Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для индивидуального обучения на дому
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мечетинская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района
Рабочая программа по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
для индивидуального обучения на дому
(8 год обучения),
обучающейся по специальной индивидуальной
программе развития (СИПР)
на 2019 – 2020 учебный год
учитель: Играева Инна Александровна
Речь и альтернативная коммуникация (2 часа в неделю)
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития данного ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими: Ученик имеет нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, у него отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности, а также отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Кроме того, понимание речи данного ученика окружающими затруднено.
В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. Ученик не владеет речью, ему подобраны альтернативные средства коммуникации. К ним относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (пиктограмма, фотография, цветная картинка, черно - белая картинка, напечатанное слово), электронные устройства (компьютер). Программа построена на основе содержания следующих разделов: «Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде», «Это – я. Чтение телесных и мимических движений», «Чтение» изображений на картинках и пиктограммах», «Мои игрушки», «Моя семья».
Содержание учебного предмета
1.Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.
-Встреча обучающегося с учителем. Определение предпочтений обучающегося: совместный выбор наиболее интересных для него игрушек (из ряда предложенных). Совместное проигрывание одного-двух действий с выбранной игрушкой (игрушками). Побуждение к участию в простые театрализованные игры с учителем.
-Прогулка по школе вместе с обучающимся. Совместное взаимодействие с оборудованием помещений, предназначенных для игровых и бытовых целей.
2. Это – я. Чтение телесных и мимических движений.
-«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом себя и своего отражения в зеркале.
-Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладоши и т. п.).
-Движение по различным сенсорным дорожкам (учитель держит ученика за руку и указательным жестом показывает направление движения, движение по подражанию действиям учителя).
-Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают»: Покажи, чем нюхают (понюхай хлеб, цветок...). Покажи, чем слушают (послушай, как я буду стучать деревянными ложками; послушай, как тикают часы, шумит вода...).
-Аудиальные и визуальные упражнения с использованием куклы типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклы — руки, у тебя — руки; у куклы — ноги, у тебя — ноги (упражнения с фотографиями и картинками).
-Игровые упражнения с куклой, соотносимой с образом ученика. (Интеграция с уроками «Развитие речи и окружающий мир».)
-«Чтение» изображений на картинках. Совместные с учителем упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.
-Визуальные упражнения с картинками: покажи — куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.
-Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация).
-Узнавание игрушки по характерным звукам (звучащие игрушки).
-Игры-имитации на передачу в движении образов животных (заяц, лисичка). Показ движений учителем и выбор учащимися (вместе с учителем) игрушки, соответствующей образу. Повторение учениками движений за учителем, по показу игрушки или картинки.
-Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек «Слушай и делай вместе со мной».
-Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек).
3.«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.
-Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.
-Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» (построчное иллюстрирование текста).
-Знакомство с пиктограммами «нос», «голова», «ухо», «глаза».
-Визуальные упражнения с картинками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажи — куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.
-Визуальные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками: внимательно рассмотри куклу и мишку, слушай и показывай.
-Двигательные упражнения вместе с учителем, а потом самостоятельно (с минимальной жестовой помощью учителя): «Покажи, как это делают».
-Аудиальные и двигательные упражнения (речевые физминутки).
-Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).
-Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя (один-два наиболее характерных признака). Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей).
-Узнавание учениками знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.
4.Мои игрушки.
-Свободные предметные игры с любимыми игрушками: катать машинку, бросать мяч, строить башню.
-Игры с образными игрушками (учитель предлагает несколько игрушек, организует предметно-игровое сотрудничество: кукла лежит, стоит, идет, ест, прыгает).
-Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам (звукоподражания животным, звукам двигателя машины, стуку молоточка, звон колокольчика и так далее).
-Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя (дидактическая игра «Угадай (покажи) игрушку по описанию»), где один-два наиболее характерных признака. Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, картинка, нарисованная взрослым на глазах у ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей). Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь. При работе со звучащими игрушками взрослый переходит с одного места на другое.
-Знакомство с пиктограммами «игрушки», «кукла», «мяч», «машина».
-Побуждение обучающегося к первым высказываниям об игровых умениях с использованием невербальных средств общения. Пиктограммы: Я играю. Играю с машиной.
-Совместные с учителем игры с сюжетными игрушками: кормим куклу, кукла ест, катаем куклу, кукла машет: «До свидания», кукла читает, кукла рисует».
-Через специально созданные игровые ситуации с помощью невербальных средств общения (мимика, пантомимика, картинки) выражать радость от достижения своих целей.
-С помощью невербальных средств общения в игровых ситуациях выражение своих впечатлений, желаний, возможностей: могу, я хочу, мне нравится.
5. Моя семья
-Рассматривание фотографий членов семьи, и возможное называние (показ) их на фотографии.
