12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лилия34
Учитель
Россия, Ростовская обл., Донецк



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20 имени Михаила Аксенова

муниципального образования «Город Донецк»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Калейдоскоп культур Дона»

Классы 5 классы


Учитель Кусакина Лилия Михайловна
























2019-2020 учебный год


1.Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп культур Дона»

разработана на основе нормативных документов.

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.

3. Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.04.2016 №256 « О реализации образовательного этнокультурного проекта «150 культур Дона».

4.Письмо Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации обучающихся. Необходимость ведения курса «Калейдоскоп культур Дона»

продиктована определёнными факторами. В нашей области живут представители разных национальностей. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Сейчас остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа и народов, проживающих рядом, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», формирование представлений об общекультурных ценностях, свойственных для каждой национальной культуры. Обострение межэтнических отношений, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе -всё это должно активизировать интерес обучающихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней.

Цель.

Разработка и внедрение в практику работы методов и технологий этнокультурного образования, массового вовлечения обучающихся в процесс изучения культур, обычаев и традиций народов, проживающих на территории Ростовской области.

Основные задачи:

-воспитать у обучающихся уважение к культуре народов и этнических групп, проживающих в Ростовской области;

-формировать активную жизненную позицию, этническую культуру личности, в том числе её этнокультурные потребности, интересы, ценностные ориентации;

- формировать у обучающихся чувство национального достоинства, культуры межнационального общения;

- развивать этнокультурную компетенцию обучающихся, активизировать работу вобучении умениям и навыкам в области народной культуры.

2.Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

-ознакомление с духовным наследием культур Дона, понимание самобытности и ценности культурного наследия;

-осознание эстетической ценности культуры народов, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее;

- потребность сохранить самобытность культуры русского народа;

осознание себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

осознание себя патриотом своей страны, чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;

уважение к мнению окружающих;

выработка в противоречивых конфликтных ситуациях правил правильного поведения.

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

учиться обнаруживать и формулировать проблему;

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

работать по составленному плану, сверять свои действия с целью по достижению результата (при необходимости вносить коррективы);

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

-уметь извлекать информацию из различных источников; овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Познавательные: 

предполагать, какая информация нужна;

выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

выстраивать логическую цепь рассуждений;

представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные:

организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом );

предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

оформлять правильно свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

- национальности, проживающие в регионе;

- отличительные особенности русского костюма;

- главные национальные праздники;

- обычаи, особенности культурных традиций русского народа ;

- представление о важнейших элементах материальной культуры русского народа;

- освоение композиции национальной одежды; умение выделять особенности цветовой гаммы, орнамента.

Учащиеся должны научиться:

- играть в национальные игры;

- узнавать принадлежность народных мелодий;

-знать этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, праздниках, интересных обычаях;

- быть толерантным к представителям других народностей.

В процессе изучения курса ожидается развитие и укрепление у детей чувства толерантности, интеллектуального роста; формирование активной гражданской позиции, нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма и терроризма.

3. Содержание программы внеурочной деятельности


Содержание

Формы проведения занятий

Виды деятельности

1

Исторический калейдоскоп национальных культур Дона.


Заочные путешествия, игры, лекции, организация экскурсий в краеведческий музей, cбор материала, проведение тематических недель и праздников народного календаря.

Подготовка сообщений, рисование национального костюма.

Работа с различными источниками информации.

Работа в сети Интернет.


2

Россия - самая интересная страна.


Лекции, игры, создание мини- каталога национальной одежды, презентация, заочные путешествия, мастер-классы,этноспортивные соревнования. Интерактивные уроки

Презентационная деятельность,подготовка сообщений, рисование национального костюма, создание проектов ,

составление мини- сборника сказок, поговорок, пословиц, описание национальных блюд, разучивание элементов танцевальных движений, поделки.

Работа с различными источниками географической информации.

Работа в сети Интернет


3

Национальная культура в лицах.


Лекции, игры, создание мини- каталога национальной одежды, презентация, заочные путешествия. Интерактивные уроки

Презентационная деятельность,подготовка сообщений, создание проектов , инсценирование сказок,чтение стихов.


4

Россия в современном мире.




Буклеты, презентации.



4.Тематическое планирование

(5 классы)


Содержание

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

Исторический калейдоскоп национальных культур Дона. Особенность национальных культур. Этноспортивные игры.

