Рабочая программа по обучению детей в возрасте 5–6 лет игре «Русские шашки»
Рабочая программа
по обучению детей в возрасте 5-6 лет игре в шашки
«Русские шашки»
Разработала: С.Ю. Евстифейкина, воспитатель
Возраст детей: для детей групп общеразвивающей направленности
в возрасте 5-6 лет
Год составления: 2018 г.
Программа предусматривает знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны воспитанникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.
В процессе обучения усиливается творческий интерес к шашкам, желание совершенствоваться, играть лучше и сильнее. Наряду с теоретическими знаниями обучаемые приобретают опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях.
Актуальность программы Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет.
Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками. Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В действительности же, научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Увлечение шашечной игрой поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.
Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.
Целью внедрения программы является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шашки.
Задачи обучения дошкольников игре в шашки довольно широки и разнообразны:
Обучающие:
- познакомить с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;
- научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомить с кодексом новичка;
- познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым рядом;
- научить реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более;
- научить простейшим дебютным схемам;
- научить реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;
- познакомить с основами композиционной игры.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;
- развивать внимание, память, логическое мышление
Воспитательные:
- формировать культуру общения и поведения в коллективе;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.
Объем программы: программа рассчитана на один год обучения.
Режим образовательной деятельности обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной программы, ориентированной на обучение детей в возрасте 5-6 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут. Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 36 часов.
Основные формы и средства обучения:
1.Практическая игра.
2.Решение задач, комбинаций и этюдов.
3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4.Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.
Методы проведения игровых встреч
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
- дидактические игры для обучения игре в шашки;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шашистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шашек;
- настольные шашки;
- уголок «Шашки» в старшей группе;
- родительский уголок «Шашки».
Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, акустическая система, принтер).
Планируемые результаты освоения программы:
К концу обучения воспитанники будут знать:
Шашечные термины:
Правила хода.
белое и чёрное поле,
горизонталь,
вертикаль,
диагональ,
центр,
партнёры,
начальное положение,
ход,
взятие,
пат,
ничья.
К концу обучения дети будут уметь:
Правильно располагать доску между партнёрами;
Правильно располагать фигуры перед игрой;
Ориентироваться на шашечной доске;
Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;
Решать простые шашечные задачи.
Будут знать шашечные термины.
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь | |||||||||||||
№ | Тема занятия | Программные задачи | Формы работы | ||||||||||
1 | «По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб. | Познакомить с историей возникновения игры. Понятие о здоровом образе жизни. | Знакомство с помещением, тренером, с историей шашек. | ||||||||||
2 | Сказка начинается «Королевство шашек». | Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. | Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». | ||||||||||
3 | «Путешествуем по сказочному королевству» - «Шашечная доска и шашки. | Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. | Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек» | ||||||||||
4 | Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». | Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). | Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек». Выставка детских работ. | ||||||||||
Октябрь | |||||||||||||
5 | «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название. Поля обозначены цифрами и буквами. Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. | Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». | ||||||||||
6 | «Там на невиданных дорожках» - «Диагональ». | Познакомить с понятием диагональ - косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей. Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол | Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | ||||||||||
7 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов | Познакомить с шашечным понятием фланг. | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | ||||||||||
8 | «Лесная школа умного зайца» - Центр | Познакомить с шашечным понятием центр. Восемь полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля c5, d4, e5, f4 Шашки, расположенные на этих полях называются центральными шашками. | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | ||||||||||
Ноябрь | |||||||||||||
9 | «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля | Познакомить с полями первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | ||||||||||
10 | «Лесная школа умного зайца» -«Дамка». Дамочные поля. | Познакомить с понятием «Дамка», Дамочные поля. Черные поля последней для соперников горизонтали (поля белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку. | Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | ||||||||||
11 | «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки». | Познакомить с правилами: шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | ||||||||||
