Программа дополнительного образования «Родничок» по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №125 «Затейники»
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Родничок»
по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА
Составила воспитатель:
первой кв. категории
Захарова Е.А.
г. Набережные Челны, 2020 г.
1. Целевой раздел программы дополнительного образования
1.1 Пояснительная записка. «Образование – это подготовка к жизни». Дж. Рёскин
Дошкольный возраст – важный период становления личности. Вопрос подготовки дошкольников к обучению в школе, с каждым годом становится все актуальнее. Одна из главных основ общей подготовленности к школе по признанию педагогов и психологов, - всестороннее воспитание и развитие детей.
Сегодня в практике дошкольного образования все активнее применяются идеи развивающего обучения, в которых особое внимание уделяется комплексному развитию ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста и развития.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б. Эльконин говорил, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (для знакомства их с буквенной символикой). Детство – это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. Дети, поступающие в первый класс, должны быть хорошо подготовлены к обучению грамоте, таким образом имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели также держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма. Навыкам звукового анализа слов ребенок должен овладеть еще до начала его обучения грамоте или на самых начальных этапах такого обучения. В школе для этой цели, специально отведен так называемый добукварный период. Однако этот период очень короткий. Поэтому ребенок придет в школу совершенно не подготовленный. К сложному процессу звукового анализа слова, то он неизбежно встретится на этом пути с огромными трудностями. Отсюда и возникает необходимость развития у него еще в дошкольном периоде хотя бы самых простых форм такого анализа. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже в возрасте 4.5-5 лет. Обучение в этом возрасте направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слова – первому действию по обучению грамоте. В возрасте 5-6 лет дети приобретают навыки звукового анализа слова различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов. О словесном ударении. В возрасте 6-7 лет дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилом их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучаются грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки. Поэтому в данной программе особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения. Таким образом, подготовкой к обучению грамоте решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
При составлении данной программы использовались идеи и разработки известных педагогов психологов Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, Т.Г Шумаевой.
Программа «Подготовка к обучению грамоте» рассчитана на 2 года обучения для детей дошкольного возраста 5-7 лет. Учитывая возраст дошкольников, продолжительность занятия составляет 25-30 минут.
Как показывает мониторинг познавательных и психических процессов, технических и графических навыков воспитанников ДОУ Детский сад №125 «Затейники», для большинства из них характерно: нарушения в речи детей, слабость мелкой моторики руки, недостаточная зрительно-двигательная координация навыков, произвольного внимания, зрительной памяти. Вместе с тем, дошкольники отличаются эмоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира.
Учитывая показатели мониторинга, программа исходит из того, что подготовка к обучению грамоте – это ООД универсального характера, позволяющая гармонично и всесторонне развить как психическую, так и физиологическую сторону личности ребенка.
Актуальность подготовки детей к обучению грамоте заключается в том, что обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
1.2 Цель программы по подготовке к обучению грамоте:
Сформировать полноценную фонематическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки различных речевых ситуаций, обучение детей первоначальному чтению, предупреждение нарушений устной речи.
Задачи программы:
- Ознакомление детей со звуковой стороной слова. Обучать детей звуковому анализу слова. Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове. Развивать умение называть слова с определенным звуком в определенной позиции: в начале, середине, конце слова. Научить детей пользоваться звуковой схемой слова. Научить ребенка различать звуки: гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие. Ознакомление со слоговым строением слова. Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог. Ознакомление со словесным составом предложения. Обучать детей различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, строить предложения по заданной схеме.
Подготовка руки к письму. Научить детей обводить, штриховать, писать буквы печатными буквами.
Развивать психические процессы: память, внимание, предпосылки логического мышления.
Особенностью программы является ее целенаправленность одновременного поэтапного развития речевой активности связанной с познавательной функцией, и формирование технических навыков, при помощи которых ребенок фиксирует то, что он узнает об окружающем мире, таким образом, осуществляется комплексный подход в его подготовке к школе.
Программа представляет собой систему обучения в ходе, которой речевая деятельность воспитанников переходит в частично поисковую, а также в художественно-творческую самостоятельную работу.
1.3 Основные принципы реализации программы:
Доступность - отбираются темы доступные пониманию, и возрастным особенностям детей;
Принцип постепенности – построение программного материала от простого к сложному;
Принцип интеграции – единство учебных, творческих, развивающих задач;
Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению и воспитанию.
Развивающий характер программы предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми знаний, умений и навыков. Это определяет принцип сознательности, т.е. учебный материал усваивается сознательно, активно, закрепляется прочно, дети могут свободно реализовать эти знания в дальнейшем.
Принцип научности заключается в знакомстве детей со звуком, буквой, словом. В ходе реализации программы дети не только получают большой объем доступной информации, но и обогащают словарный запас терминами и понятиями.
1.4 Особенности методики обучения
В основе методики обучения детей дошкольников обучению грамоте лежит отечественная методика, основанная на целостном подходе к процессу овладения письмом и чтением в начальной школе. Теоретической основой такого подхода является звуковой аналитико – синтетический метод, который реализуется через следующие операции: - расчленение звучащей речи на звуки и фонемы; разделение их по основным признакам; перекодирование в графические символы (буквы – печатные и письменные); обратное перекодирование букв в соответствующие звуки – фонемы, слияние их в процессе чтения; соотнесение прочтенных звуко–буквенных комплексов с определенным смысловым значением.
Развитие мелкой моторики руки и коррекция движений глаз являются в программе важными, поэтому каждое занятие сопровождается пальчиковой гимнастикой и физкультурой, связанной с художественными образами и темой занятия.
Программа по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя использование художественного слова, использование физкультминуток.
Основные методы работы: игры; упражнения; задания; самостоятельная деятельность детей; рассматривание наглядного материала; чтение художественной литературы.
Основное содержание ООД представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач по данной теме. Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры ООД: Разминка. Основное содержание – изучение нового материала. Физкультминутка. Закрепление нового материала. Развивающая игра.
Разминка в виде загадки, знакомство со сказочным персонажем позволяет активировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Физкультминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями.
Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце ООД является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служит стимулом для ее продолжения.
Режим кружковой работы – 4 раза в месяц, продолжительностью 25-30 минут.
Программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от поставленной педагогом задачи в определенный период и в соответствии с высоким или низким усвоением программного материала.
Программой решаются следующие проблемы, затрудняющие успешное обучение в школе при слабом развитии образного мышления и
не сформированности графических навыков:
1. Малая эмоциональная отзывчивость к художественному образу: изобразительному, музыкальному, поэтическому и т.д. Во многом связаны с недостаточным развитием чувства ритма, что осложняет понимание других людей и затрудняет процессы социализации ребенка.
2. Нечеткая ориентация на листе (вверх-вниз, вправо-влево, центр-край, диагональное направление), неумение компоновать элементы композиции на листе ведут к непониманию закономерностей компоновки текста на листе.
3. Регуляция нажима на пишущий инструмент зависит от мышечного тонуса кисти руки, слишком зажатая рука или расслабленная в равной степени приводят к быстрой утомляемости, к излишнему напряжению в работе и притуплению внимания.
