Рабочая программа по немецкому языку
Программа рассмотрена на педагогическом совете протокол № 5 от 28.08.2020 и вынесена на утверждение | Утверждаю: Приказ №_____ от ____________ Директор МБОУ СОШ №8 ____________С. Н. Грачева «___» ____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
Рассмотрено на заседании МО
учителей филологического цикла
протокол №1 от 27.08.2020 г.
председатель МО ____________Романова Ю. В.
Пенза, 2020
Программа предмета «Немецкий язык» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897 (с последующими изменениями)) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №8 г. Пензы им. Н.С.Павлушкина.
Предмет «Немецкий язык» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в общем объеме 68 часов.
1. Планируемые результаты изучения предмета
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордостиза свою Родину, прошлое и настоящее многонациональногонарода России; осознание своей этнической принадлежности,знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,основ культурного наследия народов России и человечества;усвоение гуманистических, демократических и традиционныхценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественнойпрактики, учитывающего социальное, культурное, языковое,духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народовРоссии и народов мира; готовности и способности вести диалогс другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей иформ социальной жизни в группах и сообществах, включаявзрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастныхкомпетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решенииморальных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанногои ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшимив процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры на основепризнания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества,принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1.2. Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей,в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесседостижения результата, определять способы действий в рамкахпредложенных условий и требований, корректировать своидействия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятиярешений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливатьпричинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогиии делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки исимволы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешатьконфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий(далее ИКТ-компетенции).
1.3. Предметные результаты:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстниковв других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностраннымязыком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки,к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации,позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
А. В коммуникативной сфере (то есть владение вторым иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
Говорении.
Выпускник научится:
начинать, вести поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием отказом, опираясь на изученнуютематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своейстране и странах изучаемого языка;
описывать события/явления, уметь передавать основноесодержание, основную мысль прочитанного или услышанного,выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, даватькраткую характеристику персонажей;
Выпускник получит возможность научиться:
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.)
кратко излагать результаты выполненной проектной работы
вести диалог-обмен мнениями;
брать и давать интервью;
вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.)
Аудировании
Выпускник научится:
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой наязыковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичныепрагматические аудио- и видеотексты с выделением нужнойинтересующей информации;
Выпускник получит возможность научиться:
выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтении
Выпускник научится:
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров истилей с полным и точным пониманием и с использованиемразличных приёмов смысловой переработки текста (выборочного перевода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманиемнужнойинтересующей информации;
Выпускник получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.
Письменной речи
Выпускник научится:
писать поздравления, личные письма с опорой на образецс употреблением формул речевого этикета, принятых в
странах изучаемого языка;
заполнять анкеты и формуляры;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Выпускник получит возможность научиться:
делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях
писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковая компетенция(владение языковыми средствами и действиями с ними)
Выпускник научится:
различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;;
примененять правила написания изученных слов
соблюдать правильное ударение в изученных словах;
различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
членить предложение на смысловые группы;
адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
узнавать и употреблять в речи тексте изученные лексические единицы, обслуживающие ситуацию общения в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием конверсии, словосложения, аффиксации;
соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
существительных с суффиксами -ung (die Lösung, die Vereinigung); -keit (die Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -Schaft (dieGesellschaft); -um (das Datum); -or (der Doktor); -ik (die Mathematik); -e (die Liebe), -er (der Wissenschaftler); -ie (die Biologie);
прилагательных с суффиксами -ig (wichtig); -lieh (glücklich);-isch (typisch); -los (arbeitslos); -sam (langsam); -bar (wunderbar);
существительных и прилагательных с префиксом ип- (dasUnglück, unglücklich);
существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vorort, vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung, mitspielen);
• глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа erzählen, wegwerfen.
оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные, побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;
распознавать и употреблять в речи безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer);
распознавать и употреблять в речи предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin? (Ich hänge das Bild andie Wand);
распознавать и употреблять в речи предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др., требующими после себя Infinitiv с zw,
распознавать и употреблять в речи побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wirlesen!;
распознавать и употреблять в речи все типы вопросительных предложений;
распознавать и употреблять в речи предложения с неопределённо-личным местоимением man (Man schmückt die Stadt vor Weihnachten);
распознавать и употреблять в речи предложения с инфинитивной группой um ...zu (Er lerntDeutsch, um deutsche Bücher zu lesen);
распознавать и употреблять в речи сложносочинённые предложения с союзами denn, darum,deshalb (Ihm gefällt das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeitin der frischen Luft verbringen).
