Рабочая программа по сольфеджио по УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой (2 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 52 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Согласовано
на заседании
ШМО
протокол №___
от « » 2016 г
Утверждено
Руководитель ОУ
___________ Т.И. Попова
приказ №___
от « » 2016г.
Рабочая программа
по предмету «Сольфеджио»
для 2 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Дозналова Л.Ф.
г. Ижевск
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Сольфеджио» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.12.
Приказ Минобрнауки России от 6.10.09 № 373 (ред. От 29.12.2014) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
Локальный акт МБОУ «СОШ №52» «О процедуре разработки и утверждения рабочей программы педагога в соответствии с ФГОС второго поколения»
Целями изучения предмета «Сольфеджио» в начальной школе являются:
создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС.
воспитание гармонично развитой личности, грамотного любителя музыки;
развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области теории музыки;
выявление одаренных детей в области музыкального искусства.
Задачи:
Достижение личностных результатов учащихся:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и познанию;
осмысление и принятие основных базовых ценностей.
Достижение метапредметных результатов обучающихся:
освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Достижение предметных результатов:
освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.
4.Формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;
5.Формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом.
Общая характеристика учебного предмета
Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как
слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков обучающихся,
знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с
другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора,
формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.
Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки
должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, по хору, вокалу.
Место предмета в учебном плане
Сольфеджио – предмет учебного плана части, формируемой участниками образовательного процесса.
На изучение сольфеджио во 2 классе отводится 1 ч в неделю — 34ч. в год (34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознание ответственности человека за благосостояние общества;
восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
отказ от деления на «своих» и «чужих»;
уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.
принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Планируемые результаты освоения предмета
По окончании 2 класса (первого года обучения) обучающийся должен:
Петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков;
Петь пройденные гаммы и упражнения;
Знать необходимый теоретический материал;
Написать несложный ритмический диктант в объеме 2-4 такта;
Прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его;
Определять на слух в музыкальных примерах размер 2/4.
Универсальные учебные действия
Личностные результаты:
Эстетические потребности, ценности и чувства;
Понимание значимости предмета;
Наличие мотивации к творческому труду, работа на результат;
Формирование чувства доброжелательности, эмоциональной отзывчивости;
Осознание значимости полученных знаний.
Метапредметные результаты
Познавательные:
Знакомство с музыкальным инструментом;
Формирование устойчивого интереса к музыкальному инструменту;
Знать название клавиш, слушать их звучание:
Уметь применять полученные знания в художественно-творческой деятельности.
Коммуникативные:
Умение согласовывать свои действия с партнерами, активно слушать одноклассников и учителя;
Вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила;
Рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу, осознавать недостаточность своих знаний;
Оценивать свою работу, эмоциональное настроение на уроке и в процессе работы;
Анализ и эстетическая оценка работы;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Предметные:
Приобретение знаний, овладение музыкальной грамотой;
Формирование первоначальных представлений о средствах музыкальной выразительности;
Овладение учебными действиями с музыкальной грамотой и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание предмета, виды учебной деятельности.
Работа по сольфеджио идет по следующим ведущим направлениям:
Развитие вокально-интонационных навыков. Пение по нотам простейших песен с использованием постепенного движения вверх и вниз, повторением звуков.
Формирование первоначальных звуковысотных и ладовых представлений, знакомство с элементами музыкальной грамоты.
Метроритмическая работа. Выполнение метро-ритмических упражнений. Движение и игры под музыку; акцентирование сильной доли; повторение ритмического рисунка исполненной мелодии; простукивание ритмического рисунка по записи; запись ритма знакомых мелодий; проговаривание ритма ритмслогами. Исполнение простых ритмических канонов, рондо, ритмических партитур
Развитие музыкального восприятия (определение на слух). Определение на слух лада, жанра (вальс, полька, марш, песня), регистра, штрихов, темпа, динамических оттенков и характера произведения. Определение особенностей движения мелодии (вверх, вниз, повторение звуков, движение через звук, скачок), сильных и слабых долей такта. Формирование слухового багажа на примерах классической, народной и детской музыки. Определение на слух краски аккорда.
Развитие музыкальной памяти (подготовительные формы к диктанту).
Воспитание творческих навыков. Сочинение и импровизация ритма; сочинение и подбор простейших мелодий; дикламация стихов, иллюстрация к музыкальному произведению (рисунки); музыкальные игры, шумовой оркестр.
Теоретические сведения. Регистры; динамические оттенки; нотный стан, названия звуков и расположение их на нотном стане. Скрипичный и басовый ключи. Длительности (восьмая, четвертная, половинная, целая). Такт; тактовая черта. Размер 2/4, 3/4; паузы; знаки альтерации; название интервалов; понятие аккорд; названия октав; акцент, реприза, мажорный и минорный лад, штрихи.
