Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по УМК «Гармония»

0
0
Материал опубликован 27 November 2016

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

 


 

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»

______________________ /Л.Н. Промкина/

приказ №_______ от «_____»_________ 2016 год.


 

Рабочая программа

по курсу «Русский язык»

в 4 «А» классе

на 2016 – 2017 учебный год

Составитель:  Кликушина Галина Евгеньевна учитель начальных классов


 

п. Красный Текстильщик

2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программе универсальных учебных действий установленных в Феде­ральном государственном образовательно­м стандарте начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, Примерной про­граммой по русскому языку для начальной школы и направлена на достижение обу­чающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуни­кативных) и предметных результатов, а также авторской программы М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013; учебно-методического комплекта «Гармония», учебника русского язык «К тайнам нашего языка».

Программа составлена в соответствии с Примерной программой по русскому языку без изменений и дополнений.

Рабочая программа по русскому языку адресована учащимся 4 класса начального общего образования (базовый уровень).

Особенность

Важнейшей особенностью курса русского языка, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение четвероклассников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей. В данном случае реализуется деятельный подход к изучению языка и дальнейшему овладению им.

 

Рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

развитие коммуника­тивных умений;

развитие нравственных и эстетических чувств;

развитие способностей к творческой деятель­ности.

Общие цели и задачи учебного предмета

создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка,

для появления сознательного отношения к своей речи;

заложить основы лингвистических знаний как элемент

представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;

обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует:

познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

социокультурная цель - изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка в 4 классе отводится 175 часа из расчёта 5 часов в неделю. 1 час выделен из учебного плана формируемого участниками образовательных отношений для усиления практических навыков по русскому языку.

Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год

 

Система условных обозначений

УОНЗ - урок открытия новых знаний

УОУР – урок отработки умений и рефлексии

УРК – урок развивающего контроля

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»

У выпускника будут сформированы:

представление о русском языке как языке его страны;

осознание языка как средства общения;

элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;

желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Выпускник получит возможность для формирования:

понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

выраженного познавательного интереса к русскому языку;

сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

­осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты освоения программы

Общие результаты освоения программы

Выпускники начальной школы:

овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);

овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);

приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.

Результаты освоения основных содержательных линий курса

Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности

Выпускник научится:

участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;

самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;

пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;

замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;

соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;

озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);

строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);

замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);

письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;

письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;

проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Выпускник получит возможность научиться:

соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;

понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);

конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;

делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;

создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо;

редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.

 

Формирование языковых умений

В области фонетики и графики

Выпускник научится:

различать понятия «звук» и «буква»;

определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);

понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;

сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;

объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме;

определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);

определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;

правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;

пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»);

Выпускник получит возможность научиться:

обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;

сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;

классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

письменно выполнять полный звукобуквенный анализ слова.

В области словообразования

Выпускник научится:

владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;

выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;

­конструировать слова из заданных частей слова;

сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;

соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;

различать изменяемые и неизменяемые слова;

Выпускник получит возможность научиться:

выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);

самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;

выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.

В области лексики

Выпускник научится:

осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;

распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);

стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов;

Выпускник получит возможность научиться:

выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;

понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.

В области морфологии

Выпускник научится:

выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);

ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;

определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;

сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;

пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;

правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;

под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;

пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи;

­ Выпускник получит возможность научиться:

различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;

находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;

выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;

выделять наречия среди слов других частей речи;

соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;

видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;

замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;

пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;

понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе .

В области синтаксиса и пунктуации

Выпускник научится:

различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;

ставить от главного слова к зависимому смысловые вопросы;

составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;

выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;

различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;

выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;

устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);

проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;

различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения;

Выпускник получит возможность научиться

осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;

по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;

строить словосочетания разных видов;

строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;

создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;

различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);

различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);

осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.

Формирование орфографических умений

Выпускник научится:

по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);

разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

применять изученные орфографические правила (в объёме программы);

пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);

списывать и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов;

проверять написанное и вносить коррективы;

Выпускник получит возможность научиться

обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;

оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;

применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);

эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

К концу обучения в начальной школе данная программа обеспечит готовность учащихся к продолжению лингвистического образования на следующей ступени.

 

Содержание учебного предмета

 

Раздел учебного курса, количество часов

Краткая характеристика учебного курса

Знаем – повторим, не знаем- узнаем.

