Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса, индивидуальное обучение

0
0
Материал опубликован 8 December

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ‌

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА№ 110 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ



РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла _________ С.Л.Топалова


Протокол №2 от 29.08.2025 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________Н. Н. Кондратюк

29.08.2025 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ "ШКОЛА №110 Г. О. ДОНЕЦК"

____________О. А. Мачуха


Приказ № 72 от 29.08.2025 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

учебного предмета «Русский язык»

для обучающейся 5 класса



                                                                                           Программу составил:

                                                                             Топалова С.Л.

учитель русского языка

                                                                            и литературы












Донецк‌ 2025 г.



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО, вариант (1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212300059) и адресована обучающимся с нарушением интеллекта с учетом реализации особых образовательных потребностей.

Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык».

Цель обучения – развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе определяет следующие задачи:

‒ развитие фонематического слуха и правильного произношения;

‒ овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту коммуникативных задач;

‒ определение и решение орфографических задач с опорой на правило учебника;

‒ совершенствование знаний о составе слова, умение разбирать слова по составу с использованием опорных схем, образование однокоренных слов с новым значением с использованием приставок и суффиксов;

‒ определение и дифференциация частей речи по существенным признакам. Определение некоторых грамматических признаков у изученных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по опорной схеме, вопросам учителя;

‒ развитие умения составлять простых предложений с опорой на картинный материал, схему;

‒ формирование умения писать небольшие тексты под диктовку (40 – 50 слов) с изученными орфограммами с основной мыслью структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств;

‒ развитие умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме: написание изложений повествовательных и описательных текстов после предварительного разбора и предложенного учителем плана;

‒ формирование умения пользоваться орфографическим словарём, справочными пособиями, информационными ресурсами Интернета;

‒ привитие навыков делового письма с помощью оформления деловых бумаг (адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям);

‒ воспитание интереса к родному языку и стремление использовать знания в повседневной жизни.

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение русскому языку в 5 классе носит практическую направленность и взаимосвязано с другими учебными предметами.

Содержание обучения русскому языку в 5 классе имеет достаточные коррекционные возможности:

- в развитии высших психических функций на предметном материале;

- в обучении связной устной и письменной речи;

- в отработке навыков грамотного письма, составления и оформления деловых бумаг на основе практических упражнений.

При подборе учебного материала используется разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, мотивация учения данного предмета, способствующая наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе.

Содержание обучения русскому языку в 5 классе построено на коммуникативно-речевом подходе к обучению. В процессе изучения программного материала у обучающихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Содержание обучения русскому языку в 5 классе направлено на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Распределение учебного программного материала расположено концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из тем.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Контрольные работы

1

Звуки и буквы

8

1

2

Предложение. Текст

8


3

Состав слова. Текст

16

1

4

Части речи. Текст

28

1

5

Предложение. Текст

6

1

6

Повторение

2



Итого

68

4

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

‒ овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

‒ использование доступных информационных технологий для коммуникации;

‒ проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

‒ воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

‒ развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

‒ развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

Уровни достижения

предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» на конец 5 класса

Предметные результаты

минимальный уровень

• знать отличительные грамматические признаки основных частей слова;

• производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;

• образовывать слова с новым значением с опорой на образец;

• иметь представления о грамматических разрядах слов;

• различать части речи по вопросу и значению$

• пользоваться школьным орфографическим словарем для уточнения написания слова.

достаточный уровень

• знать значимые части слова и их дифференцировать по существенным признакам;

• разбирать слова по составу с использованием опорных схем;

• образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;

• дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;

• определять грамматические признаки изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;

• пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания слова;

• составлять простые распространенные и предложения с однородными членами по схеме, опорным словам, на предложенную тему;

• устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;

• находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных схем.

Примерные планируемые результаты формирования базовых учебных действий (БУД):

Личностные учебные действия:

На основе общих представлений и элементарных знаний на доступном уровне может:

• испытывать чувство гордости за свою страну;

• адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

• активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и стран.

Коммуникативные учебные действия:

В ситуации взаимодействия, организованной учителем может:

• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач

• использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач;

Регулятивные учебные действия:

При совместной, организованной взрослым деятельности способен:

• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

• обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

• адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

На уроке в учебной деятельности, организованной учителем и под контролем может:

• дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

• использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема предмета

Кол-во часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный   уровень

 

                                               Повторение. Звуки и буквы. Текст-8 часов

 



1

Повторение. Звуки и  буквы. Текст

1

Активизирование знаний в области различения, называния звуков и букв. Выполнение упражнений, отрабатывающих данные правила

Различают и соотносят звук и букву. Рассматривают рисунок в учебнике и следят за чтением диалога. Присоединяются к обсуждению диалога с одноклассниками. Выполняют письменные упражнения

Различают и соотносят звук и букву. Выбирают себе напарника. Читают диалог о звуках и буквах в учебнике по ролям. Обсуждают с одноклассниками содержание диалога.
Выполняют письменные упражнения

2

Гласные и согласные. Алфавит

1

Активизирование знаний в области различения, называния звуков и букв, гласных и согласных звуков по их существенным признакам.  Проведение звукового анализа слова, схематичного обозначения звуков. Заучивание правильное произношение букв в алфавите. Написание алфавита в тетради строчными буквами

