Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по УМК Т.А. Ладыженской
УТВЕРЖДАЮ Директор Приказ № от«_____»_____________20_ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР «_____»______________20_ г. | РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ____________________ протокол №____от_______20__ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 5 класса
Составила: учитель русского языка и литературы
Карташова Наталия Владимировна
Раздел I. Пояснительная записка
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Все разделы в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном компоненте. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Данная программа составлена по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. Мин. общего среднего образования РФ, 2009г., ориентирована на учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова. Русский язык в 5 классе.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку: формирование у учащихся языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Задачи обучения:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Раздел II. Содержание программы по русскому языку в 5 классе
Повторение пройденного в 1-4 классах(27 часов)
Части слова. Орфограмма. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Буквы И, А, У после шипящих. Разделительные Ъ и Ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква Ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-его лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени). Правописание гласных в личных окончаниях глаголов I и II- го спряжения. Мягкий знак во 2-ом лице единственного числа глаголов. Раздельное написание НЕ с глаголами. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста. Стили речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (35 часов)
Пунктуация как раздел науки о языке. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения, выделения, разделения. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Предложения с однородными членами. Обобщающие слова перед однородными членами. Обращение, знаки препинания при обращениях.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Запятая между простыми предложениями в составе сложного.
Прямая речь и знаки препинания при ней.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (17 часов)
Фонетика как раздел науки о языке. Гласные и согласные звуки. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Согласные сонорные. Шипящие и Ц.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы.
Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я. Обозначение мягкости согласных.
Типы текстов. Повествование. Описание. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (11 часов)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Создание текста на основе исходного (подробное изложение) Членение его на части. Описание изображённого на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография (27 часов)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Корень, суффикс, приставка; их значение в слове. Морфемный разбор слов.
Орфография как раздел науки о языке. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок. Правописание чередующихся гласных О и А в корнях –ЛОЖ-, -ЛАГ-, РОС-, -РАСТ-. Буквы Ё и О после шипящих в корне. Буквы Ы и И после Ц.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. (1 час)
Самостоятельные и служебные части речи
Имя существительное (22 часа)
Имя существительное как часть речи. Существительные одушевлённые неодушевлённые, собственные и нарицательные. Род существительных. Три склонения имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор существительного. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Правописание О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (16 часов)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких- по родам и числам. Умение правильно ставить ударение в кратких прилагательных.
Описание животного. Структура текста данного жанра.
Глагол (34 часа)
Глагол как часть речи. Неопределённая форма глаголов. Правописание –ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Виды глагола. Спряжение глагола. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Чередующиеся гласные Е, И в корнях глаголов. Правописание НЕ с глаголами. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа. Морфологический разбор глагола.
Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказ по сюжетным рисункам.
Повторение пройденного в 5 классе (14 часов)
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и окончаниях слов. Употребление букв Ъ и Ь. Раздельное и дефисное написание сложных слов. Знаки препинания в сложном предложении. Прямая речь и диалог.
Раздел III. Учебно - тематический план.
Русский язык. 5 класс (204 часа в год, 6 часов в неделю)
№ п/п | Тема |
Кол - во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Русский язык - важнейшее средство общения | 4 | 2 | 2 |
2 | Повторение пройденного в начальных классах | 27 | 9 | 18 |
3 | Синтаксис. Пунктуация. | 35 | 15 | 20 |
4 | Фонетика. Орфография. Графика. | 17 | 10 | 7 |
5 | Лексика. Культура речи. | 11 | 4 | 7 |
6 | Морфемика. Орфография. | 27 | 10 | 17 |
7 | Морфология. Орфография. Имя существительное. | 23 | 10 | 13 |
8 | Имя прилагательное | 16 | 8 | 8 |
9 | Глагол | 34 | 14 | 20 |
10 | Повторение и систематизация изученного | 14 | 5 | 9 |
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку за курс 5 класса:
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Раздел V. Литература и средства обучения
Литература для учителя
Вялкова Г.М. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. (Варианты контрольно- проверочных тестов и заданий с 5 по 11 кл.).
