Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"

1
0
Материал опубликован 20 April

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА № 82»

(МБУ «Школа № 8




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Умелые ручки»


Направление: художественно-эстетическая творческая деятельность

Тип: модифицированная

Возраст обучающихся: 7-11 лет (1-4 классы)

Срок реализации: 4 года


Составитель:

Корнилова М.В.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Прогнозируемый результат:

Скоординированы движения кистей рук воспитанников;

- развито творческое воображение у воспитанников;

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адеквaтно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициaтиву;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсaльные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существовaние различных точек зрения и различных вариaнтов выполнения постaвленной творческой задачи;

учитывать paзные мнения, стремиться к кооpдинации при выполнении коллективных pабот;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Предметные результаты освоения курса

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать навыки работы с информацией.

Планируемые результаты, на которые ориентирована программа

К концу 1 года обучения обучающиеся научатся:

называть и знать назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

называть и знать назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

применять правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».


К концу 2 года обучения обучающиеся научатся:

называть ручные инструменты, материалы, приспособления;

соблюдать правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

использовать правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;

способам обработки различных материалов;

применению акварели, цветных карандашей, гуаши.

Обучающиеся получат возможность научиться:

правильно пользоваться ручными инструментами;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

бережно относиться к инструментам и материалам;

экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

выполнять работу, используя художественные материалы;

правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

К концу 3 года обучения обучающиеся научатся:

называть и соблюдать правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

применять приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

способам контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),

применять пастель и бисер в окружающем мире.

Обучающиеся получат возможность научиться:

правильно называть ручные инструменты и использовать их

по назначению;

выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал,

из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;

самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);

изготовлять изделия из бисера.

К концу 4 года обучения обучающиеся научатся:

называть изученные материалы и инструменты, их назначение;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с

колющими и режущими инструментами;

применять правила планирования и организации труда;

применять линогравюры, монотипии, туши;

применять чеканки в жизни;

разным способам и приемам обработки различных материалов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

правильно использовать инструменты в работе;

строго соблюдать правила безопасности труда;

самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);

экономно и рационально расходовать материалы;

выполнять работу в любой изученной технике рисования;

самостоятельно выполнять чеканку;

контролировать правильность выполнения работы.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


Первый год обучения определяет содержа­ние и характер совместной работы учителя и учащихся по осозна­нию предстоящей практической деятельности: это анализ конструк­ции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструмен­тами, название используемых материалов и ряда их свойств, подле­жащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклас­сники под руководством учителя составляют словесный план, разли­чая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготов­ление будет вестись подконтрольно.

Во втором классе руко­водство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изо­бражениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки.

Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самос­тоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.

Выставка творческих работ

В третьем классе уровень абстрагирования по­вышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в де­талях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа об­разца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изме­нений в эскиз.

Третье­классники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда.

К четвертому классу учащиеся совершенно самосто­ятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучени­ем переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только тех­ническое задание.

Четвероклассники составляют план работы самостоятельно.

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.


Тематический планирование


п/п

Тема

1 класс

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Рассказ из истории бумаги. Изготовление поздравительных открыток

1

3

Рассказ из истории бумаги. Изготовление поздравительных открыток

1

4

Художественное моделирование из бумаги. Панно-оригами «Лесные жители»

1

5-6

Знакомство с аппликацией. Изделие «Волшебная Лесная сказка»

2

7

Изделие «На озере»

1

8-9

Изделие «Весёлые Лягушки»

2

10

Изделие «Полянка с грибами»

1

11

12

Изготовление карнавальных масок «Сказочные герои».

2

13

Беседа, слайдовая презентация «Чудесная иголочка»

1

14

Тренировочные упражнения по выполнению швов.

1

15-17

Изготовление салфетки с бахромой «Волшебная скатерть»

3

18-19

Технология изготовления и шитьё мягкой игрушки «Мышка»

2

20

Лоскутная техника. Шитьё коврика из лоскутиков различной ткани.

1

21

Беседа «Будь природе другом». Игрушки из пластмассовых бутылок.

1

22

Беседа «Будь природе другом». Игрушки из пластмассовых бутылок.

1

23

Конструирование дома для сказочных героев. «Дворец»

1

24


Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. «Фантазия»

1

25

Рассказ о глине и пластилине. Лепка простых по форме овощей, фруктов.

1

26

Рассказ о глине и пластилине. Лепка простых по форме овощей, фруктов.

1

27

Лепка простых по форме овощей, фруктов. «Ваза с фруктами»

1

28-29

Пластилиновая аппликация на картоне «Зоопарк»

2

30

Лепка по замыслу детей. «Впереди лето!»

1

31

Лепка по замыслу детей.

1

32

Рефлексия ,анкетирование.

1

33

Выставка творческих работ.

1


Итого:

33


п/п

Тема

2 класс

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику. Знакомство с техникой «мозаика»

1

3

Заочное путешествие на бумажную фабрику. Знакомство с техникой « мозаика»

1

4-6

Мозаика «Воспоминание о лете»

3

7

Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей.

1

8-9

Вырезание снежинок.