20 часов

Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Выделение и определение значимых частей слова. Соотношение звуков и букв. Повторение речевых вопросов. Практическое овладение диалогической формой речи. Делаем дневниковые записи. Однозначные и многозначные слова. Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Выделение и определение значимых частей слова. Значение и употребление в речи. Правописание безударных личных окончаний глагола. Развитие орфографической зоркости и совершенствование всех умений. Учимся передавать рассказы других и говорить о себе.

Знакомимся со словосочетаниями.

14 часов

Построение словосочетания как способ более точного называния предмета, признака, действия. Строение словосочетания: наличие главного и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Некоторые значения словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), их отражение в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже. Подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу. Вычленение словосочетаний из предложения и составление их. Соблюдение принятых правил связи слов как условие правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до…; поехать в (на), приехать из (с) и т. п.).

Представляем ещё одну часть речи.

5 часов

Знакомство с наречием, с его особенностями как части речи. Обучение правописанию наречий, образованию наречий. Значимость наречий в нашей речи.

Проверяем себя.

3 часа

Обучение пересказу с заменой первого лица третьим.

Пишем объявления.

3 часа

Знакомство с особенностями объявления как речевого жанра. Составление и написание объявлений

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных.

33 часа

Три склонения имен существительных, определение склонения. Способ решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных (кроме имен существительных на -ий, -ия, -ие, -мя) в единственном числе (путем подстановки слова того же склонения). Падежные окончания имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний  имен существительных всех трех склонений в разных падежах.

      Выбор падежной формы имени существительного по  «команде» глагола или другого имени существительного;  трудности в выборе падежной формы. Определение падежей, роль предлогов в образовании падежных форм, наблюдения за значениями некоторых из них. Употребление несклоняемых имен существительных (пальто, метро, кино, шоссе).

      Морфологическая характеристика имени существительного.

      Соблюдение правил культуры речи при изменении некоторых имен существительных (рот — рта, во рту, лоб —

 

на лбу, лед — льды, во льдах и др.), при образовании форм

именительного и родительного падежей множественного числа (повара, учителя, сторожа; помидоров, мандаринов, яблок, карандашей, мест, дел; стульев; уши, ушей и т.п.).

Обращение к словарю «Как правильно изменить слово?» для  нахождения верного решения.

      Склонение имен прилагательных. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного по имени существительному. Характеристика имени прилагательного как части речи.

       Способ решения орфографических задач в безударных  окончаниях имен прилагательных в разных падежах.

        Предупреждение ошибок в связи имени прилагательного с именем существительным и их возможных причин (главная - неправильное определение рода или числа имени существительного: фамилия, полотенце, помидор; санки, грабли, листва и т.п.).

        Повышение точности речи за счет использования имен прилагательных.

Части речи: что мы о них знаем?

15 часов

Местоимение

 Склонение личных местоимений. Правильное и уместное их употребление в речи, правописание с предлогами. «Помощь» личных местоимений при устранении повторов имен существительных. Неудачное употребление местоимений как одна из причин неясности речи (повторение).

Имя числительное

Изменение по падежам количественных числительных, особенности изменения  сложных (пятьсот, шестьсот) и составных числительных:

два ученика, двадцать два, сто двадцать два ученика (работа на практическом уровне). Правописание некоторых числительных: одиннадцать, двадцать, пятьсот и т.п. (в словарном порядке).

Учимся писать личные окончания глаголов.

20 часов

Времена глагола (повторение); особенности значений окончаний в прошедшем и настоящем, будущем времени: указание одних на род (поэтому окончания в прошедшем времени родовые), указание других на лицо (поэтому они личные). Разграничение форм простого и сложного будущего времени.

       I и II спряжение глаголов, способы его определения при ударных и безударных личных окончаниях; внимание к  разноспрягаемым глаголам. Способ действия для нахождения неопределенной формы глагола. Морфологическая  характеристика глаголов.

       Правописание безударных личных окончаний (в том числе и в 11 глаголах исключениях): способ решения орфографической задачи и освоение его (глаголы бритьстелить не рассматриваются).

       Написание ь после шипящих в форме 2'го лица единственного числа; правописание сочетаний -тся и -ться, ь после -ч в неопределенной форме, не с глаголами (повторение).

        Усиление изобразительности повествования с помощью глагола, в том числе различных его форм (настоящего времени, будущего с частицей как и др.). Использование форм 2-го лица единственного числа в авторских текстах и в пословицах.  

