Рабочая программа по предмету "Музыка и движение" для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

0
0
Материал опубликован 5 January

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: Музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.

Цель музыкального воспитания – эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.

Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».

Слушание.

Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной и медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Слушание (различение) высоких и низких звуков. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения. Узнавание оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.

Пение. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к песне.

Движение под музыку. Топать под музыку. Хлопать в ладоши под музыку. Покачиваться одной ноги на другую. Начинать движение под музыку вместе с началом ее звучания и останавливаться по ее окончании. Двигаться под музыку разного характера (ходить, бегать, прыгать, кружиться, приседать). Выполнять под музыку действия с предметами (наклонять предмет в разные стороны, опускать/поднимать предмет, подбрасывать/ловить предмет, махать предметом и т.п.). Выполнять движения разными частями тела под музыку («фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.). Соблюдать последовательность простейших танцевальных движений. Передавать простейшие движения животных. Выполнять движения, соответствующие словам песни. Соблюдать последовательность движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Двигаться в хороводе. Двигаться под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмично ходить под музыку. Изменять скорость движения под музыку (ускорять, замедлять). Менять движения при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания. Выполнять танцевальные движения в паре с другим танцором. Выполнять развернутые движения одного образа. Имитировать игру на музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах. Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов (контрастные по звучанию, сходные по звучанию). Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих 1020 1020 звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане в соответствии с Учебным планом время, отводимое на урок «Музыки и движения» распределение часов осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 2 ч.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Предметные результаты

1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.

- Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах). - Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.

- Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.

- Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.

2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.

- Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

- Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;

- Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях, др.

Базовые учебные действия.

Личностные результаты

1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации: - определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья; Гендерная идентичность - определяет свою половую принадлежность (без обоснования); Возрастная идентификация - определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); - проявляет уважение к людям старшего возраста. «Уверенность в себе» - осознает, что может, а что ему пока не удается; «Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей; - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства; «Социальные навыки» - умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать; - избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) - стремится помогать окружающим

Биологический уровень - сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.) - сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) Осознает себя в следующих социальных ролях: - семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности: - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки); Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь - осознает, что определенные его действия несут опасность для него; Ответственность за собственные вещи - осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; Экологическая ответственность - не мусорит на улице; - не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: - воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: - принимает участие в коллективных делах и играх; - принимать и оказывать помощь.

Предметные планируемые результаты:

- выполняют упражнения для развития певческого дыхания;

- пропевают мелодию с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

- слушают музыку (не отвлекаться, слушать произведение до конца);

- ритмично двигаются в соответствии с характером музыки;

- подыгрывают простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне и др. инструментах.

Базовые учебные действия: Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место; -

принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке; - фиксирует взгляд на яркой игрушке; -

фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; - цветной бумаги; - пластилина.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами: - ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д: - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.



Календарно- тематическое планирование:



Дата

Дата факт

Название раздела

Тема урока


Методические рекомендации


Уровень самостоятельности

и реакция на воздействие


1 четверть – 32 часа

Коррекционный раздел

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

2.09

2.09

5.09

5.09

9.09

9.09

12.09

12.09


Реакция неречевые и речевые звуки; на высокие и низкие звуки; на игру инструментов; звучание разной по темпу и ритму музыку.



Слушание музыки


1

16.09


Различение тихого и громкого звучания музыки


Работа начинается с прослушивания громких и тихих звуков, издаваемых музыкальным инструментом, например, барабаном. Когда учитель слабо ударяет по барабану - ребенок слышит тихий звук, когда учитель сильно ударяет по барабану - ребенок слышит громкий звук. Различая звуки, ребенок учится пользоваться, например, карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, например: темно-синий цвет обозначает громкий звук, голубой цвет обозначает тихий звук. Для обозначения громкости звука можно использовать контрастные цвета, например, красный — громко, синий — тихо. Аналогичная работа проводится при слушании разной по громкости музыки. Слушая тихое и громкое звучание музыки, ребенку предлагают похлопать в ладоши. Учитель показывает, как нужно хлопать, когда меняется громкость звучания. Для обозначения тихого и громкого звучания музыки ребенок продолжает учиться пользоваться карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, например: темно-синий цвет обозначает громкое звучание музыки, голубой цвет обозначает тихое звучание музыки, или карточками контрастных цветов

Формируемые понятия: тихо, громко

Примерный репертуар: «Тюльпан» муз. Г.Лихнера; «Рилио» муз. Г.Пауга; «Йоксу- полька» муз. А.Ойта;  «Краковяк» (из оперы «Жизнь за царя») муз. М.Глинки; «Гавот» муз. А.Глазунова; «Менуэт» муз. И.Гайдна; «Верхом» муз. Ф Пуленка.


