12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья41

Государственное казенное Удмуртской республики «Сарапульская общеобразовательная школа № 5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Автор: педагог- дефектолог Соколовская Наталья Владимировна

Конспект урока по предмету «Математические представления»

для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии 2 класса

Тема: Ориентировка в пространстве и на плоскости: верх – низ


Цель: создать условия для формирования пространственных представлений в пространстве и на плоскости: Верх – низ.

Задачи:

1. Формировать у обучающихся пространственные представления в пространстве и на плоскости

2. Формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

3. Закреплять порядковый счет в пределах 5, посредством работы с карточками и счетным материалом.

4. Воспитывать умение работать в парах.

Тип урока: комбинированный


Оборудование: Комплект для массажа Судоку, карточки Домана (глобальное чтение), карточки с цифрами, карточки для устного счета с прищепками (по уровню сложности), коробка с игрушками, детский коврик-пазл для физминутки, проектор, экран, ПК.

















Аннотация к уроку


Урок разработан для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и с множественными нарушениями в развитии.

В связи с тем, что к 2 классу у детей математические представления не сформированы: обучающиеся не понимают смысла слов «посчитай» и «сколько», "один-много"; ориентировка на величину и форму сформирована на уровне восприятия, поэтому обучающиеся могут различать предметы по величине и форме при наличии самих предметов, выделяя жестом заданное; в пространстве и во времени обучающихся не ориентируются; их зрительное восприятие не сформировано. На урок педагогом ставятся жизненные задачи: выполнять практические действия с предметами, группируя их с учетом основного свойства (величины, формы); овладение практическими действиями с отдельными предметами и непрерывными множествами (крупа, песок, вода и т.д.): брать, отдавать, класть, удерживать в руке, пересыпать, переливать и т.д.; различать количественный признак предметов путем предметно-практического

действия: мало - много, один – много в конкретной житейской ситуации.


Характеристика класса:

Интеллектуальное развитие: низкий уровень, трудности анализа и синтеза, сравнения, обобщения предметов, дезориентировка в пространстве и на листе бумаги, трудности при отсчитывании.

Работоспособность: низкая, не стабильная.

Память: механическая, недостаточная прочность запоминания, объем, требуется постоянное повторение и подкрепление, трудности переработки воспринимаемого материала, неточность воспроизведения.

Внимание: объем снижен, тяжело переключаются с одного вида деятельности на другую, концентрация внимания снижена, трудности распределения.

Мышление: развито недостаточно, признаки предметов, явлений различает, выделяют с помощью учителя, трудности в установлении причинно-следственных связей.

Восприятие: темп замедлен, объем сужен, трудности при восприятии предметов.


Урок построен с опорой на жизненный опыт обучающихся: операции с предметами, их счет, разложение игрушек на свои места. Задания соответствовали возрасту и психологическим особенностям детей.

Методы: Использовался метод рассказа (видео), демонстрации.

Используемые педагогические технологии: ИК технологии, игровая, элемент технологии проблемного обучения, здоровьесберегающая технология.

Но уроке применялась дифференциация на этапах: устного счета (варьировалась сложность задания), при повторении порядкового счета, работа с карточками цифр ( опора - лента цифр для слабых обучающихся), во время закрепления нового ( складывание шаров – количество)Ю коррекционный приемы на внимание, память, мышление

Использовался метод взаимоконтроля при работе с карточками , на устном счете с прищепками

Разработанный урок предназначен для педагогов-дефектологов, учителей начальных классов, воспитателей групп детей с ЗПР.





























Задача этапа. Методы и приемы

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся









Глобальное чтение


Постановка обучающимися цели на урок


Устный счет

ИК Технологии



Прозвенел звонок, начинается урок, математические представления.

Что мы будем делать на уроке математики?

Ульяна, Владик, Катя, Рустам считают.

На уроке математические представления мы будем считать. Правильно.




Давайте повторим, как мы умеем считать до 5, споем песенку о веселых лягушатах, а вы подпевайте и хлопайте в ладоши.


Считаем по карточкам на доске: Одна карточка перевернута ( корекционный прием – на внимание)

Проверьте, все ли правильно?


Работа с карточками: ( дежурный раздает конверты)

Расположите цифры по порядку, какая цифра самая первая, какая цифра идет следующей? После числа 4?

Какую фигуру я вам дала? Покажите цифрой Повторим счет предметов:

Работа с прищепками: сосчитайте количество предметов на карточке и среди цифр найдите нужную и прикрепите прищепку



На доске расположены    карточки - слова

Повторяют порядковый счет хором с движениями (промотр мультфильма Веселый счет)








Взаимопроверка

( Катя проверяет по линейке цифр)


Дети считают на карточке предметы, находят среди написанных внизу на карточке цифр и прикрепляют прищепку


Оценивание ответов обучающихся



Актуализация знаний





Сообщение темы урока

Ребята, я недавно прибирала в шкафу и у нас получилась полная коробка игрушек. Их надо расположить красиво: одни игрушки вверх, на верхнюю полку, другие игрушки вниз, на нижнюю полку.


А тема нашего урока: Верх, низ.

Посмотрите внимательно мультфильм «Малышарики» и подготовьтесь ответить где у нас верх, а где низ, чтобы правильно разложить игрушки.



Игрушки в коробке





Просмотр фильма




Ориентировчный этап



Пространственная ориентация в пространстве, в своем теле.

К нам пришел Крош из Смешариков. Но что то с ним не так! Посмотрите ребята! (коррекционный прием)


А в нашем классе что вверху? ( Составляем полные ответы)

Что находится внизу?

У тебя что вверху?

Что внизу?

Раскладываем игрушки: мальчики раскладывают транспорт внизу, на нижней полке.

Девочки раскладывают куклы вверху, на верхней полке. ( дети говорят на … полке мы положили…)

У Кроша нужно поменять уши и ножки местами

Говорим: Ушки вверху, а ножки внизу


Оценивание ответов обучающихся




ФИЗМИНУТКА

Поднимайте плечики.

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели.

Травку покушали,

Тишину послушали

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.


Ребята, а Крош нам оставил сюрприз: посмотрите вверх, что вы видите, а теперь вниз…

Во время физминутки ученики прыгают на детских ковриках – пазлах, передвигаясь во время прыжков по классу


Собирают героев, приклеенных в классе на стену вверху и внизу (снимают и говорят: Ежик вверху, а Крош внизу)


Закрепление

Практическая работа

Работа в команде: Какой праздник у нас прошел? Новый год. А какое дерево наряжаем в Новый год?

Но праздник закончился, пора снимать игрушки с елочки.

Посмотрим, какая вы дружная команда: Мальчики снимают синие шарики и кладут в верхний ящичек, а девочки снимают красные шарики и кладут в нижний ящичек.

Сколько шариков собрал Рустам, Катя, Ульяна?

В новый год наряжаем елочку

Дети складывают шарики с елочки в коробку с ящиками (верхним и нижним)

Дети проговаривают:

Я собрала три красных шарика и положила в нижний ящик. (каждый ребенок проговаривает по алгоритму)




Работа в тетради:

Разминка для пальчиков:

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трем, трем

Мы капусту солим, солим

Мы капусту мнем, мнем

Графическая дорожка (осанка, наклон тетради). Пишем, говорим: вверх, вниз

Раскрасьте котенка, который вверху на столе черным цветом, а котенка который внизу - оранжевым цветом.


Дежурный раздает тетрадь








Подведение итогов урока

Ребята, чем сегодня на уроке мы занимались?

Что мы считали?

Как мы раскладывали игрушки?


Чтение глобальное: Сегодня мы считали


Мы раскладывали игрушки на верхнюю и нижнюю полку

.





Источники:


Мультфильмы: «Малышарики» : Верх – низ

https://www.youtube.com/watch?v=qWrkw3eyJts


«Веселый счет»: от 1 до 5

https://www.youtube.com/watch?v=XR4uZA0tDU0


Карточки для устного счета с бельевыми прищепками

https://nl.pinterest.com/pin/354869645618180159/


Картинка Кроша, Ежика из «Смешариков»

https://losyash-library.fandom.com/ru/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%88


Графические дорожки для работы в тетради

https://www.pinterest.ph/pin/358810295290973194/












Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.