Программа дополнительного образования «Родничок» по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте

4
0
Материал опубликован 26 March 2021 в группе


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №125 «Затейники»









ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Родничок»

по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте

t1616776471aa.jpg

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА



Составила воспитатель:

первой кв. категории

Захарова Е.А.

г. Набережные Челны, 2020 г.



1. Целевой раздел программы дополнительного образования

1.1 Пояснительная записка. «Образование – это подготовка к жизни». Дж. Рёскин

Дошкольный возраст – важный период становления личности. Вопрос подготовки дошкольников к обучению в школе, с каждым годом становится все актуальнее. Одна из главных основ общей подготовленности к школе по признанию педагогов и психологов, - всестороннее воспитание и развитие детей.

Сегодня в практике дошкольного образования все активнее применяются идеи развивающего обучения, в которых особое внимание уделяется комплексному развитию ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста и развития.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б. Эльконин говорил, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (для знакомства их с буквенной символикой). Детство – это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. Дети, поступающие в первый класс, должны быть хорошо подготовлены к обучению грамоте, таким образом имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели также держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма. Навыкам звукового анализа слов ребенок должен овладеть еще до начала его обучения грамоте или на самых начальных этапах такого обучения. В школе для этой цели, специально отведен так называемый добукварный период. Однако этот период очень короткий. Поэтому ребенок придет в школу совершенно не подготовленный. К сложному процессу звукового анализа слова, то он неизбежно встретится на этом пути с огромными трудностями. Отсюда и возникает необходимость развития у него еще в дошкольном периоде хотя бы самых простых форм такого анализа. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже в возрасте 4.5-5 лет. Обучение в этом возрасте направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слова – первому действию по обучению грамоте. В возрасте 5-6 лет дети приобретают навыки звукового анализа слова различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов. О словесном ударении. В возрасте 6-7 лет дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилом их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучаются грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки. Поэтому в данной программе особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения. Таким образом, подготовкой к обучению грамоте решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.


При составлении данной программы использовались идеи и разработки известных педагогов психологов Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, Т.Г Шумаевой.

Программа «Подготовка к обучению грамоте» рассчитана на 2 года обучения для детей дошкольного возраста 5-7 лет. Учитывая возраст дошкольников, продолжительность занятия составляет 25-30 минут.

Как показывает мониторинг познавательных и психических процессов, технических и графических навыков воспитанников ДОУ Детский сад №125 «Затейники», для большинства из них характерно: нарушения в речи детей, слабость мелкой моторики руки, недостаточная зрительно-двигательная координация навыков, произвольного внимания, зрительной памяти. Вместе с тем, дошкольники отличаются эмоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира.

Учитывая показатели мониторинга, программа исходит из того, что подготовка к обучению грамоте – это ООД универсального характера, позволяющая гармонично и всесторонне развить как психическую, так и физиологическую сторону личности ребенка.

Актуальность подготовки детей к обучению грамоте заключается в том, что обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.


1.2 Цель программы по подготовке к обучению грамоте:

Сформировать полноценную фонематическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки различных речевых ситуаций, обучение детей первоначальному чтению, предупреждение нарушений устной речи.

Задачи программы:

  1. Ознакомление детей со звуковой стороной слова. Обучать детей звуковому анализу слова. Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове. Развивать умение называть слова с определенным звуком в определенной позиции: в начале, середине, конце слова. Научить детей пользоваться звуковой схемой слова. Научить ребенка различать звуки: гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие. Ознакомление со слоговым строением слова. Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог. Ознакомление со словесным составом предложения. Обучать детей различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, строить предложения по заданной схеме.

Подготовка руки к письму. Научить детей обводить, штриховать, писать буквы печатными буквами.

Развивать психические процессы: память, внимание, предпосылки логического мышления.

Особенностью программы является ее целенаправленность одновременного поэтапного развития речевой активности связанной с познавательной функцией, и формирование технических навыков, при помощи которых ребенок фиксирует то, что он узнает об окружающем мире, таким образом, осуществляется комплексный подход в его подготовке к школе.

Программа представляет собой систему обучения в ходе, которой речевая деятельность воспитанников переходит в частично поисковую, а также в художественно-творческую самостоятельную работу.




1.3 Основные принципы реализации программы:

Доступность - отбираются темы доступные пониманию, и возрастным особенностям детей;

Принцип постепенности – построение программного материала от простого к сложному;

Принцип интеграции – единство учебных, творческих, развивающих задач;

Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению и воспитанию.

Развивающий характер программы предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми знаний, умений и навыков. Это определяет принцип сознательности, т.е. учебный материал усваивается сознательно, активно, закрепляется прочно, дети могут свободно реализовать эти знания в дальнейшем.

Принцип научности заключается в знакомстве детей со звуком, буквой, словом. В ходе реализации программы дети не только получают большой объем доступной информации, но и обогащают словарный запас терминами и понятиями.


1.4 Особенности методики обучения

В основе методики обучения детей дошкольников обучению грамоте лежит отечественная методика, основанная на целостном подходе к процессу овладения письмом и чтением в начальной школе. Теоретической основой такого подхода является звуковой аналитико – синтетический метод, который реализуется через следующие операции: - расчленение звучащей речи на звуки и фонемы; разделение их по основным признакам; перекодирование в графические символы (буквы – печатные и письменные); обратное перекодирование букв в соответствующие звуки – фонемы, слияние их в процессе чтения; соотнесение прочтенных звуко–буквенных комплексов с определенным смысловым значением.

Развитие мелкой моторики руки и коррекция движений глаз являются в программе важными, поэтому каждое занятие сопровождается пальчиковой гимнастикой и физкультурой, связанной с художественными образами и темой занятия.


Программа по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя использование художественного слова, использование физкультминуток.

Основные методы работы: игры; упражнения; задания; самостоятельная деятельность детей; рассматривание наглядного материала; чтение художественной литературы.

Основное содержание ООД представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач по данной теме. Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры ООД: Разминка. Основное содержание – изучение нового материала. Физкультминутка. Закрепление нового материала. Развивающая игра.

Разминка в виде загадки, знакомство со сказочным персонажем позволяет активировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.

Физкультминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.

Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями.

Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце ООД является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служит стимулом для ее продолжения.

Режим кружковой работы – 4 раза в месяц, продолжительностью 25-30 минут.

Программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от поставленной педагогом задачи в определенный период и в соответствии с высоким или низким усвоением программного материала.

Программой решаются следующие проблемы, затрудняющие успешное обучение в школе при слабом развитии образного мышления и

не сформированности графических навыков:

1. Малая эмоциональная отзывчивость к художественному образу: изобразительному, музыкальному, поэтическому и т.д. Во многом связаны с недостаточным развитием чувства ритма, что осложняет понимание других людей и затрудняет процессы социализации ребенка.

2. Нечеткая ориентация на листе (вверх-вниз, вправо-влево, центр-край, диагональное направление), неумение компоновать элементы композиции на листе ведут к непониманию закономерностей компоновки текста на листе.

3. Регуляция нажима на пишущий инструмент зависит от мышечного тонуса кисти руки, слишком зажатая рука или расслабленная в равной степени приводят к быстрой утомляемости, к излишнему напряжению в работе и притуплению внимания.

