Рабочая программа по предмету «География» для учащегося 5 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Зайцева Светлана Дмитриевна
учитель географии высшей квалификационной категории
МБОУ ВСШ № 27, Новосибирск, Новосибирская область
Рабочая программа по предмету «География»
для учащегося 5 класса, с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
как часть адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ
Новосибирск - 2022 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты инклюзивного образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата ………………………………….5
Инклюзивное образование в России…………………………………...........5
Особенности организации обучения детей с двигательными нарушениями в общеобразовательной школе ................................................................................7
Глава 2. Опыт деятельности по разработке адаптированной образовательной программы по предмету «География» для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………….11
2.1. Педагогическая характеристика учащегося 5 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата Петрова Александра (Ф.И. изменены)……..….11
2.2. Рабочая программа по предмету «География» для учащегося 5 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата …………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………………29
Введение
Одной из приоритетных целей социальной политики России является модернизация образования в направлении повышения его качества и доступности для всех категорий граждан. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — детей с ОВЗ) направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая может рассматриваться как средство социальной реабилитации не только самого ребёнка, но и его семьи. Кроме того, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических возможностей.
Традиционная российская система образования предполагала обучение детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создающих благоприятные условия для их развития и коррекции нарушений психофизического развития, но затрудняющих процесс последующей адаптации и социализации ребенка.
Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями. Основная задача инклюзивного образования — создание системы образования, учитывающей индивидуальные образовательные потребности ребенка, формирующей новые подходы к обучению детей с ОВЗ, применяющей вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания.
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ОВЗ и обычных детей в общеобразовательных школах.
За последние годы в России делается много для развития инклюзивного образования: разрабатывается нормативно-правовая база; педагоги проходят курсы профессиональной переподготовки, повышения квалификации, участвуют в специализированных семинарах, мастер-классах, конференциях; в учреждениях инклюзивной направленности создается безбарьерная образовательная и социальная среда, разрабатывается научно-программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, программы, пособия и др.); в вузах ведется подготовка бакалавров, магистров по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования»; устанавливается межведомственное и социальное партнерство между организациями, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ОВЗ, и т. д.
В настоящее время администрация и педагогический коллектив МБОУ СОШ №122 г. Новосибирска занимается реализацией модели «Образование без барьеров», ориентированной на создание условий для адаптации, социализации, интеграции, образования личности, способной к саморазвитию и реализации себя как части социума на основе учета ее индивидуальных, физических и социально-психологических особенностей и учебных возможностей.
В нашей школе обучается 4 ребёнка (из них трое учатся на параллели 3-их классов начальной школы и один – в 5 классе), имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Один ребёнок обучается на дому, остальные посещают общеобразовательные классы. Однако учителя, работающие с данными учащимися, испытывают определённые трудности, как материально-технического характера, так и методического. Поэтому разработка части адаптированной образовательной программы детей с подобными нарушениями является актуальной.
Цель работы – разработка рабочей программы по «Географии» за курс 5 класса, как части адаптированной образовательной программы (АОП) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
Проанализировать теоретические аспекты инклюзивного образования.
Изучить особенности организации обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательной школе.
Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, изучить его особые образовательные потребности.
Разработать часть адаптированной образовательной программы для учащегося с нарушением опорно-двигательного аппарата с описанием условий, которые способствуют коррекции нарушения развития, обучения, воспитания и интеграции в обществе; подбором форм, методов и средств обучения данного учащегося с использованием специальных адаптивных методик преподавания в рамках данного предмета.
В работе были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, сравнение и систематизация, обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы учителями-предметниками в общеобразовательной школе.
Глава 1. Теоретические аспекты инклюзивного образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1.1. Инклюзивное образование в России
Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП) в жизнь школы. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс на часть дня или целый день, а таким образом изменить организацию пространства класса, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в жизнь класса.
Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. Include – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ООП.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении, старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с ООП).
В процессе планирования инклюзивного образования необходимо определить его общую концепцию и составить соответствующий конкретный план действий, а именно:
инклюзивное образование должно быть подкреплено системой ценностей, убеждений, принципов и индикаторов успеха;
инклюзивное образование не является разовым проектом. Опыт показывает, что решения должны разрабатываться с учетом местных особенностей при полном использовании всех местных ресурсов, в противном случае такие решения не будут обоснованными;
инклюзивное образование не будет успешным, если оно будет лишь мертвой структурой. Это динамичный процесс, и чтобы сделать его «живым» требуется постоянный совместный мониторинг, с привлечением всех участников к критическому анализу и оценке действий.
