Рабочая программа по обучению детей в возрасте 5–6 лет игре «Русские шашки»

5
1
Материал опубликован 17 September 2019 в группе


Рабочая программа

по обучению детей в возрасте 5-6 лет игре в шашки

«Русские шашки»


 

                                                      Разработала: С.Ю. Евстифейкина, воспитатель


 Возраст детей: для детей групп общеразвивающей направленности

в возрасте 5-6 лет

Год составления: 2018 г.



Пояснительная записка

Программа предусматривает знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны воспитанникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.

В процессе обучения усиливается творческий интерес к шашкам, желание совершенствоваться, играть лучше и сильнее. Наряду с теоретическими знаниями обучаемые приобретают опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях.

Актуальность программы Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет.

Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками. Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В действительности же, научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Увлечение шашечной игрой поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.

Целью внедрения программы является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шашки.

Задачи обучения дошкольников игре в шашки довольно широки и разнообразны:

Обучающие:

- познакомить с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;

- научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомить с кодексом новичка;

- познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым рядом;

- научить реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более;

- научить простейшим дебютным схемам;

- научить реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;

- познакомить с основами композиционной игры.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;

- развивать внимание, память, логическое мышление

Воспитательные:

- формировать культуру общения и поведения в коллективе;

- прививать навыки здорового образа жизни;

- помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”;

- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.

Объем программы: программа рассчитана на один год обучения.

Режим образовательной деятельности обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной программы, ориентированной на обучение детей в возрасте 5-6 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут. Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 36 часов.

Основные формы и средства обучения:

1.Практическая игра.

2.Решение задач, комбинаций и этюдов.

3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.

Методы проведения игровых встреч

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.


Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

- дидактические игры для обучения игре в шашки;

- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шашистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шашек;

- настольные шашки;

- уголок «Шашки» в старшей группе;

- родительский уголок «Шашки».

Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, акустическая система, принтер).


Планируемые результаты освоения программы:

К концу обучения воспитанники будут знать:

Шашечные термины:

      Правила хода.

      белое и чёрное поле,

      горизонталь,

      вертикаль,

      диагональ,

      центр,

      партнёры,

      начальное положение,

      ход,

      взятие,

      пат,

      ничья.

К концу обучения дети будут уметь:

      Правильно располагать доску между партнёрами;

      Правильно располагать фигуры перед игрой;

      Ориентироваться на шашечной доске;

      Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;

      Решать простые шашечные задачи.

      Будут знать шашечные термины.



Календарно-тематическое планирование




Сентябрь

Тема занятия

Программные задачи

Формы работы

1

«По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб.

Познакомить с историей возникновения игры. Понятие о здоровом образе жизни.

Знакомство с помещением, тренером, с историей шашек.

2

Сказка начинается «Королевство шашек».

Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны.

Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки».

3

«Путешествуем по сказочному королевству» - «Шашечная доска и шашки.

Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек.

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек»

4

Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки».

Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия).

Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек». Выставка детских работ.

Октябрь

5

«Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля.

Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название. Поля обозначены цифрами и буквами. Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали.

Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки».

6

«Там на невиданных дорожках» - «Диагональ».

Познакомить с понятием диагональ - косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей.

Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол

Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

7

«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов

Познакомить с шашечным понятием фланг.

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

8

«Лесная школа умного зайца» - Центр


Познакомить с шашечным понятием центр. Восемь полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля c5, d4, e5, f4 Шашки, расположенные на этих полях называются центральными шашками.

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Ноябрь

9

«Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля

Познакомить с полями первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками.

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

10

«Лесная школа умного зайца» -«Дамка».

Дамочные поля.

Познакомить с понятием «Дамка», Дамочные поля. Черные поля последней для соперников горизонтали (поля белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку.

Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.


11

«В гости к друзьям» - «Как ходят шашки».


Познакомить с правилами: шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено!

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.


12

«Правила хорошие, знать каждому положено» - основные правила шашечной игры

Познакомить с основными правилами: Если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно.

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.

Декабрь


13

«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии

Закрепить знания об основах шашечной игры (ловушках и коротких партиях).

Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.


14

«Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске

Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов.

Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.


15

«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки

Познакомить с правилом Простая шашака, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле.

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.


16

«Этикет игрока» - Правила поведения во время игры

Познакомить с правилами поведения во время игры

Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой.

Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру.

Правило 2: Взялся – ходи!

Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку.

Правило 4: Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью.

Правило 5: Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями

Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Январь


17

«Как справится с задачей?»

Закрепить основы шашечной игры.

Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

18

Как начинать партию?

Закрепить основы шашечной игры.

Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску»

19

«Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

Обучить алгоритму хода, продолжать знакомить с понятиями выигрыш, ничья, виды ничьей.

Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

20

«Разные виды ничьей партии».

Продолжать обучать алгоритму хода, знакомить с понятиями выигрыш, ничья, виды ничьей.

Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога», чтение худ литературы Юровскй Е.М

Февраль


21

«Знакомство с таблицей шашечного турнира».

Познакомить с понятием «Таблица турнира».

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.


22

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».

Закрепить основные приемы борьбы на шашечной доске.

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки». Игра «поддавки»


23

Турнир «Белочки- медвежата».

Закрепить изученный материал.

Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля» ЧХЛ Юровский Е.М. «Цейтнот»


24

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации».

Закрепить «простые комбинации».

Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.

Март


25

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры».

Изучить приемы позиционной игры, основные принципы игры, понятие «оппозиция», изменение оппозиции при размене, изолированные шашки, простейшие позиционные приемы выигрыша.

Практическое закрепление материала. Решение кроссвордов, выполнение заданий, дидактические игры.


26

«Лесные забавы»

Закрепить практический материал.

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.


27

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки».

Закрепить практический материал.

Практическое закрепление материала.

Игра: «Самый меткий стрелок». Чтение художественной литературы. Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой»


28

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание»

Познакомить с понятием «Связывание».

Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами.

Апрель


29

«Использование дополнительного темпа».

Познакомить с понятием «Дополнительный темп».

Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку»


30

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания».

Познакомить с понятием «Шашечные окончания».

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.


31

«Решение элементарных комбинаций».

Продолжать учить решать простейшие комбинации.

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.


32

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен».

Познакомить с понятием «Размен».

Дидактическая игра «Игры на уничтожение»

Май


33

«Шлагбаум».

Познакомить с понятием «Шлагбаум».

Работа с диаграммами. Дидактическая игры.

34

«Достижение выгодной оппозиции».

Познакомить с понятием «выгодная оппозиция».

Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение».


35

Соревнование «Шашечные встречи сильнейших в детском саду». (мониторинг)

Закрепить практический материал.

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

36

Дружеские встречи. (мониторинг)

Закрепить практический материал.

Соревнования между игроками ДОУ. Подведение итогов года.


Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки (Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8 август 2011)

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Диагностическая карта сформированности умения дошкольников 5-6 лет играть в шашки.

Фамили,

имя ребенка

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Решение диаграмм

Дамка

Доводит игру до конца









Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.


Список литературы


1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.

2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.

3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.

4. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.

5. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.

6. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.

7. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.

8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.

9. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.

10. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.

11. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.

12. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.


2


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Отличная программа! Думаю, что педагог, работающий по данной программе обязательно получит высокие результаты! Успехов!

17 September 2019