12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карташова Наталия Владимировна47

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Приказ №

от«_____»_____________20_ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР







«_____»______________20_ г.


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Руководитель



____________________

протокол №____от_______20__ г.

 





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 5 класса





Составила: учитель русского языка и литературы

Карташова Наталия Владимировна

















Раздел I. Пояснительная записка


Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Все разделы в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном компоненте. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Данная программа составлена по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. Мин. общего среднего образования РФ, 2009г., ориентирована на учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова. Русский язык в 5 классе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку: формирование у учащихся языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.

Задачи обучения:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.











Раздел II. Содержание программы по русскому языку в 5 классе

Повторение пройденного в 1-4 классах(27 часов)

Части слова. Орфограмма. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Буквы И, А, У после шипящих. Разделительные Ъ и Ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква Ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-его лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени). Правописание гласных в личных окончаниях глаголов I и II- го спряжения. Мягкий знак во 2-ом лице единственного числа глаголов. Раздельное написание НЕ с глаголами. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Текст. Тема текста. Стили речи.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (35 часов)

Пунктуация как раздел науки о языке. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения, выделения, разделения. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Предложения с однородными членами. Обобщающие слова перед однородными членами. Обращение, знаки препинания при обращениях.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Запятая между простыми предложениями в составе сложного.

Прямая речь и знаки препинания при ней.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (17 часов)

Фонетика как раздел науки о языке. Гласные и согласные звуки. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Согласные сонорные. Шипящие и Ц.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы.

Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я. Обозначение мягкости согласных.

Типы текстов. Повествование. Описание. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (11 часов)

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

Создание текста на основе исходного (подробное изложение) Членение его на части. Описание изображённого на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография (27 часов)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Корень, суффикс, приставка; их значение в слове. Морфемный разбор слов.

Орфография как раздел науки о языке. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок. Правописание чередующихся гласных О и А в корнях –ЛОЖ-, -ЛАГ-, РОС-, -РАСТ-. Буквы Ё и О после шипящих в корне. Буквы Ы и И после Ц.

Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. (1 час)

Самостоятельные и служебные части речи

Имя существительное (22 часа)

Имя существительное как часть речи. Существительные одушевлённые неодушевлённые, собственные и нарицательные. Род существительных. Три склонения имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор существительного. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Правописание О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (16 часов)

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких- по родам и числам. Умение правильно ставить ударение в кратких прилагательных.

Описание животного. Структура текста данного жанра.

Глагол (34 часа)

Глагол как часть речи. Неопределённая форма глаголов. Правописание –ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Виды глагола. Спряжение глагола. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Чередующиеся гласные Е, И в корнях глаголов. Правописание НЕ с глаголами. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа. Морфологический разбор глагола.

Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказ по сюжетным рисункам.

Повторение пройденного в 5 классе (14 часов)

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и окончаниях слов. Употребление букв Ъ и Ь. Раздельное и дефисное написание сложных слов. Знаки препинания в сложном предложении. Прямая речь и диалог.

































Раздел III. Учебно - тематический план.

Русский язык. 5 класс (204 часа в год, 6 часов в неделю)



п/п




Тема


Кол - во часов

Всего

Теория

Практика

1

Русский язык - важнейшее средство общения

4

2

2

2

Повторение пройденного в начальных классах

27

9

18

3

Синтаксис. Пунктуация.

35

15

20

4

Фонетика. Орфография. Графика.

17

10

7

5

Лексика. Культура речи.

11

4

7

6

Морфемика. Орфография.

27

10

17

7

Морфология. Орфография. Имя существительное.

23

10

13

8

Имя прилагательное

16

8

8

9

Глагол

34

14

20

10

Повторение и систематизация изученного

14

5

9























Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку за курс 5 класса:

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная инфор­мация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в ху­дожественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обо­значения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по за­данной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепен­ных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана выска­зывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

















Раздел V. Литература и средства обучения

Литература для учителя

Вялкова Г.М. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. (Варианты контрольно- проверочных тестов и заданий с 5 по 11 кл.).

Карасёва И.В. Русский язык. Поурочные планы 5класс. – Издательство «Учитель», 2007г.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Обучение русскому языку в 5 классе (Методические рекомендации), - М. «Просвещение», 2003г.

Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 5кл. – Творческий центр, Москва, 2001г.

Петрановская Л.В., Игры на уроках русского языка. М., Издательство «Мирос», - 2000г.

