Рабочая программа по технологии для 5 класса (УМК А.Т. Тищенко, Н.В. Синица)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №27 имени Д.И.Донского»
МБОУ СОШ №27 г. Шахты
346516 Россия, г. Шахты, Ростовской области, ул. Азовская, 46, тел./факс (8636)26-87-41, e-mail:russchool27@rambler.ru
| Утверждаю: |
| пр. №___от «____»____ 2020 г. |
| Директор МБОУ СОШ № 27 |
| __________________________ |
| Гарковец Т.Г. |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Технологии, 5 класс
по_____________________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
У
основное общее (5 класс)
ровень общего образования (класс)_______________________________________________________________
(
68
начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)К
Недогонова Лилия Николаевна
оличество часов ____________Учитель________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Программа разработана на основе примерной образовательной программы
по учебному предмету "Технология" основного общего образования, утверждённой 8 апреля 2015 г.
Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС образования второго поколения» Министерства образования и науки Российской Федерации.
Учебник: А.Т. Тищенко, Н.В. Синица «Технология» 5 класс
г. Шахты
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета "Технология" учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным, метапредметным и предметным результатам, и требования индивидуализации обучения.
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса технологии
Обучение школьников с использованием предметной линии учебников "Технология" под.ред. А.Т.Тищенко, Н.В.Синица строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. В процессе обучения технологии обеспечивается формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления (потребность – цель – способность - результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством.
Обучение технологии по данной рабочей программе способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих требованиям ФГОС. Содержание
программы строится по годам концентрически, в основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения базовых компонентов, поэтому результаты обучения не разделены по классам.
Личностными результатами освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования являются:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и социальной стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентированного в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметными результатами:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
Уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процесссах; оценка технологических свойств сырья , материалов и областей их применения;
Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и конструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
-овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
-выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
-контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
-документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможностей прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
-оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
-согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
-формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
-выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
-стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
-овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
-рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований экономики и элементов научной организации труда;
-умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
-рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
-участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
-практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
-определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
-установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
-сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
-адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
-развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
-соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;
-сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
II. Универсальные учебные действия (УУД), формируемые у обучающихся при освоении учебного предмета.
Регулятивные УУД
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритмы их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ ресурсы для решения задачи/ достижения цели;
составлять план решения проблемы( выполнения проекта, проведения исследования);
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определённого класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации или при отсутствии планируемого результата;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности(корректности) выполнения учебной задачи;
оценивать продукт свой деятельности по заданным и (или) самостоятельно определённым критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД
6.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, делать выводы. Обучающийся сможет:
выстраивать логическую цепочку;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и (или) явление;
определять логические связи между предметами и (или) явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и (ли) явления;
строить модель/ схему на основе условий задачи и (или) способа её решения;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования ( теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и( или) заданных критериев оценки продукта/ результата.
8.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий явления, процессов;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный- учебный, научно-популярный, информационный).
9.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять своё отношение к природной среде;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать своё отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы;
10.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
10.Коммуникативные УУД
11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать и отстаивать своё мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии.
12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/ отобранные под руководством учителя.
13.Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии;
использовать информацию с учётом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
III.Ценностные ориентиры содержания данной рабочей программы за
5-й класс:
В результате обучения учащиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии сих предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками использования распространённых ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:
познакомиться:
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
с назначением и технологическими свойствами материалов;
с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
с видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
со значение здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструментами оборудование для выполнения работ;
конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами электрооборудованием;
осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия ( детали) ;
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
формирования эстетической среды бытия;
развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
контроля качества выполняемых работ с применением мерительных , контрольных и разметочных инструментов;
выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
построения планов профессионального образования и трудоустройства.
