Рабочая программа по русскому языку в 9 классе (УМК В.В. Бабайцевой)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, образовательной программы образовательной организации МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», примерной «Программы для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка. 5-9 классы».
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Русский язык обеспечивает развитие личности обучающегося, участвует в создании единого культурно-образовательного пространства страны и формировании российской идентичности у ее граждан.
В системе общего образования русский язык является не только учебным предметом, но и средством обучения, поэтому его освоение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне среднего общего образования. Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература», включается в учебный план всех профилей и является обязательным для прохождения итоговой аттестации.
Изучение русского языка способствует восприятию и пониманию художественной литературы, освоению иностранных языков, формирует умение общаться и добиваться успеха в процессе коммуникации, что во многом определяет социальную успешность выпускников средней школы и их готовность к получению профессионального образования на русском языке.
Как и на уровне основного общего образования, изучение русского языка на уровне среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Но на уровне среднего общего образования при обучении русскому языку основное внимание уделяется совершенствованию коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.
Главными задачами реализации программы являются:
овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;
овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;
овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.
Содержание курса «Русский язык» в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе к о м п е т е н т н о с т н о г о п о д х о д а, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах (5—7, 8—9 классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоение основных норм русского литературного языка, владение необходимым словарным запасом и грамматическим строем речи; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
— адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
— владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
— адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
— способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
— овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
— умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
— способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
— умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
— умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
— способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
— владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
— соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
— способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
— способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
— умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Выпускник на углубленном уровне научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
Содержание тем учебного курса .
Повторение изученного в 5-8 классах
Синтаксис словосочетания и простого предложения.
Сложное предложение
Основные виды сложных предложений. Их синонимика.
Сложносочиненные предложения. Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Порядок синтаксического разбора сложносочиненного предложения. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом.
Сложноподчиненные предложения. Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова. Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Присоединительные придаточные. Синонимика
простых предложений и сложноподчиненных, членов предложения и придаточных предложений. Многозначные придаточные предложения.
Сложные бессоюзные предложения. Значения сложных бессоюзных предложений. Знаки препинания. Синонимика союзных и бессоюзных предложений.
Сложные многокомпонентные предложения. Период.
Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Несобственно-прямая речь. Цитаты и
способы цитирования. Жанры: путевой очерк, деловое письмо, научное сообщение.
| Тема урока | Количество часов | Дата | | | ||||
план | факт | | | ||||||
1 | Международное значение русского языка | 1 | сентябрь 1 неделя | | | | |||
2 | Фонетика .Орфография | 1 | | | | | |||
3 | Лексика. Фразеология. | 1 | | | | | |||
4 | Словообразование. | 1 | | | | | |||
5 | Морфология | 1 | 2 неделя | | | | |||
6 | Слово и словосочетание | 1 | | | | | |||
7 | Синтаксис простого предложения | 1 | | | | | |||
8 | РР Стилистические особенности простых предложений | 1 | | | | | |||
9 | Предложения с обособленными членами | 1 | 3 неделя | | | | |||
10 | Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями | 1 | | | | | |||
11 | РР Лингвистический анализ текста Д. Лихачева « Язык как самая большая ценность народа» | 1 | | | | | |||
12 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах» | 1 | | | | | |||
13 | Анализ контрольного теста | 1 | 4 неделя | | | | |||
14 | Сложные предложения. | 1 | | | | | |||
15 | Основные виды сложных предложений | 1 | | | | | |||
16 | РР Синонимика сложных предложений | 1 | | | | | |||
17 | Сложносочиненные предложения | 1 | Октябрь 1 неделя | | | | |||
18 | Основные группы ССП по значению и союзам | 1 | | | | | |||
19 | Знаки препинания в ССП | 1 | | | | | | ||
20 | Порядок синтаксического разбора ССП | 1 | | | | | | ||
21-22 | Р.Р. Изложение | 2 | 2 неделя | | | | | ||
23 | ССП с общим второстепенным членом Составление схем сложных предложений разных типов | 1 | | | | | | ||
24 | Конструирование ССП, простых предложений. Знаки препинания в данных предложениях. | 1 | | | | | | ||
25 | РР Лингвистический анализ поэтического текста | 1 | 3 неделя | | | | | ||
