Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по УМК «Гармония»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»
______________________ /Л.Н. Промкина/
приказ №_______ от «_____»_________ 2016 год.
Рабочая программа
по курсу «Русский язык»
в 4 «А» классе
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель: Кликушина Галина Евгеньевна учитель начальных классов
п. Красный Текстильщик
2016 г.
Пояснительная записка |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программе универсальных учебных действий установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программой по русскому языку для начальной школы и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов, а также авторской программы М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013; учебно-методического комплекта «Гармония», учебника русского язык «К тайнам нашего языка». Программа составлена в соответствии с Примерной программой по русскому языку без изменений и дополнений. Рабочая программа по русскому языку адресована учащимся 4 класса начального общего образования (базовый уровень). |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенность Важнейшей особенностью курса русского языка, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение четвероклассников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии. Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей. В данном случае реализуется деятельный подход к изучению языка и дальнейшему овладению им. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: — формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; — развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; — развитие коммуникативных умений; — развитие нравственных и эстетических чувств; — развитие способностей к творческой деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Общие цели и задачи учебного предмета – создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи; – заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации; – сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся; – средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться; – обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции. В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует: познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников; социокультурная цель - изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Место предмета в базисном учебном плане Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка в 4 классе отводится 175 часа из расчёта 5 часов в неделю. 1 час выделен из учебного плана формируемого участниками образовательных отношений для усиления практических навыков по русскому языку. Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Система условных обозначений УОНЗ - урок открытия новых знаний УОУР – урок отработки умений и рефлексии УРК – урок развивающего контроля |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты освоения учебного предмета |
||||||||||||||||||||||||||||||||
В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные результаты освоения предмета «Русский язык» У выпускника будут сформированы: представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Выпускник получит возможность для формирования: понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи. Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык» Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д. выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей; пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.); находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках; делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи; анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам; проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); задавать вопросы, отвечать на вопросы других; понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.) выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли; осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства. Выпускник получит возможность научиться: начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем; создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка; применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. Предметные результаты освоения программы Общие результаты освоения программы Выпускники начальной школы: овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма; освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты); овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного); приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения. Результаты освоения основных содержательных линий курса Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности Выпускник научится: участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения; самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей; пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов; замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника; соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника; понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли; озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план; восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий); строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо); замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность; находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи); письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала; письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера; проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные. Выпускник получит возможность научиться: соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком; пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам; понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов); конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения; делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план; самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала; создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо; редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств; соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
