Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА № 82»
(МБУ «Школа № 8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Умелые ручки»
Направление: художественно-эстетическая творческая деятельность
Тип: модифицированная
Возраст обучающихся: 7-11 лет (1-4 классы)
Срок реализации: 4 года
Составитель:
Корнилова М.В.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Прогнозируемый результат:
Скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адеквaтно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициaтиву;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсaльные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существовaние различных точек зрения и различных вариaнтов выполнения постaвленной творческой задачи;
учитывать paзные мнения, стремиться к кооpдинации при выполнении коллективных pабот;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметные результаты освоения курса
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Планируемые результаты, на которые ориентирована программа
К концу 1 года обучения обучающиеся научатся:
называть и знать назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
называть и знать назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
применять правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
К концу 2 года обучения обучающиеся научатся:
называть ручные инструменты, материалы, приспособления;
соблюдать правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
использовать правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
способам обработки различных материалов;
применению акварели, цветных карандашей, гуаши.
Обучающиеся получат возможность научиться:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
выполнять работу, используя художественные материалы;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
К концу 3 года обучения обучающиеся научатся:
называть и соблюдать правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
применять приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
способам контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
применять пастель и бисер в окружающем мире.
Обучающиеся получат возможность научиться:
правильно называть ручные инструменты и использовать их
по назначению;
выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал,
из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
изготовлять изделия из бисера.
К концу 4 года обучения обучающиеся научатся:
называть изученные материалы и инструменты, их назначение;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
колющими и режущими инструментами;
применять правила планирования и организации труда;
применять линогравюры, монотипии, туши;
применять чеканки в жизни;
разным способам и приемам обработки различных материалов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
правильно использовать инструменты в работе;
строго соблюдать правила безопасности труда;
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
экономно и рационально расходовать материалы;
выполнять работу в любой изученной технике рисования;
самостоятельно выполнять чеканку;
контролировать правильность выполнения работы.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки.
Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.
Выставка творческих работ
В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз.
Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда.
К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание.
Четвероклассники составляют план работы самостоятельно.
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.
Тематический планирование
№ п/п | Тема 1 класс | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Рассказ из истории бумаги. Изготовление поздравительных открыток | 1 |
3 | Рассказ из истории бумаги. Изготовление поздравительных открыток | 1 |
4 | Художественное моделирование из бумаги. Панно-оригами «Лесные жители» | 1 |
5-6 | Знакомство с аппликацией. Изделие «Волшебная Лесная сказка» | 2 |
7 | Изделие «На озере» | 1 |
8-9 | Изделие «Весёлые Лягушки» | 2 |
10 | Изделие «Полянка с грибами» | 1 |
11 12 | Изготовление карнавальных масок «Сказочные герои». | 2 |
13 | Беседа, слайдовая презентация «Чудесная иголочка» | 1 |
14 | Тренировочные упражнения по выполнению швов. | 1 |
15-17 | Изготовление салфетки с бахромой «Волшебная скатерть» | 3 |
18-19 | Технология изготовления и шитьё мягкой игрушки «Мышка» | 2 |
20 | Лоскутная техника. Шитьё коврика из лоскутиков различной ткани. | 1 |
21 | Беседа «Будь природе другом». Игрушки из пластмассовых бутылок. | 1 |
22 | Беседа «Будь природе другом». Игрушки из пластмассовых бутылок. | 1 |
23 | Конструирование дома для сказочных героев. «Дворец» | 1 |
24 | Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. «Фантазия» | 1 |
25 | Рассказ о глине и пластилине. Лепка простых по форме овощей, фруктов. | 1 |
26 | Рассказ о глине и пластилине. Лепка простых по форме овощей, фруктов. | 1 |
27 | Лепка простых по форме овощей, фруктов. «Ваза с фруктами» | 1 |
28-29 | Пластилиновая аппликация на картоне «Зоопарк» | 2 |
30 | Лепка по замыслу детей. «Впереди лето!» | 1 |
31 | Лепка по замыслу детей. | 1 |
32 | Рефлексия ,анкетирование. | 1 |
