12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Наташа Титова(Бородина)27 |
Рабочая программа по предметам учебного плана
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
( КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического Директор
объединения учителей КОУ « Нефтеюганская школа интернат для -
_____________________________________ обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Протокол от « _____»_________ 201_г. № ___ __________________
Рабочая программа по предметам учебного плана
Класс: 3
Объем :646 часов
Учитель: Титова Н.А.
г.Нефтеюганск-2018
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся | |
2 | Планируемые результаты освоения предметов учебного плана | 6 |
3 | Содержательный раздел | 18 |
3.1 | Содержание учебных предметов | |
4 | Календарно-тематическое планирование |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», составлена для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
Целью применения данной разработки является:
• ликвидация пробелов знаний обучающихся
Реализация программы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня в сфере образования:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".
нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:
Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».
правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):
Уставом ОО;
Положением о внутренней системе оценки качества образования.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика класса.
В классе обучается 12 детей(9 мальчиков и 3 девочки): трое из них выведены на индивидуальное обучение по состоянию здоровья. Данная программа ориентирована на обучающихся с легкой умственной отсталостью.
К. И.- учебно-познавательная мотивация развита слабо. Внимание неустойчиво, часто отвлекается, объём внимания незначительный. Считает до 10 в прямом и обратном порядке, буквы не запоминает , может назвать лишь некоторые(а,о,р).
Ц. А.- эхолаличность фраз( не дает ответ на поставленный вопрос, а повторяет этот вопрос снова). Аркадий знает алфавит, называет все буквы, бегло читает предложенный ему текст. Геометрические фигуры и цвета знает. Соотносит количество предметов с цифрой. Считает до 20 в прямом и обратном порядке. Списывает самостоятельно текст с учебника; умеет писать под диктовку короткие тексты.
Л. Л.- не знает буквы( кроме А и О ). Геометрические фигуры путает, основные цвета знает. Не соотносит количество предметов с цифрой. Не удерживает в памяти образ цифр (знает цифры 1,2). Считает до 10 на механическом уровне в прямом порядке. Ведущая рука левая. При раскрашивании соблюдает контур. Доступно списывание, самостоятельное письмо в стадии формирования. Темп очень медленный. Часто пишет слова справа налево.
Б. Ф.- отсутствие речи. Общается с окружающими с помощью жестов. Геометрические фигуры и цвета знает частично. Буквы знает не все, частично умеет сливать изученные буквы в слоги. Сформирован навык счета в пределах 10. Не соблюдает инструкцию учителя. Не доводит начатое дело до конца.
Ч. В.- сформирован навык письма. Буквы знает, частично сливает их в слоги. Сформирован счет в пределах 20. Испытывает затруднения в решении примеров на сложение и вычитание. Не умеет решать арифметические задачи, не понимает условия задачи. На уроке преобладает игровая деятельность. На замечания учителя не реагирует.
Так как обучающиеся сталкиваются с трудностями в процессе обучения, то на одном из этапов урока предполагается коррекционная работа по устранению пробелов знаний.
Для преодоления затруднений обучающихся, исходя из анализа реализации задач индивидуальных образовательных маршрутов за 2018-2019 определены задачи на текущий учебный год ( см.таблицу 1).
