12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Моисеева Наталья Александровна2450
Люблю свою работу)
Россия, Алтайский край
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
0

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" в 10-11 классе

​​​​​​​

Пояснительная записка


Рабочая программа по финансовой грамотности для 10-11 класса разработана на основе авторской программы по финансовой грамотности (10-11 классы), под редакцией Ю. В. Брехова, А. П. Алмосова, Д. Ю. Завъялов. — М.: ВАКО, 2018г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с ФГОС СОО и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.

Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.


Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10-11 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния.


Планируемые результаты освоения учебного предмета в 10-11 классе:


Требования к личностным результатам освоения курса:

способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;

сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;

готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нем взаимопонимания;

готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;

способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.


Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;

умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;

умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия из использования;

умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.


Требования к предметным результатам освоения курса:

владение базовыми понятиями: личные финансы, сбережения, банк, банк, депозит, кредит, ипотека, процент, инвестирование, финансовый риск, портфель инвестиций, страхование, договор на услуги по страхованию, медицинское страхование, автострахование, страхование жизни, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, акции, облигации, налоги, пошлины, сборы, налоговая система, пенсионные накопления, бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-ангел, венчурный предприниматель, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды;

владение знаниями:

- об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заемных средств;

- об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;

- о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;

- о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике;

- о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;

- об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика;

- об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;

- об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;

- о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов.


Реализация воспитательной программы

Реализация воспитательной программы на уроках предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников, ведущую деятельность. Все это в процессе организации учебной деятельности обеспечивает:

* установление взаимоотношений субъектов деятельности на уроке как отношений субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями (на каждом уроке);

* побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации (на каждом уроке);

* привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально

значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения ( на каждом уроке);

* организацию на уроках активной деятельности учащихся, в том числе поисково-исследовательской, на разных уровнях познавательной самостоятельности (в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей);

* применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
* использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

* включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

* организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.



Содержание курса внеурочной деятельности


Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (7ч.)

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (4ч.)

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить (3ч.)

Модуль 4. Страхование: что и как нужно страховать, чтобы не попасть в беду (5ч.)

Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять (5ч.)

Модуль 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой (3ч.)

Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (4ч.)

Модуль 8. Итоговый контроль по курсу (3ч.)



























Календарно- тематическое планирование учебного материала


Согласно Учебному плану и календарному графику школы на 2020-2021 учебный год на изучение финансовой грамотности в 10-11 классе отведено 34 часа.


урока

Тема урока


Кол-во часов


Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны

в жизни (7ч.)


1

Управление личными финансами и выбор банка

1

2

Как сберечь накопления с помощью депозитов

1

3

Проценты по вкладу: большие и маленькие

1

4

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

1

5

Кредит: зачем он нужен и где его получить

1

6

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

1

7

Как управлять деньгами с помощью банковской карты

1


Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать

для роста доходов (4ч.)


8

Финансовые риски и стратегии инвестирования

1

9

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

1

10

Граждане на рынке ценных бумаг

1

11

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

1

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить (3ч.)



12

Что такое налоги

1

13

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

1

14

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

1


Модуль 4. Страхование: что и как нужно страховать,

чтобы не попасть в беду (5ч.)


15

Страховой рынок России: коротко о главном

1

16

Страхование имущества: как защитить нажитое состояние

1

17

Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании

1

18

Если нанесен ущерб третьим лицам

1

19

Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору страховщика

1


Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять (5ч.)



20

Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать

1

21

Пишем бизнес-план

1

22

Расходы и доходы в собственном бизнесе

1

23

Налогообложение малого и среднего бизнеса

1

24

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

1


Модуль 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой (3ч.)


25

Финансовая пирамида, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

1

26

Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

1

27

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

1


Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности

пенсионного накопления (4ч.)


28

Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия


29

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями


30

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд


31

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»



Модуль 8. Итоговый контроль по курсу (3ч.)



32-33

Занятие – презентация учебных достижений


34

Занятие – презентация учебных достижений


Итого


34




























Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.