IV.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс - 68 часов, 2 ч - резервное время (2 часа в неделю)
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
Раздел « Современные технологии и перспективы их развития» (6ч) | |
1.1 Тема: Потребности человека (2ч) Потребности и технологии. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Практическая работа. Изучение потребностей человека. Самостоятельная работа. Разработка программы изучения духовных потребностей членов семьи. | Объяснять, приводя примеры, содержание понятия «потребность». Изучать и анализировать потребности ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы. |
1.2 Тема: Понятие технологии (2ч) Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии. История развития технологий. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития. Понятие о производственных и промышленных технологиях, технологиях сельского хозяйства. Практическая работа. Ознакомление с технологиями. Самостоятельная работа. Подготовка к образовательному путешествию | Анализировать основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии. Приводить произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере сбыта. Выполнять поиск в Интернете и других источниках информации предприятий региона проживания, работающих на основе современных производственных технологий. Осуществлять сохранение информации в формах описаний, схем, эскизов, фотографий. |
1.3 Тема: Технологический процесс (2ч) Технологический процесс, его параметры, сырьё, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства. Практическая работа. Разработка технологических карт простых технологических процессов. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологиях, используемых в населённом пункте проживания, и нежелательных для окружающей среды эффективных технологий. Образовательное путешествие (виртуальная экскурсия) на предприятие города (региона) проживания, работающее на основе современных производственных технологий. | Характеризовать виды ресурсов, место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса. Объяснять, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты. Разрабатывать несложную технологию на примере организации действий и взаимодействия в быту. Находить и предъявлять информацию о нежелательных для окружающей среды эффектах технологий, поддерживающих жизнь в населённом пункте проживания. |
Раздел «Конструирование и моделирование» (4 ч) | |
2.1 Тема: Понятие о машине и механизме (2ч) Понятие о механизме и машине. Виды механизмов. Виды соединений деталей. Типовые детали. Практические работы. Обсуждение результатов образовательного путешествия. Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о машинах и механизмах, помогающих человеку в его жизни | Объяснять значение понятия «машина», характеризовать машины, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю. Характеризовать простые механизмы, типовые детали машин и их соединения. Знакомиться с профессиями машинист, водитель, наладчик |
2.2 Тема: «Конструирование машин и механизмов» (2ч) Конструирование машин и механизмов. Технические требования. Практические работы. Ознакомление с механизмами (передачами). Конструирование моделей механизмов | Осуществлять сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции. Конструировать модель по заданному прототипу, проводить испытания и модернизацию модели. Разрабатывать оригинальную конструкцию модели: проектировать, находить альтернативные варианты, конструировать, испытывать, анализировать результаты |
Раздел « Материальные технологии» (26 ч) Технологии обработки конструкционных материалов | |
3.1 Тема: Виды конструкционных материалов. Рабочее место и инструменты для обработки конструкционных материалов (2 ч) Строение древесины, породы древесины. Виды пиломатериалов и древесных материалов. Металлы. Виды, получение и применение листового металла и проволоки. Искусственные материалы. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины и металлов. Правила безопасной работы у верстака. Основные инструменты для ручной обработки древесины, металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой древесины и металла. Практические работы. Распознавание древесины и древесных материалов. Ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки и пластмасс. Организация рабочего места для столярных работ. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации об искусственных материалах, применяемых человеком в науке, технике, повседневной жизни | Распознавать породы древесины, пиломатериалы и древесные материалы по внешнему виду. Распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы по образцам. Выбирать материалы для изделия в соответствии с его назначением. Организовывать рабочее место для столярных и слесарных работ. Выбирать инструменты для обработки древесины, металлов и искусственных материалов в соответствии с их назначением. Выполнять уборку рабочего места. Знакомиться с профессиями столяр, слесарь |
