12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Вера58 Россия, Брянская обл., Мглин |
Рабочая программа по предмету «Математика», 5 класс
Согласовано Руководитель МО учителей математики, физики, информатики МБОУ «Мглинская СОШ №2» _____ Матвеенко В.Н. Протокол № 1 от «27» августа 2019 г | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ « Мглинская СОШ № 2» ___________Кондрат Е.В.
«____»____________2019 г.
| Утверждено Директор МБОУ «Мглинская СОШ №2» ______Ширко А. Н..
Приказ № _____ от «___» ____ 2019 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Математика»
5 класс
Матвеенко Веры Николаевны
высшая квалификационная категория
2019 -2020 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1
от «28» августа 2019 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена к учебнику «Математика», 5 класс, авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов,А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Математика» изучается в 5-ом классе в виде учебного курса «Математика» 5,5 часов в неделю, 192,5 ч. в год.
Цели обучения
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование
понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи обучения
Приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного
саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Личностными результатами изучения предмета «Математика» в 5 классе являются следующие качества:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
– система заданий учебников;
– представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
– использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметьиспользовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, позволяющие продвигаться по всем шести линиям развития.
1-я ЛР – Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученныхрезультатов.
2-я ЛР – Совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
3-я ЛР – Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
4-я ЛР – Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
5-я ЛР– Независимость и критичность мышления.
6-я ЛР – Воля и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметьвыдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
Учащиеся должны знать:
- понятие натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;
- правила выполнения действий с заданными числами;
- свойства арифметических действий;
-понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;
- определение отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности;
Должны уметь:
-выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
- применять свойства арифметических действий при решении примеров;
- решать уравнения, упрощать буквенные выражения;
- решать задачи на дроби и с помощью уравнений;
- находить процент от числа и число по его проценту.
Содержание учебного предмета
1. Натуральные числа и шкалы (18 часов), из них контрольные работы 2 .
Десятичная система записи натуральных чисел. Римская нумерация. Сравнение натуральных чисел. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Единицы измерения длин. Координатный луч.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (24 часов), из них контрольные работы 2 .
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения: переместительный и сочетательный законы. Числовые и буквенные выражения, понятие уравнения. Решение текстовых задач арифметическим способом.
3. Умножение и деление натуральных чисел (30 часов), из них контрольные работы 2.
Умножение и деление натуральных чисел. Законы умножения: переместительный, сочетательный и распределительный. Порядок выполнения действий. Квадрат и куб числа. Деление с остатком. Решение текстовых задач арифметическим способом.
4. Площади и объемы (16 часов), из них контрольные работы 1 час.
Формулы пути, площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения времени, скорости, площади и объема.
5. Обыкновенные дроби (29 часа), из них контрольные работы 2 часа.
Окружность и круг. Обыкновенные дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа, их сложение и вычитание.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (18 часов), из них контрольные работы 1час.
Десятичная дробь. Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел. Решение текстовых задач различными способами.
7. Умножение и деление десятичных дробей (32 часов), из них контрольные работы 2 часа.
Умножение и деление десятичных дробей. Решение текстовых задач различными способами. Среднее арифметическое нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (14часов), из них контрольные работы 1 часа.
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты: нахождение процента от величины, величины по ее проценту. Выражение отношения в процентах в простейших случаях. Круговые диаграммы. Углы, измерение углов.
9. Итоговое повторение курса математики 5 класса (8 часов), из них контрольные работы 1 час.