распознавать и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с союзами dass, obи др. (Er sagt, dass er gut in Mathe ist);
распознаватьиупотреблятьвречисложноподчинённыепредложенияпричиныссоюзамиweil, da (Er hat heute keine Zeit, weil er viele Hausaufgabenmachen muss);
распознавать и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с условным союзом wenn (Wenn du Lust hast, komm zu mir zu Besuch);
распознавать и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточными времени (с союзами wenn, als, nachdem);
распознавать и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (с относительными местоимениями die, deren,dessen);
распознавать и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточными цели (с союзом damit);
распознавать и употреблять в речи распознавание структуры предложения по формальным признакам: по наличию/отсутствию инфинитивных оборотов: um ... zu + Infinitiv, statt ... zu + Infinitiv, ohne ... zu + Infinitiv);
распознавать и употреблять в речи слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt;
распознавать и употреблять в речи сильные глаголы с вспомогательным глаголом seinв Perfekt (kommen, fahren, gehen);
распознавать и употреблять в речи Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов;
распознавать и употреблять в речи глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt, Präteritum, Futur (anfangen, beschreiben);
распознавать и употреблять в речи временные формы в Passiv (Präsens, Präteritum);
распознавать и употреблять в речи местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit);
распознавать и употреблять в речи возвратные глаголы в основных временных формах Präsens, Perfekt, Präteritum (sich anziehen, sich waschen);
распознававать и употреблять в речи определённого, неопределённого и нулевого артиклей, склонения существительных нарицательных; склонения прилагательных и наречий; предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов, требующих Akkusativ;
распознавать и употреблять в речи местоимения: личные, притяжательные, неопределённые (jemand, niemand);
распознавать и употреблять в речи Plusquamperfekt;
распознавать и употреблять в речи количественные числительные и порядковые числительные.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам.
распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: времени с союзом bis; цели с союзом damit; условия с союзом wen; причины с союзом weil;сравнительные als, wie
распознавать и употреблять в речи предложения с указательными местоимениями dieser, jener;
распознавать и употреблять в речи предложения с притяжательными артиклями;
распознавать и употреблять в речи конструкции с глаголами на -ing: tolove/hatedoingsomething; Stoptalking;
распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах действительного залога Activ;
распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования;
распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах страдательного залога Passiv;;
распознавать и употреблять в речи модальные глаголы kann, sollen, mussen, mogen;
Социокультурная компетенция Выпускник научится:
употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
представлять родную страну и культуру на английском языке;
понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала
Выпускник получит возможность научиться:
использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.
Компенсаторная компетенция
Выпускник научится:
выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне отдельных грамматическихявлений, слов, словосочетаний, предложений;
владеть приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разнойглубиной понимания);
действовать по образцу аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказыванийв пределах изучаемой тематики;
осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными итолковыми словарями, мультимедийными средствами);
владеть способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
представлять язык как средство выражения чувств,эмоций, как основе культуры мышления;
иметь представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранныхязыков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
приобщаться к ценностям мировой культуры как черезисточники информации на иностранном языке, в том числемультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках и т. д.;
достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах.
Г. В эстетической сфере:
владеть элементарными средствами выражения чувств иэмоций на втором иностранном языке;
стремиться к знакомству с образцами художественноготворчества на втором иностранном языке и средствами изучаемого второго иностранного языка;
развивать чувство прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.
Д. В трудовой сфере
рационально планировать свой учебный труд и работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере
вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Выпускник получит возможность научиться:
использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Содержание основного общего образования по учебному предмету(68 ч)
Предметное содержание речи
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека.
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки.
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание.
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода.
Средства массовой информации и коммуникации (пресса,телевидение, радио, Интернет).
Страна/страны второго иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города,достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Виды речевой деятельности/Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог — обмен мнениями. Объём диалога от 3 реплик до 4—5 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога 1,5—2 минуты
Монологическая речь
Умение строить связные высказывания о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, заданную вербальную ситуацию или зрительную наглядность.
Объём монологического высказывания от 7—10 фраз до 10—12 фраз. Продолжительность монолога 1 —1,5 минуты
Аудирование
Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: сообщение, рассказ, диалог-интервью и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание речи учителя и одноклассников на уроке, а также понимание несложных текстов, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале или содержащих некоторые незнакомые слова. Время звучания текста — до 1 минуты.