2

23.09


Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки


Методические рекомендации:

Слушая музыку, ребенок топает ногами (медленная музыка — редко, быстрая музыка - часто). Для обозначения разного темпа вводятся картинки, например, с изображениями животных: улитка, которая обозначает медленный темп, зайчик, который обозначает быстрый темп, и т.д.

Формируемые понятия: быстрая музыка, медленная музыка

Примерный репертуар: «Марш» муз. Е.Тиличеевой; «Поезд идет» муз. Э.Сигмейстера; «Этюд №83 ор.599» муз. К.Черни; «Гречаныки» (укр.нар.песня); «Бег» муз. Т.Ломовой; «В садике» муз. С.Майкапара; «Песня» муз. Б.Бартока, «Вальс» муз. М.Равеля, «Юмореска» муз. А.Дворжака, «Сарабанда» муз. И.Пахельбель, «Ах, ты, береза» (рус.нар.песня), Фрагмент из симфонии № 9 муз. Л.Бетховена, «Богатель» (отрывок) муз. Л.Бетховена, «Ходила младешенька» (рус.нар.песня) в обр. Н.Римского-Корсакова, «Пение птиц» (польская нар.песня), «Мелодия» муз. Т.Ломовой.


3

30.09


Узнавание знакомой песни


 При первичном знакомстве с песней вводится предмет или картинка, обозначающая, о ком или о чем поется в этой песне. Услышав знакомую песню, ребенок выбирает предмет (картинку) или несколько картинок, соответствующих этой песне. При разборе содержания текста песни, учитель также использует серию сюжетных картинок. Ребенок учится с опорой на наглядность прослеживать последовательность событий в песне. Также ребенок учится различать составные части песни (запев, припев).

Сначала ребенок учится узнавать мелодию, исполняемую на фортепиано. Для прослушивания ребенку предлагаются мелодии знакомых детских песен (без слов). После того, как ребенок научился узнавать мелодию, исполняемую на фортепиано, учитель проигрывает эту же мелодию на другом инструменте. Внимание ребенка обращается на то, что одна и та же знакомая мелодия может звучать по-разному.

Формируемые понятия: песня

Примерный репертуар: «Елочка» сл. З.Александровой, муз. М.Красева; «Во поле береза стояла» (рус.нар.песня); «В траве сидел кузнечик» сл. Н.Носова, муз. В.Шаинского; «Спят усталые игрушки» сл.З. Петровой, муз. А.Островского; «Колыбельная» сл. Н.Найденовой, муз. Е.Тиличеевой; «Дождик» (рус.нар.песня).



4

7.10


Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах


 При первичном знакомстве с песней вводится предмет или картинка, обозначающая, о ком или о чем поется в этой песне. Услышав знакомую песню, ребенок выбирает предмет (картинку) или несколько картинок, соответствующих этой песне. При разборе содержания текста песни, учитель также использует серию сюжетных картинок. Ребенок учится с опорой на наглядность прослеживать последовательность событий в песне. Также ребенок учится различать составные части песни (запев, припев).

Сначала ребенок учится узнавать мелодию, исполняемую на фортепиано. Для прослушивания ребенку предлагаются мелодии знакомых детских песен (без слов). После того, как ребенок научился узнавать мелодию, исполняемую на фортепиано, учитель проигрывает эту же мелодию на другом инструменте. Внимание ребенка обращается на то, что одна и та же знакомая мелодия может звучать по-разному.

Формируемые понятия: песня

Примерный репертуар: «Елочка» сл. З.Александровой, муз. М.Красева; «Во поле береза стояла» (рус.нар.песня); «В траве сидел кузнечик» сл. Н.Носова, муз. В.Шаинского; «Спят усталые игрушки» сл.З. Петровой, муз. А.Островского; «Колыбельная» сл. Н.Найденовой, муз. Е.Тиличеевой; «Дождик» (рус.нар.песня).


