Рабочая программа по предмету «Математика» для 6 класса (УМК Н.Я. Виленкина)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
(МБОУ СОШ №2)
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №2: ___________/____________/ (приказ от ___.___.2021 № ___) |
Рабочая программа
по математике
для 6 класса
(основное общее образование)
Количество часов: 175 часов /1 час в неделю/
Учитель: _______________
первая квалификационная категория
г. ____________________
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
Рабочая программа по алгебре для 6 класса составлена на основе следующих нормативных правовых документов и инструктивно-методических материалов:
Федерального Закона от 29.12.2012 N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897, с изменениями и дополнениями;
Учебного плана для образовательных организаций Ростовской области, реализующих основные образовательные программы основного общего образования на 2021 - 2022 учебный год);
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 2 на 2021-2022 учебный год.
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию ОО при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2021-2022 учебный год.
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.
Недельного учебного плана МБОУ СОШ №2 г. _____________ на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа по математике. 5—6 классы. Пособие для учителя. / Жохов, А. С. – М.: Мнемозина, 2021.
Календарно-тематический план ориентирован на использование УМК «Математика» 6 класс (Авторы: Виленкин Н.Я. и):
Виленкин Н. Я. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.. – М.: Мнемозина, 2021.
Жохов В.И. Обучение математике в 5-6 классах: методическое пособие для учителя к учебникам Н.Я Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда.– М.: Мнемзина, 2020.
Жохов В. И. Математические диктанты. 6 класс.
Математический тренажёр. 6 класс: пособие для учителей и учащихся / В.И. Жохов.– М.: Мнемозина, 2019.
Интернет – ресурсы:
https://math6-vpr.sdamgia.ru/ – Решу ВПР.
https://mathkang.ru/ – Математика для всех.
https://uchi.ru/ – интерактивная образовательная онлайн-платформа.
https://www.yaklass.ru/ – образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей.
Общая характеристика курса «Математика» (6 класс, 175 часов)
В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения
от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым
развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии, развивает воображение, пространственные представления.
Значимость математической подготовки в общем образовании современного человека повлияла на определение следующих целей обучения математике:
формирование центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура, переменная, вероятность, функция), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;
подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры человечества;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к изучению математики;
формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты.
Цели изучения курса математики в 6-м классе: систематическое развитие понятия числа; выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил. В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Место учебного предмета «Математика», 6 класс, 175 часов
Учебный план для образовательных учреждений Ростовской области учебный предмет «Математика» выделяет в качестве самостоятельного предмета инвариантной части и отводит 175 часов для обязательного изучения на этапе основного общего образования в 6 классе, из расчета 5 часов в неделю. С учетом годового календарного учебного графика МБОУ СОШ №2 в 6 классе на прохождение программного материала отводится 35 учебных недель, 175 часа соответственно (5 часов в неделю).
Программа может быть реализована в очной, очно – заочной, заочной формах обучения с применением дистанционных технологий и электронного обучения.
Содержание учебного предмета «Математика», 6 класс, 175 часов
Делимость чисел
Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.
Обыкновенные дроби
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел. Умножение и деление обыкновенных дробей. Нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби. Дробные выражения. Отношения и пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб. Длина окружности и площадь круга.
Рациональные числа
Координатная прямая. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Сложение, вычитание, умножение и деление отрицательных чисел и чисел с разными знаками. Свойства действий с рациональными числами.
Алгебраические представления
Уравнения, решение уравнений. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые. Уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая и координатная плоскость.
Текстовые задачи
Задачи на проценты, отношения и пропорции. Задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости. Решение задач арифметическим и алгебраическим методами. Задачи на нахождение площади круга и длины окружности. Логические задачи. Граф-схемы.
Наглядная геометрия
Окружность и круг. Длина окружности и площадь круга. Конус. Цилиндр. Шар, сфера. Перпендикулярные и параллельные прямые.
Множества
Числовые множества. Множества целых и рациональных чисел.
Статистика, элементы комбинаторики и теории вероятностей
Перебор всех возможных вариантов. Правило комбинаторного умножения. Таблицы. Круговые и столбчатые диаграммы. График движения. График роста.