Карасёва И.В. Русский язык. Поурочные планы 5класс. – Издательство «Учитель», 2007г.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Обучение русскому языку в 5 классе (Методические рекомендации), - М. «Просвещение», 2003г.
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 5кл. – Творческий центр, Москва, 2001г.
Петрановская Л.В., Игры на уроках русского языка. М., Издательство «Мирос», - 2000г.
Программа по русскому языку для 5-9 кл. / Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.// – М.: Просвещение, 2006
Русский язык 5 кл. (поурочные планы). Составитель Скоркина Н.М.. Издательство «Учитель - АСТ», 2002г.
«Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе» С.А.Романова; М.- Школа-Пресс, 1999
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе: Универсальная тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников: В 2 тетрадях. М.: ВЛАДОС, 1995.
«Уроки русского языка в 5 классе» Г.А.Богданова; -М., Просвещение, 1998
ЦОР и ЭОР
Интерактивное учебное пособие «Русский язык. Орфография»
Мультимедийное пособие «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Литература для учащихся
Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секреты орфографии». М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986 128 с.
Малюшкин А.Б. «Комплексный анализ текста» рабочая тетрадь 5 класс. М., Творческий центр, 2008
Малюшкин А.Б. «Тестовые задания по русскому языку 5 класс». М., Творческий центр, 2008
Русский язык. Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений./ Составит. Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение, 2010г.
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов
http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл
Календарно-тематическое планирование
№ уроков | Тема урока | Кол- во часов | Дата проведения урока | Виды и формы контроля | Требования уровню усвоения программы | |
Планируемая | Фактическая | |||||
1 | Виды речевой деятельности: говорение и слушание, письмо и чтение. | 1 | | | Беседа | Уметь пользоваться приемами из своей жизни доказывая, что язык – это средство человеческого общения. Уметь отличать устное общение от письменного. |
2 | Язык и его единицы | 1 | | | Устный опрос | Уметь составлять предложения из заданных словоформ и группировать по смыслу предложения в тексте. |
3 | Диагностическая работа | 1 | | | Тест | Уметь применять полученные знания и умения. |
4 | Р. р. Стили речи. | 1 | | | Анализ | Уметь отличать разговорный стиль от книжного; придерживаться правил ведения беседы. |
5 | Повторение изученного в начальной школе. Звуки и буквы. Произношение и правописание | 1 | | | Коллективная работа | Уметь делать фонетический разбор слова. |
6 | Что такое орфограмма? | 1 | | | Объяснительный диктант | Уметь находить орфограммы. |
7 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | | | Устный опрос | Уметь находить в корне орфограммы с безударными гласными и владеть способами проверки. |
8 | Правописание согласных в корне слова | 1 | | | Устный опрос | Уметь применять орфографические правила, обеспечивающие правильный выбор орфограмм. |
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне. | 1 | | | Предупредительный диктант | Уметь применять орфографические правила, обеспечивающие правильный выбор орфограмм. |
10 | Правописание непроверяемых гласных | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять орфографические правила, обеспечивающие правильный выбор орфограмм. |
11 | Буквы И, У, А после шипящих | 1 | | | Устный опрос | Уметь объяснить данную орфограмму. |
12 | Разделительные Ъ и Ь | 1 | | | Объяснительный диктант | Уметь применять правило написания Ъ и Ь. |
13 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | | | Письменный опрос | Уметь мотивировать выбор слитного или раздельного написания. |
14 | Что вы знаете о частях речи? Глагол | 1 | | | Беседа | Уметь различать части речи по их грамматическому значению. Уметь распознавать глагол. |
15 | - ТСЯ - ТЬСЯ в глаголах | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять приемы написания –ться и -тся. |
16 | Текст | 1 | | | Анализ | Уметь применять полученные знания и умения. |
17 | Изложение | 1 | | | Устный опрос | Уметь излагать текст; владеть приемами передачи текста. |
18 | Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами | 1 | | | Объяснительный диктант | Уметь применять правило различения и и е в безударных окончаниях глаголов. Уметь мотивировать выбор раздельного написания. |