Программа по русскому языку для 5-9 кл. / Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.// – М.: Просвещение, 2006

Русский язык 5 кл. (поурочные планы). Составитель Скоркина Н.М.. Издательство «Учитель - АСТ», 2002г.

«Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе» С.А.Романова; М.- Школа-Пресс, 1999

Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе: Универсальная тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников: В 2 тетрадях. М.: ВЛАДОС, 1995.

«Уроки русского языка в 5 классе» Г.А.Богданова; -М., Просвещение, 1998

ЦОР и ЭОР

Интерактивное учебное пособие «Русский язык. Орфография»

Мультимедийное пособие «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

Литература для учащихся

Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секреты орфографии». М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986 128 с.

Малюшкин А.Б. «Комплексный анализ текста» рабочая тетрадь 5 класс. М., Творческий центр, 2008

Малюшкин А.Б. «Тестовые задания по русскому языку 5 класс». М., Творческий центр, 2008

Русский язык. Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений./ Составит. Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение, 2010г.

Образовательные электронные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

claw.ru1news/izlozheniya/izlozheniyadlya-5 Изложения для 5-11 классов

http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл







Календарно-тематическое планирование

уроков

Тема урока

Кол- во часов

Дата проведения урока

Виды и формы контроля

Требования уровню усвоения программы

Планируемая

Фактическая

1

Виды речевой деятельности: говорение и слушание, письмо и чтение.

1



Беседа

Уметь пользоваться приемами из своей жизни доказывая, что язык – это средство человеческого общения.

Уметь отличать устное общение от письменного.

2

Язык и его единицы

1



Устный опрос

Уметь составлять предложения из заданных словоформ и группировать по смыслу предложения в тексте.

3

Диагностическая работа

1



Тест

Уметь применять полученные знания и умения.

4

Р. р. Стили речи.

1



Анализ

Уметь отличать разговорный стиль от книжного; придерживаться правил ведения беседы.

5

Повторение изученного в начальной школе. Звуки и буквы. Произношение и правописание

1



Коллективная работа

Уметь делать фонетический разбор слова.

6

Что такое орфограмма?

1



Объяснительный диктант

Уметь находить орфограммы.

7

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1



Устный опрос

Уметь находить в корне орфограммы с безударными гласными и владеть способами проверки.

8

Правописание согласных в корне слова

1



Устный опрос

Уметь применять орфографические правила, обеспечивающие правильный выбор орфограмм.

9

Правописание непроизносимых согласных в корне.

1



Предупредительный диктант

Уметь применять орфографические правила, обеспечивающие правильный выбор орфограмм.

10

Правописание непроверяемых гласных

1



Письменный опрос

Уметь применять орфографические правила, обеспечивающие правильный выбор орфограмм.

11

Буквы И, У, А после шипящих

1



Устный опрос

Уметь объяснить данную орфограмму.

12

Разделительные Ъ и Ь

1



Объяснительный диктант

Уметь применять правило написания Ъ и Ь.

13

Раздельное написание предлогов с другими словами

1



Письменный опрос

Уметь мотивировать выбор слитного или раздельного написания.

14

Что вы знаете о частях речи? Глагол

1



Беседа

Уметь различать части речи по их грамматическому значению.

Уметь распознавать глагол.

15

- ТСЯ - ТЬСЯ в глаголах

1



Письменный опрос

Уметь применять приемы написания –ться и -тся.

16

Текст

1



Анализ

Уметь применять полученные знания и умения.

17

Изложение

1



Устный опрос

Уметь излагать текст; владеть приемами передачи текста.

18

Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами

1



Объяснительный диктант

Уметь применять правило различения и и е в безударных окончаниях глаголов.

Уметь мотивировать выбор раздельного написания.

19

Р. р. Тема текста

1



Анализ

Уметь соотносить тему и содержание высказывания; различать понятия «узкая» и «широкая» тема.

20

Имя существительное

1



Устный

опрос

Уметь отличать имена существительные по их грамматическим значениям; определять тип склонения существительных.

21

Имя прилагательное

1



Устный опрос

Уметь отличать имена прилагательные по их грамматическим значениям; проверять окончания прилагательного по вопросу от главного слова.

22

Имя прилагательное

1



Обобщение

Уметь применять знания о прилагательном

23

Местоимение

1



Письменный опрос

Уметь пользоваться местоимениями для связи предложений в тексте.

