Рабочая программа по предметам учебного плана в 3 классе
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
( КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического Директор
объединения учителей КОУ « Нефтеюганская школа интернат для -
_____________________________________ обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Протокол от « _____»_________ 201_г. № ___ __________________
Рабочая программа по предметам учебного плана
Класс: 3
Объем :646 часов
Учитель: Титова Н.А.
г.Нефтеюганск-2018
Оглавление
№ |
Название раздела |
Стр. |
1 |
Пояснительная записка |
3 |
1.1 |
Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся |
|
2 |
Планируемые результаты освоения предметов учебного плана |
6 |
3 |
Содержательный раздел |
18 |
3.1 |
Содержание учебных предметов |
|
4 |
Календарно-тематическое планирование |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», составлена для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
Целью применения данной разработки является:
• ликвидация пробелов знаний обучающихся
Реализация программы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня в сфере образования:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".
нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:
Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».
правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):
Уставом ОО;
Положением о внутренней системе оценки качества образования.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика класса.
В классе обучается 12 детей(9 мальчиков и 3 девочки): трое из них выведены на индивидуальное обучение по состоянию здоровья. Данная программа ориентирована на обучающихся с легкой умственной отсталостью.
К. И.- учебно-познавательная мотивация развита слабо. Внимание неустойчиво, часто отвлекается, объём внимания незначительный. Считает до 10 в прямом и обратном порядке, буквы не запоминает , может назвать лишь некоторые(а,о,р).
Ц. А.- эхолаличность фраз( не дает ответ на поставленный вопрос, а повторяет этот вопрос снова). Аркадий знает алфавит, называет все буквы, бегло читает предложенный ему текст. Геометрические фигуры и цвета знает. Соотносит количество предметов с цифрой. Считает до 20 в прямом и обратном порядке. Списывает самостоятельно текст с учебника; умеет писать под диктовку короткие тексты.
Л. Л.- не знает буквы( кроме А и О ). Геометрические фигуры путает, основные цвета знает. Не соотносит количество предметов с цифрой. Не удерживает в памяти образ цифр (знает цифры 1,2). Считает до 10 на механическом уровне в прямом порядке. Ведущая рука левая. При раскрашивании соблюдает контур. Доступно списывание, самостоятельное письмо в стадии формирования. Темп очень медленный. Часто пишет слова справа налево.
Б. Ф.- отсутствие речи. Общается с окружающими с помощью жестов. Геометрические фигуры и цвета знает частично. Буквы знает не все, частично умеет сливать изученные буквы в слоги. Сформирован навык счета в пределах 10. Не соблюдает инструкцию учителя. Не доводит начатое дело до конца.
Ч. В.- сформирован навык письма. Буквы знает, частично сливает их в слоги. Сформирован счет в пределах 20. Испытывает затруднения в решении примеров на сложение и вычитание. Не умеет решать арифметические задачи, не понимает условия задачи. На уроке преобладает игровая деятельность. На замечания учителя не реагирует.
Так как обучающиеся сталкиваются с трудностями в процессе обучения, то на одном из этапов урока предполагается коррекционная работа по устранению пробелов знаний.
Для преодоления затруднений обучающихся, исходя из анализа реализации задач индивидуальных образовательных маршрутов за 2018-2019 определены задачи на текущий учебный год ( см.таблицу 1).