10. Резерв 3.5 ч
Тема | Количество часов | Контрольные работы |
Натуральные числа и шкалы | 18 | 2 |
Сложение и вычитание натуральных чисел | 24 | 2 |
Умножение и деление натуральных чисел | 30 | 2 |
Площади и объёмы | 16 | 1 |
Обыкновенные дроби | 29 | 2 |
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 18 | 1 |
Умножение и деление десятичных дробей | 32 | 2 |
Инструменты для вычислений и измерений | 14 | 1 |
Повторение. Решение задач | 8 | 1 |
Резерв | 3,5 |
|
Итого | 192.5 ч | 14 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1. Натуральные числа и шкалы | 18 |
|
| |
1.1 | Обозначение натуральных чисел | 1 |
|
|
1.2 | Обозначение натуральных чисел | 1 |
|
|
1.3 | Чтение многозначных чисел | 1 |
|
|
1.4 | Отрезок. Сравнение отрезков | 1 |
|
|
1.5 | Длина отрезка. Треугольник | 1 |
|
|
1.6 | Многоугольник | 1 |
|
|
1.7 | Входная контрольная работа | 1 |
|
|
1.8 | Плоскость. Прямая | 1 |
|
|
1.9 | Луч, дополнительные лучи | 1 |
|
|
1.10 | Плоскость. Прямая. Луч. | 1 |
|
|
1.11 | Шкалы. Координатный луч | 1 |
|
|
1.12 | Шкалы и координаты | 1 |
|
|
1.13 | Построение точек по их координатам | 1 |
|
|
1.14 | Меньше или больше | 1 |
|
|
1.15 | Сравнение чисел | 1 |
|
|
1.16 | Сравнение чисел | 1 |
|
|
1.17 | Сравнение чисел | 1 |
|
|
1.18 | Контрольная работа №1 «Натуральные числа и шкалы» | 1 |
|
|
2. Сложение и вычитание натуральных чисел | 24 |
|
| |
2.1 | Сложение натуральных чисел | 1 |
|
|
2.2 | Свойства сложения | 1 |
|
|
2.3 | Разложение чисел по разрядам | 1 |
|
|
2.4 | Зависимость суммы от изменения компонентов | 1 |
|
|
2.5 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 1 |
|
|
2.6 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 1 |
|
|
2.7 | Вычитание натуральных чисел | 1 |
|
|
2.8 | Свойства вычитания | 1 |
|
|
2.9 | Вычитание чисел в столбик | 1 |
|
|
2.10 | Вычитание чисел в столбик | 1 |
|
|
2.11 | Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» |
|
|
|
2.12 | Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 |
|
|
2.13 | Числовые выражения | 1 |
|
|
2.14 | Буквенные выражения | 1 |
|
|
2.15 | Нахождение значений буквенных выражений | 1 |
|
|
2.16 | Нахождение значений буквенных выражений | 1 |
|
|
2.17 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 1 |
|
|
2.18 | Свойства сложения и вычитания | 1 |
|
|
2.19 | Упрощение числовых и буквенных выражений | 1 |
|
|
2.20 | Уравнение | 1 |
|
|
2.21 | Решение задач с помощью уравнений, | 1 |
|
|
2.22 | Составление уравнений по условию задачи и их решение | 1 |
|
|
2.23 | Решение уравнений | 1 |
|
|
2.24 | Контрольная работа №3 «Уравнение» | 1 |
|
|
3. Умножение и деление натуральных чисел | 30 |
|
| |
3.1 | Умножение натуральных чисел | 1 |
|
|
3.2 | Свойства умножения | 1 |
|
|
3.3 | Умножение многозначных чисел | 1 |
|
|
3.4 | Решение задач на умножение | 1 |
|
|
3.5 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 1 |
|
|
3.6 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 1 |
|
|
3.7 | Деление | 1 |
|
|
3.8 | Свойства деления | 1 |
|
|
3.9 | Нахождение неизвестных множителя, делимого, делителя, | 1 |
|
|
3.10 | Решение примеров и задач на деление | 1 |
|
|
3.11 | Решение примеров и задач на деление | 1 |
|
|
3.12 | Скорость, расстояние, время и связь между ними | 1 |
|
|
3.13 | Скорость, расстояние, время и связь между ними | 1 |
|
|
3.14 | Деление с остатком | 1 |
|
|
3.15 | Решение примеров на деление с остатком | 1 |
|
|
3.16 | Обобщающий урок по теме «Умножение и деление натуральных чисел» |
|
|
|
3.17 | Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 |
|
|
3.18 | Упрощение выражений | 1 |
|
|
3.19 | Использование свойств умножения при упрощении выражений | 1 |
|
|
3.20 | Использование свойств умножения при упрощении выражений | 1 |
|
|
3.21 | Использование свойств умножения при решении уравнений | 1 |
|
|