24

Повторение и систематизация изученного материала

1




Уметь отвечать на вопросы по грамматике, сопровождая их примерами.

25

Основная мысль текста

1



Устный опрос

Уметь формулировать основную (главную) мысль текста.

26

Синтаксис и пунктуация

1



Письменный опрос

Уметь пользоваться научными терминами.

27

Словосочетание

1



Фронтальная работа

Уметь находить главную и зависимую части словосочетаний, правильно ставить вопрос; распознавать средства связи в

28

Р.Р Словосочетание

1



Устный опрос

Уметь пользоваться научными терминами.

29

Контрольный диктант по теме : «Части речи»

1



Диктант

Уметь применять полученные знания и умения.

30

Анализ контрольного диктанта

1



Письменный разбор

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

31

Виды словосочетаний

1



Составление таблицы

Уметь различать именные и глагольные словосочетания; строить словосочетания по схемам; разбирать словосочетания.

32

Сочинение по картине А.Платова «Летом»

1



Сочинение

Уметь правильно описывать детали картины, составлять связанный текст

33

Понятие о предложении как речевой единице

1



Письменный разбор

Уметь находить грамматическую основу предложения.

34

Сжатое изложение по упр. 137

1



Изложение

Уметь строить рассуждение и владеть способами его сокращения.

35

Виды предложений по цели высказывания

1



Устный опрос

Уметь различать предложения по цели высказывания и интонационно правильно читать их.

36

Восклицательные предложения

1



Устный опрос

Уметь распознавать предложения по интонации и правильно читать их.

37

Р. р. Устный анализ тем сочинения

1



Сочинение

Уметь соотносить тему и содержание высказывания; различать понятия «узкая» и «широкая» тема.

38

Главные члены предложения. Подлежащее

1



Проверочная работа

Уметь находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено существительным или местоимением.

39

Сказуемое

1



Объяснительный диктант

Уметь находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, прилагательным в полной и краткой форме.

40

Тире между подлежащим и сказуемым

1



Письменный опрос

Уметь ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.

41

Нераспространённые и распространённые предложения

1



Устный опрос

Уметь устанавливать смысловые отношения в предложении и распространять предложения.

42

Второстепенные члены предложения. Дополнение

1



Письменный опрос

Уметь находить дополнение, разграничивать подлежащее и дополнение.

43

Определение

1



Письменный опрос

Уметь находить определения в предложении; употреблять в речи.

44

Обстоятельство

1



Письменный опрос

Уметь находить обстоятельства в тексте, использовать обстоятельства для обогащения речи.

45

Предложения с однородными членами

1



Устный опрос

Уметь находить однородные члены; грамотно объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

46

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1



Письменный опрос

Уметь находить однородные члены; грамотно объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

47

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1



Устный опрос

Уметь находить обобщающие слова, ставить знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами.

48

Самостоятельная работа

1



Тест

Уметь применять полученные знания и умения.

49

Предложения с обращениями

1



Комментированное письмо

Уметь находить обращения в тексте; отличать от подлежащего; использовать как средство оценки; составлять предложения с обращениями.

50

Предложения с обращениями

1



Устный опрос

Уметь находить обращения в тексте; отличать от подлежащего; использовать как средство оценки; составлять предложения с обращениями.

51

Контрольный диктант по теме: «Словосочетания и предложения»

1



Диктант

Уметь применять полученные знания и умения.

52

Анализ контрольного диктанта. Разбор простого предложения

1



Письменный разбор

Уметь производить работу над ошибками; самостоятельно строить простое предложение по заданной схеме.

53

Простое и сложное предложение

1



Индивидуальная работа

Уметь грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам.

54

Синтаксический разбор сложного предложения

1



Разбор предложений

Уметь производить синтаксический разбор; самостоятельно строить простое предложение по заданной схеме.

55

Р. р. Основная мысль сочинения по картине «Опять двойка» Ф. Решетникова

1



Сочинение

Уметь применять детали в художественном описании.

56

Заголовок и основная мысль текста

1



Анализ текста

Уметь формулировать основную (главную) мысль текста.

57

Проверочный тест

1



Тест

Уметь применять полученные знания и умения.

58

Прямая речь

1



Письменный опрос

Уметь различать прямую речь и слова автора, составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания.

59

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1



Письменный опрос

Уметь различать прямую речь и слова автора, составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания.