19 | Р. р. Тема текста | 1 | | | Анализ | Уметь соотносить тему и содержание высказывания; различать понятия «узкая» и «широкая» тема. |
20 | Имя существительное | 1 | | | Устный опрос | Уметь отличать имена существительные по их грамматическим значениям; определять тип склонения существительных. |
21 | Имя прилагательное | 1 | | | Устный опрос | Уметь отличать имена прилагательные по их грамматическим значениям; проверять окончания прилагательного по вопросу от главного слова. |
22 | Имя прилагательное | 1 | | | Обобщение | Уметь применять знания о прилагательном |
23 | Местоимение | 1 | | | Письменный опрос | Уметь пользоваться местоимениями для связи предложений в тексте. |
24 | Повторение и систематизация изученного материала | 1 | | | | Уметь отвечать на вопросы по грамматике, сопровождая их примерами. |
25 | Основная мысль текста | 1 | | | Устный опрос | Уметь формулировать основную (главную) мысль текста. |
26 | Синтаксис и пунктуация | 1 | | | Письменный опрос | Уметь пользоваться научными терминами. |
27 | Словосочетание | 1 | | | Фронтальная работа | Уметь находить главную и зависимую части словосочетаний, правильно ставить вопрос; распознавать средства связи в |
28 | Р.Р Словосочетание | 1 | | | Устный опрос | Уметь пользоваться научными терминами. |
29 | Контрольный диктант по теме : «Части речи» | 1 | | | Диктант | Уметь применять полученные знания и умения. |
30 | Анализ контрольного диктанта | 1 | | | Письменный разбор | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему |
31 | Виды словосочетаний | 1 | | | Составление таблицы | Уметь различать именные и глагольные словосочетания; строить словосочетания по схемам; разбирать словосочетания. |
32 | Сочинение по картине А.Платова «Летом» | 1 | | | Сочинение | Уметь правильно описывать детали картины, составлять связанный текст |
33 | Понятие о предложении как речевой единице | 1 | | | Письменный разбор | Уметь находить грамматическую основу предложения. |
34 | Сжатое изложение по упр. 137 | 1 | | | Изложение | Уметь строить рассуждение и владеть способами его сокращения. |
35 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | | | Устный опрос | Уметь различать предложения по цели высказывания и интонационно правильно читать их. |
36 | Восклицательные предложения | 1 | | | Устный опрос | Уметь распознавать предложения по интонации и правильно читать их. |
37 | Р. р. Устный анализ тем сочинения | 1 | | | Сочинение | Уметь соотносить тему и содержание высказывания; различать понятия «узкая» и «широкая» тема. |
38 | Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | | | Проверочная работа | Уметь находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено существительным или местоимением. |
39 | Сказуемое | 1 | | | Объяснительный диктант | Уметь находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, прилагательным в полной и краткой форме. |
40 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | | | Письменный опрос | Уметь ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. |
41 | Нераспространённые и распространённые предложения | 1 | | | Устный опрос | Уметь устанавливать смысловые отношения в предложении и распространять предложения. |
42 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | | | Письменный опрос | Уметь находить дополнение, разграничивать подлежащее и дополнение. |
43 | Определение | 1 | | | Письменный опрос | Уметь находить определения в предложении; употреблять в речи. |
44 | Обстоятельство | 1 | | | Письменный опрос | Уметь находить обстоятельства в тексте, использовать обстоятельства для обогащения речи. |
45 | Предложения с однородными членами | 1 | | | Устный опрос | Уметь находить однородные члены; грамотно объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения. |
46 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | | | Письменный опрос | Уметь находить однородные члены; грамотно объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения. |
47 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | | | Устный опрос | Уметь находить обобщающие слова, ставить знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. |
48 | Самостоятельная работа | 1 | | | Тест | Уметь применять полученные знания и умения. |
49 | Предложения с обращениями | 1 | | | Комментированное письмо | Уметь находить обращения в тексте; отличать от подлежащего; использовать как средство оценки; составлять предложения с обращениями. |
