ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык. 1-4 классы».
Идея курса – изучение русского языка с позиций его духовной, культурно-исторической ценности.
Курс направлен:
на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;
на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;
на познание ребёнком окружающего мира и самого себя.
Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес (стремление) к его изучению.
Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности предполагает:
осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (затем и развитие умения ученика самостоятельно ставить перед собой определённую задачу);
формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.);
развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.
Собственно лингвистическое (языковое) развитие представлено в курсе как:
осознание ребёнком того, что есть окружающий мир и что есть слова, всё в нём называющие; слово образуется («рождается»), изменяется, используется в речи по определённым правилам;
сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка; формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка;
формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию;
осознание ребёнком себя как носителя русского языка;
развитие мотивов и средств речевой деятельности.
Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование:
правильности (произносительной, грамматической, лексической, словообразовательной, орфографической) основных видов речевой деятельности – говорения, чтения и письма;
речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других;
словарного состава и синтаксического строя речи младших школьников, её диалогической и монологической форм;
способности и готовности самостоятельно строить (в устной и письменной форме) небольшие по объёму сообщения (описания, повествования, рассуждения), близкие детям по тематике.
Проверка и оценка усвоения программы.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.
Примерное количество слов для словарных диктантов: 2 класс — 8—10; 3 класс — 10—12; 4 класс — 12—15. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: 1 класс, конец года — 15—17; 2 класс, первое полугодие — 25—30, конец года — 35—45; 3 класс, конец первого полугодия — 45—55, конец года — 55—65; 4 класс, конец полугодия — 65—70, конец года — 75—80. Количество слов в текстах для изложений: 2 класс, первое полугодие – примерно 40-50 слов, конец года – 50-65 слов; 4 класс, конец первого полугодия – 60-70 слов, конец года – 70-85 слов; 4 класс, конец первого полугодия – 80-90 слов, конец года – 95-100 слов. В текстах, предназначенных для изложения, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20. Содержание текстов оказывает познавательное, воспитательное воздействие на учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
Развитие коммуникативных умений;
Развитие нравственных и эстетических чувств;
Развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предметов:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
Формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
Формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
МЕСТО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На предмет «Русский язык» во 2 классе на изучение курса отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарём (использование алфавита);
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
– выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
– составления предложений на заданную тему;
– употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
– оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
– самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
– орфографической грамотности речи учащихся;
– проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
– деления слов на слоги и переноса слов;
– правильного написания слов с буквой Й;
– обозначения мягкости согласных на письме;
– написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
– употребления прописной буквы в именах собственных;
– работы со словарём (использование алфавита);
– каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
– письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наша речь (4 часа)
Текст (5 часов)
Предложение ( 12 часов)
Планируемые результаты обучения
В результате работы по темам «Наша речь», «Текст», «Предложение» дети научатся:
– сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения;
– различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;
– правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме;
– правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения;
– составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;
– составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок;
– списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов;
– письменно отвечать на вопросы к тексту;
– писать под диктовку;
– записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;
– пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения».
В процессе работы по теме «Наша речь», «Текст», «Предложение» дети учатся:
– понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;
– составлять предложения, различные по цели высказывания;
– устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;
– выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);
– устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
– выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;
– устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем? Маленький щенок играет шариком;
– составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;
– определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
– записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
– работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);
– различать текст-пословицу и текст-загадку;
писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.
Слова,слова,слова… (22 часа)
Планируемые результаты обучения
В результате работы по теме « Слова,слова,слова… » дети научатся:
– подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
– выделять корень в однокоренных словах;
– различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
– распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
– использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);
– применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.
В процессе работы по теме «Слова,слова, слова» дети учатся:
– различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
– распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
– использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».
Звуки и буквы (34 часа)
Планируемые результаты обучения
В результате работы по теме «Звуки и буквы» дети научатся:
– слушать, анализировать звучащее слово;
– выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;
– подбирать слова с заданными первым и последним звуком;
– выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;
– понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме: безударных гласных и парных согласных в конце слова;
– понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова) и применять эти знания на практике;
– понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;
– использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;
– анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;
– различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;
– выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;
– обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;
В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:
– слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
– чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
– соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
– использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 часов)
Планируемые результаты обучения
В результате работы по теме «правописание буквосочетаний с шипящими звуками» дети научатся:
– применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.
– безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн;
– различать (сравнивать)мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.
В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:
– слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
– чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
– соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
– использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.
Части речи (47 часов)
Планируемые результаты обучения
В результате работы по теме «Части речи» дети научатся:
– распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
– использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;
– характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;
– определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;
– распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);
– распознавать имена собственные в зависимости от контекста ( орёл – Орёл, пушок – Пушок и т.д.);
– писать имена собственные по правилам;
– характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
– определять, признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
– изменять имя прилагательное по числам;
– выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);
– устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
– различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
– различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т.д.);
– характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
– устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;
– определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
– изменять глаголы по числам;
– писать предлоги отдельно от других слов.
В процессе работы по теме «Части речи» дети учатся:
– различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?
– изменять глаголы по вопросам что сделает? что сделают? что делает? что делают?;
– объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;
– различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи ( идёт, бежит, мчится);
– использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);
– понимать значение предлогов в речи.
Повторение (17 часов)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Наша речь |
4 |
2 |
Текст |
5 |
3 |
Предложение |
12 |
4 |
Слова,слова,слова… |
22 |
5 |
Звуки и буквы |
34 |
6 |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками |
29 |
7 |
Части речи |
47 |
8 |
Повторение |
17 |
|
Итого: |
170 часов |
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
Период обучения |
Количество часов |
Диагностический материал |
1 четверть |
Изложений - 1; сочинений - 1; словарных диктантов – 2; контрольных списываний – 1; диктантов - 3 |
|
2 четверть |
Изложений – 3; сочинений – 2; словарных диктантов – 3; контрольных списываний – 1; диктантов - 2 |
|
3 четверть |
Изложений – 3; сочинений – 1; словарных диктантов – 2; контрольных списываний – 1; диктантов -3 |
|
4 четверть |
Изложений – 1; сочинений – 1; проверочных работ – 1; словарных диктантов – 3; контрольных списываний – 1; диктантов - 2 |
|
Итого: |
170 часов (5 часов в неделю) |
Изложений – 8; сочинений – 5; словарных диктантов – 10; контрольных списываний – 4; проверочных работ – 1; диктантов - 10 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
(5часов в неделю, 170 ч.)
№ |
Тема урока |
Стр. |
Дата |
Наша речь(4 часа) |
|||
1 |
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? |
1-7 |
|
2 |
Что можно узнать о человеке по его речи? |
8-9 |
|
3 |
Как отличить диалог от монолога? |
10-14 |
|
4 |
Проверка знаний. |
|
|
|
Текст (5 часов) |
|
|
5 |
Что такое текст? |
16-18 |
|
6 |
Что такое тема и главная мысль текста? |
18-19 |
|
7 |
Части текста. |
20-22 |
|
8 |
Диктант |
|
|
9 |
Работа над ошибками |
|
|
|
Предложение ( 12 часов) |
|
|
10 |
Что такое предложение? |
24-26 |
|
11 |
Как составить из слов предложение? |
26-27 |
|
12 |
Контрольное списывание |
|
|
13 |
Что такое главные члены предложения? |
28-30 |
|
14 |
Что такое второстепенные члены предложения? |
31 |
|
15 |
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. |
32-34 |
|
16 |
Что такое распространённые и нераспространённые предложения? |
35-36 |
|
17 |
Как установить связь слов в предложении? |
37-39 |
|
18 |
Р.р. Обучающее сочинение по картине. |
39 |
|
19 |
Анализ сочинений. |
40 |
|
20 |
Диктант. |
|
|
21 |
Работа над ошибками. С. д. |
|
|
|
Слова,слова,слова…(22 часа) |
|
|
22 |
Что такое лексическое значение слова? |
41-44 |
|
23 |
Что такое лексическое значение слова? |
44-46 |
|
24 |
Что такое однозначные и многозначные слова? |
47-49 |
|
25 |
