Рабочая программа по предмету «Математика» в 5 классе по УМК Н.Я. Виленкина
Согласовано Руководитель МО учителей математики, физики, информатики МБОУ «Мглинская СОШ №2» _____ Матвеенко В.Н. Протокол № 1 от «27» августа 2019 г |
Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ « Мглинская СОШ № 2» ___________Кондрат Е.В.
«____»____________2019 г.
|
Утверждено Директор МБОУ «Мглинская СОШ №2» ______Ширко А. Н..
Приказ № _____ от «___» ____ 2019 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Математика»
5 класс
Матвеенко Веры Николаевны
высшая квалификационная категория
2019 -2020 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1
от «28» августа 2019 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена к учебнику «Математика», 5 класс, авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов,А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Математика» изучается в 5-ом классе в виде учебного курса «Математика» 5,5 часов в неделю, 192,5 ч. в год.
Цели обучения
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование
понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи обучения
Приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного
саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Личностными результатами изучения предмета «Математика» в 5 классе являются следующие качества:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
– система заданий учебников;
– представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
– использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметьиспользовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, позволяющие продвигаться по всем шести линиям развития.
1-я ЛР – Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученныхрезультатов.
2-я ЛР – Совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
3-я ЛР – Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
4-я ЛР – Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
5-я ЛР– Независимость и критичность мышления.
6-я ЛР – Воля и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметьвыдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
Учащиеся должны знать:
- понятие натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;
- правила выполнения действий с заданными числами;
- свойства арифметических действий;
-понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;
- определение отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности;
Должны уметь:
-выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
- применять свойства арифметических действий при решении примеров;
- решать уравнения, упрощать буквенные выражения;
- решать задачи на дроби и с помощью уравнений;
- находить процент от числа и число по его проценту.
Содержание учебного предмета
1. Натуральные числа и шкалы (18 часов), из них контрольные работы 2 .
Десятичная система записи натуральных чисел. Римская нумерация. Сравнение натуральных чисел. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Единицы измерения длин. Координатный луч.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (24 часов), из них контрольные работы 2 .
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения: переместительный и сочетательный законы. Числовые и буквенные выражения, понятие уравнения. Решение текстовых задач арифметическим способом.
3. Умножение и деление натуральных чисел (30 часов), из них контрольные работы 2.
Умножение и деление натуральных чисел. Законы умножения: переместительный, сочетательный и распределительный. Порядок выполнения действий. Квадрат и куб числа. Деление с остатком. Решение текстовых задач арифметическим способом.
4. Площади и объемы (16 часов), из них контрольные работы 1 час.
Формулы пути, площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения времени, скорости, площади и объема.
5. Обыкновенные дроби (29 часа), из них контрольные работы 2 часа.
Окружность и круг. Обыкновенные дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа, их сложение и вычитание.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (18 часов), из них контрольные работы 1час.
Десятичная дробь. Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел. Решение текстовых задач различными способами.
7. Умножение и деление десятичных дробей (32 часов), из них контрольные работы 2 часа.
Умножение и деление десятичных дробей. Решение текстовых задач различными способами. Среднее арифметическое нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (14часов), из них контрольные работы 1 часа.
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты: нахождение процента от величины, величины по ее проценту. Выражение отношения в процентах в простейших случаях. Круговые диаграммы. Углы, измерение углов.
9. Итоговое повторение курса математики 5 класса (8 часов), из них контрольные работы 1 час.
