Рабочая программа по внеурочной деятельности «Логопедические занятия» в 6-а классе.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Логопедические занятия»
в 6-а классе
со 02.09.2024 года по 24.05.2025 года.
Рабочая программа разработана на основе федеральной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1вариант), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации, от 24 ноября 2022 года № 1026;
программы логопедической работы по коррекции и развитию устной и письменной речи у детей с легкой умственной отсталостью, авторский коллектив: Реченкова Н.А. учитель Пакалина С.Р.
Разработчик программы: Пакалина Светлана Робертовна
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе федеральной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1вариант), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации, от 24 ноября 2022 года № 1026; программы логопедической работы по коррекции и развитию устной и письменной речи у детей с легкой умственной отсталостью, авторский коллектив: Реченкова Н.А. учитель Пакалина С.Р.
Коррекционно-развивающая работа проводится в форме групповых занятий.
Рабочая программа, по внеурочной деятельности «Логопедические занятия»
разработана в соответствии с учебным планом ГБОУ школы-интерната № 16, на 2024-2025 учебный год рассчитана на 102 часа, (исходя из 34 учебных недели в году).
При разработке программы учитывался контингент детей класса:
учащиеся с легкой умственной отсталостью, в анамнезе СНР (системное недоразвитие речи);
дизартрия, алалия, заикание в произносительной стороне речи.
У обучающихся 6а класса нарушены все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом. В спонтанной речи отмечаются аграмматизмы, а именно в употреблении падежей, наибольшее количество ошибок встречается в употреблении родительного, творительного и всех предложно-падежных конструкций. Нарушения использования предложно-падежных конструкций проявляются в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний. Допускаются ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде, числе, падеже. Средний род глаголов прошедшего времени, как и средний род существительных в самостоятельной речи употребляется крайне редко. Несформированность словообразования проявляется в трудностях образования прилагательных от существительного с помощью суффиксов (камень – каменный), уменьшительно-ласкательных форм существительных, глаголов с приставками. В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов при этом очень незначительно (-ик-, -к-, -чик-).
В активной речи обучающихся часто употребляются простые нераспространенные предложения. Речь детей монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких оттенков, в одних случаях замедленная, в других-ускоренная. У заторможенных детей голос тихий, слабый, немодулированный, у возбудимых-крикливый, резкий. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, распределения содержания программы, исходя, из психофизиологических особенностей класса и предполагает индивидуальное психолого-медико-педагогическое сопровождение. Программа может быть реализована, как в очной, так и в дистанционной форме обучения.
Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по ГБОУ школе-интернату № 16 № 389 от 27 марта 2023 года, в списке учебников, используемых в 2023-2024 учебном году.
Требования к уровню подготовки учащегося.
Личностные результаты:
-принятие и освоение социальной роли обучающегося,
-формирование представления о смысле учения в школе, положительного отношения к логопедическим занятиям;
-умение входить и выходить из учебного помещения со звонком, ис пользуя в распространенной фразе свои намерения;
-ориентировка в пространстве класса, употребляя словарь наречий пространственного значения;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности;
-развитие умения слушать указания и инструкции учителя-логопеда, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-развитие умения слушать собеседника и понимать речь других;
умение производить элементарную самооценку результатов выполненной практической деятельности на основе соотнесения с образцом выполнения.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-умение правильно и четко произносить звуки; научится правильному речевому дыханию;
-умение различать устное и письменное общение;
-умение понимать уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
-умение осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
-умение составлять объявление, поздравление, записку по образцу учителя.