Различают на слух гласные и согласные звуки с опорой на схемы звукового анализа слова. Называют буквы алфавита с опорой на зрительный материал. Переписывают из упражнения алфавит строчными буквами

Различают на слух гласные и согласные звуки. Проводят звуковой анализ слов, выделяют в словах упражнения учебника первые буквы: гласные отмечают красным кружком, согласные подчеркивают. Называют буквы алфавита по памяти. Записывают в тетрадь слова загадок по алфавиту.  Пишут в скобках отгадки. Подчеркивают слова, в которых букв больше, чем звуков

3

Несовпадение звука и буквы в слове

1

Определение соотнесения звука и буквы под ударением и несоответствия в безударном положении. Вывод о необходимости проверки безударного гласного в слове. Использование способа проверки безударных гласных по данному образцу рассуждения (я сомневаюсь, поэтому проверяю определенным способом). Ознакомление со словарным словом: пассажир, обозначение ударения, указание количества слогов, указание в слове места, где звуки и буквы не совпадают. Определение таких букв (орфограммы). Составление предложения с данным словом

Указывают на соотнесение звука и буквы под ударением и несоответствие в безударном положении. Используют способ проверки безударных гласных по данному образцу рассуждения (я сомневаюсь, поэтому проверяю определенным способом) с опорой на орфографический словарь. Подчеркивают орфограммы в словах из словаря  

Указывают на соотнесение звука и буквы под ударением и несоответствие в безударном положении. Делают вывод о необходимости проверки безударного гласного в слове. Используют способ проверки безударных гласных по данному образцу рассуждения (я сомневаюсь, поэтому проверяю определенным способом). Проверяют по словарю правильность записанных слов. Приводят примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Подчеркивают орфограммы в словах из словаря

4

Твердые и мягкие согласные перед буквами: и, е, ё, ю, я

1

Различение на слух и четкое произнесение твердых и мягких согласных. Различение на письме: - какие гласные пишутся после твердых согласных ?;  -какие гласные пишутся после мягких согласных ?

Определяют на слух и четко произносят твердые и мягкие согласные. Закрепляют правило правописания твердых и мягких согласных с использованием памятки. Списывают упражнение. Выбирают нужные гласные для твердых и мягких согласных с помощью учителя

Определяют на слух и четко произносят твердые и мягкие согласные. Сравнивают, как они произносятся и как пишутся на конце слова. Упражняются в написании твердых и мягких согласных в заданиях учебника

5        

Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова

1

Активизирование знаний в области обозначения мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я по их существенным признакам. Формирование правильного написания   мягкого знака (ь) на конце и в середине слова. Доказательство правильной постановки мягкого знака в слове по данному образцу рассуждения. Ознакомление со словарным словом: область, обозначение ударения, выделение орфограммы, составление и запись предложения с данным словом

Списывают сказку из упражнения учебника, вставляют пропущенные буквы, подчеркивают в словах мягкие согласные двумя чертами  

Списывают сказку из упражнения учебника, вставляют пропущенные буквы, подчеркивают в словах мягкие согласные двумя чертами. Доказывают правильность постановки мягкого знака (ь) в слове по данному образцу рассуждения

6

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)

1

Выделение на письме разделительного мягкого знака (ь) в словах. Упражнение в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком (ь). Доказательство правильности написания данных слов. Повторение правила переноса слов с разделительным мягким знаком (ь)  

Упражняются слышать и записывать слова с разделительным мягким знаком (ь). Повторяют правила переноса слов с разделительным мягким знаком (ь) с использованием таблицы. Выполняют упражнения с помощью учителя

Объясняют написание разделительного мягкого знака (ь) в словах. Упражняются в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком (ь). Доказывают правильность написания данных слов. Повторяют правила переноса слов с разделительным мягким знаком (ь).  Выполняют упражнения, отрабатывающие данные правила

7

Текст. Различение текста и не текста

1

Установление связи предложений по смыслу. Различение текста и нескольких отдельных предложений. Объяснение различий текста и отдельных предложений. Оглавление и списывание текста  

Связывают предложения по смыслу. Различают небольшой текст и несколько отдельных предложений. Списывают текст и озаглавливают с помощью учителя

Связывают предложения по смыслу. Объясняют различия текста и нескольких отдельных предложений. Объясняют эти различия. Озаглавливают и списывают текст самостоятельно

8

Контрольный диктант  (входной) по теме «Звуки и буквы. Текст»

  1

Проверка знаний обучающихся. Применение на практике полученных знаний. Выделение в словах орфограммы

Списывают текст диктанта. Выполняют задание контрольной работы, пользуясь алгоритмами изученных правил

Пишут текст под диктовку. Выполняют задания контрольной работы. Применяют изученные правила самостоятельно

Предложение. Текст – 8 часов

9

Выражение в предложении законченной мысли

1

Выражение мысли посредством предложения. Умение выделять предложение из текста. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Окончание мысли в предложении по-разному с помощью рисунков

Доносят свою мысль посредством предложения с помощью уточнений учителя. Оканчивают мысль в простом предложении по-разному с помощью рисунков и уточнений учителя. Списывают предложение с печатного текста

Высказывают мысль посредством предложения и определяют предложение в тексте. Выделяют предложение из текста. Восстанавливают нарушенный порядок слов в предложении. Завершают мысль в предложении по-разному с помощью рисунков. Оформляют на письме получившееся предложение

