Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по УМК Т.А. Ладыженской
«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждаю»
на заседании ШМО зам. директора по УР Директор МБОУ
протокол № 1 «СОШ №6 г.Азнакаево»»
от 27. 08. 2021г. от 27.08.2021 №91 -об
_______Т.Ш.Хабибуллина _______Е.Ф. Хуснутдинова ___ ________А.Р.Шакурова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 8 А класса
предмет, класс (уровень)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №6 города Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Нигматзяновой Р.С., первой квалификационной категории
Ф.И.О. учителя, категория
Принята на заседании педагогического совета протокол от 27.08. 2021г. № 01
Разработчик: Нигматзянова Р.С.
2021-2022 учебный год
г. Азнакаево
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» в 8 классе
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли русского языка в жизни человека и общества; понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и роли его в образовании в целом; усвоение основных научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорнойречи; функционально-смысловыетипы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русскогоязыка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического) синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; практике; 9)осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественнойлитературы. | адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительнойинформации); адекватное восприятие на слух текстов разных стилей ижанров; способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно и правильно излагать своимысливсвободнойиписьменнойформе; владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе речевогообщения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы этикета; способность оценивать свою речь с точки зренияеёсодержания,языковогооформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; особенностей и использованных языковых средств; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями и докладами; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки для анализа языковых явлений на межпредметномуровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждения; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. | понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родногоязыкавразвитииинтеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственнойречью. |
Содержание тем учебного предмета «Русский язык»
8 класс, 140 часов, 4 ч. в неделю
Название раздела | Содержание | Количество часов |
Речь. Речевая деятельность | Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (публицистического, официально-делового). Основные жанры разговорной речи (спор); научного стиля и устной научной речи (дискуссия, конспект); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, интервью, инструкция); официально-делового стиля (протокол). Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Анализ текста. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо). Речевая ситуация и ее компоненты (место, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия. Овладение различными видами чтения (просмотровым). Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Информацонная переработка текста (конспект). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое). Написание сочинений, писем, текстов иных жанров (описание по картине, сравнительная характеристика). | 25 |
Культура речи | Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (стилистические). Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального общения. | 2 |
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке | Общие сведения о языке Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Отражение в языке культуры и истории народа. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (эпитет). Выдающиеся отечественные лингвисты | 5 |
Фонетика, орфоэпия и графика | Интонация, ее функции. Фонетика, орфоэпия и графика | 1 |
Морфемика и словообразование | Морфемика и словообразование Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 |
Морфология | Применение знаний по морфологии в практике правописания. Междометия и звукоподражательные слова. | 2 |
Синтаксис | Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Типы сказуемого. Структурные типы простых предложений(двусоставные и односоставные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные. Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения: обращение, вводные и вставные конструкции. Способы передачи чужой речи. Основные признаки текста (смысловая цельность). Анализ текста. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.). Применение знаний по синтаксису в практике правописания. | 74 |
Правописание: орфография и пунктуация | Орфография. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения. | 30 |
Итого | 140 |
Календарно-тематическое планирование
(УМК:Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений В 2 ч. М. «Просвещение», 2018г.)