Аудирование с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов — до 1,5 минуты.
Аудирование с выборочным пониманием предполагает умение выделить необходимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов — до 1,5 минуты.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от коммуникативной задачи): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием необходимой информации (просмотровое/поисковое чтение).
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, песня и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объём текстов для чтения — 600—700 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объём текста для чтения — около 500 слов.
Чтение с выборочным пониманием предполагает умение просмотреть аутентичный текст или несколько коротких текстов и выбрать необходимую информацию. Объём текста для чтения — около 350 слов.
Письменная речь
умение:
делать выписки из текста для их дальнейшего использования в собственных высказываниях;
писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30—40 слов,включая адрес);
заполнять несложные анкеты в форме, принятой в странах изучаемого языка (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
писать личное письмо зарубежному другу с опорой на образец (сообщать краткие сведения о себе; запрашивать аналогичную информацию о нём; выражать благодарность и т. д.).Объём личного письма — 100—140 слов, включая адрес.
Языковые знания и навыки
Орфография
Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка. Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме около 1000 единиц. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.
Основные способы словообразования:
1) аффиксация:
существительных с суффиксами -ung (die Lösung, die Vereinigung); -keit (die Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -Schaft (dieGesellschaft); -um (das Datum); -or (der Doktor); -ik (die Mathematik); -e (die Liebe), -er (der Wissenschaftler); -ie (die Biologie);
прилагательных с суффиксами -ig (wichtig); -lieh (glücklich);-isch (typisch); -los (arbeitslos); -sam (langsam); -bar (wunderbar);
существительных и прилагательных с префиксом ип- (dasUnglück, unglücklich);
существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vorort, vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung, mitspielen);
• глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками идругими словами в функции приставок типа erzählen, wegwerfen.
2) словосложение:
существительное + существительное(das Arbeitszimmer);
прилагательное + прилагательное(dunkelblau, hellblond);
прилагательное + существительное (die Fremdsprache);
глагол + существительное (die Schwimmhalle);
3) конверсия (переход одной части речи в другую):
образование существительных от прилагательных (das
Blau, der Junge);
образование существительных от глаголов (das Lernen,
das Lesen).
Интернациональные слова (der Globus, der Computer). Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.
Грамматическая сторона речи
Знакомство с новыми грамматическими явлениями.
Уровень овладения конкретным грамматическим явлением (продуктивно-рецептивно или рецептивно) указывается в графе «Характеристика основных видов деятельности учащихся» в Тематическом планировании.
Нераспространённые и распространённые предложения:
безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer);
предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнение в Akkusativ и обстоятельствоместа при ответе на вопрос Wohin? (Ich hänge das Bild andie Wand);
предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др.,требующими после себя Infinitiv с zw,
побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wirlesen!;
все типы вопросительных предложений;
предложения с неопределённо-личным местоимениемman (Man schmückt die Stadt vor Weihnachten);
предложения с инфинитивной группой um ...zu (Er lerntDeutsch, um deutsche Bücher zu lesen);
сложносочинённые предложения с союзами denn, darum,deshalb (Ihm gefällt das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeitin der frischen Luft verbringen).
