Рабочая программа по ОБЖ (8,9 классы)

3
0
Материал опубликован 11 September 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АМБАРНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


Одобрена (принята):

Педагогическим советом

МБОУ Амбарнская СОШ

протокол № 10 от 20.06.2018 г


Утверждена

приказом МБОУ Амбарнская СОШ

от № 46 от 31.08.2018 г

Директор МБОУ Амбарнская СОШ

____________ Дегтева Г.А.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета


«Основы безопасности жизнедеятельности»


Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности»


Уровень: основное общее образование





Срок реализации - 2 года

Разработчик программы:

Корсунова Лидия Александровна,

учитель ОБЖ

МБОУ Амбарнская СОШ










п. Амбарный,

2018 г

1.Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее по тексту – ОБЖ) разработана на основании следующих нормативных документов:

Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

Приказа Министерства образования и науки России от 31.12.2015 № 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897";

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2009 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

Приказа МБОУ Амбарнская СОШ от 29.05.2015 г. № 95 «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Амбарнская средняя общеобразовательная школа».

Примерной программой основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и авторской программы (авторы программы - А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М. А. Маслов), / под общ. ред. А. Т. Смирнова.

Учебный предмет «ОБЖ» является обязательным для изучения на уровне основного общего образо­вания и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности».

Целью изучения и освоения данной программы является формирование у обучающихся МБОУ Амбарнская СОШ культуры безопасности жизнедеятель­ности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом ос­новного общего образования.

Основными задачами ОБЖ на уровне основного общего образования являются:

- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

- освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности;

- понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;

- понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;

- понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техноген­ного и социального характера;

- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

- освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;

- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма;

- освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

- освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

- освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;

- освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

- освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складываю­щейся обстановки и индивидуальных возможностей;

- освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Учебным планом МБОУ Амбарнская СОШ предусмотрено освоение учебного предмета «ОБЖ» с 8 по 9 класс из расчёта 1 ч в неделю в каждом классе. МБОУ Амбарнская СОШ занимается в режиме 5-дневной учебной недели.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОБЖ»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета.


Основы безопасности жизнедеятельности. Основы безопасности личности, общества и государства

Основы комплексной безопасности

Выпускник научится:

классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выпускник получит возможность научиться:

систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;

прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;

проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Выпускник научится:

характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов; • характеризовать РСЧС1:

классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России:

классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях;

характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;

характеризовать МЧС России:

классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;

характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;

характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;

моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.

Выпускник получит возможность научиться:

формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;

различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Выпускник научится:

негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;

анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;

воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;

обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;

характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;

моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

Выпускник получит возможность научиться:

формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;

формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;

использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни

Выпускник научится:

характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;

систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;

анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Выпускник научится:

характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;

анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

Выпускник получит возможность научиться:

готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального россий­ского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе форми­рования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравст­венных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание ос­новных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к созна­тельному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значе­ния семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учиты­вающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и соци­альные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного пове­дения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетиче­ского характера.

формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возрас­та, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.



Метапредметные результаты:


Регулятивные универсальные учебные действия обучающихся:

1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изме­няющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные универсальные учебные действия обучающихся:

1)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, де­дуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

3) навыки смыслового чтения;

Коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся:

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и по­требностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);

4)формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практи­ке и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;

6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;

10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

11) умение оказать первую помощь пострадавшим;

12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.


3. Содержание учебного предмета «ОБЖ»


Основы безопасности личности, общества и государства

Основы комплексной безопасности.

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоёмах. Экология и безопасность. Опасные ситуации социального характера. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях.

Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства. Основные причины возникновения терроризма и экстремизма. Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации. Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности. Национальный антитеррористический комитет (НАК). Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом по наркотиков (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии. Профилактика наркозависимости.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма. Контртеррористическая операция. Участие Вооружённых сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения. Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения. Профилактика террористической деятельности.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности. Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл. Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники. Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь и правила её оказания. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях.














Тематическое планирование, 8 класс

урока

Содержание

(разделы, темы урока)

Количество часов

Практическая часть программы

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11 часов)

1. Пожарная безопасность 3 часа



1


Водный инструктаж по ТБ. Пожары, их причины и последствия

1

Техника безопасности


2



Профилактика пожаров и организация защиты населения


1


Алгоритм безопасного

поведения при пожаре


3



Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.