Формирование языковых умений В области фонетики и графики Выпускник научится: различать понятия «звук» и «буква»; определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным); понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков; объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв; объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме; определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев); определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных; правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями; пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»); Выпускник получит возможность научиться: обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции; сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам; классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного состава по самостоятельно определённым критериям; письменно выполнять полный звукобуквенный анализ слова. В области словообразования Выпускник научится: владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями; выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами; конструировать слова из заданных частей слова; сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения; соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели; различать изменяемые и неизменяемые слова; Выпускник получит возможность научиться: выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина); отличать от других сложные слова, выделять в них два корня; понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения; правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы); самостоятельно подбирать слова к предложенной модели; выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание. В области лексики Выпускник научится: осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи; выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника; распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи); стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов; Выпускник получит возможность научиться: выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту; наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним; понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении. В области морфологии Выпускник научится: выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного); ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы; определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия; сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам; пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи; правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов; под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте; пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи; Выпускник получит возможность научиться: различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени; находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам; выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия; выделять наречия среди слов других частей речи; соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой; видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин; замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их; пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их; понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе . В области синтаксиса и пунктуации Выпускник научится: различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам; ставить от главного слова к зависимому смысловые вопросы; составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»; выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены; различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения; выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое; устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»); проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные; различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения; Выпускник получит возможность научиться осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач; по смысловым вопросам определять значения словосочетаний; строить словосочетания разных видов; строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; строить ответы на вопросы с учётом логического ударения; создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания; различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи); различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи); осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую. Формирование орфографических умений Выпускник научится: по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух); определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах); разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные; пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма; применять изученные орфографические правила (в объёме программы); пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм; писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме); списывать и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов; проверять написанное и вносить коррективы; Выпускник получит возможность научиться обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи; оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм; применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой); эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки. К концу обучения в начальной школе данная программа обеспечит готовность учащихся к продолжению лингвистического образования на следующей ступени.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание учебного предмета
|
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
в 4 классе (2016-2017 учебный год)
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Текущий и промежуточ. контроль |
Дата |
||||||||||||||||||||
план |
факт |
||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Знаем – повторим, не знаем- узнаем (20 часов) |
|||||||||||||||||||||||||
1. |
Перечитаем письмо |
1 |
УОУР |
Фронтальный опрос |
|||||||||||||||||||||
2. |
Обо всём понемногу |
1 |
УОУР |
Тест |
|||||||||||||||||||||
3. |
Систематизация основных орфографических правил |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
4. |
Повторение изученного о речи |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
5. |
Всё ли ты помнишь о речи? |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
6. |
Делаем дневниковые записи |
1 |
УОНЗ |
Словарный диктант |
|||||||||||||||||||||
7. |
Что ты знаешь о словах? |
1 |
УОУР |
Самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||
8. |
