12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нигматзянова Р. C.3158
Учитель русского языка и литературы. Стаж: 27 лет.
Россия, Татарстан респ.
Материал размещён в группе «Урок русского языка»

«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждаю»

на заседании ШМО зам. директора по УР Директор МБОУ

протокол № 1 «СОШ №6 г.Азнакаево»»

от 27. 08. 2021г. от 27.08.2021 №91 -об

_______Т.Ш.Хабибуллина _______Е.Ф. Хуснутдинова ___ ________А.Р.Шакурова








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку для 8 А класса

предмет, класс (уровень)


муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №6 города Азнакаево»

Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Нигматзяновой Р.С., первой квалификационной категории

Ф.И.О. учителя, категория











Принята на заседании педагогического совета протокол от 27.08. 2021г. № 01

Разработчик: Нигматзянова Р.С.














2021-2022 учебный год

г. Азнакаево





Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» в 8 классе


Предметные результаты


Метапредметные результаты

Личностные результаты

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли русского языка в жизни человека и общества;

понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и роли его в образовании в целом;

усвоение основных научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорнойречи; функционально-смысловыетипы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки

и особенности употребления в речи;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русскогоязыка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого

этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,

словообразовательного, лексического, морфологического) синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

практике;

9)осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественнойлитературы.

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительнойинформации);

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей ижанров;

способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного

назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации,

её анализ и отбор;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно и правильно излагать своимысливсвободнойиписьменнойформе;

владение разными видами монолога и диалога;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе речевогообщения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы этикета;

способность оценивать свою речь с точки зренияеёсодержания,языковогооформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные

тексты; особенностей и использованных языковых средств;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями и докладами;

применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство

получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки для анализа языковых явлений на

межпредметномуровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения

какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждения; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли

родногоязыкавразвитииинтеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения

школьного образования;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность

сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе

речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственнойречью.



Содержание тем учебного предмета «Русский язык»

8 класс, 140 часов, 4 ч. в неделю

Название

раздела

Содержание

Количество

часов

Речь. Речевая деятельность


Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (публицистического, официально-делового). Основные жанры разговорной речи (спор); научного стиля и устной научной речи (дискуссия, конспект); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, интервью, инструкция); официально-делового стиля (протокол).

Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Анализ текста.

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Овладение различными видами чтения (просмотровым).

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

Информацонная переработка текста (конспект).

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров (описание по картине, сравнительная характеристика).

25

Культура речи

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (стилистические).

Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального общения.

2

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Общие сведения о языке

Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Отражение в языке культуры и истории народа.

Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (эпитет).

Выдающиеся отечественные лингвисты

5

Фонетика, орфоэпия и графика

Интонация, ее функции. Фонетика, орфоэпия и графика

1

Морфемика и словообразование

Морфемика и словообразование

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

1

Морфология

Применение знаний по морфологии в практике правописания. Междометия и звукоподражательные слова.

2

Синтаксис


Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Типы сказуемого. Структурные типы простых предложений(двусоставные и односоставные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные. Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения: обращение, вводные и вставные конструкции. Способы передачи чужой речи.

Основные признаки текста (смысловая цельность). Анализ текста.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

74

Правописание: орфография и пунктуация


Орфография. Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

30

Итого


140



Календарно-тематическое планирование

(УМК:Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений В 2 ч. М. «Просвещение», 2018г.)


Тема урока

Дата проведения

План

Факт

1

Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

2.09


2


Пунктуация и орфография

Знаки препинания: знаки завершения, разделения,

2.09


3

Р.р. Сочинение в жанре дружеского письма об интересных событиях лета

3.09


4

Р.р. Сочинение в жанре дружеского письма об интересных событиях лета (упр. 36)

3.09


5

Знаки препинания: знаки выделения.