10. Резерв 3.5 ч
Тема |
Количество часов |
Контрольные работы |
Натуральные числа и шкалы |
18 |
2 |
Сложение и вычитание натуральных чисел |
24 |
2 |
Умножение и деление натуральных чисел |
30 |
2 |
Площади и объёмы |
16 |
1 |
Обыкновенные дроби |
29 |
2 |
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей |
18 |
1 |
Умножение и деление десятичных дробей |
32 |
2 |
Инструменты для вычислений и измерений |
14 |
1 |
Повторение. Решение задач |
8 |
1 |
Резерв |
3,5 |
|
Итого |
192.5 ч |
14 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
1. Натуральные числа и шкалы |
18 |
|
|
|
1.1 |
Обозначение натуральных чисел |
1 |
|
|
1.2 |
Обозначение натуральных чисел |
1 |
|
|
1.3 |
Чтение многозначных чисел |
1 |
|
|
1.4 |
Отрезок. Сравнение отрезков |
1 |
|
|
1.5 |
Длина отрезка. Треугольник |
1 |
|
|
1.6 |
Многоугольник |
1 |
|
|
1.7 |
Входная контрольная работа |
1 |
|
|
1.8 |
Плоскость. Прямая |
1 |
|
|
1.9 |
Луч, дополнительные лучи |
1 |
|
|
1.10 |
Плоскость. Прямая. Луч. |
1 |
|
|
1.11 |
Шкалы. Координатный луч |
1 |
|
|
1.12 |
Шкалы и координаты |
1 |
|
|
1.13 |
Построение точек по их координатам |
1 |
|
|
1.14 |
Меньше или больше |
1 |
|
|
1.15 |
Сравнение чисел |
1 |
|
|
1.16 |
Сравнение чисел |
1 |
|
|
1.17 |
Сравнение чисел |
1 |
|
|
1.18 |
Контрольная работа №1 «Натуральные числа и шкалы» |
1 |
|
|
2. Сложение и вычитание натуральных чисел |
24 |
|
|
|
2.1 |
Сложение натуральных чисел |
1 |
|
|
2.2 |
Свойства сложения |
1 |
|
|
2.3 |
Разложение чисел по разрядам |
1 |
|
|
2.4 |
Зависимость суммы от изменения компонентов |
1 |
|
|
2.5 |
Сложение натуральных чисел и его свойства |
1 |
|
|
2.6 |
Сложение натуральных чисел и его свойства |
1 |
|
|
2.7 |
Вычитание натуральных чисел |
1 |
|
|
2.8 |
Свойства вычитания |
1 |
|
|
2.9 |
Вычитание чисел в столбик |
1 |
|
|
2.10 |
Вычитание чисел в столбик |
1 |
|
|
2.11 |
Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» |
|
|
|
2.12 |
Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» |
1 |
|
|
2.13 |
Числовые выражения |
1 |
|
|
2.14 |
Буквенные выражения |
1 |
|
|
2.15 |
Нахождение значений буквенных выражений |
1 |
|
|
2.16 |
Нахождение значений буквенных выражений |
1 |
|
|
2.17 |
Буквенная запись свойств сложения и вычитания |
1 |
|
|
2.18 |
Свойства сложения и вычитания |
1 |
|
|
2.19 |
Упрощение числовых и буквенных выражений |
1 |
|
|
2.20 |
Уравнение |
1 |
|
|
2.21 |
Решение задач с помощью уравнений, |
1 |
|
|
2.22 |
Составление уравнений по условию задачи и их решение |
1 |
|
|
2.23 |
Решение уравнений |
1 |
|
|
2.24 |
Контрольная работа №3 «Уравнение» |
1 |
|
|
3. Умножение и деление натуральных чисел |
30 |
|
|
|
3.1 |
Умножение натуральных чисел |
1 |
|
|
3.2 |
Свойства умножения |
1 |
|
|
3.3 |
Умножение многозначных чисел |
1 |
|
|
3.4 |
Решение задач на умножение |
1 |
|
|
3.5 |
Умножение натуральных чисел и его свойства |
1 |
|
|
3.6 |
Умножение натуральных чисел и его свойства |
1 |
|
|
3.7 |
Деление |
1 |
|
|
3.8 |
Свойства деления |
1 |
|
|
3.9 |
Нахождение неизвестных множителя, делимого, делителя, |
1 |
|
|
3.10 |
Решение примеров и задач на деление |
1 |
|
|
3.11 |
Решение примеров и задач на деление |
1 |
|
|
3.12 |
Скорость, расстояние, время и связь между ними |
1 |
|
|
3.13 |
Скорость, расстояние, время и связь между ними |
1 |
|
|
3.14 |
Деление с остатком |
1 |
|
|
3.15 |
Решение примеров на деление с остатком |
1 |
|
|
3.16 |
Обобщающий урок по теме «Умножение и деление натуральных чисел» |
|
|
|
3.17 |
Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел» |
1 |
|
|
3.18 |
Упрощение выражений |
1 |
|
|
3.19 |
Использование свойств умножения при упрощении выражений |
1 |
|
|
3.20 |
Использование свойств умножения при упрощении выражений |
1 |
|
|
3.21 |
Использование свойств умножения при решении уравнений |
1 |
|
|
3.22 |