В результате обучения дети будут владеть техникой письма букв и слов печатными буквами карандашами, что в дальнейшем позволит избежать проблем с почерком и другими навыками письма; научатся ориентироваться на листе, складывать его, что разовьет координацию рук и обеспечит глазной контроль.
Описание планируемых результатов
умение определять место звука в слове; дети могут проводить звуковой анализ слова;
владение техникой плавного слогового чтения целыми словами, на материале полного алфавита несложных по своему структурному составу слов и предложений;
умение писать печатными буквами;
проводить линии и рисовать фигуры, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку справляться со всеми письменными заданиями на листе бумаги, а также в рабочих тетерадях;
различать верхний и нижний угол квадрата, его середину, стороны, диагональ;
делить слова на слоги;
уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
пересказывать знакомые сказки и рассказы;
составлять рассказы и сказки по картинке или серии картинок.
Мониторинг достижений производится с помощью творческих заданий, дидактических игр. При диагностике учитывается принцип дифференциации и индивидуализации.
2. Содержательный раздел
2.1 Тематический план (5-6 лет)
№ п\п | Наименование разделов и тем | кол-во часов | месяц |
1. | Речевой этикет | ||
1.1. | Вводное занятие | 25минут | сентябрь |
1.2. | Звуки и слова | 25минут | сентябрь |
1.3 | Ласковые слова | 25 минут | сентябрь |
1.4. | В гостях у Мудрой совы | 25 минут | октябрь |
1.5. | Мы - волшебники | 25минут | октябрь |
1.6. | Чтение сказки «В стране звуков» | 25 минут | октябрь |
1.7. | В стране Звукляндии | 25 минут | октябрь |
1.8. | К Родничку пришли гости | 25 минут | ноябрь |
1.9. | Кто там? | 25 минут | ноябрь |
1.10 | Звуки подружились | 25 минут | ноябрь |
1.11. | Познаем мир | 25 минут | ноябрь |
2. | Учимся говорить правильно! | ||
2.1 | Приключения Родничка | 25 минут | декабрь |
2.2. | Зима | 25 минут | декабрь |
2.3. | Загадки Мудрой совы | 25 минут | декабрь |
2.4. | Новый год | 25 минут | декабрь |
2.5. | Веселый кот | 25 минут | январь |
2.6. | Викторина | 25 минут | январь |
2.7. | Уроки Мудрой совы | 25 минут | январь |
2.8 | Зимушка - зима | 25 минут | январь |
2.9 | Снова пахнет свежей смолкой… | 25 минут | февраль |
2.10 | Зимние забавы | 25 минут | февраль |
2.11 | Сказка учит говорить | 25 минут | февраль |
2.12 3. | Друзья Мудрой совы Учимся читать и писать! | 25 минут | февраль |
3.1. | Приключения веселого кота | 25 минут | март |
4.2. | В голубой стране | 25 минут | март |
4.3. | История Мудрой совы | 25 минут | март |
4.4. | Родничок учится читать | 25 минут | март |
4.5. | Фокусники | 25 минут | апрель |
4.6. | Задания веселого кота | 25 минут | апрель |
4.7. | Родничок учится читать | 25 минут | апрель |
4.8. | К нам пришел Старичок - Лесовичек | 25 минут | апрель |
5. | Подведение итогов | ||
5.1. | Я – умею писать слова и предложения! | 25 минут | май |
5.2. | Работа со звуковыми дорожками и решетками | 25 минут | май |
5.3. | Путешествие в страну книг | 25 минут | май |
5.4. | Итоговое занятие «День рождения Родничка» | 25 минут | май |
2.2 Тематический план (6-7 лет)
№ п\п | Наименование разделов и тем | кол-во часов | месяц |
1. | Читаем и пишем слова: | ||
1.1. | Смысл слова. Сказка «В стране звуков» | 30 минут | сентябрь |
1.2. | Сказка «В стране звуков». Ударение в словах. | 30 минут | сентябрь |
1.3 | «Учимся читать» Читаем имена и названия городов. | 30 минут 30 минут | сентябрь сентябрь |
1.4. | Найди слово | 30 минут | октябрь |
1.5. | Овощи и фрукты | 30 минут | октябрь |
1.6. | Имена | 30 минут | октябрь |
1.7. | Читаем слова | 30 минут | октябрь |
1.8. | Заколдованные слова | 30 минут | ноябрь |
1.9. | Читаем слоги и слова | 30 минут | ноябрь |
1.10 | Найди предложение | 30 минут | ноябрь |
1.11. | Составь слово | 30 минут | ноябрь |
2. | Составление предложений | ||
2.1 | Работа с предложением. | 30 минут | декабрь |
2.2. | Составление предложения. Графический диктант | 30 минут | декабрь |
2.3. | Прилагательные слова | 30 минут | декабрь |
2.4. | Читаем слова Графический диктант | 30 минут | декабрь |
2.5. | Множественное число | 30 минут | январь |
2.6. | Читаем рассказы «На горке», «В лесу». | 30 минут | январь |
2.7. | Читаем слова и предложения | 30 минут | январь |
3. | Измени слово | ||
3.1 | Измени слово | 30 минут | февраль |
3.2 | Читаем предложения | 30 минут | февраль |
3.3 | Угадай слово | 30 минут | февраль |
3.4 | Так бывает или нет? Графический диктант | 30 минут | февраль |
4. | Читаем слова | ||
4.1. | Угадай слово Графический диктант | 30 минут | март |
4.2. | Кроссворды. Читаем рассказы «Волк и белка», «Прогулка на лодке». | 30 минут | март |
4.3. | Работа со словами | 30 минут | март |
4.4. | Измени слово. Читаем слова и предложения. | 30 минут | март |
5. | Слоговое чтение | ||
5.1. | Чтение рассказа «Одна буква» | 30 минут | апрель |
5.2. | Имена существительные | 30 минут | апрель |
5.3. | Веселый жук | 30 минут | апрель |
5.4. | Расскажи историю по картинке. Что перепутал художник. Читаем по слогам. | 30 минут | апрель |
6. | Подведение итогов | ||
6.1. | Закрепление пройденного материала | 30 минут | май |
6.2. | Викторина «Читаем слова» | 30 минут | май |
6.3. | Итоговое занятие «Родничок читает вместе с нами» | 30 минут | май |
6.4. | Развлечение «Родничок идет в школу» | 30 минут | май |
2.3 Перспективный план (5-6 лет)
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
сентябрь | Вводное занятие Цель: познакомить детей со звуками русского алфавита. Познакомить со значимостью поговорок и скороговорок. Развивать диалогическую речь детей. | Звуки и слова Цель: познакомить детей со значимостью звуков. Учить произносить слова. Развивать речь детей. | Ласковые слова Цель: учить детей употреблять в речи слова в уменьшительно-ласкательной форме. Развивать речь детей. | В гостях у Мудрой совы Цель: познакомить детей со сказочным персонажем Мудрой совой. Развивать умение детей слушать рассказ, побуждать желание научиться читать и писать. |
октябрь | В гости к родничку Цель: познакомить детей с литературным героем Родничком. Познакомить детей с понятиями: слово, предложение. Учить выразительности речи, тренировать силу голоса. | Мы волшебники Цель: познакомить детей с предложением. Учить детей составлять не сложные предложения. Активизировать словарь детей. | Чтение сказки в стране звуков Цель: познакомить детей с гласными и согласными звуками. Тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова. | В стране Звукляндии Цель: познакомить детей с понятием «Слог – это часть слова». Формировать интерес к процессу обучения. Развивать речь детей. |
ноябрь | К Родничку пришли гости Цель: учить детей описывать картину. Развивать связную речь детей. | Кто там? Цель: обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Воспитывать умение слушать собственную речь. | Звуки подружились Цель: закрепить понятие слог. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Воспитывать интерес к родному языку. | Познаем мир Цель: совершенствовать навыки деления слова на слоги. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. |
декабрь | Приключения родничка Цель: развивать фонематический слух, находя звуки в словах. Совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание. | Зима Цель: познакомить детей с характерными признаками зимних явлениях природы. Развивать связную речь детей. Воспитывать интерес к живой и неживой природе. | Загадки Мудрой совы Цель: совершенствовать навыки чтения прямых и обратных слогов. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Воспитывать желание учить скороговорки и поговорки. | Новый год Цель: развивать умение детей рассказывать стихотворения о зиме. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. |
январь | Веселый кот Цель: отрабатывать четкое произношение слов, учить делать сравнительный анализ слов КИТ и КОТ. Развивать фонематический слух, находя звуки в словах. Воспитывать интерес к слову. | Викторина «Читай-ка» Цель: совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, учить делить слова на слоги; составлять предложения из заданных слов. Воспитывать интерес к играм со словами и буквами. | Уроки Мудрой совы Цель: учить детей составлять сложные предложения с заданным словом. Совершенствовать навыки чтения слов. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. | Зимушка-зима Цель: помочь детям запомнить понятия «Вопросительное предложение», «Знак вопроса», расширять словарный запас «Зимних слов». Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. |