Как ты умеешь анализировать слова? |
1 |
УОУР |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||||||||
9. |
Звуки и буквы в слове: значение и строение слова |
1 |
УОУР |
Грамматический разбор |
|||||||||||||||||||||
10. |
Состав слова и его значение |
1 |
УОУР |
Грамматический разбор |
|||||||||||||||||||||
11. |
Разграничение слов по частям речи |
1 |
УОУР |
Грамматический разбор |
|||||||||||||||||||||
12. |
Повторение изученного о формах глагола |
1 |
УОУР |
Словарный диктант |
|||||||||||||||||||||
13. |
Упражнение в выполнении различных грамматических действий |
1 |
УОУР |
Грамматический разбор |
|||||||||||||||||||||
14. |
Готовимся к проверке своих умений |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
15. |
Орфографические умения как правильные орфографические действия |
1 |
УОУР |
Словарный диктант |
|||||||||||||||||||||
16. |
Знаки препинания. |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
17. |
Контрольная работа по результатам повторения. Диктант. |
1 |
УРК |
Стартовая диагностика |
|||||||||||||||||||||
18. |
Учимся передавать рассказы других и говорить о себе |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
19. |
Изложение: обучение пересказу от другого лица |
1 |
УРК |
Изложение |
|||||||||||||||||||||
20. |
Написание воспоминаний «Летние встречи» |
1 |
УРК |
Сочинение |
|||||||||||||||||||||
Раздел 2.Знакомимся со словосочетаниями (14 часов) |
|||||||||||||||||||||||||
21. |
Как предметы, признаки, действия назвать точнее? |
1 |
УОНЗ |
Тест, словарный диктант |
|||||||||||||||||||||
22. |
Закрепление изученного |
1 |
УОУР |
Проверочная работа |
|||||||||||||||||||||
23. |
Продолжение знакомства со словосочетаниями |
1 |
УОНЗ |
Работа с карточками |
|||||||||||||||||||||
24. |
Составление словосочетаний и включение их в предложение |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
25. |
Наблюдаем за значениями словосочетаний |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
26. |
Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений |
1 |
УОУР |
Самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||
27. |
Закрепление изученного |
1 |
УОУР |
Проверочная работа |
|||||||||||||||||||||
28. |
Что приказывает имя существительное имени прилагательному? |
1 |
УОНЗ |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
29. |
Тренировочные упражнения . |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
30. |
Кому и в чём подчиняются имена существительные? |
1 |
УОНЗ |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
31. |
Закрепление изученного о словосочетании и решение различных орфографических задач |
1 |
УОУР |
Тест |
|||||||||||||||||||||
32. |
Учимся правильной речи |
1 |
УОУР |
Самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||
33. |
Закрепление изученного |
1 |
УОУР |
Проверочная работа |
|||||||||||||||||||||
34. |
Диктант. |
1 |
УРК |
Контрольная работа |
|||||||||||||||||||||
Раздел 3.Представляем ещё одну часть речи (5 часов) |
|||||||||||||||||||||||||
35. |
Знакомство с особенностями наречия как части речи |
1 |
УОНЗ |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
36. |
Правописание наречий |
1 |
УОНЗ |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
37. |
Продолжение освоения наречия как части речи |
1 |
УОУР |
Самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||
38. |
Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи |
1 |
УОУР |
Тест |
|||||||||||||||||||||
39. |
Изложение с изменением лица рассказчика; тренировка в использовании и правописании наречий |
1 |
УРК |
Самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||
Раздел 4.Проверяем себя (3 часа) |
|||||||||||||||||||||||||
40. |
Повторение изученного и подготовка к контрольной работе |
1 |
УРК |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
41. |
Совершенствование и самопроверка приобретённых умений |
1 |
УОУР |
Самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||
42. |
Контрольная работа |
1 |
УРК |
Проверочная работа |
|||||||||||||||||||||
Раздел 5.Пишем объявления (3 часа) |
|||||||||||||||||||||||||
43. |
Знакомство с особенностями построения объявлений |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
44. |
Создание текстов-объявлений |
1 |
УРК |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
45. |
Создание шуточного объявления для одноклассников, для близких дома. |
1 |
УРК |
Самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||
|
Раздел 6. Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных (33 часа) |
||||||||||||||||||||||||
46. |
Что ты знаешь об именах существительных? |
1 |
УОУР |
Сл.диктант |
|||||||||||||||||||||
47. |
Закрепление изученного |
1 |
УРК |
Самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||
48. |
Открываем новый секрет имён существительных |
1 |
УОНЗ |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
49. |
Формирование умения определять склонение имени существительного |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
50. |
Закрепление изученного |
1 |
УОУР |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||||||||
51 |
Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении |
1 |
УОНЗ |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
52. |
Анализ имени существительного |
1 |
УРК |
Самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||
53. |
Известное правило подсказывает новое |
1 |
УОНЗ |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
54. |
Закрепление изученного |
1 |
УОУР |
Тест |
|||||||||||||||||||||
55. |
Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных |
1 |
УОУР |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||||||||
56. |
Закрепление изученного |
1 |
УОУР |
Взаимопроверка |
|||||||||||||||||||||
57. |
Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе |
1 |
УОУР |
Сл.диктант |
|||||||||||||||||||||
58. |
Закрепление изученного |
1 |
УОУР |
Сл.диктант |
|||||||||||||||||||||
59. |
Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных? |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
60. |
Склонение имён существительных |
1 |
УОУР |
||||||||||||||||||||||
61. |
Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
62. |
Закрепление изученного |
1 |
УОУР |
Взаимопроверка |
|||||||||||||||||||||
63. |
Изложение «Так приходит зима» |
1 |
УОУР |
изложение |
|||||||||||||||||||||
64. |
Этюд по картине А. Пластова «Первый снег» |