       Правильное образование некоторых глагольных форм (клал, положил; бежитбегутхотятхочет и др.).

Новое о строении предложений.

12 часов

Подлежащее и сказуемое как основа предложения, их связь между собой (повторение). Возможность использования при одном подлежащем двух

сказуемых, при одном сказуемом нескольких подлежащих (повторение); понятие об однородных членах предложения. Главные и второстепенные однородные члены. Их назначение, признаки, правильное и уместное использование, выделение при письме. Союзы при однородных членах; значения, которые вносят союзы и, а, но.

       Сложные  предложения (общее знакомство), их отличие от предложений с однородными членами. Построение сложных предложений (простые случаи). Слова, которыми   могут связываться их части (и, а, но, что, чтобы, потому что, поэтому), постановка запятых

Учимся рассуждать.

7 часов

Построение несложных рассуждений. Рассуждение- объяснение и рассуждение- размышление. Создание письменных высказываний разных стилей. Оформление мыслей. Пересказ текста, содержащего рассуждение.

И снова о главном работнике в языке – слове.

23 часа

Слово и его лексическое значение. Слова речевого этикета, особенности их значения и употребления. Слова с одним и несколькими лексическими значениями. Синонимы и антонимы, их роль в речи. Правильное и точное использование слов как требование к речи. Словари - помощники. Происхождение некоторых слов и устойчивых выражений русского языка.

       Слово и его разнообразные характеристики; взаимосвязь значения, строения, признаков как части речи и написания.

Размышляем, рассказываем, сочиняем.

14 часов

Работа над развитием умения употреблять в речи официально-деловую лексику

Работа над обдумыванием содержания и выбора средств языка, улучшением текста после записи

Упражнение в различении повествования

и описания предмета

Работа по обучению описания и повествования. Наблюдение

за лексическим значением оценочных слов и их функций

Обучение определению темы текста. Продолжение работы с различными типами речи (оценивание, описывание, повествование).

Работа над развитием умений пользоваться различными типами речи: описывать предметы, повествовать о них, давать им оценку, определять типы речи в текстах

Обучение созданию словесных историй,

умению употреблять

в письменной речи предложения со значением оценки

Введение понятий

«этюд-описание» и «этюд-повествование».

Обучение составлению словесных историй по картинкам, точному употреблению глаголов

Работа над развитием умений составлять словесные этюды, употреблять сравнение, предложения восклицательные и вопросительные, грамотно оформлять их на письме, писать словесные картины по собственным наблюдениям.

Перелистаем учебник.

1 час

Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака.

Резерв

5 часов

Размышляем об уроках русского языка.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

в 4 классе (2016-2017 учебный год)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Текущий и промежуточ. контроль

Дата

план

факт

 

Раздел 1. Знаем – повторим, не знаем- узнаем (20 часов)

 

1.

Перечитаем письмо

1

УОУР

Фронтальный опрос

 

2.

Обо всём понемногу

1

УОУР

Тест

   

3.

Систематизация основных орфографических правил

1

УОУР

Работа в ТПО

   

4.

Повторение изученного о речи

1

УОУР

Работа в ТПО

   

5.

Всё ли ты помнишь о речи?

1

УОУР

Работа в ТПО

   

6.

Делаем дневниковые записи

1

УОНЗ

Словарный диктант

   

7.

Что ты знаешь о словах?

1

УОУР

Самостоятельная работа

   

8.

Как ты умеешь анализировать слова?

1

УОУР

Работа по карточкам

   

9.

Звуки и буквы в слове: значение и строение слова

1

УОУР

Грамматический разбор

   

10.

Состав слова и его значение

1

УОУР

Грамматический разбор

   

11.

Разграничение слов по частям речи

1

УОУР

Грамматический разбор

   

12.

Повторение изученного о формах глагола

1

УОУР

Словарный диктант

   

13.

Упражнение

в выполнении различных грамматических действий

1

УОУР

Грамматический разбор

   

14.

Готовимся к проверке своих умений

1

УОУР

Работа в ТПО

   

15.

Орфографические умения как правильные орфографические действия

1

УОУР

Словарный диктант

   

16.

Знаки препинания.

1

УОУР

Работа в ТПО

   

17.

Контрольная работа по результатам повторения. Диктант.

1

УРК

Стартовая диагностика

   

18.

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе

1

УОУР

Работа в ТПО

   

19.

Изложение: обучение пересказу от другого лица

1

УРК

Изложение

   

20.