Достаточный уровень:
-умение использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
-умение выразительно читать небольшой текст по образцу;
-умение отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
-редактировать предложения;
-умение определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
-умение сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
-умение распознавать типы текстов;
-умение устанавливать связь предложений в тексте;
-умение распознавать стили речи;
-умение составлять объявление, поздравление, записку.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Номер урока с начала учебного года | Дата проведения | Вид деятельности | |
По плану | По факту | |||||
Обследование устной и письменной речи – 6 часов | ||||||
Обследование звуко-произносительной стороны речи | 1 | 1 | 05.09 | | Произносят звуки, слова (звук находится в разных позициях). Подбирают картинки на заданный звук | |
| Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи | 1 | 2 | 05.09 | | Отвечают на вопросы. Составляют фразы по предметным картинкам |
| Обследование связной речи, словарного запаса | 1 | 3 | 07.09 | | Восстанавливают последовательность сюжета с опорой на инструкцию. Составляют фразы по сюжетным картинкам |
| Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слова | 1 | 4 | 12.09 | | Составляют фразы по сюжетным картинкам |
| Обследование навыка чтения | 1 | 5 | 12.09 | | Читают предложения по смешанному типу. Отвечают на вопросы с опорой на картинку |
| Обследования навыка письма | 1 | 6 | 14.09 | | Списывают с печатного шрифта доступный текст, вставляя пропущенные буквы. Пишут под диктовку текст |
Речь устная и письменная- 58 часов. | ||||||
| Речь. Для чего она нужна? Устная и письменная речь. | 1 | 7 | 19.09 | | Слушают рассказ, отвечают на вопросы |
| Речь. Для чего она нужна? Устная и письменная речь. | 1 | 8 | 19.09 | | Слушают рассказ, отвечают на вопросы |
| Речь. Для чего она нужна? Устная и письменная речь. | 1 | 9 | 21.09 | | Слушают рассказ, отвечают на вопросы |
| Какую речь приятно слушать? Техника речи: дыхание, голос | 1 | 10 | 26.09 | | Слушают рассказ, отвечают на вопросы |
| Какую речь приятно слушать? Техника речи: дыхание, голос | 1 | 11 | 26.09 | | Слушают рассказ, отвечают на вопросы. Следят за дыханием и голосом |
| Какую речь приятно слушать? Техника речи: дыхание, голос | 1 | 12 | 28.09 | | Слушают рассказ, отвечают на вопросы. Следят за дыханием и голосом |
| Выразительное чтение. Интонация восклицательная | 1 | 13 | 03.10 | | Слушают рассказ, отвечают на вопросы. Следят за дыханием, голосом и интонацией |
| Выразительное чтение. Интонация вопросительная | 1 | 14 | 03.10 | | Слушают рассказ, отвечают на вопросы. Следят за дыханием, голосом и интонацией |
| Выразительное чтение по ролям | 1 | 15 | 05.10 | | Чтение по ролям |
| Слово, его значение. Знакомство с толковыми словарями | 1 | 16 | 10.10 | | Работа с толковыми словарями. Работа в тетрадях |
| Слово, его значение. Знакомство с толковыми словарями | 1 | 17 | 10.10 | | Работа с толковыми словарями. Работа в тетрадях |
| Слово, его значение. Знакомство с толковыми словарями | 1 | 18 | 12.10 | | Работа с толковыми словарями. Работа в тетрадях |
| Многозначные слова | 1 | 19 | 17.10 | | Работа с толковыми словарями. Работа в тетрадях |
| Многозначные слова | 1 | 20 | 17.10 | | Работа с толковыми словарями. Работа в тетрадях |
| Точность речи. Синонимы | 1 | 21 | 19.10 | | Работа с толковыми словарями. Работа в тетрадях |
| Точность речи. Синонимы | 1 | 22 | 24.10 | | Работа с толковыми словарями. Работа в тетрадях |
| Точность речи. Синонимы | 1 | 23 | 24.10 | | Работа с толковыми словарями. Работа в тетрадях |
| Точность речи. Антонимы | 1 | 24 | 26.10 | | Работа с толковыми словарями. Работа в тетрадях |
| Точность речи. Антонимы | 1 | 25 | 07.11 | | Работа с толковыми словарями. Работа в тетрадях |