10

Распространение предложений

1

Минутка чистописания. Умение аргументированно выражать мысль в предложении. Распространение предложений в тексте упражнения учебника  

Добавляют уточняющие слова в предложения в тексте упражнения с помощью вопросов учителя. Рассматривают рисунок сказки в учебнике и читают кратко записанную сказку 

Выражают мысль в предложении и распространяют предложения в тексте упражнения учебника. Записывают получившийся текст

11

Порядок слов                      в предложении

1

Минутка чистописания. Закрепление умения выделять предложения из текста, делить текст на предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении

Выделяют предложения из текста, делят текст на предложения. Записывают получившийся текст. Продолжают текст с помощью уточняющих вопросов учителя  

Выделяют предложения из текста, делят текст на предложения. Восстанавливают нарушенный порядок слов в предложении. Продолжают текст, составляя из данных слов предложения

12 

Связь слов                                 в предложении

1

Грамматическая разминка. Объединение слов по смыслу с помощью вопросов «Где? Куда? Откуда?»   Расположение слов в предложении в определённом порядке

Связывают слова по смыслу с помощью вопросов. Упражняются в распределении набора слов в определенном порядке. Слушают составленные предложения одноклассников

Связывают слова по смыслу с помощью вопросов, изменяя форму слов. Употребляют слова в предложении в определенном порядке. Записывают получившиеся предложения и читают их одноклассникам

13

Главные и второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Сказуемое

1

Минутка чистописания. Определение сказуемого в предложении по вопросам «Что делает? Что делал? Что сделает?» Выделение названий действий в каждом предложении. Различие сказуемого по значению и вопросам

Ставят вопросы к выделенным учителем словам в предложении печатного текста по вопросам «Что делает? Что делал? Что сделает?» Подчеркивают двумя чертами названия действий в каждом предложении упражнения учебника с опорой на представленный образец

Находят сказуемое в предложении по вопросам «Что делает? Что делал? Что сделает?» Различают сказуемое по значению. Подчеркивают двумя чертами названия действий в каждом предложении упражнения учебника. Подбирают вместо вопросов по смыслу пропущенные сказуемые в упражнении учебника

  

Главные члены предложения. Подлежащее

1

Определение подлежащего в предложении по вопросам к тому, кто совершает действие – «Кто? Что?» Различие подлежащего по значению и вопросам

Выделяют подлежащее в предложении вопросам к тому, кто совершает действие –  «Кто? Что?» Подчеркивают подлежащие одной чертой в предложениях из упражнения учебника с опорой на представленный образец

Выделяют подлежащее в предложении по вопросам к тому, кто совершает действие. Различают подлежащее по значению. Подчеркивают подлежащие одной чертой в предложениях из упражнения учебника

14

Второстепенные члены предложения

1

Знакомство с главными и второстепенными членами предложения. Выделяют второстепенные члены предложения, задавая вопросы от подлежащего и сказуемого

Упражняются различать главные и второстепенными члены предложения с опорой на схему учебника. Выделяют второстепенные члены предложения по вопросам с помощью учителя

Различают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют второстепенные члены предложения, задавая вопросы от подлежащего и сказуемого. Подчёркивают в предложениях подлежащее, сказуемое и второстепенные члены

15  

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения

1

Отличие предложение от текста. Деление текста на предложения. Определение границ предложений. Правильное обозначение на письме начала и конца предложения

Упражняются выделять предложение в тексте. Определяют границы предложений. Правильно обозначают на письме начало и конец предложения с помощью учителя

Выделяют предложение в тексте. Отличают предложение от текста. Делят текст на предложения. Определяют границы предложений. Правильно обозначают на письме начало и конец предложения

16

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения

1

Умение соблюдать повествовательную интонацию. Выделение предложений по интонации. Сравнение их, выделяя видимые признаки (восклицательные или вопросительные слова в начале предложения, знаки препинания в конце предложений). Ознакомление со словарным словом: облако, правильная постановка ударения в слове. Составление и запись в тетради предложения с данным словом

Различают предложения по интонации с опорой на знаки препинания. Упражняются в соблюдении повествовательной интонации по подражанию интонации учителя

Различают предложения по интонации. Ставят знаки препинания. Сравнивают предложения, выделяя видимые признаки (восклицательные или вопросительные слова в начале предложения, знаки препинания в конце предложений)

Состав слова. Текст – 16 часов

17

Корень и однокоренные слова

1

Активизирование знаний в области уточнения представления о корне слова как о главной части основы слова, в области определения общей части слова – корня в словах.  Нахождение однокоренных родственных слов, определение корня в родственных словах.  Выделение устное и графическое на письме части слова - корень. Выполнение упражнений, закрепляющих данное правило

Упражняются в подборе однокоренных родственных слов. Определяют в них корень с опорой на образец учебника. Выделяют графически на письме корень в однокоренных словах по инструкции учителя  

Подбирают однокоренные родственные слова. Определяют в них корень. Выделяют устно и графически на письме корень в однокоренных словах  

18

Окончание. Окончание – изменяемая часть слова.