60

Диалог

1



Письменный опрос

Уметь ставить знаки препинания при диалоге; составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог.

61

Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

1



Объяснительный диктант

Уметь отвечать на вопросы по грамматике, сопровождая их примерами.

62

Диктант по теме: «Синтаксис и пунктуация»

1



Диктант

Уметь применять полученные знания и умения.

63

Анализ контрольного диктанта. Фонетика. Гласные звуки

1



Фронтальная работа

Уметь выделять звуки речи и характеризовать их.

64

Гласные звуки

1



Устный опрос

Уметь различать гласные и согласные звуки.

65

Согласные звуки

1



Комментированное письмо

Уметь различать гласные и согласные звуки.

66

Позиционные чередования гласных и согласных звуков

1



Письменный опрос

Уметь различать сильную и слабую позиции.

67

Р. р. Изложение «Музыкальная шкатулка»

1



Изложение

Уметь писать подробное изложение; применять детали в художественном описании

68

Звонкие и глухие согласные

1



Объяснительный диктант

Уметь различать звонкие и глухие согласные.

69

Твердые и мягкие согласные

1



Письменный опрос

Уметь различать твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласного при фонетической записи.

70

Р. р. Описание предметов на картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин».

1



Сочинение

Уметь применять детали в художественном описании

71

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

1



Письм. опрос

Уметь применять орфографические правила написания буквенных сочетаний с шипящими.

72

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

1



Закреп.

Уметь применять орфографические правила написания буквенных сочетаний с шипящими.

73

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

1



Письменный разбор

Уметь применять орфографические правила: гласные после шипящих.

74

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

1



Письменный опрос

Уметь применять орфографические правила: гласные после шипящих.

75

Орфоэпия

1



Устный опрос

Уметь обращаться с орфоэпическим словарем и со словарем ударений.

76

Фонетический разбор слова

1



Письменный разбор

Уметь записывать звуковой состав слова; различать буквы и звуки.

77

Повторение изученного по теме «Фонетика. Культура речи»

1



Письменный опрос

Уметь различать понятия «буква» - «звук»; различать гласные и согласные звуки.

Уметь записывать звуковой состав слова; обращаться с орфоэпическим словарем и со словарем ударений

78

Контрольный диктант по теме: «Фонетика»

1



Диктант

Уметь применять полученные знания и умения.

79

Анализ контрольного диктанта. Устное сочинение по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

1



Сочинение

Уметь построить сочинение описание по картине, используя лексико – изобразительные средства.

80

Лексика. Слово и его лексическое значение

1



Устный опрос

Уметь различать лексическое и грамматическое значения слов; пользоваться толковым словарем.

81

Однозначные и многозначные слова

1



Устный опрос

Уметь определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; пользоваться толковым словарем.

82

Прямое и переносное значение слов

1



Объяснительный диктант

Уметь различать прямое и переносное значение слова; употреблять в речи слова в переносном значении.

83

Омонимы

1



Устный опрос

Уметь отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в словаре

84

Синонимы и их группы

1



Устный опрос

Уметь подбирать синонимы и составлять синонимические ряды; пользоваться словарем синонимов.

85

Синонимы и их группы

1



Устный опрос

Уметь подбирать синонимы и составлять синонимические ряды; пользоваться словарем синонимов.

86

Р. р. Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1



Сочинение

Уметь строить описание по картине и использовать слова с переносным значением.

87

Антонимы

1



Устный опрос

Уметь подбирать антонимы; развивать умение находить в тексте, употреблять в речи.

88

Повторение изученного по теме «Лексика. Культура речи»

1



Тест

Уметь применять полученные знания и умения.

89

Р. р. Изложение «Первый снег» (упр.367)

1



Изложение

Уметь писать подробное изложение; применять детали в художественном описании

90

Контрольный диктант по теме : «Лексика»

1



Диктант

Уметь применять полученные знания и умения.

91

Анализ контрольного диктанта.

1



Анализ и повторение

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

92

Морфемика. Окончание. Основа слова

1



Письменный опрос

Уметь определять в слове морфемы; видеть производные слова. Отличать родственные слова от форм данного слова.

Уметь определять окончание посредством изменения форм слова.

Уметь определять основу слова.

93

Р. р. Сочинение по личным впечатлениям «Один из удачно проведенных вечеров»

1



Сочинение

Уметь соотносить тему и содержание сочинения.

