12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ионов Юрий27
учитель технологии
Россия, Иркутская обл., рпЖигалово
Материал размещён в группе «Учителя технологии»


Рабочая программа

учебного предмета «Технология»

5-9 класс

уровень основного общего образования


Составитель: Ионов Ю.Д.,

Учитель технологии


Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программа по учебному предмету Технология 5-9 классы (Москва, «Просвещение», 2010), программы для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2013.

Учебный план на уровне основного общего образования отводит 272 часа для изучения курса «Технология», в 5-8 классах предмет изучается по 2 часа в неделю.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

​​​​​​​ Личностными результатами обучения технологии учащихся основной школы являются:

сформированность личностных познавательных, интеллектуальных и творческих способностей и интересов в предметной технологической деятельности и необходимости непрерывного образования в современном обществе;

самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков;

мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;

готовность к выбору индивидуальной траектории будущей образовательной и профессиональной деятельности, в соответствии с собственными интересами и возможностями, и потребностями общества;

развитие теоретического, технико-технологического, экономического и исследовательского мышления;

развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности;

толерантное осознание, готовность и способность вести диалог с другими людьми, находить общие цели для их достижений;

проявление бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам, приобретение опыта природоохранной деятельности;

формирование эмоционально-личностного отношения к ценностям народной культуры, воспитание патриота своей Родины.

Метапредметными результатами обучения технологии в основной школе являются:

умение адекватно оценивать себя, свои способности; видеть связь между затраченными усилиями и достигнутыми результатами;

умение самостоятельно определять способы решения учебных, творческих, исследовательских и социальных задач на основе заданных алгоритмов;

формирование умений продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать и выполнять совместную коллективную работу, корректировать результаты совместной деятельности;

владение навыками исследовательской и проектной деятельности, определение целей и задач, планирование деятельности, построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез, моделирование технических объектов, разработка и изготовление творческих работ, формулирование выводов, представление и защита результатов исследования в заданном формате;

использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личную, общественно значимую и потребительскую стоимость;

овладение нормами и правилами культуры труда на рабочем месте и правилами безопасности при выполнении различных технологических процессов .

Предметные результаты:

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»

Выпускник научится:

находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;

читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;

выполнять в масштабе и правильно оформлять техниче­ские рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;

осуществлять технологические процессы создания или ре­монта материальных объектов.

Выпускник получит возможность научиться:

грамотно пользоваться графической документацией и тех­нико-технологической информацией, которые применяют­ся при разработке, создании и эксплуатации различных тех­нических объектов;

осуществлять технологические процессы создания или ре­монта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.

Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»

Выпускник научится:

планировать и выполнять учебные технологические проек­ты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продук­та или желаемого результата; планировать этапы выполне­ния работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществ­лять технологический процесс; контролировать ход и ре­зультаты выполнения проекта;

представлять результаты выполненного проекта: пользо­ваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

осуществлять презентацию, экономическую и экологиче­скую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабаты­вать вариант рекламы для продукта труда.

Раздел «Электротехника»

Выпускник научится:

разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориен­тироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифициро­ванных приборов и аппаратов, составлять простые электри­ческие схемы цепей бытовых устройств и моделей;

осуществлять технологические процессы сборки или ре­монта объектов, содержащих электрические цепи, с учётом необходимости экономии электрической энергии.

Выпускник получит возможность научиться:

составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации;

осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники.

Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»

Выпускник научится:

планировать варианты личной профессиональной карь­еры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с со­держанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.

Выпускник получит возможность научиться:

планировать профессиональную карьеру;

рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;

В ориентироваться в информации по трудоустройству и про­должению образования;

оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.

Содержание ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I. Технология обработки древесины и древесных материалов с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки

Практические работы

Проверка соответствия высоты столярного верстака росту ученика.

Приёмы закрепления заготовок для обработки древесины. Закрепление заготовки в заднем и переднем зажимах. Закрепление заготовки на столешнице.