В результате обучения дети будут владеть техникой письма букв и слов печатными буквами карандашами, что в дальнейшем позволит избежать проблем с почерком и другими навыками письма; научатся ориентироваться на листе, складывать его, что разовьет координацию рук и обеспечит глазной контроль.

Описание планируемых результатов

умение определять место звука в слове; дети могут проводить звуковой анализ слова;

владение техникой плавного слогового чтения целыми словами, на материале полного алфавита несложных по своему структурному составу слов и предложений;

умение писать печатными буквами;

проводить линии и рисовать фигуры, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку справляться со всеми письменными заданиями на листе бумаги, а также в рабочих тетерадях;

различать верхний и нижний угол квадрата, его середину, стороны, диагональ;

делить слова на слоги;

уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;

пересказывать знакомые сказки и рассказы;

составлять рассказы и сказки по картинке или серии картинок.

Мониторинг достижений производится с помощью творческих заданий, дидактических игр. При диагностике учитывается принцип дифференциации и индивидуализации.

2. Содержательный раздел

2.1 Тематический план (5-6 лет)

п\п

Наименование разделов и тем

кол-во часов

месяц

1.

Речевой этикет



1.1.

Вводное занятие

25минут

сентябрь

1.2.

Звуки и слова

25минут

сентябрь

1.3

Ласковые слова

25 минут

сентябрь

1.4.

В гостях у Мудрой совы

25 минут

октябрь

1.5.

Мы - волшебники

25минут

октябрь

1.6.

Чтение сказки «В стране звуков»

25 минут

октябрь

1.7.

В стране Звукляндии

25 минут

октябрь

1.8.

К Родничку пришли гости

25 минут

ноябрь

1.9.

Кто там?

25 минут

ноябрь

1.10

Звуки подружились

25 минут

ноябрь

1.11.

Познаем мир

25 минут

ноябрь

2.

Учимся говорить правильно!



2.1

Приключения Родничка

25 минут

декабрь

2.2.

Зима

25 минут

декабрь

2.3.

Загадки Мудрой совы

25 минут

декабрь

2.4.

Новый год

25 минут

декабрь

2.5.

Веселый кот

25 минут

январь

2.6.

Викторина

25 минут

январь

2.7.

Уроки Мудрой совы

25 минут

январь

2.8

Зимушка - зима

25 минут

январь

2.9

Снова пахнет свежей смолкой…

25 минут

февраль

2.10

Зимние забавы

25 минут

февраль

2.11

Сказка учит говорить

25 минут

февраль

2.12

3.

Друзья Мудрой совы

Учимся читать и писать!

25 минут

февраль

3.1.

Приключения веселого кота

25 минут

март

4.2.

В голубой стране

25 минут

март

4.3.

История Мудрой совы

25 минут

март

4.4.

Родничок учится читать

25 минут

март

4.5.

Фокусники

25 минут

апрель

4.6.

Задания веселого кота

25 минут

апрель

4.7.

Родничок учится читать

25 минут

апрель

4.8.

К нам пришел Старичок - Лесовичек

25 минут

апрель

5.

Подведение итогов



5.1.

Я – умею писать слова и предложения!

25 минут

май

5.2.

Работа со звуковыми дорожками и решетками

25 минут

май

5.3.

Путешествие в страну книг

25 минут

май

5.4.

Итоговое занятие «День рождения Родничка»

25 минут

май



2.2 Тематический план (6-7 лет)

п\п

Наименование разделов и тем

кол-во часов

месяц

1.

Читаем и пишем слова:



1.1.

Смысл слова. Сказка «В стране звуков»

30 минут

сентябрь

1.2.

Сказка «В стране звуков». Ударение в словах.

30 минут

сентябрь

1.3

«Учимся читать»

Читаем имена и названия городов.

30 минут

30 минут

сентябрь

сентябрь

1.4.

Найди слово

30 минут

октябрь

1.5.

Овощи и фрукты

30 минут

октябрь

1.6.

Имена

30 минут

октябрь

1.7.

Читаем слова

30 минут

октябрь

1.8.

Заколдованные слова

30 минут

ноябрь

1.9.

Читаем слоги и слова

30 минут

ноябрь

1.10

Найди предложение

30 минут

ноябрь

1.11.

Составь слово

30 минут

ноябрь

2.

Составление предложений



2.1

Работа с предложением.

30 минут

декабрь

2.2.

Составление предложения. Графический диктант

30 минут

декабрь

2.3.

Прилагательные слова

30 минут

декабрь

2.4.

Читаем слова Графический диктант

30 минут

декабрь

2.5.

Множественное число

30 минут

январь

2.6.

Читаем рассказы «На горке», «В лесу».

30 минут

январь

2.7.

Читаем слова и предложения

30 минут

январь

3.

Измени слово



3.1

Измени слово

30 минут

февраль

3.2

Читаем предложения

30 минут

февраль

3.3

Угадай слово

30 минут

февраль

3.4

Так бывает или нет? Графический диктант

30 минут

февраль

4.

Читаем слова



4.1.

Угадай слово Графический диктант

30 минут

март

4.2.

Кроссворды. Читаем рассказы «Волк и белка», «Прогулка на лодке».

30 минут

март

4.3.

Работа со словами

30 минут

март

4.4.

Измени слово. Читаем слова и предложения.

30 минут

март

5.

Слоговое чтение



5.1.

Чтение рассказа «Одна буква»

30 минут

апрель

5.2.

Имена существительные

30 минут

апрель

5.3.

Веселый жук

30 минут

апрель

5.4.

Расскажи историю по картинке. Что перепутал художник. Читаем по слогам.

30 минут

апрель

6.

Подведение итогов



6.1.

Закрепление пройденного материала

30 минут

май

6.2.

Викторина «Читаем слова»

30 минут

май

6.3.

Итоговое занятие «Родничок читает вместе с нами»

30 минут

май

6.4.

Развлечение «Родничок идет в школу»

30 минут

май



2.3 Перспективный план (5-6 лет)

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

Вводное занятие

Цель: познакомить детей со звуками русского алфавита. Познакомить со значимостью поговорок и скороговорок. Развивать диалогическую речь детей.

Звуки и слова

Цель: познакомить детей со значимостью звуков. Учить произносить слова. Развивать речь детей.


Ласковые слова

Цель: учить детей употреблять в речи слова в уменьшительно-ласкательной форме. Развивать речь детей.


В гостях у Мудрой совы

Цель: познакомить детей со сказочным персонажем Мудрой совой. Развивать умение детей слушать рассказ, побуждать желание научиться читать и писать.

октябрь

В гости к родничку

Цель: познакомить детей с литературным героем Родничком. Познакомить детей с понятиями: слово, предложение. Учить выразительности речи, тренировать силу голоса.

Мы волшебники

Цель: познакомить детей с предложением. Учить детей составлять не сложные предложения. Активизировать словарь детей.

Чтение сказки в стране звуков

Цель: познакомить детей с гласными и согласными звуками. Тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова.

В стране Звукляндии

Цель: познакомить детей с понятием «Слог – это часть слова». Формировать интерес к процессу обучения. Развивать речь детей.