1



План своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте

2.Безопасность на дорогах 3 часа

4


Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

1


Анализ причин дорожно-транспортных происшествий.

5


Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

1


Правила дорожного движения, дорожные знаки.

6


Велосипедист — водитель транспортного средства

1


Алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда

Безопасность на водоемах 3 часа

7



Безопасное поведение на водоемах


1

Алгоритм безопасного

поведения на водоёмах.

8



Безопасный отдых на водоемах


1


Объясняют правила безопасного поведения на

водоемах.

9

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1


. Отрабатывают правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Экология и безопасность 2 часа

10


Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

1

Анализиз состояния окру-жающей среды.

11

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке


1


Запоминание приемов по защите личного здоровья

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

(12 часов)

Чрезвычайные ситуации техногенного характера иих последствия 5 часов

12



Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера


1


Различают чрезвычайные ситуации техногенного

характера в соответствии с их классификацией.

13


Аварии на радиационно опасных объектах и их последствия


1


Алгоритм поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера

14


Аварии на химически опасных объектах и их последствия


1


Алгоритм поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера .

15


Пожары и взрывы на объектах экономики и их последствия


1



Алгоритм поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера

16

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия



1


Алгоритм поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций 4 часа


17

Обеспечение радиационной безопасности населения


1

Анализ основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности

18


Обеспечение химической защиты населения

1


Анализ мероприятий, проводимых по обеспечению химической безопасности и защите от последствий

19



Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах


1


Анализ мероприятий, проводимые по обеспечению защиты на взрывопожароопасных объектах

20

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

1

Анализ мероприятий, проводимых по обеспечению защиты гидротехнических сооружений.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3 часа


21

Организация оповещения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера



1


Порядок оповещения населения и организацию его эвакуации

22


Эвакуация населения


1

Анализируют типы эвакуаций

23

Мероприятия по инженерной защите населения

1

Характеризуют мероприятия по инженерной защите населения.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч )

Основы здорового образа жизни 8 часов




24


Общие понятия о здоровье как основной ценности человека


1

Дают понятие «здоровье», определяют его значение


25



Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

1


Характеризуют особенности индивидуального здоровья

26




Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества

1


Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье


27




Здоровый образ жизни



1


Характеризуют здоровый образ жизни

28

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

1

Изучают профилактику основных неинфекционных заболеваний

29


Вредные привычки и их влияние на здоровье


1


Изучают вредные привычки и их воздействие на организм, значение для окружающих

30

Профилактика вредных привычек

1

Обосновывают значение профилактики вредных привычек

31


Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1


Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья

Первая помощь при неотложных состояниях. 4 часа



32


Первая медицинская помощь и ее значение



1

Анализируют возможные последствия неотложных

состояний

33



Первая медицинская помощь при отравлениях



1


Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при отравлениях

34

Первая медицинская помощь при травмах


1


Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при травмах


35


Первая медицинская помощь при утоплении

1

Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при

утоплении.

Тематическое планирование, 9 класс

урока

Содержание

(разделы, темы урока)

Количество часов

Практическая часть программы

Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)

Национальная безопасность в России в современном мире 4 часа

1


Россия в мировом сообществе.



1


Основывают значение молодого

поколения граждан Российской

Федерации для развития нашей

страны.

2


Национальные интересы России в современном мире.

1

Характеризуют основные виды национальных интересов России

в современном мире.

3


Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.


1


Анализируют степень влияния

личности на обеспечение национальной безопасности

России.

4


Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.


1


Определяют значение культуры

безопасности жизнедеятельности

населения

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и

национальная безопасность России 4 часа

5


Опасные и чрезвычайные cитуации, , их классификация.


1


Классифицируют чрезвычайные

ситуации

6

Ч.С. природного характера, их причины и последствия.


1

Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций

на национальную безопасность

России.

7


Ч.С.техногенного характера их причина и последствия



1



Анализируют влияние человечес-кого фактора на безопасность личности, общества и государства.

.

8


Влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России

1

Объясняют существующие

(внешние и внутренние) угрозы

национальной безопасности России

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций

мирного и военного времени 3 часа


9


Права и обязанности граждан России в области безопасности

1

Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в

области безопасности в условиях

чрезвычайных ситуаций мирного

и военного времени.