февраль | Снова пахнет свежей смолкой Цель: учить детей составлять вопросительное предложение, читать слова из знакомых букв. Развивать логическое мышление. | Зимние забавы Цель: формировать у детей навыки звукового анализа и синтеза. Учить детей определять место звука в слове. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. | Сказка учит говорить Цель: развивать навыки чтения слогов, коротких слов. Закрепить умение делить слова на слоги. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. | Друзья Мудрой совы Цель: формировать навык звукового синтеза, умение добавлять звук в слово. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. |
март | Приключения веселого кота Цель: познакомить детей с понятие «Ударение». Совершенствовать навык чтения слогов путем замены одного звука на другой. Развивать интерес к процессу обучения. | В голубой стране Цель: продолжать учить находить ударный слог в словах. Совершенствовать навык чтения слогов путем замены одного звука на другой. Развивать интерес к процессу обучения. | История Мудрой совы Цель: учить детей составлять сложные предложения с заданным словом. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Упражнять детей придумывать слова с помощью слоговых дорожек. | Родничок учиться читать Цель: развивать фонематический слух, навыки звукового анализа. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Упражнять детей придумывать слова с помощью слоговых дорожек. |
апрель | Фокусники Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Уметь передавать голосом настроение. | Задания веселого кота Цель: обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Упражнять детей придумывать слова с помощью слоговых дорожек. | Родничок учиться читать! Цель: развивать слуховое внимание, учить детей составлять слова из готовых слогов. Учить отгадывать простые ребусы. Упражнять детей придумывать слова с помощью слоговых дорожек. | К нам пришел Старичок-Лесовичок Цель: формировать интерес к живой природе леса. Упражнять детей придумывать слова с помощью слоговых дорожек. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе. |
май | Я умею писать слова и предложения Цель: обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. | Викторина «Веселые слова» Цель: совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, учить делить слова на слоги; составлять предложения из заданных слов. Воспитывать интерес к играм со словами и буквами. | Путешествие в страну веселых слов Цель: развивать умение чтения зашифрованных слов, умения подбирать слова на заданную тему. Развивать логическое мышление, смекалку. Воспитание интереса к выполнению «Трудных заданий». | Итоговое занятие Цель: закреплять навыки учебной деятельности: умение слышать воспитателя, понимать его вопрос, правильно отвечать на него, дополнять ответы сверстников. Учить оценивать правильность ответа, работать в заданном темпе. |
2.4 Перспективный план (6-7 лет)
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
сентябрь | Чтение сказки «В стране звуков» Цель: тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова. Учить писать слова печатными буквами. | Чтение сказки «В стране звуков» Цель: тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова. Учить писать слова печатными буквами. | «Учимся читать» Цель: тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова. Учить писать слова печатными буквами. Развивать предпосылки логического мышления. Закрепить звуковой анализ слов. | Читаем имена и названия городов Цель: тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова. Учить писать слова печатными буквами. Развивать предпосылки логического мышления. Воспитывать интерес к процессу чтения. |
октябрь | Найди слово Цель: учить детей составлять условно-графические схемы предложений; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление. Закрепить умение детей писать слова печатными буквами. | Овощи и фрукты Цель: учить детей подбирать к словам слова синонимы. Развивать диалогическую речь детей. Закрепить названия овощей и фруктов. Закрепить умение детей писать слова печатными буквами. | Имена Цель: учить детей читать и писать имена. Развивать у детей умение владеть своей речью, как средством общения и культуры. Учить составлять предложения. | Читаем слова Цель: продолжать учить детей читать слоги и слова. Развивать речь детей. Воспитывать интерес к учебной деятельности. |
ноябрь | Заколдованные слова Цель: учить составлять предложения; упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление. | Читаем слоги и слова Цель: учить составлять предложения; упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление. | Найди предложение Цель: продолжать учить детей читать слоги и слова, упражнять в правильном письме заданных слов, развивать мелкую моторику пальцев рук. | Составь слово Цель: продолжать учить детей читать слоги и слова. Развивать речь детей. Воспитывать интерес к учебной деятельности. |
декабрь | Работа с предложением Цель: учить составлять предложение; упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление. | Составление предложения Цель: закреплять умение составлять предложение. | Слова прилагательные Цель: продолжать знакомить детей с прилагательными, учить отвечать на вопросы. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление. | Читаем слова Цель: учить определять ударный звук в словах, делить слова на слоги; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление. |
январь | Множественное число Цель: учить детей образовывать множественные слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память. | Читаем рассказы «На горке», «В лесу» Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память. | Читаем слова и предложения Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память | Веселые игры Цель: развивать речь детей, совершенствовать умение детей подбирать слова на заданную тему. Развивать память, фонематическое восприятие. Воспитывать интерес к дидактическим играм. |
февраль | Измени слово Цель: продолжать знакомить детей с именами существительными и прилагательными, учить отвечать на вопросы. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление. | Читаем предложения Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память. | Угадай слово Цель: продолжать учить детей составлять небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память. | Так бывает или нет? Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память. |
март | Угадай слово Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память. | Кроссворды Чтение рассказов «Волк и белка», «Прогулка на лодке» Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память. | Работа со словами Цель: развивать речь детей, совершенствовать умение детей подбирать слова на заданную тему. Развивать память, фонематическое восприятие. Воспитывать интерес к речевым играм. | Измени слово Цель: развивать речь детей, совершенствовать умение детей изменять слова. Развивать память, фонематическое восприятие. Упражнять в составлении предложений. |
апрель | Чтение рассказа «Одна буква» Цель: продолжать учить детей читать и составлять небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память. | Имена существительные Цель: учить детей составлять слова. Продолжать учить детей читать слоги и слова. Развивать речь детей. Воспитывать интерес к учебной деятельности. | Веселый жук Цель: продолжать учить детей читать и составлять небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память. | Расскажи историю по картинке Цель: учить составлять небольшой рассказ по картинке, развивать связную речь детей. Учить обобщать, анализировать, делать выводы. Учить писать слова печатными буквами. Активизировать в употреблении в речи слов – названий действий (глаголов). |
май | Закрепление пройденного материала Цель: учить читать слова. Развивать навыки слогового чтения. Развивать предпосылки логического мышления. Воспитание культуры речевого общения и развития дикции. | Викторина «Читаем слова» Цель: закреплять навыки слогового чтения. Развивать предпосылки логического мышления, память, внимание, речь. Воспитание культуры речевого общения и развития дикции. | Итоговое занятие «Родничок читает вместе с нами» Цель: закреплять навыки слогового чтения. Совершенствовать фонематический слух. Учить составлять слова из названных слогов. Закреплять умение делать анализ и синтез предложения. Формировать способность к самоконтролю. | Развлечение «Родничок идет в школу» Цель: совершенствовать фонематический слух. Закреплять навыки слогового чтения. Закреплять навыки учебной деятельности: умение слышать воспитателя, понимать его вопрос, правильно отвечать на него, дополнять ответы сверстников. Учить оценивать правильность ответа, работать в заданном темпе. |
Содержание работы
Старшая группа
Сентябрь
1 неделя. Вводное занятие. Цель: познакомить детей со звуками русского алфавита. Познакомить со значимостью поговорок и скороговорок. Развивать диалогическую речь детей.