- Проигрывание в отобразительных играх ситуаций, отражающих любовь, доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу.
Знакомство с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка»
Ожидаемые личностные результаты
Наличие:
- мотива к общению с педагогом;
-желания выполнять с педагогом предметные и игровые действия;
-умения понимать себя (весело, грустно, хочу, не хочу) и выражать свои чувства;
-осознание себя учеником.
Возможные предметные результаты
Наличие умения:
-понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
-пользоваться средствами альтернативной коммуникации. Взгляд на нужный предмет. Жесты: приветствия, прощания, благодарности, отказа, указательные. Этюды: я ем, пью, слушаю, вижу, радуюсь, плачу, холодно, тепло, хочу, не хочу, идет дождь, идет снег, медведь, кошка, собака;
-совместно с учителем узнавать предметы по звучанию (барабан, колокольчик, мишка рычит), на ощупь (мяч, кубик, палочка), по описанию (у нее есть колеса, он катится, он рычит).
Примерное содержание предмета 2 часа в неделю
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. | 10 |
2 | Это – я. Чтение телесных и мимических движений. | 25 |
3 | «Чтение» изображений на картинках и пиктограммах. | 15 |
4 | Мои игрушки. | 15 |
5 | Моя семья | 15 |
Тематическое планирование по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
№ п/п | дата | Тема урока | Развитие речи | Коррекционные приёмы, педагогические средства и технологии | Кол-во час | |||
по плану | по факту | |||||||
1 | | Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. | Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи. | Объяснение, показ, занимательные упражнения игрового характера, упражнения на развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки. | 1 | |||
2 | 05.09 | | Реагирование на собственное имя. | | | 1 | ||
3 | 12.09 | | Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). | | Демонстрационный материал. | 1 | ||
4 | 12.09 | | Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). | | | 1 | ||
5 | 19.09 | | Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). | Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи. | Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек. | 1 | ||
6 | 19.09 | | Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением) | | | 1 | ||
7 | 26.09 | | Ответы на вопросы словом (предложением). | Понятийный аппарат: время года, осень, карандаши, школа, урок. | Объяснение, показ, развитие чувства цвета. Развитие зрительно-двигательной координации. | 1 | ||
8 | 26.09 | | Задавание вопросов предложением. | Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи. | | 1 | ||
9 | 03.10 | | Поддержание диалога на заданную тему | | | 1 | ||
10 | 03.10 | | Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). | Понятийный аппарат: книга, сказка, колобок, неваляшка, медведь, чашка. | Чтение сказки. Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги. | 1 | ||
11 | 10.10 | | Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответом на вопрос. | | | 1 | ||
12 | 10.10 | | Выражение мимикой согласия (несогласия) | Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи. | Развитие зрительно-двигательной координации, моторики. Развитие чувства цвета. Объяснение, показ. Пальчиковая гимнастика. | 1 | ||
13 | 17.10 | | Выражение жестом согласия (несогласия) | | | 1 | ||
14 | 17.10 | | Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. | | | 1 | ||
15 | 24.10 | | Привлечение внимания звучащим предметом | Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи. | Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек. Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги. | 1 | ||
16 | 24.10 | | Выражение своих желаний. | Артикуляционная гимнастика. | | 1 | ||
17 | 07.11 | | Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний. | Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания. | Пальчиковая гимнастика. | 1 | ||
18 | 07.11 | | Понимание простых по звуковому составу слов | | | 1 | ||
19 | 14.11 | | Реагирование на собственное имя. | Артикуляционная гимнастика. | Развитие зрительно-двигательной координации, моторики. | 1 | ||
20 | 14.11 | | Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. | | | 1 | ||
21 | 21.11 | | Понимание слов, обозначающих предмет | Обогащение словаря, работа над формированием связной речи | | 1 | ||
22 | 21.11 | | Понимание обобщающих понятий | Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи. | Пальчиковая гимнастика. | 1 | ||
23 | 28.11 | | Понимание слов, обозначающих признак предмета | | | 1 | ||
24 | 28.11 | | Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние | Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания. | Развитие зрительно-двигательной координации, моторики. Развитие чувства цвета Объяснение, показ. | 1 | ||
25 | 05.12 | | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак | | | 1 | ||
26 | 05.12 | | Понимание слов, обозначающих число, количество предметов | Обогащение словаря, работа над формированием связной речи. Артикуляционная гимнастика. | Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек. Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги. | 1 | ||
27 | 12.12 | | Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении | Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий | Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек. Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги. | 1 | ||
28 | 12.12 | | Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых) | | | 1 | ||
29 | 19.12 | | Понимание содержания текста. | Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания. | Пальчиковая гимнастика. | 1 | ||
30 | 19.12 | | Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета | | | 1 | ||
31 | 26.12 | | Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета | Артикуляционная гимнастика. | Развитие зрительно-двигательной координации, моторики. Развитие чувства цвета Объяснение, показ. | 1 | ||