8.09


6

Знаки препинания в простом и сложном предложениях

9.09


7

Знаки препинания в сложном предложении

9.09


8

Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий

10.09


9

Практикум. Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий

10.09


10

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

11.09


11

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

13.09


12

Контрольный диктант (входной)

14.09


13

Анализ к.р.

17.09


14

Текст как единица синтаксиса

18.09


15

Стили речи.

20.09



Р.Р. Сжатое изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко (упр. 26)

21.09


16

Анализ изложений. Основные единицы синтаксиса

24.09


17

Предложение как единица синтаксиса

25.09


18

Словосочетание как единица синтаксиса

29.09


19

Виды словосочетаний

30.09


20

Синтаксические связи слов в словосочетаниях

1.10


21

Синтаксический разбор словосочетаний . Повторение по теме «Словосочетание»

2.10


22

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словосочетание»

6.10


23

Работа над ошибками в диктанте. Виды подчинительной связи в словосочетании и предлож.

7.10


24

Р.р. Сочинение – описание памятника культуры- храма Покрова на Нерли

8.10


25

Р.р. Сочинение в публицистическом стиле с включением описания памятника культуры


9.10


26

Грамматическая (предикативная) основа предложения

13.10


27

Порядок слов в предложении. Интонация

14.10


28

Главные члены двусоставного предложения

15.10


29

Сказуемое. Р.р. Обучение сжатому изложению. Приемы сжатия текста.

16.10


30

Р.р. Сжатое изложение.

20.10


31

Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения

21.10


32

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения

22.10


33

Составное именное сказуемое, способы его выражения

23.10


34

Контрольная работа№3 по теме: "Двусоставное предложение"

27.10


35

Анализ контрольных работ

28.10


36

Устное изложение. Искусство беседы «Речь -выступление на собрании»

29.10


38

Тире между подлежащим и сказуемым

30.10



2 четверть



39

Роль второстепенных членов предложения

10.11


40

Р.р. Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности

11.11


41

Р.р. Сочинение – описание группового портрета по картине Ю.Ракши «Проводы ополчения»

12.11


42

Дополнение. Способы выражения дополнения

13.11


43

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения

17.11


44

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении

18.11


45

Обстоятельство. Способы его выражения

19.11


46

Способы выражения обстоятельства, виды.

20.11


47

Р.р. Изложение текста с характеристикой человека.

24.11


48

Синтаксический разбор двусоставного предложения

25.11


49

Контрольное тестирование по теме «Второстепенные члены предложения»

26.11


50

Анализтестирования. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений

27.11


51

Основные группы односоставных предложений. Назывные предложения

1.12


52

Назывные переложения, их структурные и смысловые особенности

2.12


53

Определённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности

3.12


54

Р.р. Сочинение - рассуждение на моральную тему: «Слово делом крепи»

4.12


55

Анализ сочинений. Обобщённо-личные предложения и определённо-личные (сравнение)

8.12


56

Неопределённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности

9.12


57

Р.Р. Инструкция

25.11


58

Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности

26.11


59

Практикум по теме «Безличные предложения»

.12


60

Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения».

.12


61

Диктант по памяти о лингвисте А.А.Шахматове ( упр. 221)

.12


62

Неполные предложения

.12


63

Административная контрольная работа (диктант)

.12


64

Анализ к.р. Практикум по теме «Односоставные предложения, полные и неполные»

.12


65

Понятие об осложненных предложениях.

.12


66

Р.Р. Сочинение-воспоминание "Накануне дня рождения (Нового года)"

.12



3 четверть



67

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения

.01


68

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

.01


69

Р.р. Изложение по тексту О. Будановой. Сравнительная характеристика (по упр 242)

.01


70

Анализ изложений. Однородные и неоднородные определения

.01


71

Неоднородные определения

.01


72

Р.р. Роль однородных членов предложения в создании портрета (упр 246). Подготовка к изложению по тексту А.Куприна.