50 | Предложения с обращениями | 1 | | | Устный опрос | Уметь находить обращения в тексте; отличать от подлежащего; использовать как средство оценки; составлять предложения с обращениями. |
51 | Контрольный диктант по теме: «Словосочетания и предложения» | 1 | | | Диктант | Уметь применять полученные знания и умения. |
52 | Анализ контрольного диктанта. Разбор простого предложения | 1 | | | Письменный разбор | Уметь производить работу над ошибками; самостоятельно строить простое предложение по заданной схеме. |
53 | Простое и сложное предложение | 1 | | | Индивидуальная работа | Уметь грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам. |
54 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | | | Разбор предложений | Уметь производить синтаксический разбор; самостоятельно строить простое предложение по заданной схеме. |
55 | Р. р. Основная мысль сочинения по картине «Опять двойка» Ф. Решетникова | 1 | | | Сочинение | Уметь применять детали в художественном описании. |
56 | Заголовок и основная мысль текста | 1 | | | Анализ текста | Уметь формулировать основную (главную) мысль текста. |
57 | Проверочный тест | 1 | | | Тест | Уметь применять полученные знания и умения. |
58 | Прямая речь | 1 | | | Письменный опрос | Уметь различать прямую речь и слова автора, составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания. |
59 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | | | Письменный опрос | Уметь различать прямую речь и слова автора, составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания. |
60 | Диалог | 1 | | | Письменный опрос | Уметь ставить знаки препинания при диалоге; составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог. |
61 | Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | | Объяснительный диктант | Уметь отвечать на вопросы по грамматике, сопровождая их примерами. |
62 | Диктант по теме: «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | | Диктант | Уметь применять полученные знания и умения. |
63 | Анализ контрольного диктанта. Фонетика. Гласные звуки | 1 | | | Фронтальная работа | Уметь выделять звуки речи и характеризовать их. |
64 | Гласные звуки | 1 | | | Устный опрос | Уметь различать гласные и согласные звуки. |
65 | Согласные звуки | 1 | | | Комментированное письмо | Уметь различать гласные и согласные звуки. |
66 | Позиционные чередования гласных и согласных звуков | 1 | | | Письменный опрос | Уметь различать сильную и слабую позиции. |
67 | Р. р. Изложение «Музыкальная шкатулка» | 1 | | | Изложение | Уметь писать подробное изложение; применять детали в художественном описании |
68 | Звонкие и глухие согласные | 1 | | | Объяснительный диктант | Уметь различать звонкие и глухие согласные. |
69 | Твердые и мягкие согласные | 1 | | | Письменный опрос | Уметь различать твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласного при фонетической записи. |
70 | Р. р. Описание предметов на картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин». | 1 | | | Сочинение | Уметь применять детали в художественном описании |
71 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | 1 | | | Письм. опрос | Уметь применять орфографические правила написания буквенных сочетаний с шипящими. |
72 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | 1 | | | Закреп. | Уметь применять орфографические правила написания буквенных сочетаний с шипящими. |
73 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | 1 | | | Письменный разбор | Уметь применять орфографические правила: гласные после шипящих. |
74 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять орфографические правила: гласные после шипящих. |
75 | Орфоэпия | 1 | | | Устный опрос | Уметь обращаться с орфоэпическим словарем и со словарем ударений. |
76 | Фонетический разбор слова | 1 | | | Письменный разбор | Уметь записывать звуковой состав слова; различать буквы и звуки. |
77 | Повторение изученного по теме «Фонетика. Культура речи» | 1 | | | Письменный опрос | Уметь различать понятия «буква» - «звук»; различать гласные и согласные звуки. Уметь записывать звуковой состав слова; обращаться с орфоэпическим словарем и со словарем ударений |
78 | Контрольный диктант по теме: «Фонетика» | 1 | | | Диктант | Уметь применять полученные знания и умения. |