ноябрь

К Родничку пришли гости

Цель: учить детей описывать картину. Развивать связную речь детей.

Кто там?

Цель: обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Воспитывать умение слушать собственную речь.

Звуки подружились

Цель: закрепить понятие слог. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Воспитывать интерес к родному языку.

Познаем мир

Цель: совершенствовать навыки деления слова на слоги. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.

декабрь

Приключения родничка

Цель: развивать фонематический слух, находя звуки в словах. Совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.

Зима

Цель: познакомить детей с характерными признаками зимних явлениях природы. Развивать связную речь детей. Воспитывать интерес к живой и неживой природе.


Загадки Мудрой совы

Цель: совершенствовать навыки чтения прямых и обратных слогов. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Воспитывать желание учить скороговорки и поговорки.

Новый год

Цель: развивать умение детей рассказывать стихотворения о зиме. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.

январь

Веселый кот

Цель: отрабатывать четкое произношение слов, учить делать сравнительный анализ слов КИТ и КОТ. Развивать фонематический слух, находя звуки в словах. Воспитывать интерес к слову.


Викторина «Читай-ка»

Цель: совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, учить делить слова на слоги; составлять предложения из заданных слов. Воспитывать интерес к играм со словами и буквами.

Уроки Мудрой совы

Цель: учить детей составлять сложные предложения с заданным словом. Совершенствовать навыки чтения слов. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.

Зимушка-зима

Цель: помочь детям запомнить понятия «Вопросительное предложение», «Знак вопроса», расширять словарный запас «Зимних слов». Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.

февраль

Снова пахнет свежей смолкой

Цель: учить детей составлять вопросительное предложение, читать слова из знакомых букв. Развивать логическое мышление.


Зимние забавы

Цель: формировать у детей навыки звукового анализа и синтеза. Учить детей определять место звука в слове. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.

Сказка учит говорить

Цель: развивать навыки чтения слогов, коротких слов. Закрепить умение делить слова на слоги. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.

Друзья Мудрой совы

Цель: формировать навык звукового синтеза, умение добавлять звук в слово. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.


март

Приключения веселого кота

Цель: познакомить детей с понятие «Ударение». Совершенствовать навык чтения слогов путем замены одного звука на другой. Развивать интерес к процессу обучения.


В голубой стране

Цель: продолжать учить находить ударный слог в словах. Совершенствовать навык чтения слогов путем замены одного звука на другой. Развивать интерес к процессу обучения.


История Мудрой совы

Цель: учить детей составлять сложные предложения с заданным словом. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Упражнять детей придумывать слова с помощью слоговых дорожек.

Родничок учиться читать

Цель: развивать фонематический слух, навыки звукового анализа. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Упражнять детей придумывать слова с помощью слоговых дорожек.

апрель

Фокусники

Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Уметь передавать голосом настроение.


Задания веселого кота

Цель: обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Упражнять детей придумывать слова с помощью слоговых дорожек.

Родничок учиться читать!

Цель: развивать слуховое внимание, учить детей составлять слова из готовых слогов. Учить отгадывать простые ребусы. Упражнять детей придумывать слова с помощью слоговых дорожек.

К нам пришел Старичок-Лесовичок

Цель: формировать интерес к живой природе леса. Упражнять детей придумывать слова с помощью слоговых дорожек. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.

май

Я умею писать слова и предложения

Цель: обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.




Викторина «Веселые слова»

Цель: совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, учить делить слова на слоги; составлять предложения из заданных слов. Воспитывать интерес к играм со словами и буквами.


Путешествие в страну веселых слов

Цель: развивать умение чтения зашифрованных слов, умения подбирать слова на заданную тему. Развивать логическое мышление, смекалку. Воспитание интереса к выполнению «Трудных заданий».

Итоговое занятие

Цель: закреплять навыки учебной деятельности: умение слышать воспитателя, понимать его вопрос, правильно отвечать на него, дополнять ответы сверстников. Учить оценивать правильность ответа, работать в заданном темпе.




2.4 Перспективный план (6-7 лет)

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

Чтение сказки

«В стране звуков»

Цель: тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова. Учить писать слова печатными буквами.


Чтение сказки

«В стране звуков»

Цель: тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова. Учить писать слова печатными буквами.

«Учимся читать»

Цель: тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова. Учить писать слова печатными буквами. Развивать предпосылки логического мышления. Закрепить звуковой анализ слов.

Читаем имена и названия городов

Цель: тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова. Учить писать слова печатными буквами. Развивать предпосылки логического мышления. Воспитывать интерес к процессу чтения.

октябрь

Найди слово Цель: учить детей составлять условно-графические схемы предложений; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление. Закрепить умение детей писать слова печатными буквами.

Овощи и фрукты

Цель: учить детей подбирать к словам слова синонимы. Развивать диалогическую речь детей. Закрепить названия овощей и фруктов. Закрепить умение детей писать слова печатными буквами.

Имена

Цель: учить детей читать и писать имена. Развивать у детей умение владеть своей речью, как средством общения и культуры. Учить составлять предложения.

Читаем слова

Цель: продолжать учить детей читать слоги и слова. Развивать речь детей. Воспитывать интерес к учебной деятельности.

ноябрь

Заколдованные слова

Цель: учить составлять предложения; упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.

Читаем слоги и слова

Цель: учить составлять предложения; упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.

Найди предложение

Цель: продолжать учить детей читать слоги и слова, упражнять в правильном письме заданных слов, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Составь слово

Цель: продолжать учить детей читать слоги и слова. Развивать речь детей. Воспитывать интерес к учебной деятельности.

декабрь

Работа с предложением

Цель: учить составлять предложение; упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.


Составление предложения

Цель: закреплять умение составлять предложение.






Слова прилагательные

Цель: продолжать знакомить детей с прилагательными, учить отвечать на вопросы. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.

Читаем слова

Цель: учить определять ударный звук в словах, делить слова на слоги; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.


январь

Множественное число

Цель: учить детей образовывать множественные слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Читаем рассказы «На горке», «В лесу»

Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Читаем слова и предложения

Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память

Веселые игры

Цель: развивать речь детей, совершенствовать умение детей подбирать слова на заданную тему. Развивать память, фонематическое восприятие. Воспитывать интерес к дидактическим играм.

февраль

Измени слово

Цель: продолжать знакомить детей с именами существительными и прилагательными, учить отвечать на вопросы. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.

Читаем предложения

Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.


Угадай слово

Цель: продолжать учить детей составлять небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.



Так бывает или нет?

Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

март

Угадай слово

Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Кроссворды

Чтение рассказов «Волк и белка», «Прогулка на лодке»

Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Работа со словами

Цель: развивать речь детей, совершенствовать умение детей подбирать слова на заданную тему. Развивать память, фонематическое восприятие. Воспитывать интерес к речевым играм.


Измени слово

Цель: развивать речь детей, совершенствовать умение детей изменять слова. Развивать память, фонематическое восприятие. Упражнять в составлении предложений.


апрель

Чтение рассказа «Одна буква»

Цель: продолжать учить детей читать и составлять небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.