| Точность речи. Антонимы | 1 | 26 | 07.11 | | Работа с толковыми словарями. Работа в тетрадях |
| Точность речи. Омонимы | 1 | 27 | 09.11 | | Работа с толковыми словарями. Работа в тетрадях |
| Точность речи. Омонимы | 1 | 28 | 14.11 | | Работа с толковыми словарями. Работа в тетрадях |
| Точность речи. Омонимы | 1 | 29 | 14.11 | | Работа с толковыми словарями. Работа в тетрадях |
| Речь газет, журналов. Рассматривание и обсуждение содержания | 11 | 30 | 16.11 | | Чтение газет, журналов. Ответы на вопросы. Пересказ статьи |
| Речь газет, журналов. Чтение заметок и ответы на вопросы | 1 | 31 | 21.11 | | Чтение газет, журналов. Ответы на вопросы. Пересказ статьи |
| Речь газет, журналов. Чтение статей и ответы на вопросы | 1 | 32 | 21.11 | | Чтение газет, журналов. Ответы на вопросы. Пересказ статьи |
| Знакомство с детской газетой | 1 | 33 | 23.11 | | Чтение газет. Ответы на вопросы. Пересказ статьи |
| Знакомство с детской газетой | 1 | 34 | 28.11 | | Чтение газет. Ответы на вопросы. Пересказ статьи |
| Знакомство с детской газетой | 1 | 35 | 28.11 | | Чтение газет. Ответы на вопросы. Пересказ статьи |
| Знакомство с детским журналом | 1 | 36 | 30.11 | | Чтение журналов. Ответы на вопросы. Пересказ статьи |
| Знакомство с детским журналом | 1 | 37 | 05.12 | | Чтение журналов. Ответы на вопросы. Пересказ статьи |
| Знакомство с детским журналом | 1 | 38 | 05.12 | | Чтение журналов. Ответы на вопросы. Пересказ статьи |
| Письменное объявление | 1 | 39 | 07.12 | | Чтение объявления, составление по образцу |
| Письменное объявление | 1 | 40 | 12.12 | | Чтение объявления, составление по образцу |
| Письменное объявление | 1 | 41 | 12.12 | | Чтение объявления, составление по образцу |
| Культура общения. Поздравление | 1 | 42 | 14.12 | | Чтение поздравлений. Составление по образцу |
| Культура общения. Поздравление | 1 | 43 | 19.12 | | Чтение объявления, составление по образцу |
| Культура общения. Поздравление | 1 | 44 | 19.12 | | Чтение объявления, составление по образцу |
| Веселые рассказы Г. Остера | 1 | 45 | 21.12 | | Чтение, ответы на вопросы |
| Веселые рассказы Г. Остера | 1 | 46 | 26.12 | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ |
| Веселые рассказы Г. Остера | 1 | 47 | 26.12 | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ |
| Культура общения. Приглашение | 1 | 48 | 28.12 | | Чтение приглашений, составление по образцу |
| Культура общения. Приглашение (составление по образцу) | 1 | 49 | 09.01 | | Чтение приглашений, составление по образцу |
| Письмо знакомому (близкому) человеку | 1 | 50 | 09.01 | | Чтение писем, составление по образцу |
| Письмо знакомому (близкому) человеку | 1 | 51 | 11.01 | | Чтение писем, составление по образцу |
| Письмо знакомому (близкому) человеку | 1 | 52 | 16.01 | | Чтение писем, составление по образцу |
| Письмо в газету. Чтение и ответы на вопросы | 1 | 53 | 16.01 | | Чтение писем, составление по образцу |
| Письмо в газету | 1 | 54 | 18.01 | | Чтение писем, составление по образцу |
| Письмо в газету | 1 | 55 | 23.01 | | Чтение писем, составление по образцу |
| Объявление в газету | 11 | 56 | 23.01 | | Чтение объявлений, составление по образцу |
| Объявление в газету | 1 | 57 | 25.01 | | Чтение объявлений, составление по образцу |
| Объявление в газету | 1 | 58 | 30.01 | | Чтение объявлений, составление по образцу |
| Поздравительные открытки | 1 | 59 | 30.01 | | Чтение и обсуждение текста |
| Поздравительные открытки | 1 | 60 | 01.02 | | Письмо по образцу |
| Поздравительные открытки | 1 | 61 | 06.02 | | Составление самостоятельно |
| Письменная речь: записки | 1 | 62 | 06.02 | | Чтение и обсуждение |
| Письменная речь: записки | 1 | 63 | 08.02 | | Письмо по образцу |
| Письменная речь: записки | 1 | 64 | 13.02 | | Составление самостоятельно |
Текст-23 часа. | ||||||
| Типы текста. Описание. | 1 | 65 | 13.02 | | Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы |
| Типы текста. Повествование. | 1 | 66 | 15.02 | | Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы |
| Типы текста. Рассуждение. | 1 | 67 | 20.02 | | Работа с текстом. Чтение, ответы на вопросы |
| Работа с деформированным текстом | 1 | 68 | 20.02 | | Составление предложений из набора слов |
| Работа с деформированным текстом | 1 | 69 | 22.02 | | Составление предложений из набора слов |
| Работа с деформированным текстом | 1 | 70 | 27.02 | | Составление предложений из набора слов |
| Чтение сказки о потерянном времени. Шварц Е.Л. | 1 | 71 | 27.02 | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ |
| Чтение сказки о потерянном времени. Шварц Е.Л. | 1 | 72 | 29.02 | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ |
| Чтение рассказа " Сухой хлеб" Платонов А.П. Ответы на вопросы | 1 | 73 | 05.03 | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ |
| Чтение рассказа " Сухой хлеб" Платонов А.П. Ответы на вопросы | 1 | 74 | 05.03 | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ |
| Чтение рассказа " Сухой хлеб" Платонов А.П. Пересказ текста | 1 | 75 | 07.03 | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ |
| Чтение стихов Есенин С. А. Ответы на вопросы | 1 | 76 | 12.03 | | Выразительное чтение |
| Чтение стихов Есенин С. А. Выразительное чтение | 1 | 77 | 12.03 | | Выразительное чтение |
| Чтение стихов Есенин С. А. Выразительное чтение | 1 | 78 | 14.03 | | Выразительное чтение. Ответы на вопросы |
| Чтение сказки "Медведь-половинщик" | 1 | 79 | 19.03 | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ |
| Чтение сказки "Семилетка" | 1 | 80 | 19.03 | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ |
| Чтение сказки "Окаменелое царство" | 1 | 81 | 21.03 | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ |
| Чтение былины "Три поездки Ильи Муромца" | 1 | 82 | 04.04 | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ |
| Чтение сказки "Илья Муромец и Калин-Царь" | 1 | 83 | 09.04 | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ |
| Чтение сказки "Микула Селянинович и Святогор" | 1 | 84 | 09.04 | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ |
| Веселая викторина по сказкам | 1 | 85 | 11.04 | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ |
| Веселая викторина по сказкам | 1 | 86 | 16.04 | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ |
| Веселая викторина по сказкам | 1 | 87 | 16.04 | | Чтение, ответы на вопросы, пересказ |
Речь кино и телевидения-13 часов. | ||||||
| Детская юмористическая передача. | 1 | 88 | 18.04 | | Просмотр видеофильма |
| Детская юмористическая передача. | 1 | 89 | 23.04 | | Просмотр видеофильма |
| Детская юмористическая передача. | 1 | 90 | 23.04 | | Просмотр видеофильма. Обсуждение |
| Речь радио, телевидения | 1 | 91 | 25.04 | | Прослушивание детских передач |
| Речь радио, телевидения | 1 | 92 | 30.04 | | Прослушивание детских передач |
| Речь радио, телевидения | 1 | 93 | 30.04 | | Прослушивание детских передач |
| Виртуальная экскурсия | 1 | 94 | 02.05 | | Просмотр видеофильма. Обсуждение |
| Виртуальная экскурсия | 1 | 95 | 07.05 | | Просмотр видеофильма |
| Виртуальная экскурсия | 1 | 96 | 07.05 | | Просмотр видеофильма |
| Веселая викторина по рассказам | 1 | 97 | 14.05 | | Самостоятельная работа |
| Веселая викторина по рассказам | 1 | 98 | 14.05 | | Самостоятельная работа |
| Разгадывание кроссвордов | 1 | 99 | 16.05 | | Самостоятельная работа |
| Разгадывание кроссвордов | 1 | 100 | 21.05 | | Самостоятельная работа |
Обследование устной и письменной речи – 2 часа | ||||||
| Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи | 1 | 101 | 21.05 | | Отвечают на вопросы. Составляют фразы по предметным картинкам. |
| Обследование устной речи и письменной речи | 1 | 102 | 23.05 | | Читают предложения. Записывают текст под диктовку |
Учебно-методический комплекс.