26 | Многокомпонентные сложные предложения | 1 | | | | | | ||
27 | Обобщение по теме «ССП» Подготовка к контрольному диктанту | 1 | | | | | | ||
28 | Контрольный диктант | 1 | | | | | | ||
29 | Анализ контрольного диктанта | 1 | 4 неделя | | | | | ||
30 | СПП. Строение СПП | 1 | | | | | | ||
31 | Средства связи частей СПП. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП | 1 | | | | | | ||
32-33 | Роль указательных слов в подчинении предложений Особенности присоединения придаточных предложений к главному | 2 | 5 неделя | | | | |||
34-35 | Основные группы СПП по их значению | 2 | | | | | |||
36 | Виды придаточных предложений. Придаточные подлежащные | 1 | Ноябрь неделя 1 | | | | |||
37 | Придаточные сказуемные | 1 | | | | | |||
38 | Р.Р. Лингвистический анализ текста | 1 | 2 неделя | | | ||||
39- 40 | Р.Р Сочинение-рассуждение на заданную тему «Охранять природу- значит охранять Родину» | 2 | | | | ||||
41 | СПП с придаточными определительными | 1 | | | | ||||
42 | СПП с придаточными определительными | 1 | 3 неделя | | | ||||
43 | Конструирование СПП с придаточным определительным в простые предложения с причастным оборотом | 1 | | | | ||||
44 | СПП с придаточными дополнительными | 1 | | | | ||||
45 | СПП с придаточными дополнительными | 1 | | | |||||
46-47 | Р.Р. Изложение | 2 | 4 неделя | | |||||
48 | Урок – практикум. Составление схем предложений разных типов. | 1 | | | |||||
49-50 | СПП с придаточными обстоятельственными | 2 | 5 неделя | | |||||
51-52 | Придаточные предложения места | 2 | | | | | |||
53-54 | Придаточные предложения времени | 2 | Декабрь 1 неделя | | | | |||
55 | РР Лингвистический анализ текста | 1 | | | | | |||
56-57 | Придаточные предложения причины | 2 | | | | | |||
58 | Урок-практикум .Составление схем предложений разных типов | 1 | 2 неделя | | | | |||
59 | Придаточные предложения следствия | 1 | | | | | |||
60 | Придаточные предложения образа действия и степени | 1 | | | | | |||
61 | Придаточные предложения сравнительные | 1 | | | | | |||
62 | Придаточные предложения цели | 1 | 3 неделя | | | | |||
63 | Р.Р. Лингвистический анализ текста | 1 | | | | | |||
64-65 | Р.Р Сочинение на лингвистическую тему «Роль тире на письме» | 2 | | | | | |||
66-67 | Придаточные предложения условия | 2 | 4 неделя | | | | |||
68-69 | Придаточные предложения уступки | 2 | | | | | |||
70-71 | Придаточные присоединительные | 2 | Январь 2 неделя | | | | |||
72 | Р р Синонимика простых предложений и сложноподчиненных | 1 | 3 неделя | | | | |||
73 | Синтаксический анализ сложноподчиненных предложений | 1 | | | | | |||
74-75 | Обобщение по теме «СПП» | 2 | | | | | |||
76 | РР. Лингвистический анализ текста | 1 | 4 неделя | | | | |||
77-78 | Контрольная работа по теме «СПП» | 2 | | | | ||||
79 | РР Составление текста на лингвистическую тему «Зачем нужна орфография» | 1 | | | | ||||
80-81 | Многозначные придаточные предложения. СПП с несколькими придаточными | 2 | 5 неделя | | | ||||
82- 83 | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными | 2 | | | | ||||
84 | РР Урок-практикум. Лингвистический анализ текста «Сказочная планета» | 1 | Февраль 1 неделя | | | ||||
85-86 | Бессоюзное сложное предложение | 2 | | | | ||||
87 | Р р Составление деловых бумаг | 1 | | | |||||
88-89 | Запятая и точка с запятой в БСП | 2 | 2 неделя | | |||||
90-91 | Р.Р. Изложение | 2 | | | |||||
92 | РР Научный стиль | 1 | 3 неделя | | |||||
93 | Двоеточие в БСП | 1 | | | |||||
94 | Двоеточие в БСП | 1 | | | |||||
95 | РР Официально - деловой стиль | 1 | | | | | |||
96-97 | Тире в БСП | 2 | 4 неделя | | | | |||
98 | Тире в БСП | 1 | | | | | |||
99 | Значения сложных бессоюзных предложений | 1 | | | | | |||
100 | РР Синонимика союзных и бессоюзных предложений | 1 | Март 1 неделя | | | | |||
101-102 | Контрольная работа по теме «БСП» | 2 | | | | | |||
103 | Р р Публицистический стиль | 1 | | | | | |||
104-105 | РР Сочинение на литературоведческую тему «Роль лексических повторов в тексте» | 2 | 2 неделя | | |||||
106 | Сложные предложения с различными видами союзной связи | 1 | | | |||||
107-108 | Знаки препинания в сложных многокомпонентных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи | 2 | 3 неделя | | |||||
109 | Знаки препинания в сложных многокомпонентных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период | 1 | | | |||||
110 | РР Художественный стиль | 1 | | | |||||
111-112 | Обобщение по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи» Подготовка к контрольному итоговому тесту | 2 | апрель 1 неделя | | |||||
113-114 | Контрольный итоговый тест в форме ОГЭ | 2 | | | |||||
115 | РР Тип и стиль речи | 1 | 2 неделя | | |||||
116 | Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. | 1 | | | | | | ||
117 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи | 1 | | | | | | ||
118-119 | Р.Р Изложение «Добро- это прежде всего счастье всех людей»( по Д.С.Лихачеву) | 2 | 3 неделя | | | | | ||
120-121 | Предложения с косвенной речью. Знаки препинания при косвенной речи | 2 | | | | | | ||
123 | Несобственно-прямая речь. | 1 | | | | | | ||
124-125 | Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитатах | 2 | 4 неделя | | | | | ||
126 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи» | 1 | | | | | | ||
127-128 | Р.Р. Изложение по тексту «Сострадание- активный помощник» | 2 | 5 неделя | | | | | ||
129 | Путевой очерк | 1 | | | | | | ||
130 | Деловое письмо. | 1 | | | | | | ||
131 | Научное сообщение | 1 | Май 1 неделя | | | | | ||
132 | Повторение. Фонетика. Графика. Орфография. Подготовка к ОГЭ | 1 | | | | | | ||
133 | Повторение. Лексика. Фразеология. Подготовка к ОГЭ | 1 | | | | | | ||
134 | Повторение. Морфемика. Словообразование. Подготовка к ОГЭ | 1 | 2 неделя | | | | | ||
135 | Повторение. Синтаксис простого и сложного предложения. Подготовка ОГЭ | 1 | | | | | | | |
136 | Повторение Синтаксис сложного предложения | 1 | | | | | | | |
137-140 | Работа с КИМами | 4 | 3 неделя | | | | | |