5

Подготовка сообщений.

Подбор иллюстраций, слайдов для презентации.

2

Россия - самая интересная страна. Россия на политической карте мира.

История заселения. Население России .

Численность населения. Быт народа в старину. Русская кухня. Кухонная посуда для приготовления пищи. История гостеприимства. Стол и его сервировка. Блюда русской кухни. Мужской и женский костюмы. Орнамент костюма.

Танцы, игры, забавы.

Традиции, обычаи и праздники.

Народные промыслы России.

Из истории русского языка.

14

Презентационная деятельность, подготовка сообщений, учебно-исследовательская деятельность.

Работа с различными источниками географической информации.

Работа в сети Интернет

Составление мини- сборника поговорок, пословиц, описание национальных блюд, меню, разучивание элементов танцевальных движений. Поделки.

Экскурсии.

Выставки проектов и защита разработанных маршрутов путешествия по своему городу (краю).



3

Национальная культура в лицах.

Наши земляки – гордость страны.

(М.А. Шолохов, А.П. Чехов,

С.М. Будённый,М.И. Платов)

Герои России- герои войны.

7

Презентационная деятельность, подготовка сообщений, создание проектов инсценирование сказок, чтение стихов.


4

Россия в современном мире.

Россия- спортивная держава. Россия-это мы. Праздники и события года.

8

Буклеты, презентации.





Раздел «Календарно-тематическое планирование»

5 класс


Раздел.Тема урока


Количество часов

Сроки прохождения

программы








Раздел1.

Исторический калейдоскоп национальных культур Дона.

5

5а 04.09.-02.10.

5б 01.09.-30.09.



1

Вводное занятие.История заселения Дона.

1


04.09

02.09

2

История заселения Дона. Из истории русско-кавказских отношений.

1


11.09

09.09

3

Особенность национальных культур.

1


18.09

16.09

4

Особенность национальных культур.

1


25.09

23.09

5

Этноспортивные игры. Ознакомление

1


02.10

30.09


Раздел 2. Россия - самая интересная страна.

14


5а 09.10.-05.02.

5б 07.10.-27.01.



6

История заселения.

Население России.


1


09.10

07.10

7

Из истории русского языка.

1


16.10.

14.10.

8

Быт народа в старину.

1


23.10

21.10

9

Русская кухня.

1


-

28.10.


II четверть





10

Русская кухня.

1


13.11.

11.11.

11

Русская кухня.

1


20.11.

18.11.

12

Блюда русской кухни.

1


27.11.

25.11.

12

Мужской и женский костюмы. Орнамент костюма.


1


04.12

02.12

13

Традиции, обычаи и праздники.


1


11.12

09.12

14

Традиции, обычаи и праздники.


1


18.12

16.12

15

Традиции, обычаи и праздники.


1


25.12.

23.12


III четверть





16

Национальные праздники

1


15.01.

13.01.

17

Народные промыслы России

1


22.01.

20.01.

18

Народные промыслы России

1


29.01.

27.01.


Раздел 3. Национальная культура в лицах.

7

5а 05.02.-19.03.

5б 03.02..-17.03.



19

Наши земляки – гордость страны. А.П. Чехов

1


05.02.

03.02.

20

Наши земляки – гордость страны. (М.А. Шолохов

1


12.02.

10.02.

21

Наши земляки – гордость страны

(С.М. Будённый, М.И. Платов)

1


19.02.

17.02.

22

Наши земляки – гордость страны БС.М.Будённый,М.И. Платов)

1


26.02.

24.02

23

Герои России- герои войны.

1


05.03.

03.03.

24

Герои России- герои войны.

1


12.03.

10.03.

25

Герои России- герои войны.

1


19.03.

17.03.


IVчетверть






Раздел 3. Россия в современном мире.

8

5а 02.04.-21.05.

5б 31.03.-19.05.



26

Россия многонациональная страна.

1


02.04.

31.03.

27

Россия-это мы.

1


09.04.

07.04.

28

Россия- спортивная держава.

1


16.04.

14.04.

29

Россия- спортивная держава

1


23.04.

21.04.

30

С любовью к России.

1


30.04.

28.04.

31

С любовью к России.

1


07.05.

05.05.

32

Праздники и события России 2020года.

1


14.05.

12.05.

33

Праздники и события России 2020года.

1


21.05.

19.05.


ВСЕГО



33

34



















































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.