12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тынянова Татьяна Ивановна29

Комитет администрации Усть-Калманского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Калманская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрено

ММО учителей начальных классов

протокол № 57

от 14 июня 2019 руководитель ММО

____/ Фролова Н.В.


Согласовано

зам. директора  по УВР

_____/


Принято

Педагогический совет протокол № 68

от 30.08. 2019

Утверждено

директор школы ____/Теплякова Н.В.

приказ № 147

от 30 августа 2019


Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Я познаю мир»

для 3 «Б» класса

начального общего образования

(общеинтеллектуальное направлене)



Срок реализации программы: 1 год





Составитель программы:

Тынянова Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов







село Усть-Калманка

2019 год


Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 классов составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН от 06 октября 2009 № 363, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009).

2. Учебного плана МБОУ «Усть-Калманская СОШ».

3. Положения о рабочей программе МБОУ «Усть-Калманская СОШ».

4. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Усть-Калманская СОШ».

5. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.



Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.

Любознательность младшего (7- 10 лет) школьника, пытливость его ума, быстрая увлечённость детей новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.

«Я познаю мир» является программой духовно-нравственной направленности, предполагает ознакомительный уровень освоения знаний и практических навыков.


Срок реализации - 1 год (34 часа),1 час в неделю.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

формировать основы российской гражданской иден­тичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; формировать ценности многонационального российского общества;

развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать;

развивать мотивы учебной деятельности и формировать лич­ностный смысл учения;

развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формировать эстетические потребности, ценности и чувства;

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

формировать установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работу на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

активно использовать речевые средства и средства ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;

быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметные результаты:

осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

осваивать доступные способы изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире,

оценивать правильность поведения людей в природе, быту.


Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» предполагает обучение на двух основных уровнях:

первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей; второй — практический, позволяющий закрепить полученные знания в новых заданиях, способах действий.

Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, игры, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, анкетирование, тестирование, проектирование, разгадывание кроссвордов и ребусов.

Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.




Содержание курса внеурочной деятельности



Тема

Количество часов на раздел

Фрма организации внеурочной деятельности

Виды деятельности

Введение


1 ч


Обзор основных тем курса ЗАОЧНЫЙ ЭКСКУРС


Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

Принятие ценностей природного мира, воспитание основ экологической культуры

Тайны за горизонтом

4 ч


Практические работы с картой.


Наблюдение, проведение сравнений

Жили-были динозавры... и не только они

5 ч

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.


Слушание, наблюдение, анализирование услышанной информации, коллективные творческие дела

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школьной действительности, устойчивое следование в поведении моральным нормам.

Тайны камней

4 ч

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.)



Научный поиск, путешествия и открытия

Беседы, обсуждение


Развитие умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи

Загадки растений

5 ч

Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.


Беседы, обсуждение, наблюдение учащихся за растениями родного села, сравнение, формулирование выводов


Правильное использование речевых средств, построение логических рассуждений. Стремиться к сотрудничеству.

Загадочные животные

3 ч

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.


Беседы, обсуждение, просмотр презентаций, видиофильмов, наблюдение, срвнение, анализ услышанного, формулирование выводов


Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Планета насекомых

4 ч

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.


Беседы, обсуждение, викторина, просмотр презентаций, наблюдение, срвнение. Творческая работа


Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок.

Загадки под водой и под землей

6 ч

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.


Беседы, просмотр фильмов, презентаций, обсуждение, наблюдение, коллективные творческие дела, викторины, ролевые игры


Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.


Что такое НЛО?

1 ч

Поосмотр фильмов, презентаций, изображений на бумажных носителях, беседа, обсуждение

Высказывание гипотиз, преведение доказывающих факторов, умение находить и отбирать нужную информацию


Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве

Заключение

1 ч

Защита мини-проектов


Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве

































Тематическое планирование


п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Темы практических работ, экскурсий


Введение 1 ч

1

1

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты


Тайны за горизонтом 4 ч

2

1

Атлантида – сказка или реальность.


3

1

Атлантида – сказка или реальность.

4

1

Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?

5

1

Что такое семь чудес света?


Жили-были динозавры... и не только они 5 ч


6

1

Что такое ледниковый период?


7

1

Как нашли ископаемого мамонта?

Видио экскурсия: геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.


8

1

Что такое меловые отложения?


9

1

Голубые киты - миф или реальность?


10

1

Что такое сухопутный крокодил?


Тайны камней 4 ч

11

1

Какие бывают камни.

Практическая работа: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.)


Практическая работа: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.)


12

1

Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха?


13

1

Почему нефрит называют национальным камнем Китая?


14

1

Откуда взялись алмазы?


Загадки растений 5 ч

15

1

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др.

Виртуальная экскурсия: в в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.


16

1

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др.


17

1

Родина комнатных растений.


18

1

Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.

Практическая работа: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей.


19

1

Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.


Загадочные животные 3 ч


20

1

Тайна озера Лох-Несс.


21

1

Существует ли снежный человек?


22

1

Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.)

Видио экскурсия: в зоопарк для ознакомления с экзотическими животными.


Планета насекомых 4 ч

23

1

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека

24

1

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека

Видио экскурсия: в зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.


25

1

Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук.


26

1

Скарабей — священный жук древних египтян.



Загадки под водой и под землей 6 ч

27

1

Как изучают подводный мир


28

1

Как изучают подводный мир


29

1

Киты, дельфины, акулы


30

1

Киты, дельфины, акулы


31

1

История открытия гигантского кальмара


32

1

История открытия гигантского кальмара

Виртуальная экскурсиия в зоологический музей для знакомства с морской фауной.


Что такое НЛО? 1 ч

33

1

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.


Заключение 1 ч

34

1

Защита мини-проектов






Список литературы:

Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.

Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.

Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.

Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.

Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.

Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с.

Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.

Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.

Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.

Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.

Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.

Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.

Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.

Они должны жить. Птицы. М., 1984.

Осокин Е. В. Северная книга. Томск, 1993.

Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 1999.

Редкие и исчезающие виды растений и животных Томской области. Томск, 1984.

Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.