3.22 | Решение задач с помощью уравнений | 1 |
|
|
3.23 | Решение задач с помощью уравнений | 1 |
|
|
3.24 | Решение задач | 1 |
|
|
3.25 | Порядок выполнения действий | 1 |
|
|
3.26 | Изменение порядка действий в примерах | 1 |
|
|
3.27 | Решение примеров по схемам | 1 |
|
|
3.28 | Квадрат и куб числа | 1 |
|
|
3.29 | Вычисление значений выражений, содержащих квадрат и куб числа | 1 |
|
|
3.30 | Контрольная работа №5 «Упрощение выражений. Квадрат и куб числа» | 1 |
|
|
4. Площади и объемы | 16 |
|
| |
4.1 | Формула пути | 1 |
|
|
4.2 | Формулы периметра прямоугольника и квадрата | 1 |
|
|
4.3 | Решение задач на нахождение периметра | 1 |
|
|
4.4 | Площадь. | 1 |
|
|
4.5 | Формула площади прямоугольника | 1 |
|
|
4.6 | Решение задач на нахождение площади прямоугольника |
|
|
|
4.7 | Единицы измерения площадей | 1 |
|
|
4.8 | Гектар и ар | 1 |
|
|
4.9 | Решение задач с использованием единиц измерения площадей | 1 |
|
|
4.10 | Решение задач с использованием единиц измерения площадей | 1 |
|
|
4.11 | Прямоугольный параллелепипед | 1 |
|
|
4.12 | Прямоугольный параллелепипед | 1 |
|
|
4.13 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда | 1 |
|
|
4.14 | Соотношения между единицами объёма | 1 |
|
|
4.15 | Решение задач на вычисление объема прямоугольного параллелепипеда | 1 |
|
|
4.16 | Контрольная работа №6 «Площади и объемы» | 1 |
|
|
5. Обыкновенные дроби | 29 |
|
| |
5.1 | Окружность | 1 |
|
|
5.2 | Круг | 1 |
|
|
5.3 | Решение задач по теме: «Окружность и круг» | 1 |
|
|
5.4 | Доли. | 1 |
|
|
5.5 | Обыкновенные дроби | 1 |
|
|
5.6 | Решение задач на нахождение дроби от числа | 1 |
|
|
5.7 | Решение задач на нахождение числа по его дроби | 1 |
|
|
5.8 | Решение задач на нахождение числа по его дроби | 1 |
|
|
5.9 | Сравнение дробей | 1 |
|
|
5.10 | Сравнение дробей | 1 |
|
|
5.11 | Решение задач по теме: «Сравнение дробей» | 1 |
|
|
5.12 | Правильные и неправильные дроби | 1 |
|
|
5.13 | Сравнение правильных и неправильных дробей | 1 |
|
|
5.14 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби» | 1 |
|
|
5.15 | Контрольная работа №7 «Обыкновенные дроби» | 1 |
|
|
5.16 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 |
|
|
5.17 | Решение примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 |
|
|
5.18 | Решение задач на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 |
|
|
5.19 | Решение задач на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 |
|
|
5.20 | Деление и дроби | 1 |
|
|
5.21 | Деление и дроби |
|
|
|
5.22 | Свойство деления суммы на число | 1 |
|
|
5.23 | Смешанные числа | 1 |
|
|
5.24 | Представление смешанных чисел в виде неправильной дроби | 1 |
|
|
5.25 | Представление смешанных чисел в виде неправильной дроби | 1 |
|
|
5.26 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 |
|
|
5.27 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 |
|
|
5.28 | Решение задач на сложение и вычитание смешанных чисел | 1 |
|
|
5.29 | Контрольная работа №8 «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» | 1 |
|
|
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 18 |
|
| |
6.1 | Десятичная запись дробных чисел | 1 |
|
|
6.2 | Выражение обыкновенных дробей в виде десятичных | 1 |
|
|
6.3 | Выражение обыкновенных дробей в виде десятичных | 1 |
|
|
6.4 | Сравнение десятичных дробей | 1 |
|
|
6.5 | Сравнение десятичных дробей с помощью координатной прямой | 1 |
|
|
6.6 | Решение задач на сравнение десятичных дробей | 1 |
|
|
6.7 | Решение задач на сравнение десятичных дробей | 1 |
|
|
6.8 | Сложение десятичных дробей | 1 |
|
|
6.9 | Вычитание десятичных дробей | 1 |
|
|
6.10 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 |
|
|
6.11 | Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей | 1 |
|
|
6.12 | Использование свойств вычитания при решении примеров | 1 |
|
|