79 | Анализ контрольного диктанта. Устное сочинение по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | 1 | | | Сочинение | Уметь построить сочинение описание по картине, используя лексико – изобразительные средства. |
80 | Лексика. Слово и его лексическое значение | 1 | | | Устный опрос | Уметь различать лексическое и грамматическое значения слов; пользоваться толковым словарем. |
81 | Однозначные и многозначные слова | 1 | | | Устный опрос | Уметь определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; пользоваться толковым словарем. |
82 | Прямое и переносное значение слов | 1 | | | Объяснительный диктант | Уметь различать прямое и переносное значение слова; употреблять в речи слова в переносном значении. |
83 | Омонимы | 1 | | | Устный опрос | Уметь отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в словаре |
84 | Синонимы и их группы | 1 | | | Устный опрос | Уметь подбирать синонимы и составлять синонимические ряды; пользоваться словарем синонимов. |
85 | Синонимы и их группы | 1 | | | Устный опрос | Уметь подбирать синонимы и составлять синонимические ряды; пользоваться словарем синонимов. |
86 | Р. р. Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | | | Сочинение | Уметь строить описание по картине и использовать слова с переносным значением. |
87 | Антонимы | 1 | | | Устный опрос | Уметь подбирать антонимы; развивать умение находить в тексте, употреблять в речи. |
88 | Повторение изученного по теме «Лексика. Культура речи» | 1 | | | Тест | Уметь применять полученные знания и умения. |
89 | Р. р. Изложение «Первый снег» (упр.367) | 1 | | | Изложение | Уметь писать подробное изложение; применять детали в художественном описании |
90 | Контрольный диктант по теме : «Лексика» | 1 | | | Диктант | Уметь применять полученные знания и умения. |
91 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | | Анализ и повторение | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему |
92 | Морфемика. Окончание. Основа слова | 1 | | | Письменный опрос | Уметь определять в слове морфемы; видеть производные слова. Отличать родственные слова от форм данного слова. Уметь определять окончание посредством изменения форм слова. Уметь определять основу слова. |
93 | Р. р. Сочинение по личным впечатлениям «Один из удачно проведенных вечеров» | 1 | | | Сочинение | Уметь соотносить тему и содержание сочинения. |
94 | Корень слова | 1 | | | Письменный опрос | Уметь видеть орфограмму в корне и проверять ее. |
95 | Однокоренные слова | 1 | | | Письменный опрос | Уметь находить, подбирать и образовывать однокоренные слова и находить корень, подбирая родственные слова. |
96 | Р. р. Сочинение – рассуждение (упр.385) | 1 | | | Сочинение | Уметь строить рассуждение в качестве ответа на вопрос. |
97 | Суффикс | 1 | | | Письменный опрос | Уметь выделять суффиксы в словах путем словообразовательного анализа. |
98 | Суффикс | 1 | | | Письменный опрос | Уметь выделять суффиксы в словах путем словообразовательного анализа. |
99 | Приставка | 1 | | | Письменный опрос | Уметь выделять приставку путем словообразовательного анализа. |
100 | Чередование звуков. Беглые гласные | 1 | | | Объяснительный диктант | Уметь выделять корни с беглыми гласными звуками. |
101 | Р. р. Выборочное изложение «Последний лист орешника» (упр. 407). | 1 | | | Изложение | Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях. |
102 | Чередование гласных и согласных в корне слова | 1 | | | Письменный опрос | Уметь выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками. |
103 | Варианты морфем | 1 | | | Письменный опрос | Уметь различать варианты морфем, соблюдать порядок морфемного разбора. |
104 | Морфемный разбор | 1 | | | Письменный опрос | Уметь различать варианты морфем, соблюдать порядок морфемного разбора. |
105 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | | | Письменный порос | Уметь находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках. |
106 | Буквы З и С на конце приставок | 1 | | | Фронтальная беседа | Уметь владеть этими способами. |
107 | Буквы З и С на конце приставок | 1 | | | Письменный опрос | Уметь владеть этими способами. |
108 | Буквы О – А в корне – ЛАГ - , - ЛОЖ- | 1 | | | Устный опрос | Уметь владеть правилом выбора а – о в корнях с чередующимися гласными. |
109 | Буквы О – А в корне – РАСТ - , - РОС- , - РАЩ- | 1 | | | Устный опрос | Уметь обосновывать выбор гласных в данных корнях |
110 | Буквы О – А в корне – РАСТ - , - РОС- , - РАЩ- | 1 | | | Письменный опрос | Уметь обосновывать выбор гласных в данных корнях |
