12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Венера Загидуллина347 Учитель истории высшей категории, педагогический стаж - 17 лет. Россия, Башкирская респ., Дюртюли |
Рабочая программа по обществознанию, 7 класс, УМК: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова
7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Учебник:
Обществознание: человек, право, экономика : учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011.
Количество часов: всего – 34 (из расчета 1 учебный час в неделю).
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществоведения в 7 классе – это второй этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В курсе 7 класса изучаются два направления – человек и закон, человек и экономика.
Цели и задачи:
– развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции;
– воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам;
– усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации;
– овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
– формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.
Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестирование, проверка качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.
Формы контроля:
– тестирование;
– задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
– моделирование жизненных ситуаций.
Предполагаемые результаты.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
– знания и представления о нормах российского законодательства;
– знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
– коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Основные методические приемы преподавания курса.
Реализация рабочей программы способствует:
– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
– особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
– подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
– совершенствования собственной познавательной деятельности;
– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
– решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
– ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
– предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
– реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
– осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Глава I. Человек среди людей | 7 |
2 | Глава II. Человек и закон. | 9 |
3 | Глава III. Человек и экономика | 10 |
4 | Глава IV. Человек и природа | 6 |
5 | Резерв | 2 |
Итого: | 34 |
№п/п | Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата | Корректировка | ||
По плану | Факт | Причина | Способ | ||||
Глава I. Человек среди людей. | 7 | ||||||
1 | Вводный урок | 1 | стр. 3- 5. | ||||
2 | Отношения между людьми. | 1 | § 1, вопр. | ||||
3 | Отношения между людьми | 1 | § 1, вопр. | ||||
4 | Ты и твои товарищи | 1 | § 2, вопр. | ||||
5 | Зачем люди общаются | 1 | § 3, вопр. | ||||
6 | Почему нужно быть терпимым | 1 | § 4, вопр. | ||||
7 | Урок- практикум по теме: «Человек среди людей» | 1 | Повторить тему | ||||
Глава II. Человек и закон | 9 | ||||||
8 | Что значит жить по правилам | 1 | § 5, вопр. | ||||
9 | Права и обязанности граждан | 1 | § 6, вопр. | ||||
10 | Почему важно соблюдать законы | 1 | § 7, вопр. | ||||
11 | Защита Отечества | 1 | § 8, вопр. | ||||
12 | Что такое дисциплина | 1 | § 9, вопр. | ||||
13 | Виновен- отвечай | 1 | § 10, вопр. | ||||
14 | Виновен- отвечай | 1 | § 10, вопр. | ||||
15 | Кто стоит на страже закона | 1 | § 11, вопр. | ||||
16 | Урок- практикум по теме: «Человек и закон» | 1 | Повторить тему | ||||
Глава III. Человек и экономика | 10 | ||||||
17 | Экономика и ее основные участники | 1 | § 12, вопр. | ||||
18 | Золотые руки работника | 1 | § 13, вопр. | ||||
19 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 1 | § 14, вопр. | ||||
20 | Виды и формы бизнеса | 1 | § 15, вопр. | ||||
21 | Виды и формы бизнеса | 1 | § 15, вопр. | ||||
22 | Обмен, торговля, реклама | 1 | § 16, вопр. | ||||
23 | Обмен, торговля, реклама | 1 | § 16, вопр. | ||||
24 | Деньги, их функции | 1 | § 17, вопр. | ||||
25 | Экономика семьи | 1 | § 18, вопр. | ||||
26 | Урок- практикум по теме: «Человек и экономика» | 1 | Повторить тему | ||||
Глава IV. Человек и природа | 6 | ||||||
27 | Воздействие человека на природу | 1 | § 19, вопр. | ||||
28 | Охранять природу- значит охранять жизнь | 1 | § 20, вопр. | ||||
29 | Закон на страже природы | 1 | § 21, вопр. | ||||
30 | Урок- практикум по теме: «Человек и природа. | 1 | Повторить тему. Подготовиться к контрольной работе. | ||||
31 | Контрольная работа | 1 | Повторение | ||||
32 | Итоговое повторение. | 1 | Повторение | ||||
33- 34 | Резерв | 2 | Повторение |