Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп культур Дона» (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20 имени Михаила Аксенова
муниципального образования «Город Донецк»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Калейдоскоп культур Дона»
Классы 5 классы
Учитель Кусакина Лилия Михайловна
2019-2020 учебный год
1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп культур Дона»
разработана на основе нормативных документов.
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
3. Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.04.2016 №256 « О реализации образовательного этнокультурного проекта «150 культур Дона».
4.Письмо Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации обучающихся. Необходимость ведения курса «Калейдоскоп культур Дона»
продиктована определёнными факторами. В нашей области живут представители разных национальностей. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Сейчас остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа и народов, проживающих рядом, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», формирование представлений об общекультурных ценностях, свойственных для каждой национальной культуры. Обострение межэтнических отношений, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе -всё это должно активизировать интерес обучающихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней.
Цель.
Разработка и внедрение в практику работы методов и технологий этнокультурного образования, массового вовлечения обучающихся в процесс изучения культур, обычаев и традиций народов, проживающих на территории Ростовской области.
Основные задачи:
-воспитать у обучающихся уважение к культуре народов и этнических групп, проживающих в Ростовской области;
-формировать активную жизненную позицию, этническую культуру личности, в том числе её этнокультурные потребности, интересы, ценностные ориентации;
- формировать у обучающихся чувство национального достоинства, культуры межнационального общения;
- развивать этнокультурную компетенцию обучающихся, активизировать работу вобучении умениям и навыкам в области народной культуры.
2.Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-ознакомление с духовным наследием культур Дона, понимание самобытности и ценности культурного наследия;
-осознание эстетической ценности культуры народов, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее;
- потребность сохранить самобытность культуры русского народа;
−осознание себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
−осознание себя патриотом своей страны, чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
−уважение к мнению окружающих;
−выработка в противоречивых конфликтных ситуациях правил правильного поведения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
− учиться обнаруживать и формулировать проблему;
−составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
−работать по составленному плану, сверять свои действия с целью по достижению результата (при необходимости вносить коррективы);
−понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
-уметь извлекать информацию из различных источников; овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему.
Познавательные:
− предполагать, какая информация нужна;
− выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
− устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
− выстраивать логическую цепь рассуждений;
− представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные:
− организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом );
− предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
− оформлять правильно свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
− при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
− слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
- национальности, проживающие в регионе;
- отличительные особенности русского костюма;
- главные национальные праздники;
- обычаи, особенности культурных традиций русского народа ;
- представление о важнейших элементах материальной культуры русского народа;
- освоение композиции национальной одежды; умение выделять особенности цветовой гаммы, орнамента.
Учащиеся должны научиться:
- играть в национальные игры;
- узнавать принадлежность народных мелодий;
-знать этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, праздниках, интересных обычаях;
- быть толерантным к представителям других народностей.
В процессе изучения курса ожидается развитие и укрепление у детей чувства толерантности, интеллектуального роста; формирование активной гражданской позиции, нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма и терроризма.
3. Содержание программы внеурочной деятельности
| Содержание | Формы проведения занятий | Виды деятельности |
1 | Исторический калейдоскоп национальных культур Дона. | Заочные путешествия, игры, лекции, организация экскурсий в краеведческий музей, cбор материала, проведение тематических недель и праздников народного календаря. | Подготовка сообщений, рисование национального костюма. Работа с различными источниками информации. Работа в сети Интернет. |
2 | Россия - самая интересная страна. | Лекции, игры, создание мини- каталога национальной одежды, презентация, заочные путешествия, мастер-классы,этноспортивные соревнования. Интерактивные уроки | Презентационная деятельность,подготовка сообщений, рисование национального костюма, создание проектов , составление мини- сборника сказок, поговорок, пословиц, описание национальных блюд, разучивание элементов танцевальных движений, поделки. Работа с различными источниками географической информации. Работа в сети Интернет |
3 | Национальная культура в лицах. | Лекции, игры, создание мини- каталога национальной одежды, презентация, заочные путешествия. Интерактивные уроки | Презентационная деятельность,подготовка сообщений, создание проектов , инсценирование сказок,чтение стихов. |
4 | Россия в современном мире. | | Буклеты, презентации. |
4.Тематическое планирование
(5 классы)
| Содержание | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
1 | Исторический калейдоскоп национальных культур Дона. Особенность национальных культур. Этноспортивные игры. | 5 | Подготовка сообщений. Подбор иллюстраций, слайдов для презентации. |
2 | Россия - самая интересная страна. Россия на политической карте мира. История заселения. Население России . Численность населения. Быт народа в старину. Русская кухня. Кухонная посуда для приготовления пищи. История гостеприимства. Стол и его сервировка. Блюда русской кухни. Мужской и женский костюмы. Орнамент костюма. Танцы, игры, забавы. Традиции, обычаи и праздники. Народные промыслы России. Из истории русского языка. | 14 | Презентационная деятельность, подготовка сообщений, учебно-исследовательская деятельность. Работа с различными источниками географической информации. Работа в сети Интернет Составление мини- сборника поговорок, пословиц, описание национальных блюд, меню, разучивание элементов танцевальных движений. Поделки. Экскурсии. Выставки проектов и защита разработанных маршрутов путешествия по своему городу (краю). |
3 | Национальная культура в лицах. Наши земляки – гордость страны. (М.А. Шолохов, А.П. Чехов, С.М. Будённый,М.И. Платов) Герои России- герои войны. | 7 | Презентационная деятельность, подготовка сообщений, создание проектов инсценирование сказок, чтение стихов. |
4 | Россия в современном мире. Россия- спортивная держава. Россия-это мы. Праздники и события года. | 8 | Буклеты, презентации. |
Раздел «Календарно-тематическое планирование»
5 класс
№ | Раздел.Тема урока | Количество часов | Сроки прохождения программы | ||
| | 5а | 5б | ||
| | | | ||
| Раздел1. Исторический калейдоскоп национальных культур Дона. | 5 |
5а 04.09.-02.10. 5б 01.09.-30.09. | | |
1 | Вводное занятие.История заселения Дона. | 1 | | 04.09 | 02.09 |
2 | История заселения Дона. Из истории русско-кавказских отношений. | 1 | | 11.09 | 09.09 |
3 | Особенность национальных культур. | 1 | | 18.09 | 16.09 |
4 | Особенность национальных культур. | 1 | | 25.09 | 23.09 |
5 | Этноспортивные игры. Ознакомление | 1 | | 02.10 | 30.09 |
| Раздел 2. Россия - самая интересная страна. | 14 | 5а 09.10.-05.02. 5б 07.10.-27.01. | | |
6 | История заселения. Население России. | 1 | | 09.10 | 07.10 |
7 | Из истории русского языка. | 1 | | 16.10. | 14.10. |
8 | 1 | | 23.10 | 21.10 | |
9 | Русская кухня. | 1 | | - | 28.10. |
| II четверть | | | | |
10 | Русская кухня. | 1 | | 13.11. | 11.11. |
11 | Русская кухня. | 1 | | 20.11. | 18.11. |
12 | Блюда русской кухни. | 1 | | 27.11. | 25.11. |
12 | Мужской и женский костюмы. Орнамент костюма. | 1 | | 04.12 | 02.12 |
13 | Традиции, обычаи и праздники. | 1 | | 11.12 | 09.12 |
14 | Традиции, обычаи и праздники. | 1 | | 18.12 | 16.12 |
15 | Традиции, обычаи и праздники. | 1 | | 25.12. | 23.12 |
| III четверть | | | | |
16 | Национальные праздники | 1 | | 15.01. | 13.01. |
17 | Народные промыслы России | 1 | | 22.01. | 20.01. |
18 | Народные промыслы России | 1 | | 29.01. | 27.01. |
| Раздел 3. Национальная культура в лицах. | 7 | 5а 05.02.-19.03. 5б 03.02..-17.03. | | |
19 | Наши земляки – гордость страны. А.П. Чехов | 1 | | 05.02. | 03.02. |
20 | Наши земляки – гордость страны. (М.А. Шолохов | 1 | | 12.02. | 10.02. |
21 | Наши земляки – гордость страны (С.М. Будённый, М.И. Платов) | 1 | | 19.02. | 17.02. |
22 | Наши земляки – гордость страны БС.М.Будённый,М.И. Платов) | 1 | | 26.02. | 24.02 |
23 | Герои России- герои войны. | 1 | | 05.03. | 03.03. |
24 | Герои России- герои войны. | 1 | | 12.03. | 10.03. |
25 | Герои России- герои войны. | 1 | | 19.03. | 17.03. |
| IVчетверть | | | | |
| Раздел 3. Россия в современном мире. | 8 | 5а 02.04.-21.05. 5б 31.03.-19.05. | | |
26 | Россия многонациональная страна. | 1 | | 02.04. | 31.03. |
27 | Россия-это мы. | 1 | | 09.04. | 07.04. |
28 | Россия- спортивная держава. | 1 | | 16.04. | 14.04. |
29 | Россия- спортивная держава | 1 | | 23.04. | 21.04. |
30 | С любовью к России. | 1 | | 30.04. | 28.04. |
31 | С любовью к России. | 1 | | 07.05. | 05.05. |
32 | Праздники и события России 2020года. | 1 | | 14.05. | 12.05. |
33 | Праздники и события России 2020года. | 1 | | 21.05. | 19.05. |
| ВСЕГО | | | 33 | 34 |