сложноподчинённые предложения с союзами dass, obи др. (Er sagt, dass er gut in Mathe ist);
сложноподчинённыепредложенияпричиныссоюзамиweil, da (Er hat heute keine Zeit, weil er viele Hausaufgabenmachen muss);
сложноподчинённыепредложениясусловнымсоюзомwenn (Wenn du Lust hast, komm zu mir zu Besuch);
сложноподчинённые предложения с придаточными времени (с союзами wenn, als, nachdem);
сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (с относительными местоимениями die, deren,dessen);
сложноподчинённые предложения с придаточными цели(с союзом damit);
распознавание структуры предложения по формальным признакам: по наличию/отсутствию инфинитивных оборотов: um ...zu + Infinitiv, statt ... zu + Infinitiv, ohne ... zu + Infinitiv);
слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголомhaben в Perfekt;
сильные глаголы со вспомогательным глаголом seinв Perfekt (kommen, fahren, gehen);
Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов;
глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставкамив Präsens, Perfekt, Präteritum, Futur (anfangen, beschreiben);
временные формы в Passiv (Präsens, Präteritum);
местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit);
возвратные глаголы в основных временных формахPräsens, Perfekt, Präteritum (sich anziehen, sich waschen);
распознавание и употребление в речи определённого, неопределённого и нулевого артиклей, склонения существительныхнарицательных; склонения прилагательных инаречий; предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ,предлогов, требующих Akkusativ;
местоимения: личные, притяжательные, неопределённые(jemand, niemand);
Plusquamperfekt и употребление его в речи при согласвании времён;
количественные числительные и порядковые числительные.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках второго иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
знаниями о значении родного и иностранных языковв современном мире;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом иностранном языке, их символике и культурном наследии;
употребительной фоновой лексикой и реалиями страныизучаемого языка: традициями (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора;
представлением о сходстве и различиях в традицияхсвоей страны и стран, говорящих на втором иностранномязыке; об особенностях их образа жизни, быта, культуры(всемирно известных достопримечательностях, выдающихсялюдях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общенияосновные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);
умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
переспрашивать, просить повторить, уточняя значениенезнакомых слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка,предварительно поставленных вопросов;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту,по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описания понятияпри дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются умения:
работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста поаналогии, заполнение таблиц;
работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
работать с разными источниками на иностранном языке:справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами,литературой;
самостоятельно работать, рационально организовываясвой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формируются умения:
находить ключевые слова и социокультурные реалии приработе с текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ слов;
выборочно использовать перевод;
пользоваться двуязычным и толковым словарями.
Тематическое планирование (68 ч.)
Темы в соответствии с примерной программой | Основное содержание | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
Kennenlernen(3ч) | ||
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность человека и черты характера. Страна/страны второго иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города | Личные местоимения: ich, du, Sie; глаголы: heißen, wohnen, mögen, sein; вопросы с вопросительным словом (wie, was, wo, woher) и ответы на них; порядок слов; интонация предложения | • Приветствовать людей. • Представляться и называть адрес проживания. • Заполнять анкету. • Произносить имя по буквам• Говорить, что нравится. • Вести этикетный диалог в ситуации бытового общения (приветствовать, прощаться, узнавать, как дела, знакомиться, расспрашивать о возрасте). • Воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы немецкого алфавита и основные буквосочетания. • Различать на слух и адекватно произносить все звуки немецкого языка. • Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. • Употреблять глаголы heißen, wohnen, mögen, sein в утвердительных и вопросительных предложениях в первом, втором лице и вежливой форме. • Читать и писать по образцу сообщения в чате. • Читать и воспринимать на слух наименования достопримечательностей и формулы приветствия немецкоязычных стран |
Meine Klasse (3ч) | ||