Таблица 1
Задачи индивидуальных образовательных маршрутов
на 2018-2019 учебный год
Фамилия,имя обучающегося | Учебно-коррекционная задача | Коррекционно-воспитательная задача | Коррекционно-развивающая |
К. В. | способствовать формированию навыков послогового чтения | Воспитать навыки социального поведения | Коррекция крупной и мелкой моторики. |
Л. Л. | способствовать формированию количественных представлений от 1 до 5 | Сформировать умение готовиться к уроку до звонка с направляющей помощью учителя. | Коррекция крупной и мелкой моторики. |
Ц.А. | Сформировать умение решать простые примеры. | Сформировать умение готовиться к уроку до звонка самостоятельно. | Коррекция временных представлений. |
Ч. В. | Обучение послоговому чтению | Формирование положительной учебной мотивации | Коррекция и развитие произвольного внимания |
Б. Ф. | Обучать различать звуки и буквы, обозначать их в письменной форме | Формирование умения самостоятельно готовиться к урокам, правильно сидеть за партой | Коррекция и развитие мелкой моторики |
2.Планируемые предметные результаты освоения предметов учебного плана
Освоение обучающимися АООП предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП результативность обучения оценивается с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения программы представляют собой описание возможных результатов (см. таблицу 2)
Таблица 2
Результаты освоения программы
Предмет | Достаточный уровень усвоения программы | Минимальный уровень усвоения программы | Личностные результаты | Базовые учебные действия | ||||
Русский язык | - списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; -дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов) с частичной помощью учителя; - составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); | -деление слов на слоги для переноса; -списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; -запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; -дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки с помощью учителя; -составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок с помощью учителя; | осознавать роль языка и речи в жизни людей; -эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; –понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | Регулятивные: Формирование правильной посадки за столом Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию | ||||
Чтение | - осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; -отвечать на вопросы по прочитанному; -пересказывать содержание прочитанного; -рассказывать наизусть 3—4 стихотворения. | - осознанно и правильно читать короткий текст вслух по слогам после работы над ним под руководством учителя; -отвечать на вопросы по прочитанному с помощью учителя; -пересказывать содержание прочитанного с помощью учителя; -рассказывать наизусть 3—4 стихотворения с помощью учителя. | оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; -эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; –понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; -высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам | Коммуникативные: использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Регулятивные: работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место Познавательные: формирование умения различать гласные и согласные | ||||
Речевая практика | -выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения; - объяснять, как можно доехать или дойти до школы; -выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя; - участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка; - слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию | -выражать свои просьбы, желания - сообщать свое и родителей имя и фамилию, домашний адрес; -участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; -слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; | осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга; -формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; -способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной речью; | Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе | ||||
Математика | -знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке; - усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию - знать названия компонентов сложения, вычитания; -знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения; - знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года; -знать таблицу умножения однозначных чисел до 5; | - знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке с помощью учителя;
- -называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года с помощью учителя; - пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного с помощью учителя; -пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году с помощью учителя; | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить | Коммуникативные: использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию Регулятивные :осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
| ||||
Мир природы и человека | -узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; -знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; -отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; - совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; - быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы. | -представления о назначении объектов изучения; -узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; -знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; -составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; -адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Познавательные: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; Регулятивные: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из- за парты Коммуникативные:сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | ||||
Изобрази тельное искусство | - следовать при выполнении работы инструкциям учителя - умение самостоятельно оценивать результаты собственной художественно- творческой деятельности и одноклассников с помощью учителя; - целесообразно организовать свою изобразительную деятельность, планировать работу; -умение применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета с помощью учителя; | - умение ориентироваться в пространстве листа; - умение оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец) с помощью учителя; -формирование у ребенка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; -воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; -развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;) -овладение различными приемами и техниками изобразительной деятельности | -самостоятельно выполнять учебные задания, поручения - осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями | Коммуникативные:слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; Познавательные: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов Регулятивные: соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | ||||
Ручной труд | - умение работать с доступными материалами (пластилином; природными материалами; бумагой и картоном) -оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное) | знание правил организации рабочего места; - умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, -рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте -учиться планировать практическую деятельность на уроке; | осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями - самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности - готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе. | -Регулятивные: соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Познавательные: работать с несложной по содержанию и структуре информацией Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности | ||||
Основы безопасности жизнедеятельности | узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; - развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; знание отличительных существенных признаков групп объектов; - знание правил гигиены органов чувств; - знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; - готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач. | -знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; - знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни - адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; - адекватное поведение в классе, в школе, на улице -усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; -формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни | -готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе. -способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли | Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; Познавательные: работать с несложной по содержанию и структуре информацией Регулятивные: соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. |
Описание образовательной среды
Программа обеспечивает требуемые условия обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(см. таблица 3).