5

14.10


Узнавание (различение) колыбельной песни (марша)


Ребенок слушает с закрытыми глазами колыбельную песню в исполнении учителя или аудиозапись. Ему предлагают под музыку наклоняться  из стороны в сторону, стоя или сидя на стуле, качать куклу, держа ее на руках или катая в коляске, при этом подпевать «а-а-а». Затем ребенку предлагают подвигаться под маршевую музыку. Если он испытывает затруднения, то учитель дает образец выполнения действия. Различать контрастную по характеру музыку ребенок  учится через движение. Так, под маршевую музыку ребенок шагает, под колыбельную останавливается. Можно использовать картинки с изображением шагающего и  спящего ребенка.

Во время слушания веселой музыки ребенка просят улыбнуться или похлопать в ладоши, во время прослушивания грустной музыки — покачать головой. Для обозначения характера музыкального произведения вводятся картинки, например: солнышко обозначает веселую музыку, тучка с дождем обозначает грустную музыку. Можно использовать пиктограммы «Грустно» и «Радостно».  Для обозначения характера музыкального произведения используются картинки. Когда учитель дает ребенку слушать веселую по характеру музыку, то характер музыкального произведения он обозначает картинкой с изображением солнышка. Грустная музыка обозначается картинкой с изображением тучки с дождем. Для обозначения характера музыки можно использовать знакомые пиктограммы «Грустно» и «Радостно».

Формируемые понятия: колыбельная песня, марш, веселая музыка, грустная музыка

Примерный репертуар: «Птичка» (укр.нар.песня), «Полька» муз. И.Штрауса, «Смелый наездник» муз. Р.Шумана, «Осенний сон» (старинный вальс), «Менуэт» (из струнного квинтета № 11) муз. Л.Боррерини, «Ночь» муз. В.Цытовича, «Чиполлино опечален» муз. В.Цытовича, «Маленькие негритята» сл. М.Ивенсена, муз. В.Герчика, «Скворушка прощается» сл. М.Ивенсена, муз. Т.Попатенко, «Полька «Елка»» муз. Б.Волкова; «Танец медвежат» муз. Ю.Виноградова; «Марш деревянных солдатиков» муз. Ф.Констан; «Экоссез» муз. Л.Бетховена; «Юмореска» муз. А.Дворжака; «Хитрая Лисичка» сл. В.Татаринова, муз. Е.Попляновой; «Жалоба» (из цикла «Пастели» №6) муз. А.Гречанинова. «Плясовая» муз. А.Лядова, «Экоссез» муз. Ф.Шуберта, «Вальс-шутка» муз. Д.Шостаковича, «Зеленейся, зеленейся» (рус.нар.песня) в обр. П.Чайковского, «Бульба» (белорус.нар.танец), «Гопак» муз.М.Мусоргского, «Хлопушки» муз. Н.Кизевальтер,. “Трепак” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского,“Шутка” И. Баха,       “Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы” Шумана, “Сурок”Л. Бетховена, “Клоуны”Д. Кабалевского;  «Колыбельная» сл.Н.Найденовой, муз.Е.Тиличеевой, «Колыбельная» сл. А.Свирщинской, муз. М.Качурбиной, «Марш» (из оперы «Фауст») муз. Ш.Гуно,     «Марш» муз. Ф.Шуберта, «Турецкий    марш» (из увертюры «Афинские развалины») муз. Л.Бетховена, «Марш» муз. Э.Сигмейстера, «Марш» муз. М.Робера, «Марш» муз. С.Прокофьева, «Солдатский марш» муз. Р.Шумана, «Колыбельная» муз. С.Левидова, «Колыбельная» муз. С.Майкапара, «Колыбельная медведицы» сл. Ю.Яковлева, муз. Е.Крылатова, «Спят усталые игрушки» сл. З.Петровой, муз. А.Островского, «Колыбельная Светланы» сл. А.Гладкова, муз.Т.Хренникова


6

21.10


Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки


Ребенок слушает с закрытыми глазами колыбельную песню в исполнении учителя или аудиозапись. Ему предлагают под музыку наклоняться  из стороны в сторону, стоя или сидя на стуле, качать куклу, держа ее на руках или катая в коляске, при этом подпевать «а-а-а». Затем ребенку предлагают подвигаться под маршевую музыку. Если он испытывает затруднения, то учитель дает образец выполнения действия. Различать контрастную по характеру музыку ребенок  учится через движение. Так, под маршевую музыку ребенок шагает, под колыбельную останавливается. Можно использовать картинки с изображением шагающего и  спящего ребенка.