Предмет | Уровень обучения | Название учебной программы | Вид учебной программы | Используемые учебники. | Используемые пособия для учителя, для учащихся. | Соответствие УМК |
Логопедические занятия | Коррекционный | Федеральная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1вариант), утвержден ная приказом Министерства просвещения Российской Федерации, от 24 ноября 2022 года № 1026 программы логопедической работы по коррекции и развитию устной и письменной речи у детей с легкой умственной отсталостью, авторский коллектив: Реченкова Н.А.учитель Пакалина С.Р. | Государственная скорректированная, авторская. | | Диагностическое обеспечение деятельности Программно-методическое обеспечение деятельности 1. Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Пособие для логопедов и психологов. М., 2002. 2. Лалаева Р.И., Венедикторова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьни-ков. Учебно – методическое пособие. СПб.: Союз, 2001. 3. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. / Г.В.Чиркина. М., 2003. 4. О.Б. Иншакова. Альбом для логопе-да. М., 2003. 5. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Пособие для логопедов. М., 2001. 6 Л.Н. Ефименко, И.Н. Садовникова. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М., 1972. 7. И.Н.Садовникова. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983г. 8. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. М., 2006г. 9. З.А. Репина. Практический материал по формированию и расширению семантических полей и коррекции звукопроизношения. Е., 1996. 10. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. Чтение и письмо: обучение, развитие и исправление недостатков. М., 1995. 11. О.В. Узорова, Е.А. Нефѐдова. Игры с пальчиками. Для начальной школы. М., 2002. 12.З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям (лексические темы). С-П., 2001. 13. Н.С. Четверушкина. Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений. М., 2002. 14. Н.В. Нищева. Будем говорить правильно. С-П., 2002. 15. В.И. Руденко. Домашний логопед. Р-на-Д., 2002. 16. З.А.Репина. Уроки логопедии. Артикуляционные упражнения. Е., 1996. 17. И.С. Лопухина. 550 упражнений для развития речи. С-П., 2004. 18. Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. М., 1980. Контрольно-измерительные материалы 1.Л.Н.Ефименко. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. М., 2003. 2. А.К.Аксѐнова, Э.В.Якубовская. Сборник диктантов для вспомогательной школы (1-4 класс). М., «Просвещение», 1980. 3. Диктанты по русскому языку специальных (коррекционных) школ VIII вида: 5 – 7 классы. Пособие для учителя. / Составитель Е.Я.Кудрявцева. М., 2003г. Пособия и учебники для учащихся 1. Подборка игр на развитие мелкой моторики. 2.Пособия: палочки, различные виды шнуровок, мелкие предметы (пуговицы, косточки), фигурки, пирамидки. Пособия, картинки, игрушки и т.д. 3.Подборка игр на развитие воздушной струи. 4. Пособия для дыхательных упражнений: листья, снежинки, бабочки, птички, пушинки. 5. Пособия: картинки – символы для дифференциации звуков, предметные картинки для звуко – буквенного анализа. 6. Пособия: предметные картинки, звуковые дорожки, символы гласных и согласных звуков, карточки на обозначение мягкости/твѐрдости, звонкости/глухости согласных звуков, карточки для определения позиции звука в слове, сигналы и схемы для звуко – слогового анализа слов. 7.В.В.Коноваленко, В.С.Коноваленко. Автоматизация свистящих, шипящих, сонорных звуков у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 1, 2, 3. М., 2006г. 8.Н.И.Соколенко. Посмотри и назови. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. С-Пб., 1997г. 9.Е.В.Мазанова. Учусь не путать звуки. Альбом 1, 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. М., 2006г. 10.Е.В.Мазанова. учусь не путать звуки. Альбом 1, 2. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. М., 2006г. 11.Предметные картинки по лексическим темам. 12. Настольно – печатные игры на уточнение и обогащение словаря. 13. Предметные картинки на образование различных грамматических категорий. 14.Дидактические игры на закрепление грамматических категорий. 15. Серии картинок для составления рассказов. 16.Хрестоматия 1-й класс. Произведения школьной программы ШБ Самовар,2020г. 17.Полная хрестоматия для начальной школы в 2-х книгах, книга 2, 1-4 классы,2021г. 18. М. Успенский «Правильно, складно, красиво учимся мы говорить». СПБ» Специальная литература»1997г. 19.Хрестоматия для начальной школы, Москва «Махаон»,2015г. 20.Хрестоматия произведения школьной программы для 1 класса. Составитель: Юдаева М.В. Москва ,2015г. 21.Внеклассное чтение В. Драгунский, В. Осеева, Н. Сладков, В. Бианки. Москава,2015г. 22.Русский язык Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. Русский язык. 6 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) – М.: Просвещение;2021г. - УМК Русский язык, 6 кл. 23. Чтение (литературное чтение) Бгажнокова И. М., Погостина Е. С. Чтение. 6 класс. (Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) – М.: Просвещение; 2020г. - УМК Чтение, 6 кл. | Соответствует. |