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? |
49-51 |
|
26 |
Что такое синоним? |
52-54 |
|
27 |
Что такое антонимы? |
54-56 |
|
28 |
Что такое антонимы? |
|
|
29 |
Изложение. |
57- |
|
30 |
Работа над ошибками. С. д. |
|
|
31 |
Что такое родственные слова? |
58-59 |
|
32 |
Что такое родственные слова? |
59-60 |
|
33 |
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? |
61-62 |
|
34 |
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? |
63-64 |
|
35 |
Какие бывают слоги? |
65-67 |
|
36 |
Как определить ударный слог? |
67-68 |
|
37 |
Как определить ударный слог? |
69-70 |
|
38 |
Как переносить слова с одной строки на другую? |
71-72 |
|
39 |
Как переносить слова с одной строки на другую? |
73 |
|
40 |
Обучающее сочинение по серии картинок. |
74 |
|
41 |
Проверочная работа. |
75-76 |
|
42 |
Контрольный диктант. |
|
|
43 |
Работа над ошибками. |
|
|
Звуки и буквы (34 часа) |
|||
44 |
Как различить звуки и буквы? |
77-80 |
|
45 |
Как мы используем алфавит? |
81-82 |
|
46 |
Как мы используем алфавит? |
82-84 |
|
47 |
Какие слова пишутся с заглавной буквы? |
85-87 |
|
48 |
Как определить гласные звуки? |
88-91 |
|
49 |
Изложение. |
|
|
50 |
Работа над ошибками. С. д. |
|
|
51 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
93-95 |
|
52 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
96-97 |
|
53 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
98-100 |
|
54 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
100-101 |
|
55 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
102-103 |
|
56 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
103-105 |
|
57 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
105-108 |
|
58 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
108-110 |
|
59 |
Развитие речи. Обучающее сочинение. |
111 |
|
60 |
Проверочная работа. Контрольное списывание |
|
|
61 |
Работа над ошибками. С. д. |
|
|
62 |
Как определить согласные звуки? |
112-113 |
|
63 |
Согласный звук [Й] и буква И краткое. |
114-115 |
|
64 |
Согласный звук [Й] и буква И краткое. |
116 |
|
65 |
Слова с удвоенными согласными. |
117 |
|
66 |
Развитие речи. Сочинение по вопросам. |
118 |
|
67 |
Наши проекты. И в шутку и всерьёз. |
119 |
|
68 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. |
120-122 |
|
69 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. |
122-123 |
|
70 |
Как обозначить мягкость согласного звука на письме? |
124 |
|
71 |
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. |
125-126 |
|
72 |
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. |
127 |
|
73 |
Изложение. |
127 |
|
74 |
Проверочная работа. |
128 |
|
75 |
Диктант. |
|
|
76 |
Наши проекты. Пишем письмо. |
129 |
|
77 |
Обобщающий урок. С. д. |
|
|
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.(29 часов) |
|||
78 |
Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ. |
4-5 |
|
79 |
Развитие речи. Обучающее изложение. |
|
|
80 |
Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные» |
6-7 |
|
81 |
Контрольный диктант. |
7 |
|
82 |
Закрепление знаний. Работа над ошибками. |
|
|
83 |
Наши проекты. Рифма. |
8-9 |
|
84 |
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ. |
10-11 |
|
85 |
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ. |
12-13 |
|
86 |
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ. Проверь себя. |
14 |
|
87 |
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? |
16-17 |
|
88 |
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? |
17-18 |
|
89 |
Проверка парных согласных в корне слова. |
18-20 |
|
90 |
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. |
20-21 |
|
91 |
Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. |
|
|
92 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. |
22-24 |
|
93 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. |
24-25 |
|
94 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. |
26-27 |
|
95 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. |
28-29 |
|
96 |
Проверка знаний. С. д. |
|
|
97 |
Контрольный диктант. |
|
|
98 |
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. |
|
|
99 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
31-33 |
|
100 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
33-35 |
|
101 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
34-36 |
|
102 |
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. |
37-38 |
|
103 |
Контрольное списывание. |
|
|
104 |
Обучающее сочинение «Зимние забавы.» |
37 |
|
105 |
Проверка знаний. |
|
|
106 |
Обобщение изученного материала. |
|
|
Части речи (47 часов) |
|||
107 |
Что такое части речи? |
