12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кликушина Галина Евгеньевна187 Работаю учителем начальных классов 45 год!! Профессию свою люблю и детей тоже.В своей работе использую современные методы и приемы обучения . Россия, Саратовская обл., Саратов |
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»
______________________ /Л.Н. Промкина/
приказ №_______ от «_____»_________ 2016 год.
Рабочая программа
по курсу «Русский язык»
в 4 «А» классе
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель: Кликушина Галина Евгеньевна учитель начальных классов
п. Красный Текстильщик
2016 г.
Пояснительная записка | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программе универсальных учебных действий установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программой по русскому языку для начальной школы и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов, а также авторской программы М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013; учебно-методического комплекта «Гармония», учебника русского язык «К тайнам нашего языка». Программа составлена в соответствии с Примерной программой по русскому языку без изменений и дополнений. Рабочая программа по русскому языку адресована учащимся 4 класса начального общего образования (базовый уровень). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенность Важнейшей особенностью курса русского языка, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение четвероклассников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии. Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей. В данном случае реализуется деятельный подход к изучению языка и дальнейшему овладению им. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: — формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; — развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; — развитие коммуникативных умений; — развитие нравственных и эстетических чувств; — развитие способностей к творческой деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Общие цели и задачи учебного предмета – создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи; – заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации; – сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся; – средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться; – обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции. В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует: познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников; социокультурная цель - изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Место предмета в базисном учебном плане Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка в 4 классе отводится 175 часа из расчёта 5 часов в неделю. 1 час выделен из учебного плана формируемого участниками образовательных отношений для усиления практических навыков по русскому языку. Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Система условных обозначений УОНЗ - урок открытия новых знаний УОУР – урок отработки умений и рефлексии УРК – урок развивающего контроля | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты освоения учебного предмета | ||||||||||||||||||||||||||||||||
В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные результаты освоения предмета «Русский язык» У выпускника будут сформированы: представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Выпускник получит возможность для формирования: понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи. Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык» Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д. выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей; пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.); находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках; делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи; анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам; проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); задавать вопросы, отвечать на вопросы других; понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.) выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли; осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства. Выпускник получит возможность научиться: начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем; создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка; применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. Предметные результаты освоения программы Общие результаты освоения программы Выпускники начальной школы: овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма; освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты); овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного); приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения. Результаты освоения основных содержательных линий курса Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности Выпускник научится: участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения; самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей; пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов; замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника; соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника; понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли; озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план; восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий); строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо); замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность; находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи); письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала; письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера; проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные. Выпускник получит возможность научиться: соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком; пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам; понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов); конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения; делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план; самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала; создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо; редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств; соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