Во время слушания веселой музыки ребенка просят улыбнуться или похлопать в ладоши, во время прослушивания грустной музыки — покачать головой. Для обозначения характера музыкального произведения вводятся картинки, например: солнышко обозначает веселую музыку, тучка с дождем обозначает грустную музыку. Можно использовать пиктограммы «Грустно» и «Радостно».  Для обозначения характера музыкального произведения используются картинки. Когда учитель дает ребенку слушать веселую по характеру музыку, то характер музыкального произведения он обозначает картинкой с изображением солнышка. Грустная музыка обозначается картинкой с изображением тучки с дождем. Для обозначения характера музыки можно использовать знакомые пиктограммы «Грустно» и «Радостно».

Формируемые понятия: колыбельная песня, марш, веселая музыка, грустная музыка

Примерный репертуар: «Птичка» (укр.нар.песня), «Полька» муз. И.Штрауса, «Смелый наездник» муз. Р.Шумана, «Осенний сон» (старинный вальс), «Менуэт» (из струнного квинтета № 11) муз. Л.Боррерини, «Ночь» муз. В.Цытовича, «Чиполлино опечален» муз. В.Цытовича, «Маленькие негритята» сл. М.Ивенсена, муз. В.Герчика, «Скворушка прощается» сл. М.Ивенсена, муз. Т.Попатенко, «Полька «Елка»» муз. Б.Волкова; «Танец медвежат» муз. Ю.Виноградова; «Марш деревянных солдатиков» муз. Ф.Констан; «Экоссез» муз. Л.Бетховена; «Юмореска» муз. А.Дворжака; «Хитрая Лисичка» сл. В.Татаринова, муз. Е.Попляновой; «Жалоба» (из цикла «Пастели» №6) муз. А.Гречанинова. «Плясовая» муз. А.Лядова, «Экоссез» муз. Ф.Шуберта, «Вальс-шутка» муз. Д.Шостаковича, «Зеленейся, зеленейся» (рус.нар.песня) в обр. П.Чайковского, «Бульба» (белорус.нар.танец), «Гопак» муз.М.Мусоргского, «Хлопушки» муз. Н.Кизевальтер,. “Трепак” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского,“Шутка” И. Баха,       “Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы” Шумана, “Сурок”Л. Бетховена, “Клоуны”Д. Кабалевского;  «Колыбельная» сл.Н.Найденовой, муз.Е.Тиличеевой, «Колыбельная» сл. А.Свирщинской, муз. М.Качурбиной, «Марш» (из оперы «Фауст») муз. Ш.Гуно,     «Марш» муз. Ф.Шуберта, «Турецкий    марш» (из увертюры «Афинские развалины») муз. Л.Бетховена, «Марш» муз. Э.Сигмейстера, «Марш» муз. М.Робера, «Марш» муз. С.Прокофьева, «Солдатский марш» муз. Р.Шумана, «Колыбельная» муз. С.Левидова, «Колыбельная» муз. С.Майкапара, «Колыбельная медведицы» сл. Ю.Яковлева, муз. Е.Крылатова, «Спят усталые игрушки» сл. З.Петровой, муз. А.Островского, «Колыбельная Светланы» сл. А.Гладкова, муз.Т.Хренникова


Пение

1,2, 3

19.09

26.09

3.10


Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни


Учитель предлагает ребенку вспомнить, как разговаривают разные животные. Используются игрушки и картинки с изображениями животных. Когда ребенок слушает песню о животном, учитель предлагает ему подпевать, подражая звукам животных (например, исполняется песня о кошке — ребенок мяукает).

Примерный репертуар: «Как кричит крокодил?» сл. и муз. А.Усачева; «Кукушка» муз. Р.Речменского; «Беленький барашек» сл. и муз. В.Гудимова, А.Лусиняна, О.Ананньева; «Воробышек» сл.и.муз. В.Гудимова, А.Лусиняна, О.Ананьева; «Песенка Муренки» сл. М.Пляцковского, муз. Ю.Антонова; «Жучок» сл.Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко; «Бродят куры бережком» сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко.