Таблица 1
Задачи индивидуальных образовательных маршрутов
на 2018-2019 учебный год
Фамилия,имя обучающегося |
Учебно-коррекционная задача |
Коррекционно-воспитательная задача |
Коррекционно-развивающая |
К. В. |
способствовать формированию навыков послогового чтения |
Воспитать навыки социального поведения |
Коррекция крупной и мелкой моторики. |
Л. Л. |
способствовать формированию количественных представлений от 1 до 5 |
Сформировать умение готовиться к уроку до звонка с направляющей помощью учителя. |
Коррекция крупной и мелкой моторики. |
Ц.А. |
Сформировать умение решать простые примеры. |
Сформировать умение готовиться к уроку до звонка самостоятельно. |
Коррекция временных представлений. |
Ч. В. |
Обучение послоговому чтению |
Формирование положительной учебной мотивации |
Коррекция и развитие произвольного внимания |
Б. Ф. |
Обучать различать звуки и буквы, обозначать их в письменной форме |
Формирование умения самостоятельно готовиться к урокам, правильно сидеть за партой |
Коррекция и развитие мелкой моторики |
2.Планируемые предметные результаты освоения предметов учебного плана
Освоение обучающимися АООП предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП результативность обучения оценивается с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения программы представляют собой описание возможных результатов (см. таблицу 2)
Таблица 2
Результаты освоения программы
Предмет |
Достаточный уровень усвоения программы |
Минимальный уровень усвоения программы |
Личностные результаты |
Базовые учебные действия |
||||
Русский язык |
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; -дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов) с частичной помощью учителя; - составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); |
-деление слов на слоги для переноса; -списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; -запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; -дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки с помощью учителя; -составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок с помощью учителя; |
осознавать роль языка и речи в жизни людей; -эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; –понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
Регулятивные: Формирование правильной посадки за столом Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию |
||||
Чтение |
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; -отвечать на вопросы по прочитанному; -пересказывать содержание прочитанного; -рассказывать наизусть 3—4 стихотворения. |
- осознанно и правильно читать короткий текст вслух по слогам после работы над ним под руководством учителя; -отвечать на вопросы по прочитанному с помощью учителя; -пересказывать содержание прочитанного с помощью учителя; -рассказывать наизусть 3—4 стихотворения с помощью учителя. |
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; -эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; –понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; -высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам |
Коммуникативные: использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Регулятивные: работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место Познавательные: формирование умения различать гласные и согласные |
||||
Речевая практика |
-выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения; - объяснять, как можно доехать или дойти до школы; -выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя; - участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка; - слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию |
-выражать свои просьбы, желания - сообщать свое и родителей имя и фамилию, домашний адрес; -участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; -слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; |
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга; -формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; -способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной речью; |
Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе |
||||
Математика |
-знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке; - усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию - знать названия компонентов сложения, вычитания; -знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения; - знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года; -знать таблицу умножения однозначных чисел до 5; |
- знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке с помощью учителя;
- -называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года с помощью учителя; - пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного с помощью учителя; -пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году с помощью учителя; |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить |
Коммуникативные: использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию Регулятивные :осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
|
||||
Мир природы и человека |
-узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; -знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; -отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; - совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; - быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы. |
-представления о назначении объектов изучения; -узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; -знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; -составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; -адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. |
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
Познавательные: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; Регулятивные: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из- за парты Коммуникативные:сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; |
||||
Изобрази тельное искусство |
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя - умение самостоятельно оценивать результаты собственной художественно- творческой деятельности и одноклассников с помощью учителя; - целесообразно организовать свою изобразительную деятельность, планировать работу; -умение применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета с помощью учителя; |
- умение ориентироваться в пространстве листа; - умение оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец) с помощью учителя; -формирование у ребенка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; -воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; -развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;) -овладение различными приемами и техниками изобразительной деятельности |
-самостоятельно выполнять учебные задания, поручения - осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями |
Коммуникативные:слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; Познавательные: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов Регулятивные: соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. |
||||
Ручной труд |
- умение работать с доступными материалами (пластилином; природными материалами; бумагой и картоном) -оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное) |
знание правил организации рабочего места; - умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, -рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте -учиться планировать практическую деятельность на уроке; |
осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями - самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности - готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе. |
-Регулятивные: соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Познавательные: работать с несложной по содержанию и структуре информацией Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности |
||||
Основы безопасности жизнедеятельности |
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; - развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; знание отличительных существенных признаков групп объектов; - знание правил гигиены органов чувств; - знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; - готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач. |
-знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; - знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни - адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; - адекватное поведение в классе, в школе, на улице -усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; -формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни |
-готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе. -способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли |
Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; Познавательные: работать с несложной по содержанию и структуре информацией Регулятивные: соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. |
Описание образовательной среды
Программа обеспечивает требуемые условия обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(см. таблица 3).