Имена существительные

Цель: учить детей составлять слова. Продолжать учить детей читать слоги и слова. Развивать речь детей. Воспитывать интерес к учебной деятельности.


Веселый жук

Цель: продолжать учить детей читать и составлять небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.


Расскажи историю по картинке

Цель: учить составлять небольшой рассказ по картинке, развивать связную речь детей. Учить обобщать, анализировать, делать выводы. Учить писать слова печатными буквами. Активизировать в употреблении в речи слов – названий действий (глаголов).

май

Закрепление пройденного материала

Цель: учить читать слова. Развивать навыки слогового чтения. Развивать предпосылки логического мышления. Воспитание культуры речевого общения и развития дикции.






Викторина «Читаем слова»

Цель: закреплять навыки слогового чтения. Развивать предпосылки логического мышления, память, внимание, речь. Воспитание культуры речевого общения и развития дикции.


Итоговое занятие «Родничок читает вместе с нами»

Цель: закреплять навыки слогового чтения. Совершенствовать фонематический слух. Учить составлять слова из названных слогов. Закреплять умение делать анализ и синтез предложения. Формировать способность к самоконтролю.




Развлечение «Родничок идет в школу»

Цель: совершенствовать фонематический слух. Закреплять навыки слогового чтения. Закреплять навыки учебной деятельности: умение слышать воспитателя, понимать его вопрос, правильно отвечать на него, дополнять ответы сверстников. Учить оценивать правильность ответа, работать в заданном темпе.

Содержание работы

Старшая группа

Сентябрь

1 неделя. Вводное занятие. Цель: познакомить детей со звуками русского алфавита. Познакомить со значимостью поговорок и скороговорок. Развивать диалогическую речь детей.

Материал: плакат алфавит, предметные картинки, мяч. Методические приемы: беседа «Эти удивительные звуки», речевая гимнастика, рассматривание алфавита, физкультминутка «Назови имя», знакомство с поговорками и скороговорками.

2 неделя. Звуки и слова. Цель: познакомить детей со значимостью звуков. Учить произносить слова. Развивать речь детей.

Материал: предметные картинки. Методические приемы: чтение сказки «В стране звуков», беседа по содержанию сказки, физкультминутка, заучивание стихотворения «Мы спокойны», веселые загадки.

3 неделя. Ласковые слова. Цель: учить детей употреблять в речи слова в уменьшительно-ласкательной форме. Развивать речь детей.

Материал: игрушка сова, лэпбук «Развиваем речь», рабочие тетради «Изучаем грамоту», простые карандаши. Методические приемы: речевая гимнастика, игра «Назови ласково», игра «Закончи стихотворение», физкультминутка «Колокольчик», д/и «Куда спрятался звук?».

4 неделя. В гостях у Мудрой совы. Цель: познакомить детей со сказочным персонажем Мудрой совой. Развивать умение детей слушать рассказ, побуждать желание научиться читать и писать.

Материал: игрушка сова, лэпбук «Развиваем речь», рабочие тетради «Изучаем грамоту», простые карандаши. Методические приемы: знакомство с Мудрой совой, рассказ «Жила-была Мудрая сова», речевая гимнастика, физкультминутка «Совушка-сова», работа в тетрадях, д/и «Кто что делает?».

Октябрь

1 неделя. В гости к Родничку. Цель: познакомить детей с литературным героем Родничком. Познакомить детей с понятиями: слово, предложение. Учить выразительности речи, тренировать силу голоса.

Материал: д/игра «Кто в домике живет?» рабочие тетради «Изучаем грамоту», простые карандаши. Методические приемы: знакомство с Родничком, речевая гимнастика, физкультминутка, игра «Кто в домике живет?», работа в тетрадях, словесное упражнение «Назови предмет».

2 неделя. Мы – волшебники. Цель: познакомить детей с предложением. Учить детей составлять не сложные предложения. Активизировать словарь детей.

Материал: рабочие тетради «Изучаем грамоту», простые карандаши. Методические приемы: знакомство с предложением, составление предложения, физкультминутка, игра «Подбери подходящее слово», составление предложений детьми, работа в тетрадях.

3 неделя. Чтение сказки «В стране звуков». Цель: познакомить детей с гласными и согласными звуками. Тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова.

Материал: рабочие тетради «Графические узоры», простые карандаши, д/и «Алфавит лото». Методические приемы: чтение сказки, заучивание стихотворения «Гласные звуки», д/и «Алфавит лото», физкультминутка, работа в тетрадях, игра «Угадай и нарисуй».

4 неделя. В стране Звукляндии. Продолжение чтения сказки «В стране звуков». Цель: дать познакомить детей с понятием «Слог – это часть слова». Формировать интерес к процессу обучения. Развивать речь детей.

Материал: рабочие тетради «Графические узоры», простые карандаши. Методические приемы: чтение сказки, заучивание стихотворения «Согласные звуки», физкультминутка, речевая гимнастика, работа в тетрадях, игра «Что умеют делать звери?».

Ноябрь

1 неделя. К Родничку пришли гости. Цель: учить детей описывать картину. Развивать связную речь детей.

Материал: Картина «К нам пришли гости», предметные картинки, рабочие тетради «Изучаем грамоту», простые карандаши. Методические приемы: речевая гимнастика, рассматривание картины, беседа по содержанию картины, физкультминутка «Угадай», заучивание поговорки «Синица», работа в тетрадях.

Скороговорка: Синица

Синица, синица веселая птица,

Где ты была?

Где ты жила?

Я летала по садам,

Я сидела по кустам. Ц-ц-ц.

2 неделя. Кто там? Цель: обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Воспитывать умение слушать собственную речь.

Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту», игра «Ожившие игрушки». М. приемы: речевая гимнастика, заучивание скороговорки, пишем слова, физкультминутка, упражнение «Ожившие игрушки», работа в тетрадях.

Скороговорка: А у нас – ананас.

А у нас – ананас,

А у нас - арбуз как раз,

А у нас - в горах Алтая-

Алыча как на заказ.

3 неделя. Звуки подружились. Цель: закрепить понятие слог. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Воспитывать интерес к родному языку.

Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту». М. приемы: речевая гимнастика, повторение понятия слог, заучивание скороговорки, физкультминутка, работа детей в тетрадях.

Скороговорка: В старом дереве.

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О.

4 неделя. Познаем мир. Цель: совершенствовать навыки деления слова на слоги. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.

Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту» М. приемы: речевая гимнастика, ИОС «Уроки Мудрой совы», заучивание скороговорки, характеристика звука, работа детей, упражнение «Место звука в слове».

Скороговорка: У опушки.

У опушки две старушки

Брали грузди и волнушки.

Филин: «У-ух!»

Филин: «У-ух!»

У старушек замер дух…

Декабрь

1 неделя. Приключения Родничка. Цель: развивать фонематический слух, находя звуки в словах. Совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.

Материал: счетные палочки, простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту». М. приемы: речевая гимнастика, чтение сказки «Родничок», физкультминутка, игра «Эхо», упражнение «Умеешь ли ты слушать?», работа в тетрадях.

2 неделя. Зима. Цель: познакомить детей с характерными признаками зимних явлениях природы. Развивать связную речь детей. Воспитывать интерес к живой и неживой природе.