Основы материаловедения. Свойства древесины

Лабораторно-практическая работа

Определение пород древесины и листовых древесных материалов.

Технологический процесс изготовления изделий из древесины.

Элементы графической грамоты

Практические работы

Оформление чертежа однодетального изделия.

Выполнение чертежа хозяйственной лопаточки с постановкой габаритных размеров и заполнением рамки-спецификации.

Измерение и разметка заготовок из древесины.

Пиление и зачистка изделий из древесины

Практические работы

Конструирование приспособления для шлифовальной шкурки. Разметка двух брусков из фанеры 100 × 40 × 10.

Изготовление приспособления (бруска) для шлифовальной шкурки. Выпиливание бруска. Опиливание в соответствии с габаритными размерами. Чистовая обработка готового изделия.

Строгание заготовок из древесины. Основные профессии мебельных и деревообрабатывающих предприятий

Практические работы

Подготовка рубанка (шерхебеля) к работе. Приёмы разборки и сборки рубанка (шерхебеля). Проверка правильности установки лезвия ножа (железки).

Разметка заготовки для лопаточки. Строгание заготовки для лопаточки. Последовательность строгания заготовки. Строгание базовой пласти и базовой кромки. Проверка качества строгания. Приёмы строгания остальных элементов заготовки. Проверка размеров. Опиливание напильником и отделка шлифовальной шкуркой. Проверка качества и точности обработки.

Сверление древесины ручными инструментами.

Соединение деталей из древесины на гвоздях, шурупах, клее

Практические работы

Приёмы сверления древесины ручными инструментами. Отработка приёмов крепления заготовки для сверления. Отработка приёмов закрепления и снятия сверла в коловороте и ручной дрели. Выполнение тренировочных сверлений на отходах древесины, фанеры, ДСтП, ДВП. Приёмы разметки центра заготовки и сверления. Последовательность чистовой обработки отверстия.

Изготовление подвески для ключей из отходов фанеры или тарных ящиков (материал для заготовки размером (110 × 80 × 10). Конструирование, разметка и изготовление подвески для ключей. Выполнение декоративной отделки готового изделия (выжигание, роспись, аппликация).

Перечень практических работ и изделий для учебных и творческих проектов.

Изготовление заготовок, деталей и изделий, включающих операции: строгание пласти и кромки; разметку и пиление древесины вдоль и поперёк волокон; сверление отверстий с помощью ручных инструментов; соединение деталей на гвоздях, шурупах, клее; зачистку обработанных поверхностей напильниками, чистовую обработку шлифовальной шкуркой; покрытие лаком, красителями на водной основе; контроль качества изделий.

Изготовление однодетальных и многодетальных изделий из древесины: раздаточных и дидактических материалов для школы, групп продлённого дня, детских садов; для оформления кабинетов, мастерских, рекреаций школы; игрушек, сувениров, полочек, декоративных наборов для интерьера, изделий для художественного оформления помещений школы; изделий для дома.

II. Технологии художественно-прикладной обработки древесины

Художественная обработка древесины. Освоение техники выжигания

Практические работы

Освоение техники выжигания. Подготовка рабочего места и оборудования для выжигания. Изготовление из отходов фанеры учебной заготовки размером 160 × 80 × 5. Разметка учебной заготовки на 8 квадратов 40 × 40. Тренировочное выжигание на учебной заготовке точками, прямыми линиями вдоль, поперёк и перекрестно, волнистыми линиями; штриховка фона вдоль и поперёк волокон, заполнение фона точками, контуром иглы.

Освоение техники выжигания на готовом изделии из древесины.

Художественная обработка древесины.

Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины

Практические работы

Приёмы работы ручным лобзиком. Подготовка рабочего места, инструментов, материалов. Выполнение тренировочных упражнений (учебных заданий) по установке и снятию полотна ручного лобзика. Отработка приёмов пиления прямых и волнистых линий по наружному контуру заготовки (на отходах фанеры). Проверка качества пиления.

