Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Удивительный мир чисел»
абочая программа по внеурочной деятельности
«Удивительный мир математики»
для 5 класса
на 2016-2017 уч.год
Составитель:
учитель математики
МКОУ Шишовская СОШ
Грибанова Т.И.
1.Пояснительная записка
Направление курса внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Цель программы: формирование образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений.
Задачи программы:
Обучающие:
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
последовательное приобщение учащихся к справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, образного и логического мышления, пространственного воображения;
выявить и развить математические и творческие способности;
развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Воспитательные:
воспитание интереса к математике;
расширение коммуникативных способностей детей;
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Нормативно-правовая и документальная основа разработана в соответствии с Положением о внеурочной деятельности учащихся в МКОУ Шишовская СОШ.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
Личностные результаты изучения программы:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты изучения программы
Познавательные УУД:
уметь выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
Уметь пользоваться специальными справочниками, энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах, делать анализ объектов и их синтез, выбор основания и критериев для сравнения, классификации объектов
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение
Коммуникативные УУД
планировать и координировать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
выражать (с достаточной полнотой и точностью) свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
2.Содержание курса.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
№ раздела |
Разделы |
Кол-во часов |
1 |
Раздел 1. Удивительный мир чисел |
8 |
2 |
Раздел 2. Мир занимательных задач |
14 |
3 |
Раздел 3. Мир из геометрических фигур |
13 |
Всего |
|
35 |
Описание разделов курса
Раздел 1. «Удивительный мир чисел»
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Волшебные превращения цифр. Интересные приёмы устного счёта.
Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 100. Единицы времени: секунда, час, минута, сутки, месяц, год, век.
Работа с лентой времени, с книгой (определить номер главы), с этикетками изделий (определить размер изделия).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении предлогов «от», «из», способ сложения букв, способ вычитания букв, нотные знаки. Что такое математический ребус. Решение математических ребусов.
Монеты в 1р., 2р., 5р., 10р., 1к., 5к.,10к. Купюры в 10р., 50р, 100р, 1000р. Размен монет и купюр. Покупка товара.
Раздел 2. «Мир занимательных задач»
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия, нереальными данными. Составление аналогичных задач и заданий. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений. Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений.
Выбор наиболее эффективных способов решения. Что такое олимпиада. Решение олимпиадных задач.
Использование знаково-символических средств, для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Раздел 3. «Мир из геометрических фигур»
Что такое геометрия. История развития геометрии. Взаимное расположение предметов в пространстве.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Конкур рисунков по творческому заданию. Чертёжный угольник.
Практическое применение чертёжного угольника. Загадки о геометрических инструментах. Замкнутый и незамкнутые линии в созвездиях
Игра «Оцени величины предметов на глаз». Площадь прямоугольника. Площадь квадрата. Латинский алфавит.
Занимательные задания с геометрическими фигурами. Игра «Танграм». Изготовление игры «Танграм». Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Просмотр презентации «Танграм». Комбинация фигур в окружающем нас мире. Составление фигур из определенного количества палочек. Геометрический орнамент. Задачи на разрезание и складывание фигур. Геометрические головоломки. Замечательные кривые. Геометрия клеточной бумаги
Формы и виды организации внеурочной деятельности.
Формы организации занятий:
коллективная;
групповая работа;
парная работа;
индивидуальная.
Методы:
словесный;
наглядный;
практический.
Формы занятий:
беседы, викторины;
игры (с ролевым акцентом, с деловым акцентом, социально моделирующие);
коллективные творческие дела;
выставки, конкурсы.
Виды деятельности:
игровая;
познавательная.
3.Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Раздел 1. Удивительный мир чисел ( 9 часов) |
|||
1 |
Вводное занятие. Путешествие в страну «Арифметика» Инструктаж по ТБ. |
1 |
|
2 |
Римские цифры |
1 |
|
3 |
Римские цифры |
1 |
|
4 |
Ребусы. Правила разгадывания ребусов |
1 |
|
5 |
Ребусы. Решение математических ребусов |
1 |
|
6 |
Монеты купюры. Размен монет и купюр. |
1 |
|
7 |
Покупка товара. Социально моделирующая игра «Я - покупатель». |
1 |
|
8 |
Обобщение раздела «Удивительный мир чисел» (Проект. Стенгазета «Удивительный мир чисел») |
1 |
|
Раздел 2. Мир занимательных задач (14 часов) |
|||
9 |
Весёлые задачи. Задачи «Загадай число» и «Отгадай число» |
1 |
|
10 |
Эвристические задачи. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельно». |
1 |
|
11 |
Эвристические задачи. Задачи на установление отношений |
1 |
|
12 |
Логические задачи |
1 |
|
13 |
Логические задачи |
1 |
|
14 |
Занимательные задачи разных типов |
1 |
|
15 |
Занимательные задачи разных типов |
1 |
|
16 |
Занимательные задачи разных типов |
1 |
|
17 |
Олимпиадные задачи. Задачи международных олимпиад «Кенгуру», «Плюс», Меташколы и др. |
1 |
|
18 |
Олимпиадные задачи. Задачи международной олимпиады «Кенгуру» », «Плюс», Меташколы и др. |
1 |
|
19 |
Олимпиадные задачи. Задачи международной олимпиады «Кенгуру» », «Плюс», Меташколы и др. |
1 |
|
20 |
Олимпиадные задачи. Задачи международной олимпиады «Кенгуру» », «Плюс», Меташколы и др. |
1 |
|
21 |
Проект. Стенгазета «Удивительный мир задач» |
1 |
|
22 |
Проект. Стенгазета «Удивительный мир задач» |
1 |
|
23 |
Путешествие в страну «Геометрия». Игра «Одним росчерком». |
1 |
|
24 |
Чертежные инструменты. Кроссворды и загадки о геометрических инструментах. |
1 |
|
25 |
Геометрические фигуры: Окружность. Круг. Шар |
1 |
|
26 |
Геометрические фигуры: Окружность. Круг. Шар Игра «Нарисуй предмет из геометрических фигур» |
1 |
|
27 |
Танграм. Дидактическая игра «Кто соберет быстрее». |
1 |
|
28 |
Комбинация фигур в окружающем нас мире. |
1 |
|
29 |
Составление фигур из определенного количества палочек |
1 |
|
30 |
Геометрический орнамент. |
1 |
|
31 |
Задачи на разрезание и складывание фигур. Разделение фигуры на равные части |
1 |
|
32 |
Геометрические головоломки |
1 |
|
33 |
Замечательные кривые. |
1 |
|
34 |
Геометрия клеточной бумаги |
1 |
|
35 |
Проект «Фигуры и тела из бумаги» |
1 |