Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для индивидуального обучения на дому

1
2
Материал опубликован 12 January 2020

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мечетинская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района











Рабочая программа по предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

для индивидуального обучения на дому

(8 год обучения),

обучающейся по специальной индивидуальной

программе развития (СИПР)

на 2019 – 2020 учебный год



учитель: Играева Инна Александровна

























Речь и альтернативная коммуникация (2 часа в неделю)


Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития данного ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими: Ученик имеет нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, у него отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности, а также отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Кроме того, понимание речи данного ученика окружающими затруднено.

В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации социального общения.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. Ученик не владеет речью, ему подобраны альтернативные средства коммуникации. К ним относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (пиктограмма, фотография, цветная картинка, черно - белая картинка, напечатанное слово), электронные устройства (компьютер). Программа построена на основе содержания следующих разделов: «Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде», «Это – я. Чтение телесных и мимических движений», «Чтение» изображений на картинках и пиктограммах», «Мои игрушки», «Моя семья».




Содержание учебного предмета

1.Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

-Встреча обучающегося с учителем. Определение предпочтений обучающегося: совместный выбор наиболее интересных для него игрушек (из ряда предложенных). Совместное проигрывание одного-двух действий с выбранной игрушкой (игрушками). Побуждение к участию в простые театрализованные игры с учителем.

-Прогулка по школе вместе с обучающимся. Совместное взаимодействие с оборудованием помещений, предназначенных для игровых и бытовых целей.

2. Это – я. Чтение телесных и мимических движений.

-«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом себя и своего отражения в зеркале.

-Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладоши и т. п.).

-Движение по различным сенсорным дорожкам (учитель держит ученика за руку и указательным жестом показывает направление движения, движение по подражанию действиям учителя).

-Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают»: Покажи, чем нюхают (понюхай хлеб, цветок...). Покажи, чем слушают (послушай, как я буду стучать деревянными ложками; послушай, как тикают часы, шумит вода...).

-Аудиальные и визуальные упражнения с использованием куклы типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклы руки, у тебя руки; у куклы ноги, у тебя ноги (упражнения с фотографиями и картинками).

-Игровые упражнения с куклой, соотносимой с образом ученика. (Интеграция с уроками «Развитие речи и окружающий мир».)

-«Чтение» изображений на картинках. Совместные с учителем упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.

-Визуальные упражнения с картинками: покажи куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.

-Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация).

-Узнавание игрушки по характерным звукам (звучащие игрушки).

-Игры-имитации на передачу в движении образов животных (заяц, лисичка). Показ движений учителем и выбор учащимися (вместе с учителем) игрушки, соответствующей образу. Повторение учениками движений за учителем, по показу игрушки или картинки.

-Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек «Слушай и делай вместе со мной».

-Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек).

3.«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.

-Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.

-Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» (построчное иллюстрирование текста).

-Знакомство с пиктограммами «нос», «голова», «ухо», «глаза».

-Визуальные упражнения с картинками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажи куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.

-Визуальные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками: внимательно рассмотри куклу и мишку, слушай и показывай.

-Двигательные упражнения вместе с учителем, а потом самостоятельно (с минимальной жестовой помощью учителя): «Покажи, как это делают».

-Аудиальные и двигательные упражнения (речевые физминутки).

-Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).

-Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя (один-два наиболее характерных признака). Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей).

-Узнавание учениками знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

4.Мои игрушки.

-Свободные предметные игры с любимыми игрушками: катать машинку, бросать мяч, строить башню.

-Игры с образными игрушками (учитель предлагает несколько игрушек, организует предметно-игровое сотрудничество: кукла лежит, стоит, идет, ест, прыгает).

-Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам (звукоподражания животным, звукам двигателя машины, стуку молоточка, звон колокольчика и так далее).

-Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя (дидактическая игра «Угадай (покажи) игрушку по описанию»), где один-два наиболее характерных признака. Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, картинка, нарисованная взрослым на глазах у ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей). Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь. При работе со звучащими игрушками взрослый переходит с одного места на другое.

-Знакомство с пиктограммами «игрушки», «кукла», «мяч», «машина».

-Побуждение обучающегося к первым высказываниям об игровых умениях с использованием невербальных средств общения. Пиктограммы: Я играю. Играю с машиной.