3.2 Тема: Графическое изображение деталей и изделий из конструкционных материалов (2 ч) Понятия «эскиз», «чертёж», «технический рисунок». Материалы, инструменты, приспособления для построения чертежа. Способы графического изображения изделий из древесины, металлов и искусственных материалов. Масштаб. Виды. Линии изображений. Обозначения на чертежах. Практические работы. Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины. Графическое изображение изделий из тонколистового металла и проволоки | Читать и оформлять графическую документацию. Выполнять эскизы или технические рисунки деталей из конструкционных материалов. Знакомиться с профессией инженер-конструктор |
3.3 Тема: Технологии изготовления изделий (2 ч) Этапы создания изделий из древесины. Понятие о технологической карте. Ознакомление с технологическими процессами создания изделий из листового металла, проволоки, искусственных материалов. Практические работы. Разработка последовательности изготовления детали из древесины. Разработка технологии изготовления деталей из металла и искусственных материалов. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологических процессах изготовления деталей из древесины, тонколистового металла, проволоки | Составлять последовательность выполнения работ при изготовлении деталей из древесины. Разрабатывать технологическую последовательность изготовления деталей из металлов и искусственных материалов на основе анализа эскизов и чертежей. Находить в сети Интернет и предъявлять информацию о технологических процессах изготовления деталей из древесины, тонколистового металла, проволоки. Знакомиться с профессией технолог. |
3.4 Тема: Технологические операции обработки конструкционных материалов (10 ч) | |
Разметка заготовок из древесины, металла, пластмасс (2 ч) Назначение разметки. Правила разметки заготовок из древесины, металла, пластмасс на основе графической документации. Инструменты для разметки. Приёмы разметки заготовок. Приёмы ручной правки заготовок из проволоки и тонколистового металла. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. Практические работы. Разметка заготовок из древесины. Разметка заготовок из металлов и искусственных материалов. Технология резания заготовок из древесины, металла, пластмасс (2 ч) Инструменты для пиления заготовок из древесины и древесных материалов. Правила пиления заготовок. Приёмы резания заготовок из проволоки, тонколистового металла, пластмасс. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. Практические работы. Пиление заготовок из древесины. Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологиях резания заготовок из древесины и металла. Технология строгания заготовок из древесины (2 ч) Инструменты для строгания заготовок из древесины. Правила закрепления заготовок. Приёмы строгания. Проверка качества строгания. Правила безопасной работы со строгальными инструментами. Практическая работа. Строгание заготовок из древесины. Технология гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки (2 ч) Приёмы гибки заготовок из проволоки и тонколистового металла. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. Практическая работа. Гибка заготовок из листового металла и проволоки. Технология получения отверстий в заготовках из конструкционных материалов (2 ч) Сверление отверстий в заготовках из древесины. Инструменты и приспособления для сверления. Приёмы пробивания и сверления отверстий в заготовках из тонколистового металла. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. Практические работы. Сверление заготовок из древесины. Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов | Выполнять разметку заготовок из древесины, тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по чертежу с использованием разметочных инструментов. Контролировать качество разметки. Выравнивать заготовки деталей из тонколистового металла и проволоки с помощью правки. Контролировать качество правки. Знакомиться с профессиями слесарь-разметчик, слесарь-инструментальщик. Выполнять пиление размеченных заготовок, соблюдая правила безопасного труда. Выполнять по разметке резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов с соблюдением правил безопасной работы. Контролировать качество вырезанных деталей. Знакомиться с профессиями станочник-распиловщик, резчик. Строгать шерхебелем и рубанком заготовки из древесины для придания им формы будущих деталей. Контролировать качество отстроганных поверхностей. Знакомиться с профессией станочник-строгальщик. Выполнять по чертежам гибку заготовок из тонколистового металла и проволоки на столе верстака и в тисках с помощью инструментов и приспособлений с соблюдением правил безопасной работы. Знакомиться с профессией штамповщик. Сверлить по разметке коловоротом или ручной дрелью сквозные и глухие отверстия в заготовках из древесины. Пробивать отверстия в заготовках из тонколистового металла пробойником. Сверлить ручной дрелью отверстия в заготовках из металлов и искусственных материалов. Знакомиться с профессией станочник-сверловщик |
3.5 Тема: Технологии сборки деталей из конструкционных материалов (4 ч) | |