Материал: картина «Зима», д/и «Времена года». М. приемы: речевая гимнастика, рассматривание картины «Зима», беседа по содержанию картины, заучивание скороговорки, физкультминутка «Снежинки», игра «Времена года», упражнение «Назови правильно».

Скороговорка:

Ики, ики, ики, ики –

Крики, крики, крики, крики!

Икли, икли, икли, икли –

Слушать взрослых мы привыкли.

3 неделя. Загадки Мудрой совы. Цель: совершенствовать навыки чтения прямых и обратных слогов. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Воспитывать желание учить скороговорки и поговорки.

Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту», письмо с загадками. М. приемы: ИОС «Письмо от Мудрой совы», речевая гимнастика, заучивание скороговорки, физкультминутка, работа детей, упражнение «Читаем слоги».

Скороговорки: У моей сестры

У моей сестры Марины

Щеки словно мандарины.

А сама сестра Марина

Чуть побольше мандарина.

4 неделя. Новый год. Цель: развивать умение детей рассказывать стихотворения о зиме. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.

Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту». М. приемы: речевая гимнастика, конкурс «Лучший чтец», физкультминутка, работа детей в рабочих тетрадях, упражнение «Повтори».

Январь

1 неделя. Веселый кот. Цель: отрабатывать четкое произношение слов, учить делать сравнительный анализ слов КИТ и КОТ. Развивать фонематический слух, находя звуки в словах. Воспитывать интерес к слову.

Материал: предметные картинки, игрушки (кот и кит), простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту». М. приемы: речевая гимнастика, игра «Что нужно кукле?», физкультминутка, разучивание скороговорок, упражнение «Сравни слова», работа в тетрадях.

Скороговорки: Шла Саша Кошка - крошка

Шла Саша по шоссе Кошка – крошка на окошке

И сосала сушку. Кашу кушала по крошке.

2 неделя. Викторина «Читай – ка». Цель: совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, учить делить слова на слоги; составлять предложения из заданных слов. Воспитывать интерес к играм со словами и буквами.

Материал: листочки с заданием на каждого ребенка, цветные карандаши, слоговые решетки, фишки. М. приемы: речевая гимнастика, упражнение «Читаем слова», заучивание скороговорки, физкультминутка, работа детей «Делим слова на слоги».

Скороговорка:

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

3 неделя. Уроки Мудрой совы. Цель: учить детей составлять сложные предложения с заданным словом. Совершенствовать навыки чтения слов. Обучать детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.

Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту». М. приемы: речевая гимнастика, ИОС «Мудрая сова», заучивание скороговорки, составление предложений, физкультминутка, работа детей «Пишем слова», игра «Замри».

Скороговорка: Лебеди

Летели лебеди с лебедятами

Над лесом с лисами и лисятами.

4 неделя. Зимушка – зима. Цель: помочь детям запомнить понятия «Вопросительное предложение», «Знак вопроса», расширять словарный запас «Зимних слов». Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.

Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту», предметные картинки, звуковые дорожки. М. приемы: речевая гимнастика, знакомство с вопросительным знаком и знаком вопроса, заучивание скороговорки, физкультминутка, работа детей, упражнение «Пишем предложения», работа со звуковой дорожкой.

Скороговорка: Расскажите про покупки

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

Февраль

1 неделя. Снова пахнет свежей смолкой. Вопросительное предложение. Цель: учить детей составлять вопросительное предложение, читать слова из знакомых букв. Развивать логическое мышление.

Материал: набор картинок с изображением хвойных деревьев, альбомные листы, цветные карандаши, наборы букв на каждого ребенка. М. приемы: чтение стихотворения «Снова пахнет свежей смолкой», беседа о хвойных деревьях, игра «Назови дерево», физкультминутка, работа с буквами «Составь слово», рисование «Елочка».

2 неделя. Зимние забавы. Цель: формировать у детей навыки звукового анализа и синтеза. Учить детей определять место звука в слове. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.

Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту», слоговые решетки, фишки, звуковые дорожки. М. приемы: речевая гимнастика, упражнение «Слова», заучивание скороговорки, физкультминутка, работа детей в тетрадях, упражнение «Место звука в слове», чтение слогов по звуковой решетке.

Скороговорка: За проселком

За проселком, у поселка,

В поле пела перепелка.

Перепел прилетел-

Перепелку перепел.

3 неделя. Сказка учит говорить. Цель: развивать навыки чтения слогов, коротких слов. Закрепить умение делить слова на слоги. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.

Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту», звуковые дорожки. М. приемы: речевая гимнастика, чтение слогов по звуковой дорожке, заучивание скороговорок, физкультминутка, работа детей в тетрадях, упражнение «Читаем слоги и слова».

Скороговорки: Белая скороговорка Дед Данила

Белый снег, белый мел, Дед Данила делил дыню-

Белый сахар тоже бел. Дольку Диме, дольку Дине.

А вот белка не бела,

Белой вовсе не была.

4 неделя. Друзья Мудрой совы. Цель: формировать навык звукового синтеза, умение добавлять звук в слово. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.

Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту», звуковые дорожки. М. приемы: речевая гимнастика, игра «Измени звук», заучивание скороговорки, физкультминутка, работа детей в тетрадях, чтение слогов по звуковой дорожке.

Скороговорки: Еж и елка

Есть у ежика и елки

Очень колкие иголки.

В остальном на елку еж

Совершенно не похож.

Март

1 неделя. Приключения веселого кота. Цель: познакомить детей с понятие «Ударение». Совершенствовать навык чтения слогов путем замены одного звука на другой. Развивать интерес к процессу обучения.

Материал: набор картинок с изображением домашних животных, звуковые дорожки. М. приемы: речевая гимнастика, знакомство с понятие «Ударение», игра «Назови животное», заучивание скороговорки, физкультминутка, упражнение «Определи ударный звук», работа со звуками «Звуковые дорожки».

Скороговорка: Черная скороговорка

Черной ночью, черный кот

Прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи – ка там кота!

2 неделя. В голубой стране. Цель: продолжать учить находить ударный слог в словах. Совершенствовать навык чтения слогов путем замены одного звука на другой. Развивать интерес к процессу обучения.

Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту». М. приемы: речевая гимнастика, упражнение «Определи ударный звук», заучивание скороговорки, физкультминутка, работа детей в тетрадях.

Скороговорка: Глазастые газели

Глазастые газели

Газеты проглазели.

Газеты, что прогнозами.

Грозят газелям грозами.

3 неделя. История Мудрой совы. Цель: учить детей составлять сложные предложения с заданным словом. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Упражнять детей придумывать слова с помощью звуковых дорожек.

Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту», звуковые дорожки. М. приемы: речевая гимнастика, упражнение «Составим предложение», физкультминутка, работа детей в тетрадях, упражнение «Придумай слово».

4 неделя. Родничок учится читать. Цель: развивать фонематический слух, навыки звукового анализа. Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Упражнять детей придумывать слова с помощью звуковых дорожек.

Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту», звуковые дорожки. М. приемы: речевая гимнастика, ИОС «Родничок учится рычать», заучивание скороговорки, игра «Найди картинку на данный звук», физкультминутка, работа детей, упражнение «Место звука в слове», работа со звуковой дорожкой.