32 | 26.12 | | Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак | | | 1 | ||
33 | 09.01 | | Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов | Обогащение словаря, работа над формированием связной речи | | 1 | ||
34 | 09.01 | | Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении | Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи. | Пальчиковая гимнастика. | 1 | ||
35 | 16.01 | | Называние (употребление) простых предложений. | | | 1 | ||
36 | 16.01 | | Ответы на вопросы по содержанию текста. | Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания. | Развитие зрительно-двигательной координации, моторики. Развитие чувства цвета Объяснение, показ. | 1 | ||
37 | 23.01 | | Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. | | | 1 | ||
38 | 23.01 | | Составление рассказа по одной сюжетной картинке. | Обогащение словаря, работа над формированием связной речи. Артикуляционная гимнастика. | Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек. Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги. | 1 | ||
39 | 30.01 | | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи. | Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек. Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги. | 1 | ||
40 | 30.01 | | Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. | | | 1 | ||
41 | 06.02 | | Составление рассказа о себе | Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания. | Пальчиковая гимнастика. | 1 | ||
42 | 06.02 | | Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы). | | | 1 | ||
43 | 13.02 | | Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова | Артикуляционная гимнастика. | Развитие зрительно-двигательной координации, моторики | 1 | ||
44 | 13.02 | | Сообщение имён членов семьи педагога посредством напечатанного слова | | | 1 | ||
45 | 20.02 | | Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов. | Обогащение словаря, работа над формированием связной речи | | 1 | ||
46 | 20.02 | | Использование графического изображения для обозначения действия предмета | Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи. | Пальчиковая гимнастика. | 1 | ||
47 | 27.02 | | Использование графического изображения для обозначения признака предмета | | | 1 | ||
48 | 27.02 | | Использование графического изображения для обозначения обобщающих понятий | Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания. | Развитие зрительно-двигательной координации, моторики. Развитие чувства цвета Объяснение, показ. | 1 | ||
49 | 05.03 | | Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния | | | 1 | ||
50 | 05.03 | | Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак. | Обогащение словаря, работа над формированием связной речи. | Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек. Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги. | 1 | ||
51 | 12.03 | | Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. | Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи. | Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек. Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги. | | ||
52 | 12.03 | | Составление описательного рассказа с использованием предметов, предметных картинок, слов, вопросов. | Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания | | 1 | ||
53 | 19.03 | | Составление рассказа по одной сюжетной картинке | | Пальчиковая гимнастика. | 1 | ||
54 | 19.03 | | Письмо по точкам и по образцу. | | | 1 | ||
55 | 02.04 | | Печатание букв по образцу. | Артикуляционная гимнастика. | Развитие зрительно-двигательной координации, моторики. Развитие чувства цвета Объяснение, показ. | 1 | ||
56 | 02.04 | | Штриховка | | | 1 | ||
57 | 09.04 | | Письмо коротких прямых линий | Обогащение словаря, работа над формированием связной речи | | 1 | ||
58 | 09.04 | | Письмо длинных прямых линий | Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. | Пальчиковая гимнастика. | 1 | ||
59 | 16.04 | | Печатание букв по образцу. | | | 1 | ||
60 | 16.04 | | Письмо длинных прямых линий с закруглением внизу. | Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания. | Развитие зрительно-двигательной координации, моторики. Развитие чувства цвета Объяснение, показ. | 1 | ||
61 | 23.04 | | Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации | | | 1 | ||
62 | 23.04 | | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. | Обогащение словаря, работа над формированием связной речи. Артикуляционная гимнастика. | Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек. Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги. | 1 | ||
63 | 30.04 | | Письмо по точкам и по образцу. | Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи. | Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек. Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги. | 1 | ||
64 | 30.04 | | Узнавание звука в слоге. | | | 1 | ||
65 | 07.05 | | Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). | Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания. | Пальчиковая гимнастика. | 1 | ||
66 | 07.05 | | Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. | | | 1 | ||
67 | 14.05 | | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). | Артикуляционная гимнастика. | Развитие зрительно-двигательной координации, моторики. Развитие чувства цвета Объяснение, показ. | 1 | ||
68 | 14.05 | | Игра «Куб эмоций» | Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания. | Пальчиковая гимнастика. | 1 | ||
69 | 21.05 | | Называние простых предложений. | Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания. | Пальчиковая гимнастика. | | ||
70 | 21.05 | | Письмо по точкам и по образцу. | | Пальчиковая гимнастика. | |
Педагог – психолог | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора |
Панкова Татьяна Владимировна
Играева Инна Александровна