Технология соединения деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов, клея (2 ч) Виды сборки деталей из древесины. Инструменты для соединения деталей из древесины. Виды гвоздей, шурупов, саморезов. Приёмы соединения деталей с помощью гвоздей, шурупов, саморезов. Клеевые составы, правила подготовки склеиваемых поверхностей. Технология соединения деталей из древесины клеем. Практические работы. Соединение деталей из древесины гвоздями. Соединение деталей из древесины с помощью шурупов (саморезов). Соединение деталей из древесины с помощью клея. Самостоятельная работа. Поиск и изучение примеров технологических процессов сборки деталей из древесины и древесных материалов. Технология сборки изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов (2 ч) Соединение металлических и пластмассовых деталей в изделии с помощью заклёпок. Соединение деталей из тонколистового металла фальцевым швом. Использование инструментов и приспособлений для сборочных работ. Правила безопасной работы. Практическая работа. Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов | Осуществлять сборку изделия, соединяя детали из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов. Проверять качество сборки. Соединять детали из древесины клеем с последующим закреплением в струбцине. Знакомиться с профессиями плотник, столяр-сборщик. Осуществлять сборку деталей из тонколистового металла фальцевым швом. Соединять детали из листовой пластмассы и металла на заклёпках, детали из проволоки —скруткой. Контролировать качество соединения деталей. Знакомиться с профессией жестянщик |
3.6 Тема: Технологии отделки изделий из конструкционных материалов (2 ч) | |
Технология зачистки поверхностей деталей из конструкционных материалов (1 ч) Инструменты для зачистки поверхностей деталей из древесины. Рабочее место, правила работы. Приёмы зачистки заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмасс. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. Практические работы. Зачистка деталей из древесины. Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Технология отделки изделий из конструкционных материалов (1 ч) Тонирование и лакирование как методы окончательной отделки изделий из древесины. Приёмы тонирования и лакирования изделий. Защитная и декоративная отделка поверхности изделий из металла. Контроль и оценка качества изделий. Практическая работа. Отделка изделий из древесины. Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Самостоятельная работа. Поиск и изучение способов окрашивания металлических деталей на производстве (например, кузовов автомобилей на автозаводе) | Зачищать поверхности деталей из древесины, тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов напильником и шлифовальной шкуркой. Контролировать качество зачищенных деталей. Знакомиться с профессией шлифовщик. Отделывать изделия из древесины тонированием и лакированием. Контролировать качество отделки. Лакировать или окрашивать поверхности изделий из металлов и искусственных материалов. Выявлять и устранять дефекты отделки. Знакомиться с профессией лакировщик |
3.7 Тема: Технологии художественно-прикладной обработки материалов (4 ч) | |
Выпиливание лобзиком (2 ч) Материалы, инструменты, приспособления для выпиливания лобзиком. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Приёмы выполнения работ. Практическая работа. Выпиливание изделий из древесины лобзиком. Выжигание по дереву (2 ч) Основные сведения о декоративной отделке изделий из древесины с помощью выжигания (пирографии). Инструменты, приёмы работы. Практическая работа. Декоративная отделка изделий из древесины выжиганием. Самостоятельная работа. Поиск и изучение видов декоративно-прикладного творчества, распространённых в районе проживания | Осуществлять поиск необходимого для выпиливания рисунка в учебнике, библиотеке кабинета технологии, в сети Интернет или выполнять рисунок самостоятельно. Подготавливать материалы и инструменты к работе. Выпиливать изделия из древесины и искусственных материалов лобзиком. Осуществлять поиск необходимого для выжигания рисунка в различных печатных изданиях, в сети Интернет или выполнять рисунок самостоятельно. Выполнять отделку изделий из древесины выжиганием. Изготовлять изделия декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Проводить презентацию результатов труда |
Раздел «Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов» (12ч) | |
4.1 Тема: Санитария, гигиена и физиология питания (2ч) Санитария и гигиена на кухне (1ч) Понятие «кулинария». Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасного пользования газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром и кипятком. Самостоятельная работа. Поиск и ознакомление с информацией о значении понятия «Гигиена». Физиология питания (1ч). Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания. Практическая работа. Определение качества питьевой воды. Самостоятельная работа. Поиск и ознакомление с информацией о значении витаминов, их содержании в различных продуктах питания. Анализ качества своего питания, составление своей пищевой пирамиды и на её основе - дневного рациона. | Овладеть навыками личной гигиены при приготовлении и хранении пищи. Организовывать рабочее место для приготовления пищи. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и кабинета. Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью. Оказывать первую помощь при порезах и ожогах. Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Осуществлять поиск значения понятия «витамины». Находить и предъявлять информацию о витаминах, содержащихся в различных продуктах. Закреплять исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества питьевой воды. Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды. |