Скороговорка: Спор птиц

Сорока с вороной спорила

Спорила тараторила.

Апрель

1 неделя. Фокусники. Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Уметь передавать голосом настроение.

Материал: слоговая решетка, домик, фишки, кружки, рыбки. М. приемы: речевая гимнастика, работа со слоговыми решетками, физкультминутка «Раз, раз, раз – утром вытрясем матрас», упражнение «Вспомни и назови», выделение слов из текста.

2 неделя. Задания веселого кота. Цель: Обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя. Упражнять детей придумывать слова с помощью слоговых дорожек.

Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту», звуковые дорожки. М. приемы: речевая гимнастика, игра «Найди картинку», физкультминутка, работа детей в тетрадях, игра «Театр теней», работа со звуковой дорожкой.

3 неделя. Родничок учится читать! Цель: развивать слуховое внимание, учить детей составлять слова из готовых слогов. Учить отгадывать простые ребусы. Упражнять детей придумывать слова с помощью звуковых дорожек.

Материал: предметные картинки, игра «Ребусы», звуковые дорожки. М. приемы: речевая гимнастика, игра «Ребусы», физкультминутка, работа детей, упражнение «Составь слово», работа со звуковой дорожкой.

4 неделя. К нам пришел Старичок – Лесовичок. Цель: формировать интерес к живой природе леса. Упражнять детей придумывать слова с помощью звуковых дорожек. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.

Материал: игрушка Старичок – Лесовичок, картина «Весенний лес», альбомные листы, цветные восковые мелки. М. приемы: речевая гимнастика, ИОС «К нам пришел Старичок – Лесовичок», рассматривание картины, беседа «Берегите все живое!», физкультминутка, работа детей «Рисуем весенний лес».

Май

1 неделя. Я – умею писать слова и предложения! Цель: обучение детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.

Материал: Простые карандаши, рабочие тетради «Изучаем грамоту». М. приемы: речевая гимнастика, заучивание скороговорки, физкультминутка, работа детей в тетрадях.

Скороговорка: Юлька – Юленька

Юлька - Юленька – юла,

Юлька юркая была.

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла!

2 неделя. Викторина «Веселые слова». Цель: совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, учить делить слова на слоги; составлять предложения из заданных слов. Воспитывать интерес к играм со словами и буквами.

Материал: Д/игры «Что перепутал художник?», «Секрет», рабочие тетради, простые карандаши. М. приемы: речевая гимнастика, игра «Секрет», игра «Что перепутал художник?», физкультминутка «Черепашонок», упражнение «Цепочка слов», работа в тетрадях.

3 неделя. Путешествие в страну веселых слов. Цель: развивать умение чтения зашифрованных слов, умения подбирать слова на заданную тему. Развивать логическое мышление, смекалку. Воспитание интереса к выполнению «Трудных заданий».

Материал: ребусы, шарады, кроссворды. М. приемы: речевая гимнастика, игра «Ребусы», игра «Разгадаем шарады», игра «Месяцы», разгадывание кроссворда.

4 неделя. Итоговое занятие «День рождения Родничка». Цель: закреплять навыки учебной деятельности: умение слышать воспитателя, понимать его вопрос, правильно отвечать на него, дополнять ответы сверстников. Учить оценивать правильность ответа, работать в заданном темпе.

Материал: предметные картинки, альбомные листы, цветные карандаши. М. приемы: речевая гимнастика, игра «Собери чемодан», упражнение «Цепочка слов», физкультминутка, упражнение «Мы художники», повторение знакомых стихотворений и скороговорок, итог.

Подготовительная к школе группа

Сентябрь

1 неделя. Чтение сказки «В стране звуков». Цель: тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова. Учить писать слова печатными буквами.

Материал: Рабочие тетради в клетку, простые карандаши. Методические приемы: чтение сказки, заучивание стихотворения «Согласные звуки», физкультминутка, работа в тетрадях (пишем графические узоры), итог.

2 неделя. Продолжение чтение сказки «В стране звуков»

Цель: тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова. Учить писать слова печатными буквами. Закрепить звуковой анализ слов.

Материал: Рабочие тетради в клетку, простые карандаши. Методические приемы: чтение сказки, игра «Как сказать по-другому», физкультминутка, работа в тетрадях (пишем и читаем слова), итог.

3 неделя «Учимся читать». Цель: тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова. Учить писать слова печатными буквами. Развивать предпосылки логического мышления. Закрепить звуковой анализ слов.

Материал: Рабочие тетради «30 занятий для успешной подготовки к школе» занятие №1, простые карандаши, слоговые решетки, фишки. Методические приемы: игра «Отвечай-ка», место звука в слове, физкультминутка, работа в тетрадях, итог.

4 неделя. Читаем имена и названия городов. Цель: тренировать речевой аппарат детей, формировать умение правильно произносить звуки, слоги, слова. Учить писать слова печатными буквами. Развивать предпосылки логического мышления. Воспитывать интерес к процессу чтения.

Материал: Рабочие тетради «30 занятий для успешной подготовки к школе» занятие №2, простые карандаши. Методические приемы: игра «Я начну, а ты продолжи», физкультминутка, читаем имена и названия городов, работа в тетрадях, итог.

Октябрь

1 неделя. Найди слово. Цель: учить детей составлять условно-графические схемы предложений; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление. Закрепить умение детей писать слова печатными буквами.

Материал: мешочек, таблицы, на которых изображены только верхние части букв: А, О, У, И, Н, М, В, П; предметные картинки, кассы букв, простые карандаши, рабочие тетради «30 занятий» занятие №3. М. приемы: игра «Полубуковки», работа в кассах букв, физкультминутка, составление предложения по картинкам, работа в тетрадях, итог.

2 неделя. Овощи и фрукты

Цель: учить детей подбирать к словам слова синонимы. Развивать диалогическую речь детей. Закрепить названия овощей и фруктов. Закрепить умение детей писать слова печатными буквами.

Материал: муляжи овощи и фрукты, кассы букв, рабочие тетради «30 занятий» занятие №4, звуковые дорожки. М. приемы: игра «Узнай по описанию», игра «Готовим салат», читаем слоги по звуковой дорожке, физкультминутка «Собираем урожай», работа в тетрадях, итог.

3 неделя. Имена. Цель: учить детей читать и писать имена. Развивать у детей умение владеть своей речью, как средством общения и культуры. Учить составлять предложения.

Материал: кассы букв, рабочие тетради «30 занятий» занятие №5, цветные и простые карандаши, картина «Девочка и ежи». М. приемы: игровое упражнение «Назови ласково», упражнение «Составим имя», физкультминутка «Этот пальчик Мурочка», работа в тетрадях, составление предложения по картинке, итог.

4 неделя. Читаем слова. Цель: продолжать учить детей читать слоги и слова. Развивать речь детей. Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Материал: Мяч, рабочие тетради «30 занятий» занятие №6, простые карандаши. М. приемы: игра «Помоги Незнайке», игра «Собери слово», физкультминутка, работа в тетрадях, чтение слов, итог.

