – это ¨» Установление соответствия между рисунком и моделью, иллюстрирующей действие Закрепление десятичного состава чисел второго десятка. Действия с числами Сравнение отрезков по длине Составление вопросов со словами «Верно ли, что…» Учет дополнительного условия при выполнении задания |
Самостоятельное рисование башни по заданному условию. |
86-87 |
29-30 |
|||||||||||||||||||||
38. |
Составляем и решаем задачи |
1 |
комбинированный |
Составление задачи по модели, схеме ее решения (с опорой на рисунок). Дополнение условия задачи подходящими числовыми данными Решение текстовых задач Арифметические действия с числами в пределах 10 Поиск ошибок в вычислениях Классификация геометрических фигур разными способами Установление закономерности расположения фигур в строках и столбцах таблицы |
Уметь составлять задачу по заданной схеме и решать её. |
текущий |
88-89 |
31-32 |
||||||||||||||||||||
39. |
Работаем с числами от 1 до 20. |
1 |
комбинированный |
Моделирование состава чисел 9 и 10 с учетом дополнительного условия Десятичный состав чисел от 11 до 19 Сравнение записей арифметических действий Разные способы счета (в ситуации сложения равных чисел) Разные варианты составления отрезка длиной 1 дм из двух других. Построение отрезка заданной длины |
Знать, как образуются числа от 11 до 20; десятичный состав чисел от 11 до 19. Уметь представлять числа от 11до 19 в виде суммы разрядных слагаемых |
текущий |
90-91 |
33-34 |
||||||||||||||||||||
40. |
Умножаем числа |
1 |
Объяснение нового материала |
Знакомство с действием умножения. Последовательность учебных действий при выполнении умножения Запись вида
соответствующая схеме
Чтение записи арифметического действия Условие и вопрос задачи. Решение задач Составление плана выполнения задания |
Уметь записывать действие умножение с помощью знака ; понимать смысл действия умножения |
Самостоятельное решение задач |
92-93 |
35 |
||||||||||||||||||||
41. |
Умножаем числа |
1 |
комбинированный |
Установление соответствия: между рисунком и записью арифметического действия (сложение, умножение); между предложением и записью арифметического действия. Выполнение умножения Решение задач Упорядочивание записей (числовых выражений) Классификация геометрических фигур разными способами |
94-95 |
36-37 |
||||||||||||||||||||||
42. |
Решаем задачи. |
1 |
комбинированный |
Задачи на увеличение числа (на несколько единиц) Решение задач Сравнение и упорядочение чисел Выполнение действий с числом 10 Проверка выполнения условия задачи на рисунке |
Уметь решать задачи на увеличение числа на несколько единиц |
текущий |
96-97 |
38-39 |
||||||||||||||||||||
43. |
Решаем задачи. |
1 |
комбинированный |
Задачи на уменьшение числа (на несколько единиц) Решение задач Дополнение текста задачи Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц Последовательность действий при выполнении задания. Проверка правильности решения |
Уметь решать задачи на увеличение числа на несколько единиц |
текущий |
98-99 |
40-41 |
||||||||||||||||||||
44. |
Проверяем верно ли |
1 |
комбинированный |
Поиск ответа на вопрос «Верно ли, что…?». Объяснение ответа (разными способами) Решение задач Проверка правильности выполнения задания. Поиск и объяснение ошибки Составление задания на вычисление Классификация чисел разными способами |
Уметь сравнивать числа, выполнять арифметические действия, сравнивать отрезки. |
текущий |
100-101 |
42-43 |
||||||||||||||||||||
45. |
Учимся выполнять деление |
1 |
комбинированный |
Разбиение множества на равновеликие множества. Комментирование процесса разложения числа предметов (фишек) на несколько равных частей Комментирование практических ситуаций «деления» Составление задачи по модели и схеме решения. Дополнение условия и вопроса задачи Установление соответствия между предложением и арифметическим действием (сложение, вычитание). Дополнение числа до десяти Составление плана выполнения задания. Решение по плану с комментированием |
Уметь разбивать на равновеликие множества; понимать смысл действия деления |
текущий |
102-103 |
44-45 |
||||||||||||||||||||
46. |
Делим числа |
1 |
Объяснения нового материала |
Знакомство с делением. Последовательность учебных действий при выполнении деления Составление записи вида:
Решение задач Установление соответствия: деталь неправильной формы и её место на куске ткани Составление плана выполнения задания, связанного с рисованием фигур |