4.2 Тема: Технологии приготовления блюд (10ч) Бутерброды и горячие напитки. Бытовые элетроприборы (2ч) Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Виды горячих напитков ( чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления, подача напитка какао. Профессия повар. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины. Практические работы. Приготовление бутербродов. Приготовление горячих напитков. Самостоятельная работа. Изучение потребности в бытовых электроприборах на домашней кухне; поиск информации об истории микроволновой печи, гигиенической уборке холодильника, значении слова «цикорий» и пользе напитка из него. | Приготовлять и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивать хлеб для бутербродов в жарочном шкафу или тостере. Находить пословицы о хлебе. Знакомиться с профессией повар. Приготовлять горячие напитки( чай, кофе, какао).проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находить и предъявлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустировать бутерброды и горячие напитки. Изучать потребность в бытовых электроприборах на домашней кухне. Находить и представлять информацию об истории бытовых электроприборов для кухни. Читать маркировку и штриховые коды на упаковках. |
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (2ч). Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш, требования к качеству каши, применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд. Практическая работа. Изучение маркировки и штриховых кодов на упаковках круп и макаронных изделий. Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий. Самостоятельная работа. Поиск информации об устройствах кастрюля-кашеварка, мультиварка. | Выполнять механическую кулинарную обработку крупы, бобовых. Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы. Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу. Определять консистенцию блюда. Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий. Находить и предъявлять информацию о крупах; о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий. Дегустировать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. |
Блюда из яиц. (2ч) Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую, подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд. Практические работы. Определение свежести яиц. Приготовление блюда из яиц. Самостоятельная работа. Поиск информации о способах хранения яиц без холодильника, истории оформления яиц к народным праздникам. | Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды. Готовить блюда из яиц. Дегустировать блюда из яиц. Находить и предъявлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам. |
Меню завтрака. Сервировка стола к завтраку(2ч) Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами. Самостоятельная работа. Поиск информации о калорийности продуктов, входящих в состав блюд для завтрака. | Подбирать столовое бельё для сервировки стола к завтраку. Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака. Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для завтрака. Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Складывать салфетки. |
Раздел «Технологии растениеводства и животноводства» (8ч) | |
5.1 Тема: Растениеводство (6ч) Выращивание культурных растений (2ч) Общая характеристика и классификация культурных растений. Условия внешней среды, необходимые для выращивания культурных растений. Признаки и причины недостатка питания растений. Практическая работа. Проведение подкормки растений. Самостоятельные работы. Поиск информации о масляничных растениях. Фенологическое наблюдение за растениями. Вегетативное размножение растений ( 2ч) Технологии вегетативного размножения культурных растений: черенками, отводками, прививкой. Современная биотехнология размножения растений культурной ткани. Понятие «полевой опыт». Виды полевых опытов: агротехнологические и сортоиспытательные. Методика ( технология) проведения полевого опыта. Практическая работа. Размножение комнатных растений черенками. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологиях вегетативного размножения усами, клубнями, спорами. Выращивание комнатных растений (2ч) Практическая работа. Перевалка (пересадка) комнатных растений. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о гидропонике, аэропонике и технологии выращивания растений с применением гидрогеля. Образовательное путешествие (экскурсия) на животноводческую ферму. | Определять основные группы культурных растений. Проводить фенологические наблюдения за комнатными растениями. Проводить визуальную диагностику недостатка элементов питания культурных растений. Проводить подкормку комнатных растений. Осуществлять поиск информации о культурных растениях в Интернете. Осваивать способы и методы вегетативного размножения культурных растений (черенками, отводками, прививкой, культурой ткани) на примере комнатных декоративных культур. Находить и предъявлять информацию о технологиях вегетативного размножения усами, клубнями, спорами. Осваивать технологические приёмы выращивания комнатных растений. Выполнять перевалку (пересадку) комнатных растений. Находить и предъявлять информацию о современных технологиях выращивания растений: «гидропоника», «аэропоника», с применением гидрогеля. Знакомиться с профессией садовник. |