Формирование языковых умений В области фонетики и графики Выпускник научится: различать понятия «звук» и «буква»; определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным); понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков; объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв; объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме; определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев); определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных; правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями; пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»); Выпускник получит возможность научиться: обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции; сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам; классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного состава по самостоятельно определённым критериям; письменно выполнять полный звукобуквенный анализ слова. В области словообразования Выпускник научится: владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями; выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами; конструировать слова из заданных частей слова; сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения; соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели; различать изменяемые и неизменяемые слова; Выпускник получит возможность научиться: выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина); отличать от других сложные слова, выделять в них два корня; понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения; правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы); самостоятельно подбирать слова к предложенной модели; выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание. В области лексики Выпускник научится: осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи; выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника; распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи); стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов; Выпускник получит возможность научиться: выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту; наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним; понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении. В области морфологии Выпускник научится: выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного); ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы; определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия; сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам; пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи; правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов; под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте; пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи; Выпускник получит возможность научиться: различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени; находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам; выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия; выделять наречия среди слов других частей речи; соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой; видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин; замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их; пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их; понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе . В области синтаксиса и пунктуации Выпускник научится: различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам; ставить от главного слова к зависимому смысловые вопросы; составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»; выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены; различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения; выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое; устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»); проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные; различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения; Выпускник получит возможность научиться осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач; по смысловым вопросам определять значения словосочетаний; строить словосочетания разных видов; строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; строить ответы на вопросы с учётом логического ударения; создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания; различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи); различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи); осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую. Формирование орфографических умений Выпускник научится: по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух); определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах); разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные; пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма; применять изученные орфографические правила (в объёме программы); пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм; писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме); списывать и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов; проверять написанное и вносить коррективы; Выпускник получит возможность научиться обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи; оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм; применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой); эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки. К концу обучения в начальной школе данная программа обеспечит готовность учащихся к продолжению лингвистического образования на следующей ступени.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание учебного предмета
|
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
в 4 классе (2016-2017 учебный год)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Текущий и промежуточ. контроль | Дата | ||||||||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Знаем – повторим, не знаем- узнаем (20 часов) | |||||||||||||||||||||||||
1. | Перечитаем письмо | 1 | УОУР | Фронтальный опрос | |||||||||||||||||||||
2. | Обо всём понемногу | 1 | УОУР | Тест | |||||||||||||||||||||
3. | Систематизация основных орфографических правил | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
4. | Повторение изученного о речи | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