111 | Буквы О – Ё после шипящих в корне слова | 1 | | | Письменный опрос | Уметь различать написание о и ё в корне слова. |
112 | Буквы Ы – И после Ц | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять данное правило на письме. |
113 | Буквы Ы – И после Ц | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять данное правило на письме. |
114 | Повторение изученных орфограмм | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять орфографические правила и проверять правильность записанных слов. |
115 | Повторение изученных орфограмм | 1 | | | Комментированное письмо | Уметь применять орфографические правила и проверять правильность записанных слов. |
116 | Контрольный диктант | 1 | | | Диктант | Уметь применять полученные знания и умения. |
117 | Р. р. Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | | | Сочинение | Уметь построить сочинение описание по картине, используя лексико – изобразительные средства. |
118 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | | | Устный опрос | Уметь различать части речи по их грамматическим признакам. |
119 | Доказательство в рассуждении (упр.477) | 1 | | | Устный опрос | Уметь строить рассуждение на грамматическую тему. |
120 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | | | Коллективная работа | Уметь различать одушевленные и неодушевленные существительные. |
121 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | | | Устный опрос | Уметь отличать собственные существительные от нарицательных. |
122 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | | | Устный опрос | Уметь отличать собственные существительные от нарицательных. |
123 | Элементы рассуждения в повествовании | 1 | | | Беседа | Уметь строить рассуждение в повествовании. |
124 | Род имён существительных | 1 | | | Письменный опрос | Уметь согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными. |
125 | Имена существительные, имеющие только форму множественного числа | 1 | | | Письменный опрос | Уметь употреблять эти существительные в речи. |
126 | Имена существительные, имеющие только форму единственного числа | 1 | | | Письменный опрос | Уметь употреблять указанные существительные в речи. |
127 | Три склонения имён существительных | 1 | | | Фронтальная работа | Уметь различать типы склонения имен существительных. |
128 | Падеж имён существительных | 1 | | | Комментированное письмо | Уметь определять падеж имени существительного. |
129 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять правила постановки и – е в окончаниях существительных. |
130 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять правила постановки и – е в окончаниях существительных. |
131 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных | 1 | | | Выборочный диктант | Уметь применять правила постановки и – е в окончаниях существительных. |
132 | Повторение. | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять правила постановки и – е в окончаниях существительных; правильно писать и употреблять существительные во множественном числе. |
133 | Проверочная работа | 1 | | | Тест | Уметь применять орфографические правила и проверять правильность записанных слов. |
134 | Р. р. Изложение (упр.546) | 1 | | | Изложение | Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях. |
135 | Множественное число имён существительных | 1 | | | Устный опрос | Уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе. |
136 | Множественное число имён существительных | 1 | | | Письменный опрос | Уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе. |
137 | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять правило написания о – е после шипящих и ц. Уметь применять правило написания о – е – ё после шипящих и ц в существительных. |
138 | Повторение изученного по теме «Имя существительное» | 1 | | | Устный опрос | Уметь применять правила постановки и – е в окончаниях существительных; правильно писать и употреблять существительные во множественном числе. |
139 | Контрольный диктант. | 1 | | | Диктант | Уметь применять орфографические правила и проверять правильность записанных слов. |
140 | Анализ диктанта | 1 | | | Самостоятельная работа | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему |
141 | Имя прилагательное, как часть речи | 1 | | | Устный опрос | Уметь отличать прилагательные от других частей речи. |