39-42 |
|
108 |
Что такое части речи? |
43 |
|
109 |
Что такое имя существительное? |
44-46 |
|
110 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
47-50 |
|
111 |
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. |
51-53 |
|
112 |
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. |
54-55 |
|
113 |
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. |
56-58 |
|
114 |
Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи. |
59 |
|
115 |
Заглавная буква в географических названиях. |
60 |
|
116 |
Обучающее изложение. |
|
|
117 |
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. |
|
|
118 |
Диктант. |
|
|
119 |
Работа над ошибками. |
|
|
120 |
Единственное и множественное число имён существительных. |
61-62 |
|
121 |
Единственное и множественное число имён существительных |
63-64 |
|
122 |
Единственное и множественное число имён существительных. |
64-65 |
|
123 |
Обучающее изложение. |
|
|
124 |
Проверка знаний. С. д. |
|
|
125 |
Контрольный диктант. |
|
|
126 |
Работа над ошибками. |
|
|
127 |
Что такое глагол? |
68-69 |
|
128 |
Что такое глагол? |
70-71 |
|
129 |
Что такое глагол? |
71-73 |
|
130 |
Единственное и множественное число глаголов. |
74-75 |
|
131 |
Единственное и множественное число глаголов. |
76-77 |
|
132 |
Правописание частицы НЕ с глаголами. |
78-79 |
|
133 |
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» |
80-81 |
|
134 |
Что такое текст-повествование? |
82-83 |
|
135 |
Проверка знаний. С. д. |
84-85 |
|
136 |
Что такое имя прилагательное? |
86-87 |
|
137 |
Связь имени прилагательного с именем существительным. |
88-90 |
|
138 |
Прилагательные, близкие и противоположные по значению. |
90-91 |
|
139 |
Единственное и множественное число имён прилагательных. |
92-94 |
|
140 |
Что такое текст-описание? |
95-96 |
|
141 |
Контрольный диктант. |
|
|
142 |
Работа над ошибками. |
|
|
143 |
Общее понятие о предлоге. |
108-109 |
|
144 |
Раздельное написание предлогов со славами. |
110-112 |
|
145 |
|
||
146 |
Восстановление предложений. |
112 |
|
147 |
Проверка знаний С. д. |
113 |
|
148 |
Что такое местоимение? |
100-101 |
|
149 |
Что такое местоимение? |
102-104 |
|
150 |
Что такое текст-рассуждение? |
105-106 |
|
151 |
Проверка знаний. |
107 |
|
152 |
Контрольный диктант. |
|
|
153 |
Работа над ошибками. |
|
|
Повторение (17 часов) |
|||
154 |
Повторение по теме «Текст» |
116-117 |
|
155 |
Сочинение по картине. |
117 |
|
156 |
Повторение по теме «Предложение» |
117-118 |
|
157 |
Повторение по теме «Предложение». Изложение. |
119-120 |
|
158 |
Повторение по теме «Слово и его значение» |
120-121 |
|
159 |
Повторение по теме «Части речи» С. д. |
122-124 |
|
160 |
Повторение по теме «Части речи» |
125 |
|
161 |
Повторение по теме «Звуки и буквы» |
126 |
|
162 |
Повторение по теме «Правила правописания» |
127-129 |
|
163 |
Контрольное списывание. |
|
|
164 |
Повторение и закрепление изученного материала. |
|
|
165 |
Повторение и закрепление изученного материала. |
|
|
166 |
Повторение и закрепление изученного материала. |
|
|
167 |
Повторение и закрепление изученного материала. |
|
|
168 |
Повторение и закрепление изученного материала. |
|
|
169 |
Повторение и закрепление изученного материала. |
|
|
170 |
Обобщение знаний за 2 класс. |
87,150 |
|
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
Библиотечный фонд Основная и дополнительная учебная литература; Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 - 4 классы. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. Часть 1,2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 1,2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс. Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 - 4 классы. Позолотина И.В., Тихонова Е.А.. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 2 класс Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный. Канакина В.П. Раздаточный материал. 2 класс. |
|
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.).Примерная программа начального общего образования по русскому языку |
|
Печатные пособия |
|
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). Касса букв и сочетаний (по возможности). Таблицы к основным разделам грамматического материла, содержащегося в программе по русскому языку. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой форме) |
|
Технические средства обучения |
|
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок. Мультимедийный проектор, ноутбук. |
|
Экранно-звуковые пособия |
|
Диск к учебнику. |
|
Оборудование класса |
|
Ученические парты двухместные. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. |