Таблица 3
Сведения о создании условий
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
№ п.п | Нозологии | Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1. | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением зрения | Интерактивная доска Elite Panaboard; Принтер Pantum; Ноутбук HP 625; Проектор короткофокусный ViewSonic PJD; печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы. учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки; демонстрационные пособия для изучения геометрических величин, видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), настольных развивающих игр; комплекты предметных, серии сюжетных картин схемы пошагового выполнения задания; Музыкальные инструменты «Волшебный сундук логопеда» Комната «Монтессори» Комната «Практической направленности» Психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий: «Комплект Семаго», комплект диагностик «Иматон», диагностика «Векслера») экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы Репродукции картин художников в соответствии с тематикой; Портреты русских художников. Изделия декоративно-прикладного искусства; Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности Комплексы физминуток, глазодвигательной гимнастики «Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд Кухонный гарнитур/ мойка Демонстрационные образцы: продуктов питания, бытовой химии, различных покрытий, бланки различного назначения, предметов личной гигиены, домашняя аптечка; Уборочный инвентарь- 7 комплектов; Холодильник бытовой; Микроволновая печь; Эл плита; Миксер; Тостер; Набор столовой посуды; Шкаф; Скатерть; Набор кухонной посуды; Фритюрница; Швейный дорожный набор Профессионально-трудовое обучение (теплица) Инвентарь: грабли, лопаты, лейки Наборы муляжей Коллекция семян и плодов Коллекция шишек Гербарий различных растений Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты) | Метод наглядности (большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета); Метод дистанционного управления (управление действиями ученика на расстоянии посредством команд); Метод слова (беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, устное оценивание); Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим) Метод стимулирования двигательной активности (создание ситуации успеха) |
2. | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, дети РАС | Интерактивная доска Elite Panaboard; Принтер Pantum; Ноутбук HP 625; Проектор короткофокусный ViewSonic PJD «Волшебный сундук логопеда» печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы. учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе демонстрационного материала ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки); демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, видеофрагментов и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), настольных развивающих игр; комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин схемы пошагового выполнения задания; экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы Музыкальные инструменты Комната «Монтессори» Комната «Практической направленности» Психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий: «Комплект Семаго», комплект диагностик «Иматон», диагностика «Векслера») Репродукции картин художников в соответствии с тематикой; Портреты русских художников. Изделия декоративно-прикладного искусства; Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности Комплексы физминуток «Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд Кухонный гарнитур/ мойка Демонстрационные образцы: продуктов питания, бытовой химии, различных покрытий, бланки различного назначения, предметов личной гигиены, домашняя аптечка; Уборочный инвентарь- 7 комплектов; Холодильник бытовой; Микроволновая печь; Эл плита; Миксер; Тостер; Набор столовой посуды; Шкаф; Скатерть; Набор кухонной посуды; Фритюрница; Швейный дорожный набор Профессионально-трудовое обучение (теплица) Инвентарь: грабли, лопаты, лейки Наборы муляжей Коллекция семян и плодов Коллекция шишек Гербарий различных растений Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты) | Система коммуникации обменом изображениями PECS из нескольких фаз: а) «как» вступать в коммуникацию, б) настойчивость и преодоление расстояния для коммуникации, в) выбор нужного изображения, г) структура предложения, д) просьба в ответ на вопрос и е) комментирование; Подсказки (вербальная, жестовая или физическая помощь); Положительное поощрение; Структурированная группа для игр; Визуальная поддержка; Физические упражнения (повышенные физические нагрузки с целью уменьшить проблемное поведение и увеличить уместное поведение) |
3. Содержательный раздел
3.1 Содержание учебных предметов
Чтение
№ п/п | Раздел | Формы организации учебных занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Здравствуй школа! | Фронтальная Групповая | Регулятивные: Формирование правильной посадки за столом | Обогащение словарного запаса «Назови слова противоположные по смыслу», «Подбери похожее по смыслу слово.» |
2 | Осень наступила… | Фронтальная Групповая | Познавательные: Ориентироваться в учебниках (структура текста, содержание). | Упражнения на развитие внимания « Найди слова» ( мЕЛЬ, уДОЧКА,доРОГА, китЕЛЬ…) |
3 | Учимся трудиться | Фронтальная | Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Игры на обогащение словарного запаса « Дополни слово» (кни…,соро…) |
4 | Ребятам о зверятах | Фронтальная Индивидуальная | Коммуникативные: Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий | Использование информационных технологий ( просмотр презентаций),отгадывание загадок |