-Совместные с учителем игры с сюжетными игрушками: кормим куклу, кукла ест, катаем куклу, кукла машет: «До свидания», кукла читает, кукла рисует».

-Через специально созданные игровые ситуации с помощью невербальных средств общения (мимика, пантомимика, картинки) выражать радость от достижения своих целей.

-С помощью невербальных средств общения в игровых ситуациях выражение своих впечатлений, желаний, возможностей: могу, я хочу, мне нравится.

5. Моя семья

-Рассматривание фотографий членов семьи, и возможное называние (показ) их на фотографии.

- Проигрывание в отобразительных играх ситуаций, отражающих любовь, доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу.

Знакомство с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка»

Ожидаемые личностные результаты

Наличие:

- мотива к общению с педагогом;

-желания выполнять с педагогом предметные и игровые действия;

-умения понимать себя (весело, грустно, хочу, не хочу) и выражать свои чувства;

-осознание себя учеником.

Возможные предметные результаты

Наличие умения:

-понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

-пользоваться средствами альтернативной коммуникации. Взгляд на нужный предмет. Жесты: приветствия, прощания, благодарности, отказа, указательные. Этюды: я ем, пью, слушаю, вижу, радуюсь, плачу, холодно, тепло, хочу, не хочу, идет дождь, идет снег, медведь, кошка, собака;

-совместно с учителем узнавать предметы по звучанию (барабан, колокольчик, мишка рычит), на ощупь (мяч, кубик, палочка), по описанию (у нее есть колеса, он катится, он рычит).

Примерное содержание предмета 2 часа в неделю

п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

10

2

Это – я. Чтение телесных и мимических движений.

25

3

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.

15

4

Мои игрушки.

15

5

Моя семья

15


Тематическое планирование по предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»



п/п

дата

Тема урока

Развитие речи

Коррекционные приёмы, педагогические средства и технологии

Кол-во час

по

плану

по факту

1

05.09


Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.

Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи.



Объяснение, показ, занимательные упражнения игрового характера, упражнения на развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

1

2

05.09


Реагирование на собственное имя.



1

3

12.09


Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).


Демонстрационный материал.

1

4

12.09


Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).



1

5

19.09


Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).

Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи.



Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек.


1

6

19.09


Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)



1

7

26.09


Ответы на вопросы словом (предложением).

Понятийный аппарат: время года, осень, карандаши, школа, урок.

Объяснение, показ, развитие чувства цвета. Развитие зрительно-двигательной координации.

1

8

26.09


Задавание вопросов предложением.

Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи.


1

9

03.10


Поддержание диалога на заданную тему



1

10

03.10


Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Понятийный аппарат: книга, сказка, колобок, неваляшка, медведь, чашка.

Чтение сказки.

Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги.

1

11

10.10


Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответом на вопрос.



1

12

10.10


Выражение мимикой согласия (несогласия)

Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи.

Развитие зрительно-двигательной координации, моторики. Развитие чувства цвета.



Объяснение, показ.

Пальчиковая гимнастика.

1

13

17.10


Выражение жестом согласия (несогласия)



1

14

17.10


Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.



1

15

24.10


Привлечение внимания звучащим предметом

Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи.


Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек.

Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги.

1

16

24.10


Выражение своих желаний.

Артикуляционная гимнастика.


1

17

07.11


Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний.

Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания.

Пальчиковая гимнастика.

1

18

07.11


Понимание простых по звуковому составу слов



1

19

14.11


Реагирование на собственное имя.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие зрительно-двигательной координации, моторики.

1

20

14.11


Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.



1

21

21.11


Понимание слов, обозначающих предмет

Обогащение словаря, работа над формированием связной речи


1

22

21.11


Понимание обобщающих понятий

Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи.

Пальчиковая гимнастика.

1

23

28.11


Понимание слов, обозначающих признак предмета



1

24

28.11


Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние

Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания.

Развитие зрительно-двигательной координации, моторики. Развитие чувства цвета

Объяснение, показ.


1

25

05.12


Понимание слов, указывающих на предмет, его признак



1

26

05.12


Понимание слов, обозначающих число, количество предметов

Обогащение словаря, работа над формированием связной речи.



Артикуляционная гимнастика.

Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек.

Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги.

1

27

12.12


Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении

Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий


Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек.

Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги.