142 | Имя прилагательное, как часть речи | 1 | | | Письменный опрос | Уметь отличать прилагательные от других частей речи. |
143 | Окончания имен прилагательных после шипящих и ц. | 1 | | | Объяснительный диктант | Уметь правильно писать окончания прилагательных после шипящих и ц. |
144 | Р. р. Устное сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» | 1 | | | Сочинение | Уметь соотносить тему и содержание сочинения, использовать в своем сочинении изобразительные средства языка. |
145 | Правописание окончаний прилагательных | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять правило определения гласных в окончаниях имен прилагательных. |
146 | Правописание окончаний прилагательных | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять правило определения гласных в окончаниях имен прилагательных. |
147 | Р. р. Описание животного. Изложение (упр. 587). | 1 | | | Изложение | Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях. |
148 | Прилагательные полные и краткие | 1 | | | Объяснительный диктант | Уметь определять краткие прилагательные. |
149 | Прилагательные полные и краткие | 1 | | | Самостоятельная работа | Уметь применять правило написания ь после шипящих. |
150 | Р. р. Сочинение – описание животного по картине А. Н. Комарова «Заяц на дереве» (упр. 599). | 1 | | | Устное сочинение | Уметь правильно построить описание и использовать в своем сочинении изобразительные средства языка. |
151 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | | | Письменный опрос | Уметь делать морфологический разбор имени прилагательного. |
152 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять полученные знания и умения |
153 | Р. р. Сочинение – описание животного на основе личных впечатлений (упр. 605). | 1 | | | Развитие речи | Уметь правильно построить описание и использовать в своем сочинении изобразительные средства языка. |
154 | Р. р. Сочинение «Наши друзья - животные» | 1 | | | Сочинение | Уметь правильно построить описание и использовать в своем сочинении изобразительные средства языка. |
155 | Контрольный диктант | 1 | | | Диктант | Уметь применять полученные знания и умения |
156 | Анализ диктанта | 1 | | | Письменный опрос | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему |
157 | Глагол как часть речи | 1 | | | Устный опрос | Уметь использовать в речи глаголы разных значений. |
158 | Глагол как часть речи | 1 | | | Письменный опрос | Уметь использовать в речи глаголы разных значений. |
159 | НЕ с глаголами | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять орфографическое правило написания не с глаголами. |
160 | НЕ с глаголами | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять орфографическое правило написания не с глаголами. |
161 | Р. р. Рассказ. Структура рассказа | 1 | | | Рассказ | Уметь грамотно строить устные и письменные рассказы. |
162 | Неопределённая форма глагола | 1 | | | Устный опрос | Уметь различать неопределенную форму и личные формы. |
163 | Неопределённая форма глагола | 1 | | | Письменный опрос | Уметь правильно писать окончания глаголов неопределенной формы. |
164 | Неопределённая форма глагола | 1 | | | Письменный опрос | Уметь правильно писать окончания глаголов неопределенной формы. |
165 | -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | 1 | | | Устный опрос | Уметь употреблять в речи глаголы данных форм. |
166 | -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | 1 | | | Письменный опрос | Уметь употреблять в речи глаголы данных форм. |
167 | Виды глагола | 1 | | | Устный опрос | Уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида. |
168 | Виды глагола | 1 | | | Комментированное письмо | Уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида. |
169 | Е – И в корнях с чередованием | 1 | | | Устный опрос | Уметь применять способы действия при выборе орфограммы е – и. |
170 | Е – И в корнях с чередованием | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять способы действия при выборе орфограммы е – и. |
171 | Е – И в корнях с чередованием | 1 | | | Объяснительный диктант | Уметь применять способы действия при выборе орфограммы е – и. |
172 | Р. р. Невыдуманный рассказ (о себе) | 1 | | | Рассказ | Уметь грамотно строить устные и письменные рассказы; соблюдать последовательность развития событий. |
173 | Контрольный диктант | 1 | | | Диктант | Уметь применять полученные знания и умения |
