Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Туендатская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено на педагогическом совете. Утверждаю. Директор школы Васильева К,В.
Протокол № 08.2020год. Приказ № 08.2020год.
Рабочая программа
по русскому языку в 6 классе
Количество часов (204 часа). Уровень базовый.
Учитель: Шаринская Е.В.
Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» 2014 год.
Авторы УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., М. «Просвещение» 2014 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 6 класса Т.А.Ладыженской и др.,. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» декабря 2010 г. № 1897);
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Учебного плана МОУ Туендатской ООШ на 2014-2015 учебный год для 5-6 классов;
Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2013 г(Стандарты второго поколения)
Рабочей программы. Русский язык 5-9 классы. Предметная линия Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. – М.:Просвещение, 2014 г.ФГОС.
Цели обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МАОУ Туендатская ООШ. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе – 204 часа (из расчета 6 раз в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета |
Родной язык русского народа как средство межнационального общения и национального самосознания; позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык как основа всего процесса обучения, средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. |
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации над предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Метапредметные | 1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения. |
Предметные | 1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; 4) освоение базовых понятий лингвистики; 5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка; 6) опознавание и анализ основных единиц языка; 7) проведение различных видов анализа слова 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;осознание эстетической функции родного языка. |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
6 КЛАСС
(204 часа)
Язык. Речь. Общение (2ч + 1ч)
Русский язык – один из развитых языков мира.
Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.
Развитие речи (далее Р.Р.). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.
Повторение изученного в 5 классе (7ч + 2ч)
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.
Составление диалога.
Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный тест). Контрольный словарный диктант.
Текст (3ч +2ч)
Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.
Основные признаки текста.
Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Р.Р. Сочинение о памятном событии. Создание текста по заданному начальному или конечному предложению. Сочинение-рассказ. Устное сообщение о русском первопечатнике.
Лексика. Культура речи (10ч + 2ч)
Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Словари русского языка.
Р.Р. Сбор и анализ материалов к сочинению. Сочинение-рассуждение. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Фразеология. Культура речи (4ч + 1ч)
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.
Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Фразеологический словарь.
Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
К.Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология».
Словообразование. Орфография. Культура речи (32ч + 4ч)
Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе).
Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. словообразовательное гнездо.
Этимология слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Р.Р. Описание помещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам.
К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (25ч + 3ч)
Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Морфологический разбор имени существительного.
Р.Р. Написание письма. Публичное выступление о происхождении имён. Составление текста-описания по личным впечатлениям.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное (26ч +4ч)
Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе).
Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных.
Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки. Публичное выступление о произведениях народного промысла.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант.
Имя числительное (20ч + 2ч)
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях.
Морфологический разбор имени числительного.
Р.Р. юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».
Местоимение (26ч + 3ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.
Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Морфологический разбор местоимения.
Р.Р. Составление рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод). Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Местоимение».
Глагол (31ч + 6ч)
Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы.
Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола.
Морфологический разбор глагола.
Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства. Сообщение о творчестве скульптура.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (27ч + 2ч)
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Р.Р. Сообщение о происхождении фамилии. Сочинение-описание (рассуждение).
К.Р. Контрольное сочинение. Итоговый тест
Учебно-тематический план.
№ п.п. | Тема | Всего часов | Диктанты (кол-во) | Развитие речи | ||
Всего | Сочинение (кол-во) | Изложение (кол-во) | ||||
1 | Введение. | 1 | |
| | |
2 | Повторение изученного в 5 классе. | 15 | 1 | 4 | 1 | |
3 | Лексика. Фразеология. Культура речи. | 14 | | 4 | 1 | 1 |
4 | Словообразование и орфография. Культура речи. | 26 | 1 | 5 | 2 | |
5
| Морфология: Имя существительное | 128 ч. 22 | 5 ч. 1 | 24 ч. 2 | 1 | |
Имя прилагательное | 26 | 1 | 7 | 2 | 1 | |
Имя числительное | 17 | 1 | 3 | | 1 | |
Местоимение | 24 | 1 | 5 | 3 | | |
Глагол | 39 | 1 | 7 | 2 | 1 | |
6 | Повторение и систематизация изученного в 6 классе | 26 | 1 | 2 | 1 | |
| Итого: | 204 ч. | 8 | 39 ч. | 13 | 4 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебник | Учебное пособие | Методическое пособие |
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие. Русский язык: учеб. для 6 кл. образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005г. | Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2006. | Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 6 классе / Т. А. Ладыженская, . Г. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. - М.: Просвещение, 2006. |
Для учащихся:
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: Рус.яз., 2006 г.