1

28

12.12


Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых)




1

29

19.12


Понимание содержания текста.

Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания.

Пальчиковая гимнастика.

1

30

19.12


Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета



1

31

26.12


Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета

Артикуляционная гимнастика.

Развитие зрительно-двигательной координации, моторики. Развитие чувства цвета

Объяснение, показ.


1

32

26.12


Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак



1

33

09.01


Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов

Обогащение словаря, работа над формированием связной речи


1

34

09.01


Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении

Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи.

Пальчиковая гимнастика.

1

35

16.01


Называние (употребление) простых предложений.



1

36

16.01


Ответы на вопросы по содержанию текста.

Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания.

Развитие зрительно-двигательной координации, моторики. Развитие чувства цвета

Объяснение, показ.


1

37

23.01


Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.



1

38

23.01


Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Обогащение словаря, работа над формированием связной речи.



Артикуляционная гимнастика.

Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек.

Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги.

1

39

30.01


Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи.

Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек.

Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги.

1

40

30.01


Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях.



1

41

06.02


Составление рассказа о себе

Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания.

Пальчиковая гимнастика.

1

42

06.02


Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).



1

43

13.02


Сообщение

собственного

имени посредством

напечатанного слова

Артикуляционная гимнастика.

Развитие зрительно-двигательной координации, моторики

1

44

13.02


Сообщение имён членов семьи педагога посредством напечатанного слова



1

45

20.02


Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов.

Обогащение словаря, работа над формированием связной речи


1

46

20.02


Использование графического изображения для обозначения действия предмета

Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи.

Пальчиковая гимнастика.

1

47

27.02


Использование графического изображения для обозначения признака предмета



1

48

27.02


Использование графического изображения для обозначения обобщающих понятий

Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания.

Развитие зрительно-двигательной координации, моторики. Развитие чувства цвета

Объяснение, показ.


1

49

05.03


Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния



1

50

05.03


Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак.

Обогащение словаря, работа над формированием связной речи.




Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек.

Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги.

1

51

12.03


Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.

Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи.

Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек.

Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги.


52

12.03


Составление описательного рассказа с использованием предметов, предметных картинок, слов, вопросов.

Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания


1

53

19.03


Составление рассказа по одной сюжетной картинке


Пальчиковая гимнастика.

1

54

19.03


Письмо по точкам и по образцу.



1

55

02.04


Печатание букв по образцу.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие зрительно-двигательной координации, моторики. Развитие чувства цвета

Объяснение, показ.

1

56

02.04


Штриховка



1

57

09.04


Письмо коротких прямых линий

Обогащение словаря, работа над формированием связной речи


1

58

09.04


Письмо длинных прямых линий

Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий.

Пальчиковая гимнастика.

1

59

16.04


Печатание букв по образцу.



1

60

16.04


Письмо длинных прямых линий с закруглением внизу.

Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания.

Развитие зрительно-двигательной координации, моторики. Развитие чувства цвета

Объяснение, показ.


1

61

23.04


Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации



1

62

23.04


Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.

Обогащение словаря, работа над формированием связной речи.



Артикуляционная гимнастика.

Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек.

Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги.

1

63

30.04


Письмо по точкам и по образцу.

Проговаривание за учителем (самостоятельно) названий предметов, действий. Обогащение словаря, работа над формированием связной речи.

Объяснение, показ, пальчиковая гимнастика, чтение сказок, стишков, потешек.

Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги.

1

64

30.04


Узнавание звука в слоге.



1

65

07.05


Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания.

Пальчиковая гимнастика.

1

66

07.05


Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.



1

67

14.05


Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой).

Артикуляционная гимнастика.

Развитие зрительно-двигательной координации, моторики. Развитие чувства цвета

Объяснение, показ.

1

68

14.05


Игра «Куб эмоций»

Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания.

Пальчиковая гимнастика.

1

69

21.05


Называние простых предложений.

Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирования речевого дыхания.

Пальчиковая гимнастика.


70

21.05


Письмо по точкам и по образцу.


Пальчиковая гимнастика.













Педагог – психолог



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо большое! У Вас написано: 8 год обучения. Я думаю, это для 1 или 2 класса?

13 January 2020

Здравствуйте! Такие детки обучаются же не по классам, а по годам. Могу оставить свои координаты для связи

14 January 2020