Материал: плакат алфавит, предметные картинки, мяч. Методические приемы: беседа «Эти удивительные звуки», речевая гимнастика, рассматривание алфавита, физкультминутка «Назови имя», знакомство с поговорками и скороговорками.
2 неделя. Звуки и слова. Цель: познакомить детей со значимостью звуков. Учить произносить слова. Развивать речь детей.
Материал: предметные картинки. Методические приемы: чтение сказки «В стране звуков», беседа по содержанию сказки, физкультминутка, заучивание стихотворения «Мы спокойны», веселые загадки.
3 неделя. Ласковые слова. Цель: учить детей употреблять в речи слова в уменьшительно-ласкательной форме. Развивать речь детей.
Материал: игрушка сова, лэпбук «Развиваем речь», рабочие тетради «Изучаем грамоту», простые карандаши. Методические приемы: речевая гимнастика, игра «Назови ласково», игра «Закончи стихотворение», физкультминутка «Колокольчик», д/и «Куда спрятался звук?».
4 неделя. В гостях у Мудрой совы. Цель: познакомить детей со сказочным персонажем Мудрой совой. Развивать умение детей слушать рассказ, побуждать желание научиться читать и писать.
Материал: игрушка сова, лэпбук «Развиваем речь», рабочие тетради «Изучаем грамоту», простые карандаши. Методические приемы: знакомство с Мудрой совой, рассказ «Жила-была Мудрая сова», речевая гимнастика, физкультминутка «Совушка-сова», работа в тетрадях, д/и «Кто что делает?».
Октябрь
1 неделя. В гости к Родничку. Цель: познакомить детей с литературным героем Родничком. Познакомить детей с понятиями: слово, предложение. Учить выразительности речи, тренировать силу голоса.
Материал: д/игра «Кто в домике живет?» рабочие тетради «Изучаем грамоту», простые карандаши. Методические приемы: знакомство с Родничком, речевая гимнастика, физкультминутка, игра «Кто в домике живет?», работа в тетрадях, словесное упражнение «Назови предмет».
2 неделя. Мы – волшебники. Цель: познакомить детей с предложением. Учить детей составлять не сложные предложения. Активизировать словарь детей.
Материал: рабочие тетради «Изучаем грамоту», простые карандаши. Методические приемы: знакомство с предложением, составление предложения, физкультминутка, игра «Подбери подходящее слово», составление предложений детьми, работа в тетрадях.
3 неделя. Чтение сказки «В стране звуков». Цель: познакомить детей с гласными и согласными звуками. Тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова.
Материал: рабочие тетради «Графические узоры», простые карандаши, д/и «Алфавит лото». Методические приемы: чтение сказки, заучивание стихотворения «Гласные звуки», д/и «Алфавит лото», физкультминутка, работа в тетрадях, игра «Угадай и нарисуй».
4 неделя. В стране Звукляндии. Продолжение чтения сказки «В стране звуков». Цель: дать познакомить детей с понятием «Слог – это часть слова». Формировать интерес к процессу обучения. Развивать речь детей.
Материал: рабочие тетради «Графические узоры», простые карандаши. Методические приемы: чтение сказки, заучивание стихотворения «Согласные звуки», физкультминутка, речевая гимнастика, работа в тетрадях, игра «Что умеют делать звери?».
Ноябрь
1 неделя. К Родничку пришли гости. Цель: учить детей описывать картину. Развивать связную речь детей.
Материал: Картина «К нам пришли гости», предметные картинки, рабочие тетради «Изучаем грамоту», простые карандаши. Методические приемы: речевая гимнастика, рассматривание картины, беседа по содержанию картины, физкультминутка «Угадай», заучивание поговорки «Синица», работа в тетрадях.
Скороговорка: Синица
Синица, синица веселая птица,
Где ты была?
Где ты жила?
Я летала по садам,
Я сидела по кустам. Ц-ц-ц.
2 неделя. Кто там? Цель: обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Воспитывать умение слушать собственную речь.
Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту», игра «Ожившие игрушки». М. приемы: речевая гимнастика, заучивание скороговорки, пишем слова, физкультминутка, упражнение «Ожившие игрушки», работа в тетрадях.
Скороговорка: А у нас – ананас.
А у нас – ананас,
А у нас - арбуз как раз,
А у нас - в горах Алтая-
Алыча как на заказ.
3 неделя. Звуки подружились. Цель: закрепить понятие слог. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Воспитывать интерес к родному языку.
Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту». М. приемы: речевая гимнастика, повторение понятия слог, заучивание скороговорки, физкультминутка, работа детей в тетрадях.
Скороговорка: В старом дереве.
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.
4 неделя. Познаем мир. Цель: совершенствовать навыки деления слова на слоги. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.
Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту» М. приемы: речевая гимнастика, ИОС «Уроки Мудрой совы», заучивание скороговорки, характеристика звука, работа детей, упражнение «Место звука в слове».
Скороговорка: У опушки.
У опушки две старушки
Брали грузди и волнушки.
Филин: «У-ух!»
Филин: «У-ух!»
У старушек замер дух…
Декабрь
1 неделя. Приключения Родничка. Цель: развивать фонематический слух, находя звуки в словах. Совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.