94

Корень слова

1



Письменный опрос

Уметь видеть орфограмму в корне и проверять ее.

95

Однокоренные слова

1



Письменный опрос

Уметь находить, подбирать и образовывать однокоренные слова и находить корень, подбирая родственные слова.

96

Р. р. Сочинение – рассуждение (упр.385)

1



Сочинение

Уметь строить рассуждение в качестве ответа на вопрос.

97

Суффикс

1



Письменный опрос

Уметь выделять суффиксы в словах путем словообразовательного анализа.

98

Суффикс

1



Письменный опрос

Уметь выделять суффиксы в словах путем словообразовательного анализа.

99

Приставка

1



Письменный опрос

Уметь выделять приставку путем словообразовательного анализа.

100

Чередование звуков. Беглые гласные

1



Объяснительный диктант

Уметь выделять корни с беглыми гласными звуками.

101

Р. р. Выборочное изложение «Последний лист орешника» (упр. 407).

1



Изложение

Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях.

102

Чередование гласных и согласных в корне слова

1



Письменный опрос

Уметь выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками.

103

Варианты морфем

1



Письменный опрос

Уметь различать варианты морфем, соблюдать порядок морфемного разбора.

104

Морфемный разбор

1



Письменный опрос

Уметь различать варианты морфем, соблюдать порядок морфемного разбора.

105

Правописание гласных и согласных в приставках

1



Письменный порос

Уметь находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках.

106

Буквы З и С на конце приставок

1



Фронтальная беседа

Уметь владеть этими способами.

107

Буквы З и С на конце приставок

1



Письменный опрос

Уметь владеть этими способами.

108

Буквы О – А в корне – ЛАГ - , - ЛОЖ-

1



Устный опрос

Уметь владеть правилом выбора а – о в корнях с чередующимися гласными.

109

Буквы О – А в корне – РАСТ - , - РОС- , - РАЩ-

1



Устный опрос

Уметь обосновывать выбор гласных в данных корнях

110

Буквы О – А в корне – РАСТ - , - РОС- , - РАЩ-

1



Письменный опрос

Уметь обосновывать выбор гласных в данных корнях

111

Буквы О – Ё после шипящих в корне слова

1



Письменный опрос

Уметь различать написание о и ё в корне слова.

112

Буквы Ы – И после Ц

1



Письменный опрос

Уметь применять данное правило на письме.

113

Буквы Ы – И после Ц

1



Письменный опрос

Уметь применять данное правило на письме.

114

Повторение изученных орфограмм

1



Письменный опрос

Уметь применять орфографические правила и проверять правильность записанных слов.

115

Повторение изученных орфограмм

1



Комментированное письмо

Уметь применять орфографические правила и проверять правильность записанных слов.

116

Контрольный диктант

1



Диктант

Уметь применять полученные знания и умения.

117

Р. р. Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

1



Сочинение

Уметь построить сочинение описание по картине, используя лексико – изобразительные средства.

118

Самостоятельные и служебные части речи

1



Устный опрос

Уметь различать части речи по их грамматическим признакам.

119

Доказательство в рассуждении (упр.477)

1



Устный опрос

Уметь строить рассуждение на грамматическую тему.

120

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

1



Коллективная работа

Уметь различать одушевленные и неодушевленные существительные.

121

Имена существительные собственные и нарицательные

1



Устный опрос

Уметь отличать собственные существительные от нарицательных.

122

Имена существительные собственные и нарицательные

1



Устный опрос

Уметь отличать собственные существительные от нарицательных.

123

Элементы рассуждения в повествовании

1



Беседа

Уметь строить рассуждение в повествовании.

124

Род имён существительных

1



Письменный опрос

Уметь согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными.

125

Имена существительные, имеющие только форму множественного числа

1



Письменный опрос

Уметь употреблять эти существительные в речи.

126

Имена существительные, имеющие только форму единственного числа

1



Письменный опрос

Уметь употреблять указанные существительные в речи.

127

Три склонения имён существительных

1



Фронтальная работа

Уметь различать типы склонения имен существительных.

128

Падеж имён существительных

1



Комментированное письмо

Уметь определять падеж имени существительного.

129

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных

1



Письменный опрос

Уметь применять правила постановки и – е в окончаниях существительных.

130

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных

1



Письменный опрос

Уметь применять правила постановки и – е в окончаниях существительных.