Таблица 3
Сведения о создании условий
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
№ п.п |
Нозологии |
Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал |
Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1. |
Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением зрения |
Интерактивная доска Elite Panaboard; Принтер Pantum; Ноутбук HP 625; Проектор короткофокусный ViewSonic PJD; печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы. учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки; демонстрационные пособия для изучения геометрических величин, видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), настольных развивающих игр; комплекты предметных, серии сюжетных картин схемы пошагового выполнения задания; Музыкальные инструменты «Волшебный сундук логопеда» Комната «Монтессори» Комната «Практической направленности» Психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий: «Комплект Семаго», комплект диагностик «Иматон», диагностика «Векслера») экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы Репродукции картин художников в соответствии с тематикой; Портреты русских художников. Изделия декоративно-прикладного искусства; Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности Комплексы физминуток, глазодвигательной гимнастики «Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд Кухонный гарнитур/ мойка Демонстрационные образцы: продуктов питания, бытовой химии, различных покрытий, бланки различного назначения, предметов личной гигиены, домашняя аптечка; Уборочный инвентарь- 7 комплектов; Холодильник бытовой; Микроволновая печь; Эл плита; Миксер; Тостер; Набор столовой посуды; Шкаф; Скатерть; Набор кухонной посуды; Фритюрница; Швейный дорожный набор Профессионально-трудовое обучение (теплица) Инвентарь: грабли, лопаты, лейки Наборы муляжей Коллекция семян и плодов Коллекция шишек Гербарий различных растений Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты) |
Метод наглядности (большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета); Метод дистанционного управления (управление действиями ученика на расстоянии посредством команд); Метод слова (беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, устное оценивание); Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим) Метод стимулирования двигательной активности (создание ситуации успеха) |
2. |
Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, дети РАС |
Интерактивная доска Elite Panaboard; Принтер Pantum; Ноутбук HP 625; Проектор короткофокусный ViewSonic PJD «Волшебный сундук логопеда» печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы. учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе демонстрационного материала ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки); демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, видеофрагментов и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), настольных развивающих игр; комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин схемы пошагового выполнения задания; экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы Музыкальные инструменты Комната «Монтессори» Комната «Практической направленности» Психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий: «Комплект Семаго», комплект диагностик «Иматон», диагностика «Векслера») Репродукции картин художников в соответствии с тематикой; Портреты русских художников. Изделия декоративно-прикладного искусства; Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности Комплексы физминуток «Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд Кухонный гарнитур/ мойка Демонстрационные образцы: продуктов питания, бытовой химии, различных покрытий, бланки различного назначения, предметов личной гигиены, домашняя аптечка; Уборочный инвентарь- 7 комплектов; Холодильник бытовой; Микроволновая печь; Эл плита; Миксер; Тостер; Набор столовой посуды; Шкаф; Скатерть; Набор кухонной посуды; Фритюрница; Швейный дорожный набор Профессионально-трудовое обучение (теплица) Инвентарь: грабли, лопаты, лейки Наборы муляжей Коллекция семян и плодов Коллекция шишек Гербарий различных растений Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты) |
Система коммуникации обменом изображениями PECS из нескольких фаз: а) «как» вступать в коммуникацию, б) настойчивость и преодоление расстояния для коммуникации, в) выбор нужного изображения, г) структура предложения, д) просьба в ответ на вопрос и е) комментирование; Подсказки (вербальная, жестовая или физическая помощь); Положительное поощрение; Структурированная группа для игр; Визуальная поддержка; Физические упражнения (повышенные физические нагрузки с целью уменьшить проблемное поведение и увеличить уместное поведение) |
3. Содержательный раздел
3.1 Содержание учебных предметов
Чтение
№ п/п |
Раздел |
Формы организации учебных занятий |
Формируемые БУД |
Коррекционно-развивающая работа |
1 |
Здравствуй школа! |
Фронтальная Групповая |
Регулятивные: Формирование правильной посадки за столом |
Обогащение словарного запаса «Назови слова противоположные по смыслу», «Подбери похожее по смыслу слово.» |
2 |
Осень наступила… |
Фронтальная Групповая |
Познавательные: Ориентироваться в учебниках (структура текста, содержание). |
Упражнения на развитие внимания « Найди слова» ( мЕЛЬ, уДОЧКА,доРОГА, китЕЛЬ…) |
3 |
Учимся трудиться |
Фронтальная |
Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий |
Игры на обогащение словарного запаса « Дополни слово» (кни…,соро…) |
4 |
Ребятам о зверятах |
Фронтальная Индивидуальная |
Коммуникативные: Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий |
Использование информационных технологий ( просмотр презентаций),отгадывание загадок |