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года | Числа от 0 до 1000; личные местоимения: er/sie, wir, ihr, глаголы: kommen, heißen, mögen, sein; определённый и неопределённый артикли: der, das, die, ein, eine; притяжательные местоимения: mein, dein; предлоги: in, auf; школьные принадлежности; названия некоторых школьных предметов; ударение в предложении; интонация вопросительного предложения, словарное ударение | • Вести диалог-расспрос (о том, какие школьные предметы нравятся, такие нет). • Рассказывать о своём друге. • Говорить, что нравится, а что нет. • Оперировать активной лексикой в процессе общения. • Воспроизводить наизусть тексты рифмовок. • Понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. • Вербально или невербальнореагировать на услышанное. • Понимать на слух и произносить цифры и группы цифр. • Называть телефонные номера. • Произносить фамилии по буквам.• Выразительно читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале. • Писать небольшой рассказ о себе, своём друге с опорой на образец. • Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. • Употреблять известные глаголы в правильной форме в утвердительных и вопросительных предложениях, определённые и неопределённые артикли в единственном числе, притяжательные местоимения mein, dein, числительные (количественные от 1 до 1000) |
Tiere(3ч) | ||
Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода | Спряжение глаголов haben, sein; вопросы без вопросительного слова; винительный падеж; множественное число существительных;названия животных, цветов, континентов и частей света; словарное ударение, краткие и долгие гласные | • Вести диалог-расспрос (о животных). • Рассказывать о своих животных. • Оперировать активной лексикой в процессе общения. • Описывать животных. • Понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие тексты в аудиозаписи,построенные на изученном языковом материале. • Выразительно читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале. • Понимать текст о животных. • Писать с опорой на образец небольшой рассказ о себе, своих игрушках, о том, что учащиеся умеют делать. • Описывать животных. • Называть цвета. • Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. • Проводить в классе интервью о любимых животных и делать сообщения на основе собранного материала. • Употреблять существительные в винительном падеже и существительные во множественном числе, задавать вопросы без вопросительного слова |
Mein Schultag (3ч) | ||
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним | Указание времени; порядок слов в предложениях с указанием времени; предлоги: um, von ... bis, am; названия часов, времени суток, дней недели, школьных предметов; краткие и долгие гласные | • Называть время и дни недели. • Рассказывать о своём школьном расписании с указанием названий учебных предметов и времени. • Оперировать активной лексикой в процессе общения. • Писать о себе электронное письмо по образцу.• Читать, понимать и составлять своё расписание уроков с указанием дней недели и времени. • Понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале, находить запрашиваемую информацию. • Вербально или невербальнореагировать на услышанное. • Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. • Воспринимать на слух и выразительно читать стихотворение. • Составлять предложения с указанием времени, соблюдая правильный порядок слов и используя временные предлоги. • Рассказывать о своём распорядке дня. • Читать и воспринимать на слух страноведческую информацию о школе в немецкоязычных странах |
Hobbys (3ч) | ||
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.)- Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки | Глаголы с изменяемой корневой гласной: fahren, lesen, sehen; модальный глагол können; глаголы с отделяемой приставкой, рамочная конструкция, краткие и долгие гласные; словосочетания | • Вести диалоги о своём хобби, о том, что учащиеся умеют и не умеют делать. • Рассказывать о своём хобби, оперироватьактивной лексикой в процессе общения. • Говорить, что учащиеся умеют, а что нет. • Договариваться о встрече. • Спрашивать разрешения, используя модальные глаголы. • Понимать на слух речь учителя, высказывания одноклассников. • Читать предложения с правильным фразовым и логическим ударением. • Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. • Читать и анализировать статистическую информацию. • Употреблять глаголы с отделяемыми приставками, соблюдая рамочную конструкцию |
Meine Familie (3 ч) | ||
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характерачеловека. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее | Притяжательные местоимения sein, ihr, unser; произношение окончаний -er, -e; слова, обозначающие родство, названия профессий | • Рассказывать о своей семье, используя в том числе и названия профессий. • Описывать иллюстрации. • Вести диалоги о семье, составлять мини-диалоги по образцу. • Читать и понимать небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале. • Употреблять притяжательные местоимения sein, ihr, unser. • Читать предложения с правильным фразовым и логическим ударением. • Понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале. • Читать и анализировать статистическую информацию. • Читать и воспринимать на слух страноведческую информацию о семьях в Германии |
Was kostet das (3 ч) | ||
Транспорт. Покупки. Страна/ страны второго иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, ихвклад в науку и мировую культуру | Спряжение глаголов essen, treffen; Ich möchte; порядок слов в предложении: рамочная конструкция; словосочетания, дифтонги ei, аи, еu | • Вести диалоги на основе изученного языкового материала (называть цену, спрашивать, сколько стоит, говорить, что нравится, что нет, что бы учащиеся хотели купить, о карманных деньгах). • Знакомиться с немецкой традицией составления пожеланий подарков ко дню рождения и писать аналогичные пожелания. • Обсуждать подарки друзьям ко дню рождения, учитывая их стоимость и пожелания друзей. • Читать тексты и находить запрашиваемую информацию. • Читать тексты с полным пониманием, используя словарь |