5.2 Тема: Животноводство (2ч) Животные организмы как объект технологии. Понятия «животноводство», «зоотехния», «животноводческая ферма». Потребности человека, которые удовлетворяют животные. Технологии одомашнивания и приручения животных организмов в интересах человека и их основные элементы. Технологии выращивания животных и получения животноводческой продукции. Профессия животновод (зоотехник). Практическая работа. Ознакомление с технологией производства животноводческой продукции (обсуждение результатов образовательного путешествия). | Собирать информацию и приводить примеры разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека. Знакомиться с технологией производства животноводческой продукции. Находить и предъявлять информацию об устройстве животноводческой фермы, механизации работ на ферме. |
Раздел «Исследовательская и созидательная деятельность» (10ч) | |
6.1 Тема: Этапы выполнения творческого проекта (1ч) Творческий проект и этапы его выполнения. Процедура защиты (презентации) проекта. Источники информации при выборе темы проекта. 6.2 Тема: Реклама (1ч) Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Самостоятельная работа. Выбор товара в модельной ситуации. | Обосновывать выбор изделия на основе личных и общественных потребностей. Находить необходимую информацию в учебнике, библиотеке кабинета технологии, в сети Интернет. Выбирать вид изделия. Характеризовать рекламу как средство формирования потребностей. Осуществлять выбор товара в модельной ситуации. |
6.3 Тема: Разработка и реализация творческого проекта (10 ч) Работа над творческим проектом. Реализация этапов выполнения творческого проекта. Реализация этапов выполнения проекта. Выполнение требований к готовому проекту. Расчёт стоимости проекта. Защита (презентация) проекта. | Работать над проектом. Находить необходимую информацию с использованием Интернета. Выполнять необходимые эскизы. Составлять учебные технологические карты. Контролировать качество выполнения этапов проекта. Оценивать стоимость проекта. Разрабатывать варианты рекламы. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта. |
V.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Разделы и темы програмы | количество часов |
1. Современные технологии и перспективы их развития 1.1 Потребности человека 1.2 Понятие технологии 1.3 Технологический процесс | 6 2 2 2 |
2. Конструирование и моделирование 2.1 Понятие о машине и механизме 2.2 Конструирование машин и механизмов | 4 2 2 |
3. Технологии обработки конструкционных материалов. 3.1 Виды конструкционных материалов. Рабочее место и инструменты для обработки конструкционных материалов. 3.2 Графическое изображение деталей и изделий из конструкционных материалов. 3.3 Технологии изготовления изделий. 3.4 Технологические операции обработки конструкционных материалов. 3.5 Технологии сборки деталей из конструкционных материалов. 3.6 Тема: Технологии отделки изделий из конструкционных материалов. 3.7 Тема: Технологии художественно-прикладной обработки материалов. | 26 2 2 2 10 4 2 4 |
4.Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов 4.1 Санитария, гигиена и физиология питания 4.2 Технология приготовления блюд | 12 2 10 |
5.Технологии растениеводства и животноводства 5.1 Растениеводство 5.2 Животноводство | 8 6 2 |
6.Исследовательская и созидательная деятельность 6.1 Творческий проект. Этапы выполнения проекта. 6.2 Реклама 6.3 Разработка и реализация творческого проекта | 12 1 1 10 |
Итого: | 68 |
VI.КАлендарно-тематическое планирование
и-инструктаж, фо- фронтальный опрос, Л/пр.р-лабораторно-практическая работа, пр.р.-практическая работа, пр-проект, з.п-защита проекта, ЭБ-эвристическая беседа.
№ урока | | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, самостоятельной деятельности | Ресурсы уроков | |||
По плану | | Факт | ||||||||
| 1.Современные технологии и перспективы их развития (6ч) | |||||||||
1-2 | | | | 1.1 Потребности человека. | 2 | Объяснять, приводя примеры, содержание понятия «потребность». Изучать и анализировать потребности ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы. | И Пр.р С.р. | §1 | ||
3-4 | | | | 1.2.Понятие о технологии | 2 | Анализировать основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии. Приводить произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта. Выполнять поиск в Интернет и других источниках информации предприятий региона проживания, работающих на основе современных производственных технологий. Осуществлять сохранение информации в формах описаний, схем, эскизов, фотографий. | И Пр.р С.р. | §2 | ||
5-6 | | | | 1.3.Технологический процесс | 2 | Характеризовать виды ресурсов, место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса. Разрабатывать несложную технологию на примере организации действий и взаимодействия в быту. | И Пр.р С.р. | §3 | ||