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М.: Рус.яз, 1986 г.
Д.Н. Ушаков, С.Е.Крючков. Орфографический словарь – М.: Просвещение, 2005 г.
Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2009 г.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.: Просвещение, 2006 г.
Поспелов Е.М. Школьный толковый словарь. – М.: Просвещение, 1988 г.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М.: Рус.яз., 1985 г.
Словарь иностранных слов. По редакцией Шаумяна Л.С. – М.: Рус.яз., 1990 г.
Этимологический словарь русского языка. Составитель Крылов Г.А. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009 г.
Для учителя:
Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка. 4-8 классы. – М.: Просвещение, 1987 г.
Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2006.
Львова С. И. Практикум по русскому языку: 6 класс/С. И. Львова. - М.: Просвещение, 2006.
Плёнкин Н.А. Уроки развития речи. – М.: Просвещение,1995 г.
Трошин В. В. Слова и числа: Занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях. - Волгоград: Учитель, 2006.
Фалина Т.М. Русский язык. Диктанты. 5 – 7 классы. – М.: Владос, 2004 г.
Хазанова А. С. Русский язык: Практическое руководство / А. С. Хазанова, Л. В. Цвайг. М.: ВАКО, 2002.
Шаповалова Т.А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1967 г.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты обучения | Дата | Дата |
| ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ. 1+2РР | | | План | Факт |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира. | Работа с текстом, работа индивидуальная, групповая. | Знать о языке как инструменте познания мира, уметь составлять простой план статьи |
| |
2 | Урок развития речи Язык, речь, общение | Устное и письменное высказывание. Фронтальная работа, групповая. | Знать средства выразительности языка | | |
3 | Урок развития речи Ситуация общения | Работа с текстом. Развёрнутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание. Работа в группах. | Знать компоненты речевых ситуаций | | |
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V КЛАССЕ | | | | |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика | Выполнение стартовой работы. Анализ текста, фонетический разбор слова. Индивидуальная работа. | Знать, что обозначают данные термины, уметь характеризовать звуковой строй языка | | |
5 | Морфемика. Орфограммы в корнях слов | Работа с текстом. Объяснительный диктант. Работа в группах, индивидуальная. | Знать правописание орфограмм-букв в корнях слов | | |
6 | Морфемика. Орфограммы в приставках | Систематизация изученного составе слова и морфемном разборе. Орфограммы в приставках, корнях слов. Работа индивидуальная, в парах. | Знать правописание орфограмм-букв в приставках и корнях, уметь делать морфемный разбор | | |
7 | Части речи | Части речи, орфограммы в окончаниях слов. Индивидуальная работа, в парах. | Знать части речи, уметь находить грамматические признаки | | |
8 | Орфограммы в окончаниях слов | Работа с текстом, морфемный разбор, словарный диктант. Работа в парах, в группах. | Знать части речи, уметь находить грамматические признаки | | |
9 | Урок развития речи Сочинение «Интересная встреча» | Написание сочинения. Индивидуальная работа. | Знать особенности типов речи. Уметь последовательно излагать свои мысли. | | |
10 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. | Синтаксический разбор словосочетания. Работа индивидуальная, в парах. | Знать о номинативной функции словосочетаний, уметь ставить знаки препинания в конце и внутри простого предложения. | | |
11 | Простое предложение | Простое и сложное предложение, грамматическая основа предложения. Учимся сравнивать… Работа индивидуальная, в парах. | Знать анализ и схемы предложений, уметь ставить знаки препинания. | | |
12 | Сложное предложение | Грамматические основы предложений, анализ. Работа индивидуальная, в парах. | Знать анализ и схемы сложных предложений, уметь ставить знаки препинания. | | |
13 | Синтаксический разбор предложений | Синтаксический разбор предложений, схемы. Индивидуальная работа, в парах. | Порядок синтаксического разбора предложений | | |
14 | Прямая речь. Диалог | Предупредительный диктант, объяснительный диктант. Индивидуальная работа. | Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью | | |
15 | Контрольный диктант | Диктант. | | | |
16 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | Анализ диктанта, работ а над ошибками. Индивидуальная работа. | Уметь находить, исправлять свои ошибки, опираясь на правила русского языка. | | |
| ТЕКСТ | | | | |
17 | Текст, его особенности | Анализ текста, средств связи в тексте. Групповая работа. | Уметь определять виды и типы текста | | |
18 | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | Практикум. | Уметь определять тему и основную мысль текста. Давать заглавие тексту | | |
19 | Урок развития речи Сочинение по данному началу. | Написание сочинения. Индивидуальная работа. | Уметь последовательно излагать свои мысли. | | |
20 | Анализ сочинения. | Работа над ошибками. | Уметь выстраивать последовательность текста | | |
21 | Начальные и конечные предложения текста | Коллективное выполнение задания, развитие творческих способностей учащихся. | Уметь подбирать начальные и конечные предложения текста | | |
22 | Ключевые слова | Работа с текстом. Индивидуальная и работа в парах. | Уметь определять ключевые слова текста | | |
23 | Основные признаки текста | Работа с текстом. Работа в группах. | Уметь определять текст по признакам | | |
24 | Текст и его стили | Работа с текстом. Групповая работа. | Уметь определять стиль текста | | |
25 | Официально-деловой стиль | Анализ текста и его языковых особенностей. | Уметь находить текс ОДС по признакам | | |
26 | Контрольный диктант. | Диктант. | | | |
| ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ | | | | |
27 | Слово и его лексическое значение | Выполнение предложенных упражнений и исследовательских заданий. Индивидуальная и групповая работа. | Знать теорию о лексике, уметь работать со словарем | | |
28 29 | РР. Сочинение по картине А. М. Герасимова «После дождя» | Подготовка к сочинению и написание. Фронтальная и индивидуальная. | Знать о творчестве художника А. М. Герасимова, уметь отбирать материал для сочинения. | | |
30 | Общеупотребительные слова | Выполнение предложенных упражнений, заданий. | Знать различные пласты лексики, уметь отличать данные слова и находить их в словаре. | | |
31 | Профессионализмы. | Выполнение предложенных упражнений, заданий. Работа индивидуальная, групповая. | Знать различные пласты лексики, уметь отличать данные слова и находить их в словаре | | |
32 | Диалектизмы | Анализ художественного текста, работа со словарём. Работа индивидуальная, групповая. | Знать различные пласты лексики, уметь отличать данные слова и находить их в словаре | | |
33 34 | Урок развития речи. Изложение. | Подготовка и написание изложения. Работа фронтальная и индивидуальная. | Уметь последовательно излагать мысли, создавая связный текст. | | |
35 | Исконно русские и заимствованные слова | Работа со словарём и текстом. Работа индивидуальная, в паре. | Знать о данных словах с точки зрения происхождения, уметь находить их в словарях | | |
36 | Новые слова | Работа с учебником, индивидуальная работа. | уметь находить их в словарях новые слова | | |
37-38 | Устаревшие слова. Обобщение изученного. | Анализ художественного текста, работа со словарём. Работа индивидуальная, групповая. | Знать об изменениях языка с течением времени, уметь находить данные слова в словарях и текстах | | |
39 | Словари | Учебное исследование. Работа групповая. | Знать виды словарей, уметь пользоваться словарем | | |
40 | Повторение изученного по теме «Лексика» | Учебное исследование. Работа групповая, в паре. | Знать виды слов | | |
41 | Контрольная тестовая работа | Тест. | | | |
| ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | | | | |
42 | Фразеологизмы | Работа со словарём, с текстом, составление текстов. Индивидуальная работа, групповая. | Знать о фразеологии русского языка, уметь различать их со свободным сочетанием слов. | | |
43 | Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи | Работа со словарём и текстом. Работа индивидуальная, групповая. | Уметь употреблять фразеологизмы в речи | | |
44 | Повторение изученного материала. Тест. | Творческая работа «Паспорт слова». Индивидуальная, групповая работа. | Знать ответы на вопросы учебника по теме, уметь анализировать текст. | | |
| СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. | | | | |
45 | Морфемика словообразование | Морфемный и словообразовательный разборы. Работа индивидуальная, в паре. | Знать структуру слова, уметь производить морфемный разбор. | | |
46 | Морфемика словообразование | Морфемный и словообразовательный разборы. Работа индивидуальная. | Знать структуру слова, уметь производить морфемный разбор. | | |
47 48 | Урок развития речи Описание помещения | Подготовка и написание сочинения. | Знать понятие интерьера, типы речи, уметь описывать интерьер | | |
49 | Основные способы образования слов в русском языке. | Учебное исследование по определению производной и производящей основы. Индивидуальная и групповая работа. | Знать план рассуждения по образцу, уметь правильно находить исходную единицу. | | |
50 | Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические | Учебное исследование по определениюпроизводной и производящей основы. Индивидуальная и групповая работа. | Знать план рассуждения по образцу, уметь правильно находить исходную единицу. | | |
51 | Этимология слов. | Выполнение предложенных заданий, упражнений. Индивидуальная и групповая работа. | Знать понятие этимологии, уметь пользоваться словарем. | | |
52 | Урок развития речи Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | Подбор рабочего материала к описанию помещения. Работа фронтальная и индивидуальная. | Знать способы систематизации материала к сочинению, уметь подбирать рабочий материал к описанию помещения. | | |
53 54 | Урок развития речи Сочинение-описание помещения | Сочинение. Фронтальная и индивидуальная работа. | Знать способы систематизации материала к сочинению, уметь подбирать рабочий материал к описанию помещения. | | |
55 | Буквы о и а в корне –кос---кас- | Учебное исследование. Работа групповая, парная. | Знать правила, регулирующие выбор букв О или А, уметь сравнивать условия выбора. | | |
56 | Буквы о и а в корне –кос---кас- | Учебное исследование. Работа групповая, парная. | Знать правила, регулирующие выбор букв О или А, уметь сравнивать условия выбора. | | |
57 | Буквы О-А в корнях с чередованием | Учебное исследование. Работа групповая. | Знать правила выбора букв, уметь делать правильный выбор | | |
58 | Буквы о и а в корне –гор---гар- | Учебное исследование. Работа групповая, парная. | Знать правила выбора букв, уметь делать правильный выбор | | |
59 | Буквы о - а в корне –зар----зор | Учебное исследование. Работа групповая, парная. | Знать правила выбора букв, уметь делать правильный выбор | | |
60 | Буквы Ы-И после приставок. | Учебное исследование. Работа групповая. | Знать образец рассуждения при выборе орфограмм, уметь делать правильный выбор орфограмм | | |
61 | Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ. | Выполнение предложенных заданий. Индивидуальная, парная работа. | Знать основное правило написания приставок, уметь составлять тексты на заданную тему по опорным словам, рисункам. | | |
62 | Значение приставки ПРИ- | Выполнение упражнений и заданий. Индивидуальная, парная работа. | Знать основное правило написания приставок, уметь составлять тексты на заданную тему по опорным словам, рисункам. | | |
63 | Значение приставки ПРЕ- | Выполнение предложенных заданий и упражнений. Индивидуальная, парная работа. | Знать основное правило написания приставок, уметь составлять тексты на заданную тему по опорным словам, рисункам. | | |
64 | Трудные случаи правописания приставок ПРИ- и ПРЕ- | Выполнение заданий. Работа фронтальная. | Знать основное правило написания приставок, уметь составлять тексты на заданную тему по опорным словам, рисункам. | | |
65 | Контрольный диктант | Диктант. | | | |
66 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | Уметь находить, исправлять свои ошибки, опираясь на правила русского языка. | | |
67 | Соединительные О-Е в сложных словах | Работа индивидуальная, парная. | Знать правило выбора соединительных гласных, уметь применять его при выполнении заданий. | | |
68 | Сложносокращенные слова | Выполнение заданий, упражнений. Работа парная. | Знать о соединении сокращенных слов, уметь расшифровывать слова. | | |
69 70 | Урок развития речи Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро».