Решение задач с помощью уравнений |
1 |
|
|
3.23 |
Решение задач с помощью уравнений |
1 |
|
|
3.24 |
Решение задач |
1 |
|
|
3.25 |
Порядок выполнения действий |
1 |
|
|
3.26 |
Изменение порядка действий в примерах |
1 |
|
|
3.27 |
Решение примеров по схемам |
1 |
|
|
3.28 |
Квадрат и куб числа |
1 |
|
|
3.29 |
Вычисление значений выражений, содержащих квадрат и куб числа |
1 |
|
|
3.30 |
Контрольная работа №5 «Упрощение выражений. Квадрат и куб числа» |
1 |
|
|
4. Площади и объемы |
16 |
|
|
|
4.1 |
Формула пути |
1 |
|
|
4.2 |
Формулы периметра прямоугольника и квадрата |
1 |
|
|
4.3 |
Решение задач на нахождение периметра |
1 |
|
|
4.4 |
Площадь. |
1 |
|
|
4.5 |
Формула площади прямоугольника |
1 |
|
|
4.6 |
Решение задач на нахождение площади прямоугольника |
|
|
|
4.7 |
Единицы измерения площадей |
1 |
|
|
4.8 |
Гектар и ар |
1 |
|
|
4.9 |
Решение задач с использованием единиц измерения площадей |
1 |
|
|
4.10 |
Решение задач с использованием единиц измерения площадей |
1 |
|
|
4.11 |
Прямоугольный параллелепипед |
1 |
|
|
4.12 |
Прямоугольный параллелепипед |
1 |
|
|
4.13 |
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда |
1 |
|
|
4.14 |
Соотношения между единицами объёма |
1 |
|
|
4.15 |
Решение задач на вычисление объема прямоугольного параллелепипеда |
1 |
|
|
4.16 |
Контрольная работа №6 «Площади и объемы» |
1 |
|
|
5. Обыкновенные дроби |
29 |
|
|
|
5.1 |
Окружность |
1 |
|
|
5.2 |
Круг |
1 |
|
|
5.3 |
Решение задач по теме: «Окружность и круг» |
1 |
|
|
5.4 |
Доли. |
1 |
|
|
5.5 |
Обыкновенные дроби |
1 |
|
|
5.6 |
Решение задач на нахождение дроби от числа |
1 |
|
|
5.7 |
Решение задач на нахождение числа по его дроби |
1 |
|
|
5.8 |
Решение задач на нахождение числа по его дроби |
1 |
|
|
5.9 |
Сравнение дробей |
1 |
|
|
5.10 |
Сравнение дробей |
1 |
|
|
5.11 |
Решение задач по теме: «Сравнение дробей» |
1 |
|
|
5.12 |
Правильные и неправильные дроби |
1 |
|
|
5.13 |
Сравнение правильных и неправильных дробей |
1 |
|
|
5.14 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби» |
1 |
|
|
5.15 |
Контрольная работа №7 «Обыкновенные дроби» |
1 |
|
|
5.16 |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями |
1 |
|
|
5.17 |
Решение примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями |
1 |
|
|
5.18 |
Решение задач на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями |
1 |
|
|
5.19 |
Решение задач на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями |
1 |
|
|
5.20 |
Деление и дроби |
1 |
|
|
5.21 |
Деление и дроби |
|
|
|
5.22 |
Свойство деления суммы на число |
1 |
|
|
5.23 |
Смешанные числа |
1 |
|
|
5.24 |
Представление смешанных чисел в виде неправильной дроби |
1 |
|
|
5.25 |
Представление смешанных чисел в виде неправильной дроби |
1 |
|
|
5.26 |
Сложение и вычитание смешанных чисел |
1 |
|
|
5.27 |
Сложение и вычитание смешанных чисел |
1 |
|
|
5.28 |
Решение задач на сложение и вычитание смешанных чисел |
1 |
|
|
5.29 |
Контрольная работа №8 «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» |
1 |
|
|
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей |
18 |
|
|
|
6.1 |
Десятичная запись дробных чисел |
1 |
|
|
6.2 |
Выражение обыкновенных дробей в виде десятичных |
1 |
|
|
6.3 |
Выражение обыкновенных дробей в виде десятичных |
1 |
|
|
6.4 |
Сравнение десятичных дробей |
1 |
|
|
6.5 |
Сравнение десятичных дробей с помощью координатной прямой |
1 |
|
|
6.6 |
Решение задач на сравнение десятичных дробей |
1 |
|
|
6.7 |
Решение задач на сравнение десятичных дробей |
1 |
|
|
6.8 |
Сложение десятичных дробей |
1 |
|
|
6.9 |
Вычитание десятичных дробей |
1 |
|
|
6.10 |
Сложение и вычитание десятичных дробей |
1 |
|
|
6.11 |
Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей |
1 |
|
|
6.12 |
Использование свойств вычитания при решении примеров |
1 |
|
|
6.13 |
