Рабочая программа по русскому языку для 9 класса (УМК Л. М. Рыбченковой)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №3»
ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол № 01 от 26 августа 2019г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора Подпись__________ 29 августа 2019 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом от 30 августа 2019 № 387 Директор _____________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Класс: 9
Количество часов в неделю – 4 ч.
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Разработчик программы:
Поважнюк Светлана Анатольевна,
учитель русского языка и
литературы.
Категория: высшая
Армянск – 2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адресность программы.
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 9-ых классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской Программы по русскому языку для 5–9 классов Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др. — М.: «Просвещение», 2012 г. – 108с.; учебника «Русский язык. 9 класс» Л. М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др. — 2-е изд. - М.: «Просвещение», 2014).
Программа по русскому языку для 9 класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка на предметном, личностном и метапредметном уровнях.
Объём программы.
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа для обучающихся 9-ых классов составлена на 136 часов (4 часа в неделю).
В данную программу внесены изменения с целью выявления индивидуального уровня достижения обучающимися предметных результатов по русскому языку, определения элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения, а также для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации.
Добавлены часы в разделы: «Синтаксис и пунктуация» – 81час, «Повторение» –31 час.
Введены:
раздел «Комплексное повторение» – 9 часов;
раздел « Общие сведения о языке» – 7 часов;
раздел «Подготовка к ОГЭ» – 4 часа.
Цели и задачи предмета «Русский язык».
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
УМК (учебно-методический комплект)
Для учителя:
1. Авторская программа по русскому языку для 5–9 классов Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др. — М.: «Просвещение», 2012 г. – 108с.
2. Русский язык. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. [Л М. Рыбченкова,
О. М.Александрова, О. В. Загоровская и др.]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
3. Русский язык. 9 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Л М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской, А.Г.Нарушевич/авт.-сост. Н.В.Гладкова. – Волгоград: Учитель, 2018.– 326с.
4. Фролова Т.Я. Русский язык. Практикум. – Симферополь: 2012.–144с.
Для учащихся:
Русский язык. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. [Л М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А.Г.Нарушевич]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Электронные образовательные ресурсы:
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Программа «Домашний репетитор».
Репетитор «Русский язык» (система тестов).
Репетитор по русскому языку (библиотека Кирилла и Мефодия).
«ЯКласс» — дистанционный тренинг для школьников. yaklass.ru›info/shkolnikam/yaklass-dlya-shkolnika
http://www.gramota.ru - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
http://www.fipi.ru/newrubank
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 9–м классе являются:
понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершествованию;
формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 9 классе являются:
овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Речь
Ученик научится:
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Чтение
Ученик научится:
понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Ученик научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Ученик получит возможность научиться:
писать рецензии, рефераты;
составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Ученик научится:
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
различать и анализировать тексты разных жанров,
создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ (4 часа)
Роль русского языка в современном мире. Сохранение традиций родного языка как условие формирования надёжной основы для каждого гражданина РФ в его жизни, труде, творческой деятельности.
Развитие речи №1
Официально-деловой стиль
Развитие речи №2.
Русский язык – язык худ. литературы. Особенности художественного стиля
Развитие речи №3.
Чтение и его виды. Составление тезисного плана.
КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ЗА 5-8 КЛАСС (9 часов)
Контрольный диагностический диктант №1
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2 часа)
Структура сложных предложений. Роль союзов и союзных слов в сложных предложениях.
СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (12 часов)
Особенности сложносочиненных предложений. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.
Развитие речи №4. Обучающее сжатое изложение с творческим заданием: высказать отношение к проблеме, поднятой автором (упр.64)
Развитие речи №5.
Рецензия как жанр сочинения.
Контрольная работа № 1 в формате ОГЭ.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (35 часов)
Особенности сложноподчиненных предложений. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средства связи придаточного с главным. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточных предложений. Типичные сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными: знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений и их текстообразующая роль.
Развитие речи № 6
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что значит быть воспитанным человеком» (упр.75)
Развитие речи № 7
Контрольное сочинение №1
Развитие речи № 8.
Подготовка к написанию контрольного сжатого изложения.
Развитие речи № 9.
Контрольное изложение №1
Развитие речи № 10
Анализ контрольных изложений.
Контрольная работа №2.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (22 часа)
Особенности бессоюзного сложного предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений и их текстообразующая роль.
Развитие речи № 11
Подготовка к сочинению публицистического стиля на морально-этическую тему.
Развитие речи № 12.
Контрольное сочинение №2 публицистического стиля на морально-этическую тему.
Развитие речи № 13.
Анализ творческих работ
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (10 часов)
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (7 часов)
Развитие речи № 14.
Особенности публицистического стиля.
Развитие речи №15. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению.
Развитие речи №16.
Контрольное сочинение № 3
Развитие речи № 17.
Деловые документы: автобиография.
Развитие речи № 18.
Особенности научного стиля. Работа с текстом научного стиля на лингвистическую тему.
Развитие речи №19
Анализ контрольного сочинения
ПОВТОРЕНИЕ. (31 час)
Систематизация изученного за курс 9 класса. Подготовка к ГИА.
Развитие речи № 20.
Подготовка к написанию контрольного сжатого изложения.
Развитие речи № 21
Контрольное изложение №2
Развитие речи № 22
Анализ творческих работ
Контрольная работа №3 в формате ОГЭ
Контрольный диктант №2 по итогам изученного за курс 9 класса
ПОДГОТОВКА К ОГЭ (4 часа).
ФОРМЫ И ТЕМЫ КОНТРОЛЯ
№ п/п | Содержание учебной темы | Текущий контроль |
1 | Комплексное повторение за 5-8 класс | Контрольный диагностический диктант №1. |
2 | Сложносочинённое предложение | Контрольная работа № 1 в формате ОГЭ. |
3 | Сложноподчинённое предложение | Контрольное сочинение №1 Контрольное изложение №1 Контрольная работа №2. |
4 | Бессоюзное сложное предложение | Контрольное сочинение №2 |
5 | Общие сведения о языке | Контрольное сочинение № 3 |
6 | Повторение. | Контрольное изложение №2 Контрольная работа №3 в формате ОГЭ Контрольный диктант №2 по итогам изученного за курс 9 класса |
3.Тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы | Часы | Контрольные работы | Развитие речи | |||
Контрольная работа | Диктант | Изложение | Сочинение | ||||
1 | Введение | 4 | | | | | 3 |
2 | Комплексное повторение | 9 | | 1 | | | |
3 | Сложное предложение | 2 | | | | | |
4 | Сложносочинённое предложение. | 12 | 1 | | | | 2 |
5 | Сложноподчинённое предложение | 35 | 1 | | 1 | 1 | 5 |
6 | Бессоюзное сложное предложение. | 22 | | | | 1 | 3 |
7 | СП с разными видами связи | 10 | | | | | |
8 | Общие сведения о языке | 7 | | | | 1 | 6 |
9 | Повторение | 31 | 1 | 1 | 1 | | 3 |
10 | Подготовка к ОГЭ. | 4 | | | | | |
| Всего: | 136 | 3 | 2 | 2 | 3 | 22 |