33 | Выставка творческих работ. | 1 |
Итого: | 33 |
№ п/п | Тема 2 класс | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику. Знакомство с техникой «мозаика» | 1 |
3 | Заочное путешествие на бумажную фабрику. Знакомство с техникой « мозаика» | 1 |
4-6 | Мозаика «Воспоминание о лете» | 3 |
7 | Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей. | 1 |
8-9 | Вырезание снежинок. | 2 |
10 | Знакомство с профессией швеи. Техника выполнения шва «потайной» | 1 |
11 | Знакомство с профессией швеи. Тренировочные упражнения. | 1 |
12 | Изготовление сувениров из меха. | 1 |
13 | Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная) | 1 |
14-15 | Флористика. Природа Самарской области. Изготовление композиций из засушенных листьев. | 2 |
16 | Изготовление животных из шишек. | 1 |
17-18 | Составление композиции « Животные нашего леса» (коллективная) | 2 |
19 | Мозаика. Весёлые узоры. | 1 |
20-21 | Профессия скульптора. Лепка людей, животных по образцу. | 2 |
22-23 | Лепка людей, животных по образцу. | 2 |
24 -25 | Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» | 2 |
26 | Лепка по замыслу детей. Лепим овощи и фрукты. | 1 |
27 | Беседа о растительном мире и лесных дарах местности. «Подарки природы» | 1 |
28 | Сюжетное рисование с элементами аппликации «Летом в лесу» | 1 |
29 | Сюжетное рисование с элементами аппликации «Мой сад» | 1 |
30 | Сюжетное рисование с элементами аппликации «Ромашковая поляна» | 1 |
31-32 | Сюжетное рисование с элементами аппликации по замыслу детей. | 2 |
33 | Рефлексия, анкетирование. | 1 |
34 | Выставка творческих работ | 1 |
Итого: | 34 |
№ п/п | Тема 3 класс | Кол-во часов |
1 | Введение в образовательную программу 3 года обучения | 1 |
2 | Профессия дизайнера. Изготовление игрушек- сувениров(морковка) | 1 |
3 | Профессия дизайнера. Изготовление игрушек- сувениров (фонарик) | 1 |
4-5 6-7 | Профессия дизайнера. Изготовление игрушек- сувениров (бабочка, кубик, цветок) | 4 |
8 | Мозаика (тема в соответствии с датой) | 1 |
9 | Аппликация по желанию детей. | 1 |
10 | Из истории мягкой игрушки. Техника выполнения шва «козлик» | 1 |
11 | Из истории мягкой игрушки. Техника выполнения шва «узелок» | 1 |
12 | Технология изготовления и шитьё мягкой игрушки «Котенок» | 1 |
13 | Технология и изготовление игрушки из меховых шариков «Паучок» | 1 |
14 | Изобразительный материал-пастель. Техника рисования пастелью. | 1 |
15 | Изобразительный материал-пастель. Техника рисования пастелью. | 1 |
16 | Работа пастелью «Зимний пейзаж» | 1 |
17 | Работа пастелью «Весенний цветок» | 1 |
18 | Работа пастелью «Лунная дорога» | 1 |
19 | Работа пастелью по замыслу детей | 1 |
20 | Знакомство с материалом, беседа «Родословная стеклянной бусинки» | 1 |
21-22 | Пробное плетение | 2 |
23-24 | Плетение колец | 2 |
25- 26 | Плетение браслетов-фенечек из бисера. | 2 |
27 | Охрана окружающей среды в Самарской области. | 1 |
28-29 | Аппликация из семян и плодов растений «В подводном царстве» | 2 |
30-31 | Изготовление животных из желудей, шишек. | 2 |
32 | Изготовление коллективной поделки по замыслу | 1 |
33 | Рефлексия, анкетирование. | 1 |
34 | Выставка творческих работ | 1 |
Итого: | 34 |
№ п/п | Тема 4 класс | Кол-во часов |
1 | Введение в образовательную программу 4 года обучения | 1 |
2 | Просмотр видеофильма «Красота из бисера». Технология изготовления поделок по схемам. | 1 |
3 | Технология изготовления поделок по схемам. Практические упражнения | 1 |
4-5 | Плетение брошек по схемам. | 2 |
6-7 | Плетение кулонов. | 2 |
8-9 | Плетение ажурных браслетов | 2 |
10 | Профессия дизайнера. Аппликация из ткани «Снеговик» | 1 |
11 | Профессия дизайнера. Аппликация из ткани «Снеговик» | 1 |
12 | Аппликация из ткани «Снеговик» | 1 |
13 | Аппликация из ткани «Новогодняя ёлка» | 1 |
14 | Лес -наше богатство. Слайдовая презентация и фотоколлаж. | 1 |
15-16 | Технология изготовления шкатулок из открыток. | 2 |
17-18 | Чеканка –один из видов декоративно-прикладного искусства. Тренировочные упражнения. | 2 |
19 | Изготовление чеканки по замыслу детей. | 1 |
20-21 | Технология и изготовление поделок из пластиковых стаканчиков, коробочек, фантиков и др…. | 2 |
22 | Технология росписи по дереву, показ образцов. Материалы и инструменты. | 1 |
23 | Пробное рисование набросков росписи на листе. | 1 |
24-25 | Роспись по дереву (на разделочных досках) | 2 |
26 | Тушь, линогравюра, монотипия. Слайдовая презентация. | 1 |
27-30 | Выполнение работ по технике монотипии. Тренировочные упражнения | 4 |
31-32 | Работа по замыслу детей. | 2 |
Итоговоые занятия. (2 ч) | ||
33 | Рефлексия, анкетирование. | 1 |
34 | Выставка творческих работ, творческий отчёт. | 1 |
Итого: | 34 |
Список литературы.
Долженко Г. И. 100 забавных оригами. Ярославль, 2003.
Рудикова И. Уроки бабушки. М.: Аст – Пресс. 1994.
Забавные поделки из бумаги. М. Просвещение. 1992.
Тарасенко С. Сделай сам. 1998.
Фоменко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение. 1998.
Пересветин Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Кишинев.1985.
Николаенко Н.П. Композиции из цветов. Узбекистан. 1988.
Чернухова Т.А. Твоя маленькая мастерская. 2000.
Ханашевич Д.Р. Подружки рукодельницы. М.: Малыш. 1999.