Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Я познаю мир»
Комитет администрации Усть-Калманского района по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Калманская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено ММО учителей начальных классов протокол № 57 от 14 июня 2019 руководитель ММО ____/ Фролова Н.В. | Согласовано зам. директора по УВР _____/ | Принято Педагогический совет протокол № 68 от 30.08. 2019 | Утверждено директор школы ____/Теплякова Н.В. приказ № 147 от 30 августа 2019 |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Я познаю мир»
для 3 «Б» класса
начального общего образования
(общеинтеллектуальное направлене)
Срок реализации программы: 1 год
Составитель программы:
Тынянова Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов
село Усть-Калманка
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 классов составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН от 06 октября 2009 № 363, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009).
2. Учебного плана МБОУ «Усть-Калманская СОШ».
3. Положения о рабочей программе МБОУ «Усть-Калманская СОШ».
4. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Усть-Калманская СОШ».
5. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.
Любознательность младшего (7- 10 лет) школьника, пытливость его ума, быстрая увлечённость детей новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
«Я познаю мир» является программой духовно-нравственной направленности, предполагает ознакомительный уровень освоения знаний и практических навыков.
Срок реализации - 1 год (34 часа),1 час в неделю.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; формировать ценности многонационального российского общества;
развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать;
развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работу на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Предметные результаты:
осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире,
оценивать правильность поведения людей в природе, быту.
Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» предполагает обучение на двух основных уровнях:
первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей; второй — практический, позволяющий закрепить полученные знания в новых заданиях, способах действий.
Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, игры, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, анкетирование, тестирование, проектирование, разгадывание кроссвордов и ребусов.
Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема | Количество часов на раздел | Фрма организации внеурочной деятельности | Виды деятельности |
Введение | 1 ч | Обзор основных тем курса ЗАОЧНЫЙ ЭКСКУРС | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Принятие ценностей природного мира, воспитание основ экологической культуры |
Тайны за горизонтом | 4 ч | Практические работы с картой. | Наблюдение, проведение сравнений |
Жили-были динозавры... и не только они | 5 ч | Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей. | Слушание, наблюдение, анализирование услышанной информации, коллективные творческие дела Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школьной действительности, устойчивое следование в поведении моральным нормам. |
Тайны камней | 4 ч | Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.) | Научный поиск, путешествия и открытия Беседы, обсуждение Развитие умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи |
Загадки растений | 5 ч | Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями. | Беседы, обсуждение, наблюдение учащихся за растениями родного села, сравнение, формулирование выводов Правильное использование речевых средств, построение логических рассуждений. Стремиться к сотрудничеству. |
Загадочные животные | 3 ч | Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными. | Беседы, обсуждение, просмотр презентаций, видиофильмов, наблюдение, срвнение, анализ услышанного, формулирование выводов Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. |
Планета насекомых | 4 ч | Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
| Беседы, обсуждение, викторина, просмотр презентаций, наблюдение, срвнение. Творческая работа Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок. |
Загадки под водой и под землей | 6 ч | Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной. | Беседы, просмотр фильмов, презентаций, обсуждение, наблюдение, коллективные творческие дела, викторины, ролевые игры Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. |
Что такое НЛО? | 1 ч | Поосмотр фильмов, презентаций, изображений на бумажных носителях, беседа, обсуждение | Высказывание гипотиз, преведение доказывающих факторов, умение находить и отбирать нужную информацию Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве |
Заключение | 1 ч | Защита мини-проектов | Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве |
Тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Тема занятия | Темы практических работ, экскурсий |
Введение 1 ч | |||
1 | 1 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты | |
Тайны за горизонтом 4 ч | |||
2 | 1 | Атлантида – сказка или реальность. | |
3 | 1 | Атлантида – сказка или реальность. | |
4 | 1 | Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? | |
5 | 1 | Что такое семь чудес света? | |
Жили-были динозавры... и не только они 5 ч | | ||
6 | 1 | Что такое ледниковый период? | |
7 | 1 | Как нашли ископаемого мамонта? | Видио экскурсия: геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей. |
8 | 1 | Что такое меловые отложения? | |
9 | 1 | Голубые киты - миф или реальность? | |
10 | 1 | Что такое сухопутный крокодил? | |
Тайны камней 4 ч | |||
11 | 1 | Какие бывают камни. Практическая работа: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.) | Практическая работа: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.) |
12 | 1 | Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? | |
13 | 1 | Почему нефрит называют национальным камнем Китая? | |
14 | 1 | Откуда взялись алмазы? | |
Загадки растений 5 ч | |||
15 | 1 | История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. | Виртуальная экскурсия: в в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями. |
16 | 1 | История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. | |
17 | 1 | Родина комнатных растений. | |
18 | 1 | Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. | Практическая работа: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей. |
19 | 1 | Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. | |
Загадочные животные 3 ч | |||
20 | 1 | Тайна озера Лох-Несс. | |
21 | 1 | Существует ли снежный человек? | |
22 | 1 | Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.) | Видио экскурсия: в зоопарк для ознакомления с экзотическими животными. |
Планета насекомых 4 ч | |||
23 | 1 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека |
|
24 | 1 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека | Видио экскурсия: в зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями. |
25 | 1 | Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. | |
26 | 1 | Скарабей — священный жук древних египтян. | |
Загадки под водой и под землей 6 ч | |||
27 | 1 | Как изучают подводный мир | |
28 | 1 | Как изучают подводный мир | |
29 | 1 | Киты, дельфины, акулы | |
30 | 1 | Киты, дельфины, акулы | |
31 | 1 | История открытия гигантского кальмара | |
32 | 1 | История открытия гигантского кальмара | Виртуальная экскурсиия в зоологический музей для знакомства с морской фауной. |
Что такое НЛО? 1 ч | |||
33 | 1 | Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. | |
Заключение 1 ч | |||
34 | 1 | Защита мини-проектов | |
Список литературы:
Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.
Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.
Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.
Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.
Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с.
Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.
Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.
Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.
Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.
Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.
Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.
Они должны жить. Птицы. М., 1984.
Осокин Е. В. Северная книга. Томск, 1993.
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 1999.
Редкие и исчезающие виды растений и животных Томской области. Томск, 1984.
Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.
Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990.