Разработка эскиза однодетального изделия из древесины с элементами пропильной резьбы. Изготовление однодетального изделия. Чистовая обработка готового изделия и подготовка к декоративной отделке (выжиганию, росписи по дереву).

Приёмы отделки изделий из древесины. Подготовка рабочего места, инструментов, материалов. Столярная подготовка незавершённых работ к отделке. Окраска изделий красками на водной основе. Покрытие лаком на водной основе готовых изделий из древесины.


Перечень практических работ и изделий для учебных и творческих проектов.

Изготовление заготовок, деталей и изделий, включающих операции: строгание пласти и кромки; разметку и пиление древесины вдоль и поперёк волокон; сверление отверстий с помощью ручных инструментов; соединение деталей на гвоздях, шурупах, клее; зачистку обработанных поверхностей напильниками, чистовую обработку шлифовальной шкуркой; покрытие лаком, красителями на водной основе; художественную обработку выжиганием и пропильной резьбой; контроль качества изделий.

Изготовление однодетальных и многодетальных изделий из древесины: раздаточных и дидактических материалов для школы, групп продлённого дня, детских садов; для оформления кабинетов, мастерских, рекреаций школы; игрушек, сувениров, полочек, декоративных наборов для интерьера, изделий для художественного оформления помещений школы; изделий для дома.

III. Технологии обработки металлов и искусственных материалов с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки

Понятие о машине, механизме, детали. Сведения по истории развития техники. Технологические системы

Устройство, управление и приёмы работы на сверлильном станке

Практические работы

Подготовка сверлильного станка к работе (с помощью учителя). Выполнение тренировочных упражнений по пуску и выключению станка. Приёмы накернивания заготовок для сверления. Закрепление заготовки в зажимных приспособлениях (машинных тисках, ручных тисочках, на столе станка с помощью прижимных пластин).

Подбор сверла диаметром 5 мм, установка его в патроне и сверление заготовки (с помощью учителя). Закрепление заготовки в зажимных приспособлениях для снятия заусениц (зенкование). Подбор сверла диаметром 8 мм, установка его в патроне и зенкование заготовки с одной стороны (с помощью учителя). Зенкование заготовки с обратной стороны. Проверка качества сверления. Удаление сверла из патрона. Уборка сверлильного станка.


Организация рабочего места в слесарно-механической мастерской. Разметка изделий из металла

Практические работы

Правила организации рабочего места. Регулирование высоты слесарных тисков (с помощью учителя). Осмотр инструментов и укладка их в соответствии с требованиями. Выполнение учебно-тренировочных упражнений по закреплению различных заготовок в слесарных тисках.

Освоение приёмов разметки изделий из металла. Выполнение учебно-тренировочных упражнений по разметке на отходах тонколистового металла: построение прямых углов, проведение параллельных прямых, нахождение центров, осей; накернивание мест сверления; разметка дуг и окружностей.


Способы получения проволоки. Применение инструментов и приспособлений при работе с проволокой

Практические работы

Приёмы работы с проволокой. Подготовка рабочего места, инструментов, приспособлений, материалов. Изготовление из мягкой проволоки геометрических фигур: кольца с внутренним диаметром 20 мм; квадрата 30 × 30 мм; прямоугольника 40 × 20 мм.

Выполнение из проволоки различных изделий: головоломок, декоративных цепочек, крючков, подвесок для цветов.


Тонколистовые металлы. Инструменты и приспособления, применяемые при работе с тонколистовыми металлами. Разметка тонколистового металла.

Практическая работа

Последовательность разметки заготовки лопаточки. Подготовка рабочего места, инструментов, приспособлений, материалов. Разметка заготовки лопаточки по чертежу.


Основные слесарные операции при работе с тонколистовыми металлами

Практические работы

Приёмы работы слесарными ножницами. Подготовка рабочего места, инструментов, приспособлений, материалов. Закрепление слесарных ножниц в тисках по уровню губок. Тренировочные работы по резанию полос из отходов тонколистовых металлов в тисках по уровню губок и в руках с опорой ножниц на столешницу верстака.