1 |
УОУР |
сочинение |
|||||||||||||||||||||
65. |
Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе? |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
66. |
Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
67. |
Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа |
1 |
УОУР |
Тест Сл.диктант |
|||||||||||||||||||||
68. |
Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём трудностей. |
1 |
УОУР |
Самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||
69. |
Повторяем, тренируемся в правильном письме |
1 |
УОУР |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||||||||
70. |
Закрепление изученных вопросов правописания |
1 |
УОУР |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||||||||
71. |
Закрепление изученного |
1 |
УОУР |
Самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||
72. |
Контрольная работа по теме « имя существительное, имя прилагательное» |
1 |
УРК |
диктант |
|||||||||||||||||||||
73. |
Работа над ошибками |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
74. |
Открываем ещё несколько секретов правильной речи |
1 |
УОУР |
Тест Сл.диктант |
|||||||||||||||||||||
75. |
Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных |
1 |
УОУР |
Самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||
76. |
Закрепление изученного |
1 |
УОУР |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||||||||
77. |
Размышляем, фантазируем, рисуем… |
1 |
УОУР |
сочинение |
|||||||||||||||||||||
78. |
Создание словесных этюдов. |
1 |
УОУР |
Самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||
Раздел 7. Части речи: что мы о них знаем? ( 15 часов) |
|||||||||||||||||||||||||
79. |
Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных |
1 |
УОУР |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||||||||
80. |
Части речи-имена |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
81. |
Дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
82. |
Продолжение повторения изученного |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
83. |
Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения |
1 |
УОНЗ |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
84. |
Секреты имён числительных |
1 |
УОНЗ |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
85. |
Изменение имён числительных по падежам |
1 |
УОНЗ |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||||||||
86. |
Сложные числительные и особенности их изменения |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
87. |
Учимся пользоваться личными местоимениями |
УОНЗ |
Работа в ТПО |
||||||||||||||||||||||
88. |
Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
89. |
Что известно о неопределённой форме глагола? |
1 |
УОУР |
Тест |
|||||||||||||||||||||
90. |
Образование неопределённой формы |
1 |
УОУР |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||||||||
91. |
Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
92. |
О чём рассказывают глагольные окончания? |
1 |
УОНЗ |
Тест Сл.диктант Самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||
93. |
Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
Раздел 8. Учимся писать личные окончания глаголов ( 20 часов) |
|||||||||||||||||||||||||
94. |
Имена склоняются, а глаголы… |
1 |
УОНЗ |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
95. |
Склонений – три. А спряжений? |
1 |
УОНЗ |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||||||||
96. |
Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решении освоенных орфографических задач (написание ь в глаголах 2-го л. ед. ч., суффиксов и ь в неопределённой форме |
1 |
УОНЗ |
Фронтальный опрос |
|||||||||||||||||||||
97. |
Закрепление определения спряжения по ударным окончаниям |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
98. |
Зачем и как узнавать спряжение глагола? |
1 |
УОНЗ |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
99. |
Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола? |
1 |
УОНЗ |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
100 |
Закрепление умения узнавать спряжение по неопределенной форме |
1 |
УОУР |
Тест |
|||||||||||||||||||||
101 |
Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола |
1 |
УОНЗ |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||||||||
102 |
Правильные действия – правильная буква |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
103 |
Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
104 |
Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов |
1 |
УОУР |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||||||||
105 |
Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов |
1 |
УОУР |
Фронтальный опрос |
|||||||||||||||||||||
106 |
Дополняем памятку характеристики глагола |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
107 |
Применяем знания, совершенствуем умения |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
108 |
Совершенствование комплекса формируемых умений |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
109 |
Подробное изложение: обучение деловому повествованию |
1 |
УРК |
изложение |
|||||||||||||||||||||
110 |
Закрепление изученного |
1 |
УОУР |
Тест , самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||
111 |
Проверка грамматических, орфографических и речевых умений |
1 |
УОУР |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||||||||
112 |
Контрольная работа по теме «Правописание личных окончаний глаголов» |
1 |
УРК |
диктант |
|||||||||||||||||||||
113 |
Работа над ошибками. Повторение пройденного материала. |
1 |
УОУР |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||||||||
Раздел 9. Новое о строении предложений (12 часов) |
|||||||||||||||||||||||||
114 |
Общее знакомство с видами второстепенных членов предложения («Пополним знания о членах предложения») Однородные члены предложения |
1 |
УОНЗ |
Тест |
|||||||||||||||||||||
115 |
Знакомство с понятием «однородные члены предложения» |
1 |
УОНЗ |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||||||||
116 |
Союзы и знаки препинания при однородных членах |
1 |
УОУР |
Фронтальный опрос |
|||||||||||||||||||||
117 118 |
Знаки препинания при однородных членах Закрепление материала |
1 1 |
УОУР УОУР |
Словарн. дикт Работа с учебником |
|||||||||||||||||||||
119 |
Использование в речи предложений с однородными членами |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