Использование свойств вычитания при решении примеров |
1 |
|
|
6.14 |
Сложение и вычитание десятичных дробей |
1 |
|
|
6.15 |
Приближенные значения чисел |
1 |
|
|
6.16 |
Округление чисел |
1 |
|
|
6.17 |
Округление чисел |
1 |
|
|
6.18 |
Контрольная работа №9 «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» |
1 |
|
|
7. Умножение и деление десятичных дробей |
32 |
|
|
|
7.1 |
Умножение десятичных дробей на натуральные числа |
1 |
|
|
7.2 |
Умножение десятичных дробей на натуральные числа |
|
|
|
7.3 |
Умножение десятичных дробей на разрядную единицу 10, 100… |
1 |
|
|
7.4 |
Решение задач на умножение десятичных дробей на натуральные числа |
1 |
|
|
7.5 |
Деление десятичных дробей на натуральные числа |
1 |
|
|
7.6 |
Решение примеров на деление десятичных дробей на натуральные числа |
1 |
|
|
7.7 |
Деление десятичных дробей на разрядную единицу 10, 100.. |
1 |
|
|
7.8 |
Решение примеров на деление десятичных дробей на разрядную единицу 10, 100.. |
1 |
|
|
7.9 |
Деление и умножение десятичных дробей на натуральные числа |
1 |
|
|
7.10 |
Деление и умножение десятичных дробей на натуральные числа |
1 |
|
|
7.11 |
Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» |
1 |
|
|
7.12 |
Умножение десятичных дробей |
1 |
|
|
7.13 |
Умножение десятичных дробей на разрядную единицу 0,1, 0,01.. |
1 |
|
|
7.14 |
Решение примеров на умножение десятичных дробей |
1 |
|
|
7.15 |
Распределительное свойство умножения |
1 |
|
|
7.16 |
Решение задач на умножение десятичных дробей |
1 |
|
|
7.17 |
Решение задач на умножение десятичных дробей |
1 |
|
|
7.18 |
Деление десятичных дробей |
1 |
|
|
7.19 |
Решение примеров на деление десятичных дробей |
1 |
|
|
7.20 |
Решение задач на деление десятичных дробей |
1 |
|
|
7.21 |
Решение задач на деление десятичных дробей |
1 |
|
|
7.22 |
Деление десятичных дробей на разрядную единицу 0,1, 0,01.. |
1 |
|
|
7.23 |
Решение примеров на все действия с десятичными дробями |
1 |
|
|
7.24 |
Решение примеров на все действия с десятичными дробями |
1 |
|
|
7.25 |
Задачи на все действия с десятичными дробями |
1 |
|
|
7.26 |
Задачи на все действия с десятичными дробями |
1 |
|
|
7.27 |
Среднее арифметическое |
1 |
|
|
7.28 |
Решение задач на нахождение среднего арифметического |
1 |
|
|
7.29 |
Решение задач на нахождение среднего арифметического |
1 |
|
|
7.30 |
Средняя скорость движения |
1 |
|
|
7.31 |
Решение задач на нахождение средней скорости движения |
1 |
|
|
7.32 |
Контрольная работа №11 «Умножение и деление десятичных дробей» |
1 |
|
|
8. Инструменты для вычислений и измерений |
14 |
|
|
|
8.1 |
Микрокалькулятор |
1 |
|
|
8.2 |
Проценты |
1 |
|
|
8.3 |
Нахождение процента от числа |
|
|
|
8.4 |
Нахождение процента от числа |
1 |
|
|
8.5 |
Решение задач на нахождение процента от числа |
1 |
|
|
8.6 |
Нахождение числа по его процентам |
1 |
|
|
8.7 |
Решение задач на нахождение числа по его процентам |
1 |
|
|
8.8 |
Решение задач на нахождение числа по его процентам |
1 |
|
|
8.9 |
Угол. Обозначение. Сравнение углов биссектриса угла. |
1 |
|
|
8.10 |
Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. Транспортир. |
1 |
|
|
8.11 |
Сравнение величин углов |
1 |
|
|
8.12 |
Круговые диаграммы |
1 |
|
|
8.13 |
Построение круговых диаграмм |
1 |
|
|
8.14 |
Контрольная работа №13 «Измерение углов. Транспортир.Проценты» |
1 |
|
|
9.Итоговое повторение |
8 |
|
|
|
9.1 |
Повторение. Уравнение. |
1 |
|
|
9.2 |
Повторение. Уравнение. |
1 |
|
|
9.3 |
Повторение. Умножение натуральных чисел и его свойства. |
1 |
|
|
9.4 |
Повторение. Умножение натуральных чисел и его свойства. |
1 |
|
|
9.5 |
Повторение. Деление. |
1 |
|
|
9.6 |
Повторение. Упрощение выражений. |
1 |
|
|
9.7 |
Повторение. Порядок выполнения действий |
1 |
|
|
9.8 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
|
|
Резерв |
3.5 |
|
|
|
Итого |
192,5 |
|
|