Уметь различать действия деления и умножения. Знать знаки «·» умножения и «:» деления. |
текущий |
104-105 |
46-47 |
||||||||||||||||||||
47. |
Делим числа |
1 |
комбинированный |
Выполнение деления Установление соответствия между моделью действия деления и записью действия Различение ситуаций, требующих выполнения действия умножения, действия деления Решение задач Разбиение фигуры на части |
текущий |
106-107 |
48-49 |
|||||||||||||||||||||
48. |
Сравниваем |
1 |
комбинированный |
Разные способы сравнения Использование разных приемов записи результата сравнения Составление и решение задач Работа по предложенной и самостоятельно составленной инструкции Выполнение действий с числами |
Уметь обозначать результат сравнения словами «больше», «меньше», «длиннее», «короче» |
текущий |
108-109 |
50-51 |
||||||||||||||||||||
49. |
Работаем с числами |
1 |
повторение |
Составление инструкции и работа по инструкции (с помощью «машины») в ситуации увеличения (уменьшения) числа на несколько единиц Составление задачи по рисунку, решению и ответу Выполнение сложения и вычитания чисел Измерение длин (в сантиметрах, в дециметрах и сантиметрах). Поиск ошибки в измерении Решение заданий и задач разными способами |
Знать состав чисел. Уметь составлять примеры с ответом 9. |
Самостоятельное составление примеров |
110-111 |
52-53 |
||||||||||||||||||||
50. |
Решаем задачи |
1 |
Объяснения нового материала |
Сравнение множеств. Ответ на вопрос «На сколько больше…?» («На сколько меньше…?»). Получение ответа с использованием моделирования ситуаций Составление и решение задач на разностное сравнение Обнаружение ошибки в классификации цветных фигур, выполненной разными способами Планирование решения задачи Нахождение на чертеже заданной геометрической фигуры |
Уметь выбирать действие при решении задачи на сравнение |
текущий |
112-113 |
54-55 |
||||||||||||||||||||
51. |
Складываем и вычитаем числа |
1 |
Повторение ЗУН |
Сложение и вычитание чисел в пределах 10 Упорядочивание чисел в пределах 20 Обнаружение задач, которые решаются сложением (вычитанием). Обоснование выбора действия Установление соответствия между текстом задачи и рисунком. Дополнение текста до задачи Классификация записей (числовых выражений и равенств) |
Знать состав чисел первого и второго десятков. Уметь классифицировать и сравнивать числовые выражения |
текущий |
114-115 |
56-57 |
||||||||||||||||||||
52. |
Складываем и вычитаем числа |
1 |
Повторение ЗУН |
Сравнение и классификация записей (числовых выражений) Сложение и вычитание в пределах 10, в пределах 20 на основе десятичного состава числа Решение задач Измерение длин отрезков, Построение отрезков заданной длины Составление заданной фигуры из уголков |
текущий |
116-117 |
58-59 |
|||||||||||||||||||||
53. |
Умножаем и делим числа |
1 |
комбинированный |
Различение арифметических действий. Чтение и запись числовых выражений Действия с числами Установление соответствия между задачей и ее решением, между задачей и моделью. Составление и решение задач Анализ образца выполнения задания. Поиск новых решений |
Уметь различать арифметические действия умножения и деления; прочитывать и записывать числовые выражения |
текущий |
118-119 |
60-61 |
||||||||||||||||||||
54. |
Решаем задачи разными способами |
1 |
комбинированный |
Разные способы сравнения числовых выражений, вычислений Разные способы решения задач Обнаружение и исправление ошибки в вычислении Проверка одновременного выполнения нескольких условий задания |
Знать разные способы сравнения. Уметь составлять и решать задачи |
текущий |
120-121 |
62-63 |
||||||||||||||||||||
55-59 |
Повторение изученного |
5 |
Закрепление ЗУН |
Решение примеров и задач изученных видов Работа в печатных тетрадях |
Знать состав чисел 1-го и 2-го десятков; единицы длины. Уметь измерять величины; решать задачи на увеличение (уменьшение), сравнение чисел. |
текущий |
122-125, Д.м. |
|||||||||||||||||||||
60 |
Диагностическое обследование №2 |
1 |
Проверка ЗУН |
Контроль |
Самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||||
61 |
Работа над ошибками |
1 |
комбинированный |
Коррекция знаний и умений учащихся Работа в печатных тетрадях |
Д.м. |
|||||||||||||||||||||||
62 |
Закрепление изученного |
1 |
Закрепление ЗУН |
Решение примеров и задач изученных видов. Работа в печатных тетрадях |
Д.м. |
№ п/п |
Тема |
Кол- во уроков |
Тип урока |
