Урок по биологии в 8–9 классе «Функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата и их профилактика»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология - проблемного обучения
Основные понятия
осанка, сколиоз, кифоз, лордоз, продольное плоскостопие, поперечное плоскостопие
Изучение нового материала
Долгое время считали кость инертной застывшей тканью с чисто механическими функциями. Но электронный микроскоп и современные методы исследования доказали, что костная ткань динамична, обладает способностью обновляться и на протяжении всей жизни человека в ней меняются количественное и качественное соотношение между органическими и неорганическими веществами. В костях ребенка больше органических веществ, а у лиц пожилого возраста — минеральных. Поэтому очень важно соблюдать гигиенические правила поведения, особенно в молодом возрасте, когда активно идет развитие и формирование опорно-двигательного аппарата. И в первую очередь человек должен следить за своей осанкой.
При нормальной осанке изгибы позвоночника умеренные, лопат- кй располагаются симметрично, плечи раздвинуты, ноги Прямые с нормальными сводами стоп. Подростки с хорошей осанкой стройны, голову держат прямо, грудь слегка выступает над животом.
Формирование правильной осанки у человека начинается с раннего возраста и к 18 годам стабилизируется, после чего осанку трудно исправить. Поэтому каждый должен знать и выполнять упражнения, направленные на улучшение осанки тела, и постоянно ее контролировать.
При нарушении осанки возникают различные патологические изменения в опорно-двигательной системе.
Патология - раздел медицины, изучающий болезненные процессы в человеческом организме. При нарушении осанки, которое происходит из-за того, что ребенок неправильно сидит за партой, или мебель и орудия труда не соответствуют его возрасту, или он носит тяжести в одной руке и т. д., происходит искривление позвоночника, которое может привести к различным заболеваниям.
Если происходит боковое искривление позвоночника, то у ребенка развивается сколиоз — кривой, согнутый. Проявляется он в раннем детстве и в подростковом возрасте. При значительном искривлении позвоночника образуется реберный горб и нарушение функций внутренних органов.
Если происходит искривление в грудном отделе позвоночника, то может развиться заболевание кифоз — согбенный, характеризующееся выпуклостью назад: Развивается заболевание в детстве и резко увеличивается к старости вследствие изменения межпозвонковых хрящей и тонуса мышц спины. Причиной возникновения заболевания в детстве могут быть: плохая осанка, рахит, туберкулез и различные травмы грудной части позвоночника.
Активная коррекция осанки у зеркала .Контролируйте осанку. Это содействует укреплению нормальной осанки и исправлению незначительных отклонений,
К нарушениям опорно-двигательной системы относится плоскостопие. Для плоской стопы характерно уплощение — опускание ее сводов. Уплощение по длине называется продольным, плоскостопием, уплощение по ширине - поперечным. Опускание продольного свода сопровождается удлинением стопы за счет оседания костей предплюсны (таранной и пяточной), испытывающих наибольшую нагрузку под воздействием тяжести тела. Когда опускается поперечный свод, происходит распластывание костей плюсны (головки второй и третьей плюсневых костей становятся опорными) и в этом месте на подошве стопы образуется мозоль. Отпечаток стопы дает представление об ее опорных точках при продольно-поперечном плоскостопии.
При нормальной стопе ноги прямые, нога опирается на пяточную кость, кости плюсны и внешнюю часть стопы. Внутренняя часть стопы образует свод, который действует, как рессора: смягчает толчки тела при ходьбе, беге, прыжках и:, обеспечивает плавность походки. Такое сводчатое положение стоны поддерживается большим количеством связок. При уплощении стопы связки ослабевают, ноги сведены в коленях, нога опирается на стопу. Это приводит к нару- „ шению кровообращения в ногах. Мышцы ног быстро утомляются, возникают боли не только в стопе и в икроножных мышцах, но и в
коленных суставах, и в поясничной области. При сильном плоскостопии в связи с потерей рессорной функции свода стопы толчки во время бега и прыжков вызывают головные боли, недомогание.
Подумайте и ответьте. 1. Какое значение имеет осанка в нормальном функционировании опорно-двигательной системы человека? 2. Какие заболевания могут развиваться в связи с нарушением осанки? 3. Какие причины вызывают нарушения осанки? 4. Каким путем можно улучшить осанку? 5. Что такое плоскостопие и каковы причины его возникновения? 6. Как можно избавиться от плоскостопия?
Объясните значение терминов: осанка, сколиоз, кифоз, лордоз, продольное плоскостопие, поперечное плоскостопие.
Тест на состояние опорно-двигательного аппарата
Заболевания опорно-двигательной системы
Здоровье опорно двигательной системы часть
Оздоровление опорно-двигательной системы
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html