Mein Zuhause (3ч) | ||
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками | Предлоги места: hinter, auf, unter, über, neben, zwischen (вопрос: wo?); дательный падеж (определённый артикль); модальный глагол müssen; повелительное наклонение; рамочная конструкция | • Вести диалог-расспрос о местонахождении предметов. • Описывать картинки, используя предлоги, управляющие дательным и винительным падежами. • Называть прилагательные, обозначающие эмоциональное состояние человека. • Заполнять анкету (формуляр). • Говорить о работе по дому. • Воспринимать на слух и воспроизводить песню, различать оттенки настроений. • Понимать на слух речь учителя, одноклассников и аудиотексты, построенные на знакомом материале. • Соотносить аудиотекст и визуальную информацию. • Задавать вопросы о домашних обязанностях с использованием модального глагола müssen. • Представлять в классе результаты опроса. • Давать указания в единственном, множественном числе и вежливой форме. • Устно и письменно описывать свою комнату. • Читать и понимать страноведческий текст, содержащий несколько незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту |
Das schmeckt gut (3ч) | ||
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание | Нулевой артикль: Magst du Kartoffeln ?Ich esse gern Käse; Ja — nein— doch; неопределённо-личное местоимение man; предлоги in, aus | • Вести диалог-расспрос (о том, кто и что любит есть) с использованием степеней сравнения gern — lieber — am liebsten. • Говорить, что учащиеся едят на завтрак, обед и ужин. • Проводить интервью о предпочтениях в еде, записывать информацию и представлять результаты опроса в классе. • Оперировать активной лексикой в процессе общения. • Воспроизводить наизусть тексты рифмовок. • Понимать на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале. • Вербально реагировать на услышанное. • Читать тексты и находить заданную информацию. • Воспроизводить и составлять собственные диалоги. • Составлять идеальное меню для школьной столовой (проект). • Читать текст страноведческого характера об особенностях национальной кухни, содержащий незнакомую лексику, и понимать его содержание с помощью картинок и вопросов. • Рассказывать о своей национальной кухне. • Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. • Спрягать известные глаголы и употреблять их в утвердительных и вопросительных предложениях; употреблять определённые, неопределённые и нулевые артикли, частицы ja — nein — doch, названия блюд. • Понимать на слух и воспроизводить в речи оттенки чувств (дружелюбие, приветливость, злость и т. д.). • Инсценировать диалоги на темы: «В школьной столовой», «В закусочной» |
Meine Freizeit (3ч) | ||
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.)- Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки | Отрицание nicht или kein; предлоги времени im, um, am; модальный глагол wollen; рамочная конструкция | • Произносить по буквам названия месяцев и времён года. • Рассказывать о занятиях в свободное время. • Читать и сравнивать информацию о начале учебного года, оценках, о продолжительности каникул в немецкоязычных странах и своей стране. • Оперировать активной лексикой в процессе общения. • Понимать на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале, находить нужную информацию на слух. • Описывать людей. • Читать и понимать электронное письмо, находить нужную информацию, исправлять ошибки, содержащиеся в тексте. • Воспринимать на слух и разыгрывать диалоги на тему «Планирование свободного времени». • Писать диалоги о планировании свободного времени с опорой на образец. • Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. • Проводить интервью о распорядке дня, записывать информацию и сообщения на основе собранного материала. • Читать объявления в газетах и находить нужную информацию. • Употреблять отрицание nicht или kein, предлоги времени im, um, am, модальный глагол wollen. • Читать и понимать текст страноведческого характера об учебном годе в Германии, содержащий незнакомую лексику, находить нужную информацию. • Сравнивать информацию о каникулах, оценках в странах изучаемого языка и в России |
Das sieht gut аus (3ч) | ||
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека | Множественное число существительных; личные местоимения в винительном падеже | • Отвечать на вопросы с новой лексикой и писать аналогичные вопросы. • Оперировать активной лексикой в процессе общения. • Говорить о моде и одежде. • Говорить о покупках. • Писать побудительные предложения по образцу. • Придумывать и записывать отговорки. • Читать и понимать текст, описывать людей, используя информацию из текста. • Понимать на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале, находить запрашиваемую информацию. • Вербально реагировать на услышанное. • Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. • Читать страноведческий текст о школьных кружках и внеклассных мероприятиях в Германии и беседовать по нему, а также читать и понимать тексты о моде (письма читателей). • Употреблять в речи существительные во множественном числе и местоимения в винительном падеже. • Воспринимать на слух и вести диалоги о моде. • Описывать человека, включая в описание внешность, одежду и отношение к моде, описывать себя. • Играть в грамматические игры. • Воспринимать на слух предложения, записанные наоборот, и произносить их, соблюдая правильный порядок слов. • Описывать фотографии известных людей и догадываться, о ком идёт речь. |