Материал: счетные палочки, простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту». М. приемы: речевая гимнастика, чтение сказки «Родничок», физкультминутка, игра «Эхо», упражнение «Умеешь ли ты слушать?», работа в тетрадях.
2 неделя. Зима. Цель: познакомить детей с характерными признаками зимних явлениях природы. Развивать связную речь детей. Воспитывать интерес к живой и неживой природе.
Материал: картина «Зима», д/и «Времена года». М. приемы: речевая гимнастика, рассматривание картины «Зима», беседа по содержанию картины, заучивание скороговорки, физкультминутка «Снежинки», игра «Времена года», упражнение «Назови правильно».
Скороговорка:
Ики, ики, ики, ики –
Крики, крики, крики, крики!
Икли, икли, икли, икли –
Слушать взрослых мы привыкли.
3 неделя. Загадки Мудрой совы. Цель: совершенствовать навыки чтения прямых и обратных слогов. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Воспитывать желание учить скороговорки и поговорки.
Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту», письмо с загадками. М. приемы: ИОС «Письмо от Мудрой совы», речевая гимнастика, заучивание скороговорки, физкультминутка, работа детей, упражнение «Читаем слоги».
Скороговорки: У моей сестры
У моей сестры Марины
Щеки словно мандарины.
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.
4 неделя. Новый год. Цель: развивать умение детей рассказывать стихотворения о зиме. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.
Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту». М. приемы: речевая гимнастика, конкурс «Лучший чтец», физкультминутка, работа детей в рабочих тетрадях, упражнение «Повтори».
Январь
1 неделя. Веселый кот. Цель: отрабатывать четкое произношение слов, учить делать сравнительный анализ слов КИТ и КОТ. Развивать фонематический слух, находя звуки в словах. Воспитывать интерес к слову.
Материал: предметные картинки, игрушки (кот и кит), простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту». М. приемы: речевая гимнастика, игра «Что нужно кукле?», физкультминутка, разучивание скороговорок, упражнение «Сравни слова», работа в тетрадях.
Скороговорки: Шла Саша Кошка - крошка
Шла Саша по шоссе Кошка – крошка на окошке
И сосала сушку. Кашу кушала по крошке.
2 неделя. Викторина «Читай – ка». Цель: совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, учить делить слова на слоги; составлять предложения из заданных слов. Воспитывать интерес к играм со словами и буквами.
Материал: листочки с заданием на каждого ребенка, цветные карандаши, слоговые решетки, фишки. М. приемы: речевая гимнастика, упражнение «Читаем слова», заучивание скороговорки, физкультминутка, работа детей «Делим слова на слоги».
Скороговорка:
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
3 неделя. Уроки Мудрой совы. Цель: учить детей составлять сложные предложения с заданным словом. Совершенствовать навыки чтения слов. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.
Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту». М. приемы: речевая гимнастика, ИОС «Мудрая сова», заучивание скороговорки, составление предложений, физкультминутка, работа детей «Пишем слова», игра «Замри».
Скороговорка: Лебеди
Летели лебеди с лебедятами
Над лесом с лисами и лисятами.
4 неделя. Зимушка – зима. Цель: помочь детям запомнить понятия «Вопросительное предложение», «Знак вопроса», расширять словарный запас «Зимних слов». Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.
Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту», предметные картинки, звуковые дорожки. М. приемы: речевая гимнастика, знакомство с вопросительным знаком и знаком вопроса, заучивание скороговорки, физкультминутка, работа детей, упражнение «Пишем предложения», работа со звуковой дорожкой.
Скороговорка: Расскажите про покупки
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Февраль
1 неделя. Снова пахнет свежей смолкой. Вопросительное предложение. Цель: учить детей составлять вопросительное предложение, читать слова из знакомых букв. Развивать логическое мышление.
Материал: набор картинок с изображением хвойных деревьев, альбомные листы, цветные карандаши, наборы букв на каждого ребенка. М. приемы: чтение стихотворения «Снова пахнет свежей смолкой», беседа о хвойных деревьях, игра «Назови дерево», физкультминутка, работа с буквами «Составь слово», рисование «Елочка».
2 неделя. Зимние забавы. Цель: формировать у детей навыки звукового анализа и синтеза. Учить детей определять место звука в слове. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.
Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту», слоговые решетки, фишки, звуковые дорожки. М. приемы: речевая гимнастика, упражнение «Слова», заучивание скороговорки, физкультминутка, работа детей в тетрадях, упражнение «Место звука в слове», чтение слогов по звуковой решетке.
Скороговорка: За проселком
За проселком, у поселка,
В поле пела перепелка.
Перепел прилетел-
Перепелку перепел.
3 неделя. Сказка учит говорить. Цель: развивать навыки чтения слогов, коротких слов. Закрепить умение делить слова на слоги. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.
Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту», звуковые дорожки. М. приемы: речевая гимнастика, чтение слогов по звуковой дорожке, заучивание скороговорок, физкультминутка, работа детей в тетрадях, упражнение «Читаем слоги и слова».
Скороговорки: Белая скороговорка Дед Данила
Белый снег, белый мел, Дед Данила делил дыню-
Белый сахар тоже бел. Дольку Диме, дольку Дине.
А вот белка не бела,
Белой вовсе не была.
4 неделя. Друзья Мудрой совы. Цель: формировать навык звукового синтеза, умение добавлять звук в слово. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.
Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту», звуковые дорожки. М. приемы: речевая гимнастика, игра «Измени звук», заучивание скороговорки, физкультминутка, работа детей в тетрадях, чтение слогов по звуковой дорожке.
Скороговорки: Еж и елка
Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.
Март
1 неделя. Приключения веселого кота. Цель: познакомить детей с понятие «Ударение». Совершенствовать навык чтения слогов путем замены одного звука на другой. Развивать интерес к процессу обучения.
Материал: набор картинок с изображением домашних животных, звуковые дорожки. М. приемы: речевая гимнастика, знакомство с понятие «Ударение», игра «Назови животное», заучивание скороговорки, физкультминутка, упражнение «Определи ударный звук», работа со звуками «Звуковые дорожки».
Скороговорка: Черная скороговорка
Черной ночью, черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи – ка там кота!
2 неделя. В голубой стране. Цель: продолжать учить находить ударный слог в словах. Совершенствовать навык чтения слогов путем замены одного звука на другой. Развивать интерес к процессу обучения.
Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту». М. приемы: речевая гимнастика, упражнение «Определи ударный звук», заучивание скороговорки, физкультминутка, работа детей в тетрадях.
Скороговорка: Глазастые газели
Глазастые газели
Газеты проглазели.
Газеты, что прогнозами.
Грозят газелям грозами.
3 неделя. История Мудрой совы. Цель: учить детей составлять сложные предложения с заданным словом. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Упражнять детей придумывать слова с помощью звуковых дорожек.
Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту», звуковые дорожки. М. приемы: речевая гимнастика, упражнение «Составим предложение», физкультминутка, работа детей в тетрадях, упражнение «Придумай слово».
4 неделя. Родничок учится читать. Цель: развивать фонематический слух, навыки звукового анализа. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Упражнять детей придумывать слова с помощью звуковых дорожек.
Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту», звуковые дорожки. М. приемы: речевая гимнастика, ИОС «Родничок учится рычать», заучивание скороговорки, игра «Найди картинку на данный звук», физкультминутка, работа детей, упражнение «Место звука в слове», работа со звуковой дорожкой.
Скороговорка: Спор птиц
Сорока с вороной спорила
Спорила тараторила.
Апрель
1 неделя. Фокусники. Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Уметь передавать голосом настроение.
Материал: слоговая решетка, домик, фишки, кружки, рыбки. М. приемы: речевая гимнастика, работа со слоговыми решетками, физкультминутка «Раз, раз, раз – утром вытрясем матрас», упражнение «Вспомни и назови», выделение слов из текста.
2 неделя. Задания веселого кота. Цель: Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Упражнять детей придумывать слова с помощью слоговых дорожек.
Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту», звуковые дорожки. М. приемы: речевая гимнастика, игра «Найди картинку», физкультминутка, работа детей в тетрадях, игра «Театр теней», работа со звуковой дорожкой.
3 неделя. Родничок учится читать! Цель: развивать слуховое внимание, учить детей составлять слова из готовых слогов. Учить отгадывать простые ребусы. Упражнять детей придумывать слова с помощью звуковых дорожек.
Материал: предметные картинки, игра «Ребусы», звуковые дорожки. М. приемы: речевая гимнастика, игра «Ребусы», физкультминутка, работа детей, упражнение «Составь слово», работа со звуковой дорожкой.
4 неделя. К нам пришел Старичок – Лесовичок. Цель: формировать интерес к живой природе леса. Упражнять детей придумывать слова с помощью звуковых дорожек. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.
Материал: игрушка Старичок – Лесовичок, картина «Весенний лес», альбомные листы, цветные восковые мелки. М. приемы: речевая гимнастика, ИОС «К нам пришел Старичок – Лесовичок», рассматривание картины, беседа «Берегите все живое!», физкультминутка, работа детей «Рисуем весенний лес».
Май
1 неделя. Я – умею писать слова и предложения! Цель: обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.
Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту». М. приемы: речевая гимнастика, заучивание скороговорки, физкультминутка, работа детей в тетрадях.
Скороговорка: Юлька – Юленька
Юлька - Юленька – юла,
Юлька юркая была.
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла!
2 неделя. Викторина «Веселые слова». Цель: совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, учить делить слова на слоги; составлять предложения из заданных слов. Воспитывать интерес к играм со словами и буквами.
Материал: Д/игры «Что перепутал художник?», «Секрет», рабочие тетради, простые карандаши. М. приемы: речевая гимнастика, игра «Секрет», игра «Что перепутал художник?», физкультминутка «Черепашонок», упражнение «Цепочка слов», работа в тетрадях.
3 неделя. Путешествие в страну веселых слов. Цель: развивать умение чтения зашифрованных слов, умения подбирать слова на заданную тему. Развивать логическое мышление, смекалку. Воспитание интереса к выполнению «Трудных заданий».
Материал: ребусы, шарады, кроссворды. М. приемы: речевая гимнастика, игра «Ребусы», игра «Разгадаем шарады», игра «Месяцы», разгадывание кроссворда.
4 неделя. Итоговое занятие «День рождения Родничка». Цель: закреплять навыки учебной деятельности: умение слышать воспитателя, понимать его вопрос, правильно отвечать на него, дополнять ответы сверстников. Учить оценивать правильность ответа, работать в заданном темпе.
Материал: предметные картинки, альбомные листы, цветные карандаши. М. приемы: речевая гимнастика, игра «Собери чемодан», упражнение «Цепочка слов», физкультминутка, упражнение «Мы художники», повторение знакомых стихотворений и скороговорок, итог.
Подготовительная к школе группа
Сентябрь
1 неделя. Чтение сказки «В стране звуков». Цель: тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова. Учить писать слова печатными буквами.
Материал: Рабочие тетради в клетку, простые карандаши. Методические приемы: чтение сказки, заучивание стихотворения «Согласные звуки», физкультминутка, работа в тетрадях (пишем графические узоры), итог.
2 неделя. Продолжение чтение сказки «В стране звуков»
Цель: тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова. Учить писать слова печатными буквами. Закрепить звуковой анализ слов.
Материал: Рабочие тетради в клетку, простые карандаши. Методические приемы: чтение сказки, игра «Как сказать по-другому», физкультминутка, работа в тетрадях (пишем и читаем слова), итог.
3 неделя «Учимся читать». Цель: тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова. Учить писать слова печатными буквами. Развивать предпосылки логического мышления. Закрепить звуковой анализ слов.
Материал: Рабочие тетради «30 занятий для успешной подготовки к школе» занятие №1, простые карандаши, слоговые решетки, фишки. Методические приемы: игра «Отвечай-ка», место звука в слове, физкультминутка, работа в тетрадях, итог.
4 неделя. Читаем имена и названия городов. Цель: тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова. Учить писать слова печатными буквами. Развивать предпосылки логического мышления. Воспитывать интерес к процессу чтения.
Материал: Рабочие тетради «30 занятий для успешной подготовки к школе» занятие №2, простые карандаши. Методические приемы: игра «Я начну, а ты продолжи», физкультминутка, читаем имена и названия городов, работа в тетрадях, итог.
Октябрь
1 неделя. Найди слово. Цель: учить детей составлять условно-графические схемы предложений; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление. Закрепить умение детей писать слова печатными буквами.
Материал: мешочек, таблицы, на которых изображены только верхние части букв: А, О, У, И, Н, М, В, П; предметные картинки, кассы букв, простые карандаши, рабочие тетради «30 занятий» занятие №3. М. приемы: игра «Полубуковки», работа в кассах букв, физкультминутка, составление предложения по картинкам, работа в тетрадях, итог.
2 неделя. Овощи и фрукты
Цель: учить детей подбирать к словам слова синонимы. Развивать диалогическую речь детей. Закрепить названия овощей и фруктов. Закрепить умение детей писать слова печатными буквами.
Материал: муляжи овощи и фрукты, кассы букв, рабочие тетради «30 занятий» занятие №4, звуковые дорожки. М. приемы: игра «Узнай по описанию», игра «Готовим салат», читаем слоги по звуковой дорожке, физкультминутка «Собираем урожай», работа в тетрадях, итог.
3 неделя. Имена. Цель: учить детей читать и писать имена. Развивать у детей умение владеть своей речью, как средством общения и культуры. Учить составлять предложения.
Материал: кассы букв, рабочие тетради «30 занятий» занятие №5, цветные и простые карандаши, картина «Девочка и ежи». М. приемы: игровое упражнение «Назови ласково», упражнение «Составим имя», физкультминутка «Этот пальчик Мурочка», работа в тетрадях, составление предложения по картинке, итог.
4 неделя. Читаем слова. Цель: продолжать учить детей читать слоги и слова. Развивать речь детей. Воспитывать интерес к учебной деятельности.
Материал: Мяч, рабочие тетради «30 занятий» занятие №6, простые карандаши. М. приемы: игра «Помоги Незнайке», игра «Собери слово», физкультминутка, работа в тетрадях, чтение слов, итог.