1

Орфографическая минутка. Знакомство с изменяемой частью слова – окончанием. Выделяют окончания в словах, различая его по функции

Списывают слово в разных формах с печатного текста. Подчеркивают часть слова, которая менялась. Упражняются в выделение окончания на письме  

Выписывают слово из упражнения учебника в разных формах. Подчеркивают часть слова, которая изменялась. Упражняются в выделение окончания на письме. Определяют, как изменяются слова в словосочетаниях  

19  

Приставка. Приставка как часть слова

1

Минутка чистописания. Знакомство с приставкой. Выделение части слова, стоящей перед корнем  

Составляют небольшой рассказ к картинкам учебника, используя слова под рисунками, записывают с опорой на них. Списывают однокоренные слова. Подчеркивают выделенные учителем части слов, которые стоят перед корнем

Составляют небольшой рассказ к картинкам учебника, используя слова под рисунками, записывают его. Подчеркивают части слов, которые стоят перед корнем. Называют два однокоренных слова с разными приставками  

20

Приставка и предлог

1

Нахождение различия между приставками и предлогами. Подбор вспомогательного слова между предлогом и словом

Списывают текст предложения в учебнике. Выделяют в словах приставки, подчеркивают предлоги. Выписывают слова с приставками и предлоги со словами. Обозначают приставки и подчеркивают предлоги  

Списывают текст предложения в учебнике. Выделяют в словах приставки, подчеркивают предлоги. Выписывают слова с приставками и предлоги со словами. Обозначают приставки и подчеркивают предлоги. Устно вставляют другие слова между предлогом и словом. Объясняют отличие предлога от приставки. Доказывают, что предлоги с другими словами пишутся отдельно

21

Суффикс. Суффикс как часть слова

1

 Знакомство с новой частью слова – суффикс. Выделение суффиксов: –ик-, -ниц-, -к-, -ак- в словах. Образование новых слов при помощи суффиксов

Объясняют, какое место в словах занимает новая часть слова – суффикс Выделяют в словах суффиксы: ик-, -ниц-, -к-, -ак- с помощью правила учебника. Подбирают однокоренные слова и записывают их по образцу учебника.

Объясняют, какое место в словах занимает новая часть слова – суффикс. Выделяют в словах суффиксы: – ик-, -ниц-, -к-, -ак-. Образуют новые слова при помощи суффиксов. Находят в тексте упражнения однокоренные слова. Выделяют в них корень и суффикс

22   

Правописание безударных гласных в корне слова. Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне слова

1

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне слова, применяя правило учебника

Вставляют безударную гласную в корне слова. Применяют правило правописания безударных гласных в корне слова с опорой на правило учебника

Вставляют безударную гласную в корне слова. Изменяют форму слова для проверки безударной гласной, применяя правило учебника

23

Проверяемые и проверочные слова   в группе однокоренных слов

1

Упражнения по подбору проверочных и проверяемых слов в группе однокоренных слов. Ознакомление со словарным словом:  север, правильная постановка ударения в слове. Составление и запись в тетради предложения с данным словом

Списывают ряды однокоренных слов из упражнения в учебнике. Выделяют в словах корень. Ставят ударение. Подчеркивают в каждом предложении два однокоренных слова, выделяют общий корень. Выбирают проверяемое слово и проверочное с опорой на алгоритм в учебнике

Выполняют упражнение в учебнике. Выделяют в словах корень. Ставят ударение. Подчеркивают в каждом предложении однокоренные слова, выделяют общий корень. Выбирают проверяемое слово и проверочное. Объясняют свой выбор

24  

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова

1

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова. Проверка сомнительной согласной в корне слова при помощи гласной с добавлением окончания

Подчеркивают сомнительные гласные в упражнение учебника. Проверяют сомнительную согласную в корне с помощью гласной с опорой на алгоритм в учебнике (сомневаюсь-проверяю-пишу) Упражняются к корню слова добавлять окончание

Подчеркивают сомнительные гласные в упражнение учебника. Проверяют сомнительную согласную в корне с помощью гласной. Добавляют к корню слова окончание. Вставляют сомнительные согласные в корне

25

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова

1

  Минутка чистописания. Знакомство со способами проверки звонких и глухих согласных в корне слова

Называют изображенные предметы на рисунке в учебнике. Используют слова-корни. Вписывают корни в столбики однокоренных слов  

Называют изображенные предметы на рисунке в учебнике. Используют слова-корни. Вписывают корни в столбики однокоренных слов. Выбирают из скобок упражнения в учебнике проверочное слово и вставляют «сомнительную» согласную в корне слова

26

Проверяемые гласные и согласные в корне слова

1

Минутка чистописания. Овладение способами проверки безударных гласных и сомнительных согласных в корне однокоренных слов

Проверяют безударные гласные и сомнительные согласные в корне слова.  Подбирают проверочные однокоренные слова по образцу учебника

Проверяют безударные гласные и сомнительные согласные в корне слова. Объясняют правописание слов с пропущенной орфограммой в корне слова. Находят в предложениях проверочное слово и подчеркивают его

27

Непроверяемые написания в корне

1

Активизация своего словарного запаса однокоренными словами. Умение находить слова в орфографическом словаре и проверять правильность их написания

Находят и списывают слова с непроверяемыми написаниями в корне слова в орфографическом словаре, объясняют орфограммы по словесной инструкции учителя

Пополняют свой словарный запас однокоренными словами. Находят слова с непроверяемыми написаниями в корне слова в орфографическом словаре. Объясняют изученные орфограммы