2. Конструирование и моделирование (4ч) | ||||||||||
7-8 | | | | 2.1 Понятие о машине и механизме. | 2 | Объяснять значение понятия «машина», характеризовать машины, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю. Характеризовать простые механизмы, типовые детали машин и их соединения. Знакомиться с профессиями машинист, водитель, наладчик. | И Пр.р С.р. | §6 | ||
9-10 | | | | 2.2 Конструирование машин и механизмов. | 2 | Разрабатывать оригинальную конструкцию модели: проектировать, находить альтернативные варианты, конструировать испытывать, анализировать результаты. Графически отображать основные узлы швейной машины. | ФО ПР.р | §7 | ||
Раздел «Материальные технологии» (26 ч) Технологии обработки конструкционных материалов | ||||||||||
11-12 | | | | 3.1 Виды конструкционных материалов. Рабочее место и инструменты для обработки конструкционных материалов. | 2 | Распознавать породы древесины, пиломатериалы и древесные материалы по внешнему виду. Распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы по образцам. Выбирать материалы для изделия в соответствии с его назначением. Организовывать рабочее место для столярных и слесарных работ. Выбирать инструменты для обработки древесины, металлов и искусственных материалов в соответствии с их назначением. Выполнять уборку рабочего места. Знакомиться с профессиями столяр, слесарь. | И Пр.р С.р. | §9-10 | ||
13-14 | | | | 3.2 Графическое изображение деталей и изделий из конструкционных материалов | 2 | Читать и оформлять графическую документацию. Выполнять эскизы или технические рисунки деталей из конструкционных материалов. Знакомиться с профессией инженер-конструктор | И Пр.р С.р. | §11 | ||
15-16 | | | | 3.3 Технологии изготовления изделий | 2 | Составлять последовательность выполнения работ при изготовлении деталей из древесины. Разрабатывать технологическую последовательность изготовления деталей из металлов и искусственных материалов на основе анализа эскизов и чертежей. Находить в сети Интернет и предъявлять информацию о технологических процессах изготовления деталей из древесины, тонколистового металла, проволоки. Знакомиться с профессией технолог. | И Пр.р С.р. | §12 | ||
17-18 19- 20 21-22 | | | | 3.4 Технологические операции обработки конструкционных материалов Разметка заготовок из древесины, металла, пластмасс. Технология резания заготовок из древесины, металла, пластмасс Технология строгания заготовок из древесины. | 10 | Выполнять разметку заготовок из древесины, тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по чертежу с использованием разметочных инструментов. Контролировать качество разметки. Выравнивать заготовки деталей из тонколистового металла и проволоки с помощью правки. Контролировать качество правки. Знакомиться с профессиями слесарь-разметчик, слесарь-инструментальщик. Выполнять пиление размеченных заготовок, соблюдая правила безопасного труда. Выполнять по разметке резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов с соблюдением правил безопасной работы. Контролировать качество вырезанных деталей. Знакомиться с профессиями станочник-распиловщик, резчик. Строгать шерхебелем и рубанком заготовки из древесины для придания им формы будущих деталей. Контролировать качество отстроганных поверхностей. Знакомиться с профессией станочник-строгальщик. Сверлить по разметке коловоротом или ручной дрелью сквозные и глухие отверстия в заготовках из древесины. Пробивать отверстия в заготовках из тонколистового металла пробойником. Сверлить ручной дрелью отверстия в заготовках из металлов и искусственных материалов. Знакомиться с профессией станочник-сверловщик Выполнять по чертежам гибку заготовок из тонколистового металла и проволоки на столе верстака и в тисках с помощью инструментов и приспособлений с соблюдением правил безопасной работы. Знакомиться с профессией штамповщик. Сверлить по разметке коловоротом или ручной дрелью сквозные и глухие отверстия в заготовках из древесины. Пробивать отверстия в заготовках из тонколистового металла пробойником. Сверлить ручной дрелью отверстия в заготовках из металлов и искусственных материалов. Знакомиться с профессией станочник-сверловщик | И Пр.р С.р. | | ||
23-24 25-26 | | | | Технология гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки. Технология получения отверстий в заготовках из конструкционных материалов. | | Выполнять по чертежам гибку заготовок из тонколистового металла и проволоки на столе верстака и в тисках с помощью инструментов и приспособлений с соблюдением правил безопасной работы. Знакомиться с профессией штамповщик. Сверлить по разметке коловоротом или ручной дрелью сквозные и глухие отверстия в заготовках из древесины. Пробивать отверстия в заготовках из тонколистового металла пробойником. Сверлить ручной дрелью отверстия в заготовках из металлов и искусственных материалов. Знакомиться с профессией станочник-сверловщик | | §13-17 | ||