120 |
Предложения бывают сложными |
1 |
УОУР |
||||||||||||||||||||||
121 |
Общее знакомство со сложными предложениями |
1 |
УОНЗ |
Фронтальный опрос |
|||||||||||||||||||||
122 |
Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами |
1 |
УОНЗ |
Словарный диктант |
|||||||||||||||||||||
123 |
Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?» |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
124 |
Подготовка к контрольной работе |
1 |
УОУР |
Самостоятельн ая работа |
|||||||||||||||||||||
125 |
Контрольная работа |
1 |
УРК |
диктант |
|||||||||||||||||||||
Раздел 10. Учимся рассуждать (7 часов) |
|||||||||||||||||||||||||
126 |
Знакомство с построением рассуждения |
1 |
УОНЗ |
изложение |
|||||||||||||||||||||
127 |
Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления |
1 |
УОНЗ |
изложение |
|||||||||||||||||||||
128 |
Обучение написанию объяснительной записки |
1 |
УОУР УОУР |
изложение |
|||||||||||||||||||||
129 |
Обучение построению рассуждений (на материале правил письма) |
1 |
УОУР |
изложение |
|||||||||||||||||||||
130 |
Письменный пересказ текста-рассуждения |
1 |
УОУР |
изложение |
|||||||||||||||||||||
131 |
Конструирование текста-рассуждения |
1 |
УОУР |
изложение |
|||||||||||||||||||||
132 |
Создание текста-рассуждения |
1 |
УОУР |
сочинение |
|||||||||||||||||||||
Раздел 11. И снова о главном работнике в языке – слове (23часа) |
|||||||||||||||||||||||||
133 |
Много ли слов в языке и почему появляются новые слова? |
1 |
УОНЗ |
Тест |
|||||||||||||||||||||
134 |
О словах, которые выходят из употребления |
1 |
УОНЗ |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
135 |
Объясняем происхождение некоторых слов |
1 |
УОНЗ |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
136 |
Поговорим о значении слов |
1 |
УРК |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||||||||
137 |
Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться токовым словарём |
1 |
УОУР |
Взаимопроверка |
|||||||||||||||||||||
138 |
Синонимы и антонимы; выбор точного слова |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
139 |
Подробное изложение: обучение словесному рисованию |
1 |
УРК |
изложение |
|||||||||||||||||||||
140 |
От значения слова – к правильному написанию |
1 |
УОУР |
Тест |
|||||||||||||||||||||
141 |
История слова и непроверяемые безударные гласные в корне |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
142 |
Рассказываем истории некоторых выражений |
1 |
УОНЗ |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
143 |
Что мы знаем о словах? |
1 |
УОУР |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||||||||
144 |
Систематизация знаний о слове |
1 |
УОУР |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||||||||
145 |
Упражнения в различных видах разбора |
1 |
УОНЗ |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
146 |
Чтобы писать грамотно, нужно… |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
147 |
Систематизация умений |
1 |
УОУР |
Тест |
|||||||||||||||||||||
148 |
Совершенствование комплекса орфографических умений |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
149 |
Проверяем себя |
1 |
УОУР |
||||||||||||||||||||||
150 |
Проверяем свои умения («Проверяем себя») |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО самостоятельная работа, тест |
|||||||||||||||||||||
151 |
Выполнение тестовых заданий |
1 |
УОУР |
Проверочные работы |
|||||||||||||||||||||
152 |
Выполнение заданий на основе текста |
1 |
УОУР |
Проверочные работы |
|||||||||||||||||||||
153 |
Контрольный диктант |
1 |
УРК |
Диктант |
|||||||||||||||||||||
154 |
Итоговая проверочная работа (выполняется на тексте) |
1 |
УРК |
Итоговая диагностика |
|||||||||||||||||||||
155 |
Знаешь ли, как правильно? |
1 |
УОУР |
тест |
|||||||||||||||||||||
Раздел 12.Размышляем, рассказываем, сочиняем (14 часов) |
|||||||||||||||||||||||||
156 |
Наблюдения за способами связи предложений в тексте |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
157 |
Обучение связи предложений в тексте |
1 |
УОУР |
Самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||
158 |
Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения |
1 |
УОУР |
Работа в ТПО |
|||||||||||||||||||||
159 |
Подробное изложение: обучение построению рассказа |
1 |
УОУР |
изложение |
|||||||||||||||||||||
160 |
Подробное изложение: обучение словесному рисованию |
1 |
УОУР |
изложение |
|||||||||||||||||||||
161 |
Создание текста-объяснения. Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений |
1 |
УОУР |
Сочинение |
|||||||||||||||||||||
162 |
Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение |
1 |
УОУР |
сочинение |
|||||||||||||||||||||
163 |
Письменные пересказы и |
1 |
УОУР |
сочинение |
|||||||||||||||||||||
164 |
Создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок |
1 |
УОУР |
сочинение |
|||||||||||||||||||||
165 |
Написание сочинений-рассуждений |
1 |
УОУР |
Сочинение |
|||||||||||||||||||||
166 |
Сочинение рассказа по сериям сюжетных рисунков |
1 |
УОУР |
Сочинение |
|||||||||||||||||||||
167 |
Продолжение работы над сочинением рассказов по серии сюжетных рисунков |
1 |
УОУР |
Сочинение |
|||||||||||||||||||||
168 |
Ещё один рассказ по серии картинок |
1 |
УОУР |
сочинение |
|||||||||||||||||||||
169 |
Письмо учителю |
1 |
УОУР |
сочинение |
|||||||||||||||||||||
Раздел 13. Перелистаем учебник 6 ч |
|||||||||||||||||||||||||
170 |
Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. |
1 |
УОУР |
Тест, кроссворд |
|||||||||||||||||||||
171-175 |
Размышляем об уроках русского языка. |
1 |
УОУР |
Тест, кроссворд |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
УЧЕБНИКИ: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса. В 2 ч. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 4 класса. В 3 частях. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014
2. Сычёва М.В., Мали Л.Д. Тестовые задания по русскому языку 4 класс. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса. – Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
Руководитель ШМО |
Заместитель директора по УВР |
МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» __________ (Иноземцева А.В.) |
МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» ___________ (Иноземцева Е.Г.) ) |
Протокол заседания ШМО № 1 |
|
от «______» августа 2016 г. |
«______» августа 2016г. |