4, 5, 6

10.10

17.10

24.10


Подпевание отдельных звуков (слогов,  слов), повторяющихся звуков (слогов, слов)


Внимание ребенка обращается на произношение пропеваемых звуков, слогов и слов.

Примерный репертуар: «Лесная песенка» сл. Т.Кагановой, муз. В.Витлина; «Ты куда, серый зайчик» сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко; «Лягушата и ребята» сл. О.Громовой, Т.Прокопенко, муз. М.Завалишина; «Зимняя пляска» сл. О.Высотской, муз. М.Старокадамского; «Разминка» сл.О.Громовой, Т.Прокопенко, муз. М.Завалишина; «Гуси» (рус.нар.прибаутка); «Туки-тук» (рус.нар.песня); «Веселая дудочка» сл.Н.Френкель, муз.


Движение под музыку

1,2

19.09

25.09



Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.)


Ребенок учится выполнять отдельные движения, например, вращать кистями рук («фонарики»), выполнять полуприсед («пружинка»), кивать головой и др. по подражанию и образцу, заданному учителем. Движение выполняется под ритмичную музыку, при этом ребенок сидит на стуле или стоит. Учитель находится напротив ребенка и показывает образец выполнения действия.

Формируемые понятия: «фонарики», «пружинка»

Примерный репертуар: «Ножками затопали» муз. М.Раухвергера; «Барыня» (рус.нар.танец); «Метелица» (рус.нар.песня); «Кукушка танцует» муз. Э.Сигмейстера; «Детская полька» муз. М.Глинки; «Устали наши ножки» сл. Е.Соковниной, муз. Т.Ломовой; «Марш» муз. С.Прокофьева; «Марш» муз. Ф Шуберта, «Полька» муз. П.Чайковского; «Клоуны» муз. Д.Кабалевского; «Этюд» муз. Ф Бургмюллера; «Полька» муз. И.Штрауса; «Музыкальная табакерка» муз. А.Лядова; «Хлопушки» муз. Н.Кизевальтер; «Латвийская народная полька», «Пляска с платочками» в обр. Т.Ломовой, «Самолет» сл. А.Барто, муз. Л.Банниковой; «Погладь птичку» муз. Т.Ломовой; «Веселые мячики» муз. М.Сатулиной; «Фрагмент из оперы «Марта»» муз. Ф.Флотова; «Чешская народная песенка»; «Менуэт» (из оперы «Дон Жуан») муз. В.Моцарта; «Сказка» муз. Г. Лихнера.


3


3.10

Движение под музыку: покачивание


Ребенок учится двигаться под музыку разного характера вместе с учителем. Учитель показывает образец выполнения движений. Например, под быструю и веселую музыку ребенок учится бегать, под медленную и спокойную – кружиться. Прыгать под музыку ребенок учится в паре с учителем, когда учитель находится напротив ребенка и держит его за руки.

Покачивание с ноги на ногу выполняется под музыку спокойного характера. Выполнение движения может быть связано с конкретным образом, например, часы (ребенок покачивается под музыку и произносит «тик-так»). При движении в хороводе ребенок учится правильно брать за руки стоящих рядом участников хоровода. Если хоровод движется вправо, то правая рука каждого участника расположена ладонью вверх, левая рука расположена ладонью вниз. Двигаться в хороводе ребенок учится, когда с обеих сторон стоят.  взрослые. Под маршевую музыку ребенок ходит, интуитивно чеканя шаг.