График прохождения программного материала предмета «Математика»,
6 класс, 175 часов
п/п | Название темы, раздела | Количество часов | Сроки изучения | Контрольные работы |
1 | Делимость чисел | 20 | 01.09–28.09.2021 | К.р. №1 – 28.09.2021 |
2 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 22 | 29.09–28.10.2021 | К.р. №2 – 19.10.2021 К.р. №3 – 28.10.2021 |
3 | Умножение и деление обыкновенных дробей | 30 | 29.10–16.12.2021 | К.р. №4 – 24.11.2021 К.р. №5 – 06.12.2021 К.р. №6 – 16.12.2021 |
4 | Отношения и пропорции | 18 | 17.12.2021–24.01.2022 | К.р. №7 – 18.01.2021 К.р. №8 – 24.01.2022 |
5 | Положительные и отрицательные числа | 13 | 25.01–10.02.2022 | К.р. №9 – 10.02.2022 |
6 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 11 | 11.02–25.02.2022 | К.р. №10 – 25.02.2022 |
7 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 12 | 28.02–16.03.2022 | К.р. №11 – 16.03.2022 |
8 | Решение уравнений | 13 | 17.03–13.04.2022 | К.р. №12 – 05.04.2022 К.р. №13 – 13.04.2022 |
9 | Координаты на плоскости | 13 | 14.04–02.05.2022 | К.р. №14 – 29.04.2022 |
10 | Итоговое повторение курса | 20 | 03.05–31.05.2022 | Итог.к.р. –27.05.2022 |
Календарно-тематическое планирование предмета «Математика»,
6 класс, 175 часов
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Виды и формы контроля | ||
план | факт | |||||
Делимость чисел (20 часов) | ||||||
Делители и кратные (открытие новых знаний) | 1 | 01.09 | текущий | |||
Делители и кратные (закрепление знаний) | 1 | 02.09 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Делители и кратные» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 03.09 | текущий | |||
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 (открытие новых знаний) | 1 | 06.09 | текущий | |||
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 (закрепление знаний) | 1 | 07.09 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Признаки делимости на 10, на 5 и на 2» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 08.09 | текущий | |||
Признаки делимости на 9 и на 3 (открытие новых знаний) | 1 | 09.09 | текущий | |||
Признаки делимости на 9 и на 3 (закрепление знаний) | 1 | 10.09 | текущий | |||
Простые и составные числа (открытие новых знаний) | 1 | 13.09 | текущий | |||
Простые и составные числа (закрепление знаний) | 1 | 14.09 | текущий | |||
Разложение на простые множители (открытие новых знаний) | 1 | 15.09 | текущий | |||
Разложение на простые множители (закрепление знаний) | 1 | 16.09 | текущий | |||
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа (открытие новых знаний) | 1 | 17.09 | текущий | |||
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа (закрепление знаний) | 1 | 20.09 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 21.09 | текущий | |||
Наименьшее общее кратное (открытие новых знаний) | 1 | 22.09 | текущий | |||
Наименьшее общее кратное (закрепление знаний) | 1 | 23.09 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Наименьшее общее кратное» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 24.09 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Наименьшее общее кратное» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 27.09 | текущий | |||
Контрольная работа №1 по теме «Делимость чисел» (контроль и оценка знаний) | 28.09 | текущий | ||||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 часа) | ||||||
Анализ контрольной работы. Основное свойство дроби (открытие новых знаний) | 1 | 29.09 | текущий | |||
Основное свойство дроби (закрепление знаний) | 1 | 30.09 | текущий | |||
Сокращение дробей (открытие новых знаний) | 1 | 01.10 | текущий | |||
Сокращение дробей (закрепление знаний) | 1 | 04.10 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Сокращение дробей» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 05.10 | текущий | |||
Приведение дробей к общему знаменателю (открытие новых знаний) | 1 | 06.10 | текущий | |||
Приведение дробей к общему знаменателю (закрепление знаний) | 1 | 07.10 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Приведение дробей к общему знаменателю» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 08.10 | текущий | |||
Сравнение дробей с разными знаменателями (открытие новых знаний) | 1 | 11.10 | текущий | |||
Сравнение дробей с разными знаменателями (закрепление знаний) | 1 | 12.10 | текущий | |||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (открытие новых знаний) | 1 | 13.10 | текущий | |||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (закрепление знаний) | 1 | 14.10 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 15.10 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 18.10 | текущий | |||
