Рабочая программа по родной русской литературе (7 класс, УМК В.Я. Коровиной)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОРОБЕЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА
Факт.адрес: 242033 с. Воробейня ул. Школьная д11 Жирятинский район
Брянская область тел.(48344)3-27-60 email Worobeynja-shrola@ya.ru
Рассмотрено на заседании ШМО « Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Зам. дир. по УР Директор МБОУ Воробейнская СОШ
_______/_Сахарова В.В. __________/ ______ . ____________/Сахарова Г.Л..
Протокол № _____ ____________________ Приказ № ______ _ от ___________________ 2019г. от____________________ 2019 г.
по родной русской литературе
для 7 класса
основного общего образования
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Сахарова Валентина Владимировна
2019 - 2020 учебный год
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 7класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования/ Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители - член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель - Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2011/, авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература » / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2012.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократически хи традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•смысловое чтение;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Предметные результаты:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Содержание курса
Русский фольклор (1ч)
Устное народное творчество.Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь». . Фольклорные традиции в русской литературе
Древнерусская литература (2)
Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции древнерусской литературы.
«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.
«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.
«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.
Литература XVIII века (1ч)
Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. А.Сумароков. «Эпиграмма».
В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»
Литература XIX века(5ч)
Традиции литературы XIX века. Разнообразие направлений и жанров.
И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.
А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца». Особенности стихотворений поэта
И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта (на выбор).
Ф. И. Тютчев и Брянский край . Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."
А.И.Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».
Литература XX века( 7ч)
А.Аверченко. «Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе .Сатирические произведения. Сатира. Юмор.
Константин Дмитриевич Воробьёв Сложная судьба писателя и основные темы творчества. Автобиографический рассказ « У кого поселяются аисты», Единство всего живого на земле, Человек и природа. Доброта и отзывчивость. Истоки доброты. Образ автора в рассказе
«Немец в валенках». Автобиографический характер рассказа. Суровая правда войны, осознание необходимости гуманного отношение к военнопленным. Сострадание и милосердие в нечеловеческих условиях военного времени. Художественные особенности рассказа.
А. П. Гайдар. Очерк жизни и творчества. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу - центральная идея повести "Тимур и его команда".
Повесть "Тимур и его команда". История создания повести, герои произведения, роль тимуровского движения в судьбе страны.
В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.
В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей».
Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе
Родная природа в стихотворениях Брянских поэтов Защита проектов (1ч)
Тематическое планирование по родной русской литературе
7 класс (17часов)
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Русский фольклор | 1 | |||
1 | Фольклорные традиции в русской литературе. Героические былины. | 1 | ||
Из древнерусской литературы | 2 | |||
2 | Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции древнерусской литературы. | 1 | ||
3 | Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы. «Сказание о Борисе и Глебе». | 1 | ||
Из русской литературы XVIII века | 1 | |||
4 | Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. | 1 | ||
Из русской литературы XIX века | 5 | |||
5 | Традиции литературы XIX века. Разнообразие направлений и жанров. И.А.Крылов. Историческая основа басен. | 1 | ||
6 | А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца». Особенности стихотворений поэта | 1 | ||
7 | И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта | 1 | ||
8 | Ф. И. Тютчев и Брянский край . Красота русской земли в лирике поэта. А.И.Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим» | 1 | ||
Из русской литературы XX века | 7 | |||
9 | . А.Аверченко. Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе . Сатира. Юмор. | 1 | ||
10 | Константин Дмитриевич Воробьёв Автобиографический рассказ «У кого поселяются аисты», Единство всего живого на земле, | 1 | ||
11 | Константин Дмитриевич Воробьёв «Немец в валенках». Суровая правда войны, осознание необходимости гуманного отношение к военнопленным | 1 | ||
12 | А. П. Гайдар. Очерк жизни и творчества. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу - центральная идея повести "Тимур и его команда". | 1 | ||
13 | Повесть "Тимур и его команда". История создания повести, герои произведения, роль тимуровского движения в судьбе страны. | 1 | ||
14 | В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка. | 1 | ||
15 | В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей». | 1 | ||
16 | Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе. Отзыв о прочитанном | 1 | ||
17 | Родная природа в стихотворениях Брянских поэтов Защита проектов | 1 |