Рабочая программа по внеурочной деятельности «Индивидуальный проект»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета Протокол от «__» ________2019 г. № _____
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 20» _______________ Г.А. Фуртова 02.09. 2019 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности6 «Индивидуальный проект»
Уровень обучения: III (9бв)
Количество часов: 34
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Кузьмина Наталья Николаевна, учитель начальных классов
Новомосковск, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Индивидуальный проект» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) на основе методического конструктора Д.В. Григорьева, П.В., Степанова «Внеурочная деятельность школьников» (М.: Просвещение,2010), на основе авторской программы курса «Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе» (под ред. Б.А. Татьянкина). При разработке программы учтены возможности образовательной организации по реализации ФГОС, а также интересы учащихся и их родителей.
Внеурочная деятельность введена в часть учебного плана, формируемого образовательной организацией в рамках социального направления.
Цель: развитие навыков проектной деятельности, оказание методической поддержки обучающимся 9 класса при подготовке индивидуальных проектов
Задачи:
познакомить обучающихся с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности;
научить работать с различными источниками информации;
организовывать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность десятиклассников;
отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией;
совершенствовать надпредметные знания, умения и навыки обучаемых (обучение методике ведения научного исследования; создание вторичного (авторского) текста на основе полученной в ходе исследования информации).
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом МБОУ «СОШ № 20» рабочая программа рассчитана на 34 часа преподавания внеурочной деятельности в 9 классах в объеме 1 час в неделю (34 недели).
Общая характеристика внеурочной деятельности «Индивидуальный проект»
Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности. Согласно разрабатываемому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, учебный план старшей школы должен включать «Индивидуальный учебный проект».
Таким образом, актуальность данного курса обусловлена потребностью в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном выпускнике средней школы, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся.
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет «Индивидуальный проект» представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, что обеспечивает приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. В старшей школе перед каждым учеником стоит задача продемонстрировать уже не отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, иного.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального проекта ученика
Описание места внеурочной деятельности «Индивидуальный проект»
Внеурочная деятельность «Индивидуальный проект» изучается 1 год. Общее количество времени на 1 год обучения составляет 34 часа. Общая недельная нагрузка в году обучения составляет 1 час.
Ценностные ориентиры содержания курса «Индивидуальный проект»:
Курс «Индивидуальный проект» побуждает у старшеклассников эмоционально- ценностное отношение к изучаемому материалу, создает условия для формирования системы ценностей, позволяющей формировать у них готовность к выбору действий определенной направленности, критически оценивать свои и чужие действия и поступки.
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности; в формировании разностороннего, интеллектуально - творческого и духовного развития; в формировании основ художественного мышления; в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Личностные, метапредметные и предметные результаты внеурочной деятельности «Индивидуальный проект»
Предметные результаты:
- развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно- смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
- овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
- развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
- обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
- обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Личностные результаты:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно–этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные результаты Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к
различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Логические общеучебные умения и навыки:
- разностороннее рассмотрение объектов, выявление в них различных свойств и особенностей;
- выявление различий при сравнении объектов.
- установление существенных и несущественных свойств объектов (понятий).
- классификация объектов множества по некоторому основанию.
- подведение объектов под известные понятия.
- выделение в определении понятия рода и видовых признаков.
- установление необходимости или достаточности или необходимости и достаточности известного признака (условия) понятия.
- определение причинно-следственной зависимости.
- подбор примеров, иллюстрирующих общее правило (определение).
- приведение контрпримеров для неверных утверждений.
- формулирование выводов по результатам анализа.
- формулирование утверждения в форме условного предложения.
- формулирование утверждения, обратного данному.
- формулирование утверждения, противоположного данному.
- формулирование гипотезы.
- построение по правилу (формуле) пошаговой программы.
- построение плана-схемы изученного учебного раздела или темы.
- моделирование и построение эскизов будущего проекта.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебную работу:
- четкое и правильное осознание цели своей работы.
- составление плана своей работы (достижения цели).
- разработка режима дня.
- контроль за соответствием выполняемой работы поставленной цели.
- контроль за правильностью результата работы.
- оценка правильности выполнения задания.
- самооценка уровня овладения учебным материалом.
Умение работать с текстом:
- постановка вопросов к прочитанному тексту.
- подбор заголовков к абзацам (разделам) текста.
- формулирование главной мысли, содержащейся в тексте.
- разбивка текста на смысловые части.
- составление плана текста.
Информационно-библиографические умения и навыки:
- умение пользоваться предметным и именным указателями, оглавлениями.
- нахождение в учебнике ответов к задачам.
- умение пользоваться терминологическими словарями
- умение пользоваться каталогами библиотеки.
- правильное библиографическое оформление цитат, выписок и списков литературы.
- умение правильно составлять поисковый запрос для поисковой программы;
- умение анализировать и разделять существенную и несущественную информацию в открытых интернет-источников;
Культура устной и письменной речи:
- рерайтинг текстов;
- выступление с докладом на заданную тему
- рецензирование текста или выступления.