Контрольная работа №2 по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (контроль и оценка знаний) | 1 | 19.10 | текущий | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел (открытие новых знаний) | 1 | 20.10 | текущий | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел (закрепление знаний) | 1 | 21.10 | текущий | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел (закрепление знаний) | 1 | 22.10 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 25.10 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 26.10 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 27.10 | текущий | |||
Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» (контроль и оценка знаний) | 1 | 28.10 | текущий | |||
Умножение и деление обыкновенных дробей (30 часов) | ||||||
Умножение дробей (открытие новых знаний) | 1 | 29.10 | ||||
Умножение дробей (закрепление знаний) | 1 | 08.11 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Умножение дробей» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 09.11 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Умножение дробей» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 10.11 | текущий | |||
Нахождение дроби от числа (открытие новых знаний) | 1 | 11.11 | текущий | |||
Нахождение дроби от числа (закрепление знаний) | 1 | 12.11 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Нахождение дроби от числа» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 15.11 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Нахождение дроби от числа» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 16.11 | текущий | |||
Применение распределительного свойства умножения (открытие новых знаний) | 1 | 17.11 | текущий | |||
Применение распределительного свойства умножения (закрепление знаний) | 1 | 18.11 | текущий | |||
Применение распределительного свойства умножения (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 19.11 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Применение распределительного свойства умножения» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 22.11 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Применение распределительного свойства умножения» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 23.11 | текущий | |||
Контрольная работа №4 по теме «Умножение дробей» (контроль и оценка знаний) | 1 | 24.11 | текущий | |||
Взаимно обратные числа (открытие новых знаний) | 1 | 25.11 | текущий | |||
Взаимно обратные числа (закрепление знаний) | 1 | 26.11 | текущий | |||
Деление (открытие новых знаний) | 1 | 29.11 | текущий | |||
Деление (закрепление знаний) | 1 | 30.11 | текущий | |||
Деление (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 01.12 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Деление» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 02.12 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Деление» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 03.12 | текущий | |||
Контрольная работа №5 по теме «Деление» (контроль и оценка знаний) | 1 | 06.12 | текущий | |||
Нахождение числа по его дроби (открытие новых знаний) | 1 | 07.12 | текущий | |||
Нахождение числа по его дроби (закрепление знаний) | 1 | 08.12 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Нахождение числа по его дроби» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 09.12 | текущий | |||
Дробные выражения (открытие новых знаний) | 1 | 10.12 | текущий | |||
Дробные выражения (закрепление знаний) | 1 | 13.12 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Дробные выражения» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 14.12 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Дробные выражения» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 15.12 | текущий | |||
Контрольная работа №6 по теме «Дробные выражения» (контроль и оценка знаний) | 1 | 16.12 | текущий | |||
Отношения и пропорции (19 часов) | ||||||
Отношения (открытие новых знаний) | 1 | 17.12 | текущий | |||
Отношения (закрепление знаний) | 1 | 20.12 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Отношения» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 21.12 | текущий | |||
Пропорции (открытие новых знаний) | 1 | 22.12 | текущий | |||
Пропорции (закрепление знаний) | 1 | 23.12 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Пропорции» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 24.12 | текущий | |||
Прямая и обратная пропорциональные зависимости (открытие новых знаний) | 1 | 27.12 | текущий | |||
Прямая и обратная пропорциональные зависимости (закрепление знаний) | 1 | 28.12 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 29.12 | текущий | |||
Контрольная работа №7 по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости» (контроль и оценка знаний) | 1 | 30.12 | ||||
Масштаб (открытие новых знаний) | 1 | 12.01 | текущий | |||