Написание воспоминаний «Летние встречи»

1

УРК

Сочинение

   
 

Раздел 2.Знакомимся со словосочетаниями (14 часов)

 

21.

Как предметы, признаки, действия назвать точнее?

1

УОНЗ

Тест, словарный диктант

   

22.

Закрепление изученного

1

УОУР

Проверочная работа

   

23.

Продолжение знакомства со словосочетаниями

1

УОНЗ

Работа с карточками

   

24.

Составление словосочетаний и включение их в предложение

1

УОУР

Работа в ТПО

   

25.

Наблюдаем за значениями словосочетаний

1

УОУР

Работа в ТПО

   

26.

Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений

1

УОУР

Самостоятельная работа

   

27.

Закрепление изученного

1

УОУР

Проверочная работа

   

28.

Что приказывает имя существительное имени прилагательному?

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

29.

Тренировочные упражнения .

1

УОУР

Работа в ТПО

   

30.

Кому и в чём подчиняются имена существительные?

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

31.

Закрепление изученного о словосочетании и решение различных орфографических задач

1

УОУР

Тест

   

32.

Учимся правильной речи

1

УОУР

Самостоятельная работа

   

33.

Закрепление изученного

1

УОУР

Проверочная работа

   

34.

Диктант.

1

УРК

Контрольная работа

   
 

Раздел 3.Представляем ещё одну часть речи (5 часов)

 

35.

Знакомство с особенностями наречия как части речи

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

36.

Правописание наречий

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

37.

Продолжение освоения наречия как части речи

1

УОУР

Самостоятельная работа

   

38.

Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи

1

УОУР

Тест

   

39.

Изложение с изменением лица рассказчика; тренировка в использовании и правописании наречий

1

УРК

Самостоятельная работа

   
 

Раздел 4.Проверяем себя (3 часа)

 

40.

Повторение изученного и подготовка к контрольной работе

1

УРК

Работа в ТПО

   

41.

Совершенствование и самопроверка приобретённых умений

1

УОУР

Самостоятельная работа

   

42.

Контрольная работа

1

УРК

Проверочная работа

   
 

Раздел 5.Пишем объявления (3 часа)

 

43.

Знакомство с особенностями построения объявлений

1

УОУР

Работа в ТПО

   

44.

Создание текстов-объявлений

1

УРК

Работа в ТПО

   

45.

Создание шуточного объявления для одноклассников, для близких дома.

1

УРК

Самостоятельная работа

   

 

Раздел 6. Продолжаем разговор об именах

существительных и именах прилагательных (33 часа)

 

46.

Что ты знаешь об именах существительных?

1

УОУР

Сл.диктант

   

47.

Закрепление изученного

1

УРК

Самостоятельная работа

   

48.

Открываем новый секрет имён существительных

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

49.

Формирование умения определять склонение имени существительного

1

УОУР

Работа в ТПО

   

50.

Закрепление изученного

1

УОУР

Работа по карточкам

   

51

Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи

в предложении

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

52.

Анализ имени существительного

1

УРК

Самостоятельная работа

   

53.

Известное правило подсказывает новое

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

54.

Закрепление изученного

1

УОУР

Тест

   

55.

Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных

1

УОУР

Работа по карточкам

   

56.

Закрепление изученного

1

УОУР

Взаимопроверка

   

57.

Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе

1

УОУР

Сл.диктант

   

58.

Закрепление изученного

1

УОУР

Сл.диктант

   

59.

Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?

1

УОУР

Работа в ТПО

   

60.

Склонение имён существительных

1

УОУР

     

61.

Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных.

1

УОУР

Работа в ТПО

   

62.

Закрепление изученного

1

УОУР

Взаимопроверка

   

63.

Изложение «Так приходит зима»

1

УОУР

изложение

   

64.

Этюд по картине

А. Пластова «Первый снег»

1

УОУР

сочинение

   

65.

Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?

1

УОУР

Работа в ТПО

   

66.

Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе

1

УОУР

Работа в ТПО

   

67.

Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа

1

УОУР

Тест

Сл.диктант

   

68.

Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём трудностей.

1

УОУР

Самостоятельная работа

   

69.

Повторяем, тренируемся в правильном письме

1

УОУР

Работа по карточкам

   

70.

Закрепление изученных вопросов правописания

1

УОУР

Работа по карточкам

   

71.

Закрепление изученного

1

УОУР

Самостоятельная работа

   

72.

Контрольная работа по теме « имя существительное, имя прилагательное»

1

УРК

диктант

   

73.

Работа над ошибками

1

УОУР

Работа в ТПО

   

74.

