Рабочая программа «Развитие связной речи у детей 6–7 лет с речевыми нарушениями посредством ознакомления с растительным миром Алтайского края»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка» с. Мамонтово
Утверждаю:
Заведующая МКДОУ
детский сад «Берёзка»
с. Мамонтово
__________ А.А. Халтурина
«____» __________ 2019год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие связной речи у детей 6-7 лет с речевыми нарушениями
посредством ознакомления с растительным миром Алтайского края»
Составитель:
учитель-логопед
И.Н. Борзова
2019 г.
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
1.2. Особенности речевого развития детей 6-7 лет с нарушениями речи
1.3. Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1. Формы и методы реализации программы
2.2. Сроки реализации программы
3. Организационный раздел
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
3.3. Календарно-тематическое планирование
3.4. Методическое обеспечение программы
Приложение
1. Игры, загадки о деревьях и растениях
2. Мнемотаблицы для составления рассказов о деревьях и цветах.
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Год от года растет число выпускников детского сада, имеющих слабо развитую связную речь. Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех дошкольников и особенно для детей с нарушениями речи. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос. Ознакомление детей с растительным миром родного края будет способствовать не только развитию связной речи, но и обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя речи, интонационной выразительности речи.
При разработке рабочей программы использовались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон РФ 273-ФЗ от 29.12.2012 г;
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- Федеральные государственные образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- Устав МКДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтова.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель: создать условия для развития связной речи детей-дошкольников, имеющих речевые нарушения, посредством ознакомления с растительным миром Алтайского края.
Задачи:
1. Расширить представления детей о многообразии растительного мира Алтайского края.
2. Развивать умение составлять рассказ о растениях по схемам и опорным картинкам, совершенствовать навык пересказа.
3. Активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, звукопроизношение, речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
4. Развивать чувство гордости за свою малую Родину, воспитывать бережное отношение к природе.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по программе:
Доступность: принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность: на нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность: одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность: принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность: патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
1.2. Особенности речевого развития детей 6-7 лет с нарушениями речи
Речевой опыт детей с речевыми нарушениями весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще, полностью отсутствует.
Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение фонематическими и лексико-грамматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
К концу года дети будут знать и уметь:
- называть деревья, кустарники, растения родного края и правильно их произносить;
- уметь составлять описательный рассказ о растениях по схеме и опорным картинкам;
- употреблять в речи сложноподчиненные предложения;
- пересказывать небольшие рассказы, правильно и четко произносить слова с нужной интонацией;
- у детей возрастет чувство гордости за родной край, повысится интерес и бережное отношение к природе нашего края.
2. Содержательный раздел
2.1. Формы и методы реализации программы
Форма организации: индивидуальные коррекционные занятия.
Методы коррекционно – развивающей работы:
Наглядные:
- рассматривание фотографий, картинок с изображением растений Алтайского края;
Словесные:
- рассказ учителя-логопеда о многообразии растений, их описание;
- чтение стихотворений, рассказов, легенд, отгадывание загадок о растениях Алтайского края;
-пересказ;
- составление описательных рассказов о растениях по картинкам и опорным схемам;
Игровые:
- дидактические игры и упражнения;
- упражнения на дыхание.
2.2. Сроки реализации программы
Работа по данной программе осуществляется в течение года на индивидуальных коррекционных занятиях.
3. Организационный раздел
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:
- экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии; позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.
Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения, для реализации программы.
Для формирования правильного звукопроизношения:
- артикуляционные упражнения (карточки);
- материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;
- картотеки индивидуальных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных звуков;
- пособия для работы над речевым дыханием;
- предметные картинки на все изучаемые звуки.
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:
- предметные картинки по лексическим темам.
Для развития связной речи:
- сюжетные картинки;
- предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;
- схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов.
3.3. Календарно-тематическое планирование
Сроки реализации | Тема месяца | Содержание работы |
сентябрь | Многообразие растительного мира нашего края | 1. Рассматривание с детьми картинок, фотографий с изображением растений родного края. 2. Рассказ учителя-логопеда «Многообразие растительного мира Алтайского края». 3. Упражнение на дыхание, артикуляционная гимнастика. 4. Игра «Узнай дерево по описанию» |
октябрь | Осень в Алтайском лесу | 1. Чтение и пересказ «Легенды о кедре». 2. Составление рассказа по картинкам «Деревья и кустарники - осенью». 3.Упражнение на дыхание, на артикуляцию. 4. Игра «Чьи плоды» |
ноябрь | Алтайская облепиха | 1. Разучивание стихотворения М. Скуратова «Облепиха». 2. Составление описательного рассказа «Алтайская облепиха». 3. Работа над интонационной выразительностью речи. |
декабрь | Редкие растения нашего края | 1. Рассказ учителя-логопеда « О редких растениях Алтайского края». 2. Чтение и пересказ легенды «Эдельвейсы». 3. Упражнение на дыхание, на артикуляцию. |
январь | Алтайская ель | 1. Составление описательного рассказа « Алтайская ель» по мнемотаблице. 2.Загадки и стихи о сосне, еле. 3.Работа над дикцией, артикуляционная гимнастика. 4.Игра «Назови ласково» |
февраль | Растения из «Красной книги» | 1. Описательно-сравнительная характеристика мать-и-мачехи и степного пиона. 2. Чтение и пересказ легенды «Венерин башмачок». 3. Работа над дикцией, артикуляционная гимнастика. |
март | Лекарственные растения нашего края | 1. Отгадывание загадок о лекарственных растениях Алтайского края. 2. Составление рассказа «Чем полезно это растение» (подорожник, ромашка, календула и т.д). 3. Работа над интонационной выразительностью речи. 4. Игра «Узнай растение по описанию» |
апрель | Первоцветы | 1. Составление описательного рассказа «Подснежник» по опорной схеме. 2. Отгадывание загадок, чтение стихов о первоцветах. 3. Работа над интонационной выразительностью речи. |
май | Богатство Алтая | 1. Составление описательного рассказа «Алтайская жимолость». 2. Составление рассказа по картинкам «Богат Алтайский край необычными растениями». 3. Загадки о деревьях и растениях. |
3.4. Методическое обеспечение рабочей программы
Список литературы и электронных источников
1. Афанасьев В., Легенды и мифы Алтайского края, с. Ая, 2012 г.
2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С.. Диагностика уровня развития связной речи - М.: Мозаика- Синтез, 2007.- 240 с.
3. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / А.М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Гецена.- 1991.- Т. 30.- 358 с
4. Загадки про растения http://detkam.e-papa.ru/zagadki/6/
5. Красная книга растений Алтайского края altairegion22.ru
6. Стихи про растения http://www.floralworld.ru/forum/index.php?topic=59
Приложение 1
ИГРЫ
ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.
ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.
ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).
ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)
Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
ЗАГАДКИ О ПЕРВОЦВЕТАХ
Белые горошки
На зелёной ножке.
(Ландыш)
Я шариком пушистым белею в поле чистом,
а дунул ветерок - остался стебелек.
(Одуванчик)
Из зеленого цыпленка,
Сплошь покрытого пушком,
Становлюсь я горделивым
Алым петушком!
(Мак)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)
Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом
(Незабудка)
Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках …
(Мимоза)
Приложение 2
Кияйкина Наталья Федоровна