Одной из актуальных и социально значимых проблем педагогической науки и практики на данный момент является вопрос обучения и воспитания детей с ООП и жизнедеятельности в условиях массовых общеобразовательных учреждений, его научное и методическое подкрепление, соответствующее кадровое, техническое и информационное обеспечение учебного процесса.
В каждом субъекте РФ существует законодательная база в сфере образования, которая регламентирует организацию образовательного процесса учащихся с ОВЗ.
Интегрируя в массовые образовательные организации детей с ОВЗ, необходимо готовить для них комфортную среду. Все нуждающиеся должны быть обеспечены современным оборудованием и техническими средствами для обучения в образовательных организациях. Результатом этого процесса является ежегодное увеличение количества образовательных учреждений, готовых осуществлять инклюзивную практику. А это значит, что меняется отношение общества к инклюзии – важная составляющая его дальнейшего развития.
1.2. Особенности организации обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательной школе
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5–7 % детей и могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительным разнообразием и могут иметь разную степень выраженности.
При всём разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, нарушение или утрата двигательных функций). Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это дети с церебральным параличом (89 %). Остальные нарушения двигательного развития встречаются относительно редко.
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. Распространенность этого заболевания, начиная с середины прошлого века постепенно возрастает во всем мире. За последние годы оно стало наиболее распространенным заболеванием нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом.
Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.
ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом и под действием лечения состояние ребенка, как правило, улучшается.
Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности и, в связи с этим, возможность различных форм обучения, от дистанционного, до обучения в массовой школе.
По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.
Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии. Наличие задержки психического развития не является противопоказанием для интегрированного обучения, но должно учитываться при обучении детей в начальной школе.
У детей с двигательными нарушениями отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при данной патологии связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности имеют место социальная депривация и неправильное воспитание.
В последние годы отмечается тенденция к активной интеграции детей с двигательными нарушениями в общеобразовательную школу. Опыт стихийной интеграции таких детей показал, что далеко не все из них могут обучаться совместно со здоровыми сверстниками. Специальные исследования этой проблемы позволили выделить благоприятные и неблагоприятные показатели для интеграции детей данной категории в систему общего образования.
Показатели развития, благоприятные для интеграции детей с двигательными нарушениями в общеобразовательную школу:
– нормальное или близкое к нормальному интеллектуальное развитие;
– отсутствие сопутствующих нарушений (зрения, слуха, грубого недоразвития речи и т. п.);
– достаточно развитые навыки самообслуживания (самостоятельно одевается, ест и др.);
– хотя бы одна рука способна к различным манипуляциям;
– разборчивая речь.
Показатели развития, препятствующие интеграции детей с двигательными нарушениями в общеобразовательную школу:
– сниженный интеллект;
– наличие судорожных припадков;
– наличие нарушений зрения или (и) слуха;
– низкая разборчивость речи или ее грубое недоразвитие;
– отсутствие развитой манипулятивной функции рук;
– отсутствие навыков самообслуживания.
Для того чтобы инклюзивное (совместное) обучение и воспитание оказалось эффективным, необходимо:
– создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды;
– соблюдение ортопедического режима;
– осуществление профессиональной подготовки и/или повышения квалификации педагогов ДОУ к работе с детьми с двигательной патологией;
– наличие рекомендаций лечащего врача к определению режима нагрузок организации образовательного процесса (организация режима дня, режим ношения ортопедической обуви, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.);
– организация развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций и подготовке к школе;
– организация работы по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;
– организация логопедической помощи по коррекции речевых расстройств;
– организация целенаправленной работы с родителями детей с ОВЗ, обучение их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;
– формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья у нормально развивающихся детей и их родителей;
– обязательное включение в совместные досуговые и спортивно-массовые мероприятия ребенка с двигательными нарушениями.
При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс школы обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного медико-психолого-педагогического сопровождения.
Таким образом, вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая может быть реализована на основе вариативности стандарта, заложенного в Концепции СФГОС.
Глава 2. Опыт деятельности по разработке адаптированной образовательной программы по предмету «География» для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.1. Педагогическая характеристика учащегося
Петров Александр (данные изменены) обучается в нашей школе с первого класса на протяжении 5 лет. Имеет диагноз ДЦП. На начало обучения у ребёнка были нарушены двигательные функции, самостоятельно он не передвигался, сидячее положение ему предавала мама, ручку и ложку в руках держал слабо, имелись незначительные нарушения речи, но интеллект ребёнка был сохранен. Психически Саша был нормально развит, но недостаточно осведомлён об окружающем мире и дезориентирован в бытовых и практических вопросах жизни, навыков самообслуживания не было. Большое значение в адаптации и социализации ребёнка оказывает семья, особенно мама. Взаимоотношения в семье хорошие, основаны на взаимопонимании. Мальчик культурный, уважительно относится к старшим и к своим сверстникам.