5. | Всё ли ты помнишь о речи? | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
6. | Делаем дневниковые записи | 1 | УОНЗ | Словарный диктант | |||||||||||||||||||||
7. | Что ты знаешь о словах? | 1 | УОУР | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
8. | Как ты умеешь анализировать слова? | 1 | УОУР | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||||
9. | Звуки и буквы в слове: значение и строение слова | 1 | УОУР | Грамматический разбор | |||||||||||||||||||||
10. | Состав слова и его значение | 1 | УОУР | Грамматический разбор | |||||||||||||||||||||
11. | Разграничение слов по частям речи | 1 | УОУР | Грамматический разбор | |||||||||||||||||||||
12. | Повторение изученного о формах глагола | 1 | УОУР | Словарный диктант | |||||||||||||||||||||
13. | Упражнение в выполнении различных грамматических действий | 1 | УОУР | Грамматический разбор | |||||||||||||||||||||
14. | Готовимся к проверке своих умений | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
15. | Орфографические умения как правильные орфографические действия | 1 | УОУР | Словарный диктант | |||||||||||||||||||||
16. | Знаки препинания. | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
17. | Контрольная работа по результатам повторения. Диктант. | 1 | УРК | Стартовая диагностика | |||||||||||||||||||||
18. | Учимся передавать рассказы других и говорить о себе | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
19. | Изложение: обучение пересказу от другого лица | 1 | УРК | Изложение | |||||||||||||||||||||
20. | Написание воспоминаний «Летние встречи» | 1 | УРК | Сочинение | |||||||||||||||||||||
Раздел 2.Знакомимся со словосочетаниями (14 часов) | |||||||||||||||||||||||||
21. | Как предметы, признаки, действия назвать точнее? | 1 | УОНЗ | Тест, словарный диктант | |||||||||||||||||||||
22. | Закрепление изученного | 1 | УОУР | Проверочная работа | |||||||||||||||||||||
23. | Продолжение знакомства со словосочетаниями | 1 | УОНЗ | Работа с карточками | |||||||||||||||||||||
24. | Составление словосочетаний и включение их в предложение | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
25. | Наблюдаем за значениями словосочетаний | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
26. | Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений | 1 | УОУР | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
27. | Закрепление изученного | 1 | УОУР | Проверочная работа | |||||||||||||||||||||
28. | Что приказывает имя существительное имени прилагательному? | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
29. | Тренировочные упражнения . | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
30. | Кому и в чём подчиняются имена существительные? | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
31. | Закрепление изученного о словосочетании и решение различных орфографических задач | 1 | УОУР | Тест | |||||||||||||||||||||
32. | Учимся правильной речи | 1 | УОУР | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
33. | Закрепление изученного | 1 | УОУР | Проверочная работа | |||||||||||||||||||||
34. | Диктант. | 1 | УРК | Контрольная работа | |||||||||||||||||||||
Раздел 3.Представляем ещё одну часть речи (5 часов) | |||||||||||||||||||||||||
35. | Знакомство с особенностями наречия как части речи | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
36. | Правописание наречий | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
37. | Продолжение освоения наречия как части речи | 1 | УОУР | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
38. | Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи | 1 | УОУР | Тест | |||||||||||||||||||||
39. | Изложение с изменением лица рассказчика; тренировка в использовании и правописании наречий | 1 | УРК | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
Раздел 4.Проверяем себя (3 часа) | |||||||||||||||||||||||||
40. | Повторение изученного и подготовка к контрольной работе | 1 | УРК | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
41. | Совершенствование и самопроверка приобретённых умений | 1 | УОУР | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
42. | Контрольная работа | 1 | УРК | Проверочная работа | |||||||||||||||||||||
Раздел 5.Пишем объявления (3 часа) | |||||||||||||||||||||||||
43. | Знакомство с особенностями построения объявлений | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
44. | Создание текстов-объявлений | 1 | УРК | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
45. | Создание шуточного объявления для одноклассников, для близких дома. | 1 | УРК | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
| Раздел 6. Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных (33 часа) | ||||||||||||||||||||||||
46. | Что ты знаешь об именах существительных? | 1 | УОУР | Сл.диктант | |||||||||||||||||||||
47. | Закрепление изученного | 1 | УРК | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
48. | Открываем новый секрет имён существительных | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
49. | Формирование умения определять склонение имени существительного | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
50. | Закрепление изученного | 1 | УОУР | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||||
51 | Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
52. | Анализ имени существительного | 1 | УРК | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
53. | Известное правило подсказывает новое | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
54. | Закрепление изученного | 1 | УОУР | Тест | |||||||||||||||||||||
55. | Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных | 1 | УОУР | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||||
56. | Закрепление изученного | 1 | УОУР | Взаимопроверка | |||||||||||||||||||||
57. | Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе | 1 | УОУР | Сл.диктант | |||||||||||||||||||||
58. | Закрепление изученного | 1 | УОУР | Сл.диктант | |||||||||||||||||||||
59. | Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных? | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
60. | Склонение имён существительных | 1 | УОУР | ||||||||||||||||||||||
61. | Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
62. | Закрепление изученного | 1 | УОУР | Взаимопроверка | |||||||||||||||||||||