Ноябрь

1 неделя. Заколдованные слова. Цель: учить составлять предложения; упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.

Материал: кассы букв, рабочие тетради «30 занятий» занятие №7, простые карандаши, предметные картинки. М. приемы: разминка, игра «Повтори, не ошибись», игровое упражнение «Назови картинку», составление предложений, физкультминутка, работа в тетрадях, итог.

2 неделя. Читаем слоги и слова. Цель: продолжать учить детей читать слоги и слова, упражнять в правильном письме заданных слов, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.

Материал: Рабочие тетради «30 занятий» занятие № 8, простые карандаши, предметные картинки. М. приемы: игра «Повтори не ошибись», игра «Сосчитай слоги», физкультминутка, работа в тетрадях, игра «Четвертый лишний», итог.

3 неделя. Найди предложение. Цель: продолжать учить детей читать слоги и слова, упражнять в правильном письме заданных слов, развивать память, воображение, восприятие, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: кассы букв, рабочие тетради «30 занятий» занятие № 10, рабочие тетради «Обучение грамоте», простые карандаши, предметные картинки. М. приемы: игра «Назови свое имя ласково», игра «Найди предложение», физкультминутка, работа в тетрадях, итог.

4 неделя. Составь слово. Цель: продолжать учить детей читать слоги и слова. Развивать речь детей. Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Материал: Картинки, кассы букв, рабочие тетради «30 занятий» занятие № 11, простые карандаши. М. приемы: игра «Угадай слово», игра «Кто внимательнее», игра «Помоги собрать слова», физкультминутка, работа в тетрадях, итог.

Декабрь

1 неделя. Работа с предложением. Цель: учить составлять предложение; упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.

Материал: Мяч, картинки с изображение животных, кассы букв, рабочие тетради «30 занятий» занятие № 12, рабочие тетради «Обучение грамоте», простые карандаши. М. приемы: игра «Повтори, не ошибись», игра «Найди лишнюю картинку», физкультминутка «Месяцы года», составление предложений по картинкам, работа в тетрадях, итог.

2 неделя. Составление предложения. Цель: закреплять умение составлять предложение.

Материал: кассы букв, листочки бумаги в клетку, простые карандаши, предметные картинки. М. приемы: игра «Назови имя соседа ласково», упражнение «Прочитай предложение», физкультминутка, д/и «Составь слово», графический диктант, итог.

3 неделя. Слова прилагательные. Цель: продолжать знакомить детей с прилагательными, учить отвечать на вопросы. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.

Материал: Рабочие тетради рабочие тетради «30 занятий» занятие № 13, простые карандаши. М. приемы: игра «Назови вид транспорта», игра «Синий-зеленый», физкультминутка «Теплоход», работа в тетрадях, итог.

4 неделя. Читаем слова. Графический диктант

Цель: учить определять ударный звук в словах, делить слова на слоги; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.

Материал: картинки с изображением видов транспорта, кассы букв, сигнальные карточки синие и зеленые, рабочие тетради, простые карандаши. М. приемы: загадки, игра «Синий – зеленый», физкультминутка «Летаем, плаваем, едем», работа в тетрадях (графический диктант), итог.

Январь

1 неделя. Множественное число. Цель: учить детей образовывать множественные слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Материал: Д/ «Мамы и детеныши», рабочие тетради «30 занятий» занятие № 14, рабочие тетради «Обучение грамоте», простые карандаши. М. приемы: игра «Повтори, не ошибись», игра «Мамы и детеныши», физкультминутка, разгадывание кроссворда, работа в тетрадях, итог.

2 неделя. Читаем рассказы «На горке», «В лесу».

Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Материал: Рабочие тетради «30 занятий» занятие № 15, простые карандаши. М. приемы: игра «Дни недели», игра «Пары родственных слов», читаем рассказы, физкультминутка «Мы летаем», работа в тетрадях, итог.

3 неделя. Читаем слова и предложения. Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Материал: картинки (лиса, цапля, заяц, курица), рабочие тетради «30 занятий» занятие № 16, карандаши. М. приемы: дыхательная гимнастика, игра «Рассыпанное слово», игра «Собери слова», физкультминутка, разгадывание кроссворда, работа в тетрадях, итог.

4 неделя. Веселые игры. Цель: развивать речь детей, совершенствовать умение детей подбирать слова на заданную тему. Развивать память, фонематическое восприятие. Воспитывать интерес к дидактическим играм.

Материал: Мяч, д/игры: «Секрет», «Ребусы», «Четвертый лишний», рабочие тетради «30 занятий» занятие № 17, карандаши. М. приемы: игра «Четвертый лишний», игра «Секрет», физкультминутка, разгадываем ребусы, итог.

Февраль

1 неделя. Измени слово. Цель: продолжать знакомить детей с именами существительными и прилагательными, учить отвечать на вопросы. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.

Материал: Кассы букв, рабочие тетради «30 занятий» занятие № 18, карандаши. М. приемы: игра «Повтори, не ошибись», игра «Рассыпанное слово», игра «Закончи фразу», физкультминутка, работа с кассой букв, работа в тетрадях, итог.

2 неделя. Читаем предложения. Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Материал: Рабочие тетради «30 занятий» занятие № 19, рабочие тетради «Обучение грамоте», простые карандаши. М. приемы: игра «Читаем слоги», игра «Прочитай слова по цифрам», игра «Рассыпанное слово», физкультминутка, работа в тетрадях, читаем предложения, итог.

3 неделя. Угадай слово. Цель: продолжать учить детей составлять небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Материал: Рабочие тетради «30 занятий» занятие № 20, рабочие тетради «Обучение грамоте», д/материал «Птицы», простые карандаши. М. приемы: игра «Назови птицу», игра «Доскажи словечко», физкультминутка, работа в тетрадях, итог.

4 неделя. Так бывает или нет? Графический диктант. Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Материал: Мяч, кассы букв, предметные картинки, рабочие тетради «Обучение грамоте», рабочие тетради в клетку, простые карандаши. М. приемы: игра «Части суток», игра с мячом «Так бывает или нет?», игра «Составь слово» работа с кассами букв, физкультминутка, графический диктант, итог.

Март

1 неделя. Угадай слово. Графический диктант. Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Материал: Мяч, кассы букв, рабочие тетради в клетку, простые карандаши. М. приемы: игра «Дни недели», игра «Читаем слова», работа в тетрадях, физкультминутка, графический диктант, итог.

2 неделя. Кроссворды. Читаем рассказы «Волк и белка», «Прогулка на лодке». Цель: продолжать учить детей читать небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Материал: Рабочие тетради «30 занятий» занятие № 21, простые карандаши. М. приемы: игра «Месяцы», игра «Повтори, не ошибись», игра «Доскажи словечко», физкультминутка «Дом и ворота», работа в тетрадях, читаем рассказы, итог.

3 неделя. Работа со словами. Цель: развивать речь детей, совершенствовать умение детей подбирать слова на заданную тему. Развивать память, фонематическое восприятие. Воспитывать интерес к речевым играм.

Материал: Кассы букв, рабочие тетради «30 занятий» занятие № 22, простые карандаши. М. приемы: загадки, игра «Закончи слово», игра «Лесенка», физкультминутка, работа в тетрадях, итог.