На данный момент у обучающегося достаточное интеллектуальное развитие, нормальное психическое развитие, связная речь с небольшими затруднениями в произношении, формируются навыки самообслуживания. Патологий зрения и слуха не имеет. К данному моменту частично преодолена личностная незрелость и социальная дезадаптация. Мальчик уверен в себе, общителен, имеет друзей, инициативен. Он активный участник не только школьных мероприятий, но мероприятий всероссийского масштаба. Занимается фехтованием, участвует в соревнованиях. Уровень учебной мотивации высокий. Увлекается историей, музыкой, хорошо поёт и читает стихи, читает дополнительную литературу. Двигательные функции к данному моменту окончательно не восстановились, но наблюдается положительная динамика: мальчик встал на ноги, самостоятельно передвигается с помощью костылей и кратковременно без помощи. В связи с тем, что у ребёнка сохранен интеллект, программа составлена практически без изменения, но всё-таки необходимо учитывать некоторые особенности преподавания.
2.2. Рабочая программа по предмету «География»
для обучающегося 5 класса, с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, как часть адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.
«География. Введение в географию»
(5 класс, 35 часов)
Пояснительная записка
В условиях динамически развивающегося мира все большее значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры — одной из важнейшей составляющей общей культуры человека. Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.
И в общеобразовательной, и в коррекционной школе процесс обучения географии строится на широком использовании наглядности в соответствии с общими правилами. Однако в частностях, при обучении детей с ДЦП их применение отличается определенным своеобразием, что позволяет учитывать:
– замедленный темп формирования знаний;
– утомляемость;
– познавательную пассивность.
Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. Поэтому использование наглядных средств обучения необходимо на каждом уроке - это и картины, таблицы, схемы, графики, профили, географические карты, видеоматериалы, уроки-презентации и др. Презентации и мультимедийные материалы должны:
– соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения;
– быть доступными и составленными с учетом возрастных особенностей детей с двигательными нарушениями;
– быть четкими по структуре, краткими и с крупным шрифтом;
– быть эстетически оформленными
– быть не перенасыщенными цветовой гаммой.
Географические умения формируются в течение длительного времени, в ходе учебной деятельности и выполнения практических и самостоятельных работ.
Одним из важнейших практических умений в процессе изучения предмета является работа с географическими картами. Главные трудности обучающихся в ходе данной работы могут возникнуть с умением анализировать географические карты, выявлять по ним причинно-следственные связи, что обусловлено особенностями ВПФ детей с ДЦП. На первых порах преподавания естественных дисциплин важно знакомство обучающихся с направлениями сторон горизонта, глобусом, физической картой полушарий. Результатом данного вида деятельности является формирование знаний о материках и океанах нашей планеты, умение называть и показывать их на глобусе и карте. Работа с картой осуществляется на каждом уроке.
Знания о географической карте расширяются за счет работы с тематическими картами, отличающимися по масштабу. В данном случае особенно важна и работа с географическим атласом, применение заданий на контурных картах, содержащих ВОПРОСЫ-ПОДСКАЗКИ; эффективно также использование электронных учебников, в которых имеются динамические модели, показывающие взаимосвязь процессов и явлений.
Главная задача при работе с картой — развивать умение сравнивать и анализировать карты разных типов, что позволяет наиболее полно применять ранее полученные знания для составления единой картины, отражающей суть процессов и явлений, взаимосвязанных между собой.
В настоящее время в целях контроля результатов учебной деятельности обучающихся широко используется система тестирования. Для обучающихся с ДЦП такая система контроля оптимальна именно в связи с двигательными нарушениями.
Формы тестовых заданий разнообразны. Наиболее распространенной является форма с выбором одного или нескольких правильных ответов из предложенных.
Тестовые задания можно использовать на любом этапе урока в зависимости от темы урока и класса, подбирать материал для конкретного класса, ученика, соответствующий уровню его развития и возрастным особенностям.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Рабочая программа разработана на основе «Программы курса географии 5-9 классы », автор-составитель Е. М. Домогацких, М. «Русское слово», 2019 г. соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Цели и задачи курса:
ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии
формирование географической культуры личности
формирование умения использовать источники географической информации
сформировать знания о земных оболочках: атмосфере; гидросфере; литосфере; биосфере;
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли.
обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве, профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации.
Нормативные правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273Ф «Об образовании в РФ»;
Приказ Министерства образования от17.12.2010г. №1897 “Об утверждении ФГОС ООО»;
Общая характеристика учебного предмета «Введение в географию»
Содержание программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. На изучение географии в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).
Материал курса 5 класса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел — «Наука география» — знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» — не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел — «История географических исследований» — знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс.
Четвертый раздел — «Путешествие по планете Земля» — призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Пятый раздел учебника — «Природа Земли» — знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
Особая роль курса 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды, а также и возможности использования географии в решении коррекционно-развивающих задач и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальная, фронтальная;
Коллективная: парная и групповая;
Уроки с элементами практической работы с картами, графическим материалом, приборам.
Уроки – беседы, уроки – диалоги; прогнозирование и проектирование.
Виды деятельности:
Работа с книгой, приборами;
Работа с картой;
Работа с различными источниками информации;
Нанесение объектов на контурные карты;
Составление схем, таблиц;
Рефлексия;
Практические работы на местности (по возможности).
Формы текущего контроля:
Тесты по крупным темам;
Географические диктанты по карте;
Работа с контурными картами;
Проекты;
Проверка географической терминологии и номенклатуры.
Место учебного предмета «Введение в географию» в учебном плане
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Содержание структурировано по пяти курсам: «Введение в географию» (5кл.), «Физическая география» (6кл.), «Материки и океаны» (7кл.), «Физическая география России» (8кл.), «Население и хозяйство России» (9кл.). Курс «Введение в географию» освещает темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоении территории Земли.
I.Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к прошлому и настоящему Отечества, осознание своей этнической принадлежности, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, религиям и традициям;
формирование коммуникативной компетентности в общении: желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих партнёров по общению, овладение умениями строить межличностные взаимодействия на основе эмпатии;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
формирование осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
3) Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать (понимать):
форму и размеры Земли;
полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
маршруты географических исследований и путешествий;
части внутреннего строения Земли;
основные формы рельефа;
части Мирового океана;
виды вод суши;
географические объекты, предусмотренные программой.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
овладение навыками использования источников географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;
приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры, показывающие роль географической науки;
различать изученные географические объекты, процессы и явления;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
читать географические карты, планы.
II. Извлечение из содержания учебного предмета «Введение в географию»
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия:
География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
• География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
• География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
• Ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• специфику географии как науки;
• специфику методов географических исследований.
Умение определять:
• отличительные особенности географических методов исследования;
• рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
Практические работы:
Составление схемы наук о природе.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
• Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
• Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
• Картографические изображения земной поверхности — величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
• Ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• особенности формы и размеров Земли;
• свойства географической карты и плана местности;
• географические следствия вращения Земли.
Умение определять:
• отличительные особенности изображений земной поверхности;
• направления на карте и плане;
• стороны горизонта.
Практические работы:
1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
2. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий (14 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейер-далана «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь и деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия:
Путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Геродот, Пифей, Марко Поло, Рустичано, Афанасий Никитин, Васко да Гама, Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Иван Федорович Крузенштерн, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев и д.р.
Основные образовательные идеи:
• Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения:
• Ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
• влияние путешествий на развитие географических знаний.
Умение определять:
• причины и следствия географических путешествий и открытий;
• маршруты путешествий.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий Марко Поло, Христофора Колумба и Фернана Магеллана;
обозначение географических объектов на контурной карте.
III. Извлечение из календарно-тематического планирования
Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Формы контр. | Виды учебной деятельности |
Наука география | 2 | | |
Урок 1 Что такое география Урок 2 Методы географических исследований. Обобщение, контроль, коррекция знаний. | 1 1 | Составление схемы Тест | Работа с учебником, составление схем по тексту. Работа с картой, презентации |
Земля и её изображение | 5 | | |
Урок 3 От плоской Земли к земному шару Урок 4 Форма, размер и движение Земли Урок 5 Глобус и карта Урок 6 Ориентирование на местности Урок 7 Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме | 1 1 1 1 1 | Тест | Составление сравнительной характеристики изображений Земли. Работа с глобусом Определение с помощью компаса сторон горизонта Изготовление модели Земли |
История географических открытий | 13 | | |
Урок 8 По следам путешественников каменного века Урок 9 Путешественники древности Урок 10 Путешествия морских народов Урок 11 Первые европейцы на краю Азии Урок 12 Хождение за три моря Урок 13 Морской путь в Индию Урок 14 Открытие Америки Урок 15 Первое кругосветное плавание Урок 16 Открытие Южного материка Урок 17 Поиски Южной земли продолжаются Урок 18 Русские путешественники Урок 19 Вокруг света под русским флагом Урок 20 Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Проверка к/к Фронтальный опрос-беседа Проверка к/карт проверка таблицы в парах | Работа с различными источниками географической информации (учебник, интернет, энциклопедия) Работа по сопоставлению географических карт (с использ. вопросов- подсказок) Обозначение на к/к маршрутов Составление мини-тестов. Обозначение на контурных картах географической номенклатуры Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира». Решение тестовых задач |
IV. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
1.Программа курса «География. 5—9 классы» / авт.-сост. Е.М.Домогацких. –М.: «Русское слово», 2019 г.