Масштаб (закрепление знаний) | 1 | 13.01 | текущий | |||
Длина окружности и площадь круга (открытие новых знаний) | 1 | 14.01 | текущий | |||
Длина окружности и площадь круга (закрепление знаний) | 1 | 17.01 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | 18.01 | текущий | |||
Шар (открытие новых знаний) | 1 | 19.01 | текущий | |||
Шар (закрепление знаний) | 1 | 20.01 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Шар» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 21.01 | текущий | |||
Контрольная работа №8 по теме «Длина окружности и площадь круга» (контроль и оценка знаний) | 1 | 24.01 | текущий | |||
Положительные и отрицательные числа (13 часов) | ||||||
Координаты на прямой (открытие новых знаний) | 1 | 25.01 | текущий | |||
Координаты на прямой (закрепление знаний) | 1 | 26.01 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Координаты на прямой» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 27.01 | текущий | |||
Противоположные числа (открытие новых знаний) | 1 | 28.01 | текущий | |||
Противоположные числа (закрепление знаний) | 1 | 31.01 | текущий | |||
Модуль числа (открытие новых знаний) | 1 | 01.02 | текущий | |||
Модуль числа (закрепление знаний) | 1 | 02.02 | текущий | |||
Сравнение чисел (открытие новых знаний) | 1 | 03.02 | текущий | |||
Сравнение чисел (закрепление знаний) | 1 | 04.02 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Сравнение чисел» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 07.02 | текущий | |||
Изменение величин (открытие новых знаний) | 1 | 08.02 | текущий | |||
Изменение величин (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 09.02 | текущий | |||
Контрольная работа №9 по теме «Положительные и отрицательные | 1 | 10.02 | текущий | |||
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 часов) | ||||||
Сложение чисел с помощью координатной прямой (открытие новых знаний) | 1 | 11.02 | текущий | |||
Сложение чисел с помощью координатной прямой (закрепление знаний) | 1 | 14.02 | текущий | |||
Сложение отрицательных чисел (открытие новых знаний) | 1 | 15.02 | текущий | |||
Сложение отрицательных чисел (закрепление знаний) | 1 | 16.02 | текущий | |||
Сложение чисел с разными знаками (открытие новых знаний) | 1 | 17.02 | текущий | |||
Сложение чисел с разными знаками (закрепление знаний) | 1 | 18.02 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Сложение чисел с разными знаками» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 21.02 | текущий | |||
Вычитание (открытие новых знаний) | 1 | 22.02 | текущий | |||
Вычитание (закрепление знаний) | 1 | 23.02 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Вычитание» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 24.02 | текущий | |||
Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» (контроль и оценка знаний) | 1 | 25.02 | текущий | |||
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 часов) | ||||||
Умножение (открытие новых знаний) | 1 | 28.02 | ||||
Умножение (закрепление знаний) | 1 | 01.03 | тематический | |||
Решение упражнений по теме «Умножение» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 02.03 | текущий | |||
Деление (открытие новых знаний) | 1 | 03.03 | текущий | |||
Деление (закрепление знаний) | 1 | 04.03 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Деление» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 05.03 | текущий | |||
Рациональные числа (открытие новых знаний) | 1 | 09.03 | текущий | |||
Рациональные числа (закрепление знаний) | 1 | 10.03 | текущий | |||
Свойства действий с рациональными числами (открытие новых знаний) | 1 | 11.03 | текущий | |||
Свойства действий с рациональными числами (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 14.03 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 15.03 | текущий | |||
Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» (контроль и оценка знаний) | 1 | 16.03 | тематический | |||
Решение уравнений (15 часов) | ||||||
Раскрытие скобок (открытие новых знаний) | 1 | 17.03 | текущий | |||
Раскрытие скобок (закрепление знаний) | 1 | 18.03 | ||||
Решение упражнений по теме «Раскрытие скобок» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 28.03 | текущий | |||
Коэффициент (открытие новых знаний) | 1 | 29.03 | текущий | |||
Коэффициент (закрепление знаний) | 1 | 30.03 | текущий | |||
Подобные слагаемые (открытие новых знаний) | 1 | 31.03 | текущий | |||
Подобные слагаемые (закрепление знаний) | 1 | 01.04 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Подобные слагаемые» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 04.04 | текущий | |||
Контрольная работа №12 по теме «Раскрытие скобок. Подобные слагаемые» (контроль и оценка знаний) | 1 | 05.04 | текущий | |||