Partys (4ч) | ||
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.)- Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки | Сложносочинённые предложения с союзом deshalb; Präteritum от глаголов sein и haben; указание времени в прошлом: letztes Jahr, letzten Monat... | • Воспринимать на слух, писать, читать и вести диалоги (приглашения на день рождения, планирование праздника, выбор подарка). • Оперировать активной лексикой в процессе общения. • Понимать на слух речь учителя, высказывания одноклассников. • Читать объёмные тексты, находить нужную информацию. • Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. • Писать приглашения и поздравления. • Воспринимать на слух и понимать песню. • Аргументировать свои действия, употреблять сложносочинённые предложения, используя союз deshalb. • Создавать проект — план праздника, обсуждать проекты в классе. • Рассказывать о состоявшейся вечеринке, употребляя простое прошедшее время Präteritum глаголов sein и haben. • Рассказывать о событиях в прошлом, употребляя простое прошедшее время Präteritum глаголов sein и haben и указания времени, связанные с прошлым: letztes Jahr, letzten Monat... |
Meine Stadt (3ч) | ||
Страна/страны второго иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру | Предлоги с дательным падежом mit, nach, aus, zu, von, bei; прошедшее разговорное время Perfekt (рамочная конструкция) | • Рассказывать о своём городе. • Описывать иллюстрации. • Описывать дорогу в школу. • Запрашивать информацию о месте нахождения объекта, понимать ответ, а также самим объяснять дорогу. • Читать и понимать электронное письмо, построенное на изученном языковом материале. • Читать и понимать страноведческие тексты. • Употреблять предлоги с дательным падежом mit, nach, aus, zu, von, bei. • Читать с правильным фразовым и логическим ударением. • Понимать на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале. • Говорить о событиях, произошедших ранее, употребляя прошедшее разговорное время Perfekt |
Ferien (3ч) | ||
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года Страна/страны второго иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру | Das Partizip П; Perfekt глаголов sein и haben; порядок слов: рамочная конструкция | • Вести диалоги на основе изученного языкового материала (планировать поездку, каникулы, приводя аргументы за и против). • Говорить о событиях, произошедших ранее, употребляя прошедшее разговорное время Perfekt. • Читать тексты и находить запрашиваемую информацию. • Читать и понимать страноведческий текст о путешествиях жителей немецкоязычных стран. • Планировать поездку в Германию, Австрию и Швейцарию, используя интернет-сайты, содержащие информацию о молодёжных турбазах в этих странах (проект). • Слушать и понимать речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале. • Писать открытку с места отдыха. • Употреблять в речи изученный грамматический материал (прошедшее разговорное время Perfekt глаголов sein и haben; порядок слов: рамочная конструкция) |
Wie war's in den Ferien? (3ч) | ||
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года | Притяжательные местоимения; артикли в дательном падеже; прошедшее разговорное время Perfekt — Partizip II | • Рассказывать о погоде, употребляя в речи глаголы в прошедшем времени {Präteritum и Perfekt).• Высказывать своё мнение, используя выражения ich glaube, vielleicht .... • Воспринимать на слух и понимать диалог, содержащий большое количество качественных прилагательных. • Понимать на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на знакомом языковом материале. • Соотносить аудиотексты и визуальную информацию. • Рассказывать о каникулах с опорой на иллюстрации. • Читать и соотносить прочитанную информацию с иллюстративным и аудиоматериалом. • Письменно составлять вопросы для викторины и отвечать на них. • Находить, систематизировать и обобщать грамматические явления (прошедшее время глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками). • Читать и понимать страноведческий текст о Швейцарии, содержащий несколько незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту. • Рассказывать о людях с опорой на иллюстрацию. • Составлять и разыгрывать диалоги |
Meine Pläne(3ч) | ||
Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее | Главное и придаточное предложения (союзы dass, weil); спряжение модальных глаголов в простом прошедшем времени Präteritum | • Высказывать свои надежды и желания, используя известные речевые образцы. • Делать предположения, сообщать о чём-либо, обосновывать что-либо, составлять план. • Воспринимать на слух и понимать ау-диотекст, содержащий придаточные предло- • жения с союзом dass.• Вести диалоги на тему «Мои мечты». • Оперировать активной лексикой в процессе общения. • Читать грамматический комментарий, делать выводы о порядке слов в придаточном предложении. • Понимать на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале. • Вербально реагировать на услышанное. • Читать тексты и находить заданную информацию. • Составлять диалоги и рассказывать о профессиях. • Читать страноведческие тексты о выборе профессии в немецкоязычных странах и отвечать на вопросы. • Читать газетную статью, обсуждать её, составлять план действий в какой-либо ситуации и давать советы по его выполнению |
Freundschaft (4ч) | ||
