Рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения учащегося 7 класса (VII вид)
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы.
Данная программа предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку с учащимся 7 класса Неделяевым Д. по программе общеобразовательных учреждений VII вида, с целью коррекции отклонений в развитии познавательной деятельности, формирования и развития грамматико – аналитичесих навыков учащегося с трудностями в освоении программы, восполнению пробелов в его знаниях, пропедевтике изучения трудных тем, обогащению и расширению словаря, речевому развитию в целом.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
Требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Положения о рабочей программе педагога по ФГОС в МОБУ СОШ№ 2 от 12.03.2014.
Учебно-методического комплекса: программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.(Русский язык.Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. М., Просвещение,2014).Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.,Просвещение, 2015.
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Психолого - педагогическая характеристика учащихся, посещающих коррекционные занятия по русскому языку.
В настоящее время возросло число учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые не могут полностью освоить программу по русскому языку. В таком случае коррекционно-развивающие занятия по данному предмету особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков.
Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям.
Данная программа предполагает курс дополнительных коррекционно-развивающих занятий по русскому языку. На занятиях, темы которых связаны с тематикой основных уроков русского языка, учащимся оказывается помощь в усвоении основных тем школьной программы, происходит углубление изучаемого материала, развитие устной и письменной речи, проводятся викторины, игры, «веселые диктанты».
Продолжительность и регулярность занятий:
Рабочая коррекционно - развивающая программа по русскому для учащихся с ОВЗ рассчитана на учебный год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Учащиеся должны выполнять доступные им по интеллектуальным возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации, предлагаемые в ходе различных моментов занятия.
Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для ученика. Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала по предмету в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий, интерес к родному русскому языку.
Цель программы
Данная программа по русскому языку для учащегося 7 класса Неделяева Д. VII вида направлена на овладение знаний, умений и навыков с учетом возможностей ребенка; носит коммуникативную направленность.
Задачи:
Обучающие:
Посредством формирования и развития грамматико-аналитических, орфографических и пунктуационных навыков систематизировать те непрочные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.
Развивающие:
Развивать познавательную активность учащихся.
Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к родному краю и т.д. средствами данного предмета.
Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
практические методы: упражнения, творческие задания, списывание, диктант, перфокарта и др.
Методы по степени активности познавательной деятельности:
репродуктивные,
проблемно-поисковые.
Методы организации деятельности и опыта поведения:
упражнение;
приучение;
оценивание;
создание воспитывающей ситуации.
Предполагаемый результат
7 класс
Основные знания, умения и навыки
Учащиеся к концу обучения должны уметь:
определять вид предложения по цели высказывания;
находить главные и второстепенные члены предложения;
находить в предложении однородные члены и ставить между ними знаки препинания;
подбирать группы родственных слов;
проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
обозначать мягкость согласных буквой Ь;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
различать имена собственные и нарицательные;
изменять им. сущ. по родам, числам, падежам;
склонять имя существительное;
действительные и страдательные причастия;
краткие страдательные причастия;
порядок морфологического разбора причастий;
грамматические признаки деепричастия как части речи;
грамматические признаки наречия как части речи;
смысловые группы наречий;
о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
правила употребления предлогов с разными падежами;
о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
о сочинительных и подчинительных союзах;
порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
отличие частиц от самостоятельных частей речи;
формообразующие и смысловые частицы;
о назначении в речи междометий.
Материал занятия отбирается в зависимости от имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание уделяется предметно-практической деятельности. Содержание индивидуальных занятий не допускает «натаскивания», формального механического подхода, оно максимально направлено на развитие ученика. На занятиях используются различные виды практической деятельности. Действия с реальными предметами, использованием наглядно-графических схем и т. п. Создается возможность для широкой подготовки учащихся к выполнению различного типа задач: формирования пространственных представлений, умения сравнивать, обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; осмысления художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.
При работе с каждым типом упражнений, заданий добиваюсь полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого переходим к другому типу заданий. Часть занятий проводится в игровой форме. Этим поддерживается постоянный интерес к занятиям.
При проведении игр и упражнений исключается ситуация неудач.
Коррекционно-развивающие занятия обеспечивают не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности.
Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
Содержание тем учебного курса
1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление
Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.
Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.
2. Повторение изученного в 5 – 6 классах
3. Морфология и орфография. Культура речи.
3.1. Причастие
Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.
Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.
3.2. Деепричастие
Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).
Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии
3.3. Наречие
Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.
Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.
3.4. Категория состояния
Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.
Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.
4. Служебные части речи
Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.
Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.
5. Повторение изученного в 7 классе
Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 2016-2017 учебный год
(68 занятий)
№ п/п |
Наименование разделов курса, тем уроков |
Кол-во занятий |
Дата |
1 |
Русский язык как развивающееся явление. |
1 |
|
2-3 |
Повторение изученного в 6 классе |
2 |
|
4-5 |
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. |
2 |
|
6-7 |
Действительные и страдательные причастия. |
2 |
|
8-9 |
Р.р. Изложение (по упр.116) |
2 |
|
10-11 |
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
2 |
|
12-13 |
Слитное и раздельное написание не с причастиями. |
2 |
|
14-15 |
Повторение темы «Причастие». Тест. |
2 |
|
16 |
Контрольный диктант по теме: "Причастие". |
1 |
|
17 |
Анализ контрольного диктанта. |
1 |
|
18-19 |
Деепричастие как часть речи. |
2 |
|
20-21 |
Деепричастный оборот. |
2 |
|
22-23 |
Запятые при деепричастном обороте. |
2 |
|
24-25 |
Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь». |
2 |
|
26-27 |
Раздельное написание не с деепричастиями. |
2 |
|
28-29 |
Наречие как часть речи. |
2 |
|
30 |
Употребление наречий в речи. |
1 |
|
31-32 |
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. |
2 |
|
33-34 |
Урок-практикум по теме «Употребление не с разными частями речи». |
2 |
|
35-36 |
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. |
2 |
|
37-38 |
Буквы о и а на конце наречий. |
2 |
|
39-40 |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий |
2 |
|
41-42 |
Р.р. Сжатое изложение (упр.322) |
2 |
|
43 |
Предлог как часть речи. |
1 |
|
44-45 |
Употребление предлогов. |
2 |
|
46-47 |
Слитное и раздельное написание производных предлогов. |
2 |
|
48 |
Союз как часть речи. |
1 |
|
49-50 |
Простые и составные союзы. |
2 |
|
51-52 |
Союзы сочинительные и подчинительные. |
2 |
|
53-54 |
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы. |
2 |
|
55 |
Контрольный диктант по теме: "Служебные части речи". |
1 |
|
56-57 |
Отрицательные частицы не и ни. |
2 |
|
58-59 |
Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. |
2 |
|
60 |
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. |
1 |
|
61-62 |
Морфемика. Словообразование. |
2 |
|
63-64 |
Морфология. Орфография. |
2 |
|
65-66 |
Синтаксис. |
2 |
|
67-68 |
Итоговые уроки. |
2 |
|
ИТОГО |
68 |