5 |
Чудесный мир сказок |
Фронтальная |
Регулятивные: Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном |
Упражнения на ритмическое чтение ( скороговорки, считалки, скороговорки) |
6 |
Зимушка-зима |
Фронтальная |
Коммуникативные: Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы) |
Работа с книгой ( словарно-орфографическая работа, работа со словарем) |
7 |
Так нельзя, а так можно |
Фронтальная |
Регулятивные:Организовывать свое рабочее место под руководством учителя |
Работа с оглавлением, выделение темы, речевые разминки |
8 |
Весна в окно стучится |
Фронтальная |
Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. |
Упражнения в составлении характеристики героям произведения, в анализе их поступков |
9 |
Веселые истории |
Фронтальная |
Познавательные: Понимать информацию, представленную в виде текста |
Упражнения в пересказе текста по вопросам, по иллюстрации. |
10 |
Родина любимая |
Фронтальная |
Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий |
Упражнения в кратком пересказе. |
11 |
Здравствуй,лето |
Фронтальная |
Коммуникативные: Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий |
Заучивание стихотворений наизусть |
Русский язык
№ п/п |
Раздел |
Формы организации учебных занятий |
Формируемые БУД |
Коррекционно-развивающая работа |
||
1 |
Предложение |
Фронтальная |
Регулятивные: Формирование правильной посадки за столом |
Коррекция умения определять границы предложения. Выделять мысль, наличие интонации, наличие грамматической и смысловой связи между словами |
||
2 |
Гласные звуки и буквы |
Фронтальная |
Познавательные:формирование умения различать гласные и согласные |
Коррекция умений различать признаки гласных и согласных, твердых и мягких, глухих и звонких |
||
3 |
Согласные звуки и буквы |
Фронтальная |
||||
4 |
Твердые и мягкие согласные |
Фронтальная |
Коммуникативные :обращаться за помощью и принимать помощь |
|||
5 |
Гласные после шипящих согласных ш, ж,ч,щ |
Фронтальная |
Личностные: самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности |
Упражнения на развитие самоконтроля( Найди ошибки и исправь их) |
||
6 |
Парные звонкие и глухие согласные |
Фронтальная |
Познавательные: работать с несложной по содержанию и структуре информацией |
Коррекция пространственных отношений: -Назови соседей буквы «В». -Расположи слова в порядке алфавита |
||
7 |
Слово |
Фронтальная |
Регулятивные: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников |
Коррекция умений ставить вопрос к слову и определять часть речи - Папа (кто ?) ,молодой (какой?), бежит (что делает?) |
Мир природы и человека
№ п/п |
Раздел |
Формы организации учебных занятий |
Формируемые БУД |
Коррекционно-развивающая работа |
1 |
Сезонные изменения в природе. Времена года. Осень. |
Фронтальная |
Регулятивные: Формирование правильной посадки за столом |
Проведение экскурсий с целью наблюдения за изменениями в природе осенью. Разгадывание кроссвордов, викторин, проведение тестов |
2 |
Зима. |
Фронтальная |
Личностные: способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей |
Корригировать речь учащихся : активизировать словарный запас, развивать умения связанного говорения |
3 |
Весна. |
Урок-путешествие (викторина) |
Коммуникативные : сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Расширение знаний о природе, коррекция знаний основных признаков времен года, корригировать и развивать тестирование по теме. мыслительную деятельность: классификация растений и животных. |
4 |
Лето |
Фронтальная |
Познавательные :делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале |
Работа с учебником : чтение. пересказ. ответы на вопросы |
5 |
Живая природа. Растения. |
Фронтальная |
Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты ) |
Объяснение на доступном уровне( различение лиственных и хвойных деревьев) |
6 |
Животные. |
Фронтальная |
Познавательные: наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности |
Отгадывание загадок, рассматривание картинок ( изучение образа жизни, повадок, внешнего вида) |
7 |
Человек |
Фронтальная |
Регулятивные: соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности |
Ответы на вопросы из учебника, выполнение заданий по карточке |
Изобразительная деятельность
№ п/п |
Раздел |
Формы организации учебных занятий |
Формируемые БУД |
Коррекционно-развивающая работа |
1 |
Наблюдай, как все изменяется |
Фронтальная Групповая |
Регулятивные: Формирование правильной посадки за столом |
Упражнения на коррекцию и развитие зрительного восприятия: формы, строения и цвета предметов. |
2 |
Наблюдай, удивляйся, любуйся! |
Фронтальная |
Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту |
Корригировать и развивать тактильное восприятие, передавать нужную форму ( лепка сказочных героев) |
3 |
Изображай бабочек разными способами. |
Фронтальная |
Регулятивные: работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место |
Рисование по представлению, работа с трафаретами |
4 |
Рисуем акварельными красками по сухой бумаге |
Фронтальная |
Познавательные :дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию |
Развивать фантазию, творческие способности, эмоциональное и эстетическое восприятие окружающего мира. |
5 |
Наблюдай, запоминай, потом изображай |
Фронтальная |
Коммуникативные: использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем |
Дорожки |
6 |
Наблюдай, наслаждайся красотой, запоминай! |
Фронтальная |
Регулятивные :осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. |
Подбери слова |
7 |
Наблюдай, думай, потом изображай |
Фронтальная |
Личностные: самостоятельно выполнять учебные задания, поручения |