131

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных

1



Выборочный диктант

Уметь применять правила постановки и – е в окончаниях существительных.

132

Повторение.

1



Письменный опрос

Уметь применять правила постановки и – е в окончаниях существительных; правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

133

Проверочная работа

1



Тест

Уметь применять орфографические правила и проверять правильность записанных слов.

134

Р. р. Изложение (упр.546)

1



Изложение

Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях.

135

Множественное число имён существительных

1



Устный опрос

Уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

136

Множественное число имён существительных

1



Письменный опрос

Уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

137

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

1



Письменный опрос

Уметь применять правило написания о – е после шипящих и ц.

Уметь применять правило написания о – е – ё после шипящих и ц в существительных.

138

Повторение изученного по теме «Имя существительное»

1



Устный опрос

Уметь применять правила постановки и – е в окончаниях существительных; правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

139

Контрольный диктант.

1



Диктант

Уметь применять орфографические правила и проверять правильность записанных слов.

140

Анализ диктанта

1



Самостоятельная работа

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

141

Имя прилагательное, как часть речи

1



Устный опрос

Уметь отличать прилагательные от других частей речи.

142

Имя прилагательное, как часть речи

1



Письменный опрос

Уметь отличать прилагательные от других частей речи.

143

Окончания имен прилагательных после шипящих и ц.

1



Объяснительный диктант

Уметь правильно писать окончания прилагательных после шипящих и ц.

144

Р. р. Устное сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

1



Сочинение

Уметь соотносить тему и содержание сочинения, использовать в своем сочинении изобразительные средства языка.

145

Правописание окончаний прилагательных

1



Письменный опрос

Уметь применять правило определения гласных в окончаниях имен прилагательных.

146

Правописание окончаний прилагательных

1



Письменный опрос

Уметь применять правило определения гласных в окончаниях имен прилагательных.

147

Р. р. Описание животного. Изложение (упр. 587).

1



Изложение

Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях.

148

Прилагательные полные и краткие

1



Объяснительный диктант

Уметь определять краткие прилагательные.

149

Прилагательные полные и краткие

1



Самостоятельная работа

Уметь применять правило написания ь после шипящих.

150

Р. р. Сочинение – описание животного по картине А. Н. Комарова «Заяц на дереве» (упр. 599).

1



Устное сочинение

Уметь правильно построить описание и использовать в своем сочинении изобразительные средства языка.

151

Морфологический разбор имени прилагательного

1



Письменный опрос

Уметь делать морфологический разбор имени прилагательного.

152

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

1



Письменный опрос

Уметь применять полученные знания и умения

153

Р. р. Сочинение – описание животного на основе личных впечатлений (упр. 605).

1



Развитие речи

Уметь правильно построить описание и использовать в своем сочинении изобразительные средства языка.

154

Р. р. Сочинение «Наши друзья - животные»

1



Сочинение

Уметь правильно построить описание и использовать в своем сочинении изобразительные средства языка.

155

Контрольный диктант

1



Диктант

Уметь применять полученные знания и умения

156

Анализ диктанта

1



Письменный опрос

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

157

Глагол как часть речи

1



Устный опрос

Уметь использовать в речи глаголы разных значений.

158

Глагол как часть речи

1



Письменный опрос

Уметь использовать в речи глаголы разных значений.

159

НЕ с глаголами

1



Письменный опрос

Уметь применять орфографическое правило написания не с глаголами.

160

НЕ с глаголами

1



Письменный опрос

Уметь применять орфографическое правило написания не с глаголами.

161

Р. р. Рассказ. Структура рассказа

1



Рассказ

Уметь грамотно строить устные и письменные рассказы.

162

Неопределённая форма глагола

1



Устный опрос

Уметь различать неопределенную форму и личные формы.

163

Неопределённая форма глагола

1



Письменный опрос

Уметь правильно писать окончания глаголов неопределенной формы.

164

Неопределённая форма глагола

1



Письменный опрос

Уметь правильно писать окончания глаголов неопределенной формы.

165

-ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

1



Устный опрос

Уметь употреблять в речи глаголы данных форм.

166

-ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

1



Письменный опрос

Уметь употреблять в речи глаголы данных форм.

167

Виды глагола

1



Устный опрос

Уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида.

168

Виды глагола

1



Комментированное письмо

Уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида.

169

Е – И в корнях с чередованием

1



Устный опрос

Уметь применять способы действия при выборе орфограммы е – и.