Формируемые понятия: танец, вальс, полька, марш,

Примерный репертуар: Б. Можжевелов. “Хоровод”, «Хоровод» муз. И сл. Е Железновой, «В лесу родилась елочка» муз. Бекмана, сл. Кудашевой, «Маленькой елочке» З. Александровой, музыка М. Красева; «Танец кукол» муз. Т.Ломовой; «Танец» (из балета «Лебединое озеро») муз. П.Чайковского; «Старинная французская песенка» (из «Детского альбома») муз. П.Чайковского; «Хлопушки» муз. Н.Кизевальтер; «Вальс» муз. А.Козловского; «Клоуны» муз. Д.Кабалевского; «Полька» (из «Детского альбома») муз. П.Чайковского, «Марш» муз. Ш.Гуно; «Марш» муз. Э.Парлова; «Марш» муз. Л.Шульгина; «Марш» (из балета «Щелкунчик») муз. П.Чайковского,  «Грустная песня» муз.П.И.Чайковского, «Колыбельная» муз. А.Моцарта, «Ходим, бегаем» муз. Е.Тиличеевой; «Бег» муз. Т.Ломовой; «Устали наши ножки» сл. Е.Соковниной, муз. Т.Ломовой; «Полька» муз. В.Сметаны; «Хорватская народная мелодия»; «В садике» муз. С.Майкапара; «Воробей» муз. А.Руббах; «Новогодняя полька» муз. А.Александрова; «Лошадка» сл. И.Михайловой, муз. Е.Тиличеевой; «Сапожки скачут по дорожке» сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко; «Песня» муз. Б.Бартока, «Вальс» муз. М.Равеля, «Юмореска» муз. А.Дворжака, «Сарабанда» муз. И.Пахельбель, Фрагмент из симфонии № 9 муз. Л.Бетховена, «Богатель» (отрывок) муз. Л.Бетховена; «Полонез» муз. Ф.Шопена; «Менуэт» (из оперы «Дон Жуан») муз. В.Моцарта.


4, 5, 6

10.10

17.10

24.10


Выполнение движений, соответствующих словам песни


Каждое движение отрабатывается отдельно.

Примерный репертуар: «В огороде заинька» сл. Н.Френкель, муз. В.Карасевой; «Метелица» сл. и муз. Г.Вихаревой; «Снежинки» сл. и муз. Г.Вихаревой; «Мишка с куклой пляшут полечку» сл. и муз. Качурбиной; «Веселый музыкант» сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко; «Зимняя пляска» сл. О.Высотской, муз. А.Филиппенко; «Мы идем с флажками» сл. М.Долинова, муз. Е.Тиличеевой, «У жирафа» сл. и муз.Е.Железновой.


Игра на музыкальных инструментах

1,2

16.09, 23.09


Узнавание (различение) контрастных (сходных) по звучанию музыкальных инструментов


Сначала в работе используются музыкальные инструменты, не имеющие звукоряд: барабан, маракас, румба, бубен, бубенцы, инструменты К.Орфа. Ребенок знакомится с музыкальными инструментами, издающих звук при ударе о них (например, барабан), затем с инструментами, издающими звук при встряхивании (например, бубен). Внимание обращается на внешний вид инструмента (его составные части), на соотнесение внешнего вида с названием. Затем ребенок учится различать инструменты, контрастные по звучанию, например, барабан и бубенцы, маракас и бубен,  колокольчик и треугольник и т.д. Учитель ставит на стол ширму, перед которой лежат два инструмента. Такие же инструменты лежат за ширмой. Учитель, не показывая инструмент, извлекает звук и просит ребенка выбрать аналогичный по звучанию инструмент из двух предложенных.

Формируемы понятия: барабан, бубен, бубенцы, маракас, румба, треугольник, ложки, палочки


3,4

30.09

7.10



Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд


Образец приемов игры на музыкальном инструменте дает учитель. Например, играя на барабане, ребенок учится ударять по барабану рукой, затем палочкой. Играя на остальных музыкальных инструментах, ребенок учится встряхивать инструмент, затем ударять им о ладонь.

Внимание ребенка обращается на правильное удержание музыкального инструмента. Играя на треугольнике, ребенок держит его за веревочку, располагая на уровне глаз на расстоянии 30-40 см. Держа палочку за ручку, не касается рукой металлического стержня.

Играя на ложках, ребенок ударяет их друг о друга выпуклыми сторонами.

Формируемые понятия: барабан, бубен, бубенцы, маракас, румба, треугольник, ложки, палочки

Примерный репертуар: музыкальные произведения в исполнении группы «Иван Купала», русская народная музыка и т.д.


5

14.09


Тихая (громкая) игра на музыкальном инструменте


Сначала ребенок учится различать тихое и громкое звучание музыкальных инструментов, затем передавать в игре тихое и громкое звучание. Во время игры внимание ребенка обращается на силу, с которой он встряхивает инструмент или ударяет по нему.

Формируемые понятия: тихо, громко

Примерный репертуар: «Ложки деревенские» муз. и сл. З.Я. Роот, «Лошадка» муз. Н. Потоловского, «Барабанщик» М. Красевой,  «Сани с колокольчиками» В. Агафонникова, «Марш веселых гномов» А. Абрамова, «Менуэт»  В. Моцарта, «Лесные зверушки» А. Зиминой и т.д.«Птица и птенчики» Е. Тиличеевой, «Скворцы и вороны» Н. Ветлугиной.