174 | Анализ диктанта | 1 | | | Самостоятельная работа | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему |
175 | Время глагола | 1 | | | Устный опрос | Уметь различать времена глагола. |
176 | Прошедшее время | 1 | | | Письменный опрос | Уметь распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом – л –, Употреблять в речи (соблюдая орфоэпические нормы) глаголы прошедшего времени. |
177 | Настоящее время | 1 | | | Письменный опрос | Уметь распознавать глаголы настоящего времени, употреблять в устной и письменной речи, соблюдая орфоэпические нормы. |
178 | Будущее время | 1 | | | Письменный опрос | Уметь распознавать глаголы будущего времени, употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы. |
179 | Спряжение глаголов | 1 | | | Письменный опрос | Уметь владеть способом определения спряжения. |
180 | Спряжение глаголов | 1 | | | Устный опрос | Уметь владеть способом определения спряжения. |
181 | Как определить спряжение глаголов | 1 | | | Устный опрос | Уметь владеть способом определения спряжения. |
182 | Как определить спряжение глаголов | 1 | | | Письменный опрос | Уметь владеть способом определения спряжения. |
183 | Морфологический разбор глагола | 1 | | | Письменный опрос | Уметь делать морфологический разбор глагола. |
184 | Р. р. Сжатое изложение по упр. 701 | 1 | | | Сжатое изложение | Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях. |
185 | Ь после шипящих в глаголах 2- го лица единственного числа | 1 | | | Письменный опрос | Уметь выбирать орфограмму в глаголах с шипящими на конце. Употреблять глаголы 2-го лица в речи. |
186 | Ь после шипящих в глаголах 2- го лица единственного числа | 1 | | | Письменный опрос | Уметь выбирать орфограмму в глаголах с шипящими на конце. Употреблять глаголы 2-го лица в речи. |
187 | Употребление времён глагола | 1 | | | Устный опрос | Уметь правильно использовать прошедшее время глагола в значении настоящего и настоящее в значении прошедшего. |
188 | Повторение темы «Глагол» | 1 | | | Самостоятельная работа | Уметь применять полученные знания и умения по изученной теме. |
189 | Контрольный диктант и его анализ | 1 | | | Диктант | Уметь применять полученные знания и умения |
190 | Р. р. Сочинение – рассказ по рисунку О. В. Попович «Не взяли на рыбалку». | 1 | | | Сочинение | Уметь грамотно строить письменные рассказы; соблюдать последовательность развития событий. |
191 | Разделы науки о языке | 1 | | | Устный опрос | Уметь различать понятия науки о языке. |
192 | Р. р. Сочинение по личным впечатлениям «Однажды в детстве» | 1 | | | Сочинение | Уметь грамотно строить письменные рассказы; соблюдать последовательность развития событий. |
193 | Повторение орфограммы в приставках и окончаниях слов | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять полученные знания при выборе орфограмм в приставках и окончаниях слов. |
194 | Повторение орфограммы в приставках и окончаниях слов | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять полученные знания при выборе орфограмм в приставках и окончаниях слов. |
195 | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельное написание слов | 1 | | | Письменный опрос | Уметь применять полученные знания при выборе орфограмм. |
196 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | | | Письменный опрос | Уметь грамотно объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения. |
197 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | | | Письменный опрос | Уметь грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам. Уметь ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. |
198 | Р/р. Сжатое изложение. | 1 | | | Сжатое изложение | Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях. |
199 | Р/р. Сжатое изложение | 1 | | | Сжатое изложение | Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях. |
200 | Прямая речь | 1 | | | Письменный опрос | Уметь различать прямую речь и слова автора, составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания. |
201 | Диалог. | 1 | | | Письменный опрос | Уметь ставить знаки препинания при диалоге; составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог. |
202 | Контрольный диктант | 1 | | | Диктант | Уметь применять полученные знания и умения |
203 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | | Самостоятельная работа | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему |
204 | Итоговый урок | 1 | | | Устный опрос | Уметь: применять на практике изученные правила. |