5 | Чудесный мир сказок | Фронтальная | Регулятивные: Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном | Упражнения на ритмическое чтение ( скороговорки, считалки, скороговорки) |
6 | Зимушка-зима | Фронтальная | Коммуникативные: Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы) | Работа с книгой ( словарно-орфографическая работа, работа со словарем) |
7 | Так нельзя, а так можно | Фронтальная | Регулятивные:Организовывать свое рабочее место под руководством учителя | Работа с оглавлением, выделение темы, речевые разминки |
8 | Весна в окно стучится | Фронтальная | Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Упражнения в составлении характеристики героям произведения, в анализе их поступков |
9 | Веселые истории | Фронтальная | Познавательные: Понимать информацию, представленную в виде текста | Упражнения в пересказе текста по вопросам, по иллюстрации. |
10 | Родина любимая | Фронтальная | Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Упражнения в кратком пересказе. |
11 | Здравствуй,лето | Фронтальная | Коммуникативные: Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий | Заучивание стихотворений наизусть |
Русский язык
№ п/п | Раздел | Формы организации учебных занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа | ||
1 | Предложение | Фронтальная | Регулятивные: Формирование правильной посадки за столом | Коррекция умения определять границы предложения. Выделять мысль, наличие интонации, наличие грамматической и смысловой связи между словами | ||
2 | Гласные звуки и буквы | Фронтальная | Познавательные:формирование умения различать гласные и согласные | Коррекция умений различать признаки гласных и согласных, твердых и мягких, глухих и звонких | ||
3 | Согласные звуки и буквы | Фронтальная | ||||
4 | Твердые и мягкие согласные | Фронтальная | Коммуникативные :обращаться за помощью и принимать помощь | |||
5 | Гласные после шипящих согласных ш, ж,ч,щ | Фронтальная | Личностные: самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности | Упражнения на развитие самоконтроля( Найди ошибки и исправь их) | ||
6 | Парные звонкие и глухие согласные | Фронтальная | Познавательные: работать с несложной по содержанию и структуре информацией | Коррекция пространственных отношений: -Назови соседей буквы «В». -Расположи слова в порядке алфавита | ||
7 | Слово | Фронтальная | Регулятивные: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников | Коррекция умений ставить вопрос к слову и определять часть речи - Папа (кто ?) ,молодой (какой?), бежит (что делает?) |
Мир природы и человека
№ п/п | Раздел | Формы организации учебных занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Сезонные изменения в природе. Времена года. Осень. | Фронтальная | Регулятивные: Формирование правильной посадки за столом | Проведение экскурсий с целью наблюдения за изменениями в природе осенью. Разгадывание кроссвордов, викторин, проведение тестов |
2 | Зима. | Фронтальная | Личностные: способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Корригировать речь учащихся : активизировать словарный запас, развивать умения связанного говорения |
3 | Весна. | Урок-путешествие (викторина) | Коммуникативные : сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | Расширение знаний о природе, коррекция знаний основных признаков времен года, корригировать и развивать тестирование по теме. мыслительную деятельность: классификация растений и животных. |
4 | Лето | Фронтальная | Познавательные :делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | Работа с учебником : чтение. пересказ. ответы на вопросы |
5 | Живая природа. Растения. | Фронтальная | Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты ) | Объяснение на доступном уровне( различение лиственных и хвойных деревьев) |
6 | Животные. | Фронтальная | Познавательные: наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности | Отгадывание загадок, рассматривание картинок ( изучение образа жизни, повадок, внешнего вида) |
7 | Человек | Фронтальная | Регулятивные: соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности | Ответы на вопросы из учебника, выполнение заданий по карточке |
Изобразительная деятельность
№ п/п | Раздел | Формы организации учебных занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Наблюдай, как все изменяется | Фронтальная Групповая | Регулятивные: Формирование правильной посадки за столом | Упражнения на коррекцию и развитие зрительного восприятия: формы, строения и цвета предметов. |
2 | Наблюдай, удивляйся, любуйся! | Фронтальная | Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | Корригировать и развивать тактильное восприятие, передавать нужную форму ( лепка сказочных героев) |
3 | Изображай бабочек разными способами. | Фронтальная | Регулятивные: работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место | Рисование по представлению, работа с трафаретами |
4 | Рисуем акварельными красками по сухой бумаге | Фронтальная | Познавательные :дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию | Развивать фантазию, творческие способности, эмоциональное и эстетическое восприятие окружающего мира. |
5 | Наблюдай, запоминай, потом изображай | Фронтальная | Коммуникативные: использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Дорожки |
6 | Наблюдай, наслаждайся красотой, запоминай! | Фронтальная | Регулятивные :осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | Подбери слова |
7 | Наблюдай, думай, потом изображай | Фронтальная | Личностные: самостоятельно выполнять учебные задания, поручения | |