Изготовление шаблонов фигурок собачек для выпиливания лобзиком и выжигания.


Соединение деталей простым фальцевым швом

Практическая работа

Изготовление простого одинарного лежачего фальцевого шва. Подготовка рабочего места, инструментов, приспособлений, материалов. Изготовление двух учебных заготовок 100 × 30 × 0,5 мм для простого одинарного лежачего фальцевого шва. Соединение двух заготовок в простой одинарный лежачий фальцевый шов. Контроль качества.


Технологический процесс сборки деталей

Практические работы

Изготовление и сборка по чертежу декоративного крючка. Подготовка рабочего места, инструментов, приспособлений, материалов. Изготовление основания и крючка. Сборка на винтах М3 или на алюминиевых заклёпках.


Перечень практических работ, учебных и творческих проектов.

Изготовление заготовок, деталей и изделий, включающих операции: измерение и разметку изделий по чертежу и шаблону; приёмы правки, гибки, откусывания мягкой проволоки; приёмы правки, разметки, гибки, опиливания; чистовую обработку заготовок; приёмы резания тонколистовых металлов; приёмы соединения тонколистовых металлов фальцевым швом; приёмы сверления и зенкования отверстий на сверлильном станке; технологический процесс сборки и отделки изделий из металла.

Изготовление однодетальных и многодетальных изделий из металлов: раздаточных и дидактических материалов для школы, детских садов; оформления кабинетов, мастерских, рекреаций школы; игрушек, сувениров, изделий для художественного оформления помещений; изделий для дома.


IV. Технологии художественно-прикладной обработки металлов

Художественное конструирование изделий из тонколистового металла. Изготовление декоративных изделий из консервных банок. Отделка изделий из металла

Практические работы

Изготовление декоративных изделий из консервных банок. Подготовка рабочего места, инструментов, приспособлений, материалов. Выполнение тренировочных заданий по разметке, резке и чистовой обработке заготовок (полосок из белой жести). Выполнение приёмов изготовления завитков, скрепок, сборочных узлов, декоративных кистей и ножек.

Изготовление декоративного стульчика с четырьмя ножками. Контроль качества.

Отделка декоративного крючка. Определение вида отделки. Подготовка крючка к отделке. Отделка крючка. Контроль качества изделия.


Перечень практических работ, учебных и творческих проектов.

Изготовление заготовок, деталей и изделий, включающих операции: измерение и разметку изделий по чертежу и шаблону; приёмы правки, разметки, гибки, опиливания; чистовую обработку заготовок; приёмы резания тонколистовых металлов; художественное конструирование изделий из бумаги и консервных банок; технологический процесс сборки и отделки изделий из металла.

Изготовление однодетальных и многодетальных изделий из металлов: раздаточных и дидактических материалов для школы, детских садов; оформления кабинетов, мастерских, рекреаций школы; игрушек, сувениров, изделий для художественного оформления помещений; изделий для дома.

V. Технологии домашнего хозяйства

Интерьер и планировка дома. Составление плана комнаты и кухни

Практические работы

Составление плана комнаты и кухни.

Разработка проектов планировки прихожей, детского уголка или комнаты. Расстановка на плане мебели и предметов быта.


Разработка и создание предметов труда и быта для дома, дачи, гаража. Составление плана дома. Конструирование и изготовление игольницы

Практические работы

Конструирование игольницы. Ознакомление с проектами игольниц, предложенных учащимися. Обсуждение идей и предложений. Разработка рабочих эскизов, чертежей. Требования к подбору материалов. Обсуждение технологии изготовления игольницы. Подготовка экономического и экологического обоснования.

Изготовление игольниц. Разработка способов крепления подушечки к основанию игольницы.

Конструирование и изготовление подставки для салфеток

Практические работы

Конструирование подставки для салфеток. Обсуждение идей и предложений учащихся. Разработка рабочих эскизов, чертежей. Требования к подбору материалов. Обсуждение технологии изготовления подставок для салфеток. Подготовка экономического и экологического обоснования.

