РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности История Алтайского края
Филиал «Лесная средняя общеобразовательная школа»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьянская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА « педагогическим советом Директор (протокол № _ от ) | УТВЕРЖДЕНА Директор_______Демченко И.И. Приказ №____от «___»______2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
История Алтайского края
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель: учитель истории и обществознания
Фендель Ирина Евгеньевна
с. Лесное – 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «История и география Алтайского края» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также на основе Примерных учебных программ регионального компонента содержания образования
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся знаний об истории и географии Алтайского края.
Задачи курса внеурочной деятельности:
формирование у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Алтая в историко-культурное наследие региона;
расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, краеведению, истории;
научить учащихся наблюдать и описывать факты из истории края, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его
воспитание гармоничной развитой личности школьника;
формирование самостоятельности и деловых качеств;
развитие способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
воспитание гуманного отношения к окружающей среде;
приобщение учеников к богатой культуре Алтайского края.
Общий объем времени по плану на один год обучения 34 часа. Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяется требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории. Занятия проводятся в течение учебного года - 1 раз в неделю.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные действия:
Ученик научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
Ученик получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Алтайского края, чувства сопричастности и гордости за свой край;
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Алтайского края;
чувства гордости за свой населенный пункт, свой край, за успехи своих земляков.
Регулятивные действия:
Ученик научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Ученик получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Ученик научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику Алтайского края, города;
описывать достопримечательности столицы края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Алтайского края и атласом;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; − устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Ученик научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ученик получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Раздел 1 Алтайский край на карте России
Алтай – перекресток мировых цивилизаций.
Общая характеристика территории края (краевой центр, протяженность, площадь, население края (указывается доля от РФ)), политический статус (органы управления краем, местное самоуправление), особенности топонимики территории. Социально-экономическое значение края для России.
Этапы изучения территории края. Географическое положение Алтайского края. Особенности физико-географического, экономико-географического и геополитического положения Алтайского края. Административно-территориальное устройство Алтайского края. История выделения территории края как административной единицы России (границы, площадь и др.) (начиная с периода освоения, XVIII век), характеристика современного административно-территориального устройства края. Малые и большие города Алтайского края, их своеобразия и характерные черты.
Раздел 2. Славные страницы истории
Территории Алтая в древности. Денисова пещера. Денисовцы. Скифы, сарматы и их гробницы на территории алтайского края.
Тюркские племена на Алтае. Период Монгольской империи и Золотой Орды. Памятники раннего Средневековья на Алтае.
Алтай в XIV-XVIII веках. Образование первых русских поселений.
Открытие русскими месторождений алтайских медных руд. Становление демидовских предприятий на Алтае. Начало добычи промышленного серебра и золота на Алтае. Начало камнерезного дела на Алтае. Колывано-Вознесенские заводы.
Деятельность купцов в г. Барнауле, Бийске, Камне-на-Оби – коммерческая и культурообразующая. Архитектурный облик купеческого Барнаула. «Достоевский в гостях у барнаульского купца».
Установление Советской власти и Гражданская война. Формирование «красного и белого» лагерей на Алтае. Правление Белополяков и Колчака. Партизанское движение. Крестьянские восстания 1920-1922годов.
Алтай в годы Великой Отечественной войны. Эвакуация промышленных предприятий. Патриотизм народа. Движение Тысячников. Герои ВОВ - наши земляки. Герои ВОВ – наши земляки».
Постсоветский период развития Алтая, изменение социальной структуры общества. Промышленность, сельское хозяйство, фермерство, образование, наука, культурная жизнь.
Раздел 3. Культурное наследие Алтая
Знаменитые люди Алтая, их вклад в культуру и искусство Алтая.
Значение Алтая для российской и мировой культуры. Самобытность нашего края, его художественный образ, поиск путей возрождения народной культуры, возвращение к народным истокам.
Современный Алтай – зона отдыха и туризма для России и мира. История моего населенного пункта.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | кол-во часов | дата | примечание | |
план | факт | ||||
Раздел 1 Алтайский край на карте России | |||||
1 | Алтайский край – субъект РФ | 1 | |||
2 | Географическое положение Алтайского края | 1 | Практическое занятие | ||
3 | Этапы изучения Алтайского края | 2 | |||
4 | Административно-территориальное устройство Алтайского края | 1 | |||
5 | Путешествие по городам Алтайского края | 1 | |||
6 | Проект «Символика городов Алтайского края» | 2 | Практическое занятие | ||
Раздел 2. Славные страницы истории | |||||
7 | Алтай в древности | 2 | Практическое занятие | ||
8 | Тюркские племена на территории Алтая | 2 | |||
9 | Алтай в Средние века | 2 | |||
10 | Развитие горного дела на Алтае | 2 | |||
11 | Алтай купеческий | 2 | |||
12 | Гражданская война на Алтае | 2 | |||
13 | Алтай в годы Великой Отечественной войны | 2 | |||
14 | Современный Алтай | 2 | Практическое занятие | ||
15 | Проект «Страница истории Алтайского края» | 2 | |||
Раздел 4. Культурное наследие Алтая | |||||
22 | Интересные фаты об Алтае | 1 | |||
23 | Алтай туристический | 1 | Практическое занятие | ||
24 | Известные люди Алтая | 1 | |||
25 | Проект «Знаменитые люди Алтая» | 1 | Практическое занятие | ||
26 | История моего населенного пункта | 1 | |||
27 | Проект «История моего села» | 1 | Практическое занятие | ||
28 | Итоговое занятие. Защита проектов | 3 |
5