Решение уравнений (открытие новых знаний) | 1 | 06.04 | текущий | |||
Решение уравнений (закрепление знаний) | 1 | 07.04 | текущий | |||
Решение задач при помощи уравнений (закрепление знаний) | 1 | 08.04 | текущий | |||
Решение задач при помощи уравнений (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 11.04 | текущий | |||
Решение уравнений (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 12.04 | текущий | |||
Контрольная работа № 13 по теме «Решение уравнений» (контроль и оценка знаний) | 1 | 13.04 | текущий | |||
Координаты на плоскости (13 часов) | ||||||
Перпендикулярные прямые (открытие новых знаний) | 1 | 14.04 | текущий | |||
Перпендикулярные прямые (закрепление знаний) | 1 | 15.04 | текущий | |||
Параллельные прямые (открытие новых знаний) | 1 | 18.04 | текущий | |||
Параллельные прямые (закрепление знаний) | 1 | 19.04 | текущий | |||
Координатная плоскость (открытие новых знаний) | 1 | 20.04 | текущий | |||
Координатная плоскость (закрепление знаний) | 1 | 21.04 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Координатная плоскость» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | 1 | 22.04 | текущий | |||
Столбчатые диаграммы (открытие новых знаний) | 1 | 25.04 | текущий | |||
Столбчатые диаграммы (закрепление знаний) | 1 | 26.04 | текущий | |||
Графики (открытие новых знаний) | 1 | 27.04 | текущий | |||
Графики (закрепление знаний) | 1 | 28.04 | текущий | |||
Решение упражнений по теме «Графики» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 2 9.04 | текущий | |||
Контрольная работа № 14 по теме «Координаты на плоскости» (контроль и оценка знаний) | 1 | 02.05 | текущий | |||
Итоговое повторение курса (20 часов) | ||||||
Делимость чисел (закрепление знаний) | 1 | 03.05 | текущий | |||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (закрепление знаний) | 1 | 04.05 | текущий | |||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (закрепление знаний) | 1 | 05.05 | текущий | |||
Умножение и деление обыкновенных дробей (закрепление знаний) | 1 | 0 6.05 | текущий | |||
Отношения и пропорции (закрепление знаний) | 1 | 10.05 | текущий | |||
Положительные и отрицательные числа (закрепление знаний) | 1 | 11.05 | текущий | |||
Сложение и вычитание положительных и отрицательных | 1 | 12.05 | текущий | |||
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (закрепление знаний) | 1 | 13.05 | текущий | |||
Решение уравнений (закрепление знаний) | 1 | 16.05 | текущий | |||
Решение уравнений (закрепление знаний) | 1 | 17.05 | текущий | |||
Координаты на плоскости (закрепление знаний) | 1 | 18.05 | текущий | |||
Решение задач на движение (закрепление знаний) | 1 | 19.05 | текущий | |||
Решение задач на части (закрепление знаний) | 1 | 20.05 | текущий | |||
Решение задач на работу (закрепление знаний) | 1 | 23.05 | текущий | |||
Решение геометрических задач (закрепление знаний) | 1 | 24.05 | текущий | |||
Масштаб (закрепление знаний) | 1 | 25.05 | текущий | |||
Диаграммы (закрепление знаний) | 1 | 26.05 | текущий | |||
Итоговая контрольная работа (контроль и оценка знаний) | 1 | 27.05 | рубежный | |||
Анализ контрольной работы (рефлексия и оценка знаний) | 1 | 30.05 | текущий | |||
Итоговый урок (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 31.05 | текущий |
Примечание: Количество часов на учебный год в рабочей программе не соответствует количеству часов, определенному учебным планом в связи с тем, что 5 уроков выпадают на праздничные дни (23.02.2021, 02-03.05.2022, 10.05.20200), темы уроков № 113, 155, 156, 160 будут уплотнены за счет усиления тем уроков № 112, 154, 157, 159 соответственно, в целях устранения отставания в изучении программного материала.
Результаты освоения учебного материала предмета «Математика»,
6 класс, 175 часов
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пре); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
Предметные результаты
Числа и вычисления
Знать и понимать термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи, переходить (если это возможно) от одной формы записи числа к другой.
Сравнивать и упорядочивать целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, сравнивать числа одного и разных знаков.
Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с натуральными и целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами.
Вычислять значения числовых выражений, выполнять прикидку и оценку результата вычислений; выполнять преобразования числовых выражений на основе свойств арифметических действий.
Соотносить точку на координатной прямой с соответствующим ей числом и изображать числа точками на координатной прямой, находить модуль числа.
Соотносить точки в прямоугольной системе координат с координатами этой точки.
Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел.