63. | Изложение «Так приходит зима» | 1 | УОУР | изложение | |||||||||||||||||||||
64. | Этюд по картине А. Пластова «Первый снег» | 1 | УОУР | сочинение | |||||||||||||||||||||
65. | Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе? | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
66. | Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
67. | Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа | 1 | УОУР | Тест Сл.диктант | |||||||||||||||||||||
68. | Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём трудностей. | 1 | УОУР | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
69. | Повторяем, тренируемся в правильном письме | 1 | УОУР | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||||
70. | Закрепление изученных вопросов правописания | 1 | УОУР | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||||
71. | Закрепление изученного | 1 | УОУР | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
72. | Контрольная работа по теме « имя существительное, имя прилагательное» | 1 | УРК | диктант | |||||||||||||||||||||
73. | Работа над ошибками | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
74. | Открываем ещё несколько секретов правильной речи | 1 | УОУР | Тест Сл.диктант | |||||||||||||||||||||
75. | Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных | 1 | УОУР | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
76. | Закрепление изученного | 1 | УОУР | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||||
77. | Размышляем, фантазируем, рисуем… | 1 | УОУР | сочинение | |||||||||||||||||||||
78. | Создание словесных этюдов. | 1 | УОУР | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
Раздел 7. Части речи: что мы о них знаем? ( 15 часов) | |||||||||||||||||||||||||
79. | Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных | 1 | УОУР | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||||
80. | Части речи-имена | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
81. | Дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
82. | Продолжение повторения изученного | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
83. | Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
84. | Секреты имён числительных | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
85. | Изменение имён числительных по падежам | 1 | УОНЗ | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||||
86. | Сложные числительные и особенности их изменения | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
87. | Учимся пользоваться личными местоимениями | УОНЗ | Работа в ТПО | ||||||||||||||||||||||
88. | Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
89. | Что известно о неопределённой форме глагола? | 1 | УОУР | Тест | |||||||||||||||||||||
90. | Образование неопределённой формы | 1 | УОУР | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||||
91. | Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
92. | О чём рассказывают глагольные окончания? | 1 | УОНЗ | Тест Сл.диктант Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
93. | Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
Раздел 8. Учимся писать личные окончания глаголов ( 20 часов) | |||||||||||||||||||||||||
94. | Имена склоняются, а глаголы… | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
95. | Склонений – три. А спряжений? | 1 | УОНЗ | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||||
96. | Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решении освоенных орфографических задач (написание ь в глаголах 2-го л. ед. ч., суффиксов и ь в неопределённой форме | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||||||||||||||||||||
97. | Закрепление определения спряжения по ударным окончаниям | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
98. | Зачем и как узнавать спряжение глагола? | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
99. | Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола? | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
100 | Закрепление умения узнавать спряжение по неопределенной форме | 1 | УОУР | Тест | |||||||||||||||||||||
101 | Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола | 1 | УОНЗ | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||||
102 | Правильные действия – правильная буква | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
103 | Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
104 | Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов | 1 | УОУР | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||||
105 | Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов | 1 | УОУР | Фронтальный опрос | |||||||||||||||||||||
106 | Дополняем памятку характеристики глагола | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
107 | Применяем знания, совершенствуем умения | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
108 | Совершенствование комплекса формируемых умений | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
109 | Подробное изложение: обучение деловому повествованию | 1 | УРК | изложение | |||||||||||||||||||||
110 | Закрепление изученного | 1 | УОУР | Тест , самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
111 | Проверка грамматических, орфографических и речевых умений | 1 | УОУР | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||||
112 | Контрольная работа по теме «Правописание личных окончаний глаголов» | 1 | УРК | диктант | |||||||||||||||||||||
113 | Работа над ошибками. Повторение пройденного материала. | 1 | УОУР | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||||
Раздел 9. Новое о строении предложений (12 часов) | |||||||||||||||||||||||||
114 | Общее знакомство с видами второстепенных членов предложения («Пополним знания о членах предложения») Однородные члены предложения | 1 | УОНЗ | Тест | |||||||||||||||||||||
115 | Знакомство с понятием «однородные члены предложения» | 1 | УОНЗ | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||||
116 | Союзы и знаки препинания при однородных членах | 1 | УОУР | Фронтальный опрос | |||||||||||||||||||||
117 118 | Знаки препинания при однородных членах Закрепление материала | 1 1 | УОУР УОУР | Словарн. дикт Работа с учебником | |||||||||||||||||||||
119 | Использование в речи предложений с однородными членами | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