Ноябрь
1 неделя. Заколдованные слова. Цель: учить составлять предложения; упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.
Материал: кассы букв, рабочие тетради «30 занятий» занятие №7, простые карандаши, предметные картинки. М. приемы: разминка, игра «Повтори, не ошибись», игровое упражнение «Назови картинку», составление предложений, физкультминутка, работа в тетрадях, итог.
2 неделя. Читаем слоги и слова. Цель: продолжать учить детей читать слоги и слова, упражнять в правильном письме заданных слов, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.
Материал: Рабочие тетради «30 занятий» занятие № 8, простые карандаши, предметные картинки. М. приемы: игра «Повтори не ошибись», игра «Сосчитай слоги», физкультминутка, работа в тетрадях, игра «Четвертый лишний», итог.
3 неделя. Найди предложение. Цель: продолжать учить детей читать слоги и слова, упражнять в правильном письме заданных слов, развивать память, воображение, восприятие, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: кассы букв, рабочие тетради «30 занятий» занятие № 10, рабочие тетради «Обучение грамоте», простые карандаши, предметные картинки. М. приемы: игра «Назови свое имя ласково», игра «Найди предложение», физкультминутка, работа в тетрадях, итог.
4 неделя. Составь слово. Цель: продолжать учить детей читать слоги и слова. Развивать речь детей. Воспитывать интерес к учебной деятельности.
Материал: Картинки, кассы букв, рабочие тетради «30 занятий» занятие № 11, простые карандаши. М. приемы: игра «Угадай слово», игра «Кто внимательнее», игра «Помоги собрать слова», физкультминутка, работа в тетрадях, итог.
Декабрь
1 неделя. Работа с предложением. Цель: учить составлять предложение; упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.
Материал: Мяч, картинки с изображение животных, кассы букв, рабочие тетради «30 занятий» занятие № 12, рабочие тетради «Обучение грамоте», простые карандаши. М. приемы: игра «Повтори, не ошибись», игра «Найди лишнюю картинку», физкультминутка «Месяцы года», составление предложений по картинкам, работа в тетрадях, итог.
2 неделя. Составление предложения. Цель: закреплять умение составлять предложение.
Материал: кассы букв, листочки бумаги в клетку, простые карандаши, предметные картинки. М. приемы: игра «Назови имя соседа ласково», упражнение «Прочитай предложение», физкультминутка, д/и «Составь слово», графический диктант, итог.
3 неделя. Слова прилагательные. Цель: продолжать знакомить детей с прилагательными, учить отвечать на вопросы. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.
Материал: Рабочие тетради рабочие тетради «30 занятий» занятие № 13, простые карандаши. М. приемы: игра «Назови вид транспорта», игра «Синий-зеленый», физкультминутка «Теплоход», работа в тетрадях, итог.
4 неделя. Читаем слова. Графический диктант
Цель: учить определять ударный звук в словах, делить слова на слоги; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.
Материал: картинки с изображением видов транспорта, кассы букв, сигнальные карточки синие и зеленые, рабочие тетради, простые карандаши. М. приемы: загадки, игра «Синий – зеленый», физкультминутка «Летаем, плаваем, едем», работа в тетрадях (графический диктант), итог.
Январь
1 неделя. Множественное число. Цель: учить детей образовывать множественные слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.
Материал: Д/ «Мамы и детеныши», рабочие тетради «30 занятий» занятие № 14, рабочие тетради «Обучение грамоте», простые карандаши. М. приемы: игра «Повтори, не ошибись», игра «Мамы и детеныши», физкультминутка, разгадывание кроссворда, работа в тетрадях, итог.
2 неделя. Читаем рассказы «На горке», «В лесу».
Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.
Материал: Рабочие тетради «30 занятий» занятие № 15, простые карандаши. М. приемы: игра «Дни недели», игра «Пары родственных слов», читаем рассказы, физкультминутка «Мы летаем», работа в тетрадях, итог.
3 неделя. Читаем слова и предложения. Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.
Материал: картинки (лиса, цапля, заяц, курица), рабочие тетради «30 занятий» занятие № 16, карандаши. М. приемы: дыхательная гимнастика, игра «Рассыпанное слово», игра «Собери слова», физкультминутка, разгадывание кроссворда, работа в тетрадях, итог.
4 неделя. Веселые игры. Цель: развивать речь детей, совершенствовать умение детей подбирать слова на заданную тему. Развивать память, фонематическое восприятие. Воспитывать интерес к дидактическим играм.
Материал: Мяч, д/игры: «Секрет», «Ребусы», «Четвертый лишний», рабочие тетради «30 занятий» занятие № 17, карандаши. М. приемы: игра «Четвертый лишний», игра «Секрет», физкультминутка, разгадываем ребусы, итог.
Февраль
1 неделя. Измени слово. Цель: продолжать знакомить детей с именами существительными и прилагательными, учить отвечать на вопросы. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.
Материал: Кассы букв, рабочие тетради «30 занятий» занятие № 18, карандаши. М. приемы: игра «Повтори, не ошибись», игра «Рассыпанное слово», игра «Закончи фразу», физкультминутка, работа с кассой букв, работа в тетрадях, итог.
2 неделя. Читаем предложения. Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.
Материал: Рабочие тетради «30 занятий» занятие № 19, рабочие тетради «Обучение грамоте», простые карандаши. М. приемы: игра «Читаем слоги», игра «Прочитай слова по цифрам», игра «Рассыпанное слово», физкультминутка, работа в тетрадях, читаем предложения, итог.
3 неделя. Угадай слово. Цель: продолжать учить детей составлять небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.
Материал: Рабочие тетради «30 занятий» занятие № 20, рабочие тетради «Обучение грамоте», д/материал «Птицы», простые карандаши. М. приемы: игра «Назови птицу», игра «Доскажи словечко», физкультминутка, работа в тетрадях, итог.
4 неделя. Так бывает или нет? Графический диктант. Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.
Материал: Мяч, кассы букв, предметные картинки, рабочие тетради «Обучение грамоте», рабочие тетради в клетку, простые карандаши. М. приемы: игра «Части суток», игра с мячом «Так бывает или нет?», игра «Составь слово» работа с кассами букв, физкультминутка, графический диктант, итог.
Март
1 неделя. Угадай слово. Графический диктант. Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.
Материал: Мяч, кассы букв, рабочие тетради в клетку, простые карандаши. М. приемы: игра «Дни недели», игра «Читаем слова», работа в тетрадях, физкультминутка, графический диктант, итог.
2 неделя. Кроссворды. Читаем рассказы «Волк и белка», «Прогулка на лодке». Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.
Материал: Рабочие тетради «30 занятий» занятие № 21, простые карандаши. М. приемы: игра «Месяцы», игра «Повтори, не ошибись», игра «Доскажи словечко», физкультминутка «Дом и ворота», работа в тетрадях, читаем рассказы, итог.
3 неделя. Работа со словами. Цель: развивать речь детей, совершенствовать умение детей подбирать слова на заданную тему. Развивать память, фонематическое восприятие. Воспитывать интерес к речевым играм.
Материал: Кассы букв, рабочие тетради «30 занятий» занятие № 22, простые карандаши. М. приемы: загадки, игра «Закончи слово», игра «Лесенка», физкультминутка, работа в тетрадях, итог.