2

10

Знакомство с профессией швеи. Техника выполнения шва «потайной»

1

11

Знакомство с профессией швеи. Тренировочные упражнения.

1

12

Изготовление сувениров из меха.

1

13

Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная)

1

14-15

Флористика. Природа Самарской области. Изготовление композиций из засушенных листьев.

2

16

Изготовление животных из шишек.

1

17-18

Составление композиции « Животные нашего леса» (коллективная)

2

19

Мозаика. Весёлые узоры.

1

20-21

Профессия скульптора. Лепка людей, животных по образцу.

2

22-23

Лепка людей, животных по образцу.

2

24 -25

Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке»

2

26

Лепка по замыслу детей. Лепим овощи и фрукты.

1

27


Беседа о растительном мире и лесных дарах местности. «Подарки природы»

1

28

Сюжетное рисование с элементами аппликации «Летом в лесу»

1

29

Сюжетное рисование с элементами аппликации «Мой сад»

1

30

Сюжетное рисование с элементами аппликации «Ромашковая поляна»

1

31-32

Сюжетное рисование с элементами аппликации по замыслу детей.

2

33

Рефлексия, анкетирование.

1

34

Выставка творческих работ

1


Итого:

34


п/п

Тема

3 класс

Кол-во часов

1

Введение в образовательную программу 3 года обучения

1

2

Профессия дизайнера. Изготовление игрушек- сувениров(морковка)

1

3

Профессия дизайнера. Изготовление игрушек- сувениров (фонарик)

1

4-5

6-7

Профессия дизайнера. Изготовление игрушек- сувениров (бабочка, кубик, цветок)

4

8

Мозаика (тема в соответствии с датой)

1

9

Аппликация по желанию детей.

1

10

Из истории мягкой игрушки. Техника выполнения шва «козлик»

1

11

Из истории мягкой игрушки. Техника выполнения шва «узелок»

1

12

Технология изготовления и шитьё мягкой игрушки «Котенок»

1

13

Технология и изготовление игрушки из меховых шариков «Паучок»

1

14

Изобразительный материал-пастель. Техника рисования пастелью.

1

15

Изобразительный материал-пастель. Техника рисования пастелью.

1

16

Работа пастелью «Зимний пейзаж»

1

17

Работа пастелью «Весенний цветок»

1

18

Работа пастелью «Лунная дорога»

1

19

Работа пастелью по замыслу детей

1

20


Знакомство с материалом, беседа «Родословная стеклянной бусинки»

1

21-22

Пробное плетение

2

23-24

Плетение колец

2

25- 26

Плетение браслетов-фенечек из бисера.

2

27

Охрана окружающей среды в Самарской области.

1

28-29

Аппликация из семян и плодов растений «В подводном царстве»

2

30-31

Изготовление животных из желудей, шишек.

2

32

Изготовление коллективной поделки по замыслу

1

33

Рефлексия, анкетирование.

1

34

Выставка творческих работ

1


Итого:

34


п/п

Тема

4 класс

Кол-во часов

1

Введение в образовательную программу 4 года обучения

1

2

Просмотр видеофильма «Красота из бисера». Технология изготовления поделок по схемам.

1

3

Технология изготовления поделок по схемам. Практические упражнения

1

4-5

Плетение брошек по схемам.

2

6-7

Плетение кулонов.

2

8-9

Плетение ажурных браслетов

2

10

Профессия дизайнера. Аппликация из ткани «Снеговик»

1

11

Профессия дизайнера. Аппликация из ткани «Снеговик»

1

12

Аппликация из ткани «Снеговик»

1

13

Аппликация из ткани «Новогодняя ёлка»

1

14

Лес -наше богатство. Слайдовая презентация и фотоколлаж.

1

15-16

Технология изготовления шкатулок из открыток.

2

17-18

Чеканка –один из видов декоративно-прикладного искусства. Тренировочные упражнения.

2

19

Изготовление чеканки по замыслу детей.

1

20-21

Технология и изготовление поделок из пластиковых стаканчиков, коробочек, фантиков и др….

2

22


Технология росписи по дереву, показ образцов. Материалы и инструменты.

1

23

Пробное рисование набросков росписи на листе.

1

24-25

Роспись по дереву (на разделочных досках)

2

26

Тушь, линогравюра, монотипия. Слайдовая презентация.

1

27-30

Выполнение работ по технике монотипии. Тренировочные упражнения

4

31-32

Работа по замыслу детей.

2


Итоговоые занятия. (2 ч)


33

Рефлексия, анкетирование.

1

34

Выставка творческих работ, творческий отчёт.

1


Итого:

34



Список литературы.

Долженко Г. И. 100 забавных оригами. Ярославль,  2003.

Рудикова И. Уроки бабушки. М.: Аст – Пресс. 1994.

Забавные поделки из бумаги. М. Просвещение. 1992.

Тарасенко С. Сделай сам. 1998.

Фоменко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение. 1998.

Пересветин Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Кишинев.1985.

Николаенко Н.П. Композиции из цветов. Узбекистан. 1988.

Чернухова Т.А. Твоя маленькая мастерская. 2000.

Ханашевич Д.Р. Подружки рукодельницы. М.: Малыш. 1999.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.