Рабочая программа по обществознанию (7 класс, УМК: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова)
7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Учебник:
Обществознание: человек, право, экономика : учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011.
Количество часов: всего – 34 (из расчета 1 учебный час в неделю).
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществоведения в 7 классе – это второй этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В курсе 7 класса изучаются два направления – человек и закон, человек и экономика.
Цели и задачи:
– развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции;
– воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам;
– усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации;
– овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
– формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.
Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестирование, проверка качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.
Формы контроля:
– тестирование;
– задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
– моделирование жизненных ситуаций.
Предполагаемые результаты.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
– знания и представления о нормах российского законодательства;
– знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
– коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Основные методические приемы преподавания курса.
Реализация рабочей программы способствует:
– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
– особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
– подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
– совершенствования собственной познавательной деятельности;
– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
– решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
– ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
– предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
– реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
– осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Глава I. Человек среди людей |
7 |
2 |
Глава II. Человек и закон. |
9 |
3 |
Глава III. Человек и экономика |
10 |
4 |
Глава IV. Человек и природа |
6 |
5 |
Резерв |
2 |
Итого: |
34 |
№п/п |
Раздел. Тема урока. |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
Дата |
Корректировка |
||
По плану |
Факт |
Причина |
Способ |
||||
Глава I. Человек среди людей. |
7 |
||||||
1 |
Вводный урок |
1 |
стр. 3- 5. |
||||
2 |
Отношения между людьми. |
1 |
§ 1, вопр. |
||||
3 |
Отношения между людьми |
1 |
§ 1, вопр. |
||||
4 |
Ты и твои товарищи |
1 |
§ 2, вопр. |
||||
5 |
Зачем люди общаются |
1 |
§ 3, вопр. |
||||
6 |
Почему нужно быть терпимым |
1 |
§ 4, вопр. |
||||
7 |
Урок- практикум по теме: «Человек среди людей» |
1 |
Повторить тему |
||||
Глава II. Человек и закон |
9 |
||||||
8 |
Что значит жить по правилам |
1 |
§ 5, вопр. |
||||
9 |
Права и обязанности граждан |
1 |
§ 6, вопр. |
||||
10 |
Почему важно соблюдать законы |
1 |
§ 7, вопр. |
||||
11 |
Защита Отечества |
1 |
§ 8, вопр. |
||||
12 |
Что такое дисциплина |
1 |
§ 9, вопр. |
||||
13 |
Виновен- отвечай |
1 |
§ 10, вопр. |
||||
14 |
Виновен- отвечай |
1 |
§ 10, вопр. |
||||
15 |
Кто стоит на страже закона |
1 |
§ 11, вопр. |
||||
16 |
Урок- практикум по теме: «Человек и закон» |
1 |
Повторить тему |
||||
Глава III. Человек и экономика |
10 |
||||||
17 |
Экономика и ее основные участники |
1 |
§ 12, вопр. |
||||
18 |
Золотые руки работника |
1 |
§ 13, вопр. |
||||
19 |
Производство: затраты, выручка, прибыль |
1 |
§ 14, вопр. |
||||
20 |
Виды и формы бизнеса |
1 |
§ 15, вопр. |
||||
21 |
Виды и формы бизнеса |
1 |
§ 15, вопр. |
||||
22 |
Обмен, торговля, реклама |
1 |
§ 16, вопр. |
||||
23 |
Обмен, торговля, реклама |
1 |
§ 16, вопр. |
||||
24 |
Деньги, их функции |
1 |
§ 17, вопр. |
||||
25 |
Экономика семьи |
1 |
§ 18, вопр. |
||||
26 |
Урок- практикум по теме: «Человек и экономика» |
1 |
Повторить тему |
||||
Глава IV. Человек и природа |
6 |
||||||
27 |
Воздействие человека на природу |
1 |
§ 19, вопр. |
||||
28 |
Охранять природу- значит охранять жизнь |
1 |
§ 20, вопр. |
||||
29 |
Закон на страже природы |
1 |
§ 21, вопр. |
||||
30 |
Урок- практикум по теме: «Человек и природа. |
1 |
Повторить тему. Подготовиться к контрольной работе. |
||||
31 |
Контрольная работа |
1 |
Повторение |
||||
32 |
Итоговое повторение. |
1 |
Повторение |
||||
33- 34 |
Резерв |
2 |
Повторение |