| Подготовка и написание сочинения. Работа фронтальная, индивидуальная. | Знать краткие сведения о жизни и творчестве художницы, уметь подбирать рабочий материал и составлять план. | | |
71 | Морфемный и словообразовательный разбор слов | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная. | Знать образцы планов разбора, уметь делать вывод о различиях разборов | | |
72 | Повторение изученного по теме «Словообразование». Подготовка к контрольному диктанту | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Знать, что изучает морфемика, уметь составлять сложный план; сообщения о составе слова и назначении всех значимых частей слова. | | |
73 | Комплексный анализ текста. | Текст. | | | |
74 | Анализ текста. Работа над ошибками | Работа над ошибками. | Уметь находить, исправлять свои ошибки, опираясь на правила русского языка. | | |
| ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | | | | |
75 | Повторение изученного об имени существительном. | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Знать, что изучает морфология, части речи, уметь определять грамматические признаки существительных. | | |
76 | Имя существительное как часть речи | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Знать грамматические значения, синтаксическую роль, изобразительно-выразительные возможности имени существительного. | | |
77 | Падежные окончания имени существительного | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная. | Знать правописание окончаний имен прилагательных | | |
78 | Урок развития речи Как писать письма | Отработка умений писать письма. | Знать о письме, как о жанре письменной речи, уметь составлять письмо, соблюдая речевой этикет. | | |
79 | Разносклоняемые имена существительные | Выполнение заданий, упражнений. Работа фронтальная, Групповая. | Знать существительные среднего рода, на МЯ, особенности их склонения, уметь заполнять таблицу по правилу. | | |
80 | Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя | Выполнение заданий, упражнений. Работа фронтальная, групповая. | Знать правописание окончаний и суффиксов разносклоняемых существительных | | |
81 | Урок развития речи Как тебя зовут? Происхождение имен | Выполнение заданий. Работа фронтальная, групповая. | Знать, как составлять план выступления, уметь анализировать рабочий материал. | | |
82 | Несклоняемые имена существительные. | Выполнение заданий, упражнений. Работа фронтальная, групповая. | Знать о несклоняемых существительных, уметь делать вывод о роде данных слов. | | |
83 | Род несклоняемых имен существительных | Выполнение заданий, упражнений. Работа фронтальная, групповая. | Уметь правильно употреблять несклоняемые существительные в речи | | |
84 | Род несклоняемых имен существительных | Выполнение заданий, упражнений. Работа фронтальная, групповая. | Уметь определять род несклоняемых существительных и связывать их с другими словами в предложении | | |
85 | Имена существительные общего рода | Выполнение заданий, упражнений. Работа фронтальная, групповая. | Знать группы сущ. общего рода, уметь различать сущ. в им. падеже и в винительном падеже. | | |
86 | Морфологический разбор существительных. | Выполнение заданий, упражнений. Индивидуальная работа. | Знать план устного и письменного разбора, уметь делать морфологический разбор существительных | | |
87 88 | Урок развития речи Изложение. | Написание изложения, работа по сжатию текста. Работа фронтальная, индивидуальная. | Уметь последовательно излагать мысли, создавая связный текст. | | |
89 | НЕ с существительными. | Выполнение заданий, упражнений. Работа фронтальная, индивидуальная. | Знать правило написания НЕ с существительными, уметь формулировать правила слитного и раздельного написания. | | |
90 | НЕ с существительными. | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Знать правило написания НЕ с существительными, уметь формулировать правила слитного и раздельного написания. | | |
91 | Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК. | Выполнение заданий, упражнений. Работа фронтальная. Парная. | Знать образец рассуждения при выборе орфограмм, уметь обозначать графически правила. | | |
92 | Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и ЩИК | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Знать правила написания орфограммы, уметь применять на письме | | |
93 | Гласные в суффиксах - ЕК и -ИК | Выполнение заданий, упражнений. Работа фронтальная, парная. | Знать условия выбора орфограмм, уметь находить синонимы. | | |
94 | Гласные О-Е после шипящих. | Выполнение заданий, упражнений. | Знать орфограммы О-Е после шипящих, уметь делать правильный выбор | | |
95 | Повторение изученного материала. | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Знать правила написания орфограмм, уметь систематизировать основные правила. | | |
96 | Контрольный диктант | Диктант. | | | |
97 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | Работа над ошибками. | Уметь находить, исправлять свои ошибки, опираясь на правила русского языка. | | |
| ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | | | | |
98 | Повторение изученного в 5 классе. | Выполнение заданий, упражнений. Работа фронтальная, групповая. | Знать грамматические признаки прилагательного, уметь находить в тексте. | | |
99 | Прилагательное как часть речи | Выполнение заданий, упражнений. Индивидуальная и групповая работа. | Знать орфограммы, связанные с правописанием имени прилагательного, уметь применять на письме | | |
100 | Урок развития речи Сочинение-описание природы | Написание сочинения. Работа фронтальная, индивидуальная. | Знать об описании как о типе речи, уметь подбирать рабочий материал. | | |
101 | Степени сравнения имен прилагательных. | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Знать о формах степеней сравнения, уметь заполнять таблицу, находить их в тексте. | | |
102 | Степени сравнения имен прилагательных | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Умение употреблять в речи имена прилагательные в разных степенях | | |
103 | Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные | Выполнение заданий, упражнений. Фронтальная, индивидуальная работа. | Знать три разряда имен прилагательных, уметь различать их по значению. | | |
104 | Относительные прилагательные | Выполнение заданий, упражнений. Фронтальная, парная работа. | Уметь различать разряд прилагательных по значению | | |
105 | Притяжательные прилагательные | Выполнение заданий, упражнений. Фронтальная, индивидуальная работа. | Уметь различать разряд прилагательных по значению | | |
106 | Морфологический разбор имени прилагательного | Выполнение заданий, упражнений. Индивидуальная работа. | Знать план разбора, уметь разбирать прилагательные устно и письменно. | | |
107 108 | Урок развития речи. Изложение. | Написание изложения, работа по сжатию текста. Фронтальная, индивидуальная работа. | Уметь последовательно излагать мысли, создавая связный текст. | | |
109 | Не с прилагательными. | Выполнение заданий, упражнений. Фронтальная, индивидуальная работа. | Знать правило слитного и раздельного написания, уметь правильно делать выбор написания. | | |
110 | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Знать правило слитного и раздельного написания, уметь правильно делать выбор написания. | | |
111 | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | Выполнение заданий, упражнений. | Знать правило слитного и раздельного написания, уметь правильно делать выбор написания. | | |
112 | Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная. Парная. | Знать об образовании слов с помощью суффиксов -ОВ, -ЕВ, уметь группировать слова по видам орфограмм | | |
113 114 | Урок развития речи. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» | Подготовка и написание сочинения. Работа фронтальная, индивидуальная. | Знать о художнике, уметь подбирать рабочие материалы | | |
115 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | Выполнение заданий, упражнений. Работа фронтальная, парная. | Знать правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных, уметь группировать слова с изученной орфограммой | | |
116 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Знать правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных, уметь группировать слова с изученной орфограммой | | |
117 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Знать правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных, уметь группировать слова с изученной орфограммой | | |
118 | Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК | Выполнение заданий, упражнений. Работа фронтальная, индивидуальная. | Знать правило, регулирующее написание суффиксов –К- и – СК-, уметь заполнять таблицу и делать правильный выбор орфограмм. | | |
119 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | Выполнение заданий, упражнений. Работа коллективная, индивидуальная, парная. | Знать о двух способах написания прилагательных, уметь делать правильный выбор, расширять словарный запас. | | |
120 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | Выполнение заданий, упражнений. Работа парная, групповая. | Знать основные правила правописания прилагательных, уметь строить высказывание на лингвистические темы с использованием научного стиля. | | |
121 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | Выполнение заданий, упражнений. | Знать основные правила правописания прилагательных, уметь строить высказывание на лингвистические темы с использованием научного стиля. | | |
122 | Комплексный анализ текста. | |
| | |
123 | Анализ проверочной работы. Работа над ошибками | Работа над ошибками. | Уметь находить, исправлять свои ошибки, опираясь на правила русского языка. | | |
| ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ | | | | |
124 | Имя числительное как часть речи. | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Знать определение, грамматические признаки, уметь находить их в тексте | | |
125 | Простые и составные числительные | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Знать группы числительных, уметь группировать их. | | |
126 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | Выполнение заданий, упражнений. Работа коллективная, индивидуальная. | Знать правило написания Ь, уметь определять условия постановки Ь в числительных. | | |
127 | Порядковые числительные | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная. парная. | Знать, что обозначают порядковые числительные, как они образуются и изменяются, уметь склонять данные слова | | |
128 | Разряды количественных числительных | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Знать разряды числительных, их различия и значения, уметь определять разряды. | | |
129 | Числительные, обозначающие целые числа | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Знать данные числительные, уметь определять морфологические признаки их. | | |
130 | Числительные, обозначающие целые числа | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Уметь склонять числительные | | |
131 | Дробные числительные | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Знать структурные части дробных числительных, уметь сочетать дробные числительные с существительными. | | |
132 | Склонение дробных числительных | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная. | Уметь сочетать дробные числительные с существительными. | | |
133 | Собирательные числительные. | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Знать, что обозначают собирательные числительные, уметь изменять данные слова. | | |
134 | Морфологический разбор имени числительного | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Знать план устного и письменного разбора, уметь определять грамматические признаки. | | |
135 | Повторение изученного материала по теме «Имя числительное». | Выполнение заданий, упражнений. Работа парная, групповая. | Знать сходство и различие числительных с другими частями речи, уметь делать устное сообщение об имени числительном. | | |
136 137 | Урок развития речи. Публичное выступление | Выполнение заданий по созданию публичного выступления. Коллективная работа, индивидуальная. | Уметь использовать средства речевой выразительности при публичном выступлении. | | |
138 | Подготовка к контрольной работе по теме «Имя числительное» | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Повторить сведения по теме «Имя числительное» | | |
139 | Контрольная работа по теме «Имя числительное». | Контрольная работа. | | | |
140 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Работа над ошибками. | Уметь находить, исправлять свои ошибки, опираясь на правила русского языка. | | |
| МЕСТОИМЕНИЕ | | | | |
141 | Местоимение как часть речи. | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Знать общее представление о новой лексической категории, уметь находить их в тексте | | |
142 | Личные местоимения.
| Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Знать определение местоимения, уметь склонять личные местоимения. | | |
143 | Особенности склонения личных местоимений | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная. парная. | Уметь склонять личные местоимения. | | |
144 | Возвратное местоимение | Выполнение заданий, упражнений. | Знать разряды местоимений, уметь в тексте находить местоимение СЕБЯ | | |
145 | Урок развития речи. Рассказ по сюжетным картинкам | Работа по созданию рассказа по сюжетным картинкам. Индивидуальная работа. | Знать композицию подробного сочинения, уметь передать юмористический характер рассказа. | | |
146 | Вопросительные, относительные местоимения | Выполнение заданий, упражнений. Коллективная работа, индивидуальная, парная. | Знать группу вопросительных местоимений, уметь отличать данные разряды местоимений | | |
147 | Относительные местоимения | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Уметь отличать данные разряды местоимений | | |
148 | Неопределенные местоимения | Выполнение заданий, упражнений. Коллективная работа, индивидуальная, парная. | Знать способ образования неопределенных местоимений, уметь писать НЕ с неопределенными местоимениями | | |
149 | Дефис в неопределенных местоимениях | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Правильно писать неопределенные местоимения | | |
150. | Отрицательные местоимения | Выполнение заданий, упражнение. Работа Индивидуальная, парная. | Знать значения отрицательных местоимений, уметь изменять их по падежам | | |
151 | Отрицательные местоимения | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Уметь писать НЕ-НИ в отрицательных местоимениях. | | |
152 | Отрицательные местоимения | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Уметь писать НЕ-НИ в отрицательных местоимениях. | | |
153 | Притяжательные местоимения. | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Знать общие признаки притяжательных прилагательных и местоимений, уметь отличать их. | | |
154 | Притяжательные местоимения | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Уметь правильно писать и употреблять в речи притяжательные местоимения | | |
155 | Урок развития речи. Рассуждение | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. | Знать особенности текста типа рассуждения, уметь последовательно излагать собственные мысли. | | |
156 | Урок развития речи. Сочинение-рассуждение | Написание сочинения-рассуждения. | Знать особенности текста типа рассуждения, уметь последовательно излагать собственные мысли. | | |
157 | Указательные местоимения | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Знать значение указательных местоимений, уметь с их помощью связывать предложения в тексте. | | |
158 | Указательные местоимения | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Уметь с помощью указательных местоимений связывать предложения в тексте | | |
159 | Определительные местоимения | Выполнение заданий, упражнений. Индивидуальная работа, групповая. | Знать признаки и отличия, особенности определительных местоимений, уметь находить их в тексте. | | |
160 161 | Урок развития речи. Рассказ по воображению | Подготовка и написание рассказа по воображению. | Уметь последовательно излагать собственные мысли. | | |
162 | Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений | Выполнение заданий, упражнений..Групповая работа, парная. | Знать план устного и письменного разбора , уметь делать разбор данных слов. | | |
163 | Повторение изученного по теме «Местоимение». | Выполнение заданий, упражнений. Групповая и парная работа. | Знать все сведения и правила правописания местоимений, уметь отличать их от других частей речи. | | |
164 | Тестовая работа. Подготовка к контрольному диктанту | Выполнение заданий, упражнений. | Знать все сведения и правила правописания местоимений, уметь отличать их от других частей речи. | | |
165 | Комплексная тестовая работа | Тест. | | | |
166 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | Работа над ошибками. | Уметь находить, исправлять свои ошибки, опираясь на правила русского языка. | | |
| ГЛАГОЛ | | | | |
167 | Повторение изученного о глаголе | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Знать грамматические особенности глагола, уметь отличать их от других частей речи. | | |
168 | Личные окончания глаголов | Выполнение заданий, упражнений. | Уметь применять знания по теме на письме | | |
169 | Личные окончания глаголов | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Уметь применять знания по теме на письме | | |
170 | Разноспрягаемые глаголы | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Знать все о разноспрягаемых глаголах, уметь спрягать их. | | |
171 | Глаголы переходные и непереходные | Выполнение заданий, упражнений. Коллективная работа, индивидуальная, групповая. | Знать о сочетании глаголов с существительными, уметь определять переходность глаголов | | |
172 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Знать виды наклонений, уметь изменять глаголы по наклонениям | | |
173 174 | Урок развития речи. Сжатое изложение | Написание сжатого изложения. Коллективная работа, индивидуальная. | Знать принцип данной работы, уметь передавать содержание текста от другого лица. | | |
175 | Условное наклонение | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, парная. | Знать теоретические сведения, уметь составлять план теоретического текста. | | |
176 | Условное наклонение | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, в парах. | Гласные в суффиксах глаголов прошедшего времени | | |
177 | Повелительное наклонение | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, в парах. | Знать значение повелительного наклонения, уметь различать глаголы 2 лица мн. ч. и повелительного наклонения | | |
178 | Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, в парах. | Уметь применять правила написания Ь на конце глаголов | | |
179 | Суффиксы глаголов повелительного наклонения | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Уметь различать глаголы 2 лица множественного числа и повелительного наклонения | | |
180 | Суффиксы глаголов повелительного наклонения | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Уметь различать глаголы 2 лица множественного числа и повелительного наклонения | | |
181 | Употребление наклонений глагола | Выполнение заданий, упражнений. Работа в парах, групповая. | Знать об употреблении глаголов, уметь использовать их в тексте. | | |
182 | Употребление наклонений в речи | Выполнение заданий, упражнений. Работа групповая, в парах. | Знать об употреблении глаголов, уметь использовать их в тексте. | | |
183 | Безличные глаголы | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Знать теорию о безличных глаголах, уметь определять их в тексте. | | |
184 | Безличные глаголы в текстах художественной литературы | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Уметь находить и употреблять безличные глаголы в речи | | |
185 | Морфологический разбор глагола | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная. | Знать план устного и письменного разбора глагола, уметь разбирать глагол. | | |
186 187 | Урок развития речи. Рассказ на основе услышанного | Подготовка и написание рассказа на основе услышанного. | Знать композицию рассказа, уметь писать на основе услышанного. | | |
188 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, в парах. | Знать морфемный состав глаголов, уметь работать с текстовым разбором. | | |
189 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, в парах. | Выполнение предложенных упражнений, заданий | | |
190 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Выполнение предложенных упражнений, заданий | | |
191 | Повторение изученного по теме «Глагол»
| Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Знать теорию по теме «Глагол», уметь составлять сложный план сообщения о глаголе как о части речи | | |
192 | Комплексный анализ текста. Тестовая работа по теме «Глагол» | Работа с текстом. Тест. | Умение применять на практике изученные орфограммы | | |
193 | Контрольный диктант по теме « Глагол». | Диктант. | | | |
194 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | Работа над ошибками. | Уметь находить, исправлять свои ошибки, опираясь на правила русского языка. | | |
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VI КЛАССЕ | | | | |
195 | Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках | Выполнение заданий и упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Знать сведения о назначении языка в обществе, уметь систематизировать материал о языке. | | |
196 | Орфограммы в корне слова. | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Знать теоретические сведения об орфографии, уметь группировать орфограммы. | | |
197-198. | Орфограммы в суффиксах и окончаниях | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, в парах. | Знать теоретические сведения об орфографии, уметь группировать орфограммы. | | |
199-200. | Орфограммы в суффиксах и окончаниях | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Знать теоретические сведения об орфографии, уметь группировать орфограммы. | | |
201- 203. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение | Выполнение заданий, упражнений. Работа индивидуальная, групповая. | Обобщить знания учащихся о пунктуации и синтаксису, уметь делать разбор. | | |
204. | Итоговая контрольная работа. | Контрольная работа. | | | |