Числовые и буквенные выражения
Понимать и употреблять термины, связанные с записью степени числа, находить квадрат и куб числа, вычислять значения числовых выражений, содержащих степени.
Пользоваться признаками делимости, раскладывать натуральные числа на простые множители.
Пользоваться масштабом, составлять пропорции и отношения.
Использовать буквы для обозначения чисел при записи математических выражений, составлять буквенные выражения и формулы, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.
Находить неизвестный компонент равенства
Решение текстовых задач
Решать многошаговые текстовые задачи арифметическим способом.
Решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами; решать три основные задачи на дроби и проценты.
Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость; производительность, время, объёма работы, используя арифметические действия, оценку, прикидку; пользоваться единицами измерения соответствующих величине.
Составлять буквенные выражения по условию задачи.
Извлекать информацию, представленную в таблицах, на линейной, столбчатой или круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные; использовать данные при решении задач.
Представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмме
Наглядная геометрия
Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических плоских и пространственных фигур, примеры равных и симметричных фигур
Изображать с помощью циркуля, линейки, транспортира на нелинованной и клетчатой бумаге изученные плоские геометрические фигуры и конфигурации, симметричные фигуры
Пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия; использовать терминологию, связанную с симметрией: ось симметрии, центр симметрии
Находить величины углов измерением с помощью транспортира, строить углы заданной величины, пользоваться при решении задач градусной мерой углов; распознавать на чертежах острый, прямой, развёрнутый и тупой углы.
Вычислять длину ломаной, периметр многоугольника, пользоваться единицами измерения длины, выражать одни единицы измерения длины через другие
Находить, используя чертёжные инструменты, расстояния: между двумя точками, от точки до прямой, длину пути на квадратной сетке
Вычислять площадь фигур, составленных из прямоугольников, использовать разбиение на прямоугольники, на равные фигуры, достраивание до прямоугольника; пользоваться основными единицами измерения площади; выражать одни единицы измерения площади через другие
Распознавать на моделях и изображениях пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развёртка
Моделировать изученные пространственные фигуры (из бумаги, проволоки, пластилина и др.); изображать на клетчатой бумаге.
Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда, куба, пользоваться основными единицами измерения объёма; выражать одни единицы измерения объёма через другие.
Решать несложные задачи на нахождение геометрических величин в практических ситуациях.
Планируемые результаты обучения математике, 6 класс, 175 часов
Выпускник научится в 6 классе
Числа
Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, рациональное число.
Читать и записывать рациональные числа.
Использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений.
Изображать рациональные числа на координатной прямой.
Сравнивать рациональные числа.
Выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами.
Выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями, десятичными дробями, смешанными числами.
Знать признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10 и использовать их при выполнении вычислений и решении несложных задач.
Изображать сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел на координатной прямой.
Выполнять арифметические действия с положительными и отрицательными числами.
Находить квадрат и куб рационального числа.
Оперировать понятием модуль числа. Понимать геометрический смысл модуля.
Составлять числовые выражения и находить значения числовых выражений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Оценивать результаты вычислений при решении практических задач.
Выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях.
Составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Множества
Оперировать понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность элемента множеству.
Задавать множества перечислением их элементов.
Находить подмножество, пересечение и объединение множеств в простейших ситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Распознавать логически некорректные высказывания.
Статистика и теория вероятностей
Представлять данные в виде таблиц, диаграмм.
Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
Решать комбинаторные задачи с помощью перебора возможных вариантов и с помощью правила комбинаторного умножения.
Текстовые задачи
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия.
Строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи.
Осуществлять поиск решения задачи двумя способами: от условия к требованию и от требования к условию.
Составлять план решения задачи.
Выделять этапы решения задачи.
Интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи.
Использовать при решении задачи как арифметический, так и алгебраический методы решения.
Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части.
Решать задачи на зависимость трёх величин разных типов (на работу, на покупки, на движение), выделять величины в каждой зависимости и отношения между ними.
Решать задачи на проценты, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины.
Решать несложные логические задачи.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку).
Алгебраические представления
Записывать и читать буквенные выражения. Находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв.
Записывать свойства и правила арифметических действий с помощью буквенных выражений.
Упрощать буквенные выражения, содержащие подобные слагаемые, раскрывать скобки, перед которыми стоит знак «плюс» или «минус», умножать число на сумму или разность выражений, содержащих букву.