2. Домогацких ЕМ., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География.
Введение в географию: учебник для 5 класса М., «Русское слово»2018 г.
3.Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя
4.Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. 5.Введение в географию. 5 класс» (дидактические материалы)
6.Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География.
Начальный курс. 5—6 классы.
7.Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты.
География. Начальный курс. 5 класс.
8.Болотникова Н.В., Банников С.В. «Рабочая программа к учебнику Е.М Домогацких «Введение в географию 5кл.» Москва, «Русское слово»2017-18 г.;
2. Печатные пособия
Таблицы:
Ориентирование на местности,
Основные зональные типы почв земного шара,
План и карта,
Полезные ископаемые и их использование,
Рельеф и геологическое строение Земли;
Портреты «Путешественники»;
Карты: Великие географические открытия,
Климатическая,
Природные зоны,
Почвенная,
Физическая карта полушарий.
3. Технические средства обучения
Интерактивная доска.
Компьютер.
Видеофильмы и видеофрагменты различной тематики
4. Макеты, коллекции
Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000).
Коллекции: Коллекция горных пород и минералов.
V. Планируемые результаты по окончанию курса
ЛИЧНОСТНЫЕ:
Осознание пятиклассником роли географии в познании окружающего мира;
Понимание смысла своей деятельности;
Использование географических знаний для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных явлений;
Умение описывать географические объекты и явления;
Ориентироваться в природе с помощью компаса и карт;
Овладение умением рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Умение работать с разными источниками знаний;
Овладение азами исследовательской и проектной деятельности;
Умение вести дискуссию, не бояться высказывать свою точку зрения, гипотезу;
Пользоваться измерительными приборами;
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Усвоить знания по открытию и освоению Земли;
Знать основные термины и понятия географии, географическую номенклатуру;
Изучить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.
Заключение
Администрация и педагогический коллектив МБОУ СОШ №122 г. Новосибирска проводит специальную работу по созданию особых условий для обучения и социализации детей с ОВЗ. Основными направлениями работы являются:
создание материально-технических условий обеспечения доступности и комфортности образовательной среды для детей с различными нарушениями развития;
формирование кадрового ресурса для обучения и воспитания детей с ОВЗ (повышение профессиональной компетентности педагогов в области инклюзивного образования, привлечение специалистов – педагогов-психологов, дефектологов, логопедов и т. д.);
разработка локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность организации по реализации инклюзивной практики;
подготовка программно-методических материалов для успешного освоения образовательной программы детьми с ОВЗ;
формирование системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
формирование вариативной системы дополнительного образования, внеурочной и внеклассной деятельности, способствующей развитию социальных компетенций детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование не только повышает в обществе статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства.
Практическая значимость результатов части адаптированной программы по географии заключается в том, что она может быть использована учителями-предметниками в общеобразовательной школе.
Список литературы
1. Алёхина С.В., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. и др. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. Серия «Инклюзивное образование». Москва, МГППУ, 2012.
2.Домогацких Е.М. Программа курса «География» 5-9 классы, ФГОС. Москва, «Русское слово», 2019.
3. Егоров П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. №3. 2012.
4. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.
5. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. Ред. С. В. Алехина. – М.: МГППУ, 2012.
6. Ряписова А. Г., Чепель Т. Л. Исследование эффективности образовательного процесса в условиях инклюзивной практики // Сибирский педагогический журнал. № 2. 2013.
7. Чепель Т. Л. Инклюзивное образование как инновационный проект: опыт Новосибирской области // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы Международной научно-практической конференции (20‒22 июня 2011 г., Москва. М: МГППУ, 2011).
8. Шалагинова К. С. Работа со здоровыми детьми в условиях перехода к инклюзивному образованию // Справочник педагога-психолога. Школа. 2013. № 5 - 8.