Изготовление, сборка и декоративная отделка подставки для салфеток.


Конструирование и изготовление подставок для цветов

Практические работы

Конструирование подставки для цветов. Обсуждение идей и предложений учащихся. Разработка рабочих эскизов, чертежей. Требования к подбору материалов. Обсуждение технологии изготовления подставки для цветов. Подготовка экономического и экологического обоснования.

Изготовление, сборка и декоративная отделка подставок для цветов.

Перечень практических работ и изделий для учебных проектов.

Изготовление заготовок, деталей и изделий, включающих: составление эскизов, чертежей на однодетальные изделия, измерение, разметку, пиление, строгание, опиливание, резание, соединение, склеивание, сверление, сборку, чистовую и декоративную отделку; контроль качества изделий.

Изготовление простейших изделий из конструкционных материалов для школы, школьных мастерских, детского сада, дома, дачи, гаража.

Vl. Электротехнические работы

Понятие об электрическом токе. Условное обозначение элементов электрической цепи

Практическая работа

Вычерчивание принципиальной схемы однолампового осветителя.

Электрическая цепь. Электромонтаж низковольтного однолампового осветителя

Практические работы

Оконцовывание проводов на тычок и колечко.

Сборка из деталей электроконструктора монтажной схемы однолампового осветителя

VII. Учебное проектирование. Проектная культура

Учебный индивидуальный проект и его составляющие. Разработка индивидуального проекта «Подарок любимой маме (бабушке, сестре)

Примерная тематика индивидуальных учебных проектов:

проекты из природных и конструкционных материалов (предметы труда и быта, посуда, игрушки, поделки и сувениры из природных и конструкционных материалов: соломы, шишек, бересты, камня, натуральных тканей, ракушек, древесины, фанеры, шпона, проволоки, тонколистовых металлов, консервных банок);

проекты для интерьера кухни, игровой комнаты, прихожей, дома, дачи, гаража;

проекты для групп продленного дня, учащихся начальных классов, детских садов, учебных мастерских, кабинетов, рекреаций и территории школы;

проекты для краеведческих и этнографических музеев, праздников, школьных ярмарок, дня учителя, дня рождения школы и т.д.;

проекты для любимых родителей, друзей, учителей и т.д.

Практическая работа

Выполнение индивидуального учебного проекта «Подарок любимой маме».

Разработка коллективных учебных проектов для детского сада

Практические работы

Разработка коллективного учебного проекта «Бытовой набор для детского сада».

Разработка коллективного учебного проекта «Набор силуэтных фигур для песочницы подшефного детского сада»

Перечень практических работ и изделий для учебных проектов.

Изготовление заготовок, деталей и изделий, включающих технологические операции: измерение, разметку по шаблонам, разверткам, эскизам, чертежам, техническим рисункам, пиление ручными инструментами, строгание, опиливание, резание, соединение, склеивание, сверление, сборку, чистовую и декоративную отделку; работу на сверлильном станке; основные виды графических изображений: наброски, эскизы, технические рисунки, схемы, чертежи, технологические карты; контроль качества изделий.






Тематическое планирование


Наименование разделов

Количество часов

5 класс

Технологии обработки конструкционных материалов:

Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов


28

22

Учебное проектирование

6

Технологии домашнего хозяйства

12

Итого часов

68

6 класс

Технологии обработки конструкционных материалов:

Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов

Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов


16

10

18

Учебное проектирование

12

Технологии домашнего хозяйства

12

Итого часов

68

7 класс

Технологии обработки конструкционных материалов:

Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов

Технологии художественно-прикладной обработки материалов


22

16

12

Учебное проектирование

13

Технологии домашнего хозяйства

5

Итого часов

68

8 класс

Бюджет семьи

10

Технологии домашнего хозяйства

7

Электромонтажные и сборочные технологии

8

Бытовые приборы

3

Технологии исследовательской и опытнической деятельности

6

Итого часов

34

7


Опубликовано в группе «Учителя технологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.