Элементы содержания урока |
Требования к уровню подготовленности учащихся |
Вид контроля |
Дата |
Страницы |
|||
план |
факт |
учебника |
тетради |
||||||||
63-64 |
Перестановка чисел при сложении |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний; интегрированный |
Свойство сложения (складывать числа можно в любом порядке). Составление фигуры из частей. Самостоятельная конструкторская деятельность |
Уметь применять свойства сложения при выполнении вычислений; составлять из геометрических фигур предметы |
Текущий. Создание панно «Звери и птицы» |
4–8 |
3-7 |
|||
65-66 |
Шар. Куб Шар. Куб |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний; комбинированный |
Знать названия геометрических тел, соотносить предмет и геометрическое тело. |
текущий |
9-11 |
7-9 |
||||
67-68 |
Сложение с числом 0 |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
При сложении числа с нулём получается то же число (а+0=а) |
Уметь складывать числа с нулём |
текущий |
12–15 |
9-12 |
|||
69-70 |
Свойства вычитания |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Свойства вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю. |
Уметь применять свойство вычитания |
текущий |
16–20 |
12-14 |
|||
72-73 |
Вычитание числа 0 |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
При вычитании из числа нуля получается то же число (а-0=а) |
Знать, что разность двух одинаковых чисел равна нулю Уметь вычитать из числа нуль. |
текущий |
21–24 |
14-16 |
|||
74 |
Повторение по теме «Свойства арифметических действий» |
1 |
Комплексное использование знаний |
Выполнение вычислений, применяя свойства сложения и вычитания. Выполнение действий с нулем |
Знать свойства сложения и вычитания. Уметь складывать числа с нулём, вычитать нуль из числа; применять при выполнении вычислений свойства сложения и вычитания |
текущий |
Д.м. |
||||
75 |
Деление на группы по несколько предметов |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Упражнение в делении группы предметов по определенным признакам (форме, цвету, размеру) |
Уметь делить группу предметов по несколько по определенным признакам (форме, цвету, размеру) |
текущий |
25–27 |
17-19 |
|||
76-77 |
Деление на группы по несколько предметов. Повторение изученного материала |
2 |
Комплексное использование знаний |
Табличные случаи сложения и вычитания. Свойства сложения (складывать числа можно в любом порядке). Сложение и вычитание с нулем. |
Уметь применять свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений |
Текущий. Самостоятельная работа. Проверка. |
Д.м. |
||||
78-79 |
Сложение с числом 10 |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Прибавление 1,2,3,4,5,6,7,8,9 к числу 10. Разрядный состав чисел 2-го десятка. |
Уметь выполнять сложение однозначных чисел с числом 10; представлять числа от 11до 19 в виде суммы разрядных слагаемых |
Текущий. |
28-30 |
19-22 |
|||
80-81 |
Прибавление и вычитание числа 1 |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Прибавление 1 к 10, вычитание 1 из 10.Приёмы вычислений: название одного, двух, трех чисел, следующих за данным числом (предшествующих данному числу) |
Уметь прибавлять 1 к 10 и вычитать 1 из 10; правильно называть результат действий сложения и вычитания; воспроизводить по памяти результаты табличных случаев вычитания в пределах 10. |
Текущий. |
31-35 |
23-24 |
|||
82-83 |
Прибавление числа 2 |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Табличные случаи сложения и вычитания 2,3,4,5,6 без перехода через разряд и с переходом через разряд. Приемы вычисления: прибавление и вычитание числа по частям, сложение и вычитание с помощью шкалы линейки. |
Уметь складывать и вычитать числа второго десятка без перехода и с переходом через разряд, пользуясь приемом вычисления: прибавление и вычитание числа по частям. |
Текущий. |
36-40 |
25-27 |
|||
84-85 |
Вычитание числа 2 |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Табличные случаи вычитания и прибавления числа 2. Приёмы вычислений: название одного, двух, трёх следующих за данным числом чисел. |
Уметь воспроизводить по памяти результаты табличных случаев вычитания в пределах 10. Уметь выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия |
Текущий. |
41-46 |
28-30 |
|||
86--87 |
Прибавление числа 3 |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Табличные случаи прибавления числа 3. Прием вычисления: называние одного, двух, трех следующих за данным числом чисел. Прием вычисления: прибавление числа по частям |