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека | Личные местоимения в дательном падеже; сравнительная степень прилагательных/наречий; союзы als, wie | • Воспринимать на слух, понимать, составлять и разыгрывать диалоги по теме «Дружба». • Просить/предлагать помощь. • Сравнивать качественные прилагательные в немецком, английском и русском языках. • Оперировать активной лексикой в процессе общения, используя личные местоимения в дательном падеже. • Понимать на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале, выбирать при прослушивании нужную информацию. • Описывать людей. • Читать и понимать сообщения в чате, находить нужную информацию, давать советы о дружбе. • Вписывать в таблицу прилагательные, характеризующие людей, и обсуждать их в классе. • Обобщать грамматический материал о степенях сравнения прилагательных, писать сравнения. • Соблюдать правильное ударение в словах и предложениях, интонацию в целом. • Воспринимать на слух и делать комплименты. • Воспринимать на слух песню, понимать её при помощи иллюстраций, определять порядок строф. • Употреблять в речи отрицание nicht или kein, предлоги времени im, um, am, модальный глагол wollen |
Bilder und Töne(3ч) | ||
Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет) | Модальные глаголы dürfen и sollen; придаточные предложения с союзом wenn; придаточные предложения в начале сложного предложения | • Читать комикс, соотносить иллюстрации с аудиотекстом. • Оперировать активной лексикой в процессе общения. • Правильно употреблять в речи модальные глаголы. • Адекватно произносить заимствованные слова. • Проводить интервью в классе об использовании электронных средств информации и коммуникации, на его основе составлять статистику и обсуждать её. • Читать и понимать страноведческий текст о средствах информации в немецкоязычных странах. • Писать текст на основе прочитанной информации о средствах информации и коммуникации в своей стране. • Понимать на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале, находить запрашиваемую информацию. • Вербально реагировать на услышанное. • Соблюдать правильное ударение в словах и предложениях, интонацию в целом. • Инсценировать мини-диалоги, используя модальный глагол sollen и повелительное наклонение Imperativ. • Употреблять речевой образец man darf/ man darf nicht. • Читать и понимать электронное письмо о проблемах отношений и давать советы, используя модальный глагол sollen. • Писать придаточные предложения с союзом wenn. • Узнавать на слух жанр телепередачи. • Писать телепрограмму, работая в группах |
Zusammenleben (4ч) | ||
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года | Возвратные глаголы; склонение местоимений welch-, jed-, dies- | • Воспринимать на слух, понимать диалоги с помощью иллюстраций. • Оперировать активной лексикой в процессе общения. • Понимать на слух речь учителя, высказывания одноклассников. • Читать текст, находить нужную информацию о возвратных глаголах, обобщать её, описывать фотографии (письменно). • Соблюдать правильное ударение в словах и предложениях, интонацию в целом. • Составлять письменное высказывание о своём эмоциональном состоянии (радость, грусть, злость и т. д.), расспрашивать об этом одноклассников. • Составлять вопросы с помощью местоимений welch-, jed-, dies-. • Играть в грамматическую игру с комментариями. • Разыгрывать сценки. • Давать советы о том, как закончить спор и найти компромисс, используя модальные глаголы müssen и dürfen. • Понимать и инсценировать диалоги об эмоциональных состояниях. • Читать, понимать содержание текста и интервью, отвечать на вопросы |
Das gefällt mir (4ч) | ||
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.)- Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека | Прилагательные перед существительными в именительном и винительном падежах после определённого и неопределённого артиклей, притяжательного местоимения и отрицания kein | • Воспринимать на слух, понимать тексты и делать выводы об употреблении личных местоимений в дательном падеже. • Говорить, что учащимся нравится, а что нет. • Правильно вписывать окончания прилагательных при склонении. • Применять знания склонения прилагательных в грамматической игре. • Составлять таблицу и на её основе описывать внешность человека. • Читать и понимать страноведческий текст, содержащий статистические данные о предпочтениях подростков в одежде, обсуждать данную тему в классе. • Выражать мнение по поводу статистики. • Разыгрывать диалоги на тему «Покупка одежды». • Описывать вещи и людей. • Читать с правильным фразовым и логическим ударением. • Понимать на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале |
Mehr über mich (4 ч) | ||
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человекаШкольное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним | Порядковые числительные; окончания прилагательных в дательном падеже | • Описывать человека, высказывая предположения о его занятиях в свободное время, опираясь на иллюстративный материал. • Сравнивать услышанное со своими предположениями. • Читать тексты и находить запрашиваемую информацию. • Читать и понимать текст большого объёма, содержащий незнакомую лексику, понимать незнакомые слова без словаря, используя языковую догадку. • Употреблять в речи изученный грамматический материал (Präteritum/Infinitiv). • Воспринимать на слух и понимать речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале. • Называть даты рождения известных личностей, составлять вопросы о них, искать информацию о них в Интернете (проект). • Составлять письменное высказывание о времени, проведённом в школе |