Рабочая программа по технологии (1 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета "Технология" для 1 класса разработана на основе требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа» авторов Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.2: 192 с)
Планирование курса «Технология» в 1 классе рассчитано на 33 учебные недели, при количестве 1 урок в неделю, всего 33 часа.
В соответствии с концептуальным положением системы программа по технологии учитывает опыт ребёнка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удалённостью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приёмов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.
Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.
Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:
развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;
освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; – овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки;
Анализ конструкций, их свойств, условий и приёмов их создания;
Моделирование, конструирование из различных материалов;
Решение доступных конструктивно-технологических задач, простейшее проектирование, практика работы на компьютере.
В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерная особенность учебного предмета в связи с внедрением в учебно-образовательный процесс требований Федерального стандарта второго поколения – практико-ориентированная направленность предлагаемого содержания, сформированность элементарных общетрудовых навыков, овладение универсальными учебными действиями; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора.
Методы контроля: текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль.
Для реализации Рабочей программы используется УМК Т.М. Рагозиной «Технология. 1 класс», включающий в себя:
Учебники
Методические пособия с поурочными разработками
Содержание программы учебного курса
«Технология»
Основное содержание обучения в программе для 1 класса представлено разделами:
Изготовление изделий из природных материалов. Растительные природные материалы: листья, веточки, семена растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов. Свойства природных материалов: цвет, форма, размер. Подготовка растительных материалов к работе: сбор листьев в сухую погоду, удаление пыли; промывка и сушка семян, хранение в бумажных конвертах, коробках. Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, подкладная дощечка. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц. Основные технологические операции ручной обработки природного материала: резание ножницами, капельное склеивание деталей из листьев и семян, сушка, сборка объёмных деталей из природного материала при помощи пластилина. Практические работы: изготовление по рисункам аппликаций, орнаментальных композиций, сказочных персонажей. Бережное использование природного материала. |
5 ч. |
Изготовление изделий из бумаги и картона Виды бумаги, используемые на уроках: газетная, обложечная, альбомная, цветная для аппликаций, для принтера, копирка, писчая. Свойства бумаги: цвет, блеск, прозрачность, фактура поверхности, влагопроницаемость. Экономное расходование бумаги при разметке деталей по шаблону, через копирку. Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – рисунок. Изготовление изделий по рисунку. Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой, ножницы, фальцовка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц. Основные технологические операции ручной обработки бумаги: отрывание, резание ножницами, многослойное складывание, гофрирование, сборка и скрепление деталей (клеевое), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка. Практические работы: изготовление пригласительных билетов, конвертов, закладок для книг, новогодних снежинок, открыток, аппликаций. |
13ч. |
Изготовление изделий из пластичных материалов Пластилин, масса для моделирования. Подготовка пластилина к работе: делить брусок на глаз, разминать для повышения пластичности. Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка. Основные технологические операции ручной обработки пластилина: скатывание шарообразных форм, раскатывание до получения удлинённых форм, вытягивание, заглаживание, вдавливание. Практические работы: лепка моделей предметов живой природы (овощей, фруктов, животных), фишек для уроков математики по рисункам. |
6 ч. |
Изготовление изделий из текстильных материалов Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Свойства ткани: цвет, фактура поверхности, толщина. Экономное расходование ткани при раскрое по выкройке деталей прямоугольной формы. Нитки, используемые на уроках: швейные, для вышивания «мулине». Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок. Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани и украшение изделий ручным швом «вперёд иголку», связывание ниток в пучок. Практические работы: изготовление вышитых салфеток, игольниц, аппликаций, украшений одежды, декоративных композиций. |
9 ч. |
Планируемые результаты обучения курса «Технология»
Ученик научится |
Ученик получит возможность |
рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека; выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды); использовать приобретённые знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий; анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение; организовывать рабочее место для выполнения практической работы; понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл; экономно размечать материалы по шаблону, через копирку; отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки; выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя |
уважительно относиться к труду людей; выполнять практическое задание с опорой на рисунок; анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно его изготавливать.
|
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Количество часов |
Наименование темы |
Региональный компонент |
Д/з |
|
1А |
1Б |
|||||
1 |
04.09 |
04.09 |
1 |
Мир изделий. Вводный инструктаж по ТБ. Первичный инструктаж по ТБ на рабочем месте. |
|
|
2 |
11.09 |
11.09 |
1 |
Работаем с пластичными материалами. Учимся работать с пластилином |
РК |
|
3 |
18.09 |
18.09 |
1 |
Работаем с пластичными материалами. «Ваза с фруктами» |
|
|
4 |
25.09 |
25.09 |
1 |
Мышка и кошка из пластилина. |
|
|
5 |
02.10 |
02.10 |
1 |
Аппликация «Пейзажи». Растительные природные материалы. Свойства природных материалов. ТБ Приёмы рационального и безопасного использования ножниц |
РК |
Пластилин |
6 |
09.10 |
09.10 |
1 |
Аппликация «Животные» Изготовление по рисункам аппликаций сказочных персонажей. |
|
|
7 |
16.10 |
16.10 |
1 |
Узоры из семян. Основные технологические операции ручной обработки природного материала. |
|
Пластилин |
8 |
23.10 |
23.10 |
1 |
Орнаментальная композиция из сухих листьев и семян. Декоративная композиция из сухих листьев и семян (окончание работы)
|
|
Картон, листья, семена, клей, пластилин |
9 |
06.11 |
06.11 |
1 |
Виды и свойства бумаги. Аппликации из мятой бумаги. |
|
Ткань, швейные принадлежности |
10 |
13.11 |
13.11 |
1 |
Отрывные аппликации из бумаги.