№ | Тема урока | Дата проведения | |
План | Факт | ||
1 | Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. | 2.09 | |
2 | Пунктуация и орфография Знаки препинания: знаки завершения, разделения, | 2.09 | |
3 | Р.р. Сочинение в жанре дружеского письма об интересных событиях лета | 3.09 | |
4 | Р.р. Сочинение в жанре дружеского письма об интересных событиях лета (упр. 36) | 3.09 | |
5 | Знаки препинания: знаки выделения. | 8.09 | |
6 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях | 9.09 | |
7 | Знаки препинания в сложном предложении | 9.09 | |
8 | Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий | 10.09 | |
9 | Практикум. Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий | 10.09 | |
10 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | 11.09 | |
11 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | 13.09 | |
12 | Контрольный диктант (входной) | 14.09 | |
13 | Анализ к.р. | 17.09 | |
14 | Текст как единица синтаксиса | 18.09 | |
15 | Стили речи. | 20.09 | |
Р.Р. Сжатое изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко (упр. 26) | 21.09 | ||
16 | Анализ изложений. Основные единицы синтаксиса | 24.09 | |
17 | Предложение как единица синтаксиса | 25.09 | |
18 | Словосочетание как единица синтаксиса | 29.09 | |
19 | Виды словосочетаний | 30.09 | |
20 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях | 1.10 | |
21 | Синтаксический разбор словосочетаний . Повторение по теме «Словосочетание» | 2.10 | |
22 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словосочетание» | 6.10 | |
23 | Работа над ошибками в диктанте. Виды подчинительной связи в словосочетании и предлож. | 7.10 | |
24 | Р.р. Сочинение – описание памятника культуры- храма Покрова на Нерли | 8.10 | |
25 | Р.р. Сочинение в публицистическом стиле с включением описания памятника культуры | 9.10 | |
26 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | 13.10 | |
27 | Порядок слов в предложении. Интонация | 14.10 | |
28 | Главные члены двусоставного предложения | 15.10 | |
29 | Сказуемое. Р.р. Обучение сжатому изложению. Приемы сжатия текста. | 16.10 | |
30 | Р.р. Сжатое изложение. | 20.10 | |
31 | Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения | 21.10 | |
32 | Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения | 22.10 | |
33 | Составное именное сказуемое, способы его выражения | 23.10 | |
34 | Контрольная работа№3 по теме: "Двусоставное предложение" | 27.10 | |
35 | Анализ контрольных работ | 28.10 | |
36 | Устное изложение. Искусство беседы «Речь -выступление на собрании» | 29.10 | |
38 | Тире между подлежащим и сказуемым | 30.10 | |
2 четверть | |||
39 | Роль второстепенных членов предложения | 10.11 | |
40 | Р.р. Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности | 11.11 | |
41 | Р.р. Сочинение – описание группового портрета по картине Ю.Ракши «Проводы ополчения» | 12.11 | |
42 | Дополнение. Способы выражения дополнения | 13.11 | |
43 | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | 17.11 | |
44 | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | 18.11 | |
45 | Обстоятельство. Способы его выражения | 19.11 | |
46 | Способы выражения обстоятельства, виды. | 20.11 | |
47 | Р.р. Изложение текста с характеристикой человека. | 24.11 | |
48 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 25.11 | |
49 | Контрольное тестирование по теме «Второстепенные члены предложения» | 26.11 | |
50 | Анализтестирования. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений | 27.11 | |
51 | Основные группы односоставных предложений. Назывные предложения | 1.12 | |
52 | Назывные переложения, их структурные и смысловые особенности | 2.12 | |
53 | Определённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности | 3.12 | |
54 | Р.р. Сочинение - рассуждение на моральную тему: «Слово делом крепи» | 4.12 | |
55 | Анализ сочинений. Обобщённо-личные предложения и определённо-личные (сравнение) | 8.12 | |
56 | Неопределённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности | 9.12 | |
57 | Р.Р. Инструкция | 25.11 | |
58 | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | 26.11 | |
59 | Практикум по теме «Безличные предложения» | .12 | |
60 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения». | .12 | |
61 | Диктант по памяти о лингвисте А.А.Шахматове ( упр. 221) | .12 | |
62 | Неполные предложения | .12 | |
63 | Административная контрольная работа (диктант) | .12 | |
64 | Анализ к.р. Практикум по теме «Односоставные предложения, полные и неполные» | .12 | |
65 | Понятие об осложненных предложениях. | .12 | |
66 | Р.Р. Сочинение-воспоминание "Накануне дня рождения (Нового года)" | .12 | |
3 четверть | |||
67 | Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения | .01 | |
68 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | .01 | |
69 | Р.р. Изложение по тексту О. Будановой. Сравнительная характеристика (по упр 242) | .01 | |
70 | Анализ изложений. Однородные и неоднородные определения | .01 | |
71 | Неоднородные определения | .01 | |
