Рабочая программа по обществознанию (6 класс, УМК: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая)
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Обществознание. 6 класс» Л. Н. Боголюбова (М. : Просвещение, 2005).
Учебник:
Обществознание : учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2008.
Дополнительная литература:
– Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… Методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Новая школа, 1996.
– Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
– Прутченков, А. С. Школа жизни : метод. разработки социально-психол. тренинга / А. С. Прутченков. – М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
Цель данного курса – способствовать осознанию учащимися роли человека в обществе, процесса самопознания и осознанию своего места в истории своей страны.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, помогает развивать познавательные способности учащихся.
Количество часов: всего – 34 (из расчета 1 учебный час в неделю).
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально- психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно- нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно - бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.
Формы контроля: устный опрос, решение познавательных задач, творческие работы, тесты.
Требования к уровню подготовки.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулировать ответы на вопросы учителя; использовать знаково - символические средства, в том числе схемы для решения задач; самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы; выявлять особенности и признаки объектов; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; устанавливать причинно - следственные связи и зависимости между объектами; ставить и формулировать проблему урока.
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; участвовать в коллективном обсуждении проблем; взаимодействовать в ходе совместной работы, вести диалог, участвовать в дискуссии; планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; согласовывать действия с партнером.
Регулятивные: определять цели и личностно значимую проблему урока; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий; корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей; принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план последовательности действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Человек |
9 |
2 |
Семья |
5 |
3 |
Школа |
3 |
4 |
Труд |
5 |
5 |
Родина |
6 |
6 |
Добродетели |
4 |
7 |
Обобщение |
2 |
Итого |
34 |
Оставляю за собой право на корректировку календарно-тематического планирования с учетом индивидуальных особенностей учащихся и учебного процесса.
№п/п |
Раздел. Тема урока. |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
Дата |
Корректировка |
||
По плану |
Факт |
Причина |
Способ |
||||
Тема 1.Человек. |
9 |
||||||
1 |
Вводный урок. Как работать с учебником. |
1 |
с.5-8,вопр. |
||||
2 |
Человек родился. |
1 |
§1 вопр. |
||||
3 |
Человек-личность |
1 |
§2 вопр. |
||||
4 |
Человек- личность. |
1 |
§2 вопр. |
||||
5 |
Особый возраст-отрочество. |
1 |
§3 вопр. |
||||
6 |
Познай самого себя. |
1 |
§4 вопр. |
||||
7 |
Человек и его деятельность. |
1 |
§5 вопр. |
||||
8 |
Что человек чувствует, о чем размышляет. |
1 |
§6, вопр. |
||||
9 |
Урок-практикум. |
1 |
|||||
Тема 2.Семья. |
5 |
||||||
10 |
Семья-ячейка общества. |
1 |
§7 вопр. |
||||
11 |
Семейное хозяйство. |
1 |
§8 вопр. |
||||
12 |
Как вести семейное хозяйство. |
1 |
§8 вопр. |
||||
13 |
Делу время- потехе час. |
1 |
§9 вопр. |
||||
14 |
Семья. Урок-практикум. |
1 |
|||||
Тема 3. Школа. |
3 |
||||||
15 |
Профессия-ученик. |
1 |
§10 вопр. |
||||
16 |
Одноклассники, сверстники, друзья. |
1 |
§11 вопр. |
||||
17 |
Школа. Урок- практикум |
1 |
|||||
Тема 4. Труд. |
5 |
||||||
18 |
Труд- основа жизни. |
1 |
§12 вопр. |
||||
19 |
Труд и творчество. |
1 |
§13 вопр. |
||||
20 |
Труд и творчество. |
1 |
§13 вопр. |
||||
21 |
На пути к жизненному успеху. |
1 |
§14 вопр. |
||||
22 |
Урок-практикум. |
1 |
|||||
Тема 5. Родина. |
6 |
||||||
23 |
Что значит быть патриотом. |
1 |
§15 вопр. |
||||
24 |
Символика России. |
1 |
§16 вопр. |
||||
25 |
Гражданин- Отечества достойный сын. |
1 |
§17 вопр. |
||||
26 |
Гражданин- Отечества достойный сын. |
1 |
§17 вопр. |
||||
27 |
Мы- многонациональный народ. |
1 |
§18 вопр. |
||||
28 |
Родина. Урок-практикум |
1 |
|||||
Тема 6. Добродетели. |
4 |
||||||
29 |
Человек славен добрыми делами. |
1 |
§19 вопр. |
||||
30 |
Будь смелым. |
1 |
§20 вопр. |
||||
31 |
Что такое человечность |
1 |
§ 21 вопр. |
||||
32 |
Добродетели. Урок- практикум. |
1 |
|||||
Итоговое обобщение |
2 |
||||||
33 |
Заключительное занятие |
1 |
нет |
||||
34 |
Повторение |
1 |
нет |