Решать уравнения на основе знаний компонентов действий.
Решать линейные уравнения и уравнения, к ним сводящиеся (без введения термина «линейное»).
Описывать реальные ситуации с помощью линейных уравнений.
Оперировать понятиями: координатная прямая, координатная плоскость.
Находить координату точки на координатной прямой и координаты точки на координатной плоскости. Строить точку на координатной плоскости по её координатам.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Описывать реальные ситуации с помощью несложных уравнений.
Находить местоположение объекта по его географическим координатам.
Составлять план местности, используя масштаб.
Оценивать реальные расстояния между географическими объектами, отмеченными на карте.
Строить ленту времени.
Использовать изученные формулы на других предметах.
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг,
Изображать геометрические фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов.
Вычислять площади прямоугольников.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях.
Находить площади прямоугольников, объёмы тел, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.
Выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.
История математики
Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки.
Знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.
Выпускник получит возможность научиться в 6 классе
Элементы теории множеств и математической логики
Оперировать понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность элемента множеству.
Определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств.
Задавать множество с помощью перечисления элементов и словесного описания.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Распознавать логически некорректные высказывания.
Строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.
Числа
Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, рациональное число, множество рациональных чисел.
Оперировать понятиями: обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число.
Изображать натуральные, целые, рациональные числа на координатной прямой.
Понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа.
Выполнять вычисления, в том числе с использованием рациональных способов, обосновывать алгоритмы выполнения действий.
Использовать признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11 суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости.
Выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью.
Упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей.
Находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении задач.
Оперировать понятиями: модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Применять правила приближённых вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов.
Выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближённых вычислений.
Составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Уравнения и неравенства
Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.
Статистика и теория вероятностей
Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое.
Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах.
Составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.
Текстовые задачи
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности.
Использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач.
Знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию).
Моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы.
Выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа.
Интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи.
Анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях.
Исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта.
Решать разнообразные задачи «на части», отношения, пропорции.
Решать и обосновывать решение задач на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби.
Осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов, решать задачи на движение по реке.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учётом этих характеристик.
Решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат.
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах.
Измерения и вычисления
Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов.
Вычислять площади прямоугольников, квадратов, объёмы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Вычислять расстояния на местности, площади участков прямоугольной формы, объёмы комнат.
Выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.
Оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
История математики
Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.
Организация контроля выполнения календарно-тематического планирования
курса «Математика», 6 класс, 175 часов
Виды и формы контроля:
Согласно Уставу МБОУ СОШ №2 и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий контроль (потемно, поурочно), диагностический (административный), рубежный (по итогам четверти/полугодия, года), переводной.
Оценка письменном работы по выполнению вычислительных заданий и алгебраических преобразований.
Оценка «5» ставится за безукоризненное выполнение письменной работы, т. е. а) если решение всех примеров верное; б) если все действия и преобразования выполнены правильно, без ошибок; все записи хода решения расположены последовательно, а также сделана проверка решения в тех случаях, когда это требуется.
Оценка «4» ставится за работу, которая выполнена в основном правильно, но допущена одна (негрубая) ошибка иди два-три недочёта.
Оценка «3» ставится в следующих случаях; а) если в работе имеется одна грубая ошибка и не более одной негрубой ошибки; б) при наличии одной грубой ошибки и одного-двух недочетов; и) при отсутствии грубых ошибок, по про наличии от двум до четырёх (негрубых) ошибок; г) при наличия двух негрубых ошибок и не болев трёх недочётов.; д) при отсутствии ошибок, но при наличии четырех и более недочётов; о) если верно выполнено более половины объёма леей работы.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок превосходит норму, при которой может быть выставлена положительная оценка, или если правильно выполнено менее половины всей работы,
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил работу.
Примечание. Оценка «5» может быть поставлена, несмотря на наличие одного-двух недочётов, если ученик дал оригинальное решение заданий, свидетельствующее о его хорошем математическом развитии.