|
|
|
11 |
20.11 |
20.11 |
1 |
Изготовление пригласительного билета на ёлку. ТБ Инструменты и приспособления для обработки бумаги. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц. |
|
|
12 |
27.11 |
27.11 |
1 |
Бумага. Пригласительный билет на елку (окончание работы)
|
|
Вискозные салфетки 2 шт, картон, нитки, игла |
13 |
04.12 |
04.12 |
1 |
Изготовление конверта для пригласительного билета. Многослойное складывание.
|
|
|
14 |
11.12 |
11.12 |
1 |
Гофрированные новогодние подвески. |
|
|
15 |
18.12 |
18.12 |
1 |
Новогодние снежинки. Резание ножницами. ТБ Приёмы рационального и безопасного использования ножниц. |
|
|
16 |
25.12 |
25.12 |
1 |
Аппликация. Мозаика из бумаги. |
РК |
|
17 |
15.01 |
15.01 |
1 |
Мозаика из бумаги (завершение работы) Модели из бумаги. |
|
|
18 |
22.01 |
22.01 |
1 |
Плетение из полосок бумаги.
|
|
ткань, пуговицы, игла, нитки |
19 |
29.01 |
29.01 |
1 |
Плетение из полосок бумаги |
|
ткань, пуговицы, нитки, иголка, ножницы, картон |
20 |
05.02 |
05.02 |
1 |
Плетение из полосок бумаги (завершение работы) |
|
ткань, пуговицы, нитки, иголка, ножницы, картон |
21 |
12.02 |
12.02 |
1 |
Открытка. |
|
доделать работу, гофрированный картон, цветной картон, бумага, клей, ножницы |
22 |
19.02 |
19.02 |
1 |
Модели городского транспорта. |
|
доделать работу, цветной картон, бумага, клей, ножницы |
23 |
26.02 |
26.02 |
1 |
Модели городского транспорта. |
|
доделать работу, цветной картон, бумага, клей, ножницы |
24 |
04.03 |
04.03 |
1 |
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. ТБ Приёмы рационального и безопасного использования игл и иголок. Аппликации из ткани |
|
доделать работу, цветной картон, бумага, клей, ножницы |
25 |
11.03 |
11.03 |
1 |
Аппликации из ткани. Игольница. Раскрой деталей |
|
доделать работу, цветной картон, бумага, клей, ножницы |
26 |
18.03 |
18.03 |
1 |
Игольница. (завершение работы) Экономное расходование ткани при раскрое по выкройке деталей прямоугольной формы. |
|
|
27 |
25.03 |
25.03 |
1 |
Декоративные композиции из лоскутков ткани. Подвески из лоскутков ткани, пришивание пуговиц с двумя отверстиями . |
РК |
картон, бумага, клей, ножницы |
28 |
08.04 |
08.04 |
1 |
Декоративные композиции из лоскутков ткани. Подвески из лоскутков ткани,пришивание пуговиц с двумя отверстиями
|
|
конструктор |
29 |
15.04 |
15.04 |
1 |
Изготовление вышитых салфеток. |
|
картон, швейные принадлежности |
30 |
22.04 |
22.04 |
1 |
Изготовление вышитых салфеток. |
|
картон, швейные принадлежности |
31 |
29.04 |
29.04 |
1 |
Цветочная композиция из ниток |
|
гофрированная бумага, клей, ножницы |
32 |
06.05 |
06.05 |
1 |
Цветочная композиция из ниток. |
|
гофрированная бумага, клей, ножницы |
33 |
13.05 |
13.05 |
1 |
Изготовление из различных материалов. Баба-яга в ступе. Сборка и склеивание деталей. |
|
картон, бумага, клей, ножницы |
34 |
20.05 |
20.05 |
1 |
Изготовление из различных материалов. Баба-яга в ступе. Сборка и склеивание деталей. |
|
|
Критерии оценивания
Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью освоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
полностью не усвоил учебный материал;
не может изложить знания своими словами;
не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знания программного материала;
допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «1» ставится, если учащийся:
не может спланировать выполнение работы;
не может использовать знания программного материала;
отказывается выполнять задание.
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.