170

Е – И в корнях с чередованием

1



Письменный опрос

Уметь применять способы действия при выборе орфограммы е – и.

171

Е – И в корнях с чередованием

1



Объяснительный диктант

Уметь применять способы действия при выборе орфограммы е – и.

172

Р. р. Невыдуманный рассказ (о себе)

1



Рассказ

Уметь грамотно строить устные и письменные рассказы; соблюдать последовательность развития событий.

173

Контрольный диктант

1



Диктант

Уметь применять полученные знания и умения

174

Анализ диктанта

1



Самостоятельная работа

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

175

Время глагола

1



Устный опрос

Уметь различать времена глагола.

176

Прошедшее время

1



Письменный опрос

Уметь распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом – л –,

Употреблять в речи (соблюдая орфоэпические нормы) глаголы прошедшего времени.

177

Настоящее время

1



Письменный опрос

Уметь распознавать глаголы настоящего времени, употреблять в устной и письменной речи, соблюдая орфоэпические нормы.

178

Будущее время

1



Письменный опрос

Уметь распознавать глаголы будущего времени, употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы.

179

Спряжение глаголов

1



Письменный опрос

Уметь владеть способом определения спряжения.

180

Спряжение глаголов

1



Устный опрос

Уметь владеть способом определения спряжения.

181

Как определить спряжение глаголов

1



Устный опрос

Уметь владеть способом определения спряжения.

182

Как определить спряжение глаголов

1



Письменный опрос

Уметь владеть способом определения спряжения.

183

Морфологический разбор глагола

1



Письменный опрос

Уметь делать морфологический разбор глагола.

184

Р. р. Сжатое изложение по упр. 701

1



Сжатое изложение

Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях.

185

Ь после шипящих в глаголах 2- го лица единственного числа

1



Письменный опрос

Уметь выбирать орфограмму в глаголах с шипящими на конце. Употреблять глаголы 2-го лица в речи.

186

Ь после шипящих в глаголах 2- го лица единственного числа

1



Письменный опрос

Уметь выбирать орфограмму в глаголах с шипящими на конце. Употреблять глаголы 2-го лица в речи.

187

Употребление времён глагола

1



Устный опрос

Уметь правильно использовать прошедшее время глагола в значении настоящего и настоящее в значении прошедшего.

188

Повторение темы «Глагол»

1



Самостоятельная работа

Уметь применять полученные знания и умения по изученной теме.

189

Контрольный диктант и его анализ

1



Диктант

Уметь применять полученные знания и умения

190

Р. р. Сочинение – рассказ по рисунку О. В. Попович «Не взяли на рыбалку».

1



Сочинение

Уметь грамотно строить письменные рассказы; соблюдать последовательность развития событий.

191

Разделы науки о языке

1



Устный опрос

Уметь различать понятия науки о языке.

192

Р. р. Сочинение по личным впечатлениям «Однажды в детстве»

1



Сочинение

Уметь грамотно строить письменные рассказы; соблюдать последовательность развития событий.

193

Повторение орфограммы в приставках и окончаниях слов

1



Письменный опрос

Уметь применять полученные знания при выборе орфограмм в приставках и окончаниях слов.

194

Повторение орфограммы в приставках и окончаниях слов

1



Письменный опрос

Уметь применять полученные знания при выборе орфограмм в приставках и окончаниях слов.

195

Употребление букв Ъ и Ь. Раздельное написание слов

1



Письменный опрос

Уметь применять полученные знания при выборе орфограмм.

196

Знаки препинания в сложном предложении

1



Письменный опрос

Уметь грамотно объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

197

Знаки препинания в сложном предложении

1



Письменный опрос

Уметь грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам. Уметь ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.

198

Р/р. Сжатое изложение.

1



Сжатое изложение

Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях.

199

Р/р. Сжатое изложение

1



Сжатое изложение

Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях.

200

Прямая речь

1



Письменный опрос

Уметь различать прямую речь и слова автора, составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания.

201

Диалог.

1



Письменный опрос

Уметь ставить знаки препинания при диалоге; составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог.

202

Контрольный диктант

1



Диктант

Уметь применять полученные знания и умения

203

Анализ контрольного диктанта.

1



Самостоятельная работа

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

204

Итоговый урок

1



Устный опрос

Уметь: применять на практике изученные правила.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.