- составление характеристики географических объектов, исторических деятелей, литературных героев.
- описание рисунка или картины.
- передача своего впечатления от прослушанного музыкального произведения.
- составление конспекта прочитанного текста или прослушанного выступления, лекции, доклада.
- составление реферата на определенную тему по нескольким литературным источникам.
- написание отзыва на прочитанный текст.
Содержание тем внеурочной деятельности «Индивидуальный проект»
Модуль 1. Введение в проектную культуру – 4ч.
Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Методология и технология проектной деятельности. Методы проектного мышления. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению. Структура проекта
Модуль 2. Инициализация проекта – 8ч.
Конструирование темы и проблематики проекта. Актуальность – аргументы, обоснованность.
Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки проектной и исследовательской работы Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза.
Методы исследования: методы эмпирического исследования методы теоретического исследования
Модуль 3. Базовое проектирование и исследование – 8ч.
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Расчет календарного графика своей деятельности. Умение выделять главное в потоке информации. Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, присвоение. Умение донести до аудитории свой проектный замысел или исследование, умение свернуть в 1 абзац и развернуть до 1 страницы. План исследования, разработка карты исследования. Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами.
Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет.
Модуль 4. Презентация и защита результатов проекта – 12ч.
Эскизы и модели, макеты проектов. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Публичная защита проекта
Модуль 5. Рефлексия проекта. Индивидуальный прогресс – 2ч.
Анализ и самоанализ проекта. Аналитический разбор презентации проекта. Рефлексия проекта.
Аналитический разбор публичного выступления с индивидуальным проектом. Индивидуальный прогресс.
Тематическое планирование
внеурочной деятельности «Индивидуальный проект»
№ п/п |
Название разделов и тем |
Общее количество учебных часов |
В том числе |
|
Теоретических |
Практических |
|||
|
Модуль 1. Введение в проектную культуру |
4ч. |
|
|
|
Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура. |
1 |
1 |
|
|
Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. |
1 |
1 |
|
|
Методология и технология проектной деятельности. Методы проектного мышления. |
1 |
1 |
|
|
Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению. Структура проекта |
1 |
1 |
|
|
Модуль 2. Инициализация проекта |
8ч. |
|
|
|
Конструирование темы и проблематики проекта. Актуальность – аргументы, обоснованность. |
1 |
1 |
|
|
Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. |
1 |
1 |
|
|
Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование. |
1 |
1 |
|
|
Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. |
1 |
1 |
|
|
Критерии оценки проектной и исследовательской работы |
1 |
1 |
|
|
Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Методы исследования: методы эмпирического исследования, методы теоретического исследования |
1 |
1 |
|
|
Модуль 3. Базовое проектирование и исследование |
8ч. |
|
|
|
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Расчет календарного графика своей деятельности. |
1
|
1 |
|
|
Умение выделять главное в потоке информации. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, присвоение. |
1 |
1 |
|
|
Умение донести до аудитории свой проектный замысел или исследование, умение свернуть в 1 абзац и развернуть до 1 страницы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
План исследования, разработка карты исследования. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. |
1
|
0,5 |
0,5 |
|
Модуль 4. Презентация и защита результатов проекта |
12ч. |
|
|
|
Эскизы и модели, макеты проектов. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. |
1 |
1 |
|
|
Главные предпосылки успеха публичного выступления. |
1 |
1 |
|
|
Способы и формы представления данных. |
1 |
1 |
|
|
Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. |
1 |
|
1 |
|
Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. |
1 1 |
|
1 |
|
Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. |
1 1 |
|
1 |
|
Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. |
1 |
|
1 |
|
Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. |
1 |
|
1 |
|
Публичная защита проекта |
1 |
|
1 |
|
Публичная защита проекта |
1 |
|
1 |
|
Публичная защита проекта |
1 |
|
1 |
|
Публичная защита проекта |
1 |
|
1 |
|
Модуль 5. Рефлексия проекта. Индивидуальный прогресс. |
2ч. |
|
|
|
Анализ и самоанализ проекта. Аналитический разбор презентации проекта. Рефлексия проекта. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Аналитический разбор публичного выступления с индивидуальным проектом. Индивидуальный прогресс. |
1 |
0,5 |
0,5 |
ИТОГО: |
34 |
20 |
14 |
Планируемые результаты внеурочной деятельности «Индивидуальный проект»
Первый уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь. Это приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень - школьник ценит общественную жизнь 2-й уровень. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать общественным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения внеурочной деятельности «Индивидуальный проект»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.// http;standart.edu.ru
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. .// http;standart.edu.ru
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно- ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов /Под
ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 176с.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника
/ Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 224с.
Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности// Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.,2001.
Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. - М.: Русское слово, 2011. - 112 с.
http://psystudy.ru - электронный научный журнал
http://studentam.net - электронная библиотека учебников
http://www.gumer.info - библиотека