28-29

Состав слова. Закрепление знаний

1

Закрепление полученных знаний. Повторение изученных правил. Ознакомление со словарным словом:  библиотека, правильная постановка ударения в слове. Составление и запись словосочетания и предложения с данным словом  

Называют пропущенные орфограммы в тексте учебника. Объясняют их написание. Связывают по смыслу слова в каждой строчке. С помощью учителя определяют тему словосочетаний. Записывают предложения, составленные одноклассниками

Называют пропущенные орфограммы в тексте учебника. Объясняют их написание. Связывают по смыслу слова в каждой строчке. Определяют тему получившихся словосочетаний. Записывают тему и словосочетания к ней. Составляют и записывают наиболее интересные предложения

30

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану

  1

Грамматическая разминка. Составление плана рассказа по сюжетной картинке. Запись рассказа с соблюдением понятия «красная строка»

Переписывают план рассказа, составленный совместно с учителем. Сверяют с печатным текстом соблюдение «красной строки» при списывании

Записывают составленные предложения и связывают их по смыслу с опорой на составленный план. Проверяют соблюдение на письме «красной строки». Читают одноклассникам получившийся рассказ в тетради

31

Контрольный диктант по теме «Состав слова»  

1

Проверка знаний обучающихся по теме «Состав слова». Использование графического образа изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами

Переписывают текст диктанта, разбирают простые слова по составу в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом

Записывают текст диктанта под диктовку учителя. Выполняют грамматические задания контрольного диктанта самостоятельно

32

Работа над ошибками диктанта. Подготовка к словарному диктанту

1

Упражнения на часто встречающиеся ошибки в диктанте. Повторение написания словарных слов  

Выполняют работу над ошибками, используя наглядную и словесную инструкцию учителя

Выполняют работу над ошибками самоятоятельно. Повторяют словарные слова по словарю учебника

Части речи. Текст – 28 часов

33

Название предметов, действий и признаков

1

Чёткое различие названия предметов, действий, признаков. Умение находить в предложении названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к названиям предметов, действий и признаков

Упражняются в отличии названия предметов, действий, признаков. Находят в предложении части речи и ставят к ним вопросы с опорой на правило учебника

Уточняют названия предметов, действий, признаков. Находят в предложении части речи и ставят к ним вопросы

34

Понятие о частях речи. Существительное

1

Минутка чистописания. Выделение в предложении имени существительного по вопросам «Кто? Что?» Доказательство своего выбора

Определяют имя существительное по вопросам «Кто? Что?» Выписывают выделенные слова из упражнения учебника, изменив их по образцу 

Определяют имя существительное по вопросам «Кто? Что?» Доказывают свой выбор по образцу рассуждения учебника

35

Глагол

1

Узнавание названий действий по вопросам «Что делал? Что сделал? Что сделает?» Доказательство своего выбора

Определяют названия действий   по вопросам «Что делал? Что сделал? Что сделает?» Подбирают по смыслу пропущенные глаголы в упражнение учебника с помощью учителя

Определяют названия действий по вопросам «Что делал? Что сделал? Что сделает?» Доказывают свой выбор, используя образец рассуждения учебника

36

Прилагательное

1

Узнавание имен прилагательных по вопросам «Какой? Какая? Какое?» Доказательство своего выбора

Определяют имена прилагательные по вопросам «Какой? Какая? Какое?» используя образец учебника. Выполняют упражнения из учебника с помощью учителя

Определяют имена прилагательные по вопросам «Какой? Какая? Какое?» Доказывают свой выбор. Выписывают из упражнения учебника прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится

37

Различение частей речи по вопросу и значению.

1

Нахождение в тексте частей речи по вопросу и значению. Подбор вопросов к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт. Выделение частей речи в предложении, правильное подчёркивание. Ознакомление со словарным словом: забота, правильная постановка ударения в слове. Составление и запись словосочетания и предложения с данным словом

Различают части речи по вопросу и значению. Выделяют части речи в предложении, правильно их подчёркивают, используя схему

Различают части речи по вопросу и значению. Ставят вопросы к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт. Выделяют части речи в предложении, правильно их подчёркивают

38

Имя существительное. Значение имен существительных в речи

1

Понимание значения имен существительных в речи. Подбор к обобщающим названиям названия конкретных предметов, применяя образец учебника

Повторяют определение имени существительного с помощью правила учебника. Подбирают к обобщающим названиям названия конкретных предметов  

Объясняют значение существительных в речи.  Подбирают к обобщающим названиям названия конкретных предметов. Дописывают существительные с обобщающим названием в упражнение учебника

39

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1

Знакомство с понятиями «одушевлённые и неодушевленные имена существительные». Постановка вопросов и определение одушевленных и неодушевленных имен существительных

Знакомятся с понятиями «одушевлённые и неодушевленные существительные». Задают вопросы к именам существительным «Кто?» или «Что?»