4 неделя. Измени слово. Читаем слова и предложения. Цель: развивать речь детей, совершенствовать умение детей изменять слова. Развивать память, фонематическое восприятие. Упражнять в составлении предложений.
Материал: Рабочие тетради «30 занятий» занятие № 23, рабочие тетради «Обучение грамоте», простые карандаши. М. приемы: игра «Дни недели», игра «Телефон», физкультминутка, работа в тетрадях, итог.
Апрель
1 неделя. Чтение рассказа «Одна буква». Цель: продолжать учить детей читать и составлять небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.
Материал: Рабочие тетради «30 занятий» занятие № 24, простые карандаши. М. приемы: игра «Жизнь в лесу», чтение рассказа, беседа по содержанию текста, игра «Волшебный цветок», физкультминутка, работа в тетрадях «Отгадай слово», итог.
2 неделя. Имена существительные. Цель: учить детей составлять слова. Продолжать учить детей читать слоги и слова. Развивать речь детей. Воспитывать интерес к учебной деятельности.
Материал: Рабочие тетради «30 занятий» занятие № 25-26, простые карандаши. М. приемы: игра «Эхо», игра «Волшебный стул», физкультминутка, работа в тетрадях, итог.
3 неделя. Веселый жук. Цель: продолжать учить детей читать и составлять небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.
Материал: Рабочие тетради «30 занятий» занятие № 27, рабочие тетради «Обучение грамоте», простые карандаши. М. приемы: игра «Холодно - горячо», чтение в тетради «Обучение грамоте», беседа по содержанию текста, физкультминутка, работа в тетрадях, итог.
4 неделя. Расскажи историю по картинке. Цель: учить составлять небольшой рассказ по картинке, развивать связную речь детей. Учить обобщать, анализировать, делать выводы. Учить писать слова печатными буквами. Активизировать в употреблении в речи слов – названий действий (глаголов).
Материал: сюжетная картина «Школа», рабочие тетради «Обучение грамоте», простые карандаши. Методические приемы: рассматривание картины «Школа», беседа по картине, игра «Я начну, а ты продолжи», игра «Секрет», физкультминутка, работа в тетрадях, итог.
Май
1 неделя. Закрепление пройденного материала. Цель: учить читать слова. Развивать навыки слогового чтения. Воспитание культуры речевого общения и развития дикции. Развивать предпосылки логического мышления.
Материал: звуковые дорожки, рабочие тетради «30 занятий» занятие № 28, простые карандаши. М. приемы: речевая гимнастика, читаем слоги по звуковой дорожке, упражнение «Скажи наоборот», игра «Что это значит?», игра «Ребусы», физкультминутка, работа в тетрадях, итог.
2 неделя. Викторина «Читаем слова». Цель: закреплять навыки слогового чтения. Развивать предпосылки логического мышления, память, внимание, речь. Воспитание культуры речевого общения и развития дикции.
Материал: проектор, ноутбук, рабочие тетради «30 занятий» занятие № 29-30, простые карандаши. М. приемы: игра «Назови слово», игра «Составь слово», физкультминутка «Варим щи», игра «Найди слово в цепочке», работа в тетрадях, итог.
3 неделя. Итоговое занятие «Родничок читает вместе с нами». Цель: закреплять навыки слогового чтения. Совершенствовать фонематический слух. Учить составлять слова из названных слогов. Закреплять умение делать анализ и синтез предложения. Формировать способность к самоконтролю.
Материал: рабочие тетради «Обучение грамоте», простые карандаши, схемы – картинки. М. приемы: речевая гимнастика, игра «Назови картинку», физкультминутка, составление слов из слогов, игра «Что перепутал художник?», составление предложения, чтение предложений, итог.
4 неделя. Развлечение «Родничок идет в школу». Цель: совершенствовать фонематический слух. Закреплять навыки слогового чтения. Закреплять навыки учебной деятельности: умение слышать воспитателя, понимать его вопрос, правильно отвечать на него, дополнять ответы сверстников. Учить оценивать правильность ответа, работать в заданном темпе.
Материал: Листочки с заданиями, воздушные шары с нарисованными буквами, альбомные листы, цветные карандаши. М. приемы: разминка, игровая ситуация «Родничок идет в школу», игра «Собери портфель», физкультминутка «Веселые слова», упражнение «Сделай то, что я скажу», игра «Закончи предложение», чтение слов, игра «Угадай и нарисуй», итог.
3. Организационный раздел
3.1 Условия реализации программы
Успешная реализация данной программы, ее целей и задач предполагает наличие:
а) внутренних условий:
- кабинета соответствующего всеми санитарно-гигиеническим требованиям
(мебель, подобранная с учетом возрастных особенностей, оборудование и т.д.);
- тетрадей-прописей, простых и цветных карандашей;
- материала по развитию речи: стихи, загадки, скороговорки, поговорки, кроссворды, ребусы и т.д.;
-занимательного материала: узоры из элементов букв, сказки-шутки и т.д.;
- диагностического материала по проверке знаний, умений и навыков;
- различные музыкальные технические средства;
- ноутбук, проектор;
- упражнений - физкультминуток для развития мелких мышц рук.
б) внешних условий
- потребности детей и родителей;
- помощь родителей при организации образовательного пространства;
- сотрудничество родителей с педагогом в вопросах мотивации детей на основе поддержания устойчивого интереса детей к изучению курса;
- связь с образовательными учреждениями города;
- профессиональная компетентность учителей 1-х классов (готовность и способность продолжать идею курса в начальной школе)
Используемая литература
1. Авторские разработки отечественных и зарубежных методик по обучению чтению «Как научить вашего ребёнка читать». «Юникон», Ярославль, 1991
2. Бортникова Е. Мои печатные прописи (для детей 5-6 лет): тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2020.
3. Бортникова Е. Рабочая тетрадь №1 Проверяем готовность ребенка к школе (для детей 6-7 лет): Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2020.
3. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
4. Жукова Д. «Букварь» Москва, «Просвещение», 2016 г.
5. Журова Л. Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет. Методические рекомендации. - М: Вентана – Граф, 2013.
6. 30 занятий для успешной подготовки к школе. Рабочая тетрадь для детей
6 лет .- М: Стрекоза, 2020.
7. Изучаем грамоту рабочая тетрадь 1-2 часть.-2020
7. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебное пособие по развитию речи детей 3-7 лет. - М: ТЦ Сфера, 2014.
8. Морозова И.А, Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» 2010.
9. Мочалова Н.М. Методика развития речи ребенка. Первые уроки веселой грамматики. Казань, 2018.
10. 500 скороговорок, пословиц поговорок /Сост. И.А. Мазин.- М: ТЦ Сфера, 2014.
11. Соколова Ю. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет
-М: Эксмо, 2009.
12. Узорова О. Нефедова Е. 300 узоров/ Учебное пособие для подготовки детей к школе.- М: «Малыш», 2014.
13. Шумаева Т. Г. «Как хорошо уметь читать! »СПб, 2000.
17. Эльконин Б. Методика обучения чтению. Москва «Просвещение», 2007.