1. Планируемые результаты освоения окружающего мира
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе
урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.; располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы; называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов; изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; объяснять причины возникновения дождя и ветра; перечислять цвета радуги в правильной последовательности; ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц; раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки; подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.
2.Содержание учебного предмета, курса
ВВЕДЕНИЕ
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.
ЧТО И КТО?
Что можно увидеть на небе днем и ночью? Солнце, его форма. Облака, их состав; красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно.увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк.Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по усмотрению учителя).
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение изучается по усмотрению учителя).
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Наш город (село) — часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
КАК, ОТКУДА И КУДА?
Река и море. Куда текут реки? Пресная и соленая вода.
Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. эоль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с электроприбора-1И. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед?
Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо? Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания (например, шоколад, изюм, мед) и другие?
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду? Как сделать Землю чище?
ГДЕ И КОГДА?
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом?
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров?
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? Каким может быть окружающий мир в будущем? Зависит ли это от тебя?
ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди?
Почему идет дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши?
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная?
Объяснение названий растений и животных (медуница, недотрога, жук-носорог и др.— по усмотрению учителя). Что эти названия «рассказывают» о своих хозяевах?
Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили? Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего?
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос? Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
Форма организации занятий:
Парная
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Виды учебной деятельности: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, решение познавательных задач (проблем)
3. Тематическое планирование
Изучаемый раздел |
Всего часов |
Кто и что ?
|
21 час. |
Как , куда и откуда ?
|
12 час. |
Где и когда ?
|
11 час. |
Почему и зачем ?
|
22 час. |
Всего
|
66 час. |
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
1 класс окружающий мир
66 часов (2 часа в неделю).
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
1 |
Задавайте вопросы!
|
1 |
«Кто и что?» 19 ч |
||
2 |
Что такое Родина?
|
1 |
3 |
Что мы знаем о народах России?
|
1 |
4 |
Что мы знаем о Москве? |
|
5 |
Проект «Моя малая Родина».
|
1 |
6 |
Что у нас над головой?
|
1 |
7 |
Что у нас под ногами?
|
1 |
8 |
Что общего у разных растений?
|
1 |
9 |
Что растёт на подоконнике?
|
1 |
10 |
Что растёт на клумбе?
|
1 |
11 |
Что это за листья?
|
1 |
12 |
Что такое хвоинки?
|
1 |
13 |
Кто такие насекомые?
|
1 |
14 |
Кто такие рыбы?
|
1 |
15 |
Кто такие птицы?
|
1 |
16 |
Кто такие звери?
|
1 |
17 |
Что окружает нас дома?
|
1 |
18 |
Что умеет компьютер?
|
1 |
19 |
Что вокруг нас может быть опасным?
|
1 |
20 |
На что похожа наша планета?
|
1 |
21 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая родина» .
|
1 |
Как, куда и откуда? (12 ч).
|
||
22 |
Как живёт семья? Проект «Моя семья»
|
1 |
23 |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
|
1 |
24 |
Откуда в наш дом приходит электричество?
|
1 |
25 |
Как путешествует письмо?
|
1 |
26 |
Куда текут реки?
|
1 |
27 |
Откуда берутся снег и лёд?
|
1 |
28 |
Как живут растения?
|
1 |
29 |
Как живут животные?
|
1 |
30 |
Как зимой помочь птицам?
|
1 |
31 |
Откуда берётся и куда девается мусор?
|
1 |
32 |
Откуда в снежках грязь?
|
1 |
33 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» |
1 |
Где и когда? (11 ч).
|
||
34 |
Когда учиться интересно?
|
1 |
35 |
Проект «Мой класс и моя школа».
|
1 |
36 |
Когда придёт суббота?
|
1 |
37 |
Когда наступит лето?
|
1 |
38 |
Где живут белые медведи?
|
1 |
39 |
Где живут слоны?
|
1 |
40 |
Где зимуют птицы?
|
1 |
41 |
Когда появилась одежда?
|
1 |
42 |
Когда изобрели велосипед?
|
1 |
43 |
Когда мы станем взрослыми?
|
1 |
44 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». |
1 |
|
Почему и зачем? (22 ч).
|
1 |
45 |
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
|
1 |
46 |
Почему Луна бывает разной?
|
1 |
47 |
Почему идёт дождь и дует ветер?
|
1 |
48 |
Почему звенит звонок?
|
1 |
49 |
Почему радуга разноцветная?
|
1 |
50 |
Почему мы любим кошек и собак?
|
1 |
51 |
Проект «Мои домашние питомцы»
|
1 |
52 |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
|
1 |
53 |
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
|
1 |
54 |
Зачем мы спим ночью?
|
1 |
55 |
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
|
1 |
56 |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
|
1 |
57 |
Зачем нам телефон и телевизор?
|
1 |
58 |
Зачем нужны автомобили?
|
1 |
59 |
Зачем нужны поезда?
|
1 |
60 |
Зачем строят корабли?
|
1 |
61 |
Зачем строят самолёты?
|
1 |
62 |
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
|
1 |
63 |
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
|
1 |
64 |
Зачем люди осваивают космос?
|
1 |
65 |
Почему мы часто слышим слово «экология»?
|
1 |
66 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы». |
1 |