Открываем ещё несколько секретов правильной речи

1

УОУР

Тест

Сл.диктант

   

75.

Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных

1

УОУР

Самостоятельная работа

   

76.

Закрепление изученного

1

УОУР

Работа по карточкам

   

77.

Размышляем, фантазируем, рисуем…

1

УОУР

сочинение

   

78.

Создание словесных этюдов.

1

УОУР

Самостоятельная работа

   
 

Раздел 7. Части речи: что мы о них знаем? ( 15 часов)

 

79.

Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных

1

УОУР

Работа по карточкам

   

80.

Части речи-имена

1

УОУР

Работа в ТПО

   

81.

Дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении

1

УОУР

Работа в ТПО

   

82.

Продолжение повторения изученного

1

УОУР

Работа в ТПО

   

83.

Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание

выборочного изложения

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

84.

Секреты имён числительных

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

85.

Изменение имён числительных по падежам

1

УОНЗ

Работа по карточкам

   

86.

Сложные числительные и особенности их изменения

1

УОУР

Работа в ТПО

   

87.

Учимся пользоваться личными местоимениями

 

УОНЗ

Работа в ТПО

   

88.

Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений

1

УОУР

Работа в ТПО

   

89.

Что известно о неопределённой форме глагола?

1

УОУР

Тест

   

90.

Образование неопределённой формы

1

УОУР

Работа по карточкам

   

91.

Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать

1

УОУР

Работа в ТПО

   

92.

О чём рассказывают глагольные окончания?

1

УОНЗ

Тест

Сл.диктант

Самостоятельная работа

   

93.

Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания

1

УОУР

Работа в ТПО

   
 

Раздел 8. Учимся писать личные окончания глаголов ( 20 часов)

 

94.

Имена склоняются, а глаголы…

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

95.

Склонений – три. А спряжений?

1

УОНЗ

Работа по карточкам

   

96.

Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решении освоенных орфографических задач (написание ь в глаголах 2-го л. ед. ч., суффиксов и ь в неопределённой форме

1

УОНЗ

Фронтальный опрос

   

97.

Закрепление определения спряжения по ударным окончаниям

1

УОУР

Работа в ТПО

   

98.

Зачем и как узнавать спряжение глагола?

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

99.

Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

100

Закрепление умения узнавать спряжение по неопределенной форме

1

УОУР

Тест

   

101

Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола

1

УОНЗ

Работа по карточкам

   

102

Правильные действия – правильная буква

1

УОУР

Работа в ТПО

   

103

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов

1

УОУР

Работа в ТПО

   

104

Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов

1

УОУР

Работа по карточкам

   

105

Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов

1

УОУР

Фронтальный опрос

   

106

Дополняем памятку характеристики глагола

1

УОУР

Работа в ТПО

   

107

Применяем знания, совершенствуем умения

1

УОУР

Работа в ТПО

   

108

Совершенствование комплекса формируемых умений

1

УОУР

Работа в ТПО

   

109

Подробное изложение: обучение деловому повествованию

1

УРК

изложение

   

110

Закрепление изученного

1

УОУР

Тест , самостоятельная работа

   

111

Проверка грамматических, орфографических и речевых умений

1

УОУР

Работа по карточкам

   

112

Контрольная работа по теме «Правописание личных окончаний глаголов»

1

УРК

диктант

   

113

Работа над ошибками. Повторение пройденного материала.

1

УОУР

Работа по карточкам

   
 

Раздел 9. Новое о строении предложений (12 часов)

 

114

Общее знакомство с видами второстепенных членов предложения («Пополним знания о членах предложения»)

Однородные члены предложения

1

УОНЗ

Тест

   

115

Знакомство с понятием «однородные члены предложения»

1

УОНЗ

Работа по карточкам

   

116

Союзы и знаки препинания при однородных членах

1

УОУР

Фронтальный опрос

   

117

118

Знаки препинания при однородных членах

Закрепление материала

1

1

УОУР

УОУР

Словарн. дикт

Работа с учебником

   

119

Использование в речи предложений с однородными членами

1

УОУР

Работа в ТПО

   

120

Предложения бывают сложными

1

УОУР

     

121

Общее знакомство со сложными предложениями

1

УОНЗ

Фронтальный опрос

   

122

Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами

1

УОНЗ

Словарный диктант

   

123

Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?»