120 | Предложения бывают сложными | 1 | УОУР | ||||||||||||||||||||||
121 | Общее знакомство со сложными предложениями | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||||||||||||||||||||
122 | Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами | 1 | УОНЗ | Словарный диктант | |||||||||||||||||||||
123 | Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?» | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
124 | Подготовка к контрольной работе | 1 | УОУР | Самостоятельн ая работа | |||||||||||||||||||||
125 | Контрольная работа | 1 | УРК | диктант | |||||||||||||||||||||
Раздел 10. Учимся рассуждать (7 часов) | |||||||||||||||||||||||||
126 | Знакомство с построением рассуждения | 1 | УОНЗ | изложение | |||||||||||||||||||||
127 | Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления | 1 | УОНЗ | изложение | |||||||||||||||||||||
128 | Обучение написанию объяснительной записки | 1 | УОУР УОУР | изложение | |||||||||||||||||||||
129 | Обучение построению рассуждений (на материале правил письма) | 1 | УОУР | изложение | |||||||||||||||||||||
130 | Письменный пересказ текста-рассуждения | 1 | УОУР | изложение | |||||||||||||||||||||
131 | Конструирование текста-рассуждения | 1 | УОУР | изложение | |||||||||||||||||||||
132 | Создание текста-рассуждения | 1 | УОУР | сочинение | |||||||||||||||||||||
Раздел 11. И снова о главном работнике в языке – слове (23часа) | |||||||||||||||||||||||||
133 | Много ли слов в языке и почему появляются новые слова? | 1 | УОНЗ | Тест | |||||||||||||||||||||
134 | О словах, которые выходят из употребления | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
135 | Объясняем происхождение некоторых слов | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
136 | Поговорим о значении слов | 1 | УРК | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||||
137 | Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться токовым словарём | 1 | УОУР | Взаимопроверка | |||||||||||||||||||||
138 | Синонимы и антонимы; выбор точного слова | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
139 | Подробное изложение: обучение словесному рисованию | 1 | УРК | изложение | |||||||||||||||||||||
140 | От значения слова – к правильному написанию | 1 | УОУР | Тест | |||||||||||||||||||||
141 | История слова и непроверяемые безударные гласные в корне | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
142 | Рассказываем истории некоторых выражений | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
143 | Что мы знаем о словах? | 1 | УОУР | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||||
144 | Систематизация знаний о слове | 1 | УОУР | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||||
145 | Упражнения в различных видах разбора | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
146 | Чтобы писать грамотно, нужно… | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
147 | Систематизация умений | 1 | УОУР | Тест | |||||||||||||||||||||
148 | Совершенствование комплекса орфографических умений | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
149 | Проверяем себя | 1 | УОУР | ||||||||||||||||||||||
150 | Проверяем свои умения («Проверяем себя») | 1 | УОУР | Работа в ТПО самостоятельная работа, тест | |||||||||||||||||||||
151 | Выполнение тестовых заданий | 1 | УОУР | Проверочные работы | |||||||||||||||||||||
152 | Выполнение заданий на основе текста | 1 | УОУР | Проверочные работы | |||||||||||||||||||||
153 | Контрольный диктант | 1 | УРК | Диктант | |||||||||||||||||||||
154 | Итоговая проверочная работа (выполняется на тексте) | 1 | УРК | Итоговая диагностика | |||||||||||||||||||||
155 | Знаешь ли, как правильно? | 1 | УОУР | тест | |||||||||||||||||||||
Раздел 12.Размышляем, рассказываем, сочиняем (14 часов) | |||||||||||||||||||||||||
156 | Наблюдения за способами связи предложений в тексте | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
157 | Обучение связи предложений в тексте | 1 | УОУР | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
158 | Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения | 1 | УОУР | Работа в ТПО | |||||||||||||||||||||
159 | Подробное изложение: обучение построению рассказа | 1 | УОУР | изложение | |||||||||||||||||||||
160 | Подробное изложение: обучение словесному рисованию | 1 | УОУР | изложение | |||||||||||||||||||||
161 | Создание текста-объяснения. Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений | 1 | УОУР | Сочинение | |||||||||||||||||||||
162 | Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение | 1 | УОУР | сочинение | |||||||||||||||||||||
163 | Письменные пересказы и | 1 | УОУР | сочинение | |||||||||||||||||||||
164 | Создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок | 1 | УОУР | сочинение | |||||||||||||||||||||
165 | Написание сочинений-рассуждений | 1 | УОУР | Сочинение | |||||||||||||||||||||
166 | Сочинение рассказа по сериям сюжетных рисунков | 1 | УОУР | Сочинение | |||||||||||||||||||||
167 | Продолжение работы над сочинением рассказов по серии сюжетных рисунков | 1 | УОУР | Сочинение | |||||||||||||||||||||
168 | Ещё один рассказ по серии картинок | 1 | УОУР | сочинение | |||||||||||||||||||||
169 | Письмо учителю | 1 | УОУР | сочинение | |||||||||||||||||||||
Раздел 13. Перелистаем учебник 6 ч | |||||||||||||||||||||||||
170 | Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. | 1 | УОУР | Тест, кроссворд | |||||||||||||||||||||
171-175 | Размышляем об уроках русского языка. | 1 | УОУР | Тест, кроссворд |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
УЧЕБНИКИ: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса. В 2 ч. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 4 класса. В 3 частях. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014
2. Сычёва М.В., Мали Л.Д. Тестовые задания по русскому языку 4 класс. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса. – Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО |
Руководитель ШМО | Заместитель директора по УВР |
МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» __________ (Иноземцева А.В.) | МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» ___________ (Иноземцева Е.Г.) ) |
Протокол заседания ШМО № 1 | |
от «______» августа 2016 г. | «______» августа 2016г. |