72 | Р.р. Роль однородных членов предложения в создании портрета (упр 246). Подготовка к изложению по тексту А.Куприна. | .01 | |
73 | Р.р. Изложение по тексту А.И.Куприна(упр.246) | .01 | |
74 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | .01 | |
75 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | .01 | |
76 | Р.Р.Сочинение- памятка для спорщиков. Сочинение- описание картины Ю.Пименова «Спор» ( по упр.265) | .01 | |
77 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | .01 | |
78 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | .01 | |
79 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами | .01 | |
80 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены» | .01 | |
81 | Синтаксический анализ предложений с однородными членами | .02 | |
82 | Тест по теме «Однородные члены предложения» | .02 | |
83 | Р.Р. Сочинение- отзыв в книгу посетителей выставки по картине В. Попкова «Осенние дожди» | .02 | |
84 | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | .02 | |
85 | Обособление согласованных определений. Выделительные знаки препинания при них | .02 | |
86 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | .02 | |
87 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений | .02 | |
88 | Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему: «Городской человек редко встречается с землёй»(упр.302) | .02 | |
89 | Р.р. Сочинение- рассуждение «Как бы вы сформулировали понятие «Родина»?(упр.303) | .02 | |
90 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | .02 | |
91 | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | .02 | |
92 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | .02 | |
93 | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них | .02 | |
94 | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот | .02 | |
95 | Обособленные уточняющие члены предложения. | .02 | |
96 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | .03 | |
97 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | .03 | |
98 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | .03 | |
99 | Контрольный диктант №6 «Обособленные члены предложения» | .03 | |
100 | Работа над ошибками. Сочинение – рассказ «Изобретение наших дней» (по упр 328-329) | .03 | |
101 | Групповой проект «Условия обособления второстепенных членов предложения» | .03 | |
102 | Слова, грамматически не связанные с предложением | .03 | |
103 | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении | .03 | |
104 | Выделительные знаки препинания при обращении. Речевые ситуации и обращения в них (упр.360) | 4 четверть | |
105 | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению | . 04 | |
106 | Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению | .04 | |
107 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | .04 | |
108 | Вставные слова, словосочетания и предложения | .04 | |
Групповой проект «Слова, грамматически не связанные с предложением» | |||
109 | Междометия в предложениях | .04 | |
110 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | .04 | |
111 | Контрольный диктант №7 по теме « Слова, грамматически не связанные с предложением | .04 | |
112 | Работа над ошибками. Выборочный диктант (по тексту В. Белова упр.390) | .04 | |
113 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | .04 | |
114 | Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь | .04 | |
115 | Р.р. Сочинение «В чём проявляется самостоятельность?» (упр 406) | .04 | |
116 | Прямая речь | .04 | |
117 | Косвенная речь. | .04 | |
118 | Диалог | .04 | |
119 | Р.р. Сжатое изложение по тексту К.Паустовского | .04 | |
120 | Цитата | .04 | |
121 | Способы передачи чужой речи. | .05 | |
122 | Р.р. Рассказ по данному началу (упр 419) п.71 | .05 | |
123 | Синтаксический разбор предложений с чужой речью | .05 | |
124 | Р.р.Сочинение – интервью «Лучший водитель нашего города»( по картине В.Репки «Водитель Валя» ( упр 420) | .05 | |
125 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Чужая речь» | .05 | |
126 | Повторение и систематизация изученного в VIII классе | .05 | |
127 | Синтаксис и морфология | .05 | |
128 | Синтаксис и пунктуация | .05 | |
129 | Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения | .05 | |
130 | Контрольный диктант №8 по итоговому повторению | .05 | |
131 | Р.р. Контрольное изложение по упр 441 | .05 | |
132 | Р.р. Контрольное изложение по тексту В. Пескова «Ростов Великий» | .05 | |
133 | Синтаксис и культура речи | .05 | |
134 | Ошибки в словосочетаниях с управлением (упр 444 и 445) | .05 | |
135 | Синтаксис и орфография | .05 | |
136 | Связь между синтаксисом и орфографией. Омоформы в языке (упр 450) | .05 | |
137 | Русский лингвист –В.В. Виноградов | .05 | |
138 | Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему «Родной язык рисует нам лицо родного народа» | .05 | |
139 | Р.Р. Сочинение – рассуждение о связи языка и народа по цитате А.Платонова | .05 | |
140 | Итоговый урок. Отражение в языке культуры и истории народа. | .05 |
9
Кияйкина Наталья Федоровна
Нигматзянова Р. C.