Оценка письменной работы по решению текстовых задач
Оценка «5» ставится в том случае, когда задачи решена правильно: ход решения задачи верен, все действия и преобразования выполнены верно и рационально; в задаче, решаемой с вопросами или пояснениями к действиям, даны точные и правильные формулировки; в задаче, решаемой с помощью уравнения, даны необходимые пояснения; записи правильны, расположены последовательно, дан верный и исчерпывающий ответ на вопросы задачи; сделана проверка решения (в тех случаях, когда это требуется).
Оценка «4» ставится в том случае, если при правильном ходе решения задачи допущена одна негрубая ошибка или два-три недочёта.
Оценка «3» ставится в том случае, если ход решения правильный, но: а) допущена одна грубая ошибка и не более одной негрубой; б) допущена одна грубая ошибка и не более двух недочётов; в) допущены три-четыре негрубые ошибки при отсутствии недочётов; г) допущено не более двух негрубых ошибок и трёх недочётов; д) при отсутствии ошибок, но при наличии более трёх недочётов.
Оценка «2» ставится в том случае, когда число ошибок превосходит норму, при которой может быть выставлена положительная оценка.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания работы.
Примечания.
1. Оценка «5» может быть поставлена, несмотря на наличие одного-двух недочётов, если ученик дал оригинальное решение заданий, свидетельствующее о его хорошем математическом развитии.
2. Положительная оценка «3» может быть выставлена ученику, выполнившему работу неполностью, если он безошибочно выполнил более половины объёма всей работы.
Оценка комбинированных письменных работ
Письменная работа по математике, подлежащая оцениванию, может состоять из задач и примеров (комбинированная работа). В этом случае преподаватель сначала даёт предварительную оценку каждой части работы, а затем общую, руководствуясь следующим:
а) если обе части работы оценены одинаково, то эта оценка должна быть общей для всей работы в целом;
б) если оценки частей разнятся на один балл, например, даны оценки «5» и «4» или «4» и «3» и т.п., то за работу в целом, как правило, ставится низшая из двух оценок, но при этом учитывается значение каждой из частей работы;
в) низшая из двух данных оценок ставится и в том случае, если одна часть работы оценена баллом «5», а другая — баллом «3», но в этом случае преподаватель может оценить такую работу в целом баллом «4» при условии, что оценка «5» поставлена за основную часть работы;
г) если одна из частей работы оценена баллом «5» или «4», а другая — баллом «2» или «1», то за всю работу в целом ставится балл «2», но преподаватель может оценить всю работу баллом «3» при условии, что высшая из двух данных оценок поставлена за основную часть работы.
Примечание. Основной считается та часть работы, которая включает больший по объёму или
наиболее важный по значению материал по изучаемым темам программы.
Оценка текущих письменных работ
При оценке повседневных обучающих работ по математике учитель руководствуется указанными нормами оценок, но учитывает степень самостоятельности выполнения работ учащимися, а также то, насколько закреплён вновь изучаемый материал.
Обучающие письменные работы, выполненные учащимися вполне самостоятельно с применением ранее изученных и хорошо закреплённых знаний, оцениваются так же, как и контрольные работы.
Обучающие письменные работы, выполненные вполне самостоятельно, на только что изученные и недостаточно закреплённые правила, могут оцениваться на один балл выше, чем контрольные работы, но оценка «5» и в этом случае выставляется только за безукоризненно выполненные работы.
Письменные работы, выполненные в классе с предварительным разбором их под руководством учителя, оцениваются на один балл ниже, чем это предусмотрено нормами оценки контрольных письменных работ. Но безукоризненно выполненная работа и в этом случае оценивается баллом «5».
Домашние письменные работы оцениваются так же, как классная работа обучающего характера.
Промежуточная аттестация: итоговая оценка за четверть (триместр) и за год
В соответствии с особенностями математики как учебного предмета оценки за письменные работы имеют большее значение, чем оценки за устные ответы и другие виды работ.
Итоговую оценку определяют в первую очередь оценки за контрольные работы, затем принимаются во внимание оценки за другие письменные и практические работы и лишь в последнюю очередь — все прочие оценки (за устные ответы, устный счёт и т. д.). При этом учитель должен учитывать и фактический уровень знаний и умений ученика на конец четверти (триместра).
Итоговая оценка за год выставляется а основании четвертных (триместровых) оценок, но также с обязательным учётом фактического уровня знаний ученика на конец учебного года.