Знакомятся с понятиями «одушевлённые и неодушевленные существительные». Задают вопросы к именам существительным «Кто?» или «Что?» Определяют имена существительные одушевлённые и неодушевленные

40

Собственные и нарицательные имена существительные

1

Минутка чистописания. Знакомство с понятиями «собственные и Нарицательные имена существительные».  Отличие собственных имен существительных от нарицательных

Знакомятся с понятиями «собственные и нарицательные имена существительные».  Тренируются отличать собственные имена существительные от нарицательных

Знакомятся с понятиями «собственные и нарицательные имена существительные». Умеют объяснить, чем они различаются, для чего даётся собственное имя предмету

  41

Текст. Тема и основная мысль текста

1

Минутка чистописания. Определение основной мысли текста, выбор заголовка. Выделение предложения, выражающего основную мысль текста

Определяют основную мысль текста. Выбирают заголовок из трех предложенных вариантов. Списывают текст с заголовком

Определяют основную мысль текста. Подбирают заголовок к тексту, объясняя свой выбор

42

Понятие о единственном и множественном числе имён существительных

1

Минутка чистописания Распознавание числа имен существительных. Изменение числа существительных (единственное на множественное, и наоборот)

Определяют число имени существительного, используя правило учебника

Определяют число имени существительного при словоизменении. Изменяют, где надо, число имени существительного

43

Изменение имен существительных по числам

1

Применение в устной и письменной речи существительных в единственном и множественном числе. Упражнения в изменении существительных по числам.  

Изменяют имена существительные по числам, используя правило учебника. Записывают имена существительные, которые обозначают один предмет и несколько одинаковых предметов

Употребляют существительные в единственном и множественном числе. Изменяют существительные по числам, выделяют окончания имен существительных

44

Род имён существительных Знакомство с понятием     рода

  1

Минутка чистописания. Формирование понятия рода. Указание рода имен существительных

Упражняются в определении рода имен существительных. Упражняются в добавление слов мой, моя, мое и заменяют имена существительные словами: он, она, оно 

Определяют род имен существительных. Объясняют, как определить род имени существительного, следуя выделенному правилу в учебнике

 45  

Различение имен существительных     по родам

1

Минутка чистописания.  Различие имен существительных по родам, с помощью личных местоимений

Определяют существительные по родам, используя памятку

Определяют существительные по родам (используя слова мой, моя, мое)

46

Имя прилагательное. Значение имен прилагательных в речи

1

Понимание значения имен прилагательных в речи 

Определяют имя прилагательное по образцу учебника. Упражняются в употреблении имени прилагательного в речи. Списывают предложения с печатного текста в тетрадь

Определяют имя прилагательное. Рассказывают о значение имени прилагательного в речи. Обсуждают тему урока с одноклассниками. Приводят примеры из жизни.  Записывают названия предметов и их признаков в тетради

47

Изменение имен прилагательных по родам. Зависимость рода имен прилагательных от рода  существительных

1

 Определение зависимости рода имен прилагательных от рода имен существительных.   Доказательство этой зависимости на конкретных примерах

Изменяют имена прилагательные по родам с помощью опорных слов. Используют правило учебника. Записывают новые слова в тетрадь  

Изменяют имена прилагательные по родам с помощью опорных слов. Доказывают свой выбор примерами. Записывают примеры в тетрадь

48

Окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего родов

1

 Нахождение окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего родов. Определение рода имен прилагательных

Указывают   выделенные учителем окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего родов. Определяют род прилагательных с опорой на правило учебника.

Указывают окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего родов. Определяют род имён прилагательных. Выделяют окончания имен прилагательных

49

Изменение имен прилагательных по родам

1

Овладение умением изменять имена прилагательные по родам. Упражнения в изменении имен прилагательных по родам

Упражняются определять род имен прилагательных по образцу учебника. Списывают измененные прилагательные по родам с помощью словесной инструкции учителя

Называют признаки, от которых зависит род имен прилагательных. Выполняют упражнения по изменению имен прилагательных по родам самостоятельно

50

Имя прилагательное. Закрепление знаний

1

Зрительный диктант. Закрепление знаний по теме. Нахождение имен прилагательных в тексте и имен существительных, к которым они относятся

Списывают предложения печатного текста. Узнают имена прилагательные в тексте с помощью уточняющих вопросов

Узнают имена прилагательные в тексте и имена существительные, к которым они относятся. Записывают словосочетания в тетрадь

51

Имя прилагательное. Закрепление знаний

1

Совершенствование знаний по теме. Нахождение имен прилагательных в тексте и существительных, к которым они относятся

Выделяют имена прилагательные в тексте с помощью уточняющих вопросов. Находят имена прилагательные в тесте и подчеркивают их волнистой линией

Выделяют имена прилагательные в тексте и имена существительные, к которым они относятся. Находят имена прилагательные в тесте и подчеркивают их волнистой линией. Указывают на грамматические признаки каждого прилагательного

52

Глагол. Значение глаголов                                   в речи

1

Минутка чистописания. Формирование понятия о значении глагола в речи

Слушают рассказ учителя о значении глагола в речи. Рассматривают сюжетные картинки со словами – действиями. Списывают предложения с печатного текста. Находят глаголы в упражнении и подчеркивают их двумя чертами

Рассказывают о значении глагола в речи. Обсуждают тему урока с одноклассниками. Приводят примеры из жизни. Составляют предложения. Наиболее интересные из них записывают в тетрадь. Находят глаголы в предложениях. Подчеркивают глаголы двумя чертами самостоятельно

53

Различение действий, обозначаемых глаголами

1

Минутка чистописания. Формирование понятий о действиях, обозначаемых глаголами

Называют действия глаголов с опорой на образец учебника. Записывают словосочетания с глаголами, составленными одноклассниками

Называют действия глаголов. Составляют с одноклассниками по одному словосочетанию со всеми глаголами упражнения в учебнике. Записывают составленные словосочетания

54- 55   

Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов

1

Умение ставить вопросы к глаголам настоящего времени. Составлять предложения с глаголами настоящего времени.

Упражняются ставить вопросы к глаголам настоящего времени. Списывают глаголы и ставят вопросы к ним. С помощью учителя составляют предложения с глаголами настоящего времени.

Ставят вопросы к глаголам настоящего времени. Составляют предложения с глаголами настоящего времени самостоятельно, записывают их.  

56

Прошедшее время глаголов

1

Грамматическая разминка. Умение ставить вопросы к глаголам прошедшего времени Составлять предложения с глаголами прошедшего времени

Упражняются ставить вопросы к глаголам прошедшего времени. Списывают глаголы и ставят вопросы к ним. С помощью учителя составляют предложения с глаголами прошедшего времени

Ставят вопросы к глаголам прошедшего времени. Составляют предложения с глаголами прошедшего времени самостоятельно, записывают их.  

57

Будущее время глаголов

1

Грамматическая разминка. Умение ставить вопросы к глаголам будущего времени Составлять предложения с глаголами будущего времени

Упражняются ставить вопросы к глаголам будущего времени. Списывают глаголы и ставят вопросы к ним с помощью учителя составляют предложения с глаголами будущего времени

Ставят вопросы к глаголам будущего времени. Составляют предложения с глаголами настоящего времени самостоятельно, записывают их.  

58-

59

Различение глаголов по временам

1

Грамматическая разминка. Различие глаголов по временам, постановка к ним вопросов. Составление предложений с глаголами разного времени. Тренировка в определении времени глагола

Различают глаголы по временам с опорой на вопросы в памятке. Списывают предложения с различными по времени глаголами из текста, определяют времена глаголов с помощью учителя

Различают глаголы по временам, задавая к ним вопросы. Доказывают правильность своего выбора. Составляют предложения с глаголами разного времени. Определяют их времена самостоятельно

60

Проверочная работа по теме «Существительное. Прилагательное. Глагол»

1

Проверка знаний обучающихся. Умение ставить вопросы к глаголам, определять их времена.

Переписывают текст, ставят вопросы к глаголам с опорой на словесную инструкцию учителя. Определяют времена глаголов с опорой на правила.

Находят в тексте глаголы, правильно ставят к ним вопросы, записывают их и определяют времена глаголов самостоятельно.

Предложение. Текст. Главные и  второстепенные члены предложения – 6 часов

61

Главные члены предложения

1

Выделение в предложении главных членов и подчеркивание их. Умение ставить вопросы к главным членам предложения

Списывают предложения с печатного текста. Подчеркивают выделенные учителем главные члены предложения. Упражняются выделять главные члены предложения и ставят вопросы с опорой на словесную инструкцию учителя

Записывают упражнение из учебника. Выделяют главные члены предложения и ставят вопросы к ним. Обсуждают с одноклассниками правильность постановки вопросов. Записывают в тетрадь предложения с вопросами

62  

Второстепенные члены предложения

1

Выделение в предложении второстепенных членов предложения и подчеркивание их

Списывают предложения с печатного текста. Подчеркивают выделенные учителем второстепенные члены предложения. Упражняются ставить к ним вопросы

Записывают упражнение из учебника. Выделяют второстепенные члены с помощью вопросов. Подчеркивают второстепенные члены предложения

63      

Нераспространенные          и распространенные предложения. Различение нераспространенных и распространенных предложений

1

Различение нераспространенных и распространенных предложений на практике

Упражняются различать распространенные и нераспространенные предложения с опорой на образец учебника. Строят схему предложения с помощью учителя. Сравнивают две схемы предложений (нераспространенное          и распространенное). Списывают предложения с печатного текста

Определяют предложения по схемам (нераспространенные          и распространенные). Выбирают предложения к схемам учебника и записывают их рядом. Объясняют отличие нераспространенного и распространенного предложений  

64    

Однородные члены предложения Знакомство с однородными членами предложения

1

Выделение в тексте одинаковых членов предложения. Чтение   предложений с однородными членами с интонацией перечисления

Читают близкие по смыслу предложения, указанные учителем. Определяют однородные члены предложения в тексте, опираясь на схему. Упражняются в чтении данных предложений с интонацией перечисления. Списывают предложения с однородными членами. Отмечают цветной ручкой однородные члены предложения, ориентируясь на зрительную опору

Читают близкие по смыслу предложения. Определяют однородные члены предложения в тексте. Упражняются в чтении данных предложений с интонацией перечисления. Отмечают цветной ручкой однородные члены предложения  

65

Итоговая контрольная работа (диктант)

1

Написание итогового контрольного диктанта с грамматическими заданиями: разбор слов по составу, выделение орфограмм, определение главных и второстепенных членов предложения, указание частей речи в предложении, правильное написание словарных слов

Переписывают текст. Находят главные члены предложения, используя схемы. Разбирают слово по составу, используя схемы и представленный образец

Записывают текст на слух. Находят части речи в предложении. Выделяют главные и второстепенные члены предложения. Выделяют в предложении однородные члены предложения. Подчеркивают орфограммы. Разбирают слова по составу  

66

Работа над ошибками диктанта. Подготовка к словарному диктанту

1

Выделение часто встречающихся ошибок в диктанте. Упражнения   в написании словарных слов

Выполняют работу над ошибками, используя словесную инструкцию учителя и запись на доске. Списывают словарные слова с карточки

Выполняют работу над ошибками самостоятельно. Проговаривают вслух изученные словарные слова. Пишут словарные слова под диктовку

Повторение – 2 часа

67

Состав слова

1

Разбор слов по составу. Выделение в слове всех его частей

Разбирают слова по составу с помощью словесной инструкции учителя. Называют каждую часть в составе слов с опорой на представленный образец. Списывают с доски слова с выделенными частями, комментируют свои действия

Разбирают слова по составу. Выполняют упражнения из учебника. Вставляют пропущенные орфограммы в корне. Называют каждую часть в составе слов. Выделяют все части в составе слов. Объясняют правописание орфограмм. Выбирают проверочные слова

68

Части речи

1

Определение частей речи, постановка вопросов к словам

Повторяют определение частей речи с опорой на представленный образец. Ставят вопросы к словам для определения частей речи с наглядной опорой из учебника. Списывают предложения с печатного текста

Повторяют определение частей речи. Выполняют упражнения из учебника. Различают части речи в предложении, ставя вопросы к словам. Записывают в тетради слова и вопросы к ним


















ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС


п/п


Тема урока





Всего


Контрольные работы


Дата изучения


план

факт


1

Повторение. Звуки и  буквы. Текст

1


02.09



2

Гласные и согласные. Алфавит

1


04.09



3

Несовпадение звука и буквы в слове

1


09.09



4

Твердые и мягкие согласные перед буквами: и, е, ё, ю, я

1


11.09



5

Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова

1


16.09



6

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)

1


18.09



7

Текст. Различение текста и не текста

1


23.09



8

Контрольный диктант  (входной) по теме «Звуки и буквы. Текст»

1

1

25.09



9

Выражение в предложении законченной мысли

1

30.09




10

Распространение предложений

1


02.10



11

Порядок слов в предложении.

1


07.10



12

Связь слов в предложении.

1


09.10



13

Главные и второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Сказуемое

1


14.10



14

Второстепенные члены предложения

1

16.10



15

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения

1


21.10



16

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения

1


23.10



17

Корень и однокоренные слова

1


06.11



18

Окончание. Окончание – изменяемая часть слова.

1


11.11



19

Приставка. Приставка как часть слова

1


13.11



20

Приставка и предлог.

1


18.11



21

Суффикс. Суффикс как часть слова

1


20.11




22

Правописание безударных гласных в корне слова. Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне слова

1


25.11



23

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов

1

27.11



24

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова

1


02.12



25

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова

1


04.12



26

Проверяемые гласные и согласные в корне слова

1

09.12



27

Непроверяемые написания в корне

1


11.12



28

Состав слова. Закрепление знаний

1


16.12



29

Состав слова. Закрепление знаний

1


18.12



30

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану

1


23.12



31

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1

1

25.12



32

Работа над ошибками диктанта. Подготовка к словарному диктанту

1


30.12



33

Название предметов, действий и признаков

1


13.01



34

Понятие о частях речи. Существительное

1


15.01



35

Глагол

1


20.01



36

Прилагательное

1


22.01



37

Различение частей речи по вопросу и значению.

1


27.01



38

Имя существительное. Значение имен существительных в речи

1

29.01



39

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1


03.02



40

Собственные и нарицательные имена существительные

1


05.02



41

Текст. Тема и основная мысль текста

1


10.02



42

Понятие о единственном и множественном числе имён существительных

1

1

12.02



43

Изменение имен существительных по числам

1


17.02



44

Род имён существительных Знакомство с понятием     рода

1


19.02



45

Различение имен существительных     по родам

1


24.02



46

Имя прилагательное. Значение имен прилагательных в речи

1


26.02



47

Изменение имен прилагательных по родам. Зависимость рода имен прилагательных от рода  существительных

1


03.03



48

Окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего родов

1


05.03



49

Изменение имен прилагательных по родам

1


10.03



50

Имя прилагательное. Закрепление знаний

1


12.03



51

Имя прилагательное. Закрепление знаний

1


17.03



52

Глагол. Значение глаголов                                   в речи

1


19.03



53

Различение действий, обозначаемых глаголами

1


24.03



54

Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов

1


26.03



55

Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов

1


07.04



56

Прошедшее время глаголов

1


09.04



57

Будущее время глаголов

1


14.04



58

Различение глаголов по временам

1


16.04



59

Различение глаголов по временам

1


21.04



60

Проверочная работа по теме «Существительное. Прилагательное. Глагол»

1

1

23.04



61

Главные члены предложения

1


28.04



62

Второстепенные члены предложения

1


30.04



63

Нераспространенные          и распространенные предложения. Различение нераспространенных и распространенных предложений

1


05.05



64

Однородные члены предложения Знакомство с однородными членами предложения

1


07.05



65

Итоговая контрольная работа (диктант)

1

1

12.05



66

Работа над ошибками диктанта. Подготовка к словарному диктанту

1


14.05



67

Состав слова

1

19.05



68

Части речи

1


21.05



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4






V. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.