1

УОУР

Работа в ТПО

   

124

Подготовка к контрольной работе

1

УОУР

Самостоятельн ая работа

   

125

Контрольная работа

1

УРК

диктант

   
 

Раздел 10. Учимся рассуждать (7 часов)

 

126

Знакомство с построением рассуждения

1

УОНЗ

изложение

   

127

Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления

1

УОНЗ

изложение

   

128

Обучение написанию объяснительной записки

1

УОУР

УОУР

изложение

   

129

Обучение построению рассуждений (на материале правил письма)

1

УОУР

изложение

   

130

Письменный пересказ текста-рассуждения

1

УОУР

изложение

   

131

Конструирование текста-рассуждения

1

УОУР

изложение

   

132

Создание текста-рассуждения

1

УОУР

сочинение

   
 

Раздел 11. И снова о главном работнике в языке – слове (23часа)

 

133

Много ли слов в языке и почему появляются новые слова?

1

УОНЗ

Тест

   

134

О словах, которые выходят из употребления

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

135

Объясняем происхождение некоторых слов

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

136

Поговорим о значении слов

1

УРК

Работа по карточкам

   

137

Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться токовым словарём

1

УОУР

Взаимопроверка

   

138

Синонимы и антонимы; выбор точного слова

1

УОУР

Работа в ТПО

   

139

Подробное изложение: обучение словесному рисованию

1

УРК

изложение

   

140

От значения слова – к правильному написанию

1

УОУР

Тест

   

141

История слова и непроверяемые безударные гласные в корне

1

УОУР

Работа в ТПО

   

142

Рассказываем истории некоторых выражений

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

143

Что мы знаем о словах?

1

УОУР

Работа по карточкам

   

144

Систематизация знаний о слове

1

УОУР

Работа по карточкам

   

145

Упражнения в различных видах разбора

1

УОНЗ

Работа в ТПО

   

146

Чтобы писать грамотно, нужно…

1

УОУР

Работа в ТПО

   

147

Систематизация умений

1

УОУР

Тест

   

148

Совершенствование комплекса орфографических умений

1

УОУР

Работа в ТПО

   

149

Проверяем себя

1

УОУР

     

150

Проверяем свои умения («Проверяем себя»)

1

УОУР

Работа в ТПО

самостоятельная работа, тест

   

151

Выполнение тестовых заданий

1

УОУР

Проверочные работы

   

152

Выполнение заданий на основе текста

1

УОУР

Проверочные работы

   

153

Контрольный диктант

1

УРК
 

Диктант

   

154

Итоговая проверочная работа (выполняется на тексте)

1

УРК

Итоговая диагностика

   

155

Знаешь ли, как правильно?

1

УОУР

тест

   
 

Раздел 12.Размышляем, рассказываем, сочиняем

(14 часов)

 

156

Наблюдения за способами связи предложений в тексте

1

УОУР

Работа в ТПО

   

157

Обучение связи предложений в тексте

1

УОУР

Самостоятельная работа

   

158

Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения

1

УОУР

Работа в ТПО

   

159

Подробное изложение: обучение построению рассказа

1

УОУР

изложение

   

160

Подробное изложение: обучение словесному рисованию

1

УОУР

изложение

   

161

Создание текста-объяснения. Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений

1

УОУР

Сочинение

   

162

Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение

1

УОУР

сочинение

   

163

Письменные пересказы и

1

УОУР

сочинение

   

164

Создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок

1

УОУР

сочинение

   

165

Написание сочинений-рассуждений

1

УОУР

Сочинение

   

166

Сочинение рассказа по сериям сюжетных рисунков

1

УОУР

Сочинение

   

167

Продолжение работы над сочинением рассказов по серии сюжетных рисунков

1

УОУР

Сочинение

   

168

Ещё один рассказ по серии картинок

1

УОУР

сочинение

   

169

Письмо учителю

1

УОУР

сочинение

   

Раздел 13. Перелистаем учебник

6 ч

       

170

Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака.

1

УОУР

Тест, кроссворд

   

171-175

Размышляем об уроках русского языка.

1

УОУР

Тест, кроссворд

   

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

УЧЕБНИКИ: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса. В 2 ч. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 4 класса. В 3 частях. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014

2. Сычёва М.В., Мали Л.Д. Тестовые задания по русскому языку 4 класс. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

1.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса. – Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014

http://umk-garmoniya.ru/

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

   

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» __________ (Иноземцева А.В.)

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» ___________ (Иноземцева Е.Г.) )

 

Протокол заседания ШМО № 1

 

от «______» августа 2016 г.

«______» августа 2016г.

Комментарии
Комментариев пока нет.