Уметь воспроизводить по памяти результаты табличных случаев прибавления Уметь называть число, большее или меньшее данного на несколько единиц. |
Текущий. Взаимопроверка. . |
47-52 |
31-34 |
|||
88-89 |
Вычитание числа 3 |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Табличные случаи вычитания числа 3. Вычитание с помощью шкалы линейки Прибавление и вычитание числа 3 по частям. Решение текстовых арифметических задач. |
Уметь воспроизводить по памяти результаты табличных случаев вычитания; выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия. |
Текущий. Взаимопроверка |
53-57 |
35-38 |
|||
90-91 |
Прибавление числа 4 |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Табличные случаи сложения числа 4. Прием вычисления: прибавление числа по частям Свойство сложения ( складывать числа можно в любом порядке). Прибавление числа 4 по частям |
Уметь воспроизводить по памяти результаты табличных случаев сложения, прибавлять число 4 с переходом через разряд |
Текущий. Взаимопроверка |
58-62 |
39-43 |
|||
92-93 |
Вычитание числа 4 |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Табличные случаи вычитания числа 4. Сложение и вычитание известными приемами. Приемы вычислений: называние одного, двух, трех следующих за числом 4 ( предшествующих ему) чисел; прибавление и вычитание числа по частям |
Уметь применять свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений, использовать в самостоятельной практике изученные приемы вычислений |
Текущий. Тест |
63-67 |
43-48 |
|||
94-95 |
Прибавление и вычитание однозначного числа второго десятка без перехода через разряд и с переходом через разряд |
2 |
Комплексное применение знаний |
Прибавление и вычитание чисел второго десятка (1,2,3,4) без перехода и с переходом через разряд, пользуясь приемом вычислений |
Уметь складывать и вычитать числа второго десятка (1,2,3,4) без перехода и с переходом через разряд |
Текущий. Самостоятельная работа. Проверка. |
Д.м. |
||||
96-97 |
Прибавление и вычитание числа 5 |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Табличные случаи прибавления числа 5. Приёмы вычислений: называние одного, двух, трёх следующих за данным числом ( предшествующих данному) чисел; сложение и вычитание с помощью шкалы линейки |
Уметь воспроизводить по памяти результаты табличных случаев сложения; выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия |
Текущий. Взаимопроверка |
68-74 |
48-53 |
|||
98-99 |
Прибавление и вычитание числа 6 |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Табличные случаи прибавления числа 6. Приёмы вычислений: называние одного, двух, трёх следующих за данным числом ( предшествующих данному) чисел; сложение и вычитание по частям |
Уметь воспроизводить по памяти результаты табличных случаев вычитания в пределах 6, прибавлять число 6 по частям |
Текущий. Взаимопроверка |
75-83 |
53-57 |
|||
100-101 |
Повторение изученного по теме « Прибавление и вычитание чисел второго десятка с переходом через разряд» |
2 |
Комплексное использование знаний |
Выполнение вычислений с числами второго десятка с переходом через разряд, основываясь на приёме вычисления: прибавление и вычитание числа по частям |
Уметь выполнять вычисления с числами второго десятка с переходом через разряд приемом прибавления и вычитания по частям |
Текущий. Самостоятельная работа. Проверка. |
|||||
102-103 |
Сравнение чисел |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Сравнение чисел. Правило: чтобы узнать, на сколько единиц одно число меньше или больше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее. Решение арифметических задач. Практические действия с множествами предметов. Связь между вычитанием и сложением. Устные приемы вычислений. Понятия: «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» |
Знать понятия: «больше», «меньше», «больше на», «меньше на»; смысл сложения и вычитания. Уметь сравнивать два числа, характеризуя результат сравнения словами: «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» |
Текущий. Взаимопроверка |
84-89 |
58-60 |
|||
104 |
Сравнение. Результат сравнения |
1 |
Комплексное использование знаний |
Текущий. Взаимопроверка |
90-95 |
60-64 |
|||||
105-106 |
На сколько больше или меньше 1 |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Текущий. Взаимопроверка |