8 | Рассматривай работы известных художников, удивляйся, любуйся! | Фронтальная | Личностные: осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением | Двадцать слов на букву «В» |
9 | Рассматривай изделия народных мастеров, любуйся! | Фронтальная | Регулятивные: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить) | Дорисовать картинку. |
10 | Помечтай о лете, о походах в лес за грибами | Фронтальная | Коммуникативные: обращаться за помощью и принимать помощь | Развитие эстетических чувств и восприятия предметов и явлений природы в процессе их познания |
Математика
№ п/п | Раздел | Формы организации учебных занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Второй десяток. Нумерация. | Фронтальная Групповая | Регулятивные: Формирование правильной посадки за столом | Выполнение упражнений с действиями математического характера с использованием дидактического материала |
2 | Сложение и вычитание чисел второго десятка. | Фронтальная | Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | подбор заданий, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического. |
3 | Умножение и деление чисел второго десятка. | Фронтальная | Регулятивные: работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место | Методы укрупнения дидактических единиц, поэтапного формирования умственных действий, представления информации в наглядно-образной форме |
4 | Сотня. Нумерация | Фронтальная | Познавательные :дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию | Игры и упражнения на пространственно-временные характеристики |
5 | Сложение и вычитание чисел | Фронтальная | Коммуникативные: использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Игры и упражнения на знание числовой последовательности, взаимосвязи между числами и объектами |
6 | Умножение и деление чисел. | Фронтальная | Регулятивные :осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | Упражнения на формирование двигательных и мыслительных навыков |
Ручной труд
№ п/п | Раздел | Формы организации учебных занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда | Фронтальная | Регулятивные: Формирование правильной посадки за столом | Коррекция познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов |
2 | Работа с природным материалом | Фронтальная | Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | Развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения |
3 | Работа с бумагой и картоном | Фронтальная | Регулятивные: работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место | Совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия |
4 | Работа с проволокой | Фронтальная | Познавательные :дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию | Коррекция ручной моторики |
Речевая практика
№ п/п | Раздел | Формы организации учебных занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Школьная жизнь | Фронтальная | Регулятивные: Формирование правильной посадки за столом | Использование на уроках бытовых и ситуаций, логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино |
2 | Я и мои товарищи | Фронтальная | Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | Коррекция памяти, мышления, развитие разговорной речи |
3 | Я дома | Фронтальная | Регулятивные: работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место | Беседа, конструирование реплик по теме ситуации, работа с картинками по теме. |
4 | Я за порогом дома | Фронтальная | Познавательные :дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию | Коррекция дефектов речи, слухового и зрительного восприятия |
5 | Играем в сказку | Фронтальная | Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений | Рассказывание сказки учителем с использованием картинок |
6 | Мир природы | Фронтальная | Коммуникативные :обращаться за помощью и принимать помощь | Беседа, работа с картинками по теме, моделирование ситуаций |
7 | Это я! | Фронтальная | Личностные :способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Коррекция дефектов речи, слухового и зрительного восприятия |
Основы безопасности жизнедеятельности
№ п/п | Раздел | Формы организации учебных занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Безопасное поведение на дорогах. | Фронтальная | Регулятивные: Формирование правильной посадки за столом | Использование на уроках бытовых и ситуаций, логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино |
2 | Мы пассажиры. | Фронтальная | Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | Коррекция памяти, мышления, развитие разговорной речи |
3 | Пожарная безопасность и поведение при пожаре. | Фронтальная | Регулятивные: работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место | Использование ИКТ ( презентации, показ слайдов) |
4 | Безопасное поведение дома. | Фронтальная | Познавательные :дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию | Использование ИКТ (презентации,показ слайдов) |
5 | Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. | Фронтальная | Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений | Беседа, способствующая обогащению представлений о мире |
6 | Чрезвычайные ситуации. | Фронтальная | Коммуникативные :обращаться за помощью и принимать помощь | Формирование умения правильно действовать в чрезвычайной ситуации, избегать опасностей |
7 | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни. | Фронтальная | Личностные :способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Воспитывать самоконтроль, самооценку, активизировать познавательную деятельность |