6

21.10


Сопровождение мелодии игрой  на музыкальном инструменте


Ребенок учится не останавливаться во время игры на протяжении звучания музыки. Обучение начинается с сопровождения музыкальных фрагментов продолжительностью не более 30 секунд. Постепенно время сопровождения музыки увеличивается.

Примерный репертуар: «Ложки деревенские» муз. и сл. З.Я. Роот, «Лошадка» муз. Н. Потоловского, «Барабанщик» М. Красевой,  «Сани с колокольчиками» В. Агафонникова, «Марш веселых гномов» А. Абрамова, «Менуэт»  В. Моцарта, «Лесные зверушки» А. Зиминой, «Весенний день»  Е.Попляновой и т.д.




2 четверть 32 часа

Слушание музыки

1,2

11.11

18.11


Различение тихого и громкого звучания музыки

Пояснение см. выше


3,4

25.11

2.12


Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки

Пояснение см. выше


5,6

9.12

16.12


Узнавание (различение) колыбельной песни (марша)

Пояснение см. выше


7,8

23.12


Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки


Пояснение см. выше



Пение

1,2, 3,4

7.11

14.11

21.11

28.11


Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни

Пояснение см. выше


5,6,

7,8

5.12

12.12

19.12

26.12


Подпевание отдельных звуков (слогов,  слов), повторяющихся звуков (слогов, слов)

Пояснение см. выше


Движение под музыку

1,2,3

11.11

18.11

25.11


Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, махи руками, хлопанье в ладоши, наклоны головы и др.)

Пояснение см. выше


4,5

2.12

9.12


Движение под музыку: покачивание , хлопки в ладоши, наклоны головы

Пояснение см. выше


6,7,8

16.12

23.12


Выполнение движений, соответствующих словам песни

Пояснение см. выше


Игра на музыкальных инструментах

1

7.11



Узнавание (различение) контрастных (сходных) по звучанию музыкальных инструментов

Пояснение см. выше


2,3,4

14.11

21.11

28.11


Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд

Пояснение см. выше


5

5.12



Тихая (громкая) игра на музыкальном инструменте

Пояснение см. выше


6,7,8

12.12

19.12

26.12


Сопровождение мелодии игрой  на музыкальном инструменте

Пояснение см. выше


3 четверть – 40 часов

Слушание музыки

1,2



Различение тихого и громкого звучания музыки

Пояснение см. выше


3,4,5



Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки

Пояснение см. выше


6,7



Узнавание (различение) колыбельной песни (марша)

Пояснение см. выше


8,9,10



Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки


Пояснение см. выше


Пение

1,2,

3,4,

5



Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни

Пояснение см. выше


6,7

,8,9,

10



Подпевание отдельных звуков (слогов,  слов), повторяющихся звуков (слогов, слов)

Пояснение см. выше


Игра на музыкальных игструментах

1



Узнавание (различение) контрастных (сходных) по звучанию музыкальных инструментов

Пояснение см. выше


2,3,

4,5



Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд

Пояснение см. выше


6



Тихая (громкая) игра на музыкальном инструменте

Пояснение см. выше


7,8

9,10



Сопровождение мелодии игрой  на музыкальном инструменте

Пояснение см. выше


4 четверть 32 часа

Слушание музыки


1,2



Различение тихого и громкого звучания музыки

Пояснение см. выше


3,4



Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки

Пояснение см. выше


5,6



Узнавание (различение) колыбельной песни (марша)

Пояснение см. выше


7,8



Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки


Пояснение см. выше


Пение

1,2, 3,4



Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни

Пояснение см. выше


5,6,

7,8



Подпевание отдельных звуков (слогов,  слов), повторяющихся звуков (слогов, слов)

Пояснение см. выше


Движение под музыку

1,2,3



Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, махи руками, хлопанье в ладоши, наклоны головы и др.)

Пояснение см. выше


4,5



Движение под музыку: покачивание , хлопки в ладоши, наклоны головы

Пояснение см. выше


6,7,8



Выполнение движений, соответствующих словам песни

Пояснение см. выше


Игра на музыкальных инструментах


1,2, 3,4



Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд

Пояснение см. выше


5,6

7,8



Сопровождение мелодии игрой  на музыкальном инструменте

Пояснение см. выше









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации