Рабочая программа по предмету окружающий мир (1класс, УМК «Начальная школа 21 века»)
I. Пояснительная записка
1. Название, автор и год издания предметной учебной программы,
на основе которой разработана рабочая программа учителя
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»1-4 класс / Н.Ф. Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2011, , рабочей программы МБОУ СОШ № 27 г. Белгорода по предмету «Окружающий мир» и с учётом письма департамента образования Белгородской области от 01 апреля 2016г. № 9-0-/01/2104 «О ступенчатом» режиме обучения в 1 классе».
Программа отражает один из возможных вариантов раскрытия федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 г.) по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырёхлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.
2. Цели и задачи данной программы, особенности программы
Учебный предмет «Окружающий мир» реализует основную цель обучения:
- представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
- формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;
- воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:
Предметные - способствовать формированию представлений о природе человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;
Метапредметные -способствовать осознанию учащимися связей в природном и социальном мире, способствовать формированию общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений); способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум содержания образования;
Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Название учебно-методического комплекта, используемого для достижения поставленной цели
в соответствии с образовательной программой учреждения
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова - М.: Вентана-Граф, 2011.– ( Начальная школа ХХI века).
Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях / Н. Ф. Виноградова – издание четвёртое, доработанное - М.: Вентана-Граф, 2011. – (Начальная школа ХХI века).
5. Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа,
в т.ч. количество часов для проведения практических работ, экскурсий.
Программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).
В соответствии с ООП НОО МБОУ СОШ №27 г. Белгорода, календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год и «ступенчатым режимом» обучения в первом классе программа будет выполнена за счет уплотнения материала.
Реализация программы по учебному предмету с учётом» ступенчатого режима» в I четверти осуществляется в объёме 11 часов (по учебному плану в I четверти –16 ч), корректировка на 5 ч. По календарю на 2019-2020 учебный год - 58 часов. Корректировка за год на 8 часов.
Объединены следующие уроки:
№2 и №3 Темы: «Урок-импровизация. Давай познакомимся» и «Мы – школьники (экскурсия по школе)».
№4 и №5 Темы: «Сентябрь- первый месяц осени (экскурсия)» и «Что нам осень подарила».
№7 и №8 Темы: «Семья. Урок-театрализация» и «Любимые занятия».
№11 и №12 Темы: «Октябрь уж наступил. Экскурсия» и «Явления природы».
№15 и №16 Темы: «Ты и вещи» и «Кто работает ночью».
№20: Ноябрь - зиме родной брат. Экскурсия. и №21: Ноябрь - зиме родной брат.
№34: Январь - году начало, зиме - середина. Экскурсия в парк. и №35: Январь - году начало, зиме – середина.
№47: Март – капельник. Экскурсия в парк. и №48: Март – капельник.
6. Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, практических работ и т.п.). На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются:
устный опрос;
диагностические работы;
проверочные работы.
II. Календарно-тематическое планирование
по предмету «Окружающий мир»
на 2019 – 2020 учебный год
№ п/п | Название раздела программы | Тема урока | Планируемые результаты | Дата проведения | |||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | по плану | факти-чески | ||||
| Введение. Этот удивительный мир | Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. | Предметные Различие природных объектов и изделий (искусственные предметы), предметов живой и неживой природы (выделять главное, существенное в материале).
| Познавательные – понимать, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа; уточнять понятия: «объект природы», «живая и неживая природа»; нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; – подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков. Регулятивные Коммуникативные - рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления. | 05.09 | | |
| Мы - школьники | Урок-импровизация. Давай познакомимся. | Предметные Ориентировка в понятиях и терминах: ученик, школьник, одноклассник. Правила поведения в школе. Правила взаимоотношений (общение знакомиться с одноклассниками, рассказывать о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется); составлять описательный рассказ по картинкам; использовать условные знаки, символы, приведенные в учебной литературе. | Познавательные Регулятивные - выполнять задание в соответствии с поставленной целью, - отвечать на поставленный вопрос, ориентироваться в тетради и учебнике. Коммуникативные - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке, выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | 12.09 | | |
| | Мы – школьники (экскурсия по школе). | Предметные Представление о жизни в школе, о правах и обязанностях ученика, школьника. Знание расположения помещений в школе; ориентирование в расположении помещений (научится находить класс, своё место в классе и т.д.) | Познавательные - использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - знакомиться с новыми понятиями: «школа», «учитель», «класс»; описывать назначения различных школьных помещений - строить рассуждения, высказываться в устной форме о значении школьных помещений. Регулятивные - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия. Коммуникативные - вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре. | |||
| Родная природа. | Сентябрь- первый месяц осени (экскурсия). | Предметные Термин - «Золотая осень». Сезонные изменения в природе. Сбор природного материала для выставки «Природа и фантазия». Анализ народных примет, связанных с погодой, проверка их достоверности. | Познавательные - формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы; отвечать на вопросы по теме наблюдения, определять понятия «неживая природа», «листопад», «золотая осень». Регулятивные - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям). Коммуникативные - строить понятные для партнера высказывания; - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | 16.09 | | |
| Что нам осень подарила. | Предметные Ориентировка в понятиях и терминах: сад, огород, цветник, фрукт, овощ. Классификация овощей и фруктов (форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза). Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов. | Познавательные - повторить и расширить сведения об овощах и фруктах, - составлять описательный рассказ, работать с таблицей. Регулятивные - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; - контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | ||||
| Грибная пора. | Предметные Расширение понятий: съедобный гриб, несъедобный. Сравнение и различие грибов по внешнему виду. Календарь сбора грибов. Работа с муляжами и иллюстрациями. Работа с таблицей и текстом учебника. Анализ примеров использования человеком богатств природы. | Познавательные - использовать знаково-символические средства представления информации, работать с таблицей; - иметь представление о царстве грибов; сравнивать и различать грибы (съедобные и несъедобные), плоды разных растений; - классифицировать объекты по разным признакам. Регулятивные - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные - выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове. Личностные - оценивать поступки человека по отношению к природе, осознавать личное отношение к малой родине, осуществлять действия по охране окружающего мира; - проявлять позитивное отношение к сохранению природы | 19.09 | | ||
| Семья. | Семья. Урок-театрализация. | Предметные Ориентировка в понятиях и терминах: семья, моя семья, её члены, их труд, семейные обязанности. (Как мы понимаем крылатое выражение «Семья крепка ладом»?) Знакомство по словарям личных имён и фамилий со значениями имён и фамилий своей семьи (рода). Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословного древа семьи (на основе бесед с ними о поколениях в семье). | Познавательные - объяснять понятия, связанные с темой «Семья»; осознавать свою роль в семье; - различать степени родства, определять с помощью терминов свое отношение - иметь представление о семье в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности. Регулятивные - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным Коммуникативные - взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению. | 23.09 | | |
| Любимые занятия. | Предметные Ориентировка в понятиях и терминах: правило, дружеские отношения, правила этикета. Информация: чем любят заниматься члены семьи в свободное время, хозяйственный труд в семье; участие членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края. Работа с текстом: составление и анализ. | Познавательные - использовать общие приемы решения задач; иметь представление о семейных традициях как признаке принадлежности к тому или иному народу России и мира; - осознавать важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим на конкретных примерах; - уметь подбирать пословицу для определения смысла любимой сказки; помогать по дому старшим; - осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников (тексты, рисунки). Регулятивные - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать свою речь, ее четкость и правильность. Коммуникативные - использовать в общении правила вежливости; принимать участие в работе парами (группами). Личностные - проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; - иметь представления о причинах успеха в учебе. | ||||
| Труд людей | Как из зерна булка получилась | Предметные Труд людей, которые делают для нас хлеб. Ориентировка в понятиях и терминах: хлебобулочные изделия, профессия, сельскохозяйственная техника. Знакомство с оценкой трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности. Знакомство с содержанием народной мудрости "Худ обед, когда хлеба нет", «Хлеб – главное богатство». Труд людей разных профессий. | Познавательные - использовать общие приемы решения задач; знакомиться с трудом хлебороба, с тем, как растения кормят человека; - называть хлебобулочные изделия, из чего их делают; - знать о пользе хлеба, его ценности; - строить рассуждения. Регулятивные - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; оценивать результаты труда. Коммуникативные - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | 26.09 | | |
| Человек и домашние животные. | Предметные Ориентировка в понятиях и терминах: домашние и дикие животные (различие). Профессии людей, помогающие животным. Правила ухода за домашними питомцами. | Познавательные - осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; - знать, в чём состоит различие между дикими и домашними животными; приводить примеры домашних животных; формировать представления о местах обитания домашних животных и их питании; - классифицировать животных по признаку «дикое – домашнее». Регулятивные - выполнять задания в соответствии с целью. Коммуникативные - сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку. | 03.10 | | ||
| Родная природа | Октябрь уж наступил. Экскурсия. | Предметные признаки середины осени. Речевая разминка «Что изменилось в природе?» Ролевая игра «Лесное собрание «Кто как готовится к зиме!»» | Познавательные - осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; уточнить и обобщить представления о наиболее характерных признаках, по которым человек узнает о наступлении осени; установить зависимости между изменениями в неживой и живой природе; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Регулятивные - выполнять задания в соответствии с целью. Коммуникативные - допускать существование различных точек зрения, вступать в диалог с учителем, одноклассниками. | 10.10 | | |
| Явления природы. | Предметные Ориентировка в понятиях и терминах: явления природы. Приводить примеры различных явлений. Восприятие произведений о явлениях природы, слушание музыкальных произведений и соотношение их характера с настроением, переданным художниками на картинках. Анализ народных примет, связанных с погодой, проверка их достоверности. | Познавательные - использовать общие приемы решения задач; уточнять знания о явлениях природы (дождь, снег, град, туман, гроза и др.). Регулятивные Коммуникативные - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | ||||
| Наша страна- Россия. Родной край. | Где ты живёшь? | Предметные Ориентировка в понятиях и терминах: посёлок, город, область. Домашний адрес: название города, области, страны, в которой ты живешь. | Познавательные - ставить, формулировать и решать проблемы; осмысливать взаимосвязь человека и места, в котором он родился и живёт; понимать необходимость взаимной связи людей в городе, важность культурного смысла понятия «земляки»; - образовать общее название жителей определенного города по его названию; представлять модель позитивного поведения человека, ценящего роль города как культурного центра. Регулятивные - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Коммуникативные - формулировать способы существования в городе и селе; - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | 14.10 | | |
| Правила поведения на дороге. | Предметные Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках, правила пользования транспортом. Дорожные знаки. Домашний адрес. Безопасная дорога от дома | Познавательные – анализировать путь от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения; различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; – воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Регулятивные – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме; – принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные – реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности; – обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. | 21.10 | | ||
| Труд людей | Ты и вещи. | Предметные Кто делает разные вещи: профессии людей. Игра на классификацию: "К чему относятся эти предметы?". Правила отношения к вещам и окружающим предметам. Безопасное поведение с бытовыми электрическими и газовыми приборами. Понятия-антонимы (аккуратный -неаккуратный, бережливый -расточительный, небережливый). | Познавательные - использовать общие приемы решения задач; уточнять и обогащать представления первоклассников о различных профессиях, о людях, чей труд важен для каждого человека; классифицировать предметы по заданному признаку. Регулятивные - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - различать способ и результат действия. Коммуникативные - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | 24.10 | | |
| Труд людей | Кто работает ночью. | Предметные Профессии людей, которые работают ночью, значение их труда для общества. Ролевая игра: «Я работаю ночью». Оценка ярких проявлений профессионального мастерства и результаты труда.
| Познавательные - ставить, формулировать и решать проблемы; формировать представления о профессиях, жизненно важных для каждого человека, и действиях, которые свойственны их представителям; - осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков. Регулятивные - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих. | |||
| Твоё здоровье | Твои помощники-органы чувств. | Предметные Дидактическая игра «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету» Окружающие предметы и их признаки. Сопоставление признаков предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются. Прогнозирование результата по оказанию первой помощи при несчастных случаях. | Познавательные - использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; - иметь представление об органах чувств, их роли в жизни человека. Коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Регулятивные - планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища. | 07.11 | | |
| Правила гигиены. | Предметные Ориентировка в понятиях и терминах: здоровье, гигиена, личная гигиена, гимнастика. (аккуратный - неаккуратный), чистоплотный - нечистоплотный (чистюля - грязнуля). Усвоение необходимости соблюдения правил гигиены. | Познавательные - уточнять знания о предметах гигиены, их значении для здоровья человека; закреплять основные правила гигиены; - осуществлять сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников). Регулятивные - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; - стабилизация эмоционального состояния для решения учебных задач. Коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | 11.11 | | ||
| О режиме дня. Практическая работа. | Предметные Ориентирование в терминах: здоровье, время, час, день недели, гигиена, гимнастика. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Практическая работа: составление режима дня в группах. | Познавательные - использовать общие приемы решения задач; определять время по часам как условие правильной организации труда и отдыха, определять время по часам с точностью до часа. Регулятивные - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, Коммуникативные - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить монологическое высказывание. | 14.11 | | ||
| Родная природа. | Ноябрь - зиме родной брат. Экскурсия. | Предметные Какое настроение у природы. Изменения в природе. Характеристика предзимья: признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, мелких зверьков. Создание мини-сочинений о явлениях и объектах природы; определение последовательности времен года (начиная с любого), знание о том, как животные готовятся к зиме. | Познавательные - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - наблюдать явления наступившей осени, обобщать представления о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении глубокой осени; - сопоставлять, выделять и обобщать характерные признаки, явления. Регулятивные - выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 18.11 | | |
| Ноябрь - зиме родной брат. | Предметные Какое настроение у природы. Изменения в природе. Характеристика предзимья: признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, мелких зверьков. Создание мини-сочинений о явлениях и объектах природы; определение последовательности времен года (начиная с любого), знание о том, как животные готовятся к зиме. | Познавательные - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - наблюдать явления наступившей осени, обобщать представления о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении глубокой осени; - сопоставлять, выделять и обобщать характерные признаки, явления. Регулятивные - выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | ||||
| Дикие животные. | Предметные Дикие животные. «Чем животные, живущие в лесу, отличаются от тех, что живут рядом с человеком?». Связь особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Рассказ о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Ролевая игра «Кто как готовится к зиме?» Бережное отношение к животным. | Познавательные -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - уточнять и расширять представления о диких животных; - находить отличительные признаки диких животных. Регулятивные - организовывать рабочее место под руководством учителя; - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить. Коммуникативные - ставить вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам; - строить высказывание. | 21.11 | | ||
| Звери – млекопитающие. | Предметные Характерные особенности зверей- млекопитающих: кормление молоком детёнышей. | Познавательные - использовать общие приемы решения задач; знакомиться с представителями млекопитающих; - выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать, выявлять взаимосвязи между животными и растениями. Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные - ставить вопросы, обращаться за помощью; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | 25.11 | | ||
| Что мы знаем о птицах. | Предметные «Почему птицы улетают на юг?». Классификация птиц по признаку «перелетные - зимующие», отличительные особенности этих птиц. Установление зависимостей наступающего сезона и поведения птиц. Причины сезонных перелетов птиц: отсутствие пищи, холода. | Познавательные - выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц; знакомиться с многообразием птиц; знать и объяснять понятия «дикие», «домашние», «перелетные», «оседлые» птицы. Регулятивные - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 28.11 | | ||
| Наша страна- Россия Родной край. | Родной край. Экскурсия. | Предметные Наш населенный пункт – часть нашей страны. Характеристика особенности разных населенных пунктов: город, село (общее, различное). Информация о достопримечательностях, святынях родного города. Осмысление значений понятий | Познавательные - осознанно строить сообщения в устной форме; уточнять знания о том, что такое город, село, какие объекты есть в каждом из них, чем похожи и чем различаются эти населенные пункты (внешний вид; особенности строений; специфика городского и сельского труда; учреждения, общие для обоих и др.). малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Регулятивные - оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия с поставленной задачей. Коммуникативные - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; слушать собеседника. | 02.12 | | |
| Дом, в котором ты живёшь. | Предметные Описание дома, традиции нашего дома. Жилища разных территорий и разных народов нашей страны. Узнавание здания по вывеске. Знакомство с рекламными афишами, вывесками различных учреждений. | Познавательные - предвосхищать результат; - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; - иметь представления о разнообразии построек домов, их особенностях, характеризовать удобства, которые есть в квартире. Коммуникативные - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - вести устный диалог. Регулятивные - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным | 05.12 | | ||
| Родная природа. | В декабре, в декабре... Экскурсия в парк | Предметные Декабрь- первый месяц зимы. Погода в декабре. Состояние снега, деревьев. Народные приметы. Цвет снега , его глубина (Практическая работа). | Познавательные - уточнять представления о признаках зимы; строить высказывания на основе наблюдений за объектами природы. Регулятивные - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные - слушать собеседника; - оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. | 09.12 | | |
| Какая бывает вода? Практическая работа. | Предметные Ориентировка в понятиях и терминах: вода, свойства воды, растворитель, тело, вещество. Опыты с водой: определение свойств воды как вещества. Агрегатное состояние воды. Наблюдение и доказательство, через простейшие опыты значения воды в природе и жизнедеятельности человека. Описание применения воды в хозяйстве человека. | Познавательные - ставить, формулировать и решать проблемы; знакомиться с естественнонаучными понятиями: «тело», «вещество», «состояние воды», «раствор»; - определять свойства воды опытным путем. Регулятивные Коммуникативные - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | 12.12 | | ||
| Хвойные деревья. | Предметные Ель и сосна - вечнозелёные хвойные деревья. Листья- хвоинки они не сбрасывают на зиму. Лиственница тоже хвойное дерево, но листья- хвоинки сбрасывают на зиму. | Познавательные - выделять особенности хвойных деревьев, находить отличия хвойных деревьев от лиственных; - объяснять понятие «вечнозеленые деревья», знакомиться с хвойным деревом, которое сбрасывает на зиму листву (сибирская лиственница). Регулятивные Коммуникативные - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | 16.12 | | ||
| Я и другие люди | О дружбе. | Предметные Правила дружбы: умение слышать друг друга, считаться с мнением друга. Уступать, договариваться. | Познавательные - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; знать и объяснять понятия «друг», «дружба»; уметь оценивать поступки людей. Регулятивные - выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Коммуникативные - вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные - проявлять этические чувства, прежде всего доброжелательность | 19.12 | | |
| Идём в гости. | Предметные Поведение человека в гостях. Какие подарки нравятся? | Познавательные - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; - знать и объяснять понятия «друг», «дружба»; - уметь оценивать поступки людей. Регулятивные - выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Коммуникативные - вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 23.12 | | ||
| С Новым годом! | Предметные Как весело и интересно провести праздник. | Познавательные - знакомиться с историей праздника Новый год; - осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков, текстов. Регулятивные - планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу. Коммуникативные - договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | 26.12 | | ||
| Твоё здоровье | Урок в спортивном зале. | Предметные Игры – соревнование на ловкость, быстроту. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе, как условие сохранения и укрепления здоровья. | Познавательные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - уточнять правила закаливания, осознавать необходимость в развитии силы, ловкости и быстроты. Регулятивные - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Коммуникативные - предлагать помощь в сотрудничестве; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные - проявлять навыки сотрудничества в разных ситуациях, находить выход из спорных ситуаций. | 09.01 | | |
| Родная природа. | Январь - году начало, зиме - середина. Экскурсия в парк. | Предметные Сезонные изменения в природе. Измерение глубины снежного покрова. Практическая работа. Дидактическая игра «Узнай дерево по силуэту». Сравнение: лиственные и хвойные деревья, сосна-ель. (элементы проектной деятельности). | Познавательные - знать понятия: «лиственные, хвойные деревья»; наблюдать за изменениями, происходящими в природе в январе, определять деревья по силуэту. Регулятивные - удерживать цель деятельности до получения ее результата; - анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Коммуникативные - вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 13.01 | | |
| Январь - году начало, зиме – середина. | Предметные Сезонные изменения в природе. Измерение глубины снежного покрова. Практическая работа. Дидактическая игра «Узнай дерево по силуэту». Сравнение: лиственные и хвойные деревья, сосна-ель. (элементы проектной деятельности). | Познавательные - знать понятия: «лиственные, хвойные деревья»; наблюдать за изменениями, происходящими в природе в январе, определять деревья по силуэту. Регулятивные - удерживать цель деятельности до получения ее результата; - анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Коммуникативные - вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | ||||
| Жизнь птиц. | Предметные Птицы зимой. Птичьи голоса, поведение, приспособления к среде обитания. Особенности строения клюва в зависимости от способа питания. Птицы, которые не летают. | Познавательные - знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва. Регулятивные - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе Коммуникативные - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания. | 16.01 | | ||
| Жизнь птиц. | Предметные Птицы зимой. Птичьи голоса, поведение, приспособления к среде обитания. Особенности строения клюва в зависимости от способа питания. Птицы, которые не летают. | Познавательные - знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва. Регулятивные - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе Коммуникативные - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания. | 20.01 | | ||
| Наша страна- Россия. Родной край. | Наша страна- Россия. | Предметные Работа по карте «Наша страна». Ориентирование в понятии «Родина». Сравнение и описание герба и флага России, рассказ о «малой родине» и Москве, как столице государства. Рассматривание герба, флага, слушание гимна. Сообщение с использованием иллюстративного материала. Различие флага и герба, основные достопримечательности родного края и описание их. | Познавательные - уточнять названия нашей страны (Россия, Российская Федерация); - рассматривать достопримечательности Москвы – столицы РФ, знакомиться с символами России (флаг, гимн, герб). Регулятивные - переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Коммуникативные - предлагать помощь в сотрудничестве. | 23.01 | | |
| Символы Российского государства: герб, флаг, гимн. | Предметные Работа по карте «Наша страна». Ориентирование в понятии «Родина». Сравнение и описание герба и флага России, рассказ о «малой родине» и Москве, как столице государства. Рассматривание герба, флага, слушание гимна. Сообщение с использованием иллюстративного материала. Различие флага и герба, основные достопримечательности родного края и описание их. | Познавательные - уточнять названия нашей страны (Россия, Российская Федерация); - рассматривать достопримечательности Москвы – столицы РФ, знакомиться с символами России (флаг, гимн, герб). Регулятивные - переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Коммуникативные - предлагать помощь в сотрудничестве. | 27.01 | | ||
| Мы – россияне. | Предметные Россия – многонациональная страна. У каждого народа свой язык, свои традиции, культура, история. Рассматривание национальных костюмов. Рассматривание декоративного искусства разных народов России. | Познавательные - знать, что Россия – многонациональная страна, уметь выделять особенности русского народа (язык, искусство, обычаи). Регулятивные - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. России. | 30.01 | | ||
| Родная природа. | Февраль - месяц метелей и вьюг. | Предметные Явления природы, которые происходят в феврале. Погода происходят в феврале. Поведение и повадки зверей. | Познавательные - знакомиться с народными приметами февраля, с особенностями третьего месяца зимы, с изменениями, которые происходят в этот период, объяснять понятия: «метель», «вьюга», «пурга», «оттепель». Регулятивные - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Коммуникативные - определять цели, функции участников, способы взаимодействия. | 03.02 | | |
| Наша страна- Россия. Родной край. | 23 февраля -День защитника Отечества. | Предметные Встреча с ветеранами, солдатами. Сбор материала, на основе бесед с родными, о праздничных днях России. | Познавательные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - рассказывать, как можно встретить праздник «День защитника Отечества» в семье, как проявить внимание к родным и близким, которые служили в армии, участвовали в боевых действиях. Регулятивные - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Коммуникативные - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | 06.02 | | |
| Богата природа России. Леса России: тайга, лиственный лес. | Предметные Карта России. Москва на карте, родной город на карте России. Леса и цветы России. Разнообразие животного и растительного мира. Правила поведения в природе. Работа с природной картой России: животный мир, растительный мир: леса и цветы. Рассказ о роли растений в природе и жизни люде; о растениях и животных своего региона и обсуждение полученных сведений. | Познавательные - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; - знакомиться с разнообразием и богатствами природы России – леса, реки, горы; уметь ориентироваться по карте: называть значения символов (знаков); рассматривать представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны. Регулятивные - предвосхищать результат; - владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Коммуникативные - адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих, | 10.02 | | ||
| Цветущие растения лугов нашей родины. | Предметные Карта России. Москва на карте, родной город на карте России. Леса и цветы России. Разнообразие животного и растительного мира. Правила поведения в природе. Работа с природной картой России: животный мир, растительный мир: леса и цветы. Рассказ о роли растений в природе и жизни люде; о растениях и животных своего региона и обсуждение полученных сведений. | Познавательные - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; - знакомиться с разнообразием и богатствами природы России – леса, реки, горы; уметь ориентироваться по карте: называть значения символов (знаков); рассматривать представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны. Регулятивные - предвосхищать результат; - владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Коммуникативные - адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих, | 13.02 | | ||
| Наша страна- Россия. Родной край. | 8 Марта- праздник всех женщин. | Предметные Встреча с мамами и бабушками. Концерт в честь 8 Марта. Сбор материала, на основе бесед с родными, о праздничных днях России. | Познавательные - использовать общие приемы решения задач; рассказывать, как можно встретить праздник «8 Марта» в семье, как проявить внимание к родным и близким. Регулятивные - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии для решения собственной деятельности. | 17.02 | | |
| Труд людей. | Зачем люди трудятся. | Предметные Экскурсия в библиотеку. | Познавательные - ставить, формулировать и решать проблемы; - иметь представления о профессиях, понимать значения труда в жизни людей; - осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков, текстов. Регулятивные - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Коммуникативные: - вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные - выполнять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. | 27.02 | | |
| Родная природа | Март – капельник. Экскурсия в парк. | Предметные Март- первый месяц весны - капельник. Работа с приметами о весне. Поведение пернатых. Дидактическая игра «Наши воспоминания об экскурсии». | Познавательные - использовать общие приемы решения задач; рассказывать, как можно встретить праздник «8 Марта» в семье, как проявить внимание к родным и близким. Регулятивные - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Коммуникативные - адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих. Личностные - осознавать значение учебной деятельности. | 02.03 | | |
| Март – капельник. | Предметные Март- первый месяц весны - капельник. Работа с приметами о весне. Поведение пернатых. Дидактическая игра «Наши воспоминания об экскурсии». | Познавательные - использовать общие приемы решения задач; рассказывать, как можно встретить праздник «8 Марта» в семье, как проявить внимание к родным и близким. Регулятивные - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Коммуникативные - адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих. Личностные - осознавать значение учебной деятельности. | ||||
| Звери – млекопитающие. | Предметные Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Животные родного края. Описание внешнего вида, характерных особенностей животных, способов питания, условий, необходимых для жизни животных Классификация зверей: хищные, насекомоядные, растительноядные, всеядные. | Познавательные - использовать общие приемы решения задач; рассказывать, как можно встретить праздник «8 Марта» в семье, как проявить внимание к родным и близким. Регулятивные - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | 05.03 | | ||
| Звери – млекопитающие. Проверочная работа за четверть. | Предметные Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Животные родного края. Описание внешнего вида, характерных особенностей животных, способов питания, условий, необходимых для жизни животных Классификация зверей: хищные, насекомоядные, растительноядные, всеядные. | Познавательные - использовать общие приемы решения задач; рассказывать, как можно встретить праздник «8 Марта» в семье, как проявить внимание к родным и близким. Регулятивные - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | 12.03 | | ||
| Труд людей. | Зачем люди трудятся? | Предметные Значение труда людей и его польза для человека и общества. Труд людей различных профессии людей. Уважение к труду людей. | Познавательные - использовать общие приемы решения задач; рассказывать, как можно встретить праздник «8 Марта» в семье, как проявить внимание к родным и близким. Регулятивные - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Коммуникативные - вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 16.03 | | |
| Родная природа. | Наш уголок природы. | Предметные Различие представителей животного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения);описание животных уголка природы; знания правил ухода. Аквариумные рыбки. Правила ухода за растениями уголка природы. Практическая работа «Как вырастить растение». Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Знакомство с правилами ухода за комнатными растениями. | Познавательные - осознанно строить сообщения в устной форме; знакомиться с животными уголка природы, объяснять, что уголок природы – место обитания многих животных, но, несмотря на это, они остаются дикими животными. Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме. Коммуникативные - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | 19.03 | | |
| Наш уголок природы. Практическая работа. | Предметные Различие представителей животного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения);описание животных уголка природы; знания правил ухода. Аквариумные рыбки. Правила ухода за растениями уголка природы. Практическая работа «Как вырастить растение». Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Знакомство с правилами ухода за комнатными растениями. | Познавательные - осознанно строить сообщения в устной форме; знакомиться с животными уголка природы, объяснять, что уголок природы – место обитания многих животных, но, несмотря на это, они остаются дикими животными. Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме. Коммуникативные - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | 02.04 | | ||
| Труд людей. | День космонавтики. | Предметные Речевая разминка «Если бы я попал на другую планету…». Беседа о космонавтах (с использованием иллюстративного материала). Коллективное рисование «Мы прилетели на другую планету». | Познавательные - знать понятия «спутник Земли», «космонавт», «полеты в космос», анализировать иллюстрации, Регулятивные - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные - договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Личностные - осознают гражданскую принадлежность в форме осознания «Я», как гражданина России, проявляют чувство гордости за свой народ, историю. | 06.04 | | |
| Труд людей: весенние работы, кто работает на транспорте. | Предметные Проведение сельскохозяйственных работ весной в городе и селе. Использование различных механизмов, машин. Профессии, связанные с работой на транспорте: воздушном, водном, наземном. Уважение труда людей | Познавательные - ставить, формулировать и решать проблемы; выделять сходства и различия разных видов транспорта (воздушный, водный, наземный, пассажирский, личный); - различать электрический транспорт от транспорта, работающего на топливе (бензине, керосине), грузовой от легкового. Регулятивные - ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; - строить понятные выказывания | 09.04 | | ||
| Родная природа | Апрель-водолей. | Предметные Апрель – второй месяц весны. Апрель – водолей. Речевая разминка «Угадай звуки весны (капель, голоса птиц, журчание ручьев, урчание лягушек и др.)» Анализ народных примет, связанных с погодой, проверка их достоверности. | Познавательные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - рассматривать изменения в природе в середине весны, знать, что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава. Регулятивные Коммуникативные - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Личностные | 13.04 | | |
| Апрель-водолей. | Предметные Апрель – второй месяц весны. Апрель – водолей. Речевая разминка «Угадай звуки весны (капель, голоса птиц, журчание ручьев, урчание лягушек и др.)» Анализ народных примет, связанных с погодой, проверка их достоверности. | Познавательные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - рассматривать изменения в природе в середине весны, знать, что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава. Регулятивные Коммуникативные - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Личностные | 16.04 | | ||
| Наша страна- Россия. Родной край. | Мы - граждане России. | Предметные Права и обязанности граждан России. | Познавательные - знать и объяснять понятия: «права», «обязанности», почему человек должен выполнять свои обязанности. Регулятивные - выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос. Коммуникативные - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 20.04 | | |