27-28 29-30 | | | | 3.5 Технологии сборки деталей из конструкционных материалов Технология соединения деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов, клея Технология сборки изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов | | Осуществлять сборку изделия, соединяя детали из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов. Проверять качество сборки. Соединять детали из древесины клеем с последующим закреплением в струбцине. Знакомиться с профессиями плотник, столяр-сборщик. Осуществлять сборку деталей из тонколистового металла фальцевым швом. Соединять детали из листовой пластмассы и металла на заклёпках, детали из проволоки —скруткой. Контролировать качество соединения деталей. Знакомиться с профессией жестянщик | И Пр.р С.р. | §18-19 | ||
31-32 | | | | 3.6 Технологии отделки изделий из конструкционных материалов Технология зачистки поверхностей деталей из конструкционных материалов Технология отделки изделий из конструкционных материалов | 2 | Зачищать поверхности деталей из древесины, тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов напильником и шлифовальной шкуркой. Контролировать качество зачищенных деталей. Знакомиться с профессией шлифовщик. Отделывать изделия из древесины тонированием и лакированием. Контролировать качество отделки. Лакировать или окрашивать поверхности изделий из металлов и искусственных материалов. Выявлять и устранять дефекты отделки. Знакомиться с профессией лакировщик | | §20-21 | ||
33-34 35-36 | | | | 3.7 Технологии художественно-прикладной обработки материалов Выпиливание лобзиком Выжигание по дереву | 4 | Осуществлять поиск необходимого для выпиливания рисунка в учебнике, библиотеке кабинета технологии, в сети Интернет или выполнять рисунок самостоятельно. Подготавливать материалы и инструменты к работе. Выпиливать изделия из древесины и искусственных материалов лобзиком. Осуществлять поиск необходимого для выжигания рисунка в различных печатных изданиях, в сети Интернет или выполнять рисунок самостоятельно. Выполнять отделку изделий из древесины выжиганием. Изготовлять изделия декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Проводить презентацию результатов труда | | §22-23 | ||
4.Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов (12ч.) | ||||||||||
37-38 | | | | 4.1Санитария, гигиена и физиология питания | 2 | Овладеть навыками личной гигиены при приготовлении и хранении пищи. Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью. Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Осуществлять поиск значения понятия «витамины». | И Пр.р С.р. | §30-31 | ||
39-40 41-42 43-44 45-46 47-48 | | | | 4.2Технологии приготовления блюд Бутерброды и горячие напитки. Бытовые электроприборы. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий Блюда из яиц Меню завтрака. Сервировка стола к завтраку С.р. Поиск информации о калорийности продуктов, входящих в состав блюд для завтрака | 10 2 2 2 2 2 | Приготовлять и оформлять бутерброды. Находить и представлять информацию об истории бытовых электроприборов для кухни. Выполнять механическую кулинарную обработку крупы, бобовых. Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды. Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака. Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для завтрака. Складывать салфетки. Находить и предъявлять информацию о калорийности блюд для завтрака Участвовать в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом». | И Пр.р С.р. | §32-37 | ||
5. Технологии растениеводства и животноводства (8ч). | ||||||||||
49-50 51-52 53-54 | | | | Растениеводство. Выращивание культурных растений С.р.Поиск информации о масляничных растениях Вегетативное размножение растений С.р.поиск и изучение информации о технологиях вегетативного размножения усами, клубнями, спорами. Выращивание комнатных растений С.р. Поиск и изучение информации о гидропонике, аэропонике и технологии выращивания растений с применением гидрогеля. | 6 2 2 2 | Определять основные группы культурных растений Осваивать способы и методы вегетативного размножения культурных растений Осваивать технологические приёмы выращивания комнатных растений | ФО ПР.р С.р ФО ПР.р С.Р ФО ПР.р С.Р | §38-41 | ||
55-56 | | | | Животноводство | 2 | Собирать информацию и приводить примеры разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека | ФО Пр.р С.р | §42 | ||
6. Исследовательская и созидательная деятельность (12ч) | ||||||||||
57-58 59-60 61-62 63-64 65-68 | | | | Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта. Реклама. Работа над творческим проектом. Реализация этапов выполнения творческого проекта. Графическое отображение формы проектируемого изделия. Выполнение требований к готовому проекту. Расчёт стоимости проекта. Защита (презентация) проекта. | 2 10 2 2 2 4 | Обосновывать выбор изделия на основе личных и общественных потребностей Характеризовать рекламу как средство формирования потребностей Работать над проектом. Выполнять необходимые эскизы Подготавливать пояснительную записку Проводить презентацию проекта | ФО Пр.р ФО Пр.р ФО Пр.р ФО Пр.р ФО Пр.р ЗП | §43 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
МО общеразвивающего цикла
МБОУ СОШ № 27 г. Шахты _________ В.Н.Карнаухова
от __________2020 года №___ (подпись)
«___»_____________2020 года
Руководитель МО_____________
С.В. Евсеева