6.13 | Использование свойств вычитания при решении примеров | 1 |
|
|
6.14 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 |
|
|
6.15 | Приближенные значения чисел | 1 |
|
|
6.16 | Округление чисел | 1 |
|
|
6.17 | Округление чисел | 1 |
|
|
6.18 | Контрольная работа №9 «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 |
|
|
7. Умножение и деление десятичных дробей | 32 |
|
| |
7.1 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 |
|
|
7.2 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа |
|
|
|
7.3 | Умножение десятичных дробей на разрядную единицу 10, 100… | 1 |
|
|
7.4 | Решение задач на умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 |
|
|
7.5 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 |
|
|
7.6 | Решение примеров на деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 |
|
|
7.7 | Деление десятичных дробей на разрядную единицу 10, 100.. | 1 |
|
|
7.8 | Решение примеров на деление десятичных дробей на разрядную единицу 10, 100.. | 1 |
|
|
7.9 | Деление и умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 |
|
|
7.10 | Деление и умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 |
|
|
7.11 | Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | 1 |
|
|
7.12 | Умножение десятичных дробей | 1 |
|
|
7.13 | Умножение десятичных дробей на разрядную единицу 0,1, 0,01.. | 1 |
|
|
7.14 | Решение примеров на умножение десятичных дробей | 1 |
|
|
7.15 | Распределительное свойство умножения | 1 |
|
|
7.16 | Решение задач на умножение десятичных дробей | 1 |
|
|
7.17 | Решение задач на умножение десятичных дробей | 1 |
|
|
7.18 | Деление десятичных дробей | 1 |
|
|
7.19 | Решение примеров на деление десятичных дробей | 1 |
|
|
7.20 | Решение задач на деление десятичных дробей | 1 |
|
|
7.21 | Решение задач на деление десятичных дробей | 1 |
|
|
7.22 | Деление десятичных дробей на разрядную единицу 0,1, 0,01.. | 1 |
|
|
7.23 | Решение примеров на все действия с десятичными дробями | 1 |
|
|
7.24 | Решение примеров на все действия с десятичными дробями | 1 |
|
|
7.25 | Задачи на все действия с десятичными дробями | 1 |
|
|
7.26 | Задачи на все действия с десятичными дробями | 1 |
|
|
7.27 | Среднее арифметическое | 1 |
|
|
7.28 | Решение задач на нахождение среднего арифметического | 1 |
|
|
7.29 | Решение задач на нахождение среднего арифметического | 1 |
|
|
7.30 | Средняя скорость движения | 1 |
|
|
7.31 | Решение задач на нахождение средней скорости движения | 1 |
|
|
7.32 | Контрольная работа №11 «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 |
|
|
8. Инструменты для вычислений и измерений | 14 |
|
| |
8.1 | Микрокалькулятор | 1 |
|
|
8.2 | Проценты | 1 |
|
|
8.3 | Нахождение процента от числа |
|
|
|
8.4 | Нахождение процента от числа | 1 |
|
|
8.5 | Решение задач на нахождение процента от числа | 1 |
|
|
8.6 | Нахождение числа по его процентам | 1 |
|
|
8.7 | Решение задач на нахождение числа по его процентам | 1 |
|
|
8.8 | Решение задач на нахождение числа по его процентам | 1 |
|
|
8.9 | Угол. Обозначение. Сравнение углов биссектриса угла. | 1 |
|
|
8.10 | Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. Транспортир. | 1 |
|
|
8.11 | Сравнение величин углов | 1 |
|
|
8.12 | Круговые диаграммы | 1 |
|
|
8.13 | Построение круговых диаграмм | 1 |
|
|
8.14 | Контрольная работа №13 «Измерение углов. Транспортир.Проценты» | 1 |
|
|
9.Итоговое повторение | 8 |
|
| |
9.1 | Повторение. Уравнение. | 1 |
|
|
9.2 | Повторение. Уравнение. | 1 |
|
|
9.3 | Повторение. Умножение натуральных чисел и его свойства. | 1 |
|
|
9.4 | Повторение. Умножение натуральных чисел и его свойства. | 1 |
|
|
9.5 | Повторение. Деление. | 1 |
|
|
9.6 | Повторение. Упрощение выражений. | 1 |
|
|
9.7 | Повторение. Порядок выполнения действий | 1 |
|
|
9.8 | Итоговая контрольная работа | 1 |
|
|
| Резерв | 3.5 |
|
|
| Итого | 192,5 |
|
|