| Правила поведения. | Предметные Правила культурного разговора, беседы, общения. | Познавательные - составлять правила культуры разговора по телефону, знать правила дружбы. Регулятивные - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные - формулировать собственное мнение о соблюдении правил поведения, задавать вопросы. | 23.04 | | ||
| Твоё здоровье | Если хочешь быть здоров. | Предметные Моделирование, в ходе практической работы, ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Почему нужно правильно питаться. | Познавательные - уточнять, как нужно правильно питаться, знать понятия «здоровая пища», «вредные продукты», «полезные продукты», знакомиться с правилами питания; - соблюдать культуру поведения за столом. Регулятивные - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Коммуникативные - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | 27.04 | | |
| Здоровая пища. | Предметные Моделирование, в ходе практической работы, ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Почему нужно правильно питаться. | Познавательные - уточнять, как нужно правильно питаться, знать понятия «здоровая пища», «вредные продукты», «полезные продукты», знакомиться с правилами питания; - соблюдать культуру поведения за столом. Регулятивные - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Коммуникативные - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | 30.04 | | ||
| Родная природа. | Жизнь насекомых весной. Комплексная контрольная работа. | Предметные Сезонные изменения живой и неживой природе в конце весны. Весной земноводные (лягушки, жабы) мечут икру, из которой появляются головастики. | Познавательные - выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения задач; - наблюдать за изменениями в природе, происходящими в конце весны – начале лета; уточнять состояние деревьев, время цветения разных растений (фруктовых деревьев, кустарников, трав), описывать изученные природные явления, называть существенные признаки; - осуществлять поиск и выделение необходимой информации из текста, рисунков, таблиц. Регулятивные - применять установленные правила в планировании способа решения; - использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | 07.05 | | |
| «Май – весну завершает». Жизнь земноводных весной. | Предметные Сезонные изменения живой и неживой природе в конце весны. Весной земноводные (лягушки, жабы) мечут икру, из которой появляются головастики. | Познавательные - выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения задач; - наблюдать за изменениями в природе, происходящими в конце весны – начале лета; уточнять состояние деревьев, время цветения разных растений (фруктовых деревьев, кустарников, трав), описывать изученные природные явления, называть существенные признаки; - осуществлять поиск и выделение необходимой информации из текста, рисунков, таблиц. Регулятивные - применять установленные правила в планировании способа решения; - использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | 14.05 | | ||
| Животные - живое существо. | Предметные Разнообразие животных: земноводные. Характеристика способов развития земноводных (на примере лягушек). Анализ зависимости жизни человека от природы. Правила поведения в природе. Красная книга России, Белгородской области. Раскрытие понятия «животное – живое существо». | Познавательные - ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач; - рассматривать календарь появления насекомых (комаров, бабочек, пчел, муравьев) после зимнего покоя; знакомиться с разнообразием насекомых. Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах. Коммуникативные - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | 18.05 | | ||
| Природе нужны все! Итоговая проверочная работа. | Предметные Разнообразие животных: земноводные. Характеристика способов развития земноводных (на примере лягушек). Анализ зависимости жизни человека от природы. Правила поведения в природе. Красная книга России, Белгородской области. Раскрытие понятия «животное – живое существо». | Познавательные - ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач; - рассматривать календарь появления насекомых (комаров, бабочек, пчел, муравьев) после зимнего покоя; знакомиться с разнообразием насекомых. Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах. Коммуникативные - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | 21.05 | | ||
| Наша страна- Россия. Родной край. | Ты – пешеход. | Предметные Летние каникулы. Поведение во время отдыха: на улицах, игровых площадках, водоёмах, в лесу. Правила пешехода и пассажира. | Познавательные - анализировать путь от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения; - различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; воспроизводить домашний адрес, - Правила дорожного движения и пользования транспортом. Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные - реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности; - обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. | 25.05 | |
III. Учебно-методические и материально-технические средств обучения
по предмету «Окружающий мир»
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | |||
1. | Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.): Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях / Н. Ф. Виноградова – издание четвёртое, доработанное - М.: Вентана-Граф, 2011. – (Начальная школа ХХI века)/ Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова - М.: Вентана-Граф, 2011.– ( Начальная школа ХХI века). | К | В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки |
2. | Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения): | П | Книги систематизируются и формируются в классную библиотеку. Составляется картотека литературы, используемой на уроках окружающего мира. Хранятся книги в доступном для детей месте. |
3. | Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.): Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем. | П | |
4. | Стандарт начального образования и документы по его реализации | Д | |
5. | Методические пособия для учителя, дополнительная литература: | Д | Наряду с профессиональной литературой может быть периодическая печать (см. Приложение) |
Печатные пособия
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | |
- Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения - Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.) - Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.) - Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг) - Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения - Модель "Торс человека" с внутренними органами | Демонстрационный дидактический материал. Используется во время объяснения нового материала или на уроках закрепления знаний, обобщения пройденного как иллюстрации к изучаемым темам. Необходимо иметь один комплект на класс. Возможен цифровой вариант таблиц, плакатов и портретов. |
Географические и исторические настенные карты | Обязательный дидактический материал на уроках окружающего мира. Должен иметь постоянное место нахождения на весь период изучения темы для самостоятельного обращения к ним младших школьников на переменах или во внеурочное время. |
Атлас географических и исторических карт | Атлас предназначен для индивидуальной работы, поэтому необходимо их наличие у каждого ученика. |
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.) Например, репродукции картин | Используются для фронтальной работы, необходимо несколько комплектов (один на двоих человек). Например, при изучении темы «Приметы осени» дети могут рассматривать репродукцию картины Левитана «Золотая осень», находя приметы осени в осеннем пейзаже и т.п. |
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными | Для формирования чувства ответственности у младших школьников, а также для наблюдения за жизнью животных в классе необходим уголок живой природы. |
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта | ОБЖ в начальной школе интегрировано в урок окружающего мира, поэтому темы, связанные с изучением правил дорожного движения сопровождаются данными дидактическими наглядными средствами обучения. Они могут быть как демонстрационными, т.е. 1 комплект на класс, так и использоваться для фронтальной работы в парах или группах. |
Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п. | При работе в группах используются для исследовательской работы. Например, макет казачьей станицы. |
3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
1. | Аудиозаписи. | Д | Коробки со звукозаписями располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование аудиозаписей в учебном процессе: 1. На уроках окружающего мира могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц, шума леса, рассказы ученых и др. |
2. | Видеофильмы. | Д | Коробки с кинофрагментами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование видеофильмов в учебном процессе: 1. Видеофильмы (о распускании почек на ветках деревьев, замерзании реки, морском прибое и т.д.), и видеофрагменты (о природе степей и пустынь, об источнике и реке и т.д.), соответствующие содержанию обучения окружающему миру. |
3. | Слайды (диапозитивы) | Д | Коробки со слайдами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях. (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование слайдов в учебном процессе: 1. Слайды (диапозитивы) произведений пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстраций к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах. |
4. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы | Д | Использование мультимедийных (цифровых) образовательных ресурсов в учебном процессе: 1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету окружающий мир. |
4. Игры и игрушки.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | ||
Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.) | П | Игры могут быть использованы при изучении соответствующих тем на уроках закрепления и обобщения знаний. Обязательным должно быть усложнение условий дидактических игр. |
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин и др.) | П |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).
5. Технические требования к оборудованию компьютерного класса
КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (1 ПК учителя и 13 ПК учащихся, количество компьютеров учащихся зависит от количества учащихся в классах с учетом деления на подгруппы для проведения практических занятий). | ||
| Персональный компьютер учителя | 1 |
| Компьютер ученика | 13 |
| Монитор ЖК: диагональ экрана – не менее 19" | 14 |
| Проектор короткофокусный с настенным креплением или Проектор мультимедийный с крепежом для потолочного крепления. | 1 |
| Программное обеспечение управления классом и функционирования Системы контроля качества знаний с интегрированным набором контрольных тестов (презентаций) по различным темам предметов (лицензия на класс). | 1 |
| ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект интерактивных заданий. Книга для учителя. | 1 |
| Конструктор ПервоРобот LEGO WeDo. | 6-8 |
6. ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». | ||
1. | Комплект таблиц демонстрационных «Окружающий мир. 1 класс» (16 таблиц) с методическими рекомендациями, формат 60 х 90 см. | 1 |
2. | Комплект таблиц демонстрационных «Государственные праздники России» (8 таблиц) с методическими рекомендациями, формат 60 х 90 см. | 1 |
.3. | Комплект таблиц демонстрационных «Государственные символы России» (3 таблицы), формат 60 х 90 см. | 1 |
4. | Комплект карт демонстрационных «Настенные исторические карты. Начальное общее образование» (10 карт на 9 листах), формат 100 х 140 см. | 1 |
5. | Комплект карт демонстрационных «Настенные географические карты. Начальное общее образование» (10 карт), формат 100 х 140 см. | 1 |
6. | Комплект плакатов демонстрационных «Безопасность дорожного движения», 1 – 4 кл. | 1 |
7. | Гербарий для начальной школы (28 видов). | 1 |
8. | Гербарий «Растительные сообщества» (9 видов х 5 планшетов). | 1 |
9. | Коллекция «Почва и ее состав». | 1 |
10. | Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников». | 1 |
11. | Коллекция семян к «Гербарию для начальной школы». | 1 |
12. | Коллекция «Хлопок для начальной школы». | 1 |
13. | Коллекция «Шелк для начальной школы». | 1 |
14. | Коллекция «Шерсть для начальной школы». | 1 |
15. | Коллекция «Лен» для начальной школы. | 1 |
16. | Коллекция «Семена и плоды» (с раздаточным материалом). | 1 |
17. | Набор муляжей овощей (большой). | 1 |
18. | Набор муляжей фруктов (большой). | 1 |
19. | Компас школьный. | в зависимости от класс-комплекта |
20. | Лупа ручная. | |
21. | Коробка для изучения насекомых с лупой. | 1 |
22. | Глобус физический Земли (лабораторный) М 1:50 млн. | 1 |