|
8 |
Рассматривай работы известных художников, удивляйся, любуйся! |
Фронтальная |
Личностные: осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением |
Двадцать слов на букву «В» |
9 |
Рассматривай изделия народных мастеров, любуйся! |
Фронтальная |
Регулятивные: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить) |
Дорисовать картинку. |
10 |
Помечтай о лете, о походах в лес за грибами |
Фронтальная |
Коммуникативные: обращаться за помощью и принимать помощь |
Развитие эстетических чувств и восприятия предметов и явлений природы в процессе их познания |
Математика
№ п/п |
Раздел |
Формы организации учебных занятий |
Формируемые БУД |
Коррекционно-развивающая работа |
1 |
Второй десяток. Нумерация. |
Фронтальная Групповая |
Регулятивные: Формирование правильной посадки за столом |
Выполнение упражнений с действиями математического характера с использованием дидактического материала |
2 |
Сложение и вычитание чисел второго десятка. |
Фронтальная |
Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту |
подбор заданий, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического. |
3 |
Умножение и деление чисел второго десятка. |
Фронтальная |
Регулятивные: работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место |
Методы укрупнения дидактических единиц, поэтапного формирования умственных действий, представления информации в наглядно-образной форме |
4 |
Сотня. Нумерация |
Фронтальная |
Познавательные :дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию |
Игры и упражнения на пространственно-временные характеристики |
5 |
Сложение и вычитание чисел |
Фронтальная |
Коммуникативные: использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем |
Игры и упражнения на знание числовой последовательности, взаимосвязи между числами и объектами |
6 |
Умножение и деление чисел. |
Фронтальная |
Регулятивные :осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. |
Упражнения на формирование двигательных и мыслительных навыков |
Ручной труд
№ п/п |
Раздел |
Формы организации учебных занятий |
Формируемые БУД |
Коррекционно-развивающая работа |
1 |
Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда |
Фронтальная |
Регулятивные: Формирование правильной посадки за столом |
Коррекция познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов |
2 |
Работа с природным материалом |
Фронтальная |
Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту |
Развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения |
3 |
Работа с бумагой и картоном |
Фронтальная |
Регулятивные: работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место |
Совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия |
4 |
Работа с проволокой |
Фронтальная |
Познавательные :дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию |
Коррекция ручной моторики |
Речевая практика
№ п/п |
Раздел |
Формы организации учебных занятий |
Формируемые БУД |
Коррекционно-развивающая работа |
1 |
Школьная жизнь |
Фронтальная |
Регулятивные: Формирование правильной посадки за столом |
Использование на уроках бытовых и ситуаций, логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино |
2 |
Я и мои товарищи |
Фронтальная |
Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту |
Коррекция памяти, мышления, развитие разговорной речи |
3 |
Я дома |
Фронтальная |
Регулятивные: работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место |
Беседа, конструирование реплик по теме ситуации, работа с картинками по теме. |
4 |
Я за порогом дома |
Фронтальная |
Познавательные :дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию |
Коррекция дефектов речи, слухового и зрительного восприятия |
5 |
Играем в сказку |
Фронтальная |
Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений |
Рассказывание сказки учителем с использованием картинок |
6 |
Мир природы |
Фронтальная |
Коммуникативные :обращаться за помощью и принимать помощь |
Беседа, работа с картинками по теме, моделирование ситуаций |
7 |
Это я! |
Фронтальная |
Личностные :способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей |
Коррекция дефектов речи, слухового и зрительного восприятия |
Основы безопасности жизнедеятельности
№ п/п |
Раздел |
Формы организации учебных занятий |
Формируемые БУД |
Коррекционно-развивающая работа |
1 |
Безопасное поведение на дорогах. |
Фронтальная |
Регулятивные: Формирование правильной посадки за столом |
Использование на уроках бытовых и ситуаций, логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино |
2 |
Мы пассажиры. |
Фронтальная |
Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту |
Коррекция памяти, мышления, развитие разговорной речи |
3 |
Пожарная безопасность и поведение при пожаре. |
Фронтальная |
Регулятивные: работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место |
Использование ИКТ ( презентации, показ слайдов) |
4 |
Безопасное поведение дома. |
Фронтальная |
Познавательные :дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию |
Использование ИКТ (презентации,показ слайдов) |
5 |
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. |
Фронтальная |
Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений |
Беседа, способствующая обогащению представлений о мире |
6 |
Чрезвычайные ситуации. |
Фронтальная |
Коммуникативные :обращаться за помощью и принимать помощь |
Формирование умения правильно действовать в чрезвычайной ситуации, избегать опасностей |
7 |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни. |
Фронтальная |
Личностные :способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей |
Воспитывать самоконтроль, самооценку, активизировать познавательную деятельность |