12 | «Правила хорошие, знать каждому положено» - основные правила шашечной игры | Познакомить с основными правилами: Если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. | ||||||||||
Декабрь | |||||||||||||
13 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии | Закрепить знания об основах шашечной игры (ловушках и коротких партиях). | Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | ||||||||||
14 | «Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске | Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. | Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | ||||||||||
15 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки | Познакомить с правилом Простая шашака, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле. | Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | ||||||||||
16 | «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры | Познакомить с правилами поведения во время игры Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой. Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру. Правило 2: Взялся – ходи! Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку. Правило 4: Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью. Правило 5: Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями | Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | ||||||||||
Январь | |||||||||||||
17 | «Как справится с задачей?» | Закрепить основы шашечной игры. | Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | ||||||||||
18 | Как начинать партию? | Закрепить основы шашечной игры. | Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску» | ||||||||||
19 | «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы. | Обучить алгоритму хода, продолжать знакомить с понятиями выигрыш, ничья, виды ничьей. | Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. | ||||||||||
20 | «Разные виды ничьей партии». | Продолжать обучать алгоритму хода, знакомить с понятиями выигрыш, ничья, виды ничьей. | Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога», чтение худ литературы Юровскй Е.М | ||||||||||
Февраль | |||||||||||||
21 | «Знакомство с таблицей шашечного турнира». | Познакомить с понятием «Таблица турнира». | Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | ||||||||||
22 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы». | Закрепить основные приемы борьбы на шашечной доске. | Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки». Игра «поддавки» | ||||||||||
23 | Турнир «Белочки- медвежата». | Закрепить изученный материал. | Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля» ЧХЛ Юровский Е.М. «Цейтнот» | ||||||||||
24 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации». | Закрепить «простые комбинации». | Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. | ||||||||||
Март | |||||||||||||
25 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры». | Изучить приемы позиционной игры, основные принципы игры, понятие «оппозиция», изменение оппозиции при размене, изолированные шашки, простейшие позиционные приемы выигрыша. | Практическое закрепление материала. Решение кроссвордов, выполнение заданий, дидактические игры. | ||||||||||
26 | «Лесные забавы» | Закрепить практический материал. | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | ||||||||||
27 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки». | Закрепить практический материал. | Практическое закрепление материала. Игра: «Самый меткий стрелок». Чтение художественной литературы. Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой» | ||||||||||
28 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание» | Познакомить с понятием «Связывание». | Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами. | ||||||||||
Апрель | |||||||||||||
29 | «Использование дополнительного темпа». | Познакомить с понятием «Дополнительный темп». | Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку» | ||||||||||
30 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания». | Познакомить с понятием «Шашечные окончания». | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | ||||||||||
31 | «Решение элементарных комбинаций». | Продолжать учить решать простейшие комбинации. | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | ||||||||||
32 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен». | Познакомить с понятием «Размен». | Дидактическая игра «Игры на уничтожение» | ||||||||||
Май | |||||||||||||
33 | «Шлагбаум». | Познакомить с понятием «Шлагбаум». | Работа с диаграммами. Дидактическая игры. | ||||||||||
34 | «Достижение выгодной оппозиции». | Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». | Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение». | ||||||||||
35 | Соревнование «Шашечные встречи сильнейших в детском саду». (мониторинг) | Закрепить практический материал. | Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | ||||||||||
36 | Дружеские встречи. (мониторинг) | Закрепить практический материал. | Соревнования между игроками ДОУ. Подведение итогов года. |
Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки (Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8 август 2011)
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Диагностическая карта сформированности умения дошкольников 5-6 лет играть в шашки.
Фамили, имя ребенка | Расставляет шашки на поле | Начало игры | Ход шашек | Бой шашек соперника | Решение диаграмм | Дамка | Доводит игру до конца |
| | | | | | |
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Список литературы
1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.
4. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.
5. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.
6. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.
7. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.
8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.
9. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.
10. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.
11. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.
12. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.
2
Кияйкина Наталья Федоровна