10

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.


1

Характеризуют основные силы и

средства РСЧС для защиты насе-ления страны от чрезвычайных ситуаций природного и техноген-ного характера.


11


МЧС России - федеральный орган управления


1


Объясняют роль МЧС России по

защите населения от чрезвычайных ситуаций и современных условиях.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения

от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 5 часов


12

Оповещение населения о ЧС

1

Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации


13


Инженерная защита населения и территорий от ЧС

1

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране, по инженерной защите населения

14

Эвакуация населения.

1

. Анализируют типы эвакуаций

15




Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

1

Приводят примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации.

16

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

1

Анализируют систему мониторинга чрезвычайных ситуаций и ее основные мероприятия Моделируют рациональное размещение объектов экономики

Терроризм и экстремизм их причины и последствия 2 часа


17



Международный терроризм- угроза национальной безопасности России



1


Характеризуют международный

терроризм как серьезную угрозу

национальной безопасности

России.


18

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.



1



Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации 2 часа


19


Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом


1

Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия терроризму

20


Система борьбы с терроризмом


1


Анализируют рекомендации

специалистов по безопасному

поведению при угрозе теракта.


Организационные основы Системы противодействия терроризму и наркотизму

в Российской Федерации 2 часа


21

Государственная политика противодействия наркотизму.

1

Объясняют организационные

основы системы противодействия терроризму и наркотизму


22

 Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма

1

. Характеризуют наркобизнес как международный терроризм

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика

наркозависимости 2 часа


23


Правила поведения при угрозе террористического акта.

1

Изучают правила поведения при угрозе террористического акта Составляют правила своего

поведения в различных ситуациях

24


Профилактика наркомании.

1

Вырабатывают отрицательное

отношение к приему наркотиков.


Основы медицинских знаний и здорового образа жизни ( 10 ч )

Основы здорового образа жизни (8 ч )

Здоровье –условие благополучия человека 3 часа



25



Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность



1


Характеризуют особенности

индивидуального здоровья

Анализируют взаимосвязь

индивидуального и общественного здоровья

26


Здоровый образ жизни и его составляющие.


1


. Обосновывают значение

здорового образа жизни


27

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

1

Объясняют общие понятия о

репродуктивном здоровье.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье 4 часа


28

Брак и семья

1

Объясняют влияние репродуктивного здоровья на

национальную безопасность

России.

29

Ранние половые связи и их последствия.


1


Характеризуют основные

факторы, разрушающие репро-дуктивное здоровье

30

Инфекции, передаваемые половым путем.

1

Характеризуют основные болезни, передающиеся половым путём , анализируют профилактикузаражения ИППП

31

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе.

1

Изучают понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Профилактика заболеваний.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья 1 час


32

Основы семейного права в Российской Федерации.

1

Анализируют основы семейного

права .


Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч)

Оказание первой помощи 2 часа

33



Первая медицинская помощь при массовых поражениях и при передозировке психоактивных веществ.


1


Отрабатывают в паре приемы

первой помощи

34

Способы транспортировки пострадавших

1


Отрабатывают в паре различные способы транспортировки пострадавших
















4. Учебно-методическое оснащение учебного предмета


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


1. Основы безопасности жизнедеятельности: авторская программа/ [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. - М.: Просвещение, 2013

2. Смирнов А Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов. Б.О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение. 2018.

3. Смирнов А Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А- Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2018.

.

Образовательные цифровые и интернет-ресурсы


Безопасность жизнедеятельности школы. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kuhta.clan.su;

Все о пожарной безопасности. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.0-l.ru;

Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ampe.ru/web/guest/russian;

ГОСТ Р 22.0.02-94. Нормативно-техническая база защиты населения при ЧС. Система стандартов (БЧС). Безопасность в ЧС [Электронный ресурс]

Режим доступа http: //www @gost.ru/;

ГОСТ Р 51057-97. Пожарная техника. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний [Электронный ресурс] Режим доступа http://www @gost.ru/;

Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.school-obz.org/;

Институт психологических проблем безопасности. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://anty-crim.boxmail.biz;

Искусство выживания. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.goodlife.narod.ru/;

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]

Режим доступа: http:www.info@mchs. gov.ru;

Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://informic.narod.ru/obg.html/;

Основы безопасности жизнедеятельности. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://Obj ,ги/.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.