.01


73

Р.р. Изложение по тексту А.И.Куприна(упр.246)

.01


74

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

.01


75

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

.01


76

Р.Р.Сочинение- памятка для спорщиков. Сочинение- описание картины Ю.Пименова «Спор» ( по упр.265)

.01


77

Обобщающие слова при однородных членах предложения

.01


78

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

.01


79

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами

.01


80

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены»

.01


81

Синтаксический анализ предложений с однородными членами

.02


82

Тест по теме «Однородные члены предложения»

.02



83

Р.Р. Сочинение- отзыв в книгу посетителей выставки по картине В. Попкова «Осенние дожди»

.02


84

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

.02


85

Обособление согласованных определений. Выделительные знаки препинания при них

.02


86

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них

.02


87

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений

.02


88

Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему: «Городской человек редко встречается с землёй»(упр.302)

.02


89

Р.р. Сочинение- рассуждение «Как бы вы сформулировали понятие «Родина»?(упр.303)

.02


90

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

.02


91

Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них

.02


92

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

.02


93

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них

.02


94

Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот

.02


95

Обособленные уточняющие члены предложения.

.02


96

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них

.03


97

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

.03


98

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

.03


99

Контрольный диктант №6 «Обособленные члены предложения»

.03


100

Работа над ошибками. Сочинение – рассказ «Изобретение наших дней» (по упр 328-329)

.03


101

Групповой проект «Условия обособления второстепенных членов предложения»

.03


102

Слова, грамматически не связанные с предложением

.03


103

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении

.03


104

Выделительные знаки препинания при обращении. Речевые ситуации и обращения в них (упр.360)


4 четверть

105

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению

. 04


106

Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению

.04


107

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

.04


108

Вставные слова, словосочетания и предложения

.04



Групповой проект «Слова, грамматически не связанные с предложением»



109

Междометия в предложениях

.04


110

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

.04


111

Контрольный диктант №7 по теме « Слова, грамматически не связанные с предложением

.04


112

Работа над ошибками. Выборочный диктант (по тексту В. Белова упр.390)

.04


113

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

.04


114

Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь

.04


115

Р.р. Сочинение «В чём проявляется самостоятельность?» (упр 406)

.04


116

Прямая речь

.04


117

Косвенная речь.

.04


118

Диалог

.04


119

Р.р. Сжатое изложение по тексту К.Паустовского

.04


120

Цитата

.04


121

Способы передачи чужой речи.

.05


122

Р.р. Рассказ по данному началу (упр 419) п.71

.05


123

Синтаксический разбор предложений с чужой речью

.05


124

Р.р.Сочинение – интервью «Лучший водитель нашего города»( по картине В.Репки «Водитель Валя» ( упр 420)

.05


125

Систематизация и обобщение изученного по теме «Чужая речь»

.05


126

Повторение и систематизация изученного в VIII классе

.05


127

Синтаксис и морфология

.05


128

Синтаксис и пунктуация

.05


129

Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения

.05


130

Контрольный диктант №8 по итоговому повторению

.05


131


Р.р. Контрольное изложение по упр 441

.05


132

Р.р. Контрольное изложение по тексту В. Пескова «Ростов Великий»

.05


133

Синтаксис и культура речи

.05


134

Ошибки в словосочетаниях с управлением (упр 444 и 445)

.05


135

Синтаксис и орфография

.05


136

Связь между синтаксисом и орфографией. Омоформы в языке (упр 450)

.05


137

Русский лингвист –В.В. Виноградов

.05


138

Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему «Родной язык рисует нам лицо родного народа»

.05


139

Р.Р. Сочинение – рассуждение о связи языка и народа по цитате А.Платонова

.05


140

Итоговый урок. Отражение в языке культуры и истории народа.

.05



9


Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 25.08.22 в 07:23 0Ответить Пожаловаться
Это фрагмент программы?
Нигматзянова Р. C., 25.08.22 в 10:36 0Ответить Пожаловаться
Добрый день.
Рабочая программа составлена по требованиям Локального акта школы. Полная. В нём ​только "обязательный минимум" пунктов.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.