Урок сольфеджио строится с использованием всех перечисленных разделов. Также неотъемлемой частью каждого урока являются различные творческие задания (навыки импровизации и сочинения) и элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах.
Учебно-тематический план
Название раздела | Кол-во часов всего | Кол-во контрольных работ | Кол-во практических работ |
Вводный урок | 1 | | |
Знакомство с клавишами фортепиано. Октавы. | 2 | - | - |
Правописание музыкальных знаков. | 4 | Самостоятельная работа | 1 |
Ноты в скрипичном ключе. | 3 | | - |
Ноты в басовом ключе. | 2 | Самостоятельная работа | 1 |
Длительности. Ритм. Размер. Паузы. | 7 | - | 1 |
Знаки альтерации. | 5 | - | 1 |
Мажорные гаммы | 10 | 1 | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение
Металлиди Ж., Перцовская А. "Мы играем, сочиняем и поем". 1 класс ДМШ.-С-Пб., 2003
Калинина Г.Ф. Рабочие тетради 1 класс. – М., 2007
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио, ч.1 – М., 1978
Ошуркова Т. «Интервалы – это просто». Ростов-на-Дону, 2012г.
Печатные пособия
Таблицы, дидактический материал, карточки
3.Технические средства обучения
Магнитная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Персональный компьютер. Фортепиано.
4.Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа по сольфеджио
2 класс (1-ый год обучения) за I полугодие.
1. Напиши указанные ноты в первой октаве:
I вариант: МИ СОЛЬ ЛЯ ФА РЕ СИ ДО ЛЯ СОЛЬ СИ
II вариант: СОЛь ФА ЛЯ МИ ДО СИ ЛЯ МИ РЕ ФА
2. Выпишите из данных нот только:
I вариант: половинные, восьмые и шестнадцатые
II вариант: восьмые, четвертные и половинные
3. Соедините цветными стрелочками данные слова и подходящий для них ритмический рисунок:
I вариант:
Дождик, дождик льется, В руки не дается! |
|
| |
На сосне в лесу глухом, Есть в дупле уютный дом! |
|
II вариант:
Дремлет серый зайка, Дремлет под кусточком. |
|
| |
Выйди, выйди, солнышко, Мы посеем зернышко! |
|
4. Соедините стрелочками паузы и соответствующие им длительности:
I вариант:
II вариант:
5. Подпиши данные ноты и поставь диезы перед каждой из них:
I вариант:
II вариант:
Контрольная работа по сольфеджио
2класс (1-ый год обучения) за II полугодие.
Напишите указанные ноты в басовом ключе:
I вариант: малая октава:
МИ СОЛЬ ЛЯ ФА РЕ СИ ДО ЛЯ СОЛЬ СИ
II вариант: большая октава:
СОЛь ФА ЛЯ МИ ДО СИ ЛЯ МИ РЕ ФА
2.
3.
4.
Написать мажорную гамму:
I вариант: Соль мажор. Выписать устойчивые, неустойчивые, вводные ступени
II вариант: Фа мажор. Сделать опевание устойчивых ступеней.
Критерии оценивания выполненных работ
В целях получения результатов освоения программы предусмотрены следующие виды работ обучающихся: устный опрос по теоретическому материалу, проверочные работы, запись ритмического диктанта, сольфеджирование одноголосных примеров, слуховой анализ интервалов и аккордов, чтение нот с листа, контрольная работа.
Ритмический диктант
Оценка 5 (отлично)- диктант записан полностью без ошибок в пределах отведенного времени. Возможны небольшие недочеты (не более двух) в группировке длительностей.
Оценка 4 (хорошо) - диктант записан полностью в пределах отведенного времени. Допущено 2-3 ошибки в записи ритмического рисунка, либо большое количество недочетов.
Оценка 3 (удовлетворительно) - диктант записан полностью в пределах отведенного времени, допущено большое количество (4-8) ошибок в записи.
Оценка 2 (неудовлетворительно) - диктант записан в пределах отведенного времени, допущено большое количество грубых ошибок в записи ритмического рисунка, либо диктант записан меньше, чем наполовину.
Солъфеджироваше, интонационные упражнения, слуховой анализ
Оценка 5 (отлично) - чистое интонирование, хороший темп ответа, правильное дирижирование, демонстрация основных теоретических знаний.
Оценка 4 (хорошо) - недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в дирижировании, ошибки в теоретических знаниях.
Оценка 3 (удовлетворительно) - ошибки, плохое владение интонацией, замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях.
Оценка 2 (неудовлетворительно) - грубые ошибки, невладение интонацией, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний.
Контрольная работа
Оценка 5 (отлично) – задания выполнены полностью, без ошибок в пределах отведенного времени.
Оценка 4 (хорошо) – задания выполнены в пределах отведенного времени. Допущено 2-3 ошибки.
Оценка 3 (удовлетворительно) – грубые ошибки в теоретических знаниях.
Оценка 2 (неудовлетворительно) – грубые ошибки, отсутствие теоретических знаний.