12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лариса27

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 52 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»





Согласовано

на заседании

ШМО

протокол ___

от « » 2016 г



Утверждено

Руководитель ОУ

___________ Т.И. Попова

приказ №___

от « » 2016г.








Рабочая программа

по предмету «Сольфеджио»

для 2 класса

на 2016-2017 учебный год





Составитель: Дозналова Л.Ф.













г. Ижевск

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Сольфеджио» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.12.

Приказ Минобрнауки России от 6.10.09 № 373 (ред. От 29.12.2014) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

Локальный акт МБОУ «СОШ №52» «О процедуре разработки и утверждения рабочей программы педагога в соответствии с ФГОС второго поколения»



Целями изучения предмета «Сольфеджио» в начальной школе являются:


создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС.

воспитание гармонично развитой личности, грамотного любителя музыки;

развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области теории музыки;

выявление одаренных детей в области музыкального искусства.



Задачи:

Достижение личностных результатов учащихся:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

сформированность мотивации к обучению и познанию;

осмысление и принятие основных базовых ценностей.

Достижение метапредметных результатов обучающихся:

освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Достижение предметных результатов:

освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

4.Формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;

5.Формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом.





Общая характеристика учебного предмета

Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как
слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков обучающихся,
знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с
другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора,
формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.
Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки
должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, по хору, вокалу.





Место предмета в учебном плане

Сольфеджио – предмет учебного плана части, формируемой участниками образовательного процесса.

На изучение сольфеджио во 2 классе отводится 1 ч в неделю — 34ч. в год (34 учебные недели).



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета



Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

осознание ответственности человека за благосостояние общества;

восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

отказ от деления на «своих» и «чужих»;

уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

доброжелательность, доверие и внимание к людям,

готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.



Планируемые результаты освоения предмета

По окончании 2 класса (первого года обучения) обучающийся должен:

Петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков;

Петь пройденные гаммы и упражнения;

Знать необходимый теоретический материал;

Написать несложный ритмический диктант в объеме 2-4 такта;

Прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его;

Определять на слух в музыкальных примерах размер 2/4.

Универсальные учебные действия

Личностные результаты:

Эстетические потребности, ценности и чувства;

Понимание значимости предмета;

Наличие мотивации к творческому труду, работа на результат;

Формирование  чувства доброжелательности, эмоциональной отзывчивости;

Осознание значимости полученных знаний.


Метапредметные результаты


Познавательные:

Знакомство с музыкальным инструментом;

Формирование устойчивого интереса к музыкальному инструменту;

Знать название клавиш, слушать их звучание:

Уметь применять полученные знания в художественно-творческой деятельности.


Коммуникативные:

Умение согласовывать свои действия с партнерами, активно слушать одноклассников и учителя;

Вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила;

Рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.


Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, осознавать недостаточность своих знаний;

Оценивать свою работу, эмоциональное настроение на уроке и в процессе работы;

Анализ и эстетическая оценка работы;

Принимать и сохранять учебную задачу;

Выполнять задания в соответствии с поставленной целью.


Предметные:

Приобретение знаний, овладение музыкальной грамотой;

Формирование первоначальных представлений о средствах музыкальной выразительности;

Овладение учебными действиями с музыкальной грамотой и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.



Содержание предмета, виды учебной деятельности.

Работа по сольфеджио идет по следующим ведущим направлениям:

Развитие вокально-интонационных навыков. Пение по нотам простейших песен с использованием постепенного движения вверх и вниз, повторением звуков.

Формирование первоначальных звуковысотных и ладовых представлений, знакомство с элементами музыкальной грамоты.

Метроритмическая работа. Выполнение метро-ритмических упражнений. Движение и игры под музыку; акцентирование сильной доли; повторение ритмического рисунка исполненной мелодии; простукивание ритмического рисунка по записи; запись ритма знакомых мелодий; проговаривание ритма ритмслогами. Исполнение простых ритмических канонов, рондо, ритмических партитур

Развитие музыкального восприятия (определение на слух). Определение на слух лада, жанра (вальс, полька, марш, песня), регистра, штрихов, темпа, динамических оттенков и характера произведения. Определение особенностей движения мелодии (вверх, вниз, повторение звуков, движение через звук, скачок), сильных и слабых долей такта. Формирование слухового багажа на примерах классической, народной и детской музыки. Определение на слух краски аккорда.

Развитие музыкальной памяти (подготовительные формы к диктанту).

Воспитание творческих навыков. Сочинение и импровизация ритма; сочинение и подбор простейших мелодий; дикламация стихов, иллюстрация к музыкальному произведению (рисунки); музыкальные игры, шумовой оркестр.

Теоретические сведения. Регистры; динамические оттенки; нотный стан, названия звуков и расположение их на нотном стане. Скрипичный и басовый ключи. Длительности (восьмая, четвертная, половинная, целая). Такт; тактовая черта. Размер 2/4, 3/4; паузы; знаки альтерации; название интервалов; понятие аккорд; названия октав; акцент, реприза, мажорный и минорный лад, штрихи.



Урок сольфеджио строится с использованием всех перечисленных разделов. Также неотъемлемой частью каждого урока являются различные творческие задания (навыки импровизации и сочинения) и элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах.


Учебно-тематический план


Название раздела

Кол-во часов всего

Кол-во контрольных работ

Кол-во практических работ

Вводный урок

1



Знакомство с клавишами фортепиано. Октавы.

2

-

-

Правописание музыкальных знаков.

4

Самостоятельная работа

1

Ноты в скрипичном ключе.

3


-

Ноты в басовом ключе.

2

Самостоятельная работа

1

Длительности. Ритм. Размер. Паузы.

7

-

1

Знаки альтерации.

5

-

1

Мажорные гаммы

10

1

1














Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

Металлиди Ж., Перцовская А. "Мы играем, сочиняем и поем". 1 класс ДМШ.-С-Пб., 2003

Калинина Г.Ф. Рабочие тетради 1 класс. – М., 2007

Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио, ч.1 – М., 1978

Ошуркова Т. «Интервалы – это просто». Ростов-на-Дону, 2012г.


Печатные пособия

Таблицы, дидактический материал, карточки



3.Технические средства обучения

Магнитная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Персональный компьютер. Фортепиано.

4.Оборудование класса

Ученические столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материа­лов, пособий, учебного оборудования и пр.


























Контрольно-измерительные материалы


Контрольная работа по сольфеджио

2 класс (1-ый год обучения) за I полугодие.

1. Напиши указанные ноты в первой октаве:

I вариант: МИ СОЛЬ ЛЯ ФА РЕ СИ ДО ЛЯ СОЛЬ СИ

II вариант: СОЛь ФА ЛЯ МИ ДО СИ ЛЯ МИ РЕ ФА

2. Выпишите из данных нот только:

I вариант: половинные, восьмые и шестнадцатые

II вариант: восьмые, четвертные и половинные



3. Соедините цветными стрелочками данные слова и подходящий для них ритмический рисунок:

I вариант:

Дождик, дождик льется,

В руки не дается!


t1581953005aa.png



На сосне в лесу глухом,

Есть в дупле уютный дом!

t1581953005ab.png

II вариант:

Дремлет серый зайка,

Дремлет под кусточком.

t1581953005ac.png



Выйди, выйди, солнышко,

Мы посеем зернышко!

t1581953005ab.png

4. Соедините стрелочками паузы и соответствующие им длительности:

I вариант:

t1581953005ad.pngt1581953005ae.png

II вариант:

t1581953005af.pngt1581953005ag.png



5. Подпиши данные ноты и поставь диезы перед каждой из них:

I вариант:

t1581953005ah.png



II вариант:

t1581953005ai.png





Контрольная работа по сольфеджио

2класс (1-ый год обучения) за II полугодие.



Напишите указанные ноты в басовом ключе:

I вариант: малая октава:

МИ СОЛЬ ЛЯ ФА РЕ СИ ДО ЛЯ СОЛЬ СИ

II вариант: большая октава:

СОЛь ФА ЛЯ МИ ДО СИ ЛЯ МИ РЕ ФА



2.

t1581953005aj.png



3.

t1581953005ak.png

4.

Написать мажорную гамму:

I вариант: Соль мажор. Выписать устойчивые, неустойчивые, вводные ступени

II вариант: Фа мажор. Сделать опевание устойчивых ступеней.












Критерии оценивания выполненных работ


В целях получения результатов освоения программы предусмотрены следующие виды работ обучающихся: устный опрос по теоретическому материалу, проверочные работы, запись ритмического диктанта, сольфеджирование одноголосных примеров, слуховой анализ интервалов и аккордов, чтение нот с листа, контрольная работа.

Ритмический диктант

Оценка 5 (отлично)- диктант записан полностью без ошибок в пределах отведенного времени. Возможны небольшие недочеты (не более двух) в группировке длительностей.

Оценка 4 (хорошо) - диктант записан полностью в пределах отведенного времени. Допущено 2-3 ошибки в записи ритмического рисунка, либо большое количество недочетов.

Оценка 3 (удовлетворительно) - диктант записан полностью в пределах отведенного времени, допущено большое количество (4-8) ошибок в записи.

Оценка 2 (неудовлетворительно) - диктант записан в пределах отведенного времени, допущено большое количество грубых ошибок в записи ритмического рисунка, либо диктант записан меньше, чем наполовину.

Солъфеджироваше, интонационные упражнения, слуховой анализ

Оценка 5 (отлично) - чистое интонирование, хороший темп ответа, правильное дирижирование, демонстрация основных теоретических знаний.

Оценка 4 (хорошо) - недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в дирижировании, ошибки в теоретических знаниях.

Оценка 3 (удовлетворительно) - ошибки, плохое владение интонацией, замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях.

Оценка 2 (неудовлетворительно) - грубые ошибки, невладение интонацией, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний.

Контрольная работа

Оценка 5 (отлично) – задания выполнены полностью, без ошибок в пределах отведенного времени.

Оценка 4 (хорошо) – задания выполнены в пределах отведенного времени. Допущено 2-3 ошибки.

Оценка 3 (удовлетворительно) – грубые ошибки в теоретических знаниях.

Оценка 2 (неудовлетворительно) – грубые ошибки, отсутствие теоретических знаний.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.