96-99 |
64-67 |
|||||
107-108 |
Увеличение числа на несколько единиц |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Решение арифметических текстовых задач на нахождение числа большего или меньшего данного на несколько единиц. Запись решения задач в два и более действий |
Уметь решать арифметические текстовые задачи на нахождение числа большего или меньшего данного на несколько единиц; записывать решение задач в два и более действий |
Текущий. |
100-104 |
67-69 |
|||
109-110 |
Уменьшение числа на несколько единиц |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Текущий. |
105-108 |
70-72 |
|||||
111-112 |
Повторение изученного материала по теме «Сравнение чисел» |
2 |
Комплексное использование знаний |
Сравнение чисел. Решение задач в одно или два действия на нахождение числа, большего или меньшего данного на несколько единиц |
Уметь сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами: «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» |
Текущий. Самостоятельная работа. Проверка |
Д.м. |
||||
113-114 |
Прибавление чисел 7, 8 и 9 |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний; комбинированный |
Прибавление числа 7,8,9. Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия |
Уметь воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел |
Текущий. |
109-114 |
73-75 |
|||
115-116 |
Вычитание чисел 7, 8 и 9 |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний; комбинированный |
Вычитание 7,8,9 с помощью таблицы сложения |
Уметь выполнять табличное вычитание чисел 7,8,9 изученными приемами |
Текущий. |
115-123 |
76-78 |
|||
117 |
Связь вычитания со сложением |
1 |
Комплексное использование знаний |
Свойства сложения и вычитания |
Уметь применять свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений |
Текущий. |
Д.м. |
||||
118 |
Повторение материала по теме «Сложение и вычитание чисел второго десятка с переходом через разряд» |
1 |
Комплексное использование знаний |
Табличные случаи сложения и вычитания. Знаки арифметических действий. Использование моделей учебных ситуаций |
Знать свойства и приемы сложения и вычитания |
Текущий. |
Д.м. |
||||
119-121 |
Сложение и вычитание. Скобки |
3 |
Изучение и первичное закрепление знаний; комбинированный |
Правило порядка выполнения действий со скобками. Числовое выражение и его значение |
Знать правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками |
Текущий. |
124-128 |
79-81 |
|||
122 |
Педагогическая диагностика |
1 |
Урок проверки, оценки и коррекции знаний |
Сложение и вычитание как взаимообратные действия. Решение арифметических текстовых задач на нахождение числа, большего или меньшего данного числа на несколько единиц. |
Уметь выполнять табличное сложение и вычитание изученными приемами; решать задачи; применять правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками |
Самостоятельная работа. Самопроверка. Анализ работы |
Работа над ошибками |
||||
123-124 |
Зеркальное отражение предметов |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Решение примеров ( сложение и вычитание чисел второго десятка с переходом через разряд). Решение задач в одно- два действия на нахождение числа, большего или меньшего данного числа на несколько единиц. Построение с помощью линейки отрезка заданной длины. Упражнение на вычисление выражений со скобками. Отображение в зеркале (симметрия) |
Уметь складывать и вычитать числа второго десятка с переходом через разряд, решать задачи на нахождение большего или меньшего данного на несколько единиц; измерять длину предмета с помощью линейки, изображать отрезок заданной длины, отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке; вычислять выражения со скобками; называть фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок). |
Текущий. |
129-133 |
82-84 |
|||
125-126 |
Симметрия |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Текущий. |
16.05 17.05 |
134-137 |
85-87 |
||||
127-128 |
Оси симметрии фигуры |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Текущий. |
18.05 22.05 |
138-142 |
88-89 |
||||
129-132 |
Повторение изученного материала |
4 |
Комплексное применение знаний |
Табличные случаи прибавления и вычитания чисел. Решение арифметических текстовых задач. Запись решения задач в два и более действий |
Уметь выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого действия; решать задачи |
Текущий |
23.05 24.05 |
Д.м. |
91-92 |
||