4 неделя. Измени слово. Читаем слова и предложения. Цель: развивать речь детей, совершенствовать умение детей изменять слова. Развивать память, фонематическое восприятие. Упражнять в составлении предложений.

Материал: Рабочие тетради «30 занятий» занятие № 23, рабочие тетради «Обучение грамоте», простые карандаши. М. приемы: игра «Дни недели», игра «Телефон», физкультминутка, работа в тетрадях, итог.

Апрель

1 неделя. Чтение рассказа «Одна буква». Цель: продолжать учить детей читать и составлять небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Материал: Рабочие тетради «30 занятий» занятие № 24, простые карандаши. М. приемы: игра «Жизнь в лесу», чтение рассказа, беседа по содержанию текста, игра «Волшебный цветок», физкультминутка, работа в тетрадях «Отгадай слово», итог.

2 неделя. Имена существительные. Цель: учить детей составлять слова. Продолжать учить детей читать слоги и слова. Развивать речь детей. Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Материал: Рабочие тетради «30 занятий» занятие № 25-26, простые карандаши. М. приемы: игра «Эхо», игра «Волшебный стул», физкультминутка, работа в тетрадях, итог.

3 неделя. Веселый жук. Цель: продолжать учить детей читать и составлять небольшие рассказы и слова. Упражнять в правильном письме слов печатными буквами, развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Материал: Рабочие тетради «30 занятий» занятие № 27, рабочие тетради «Обучение грамоте», простые карандаши. М. приемы: игра «Холодно - горячо», чтение в тетради «Обучение грамоте», беседа по содержанию текста, физкультминутка, работа в тетрадях, итог.

4 неделя. Расскажи историю по картинке. Цель: учить составлять небольшой рассказ по картинке, развивать связную речь детей. Учить обобщать, анализировать, делать выводы. Учить писать слова печатными буквами. Активизировать в употреблении в речи слов – названий действий (глаголов).

Материал: сюжетная картина «Школа», рабочие тетради «Обучение грамоте», простые карандаши. Методические приемы: рассматривание картины «Школа», беседа по картине, игра «Я начну, а ты продолжи», игра «Секрет», физкультминутка, работа в тетрадях, итог.

Май

1 неделя. Закрепление пройденного материала. Цель: учить читать слова. Развивать навыки слогового чтения. Воспитание культуры речевого общения и развития дикции. Развивать предпосылки логического мышления.

Материал: звуковые дорожки, рабочие тетради «30 занятий» занятие № 28, простые карандаши. М. приемы: речевая гимнастика, читаем слоги по звуковой дорожке, упражнение «Скажи наоборот», игра «Что это значит?», игра «Ребусы», физкультминутка, работа в тетрадях, итог.

2 неделя. Викторина «Читаем слова». Цель: закреплять навыки слогового чтения. Развивать предпосылки логического мышления, память, внимание, речь. Воспитание культуры речевого общения и развития дикции.

Материал: проектор, ноутбук, рабочие тетради «30 занятий» занятие № 29-30, простые карандаши. М. приемы: игра «Назови слово», игра «Составь слово», физкультминутка «Варим щи», игра «Найди слово в цепочке», работа в тетрадях, итог.

3 неделя. Итоговое занятие «Родничок читает вместе с нами». Цель: закреплять навыки слогового чтения. Совершенствовать фонематический слух. Учить составлять слова из названных слогов. Закреплять умение делать анализ и синтез предложения. Формировать способность к самоконтролю.

Материал: рабочие тетради «Обучение грамоте», простые карандаши, схемы – картинки. М. приемы: речевая гимнастика, игра «Назови картинку», физкультминутка, составление слов из слогов, игра «Что перепутал художник?», составление предложения, чтение предложений, итог.

4 неделя. Развлечение «Родничок идет в школу». Цель: совершенствовать фонематический слух. Закреплять навыки слогового чтения. Закреплять навыки учебной деятельности: умение слышать воспитателя, понимать его вопрос, правильно отвечать на него, дополнять ответы сверстников. Учить оценивать правильность ответа, работать в заданном темпе.

Материал: Листочки с заданиями, воздушные шары с нарисованными буквами, альбомные листы, цветные карандаши. М. приемы: разминка, игровая ситуация «Родничок идет в школу», игра «Собери портфель», физкультминутка «Веселые слова», упражнение «Сделай то, что я скажу», игра «Закончи предложение», чтение слов, игра «Угадай и нарисуй», итог.

3. Организационный раздел

3.1 Условия реализации программы

Успешная реализация данной программы, ее целей и задач предполагает наличие:

а) внутренних условий:

- кабинета соответствующего всеми санитарно-гигиеническим требованиям

(мебель, подобранная с учетом возрастных особенностей, оборудование и т.д.);

- тетрадей-прописей, простых и цветных карандашей;

- материала по развитию речи: стихи, загадки, скороговорки, поговорки, кроссворды, ребусы и т.д.;

-занимательного материала: узоры из элементов букв, сказки-шутки и т.д.;

- диагностического материала по проверке знаний, умений и навыков;

- различные музыкальные технические средства;

- ноутбук, проектор;

- упражнений - физкультминуток для развития мелких мышц рук.

б) внешних условий

- потребности детей и родителей;

- помощь родителей при организации образовательного пространства;

- сотрудничество родителей с педагогом в вопросах мотивации детей на основе поддержания устойчивого интереса детей к изучению курса;

- связь с образовательными учреждениями города;

- профессиональная компетентность учителей 1-х классов (готовность и способность продолжать идею курса в начальной школе)

Используемая литература

1. Авторские разработки отечественных и зарубежных методик по обучению чтению «Как научить вашего ребёнка читать». «Юникон», Ярославль, 1991

2. Бортникова Е. Мои печатные прописи (для детей 5-6 лет): тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2020.

3. Бортникова Е. Рабочая тетрадь №1 Проверяем готовность ребенка к школе (для детей 6-7 лет): Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2020.

3. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

4. Жукова Д. «Букварь» Москва, «Просвещение», 2016 г.

5. Журова Л. Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет. Методические рекомендации. - М: Вентана – Граф, 2013.

6. 30 занятий для успешной подготовки к школе. Рабочая тетрадь для детей

6 лет .- М: Стрекоза, 2020.

7. Изучаем грамоту рабочая тетрадь 1-2 часть.-2020

7. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебное пособие по развитию речи детей 3-7 лет. - М: ТЦ Сфера, 2014.

8. Морозова И.А, Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» 2010.

9. Мочалова Н.М. Методика развития речи ребенка. Первые уроки веселой грамматики. Казань, 2018.

10. 500 скороговорок, пословиц поговорок /Сост. И.А. Мазин.- М: ТЦ Сфера, 2014.

11. Соколова Ю. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет

-М: Эксмо, 2009.

12. Узорова О. Нефедова Е. 300 узоров/ Учебное пособие для подготовки детей к школе.- М: «Малыш», 2014.

13. Шумаева Т. Г. «Как хорошо уметь читать! »СПб, 2000.

17. Эльконин Б. Методика обучения чтению. Москва «Просвещение», 2007.























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации