Рабочая программа по русскому языку во 2 классе по УМК под ред. В.В. Воронковой
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «БИЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №3»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Бельских Т.В./_________ « »______________2019 года | УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната Попова М.А./_____________ Приказ №______ от _____2019 года |
Рабочая программа
Русский язык
2 класс
Учитель: Патрахина Ольга Алексеевна
Квалификационная категория: первая
Программа рассмотрена на заседании школьного методического совета
Протокол от «____»____________201__г. № __________
Председатель школьного методического совета _____________(Сергиенко О.В.)
2019-2020 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена с учетом коррекционной направленности в обучении слепых и слабовидящих учащихся на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. - М.: Просвещение, 2013.
АООП начального общего образования КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа интернат №3»
Учебный план КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат №3» на 2019-2020 учебный год.
Преподавание ведется по учебникам:
А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова БУКВАРЬ, 1 класс в 2 ч. Ч 1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. «Просвещение», М., 2018г.
А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова БУКВАРЬ, 1 класс в 2 ч. Ч. 2. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. «Просвещение», М., 2018г.
Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1. / Э.ВЯкубовская, Я.В. Коршунова. - М.: Просвещение, 2019 г. – 88 с.
Рабочая программа определяет последовательность изучения материала в рамках и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Цели изучения курса:
- овладение первоначальными навыками чтения и письма; привитие интереса к обучению;
- формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира;
- развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, развитие навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
В процессе реализации данных целей достигаются следующие задачи:
- дать знания о звуках и буквах русского алфавита, о письменной и устной речи, об основных единицах русского языка (слово, слог, предложение, текст);
- содействовать воспитанию любви к родному языку и его изучению;
- развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию;
- формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике;
- способствовать к осмысленному чтению и письму;
- формировать навыки культуры речи;
- развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующему возрасту и развитию обучающегося.
Основные особенности этой рабочей программы
Особенностью обучения является здоровьесбережение. Каждый урок не должен навредить здоровью ребенка. На каждом уроке необходимо следить за ношением очков, за освещенностью рабочего места, за посадкой ученика в классе в соответствии с медицинскими рекомендациями, проводить динамические паузы, психологические разгрузки гимнастику для глаз, следить за дозировкой зрительной нагрузки, сменой видов деятельности, применять дифференцированный подход в обучении.
Программа школ слепых и слабовидящих предусматривает усвоение обучающимися определенного объема математических знаний на том же уровне, что и в коррекционной школе.
Основу методики обучения русскому языку школьников с дефектами зрения составляют методы и приемы тифлопедагогики и тифлопсихологии.
Программа имеет пролонгированные сроки обучения: 5 лет (1 – 5 классы).
В связи с этим произведено перераспределение учебного материала с программы обучения 1-4 класс, на 1-5 класс.
Из содержания 1 класса во 2 перенесены темы (100 часов)
Повторение пройденных звуков и букв (2 часа)
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, з, р, й, ж, б, д, г, ь (36 часов)
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ (51 час)
Повторение (11 часов)
Далее темы по программе 2 класса (75 часов).
Звуки и буквы
Гласные и согласные (15 часов)
Слог (8 часов)
Парные звонкие и глухие согласные (10 часов)
Шипящие и свистящие согласные (6 часов)
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога (12 часов)
Твердые и мягкие согласные (13 часов)
Мягкий знак на конце слова (8 часов)
Повторение пройденного материала (3 часа)
Особенности 2 класса
В классе присутствуют ученики с различным интеллектуальным уровнем развития, что требует разноуровневой дифференциации при изучении предмета.
Обучающийся по системе Брайля один.
В классе присутствуют дети с низкой остротой зрения и другими заболеваниями, требующие постоянного внимания со стороны педагога (проговаривание, освещенность, ориентация в тексте учебника).
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык является одним из наиболее важных общеобразовательных предметов в начальной школе. Изучение русского языка направлено на овладение слабовидящими детьми с лёгкой умственной отсталостью грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения.
Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени по учебному плану: 175 часов (5 часа в неделю)
Планируемые результаты обучения
Личностные и предметные результаты освоения предмета:
Личностные результаты отражают:
формирование любви к своей стране, городу;
принятие роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности;
владение коммуникативными умениями и знаниями основных норм межличностного взаимодействия;
развитие эстетических чувств;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
знание правил безопасного, здорового образа жизни;
развитие интереса к предметно-практической деятельности и трудовым действиям.
Предметные результаты имеют два 3 уровня овладения:
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения 2-5 классы.
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
списывать рукописные и печатные тексты целыми словами с орфографическим проговариванием; писать под диктовку текс, включающий слова с изученными орфограммами; с помощью вопросов различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков); составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам, ставить знаки препинаний в конце предложений; делить текст на предложения; выделять тему текста (о чем идет речь), озаглавливать его. | делить слова на слоги для переноса; списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием; писать под диктовку слова и короткие предложения с изученными орфограммами; различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки; выделять из текста предложения на заданную тему; участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. | знать буквы, обозначать звуки буквами; списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова, данные в слоговой разбивке; записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-3 букв); участвовать в подборе слов к предметным картинкам; находить начало и конец предложения, (большая буква в начале и точка в конце). |
Содержание учебного предмета
Букварный период
2 этап. Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв к, з, р, й, ж, б, д, г, ь. Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Запись по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Правильное оформление предложения (большая буква в начале, точка в конце). Запись на слух букв и слогов. Вставка пропущенных букв, в слова под картинками.
3 этап. Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв е, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ. Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов и предложений из 3 - 4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Правильное оформление имен людей (написание их с прописной буквы). Запись на слух букв, слогов, слов и предложений после предварительного анализа. Контроьное списывание.
Повторение
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
Составление предложений из двух-трех слов.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Письмо и чистописание
Совершенствование техники письма.
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
Связная письменная речь
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Последовательное расположение данных учителем слов в предложении по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Тематический план 3 класс
(4 урока в неделю, всего 140 часов за год)
Тема | Количество часов |
Повторение пройденных звуков и букв | 2 |
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, з, р, й, ж, б, д, г, ь | 36 |
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ | 51 |
Повторение | 11 |
Звуки и буквы | |
Гласные и согласные | 15 |
Слог | 8 |
Парные звонкие и глухие согласные | 10 |
Шипящие и свистящие согласные | 6 |
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога | 12 |
Твердые и мягкие согласные. | 12 |
Мягкий знак на конце слова. | 8 |
Повторение пройденного материала. | 3 |
Итого | 175 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Вид учебной деятельности обучающихся | Дата проведения |
Повторение пройденных звуков и букв (2 ч.) | ||||
1 | Письмо под диктовку пройденных букв, слогов, слов и предложений. | 1 | Письмо букв, слогов. Правила соединения букв. Написание слов из 3-4 букв. Списывание печатных и рукописных слов и предложений. Составление предложений из данных слов. | |
2 | Составление и запись предложений из слов с изученными буквами. | 1 | | |
| Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, з, р, й, ж, б, д, г, ь | 36 | | |
3 | Буква «к». Слоги с буквой «к». Слова, состоящие из этих слогов. | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Кк. Письмо слогов и слов с буквой Кк. Вставка в слово пропущенной буквы. | |
4 | Прописная буква «К». Предложения со словами с буквой «К». | 1 | | |
5-6 | Упражнения в написании слов с изученными буквами после звукобуквенного анализа. | 2 | | |
7 | Буква «з». Слоги и слова с буквой «з». | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Зз. Письмо слогов и слов с буквой Зз. Письмо слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Работа со схемой предложения. | |
8 | Прописная буква «З». Различие слогов и слов с буквами «с - з», их звукобуквенный анализ и написание. | 1 | | |
9 | Составление и написание предложений. | 1 | | |
10 | Письмо под диктовку пройденных букв, слогов, слов и предложений. | 1 | | |
11 | Буква «р». Слоги с буквой «р». Слова. Состоящие из этих слогов. | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Рр. Письмо слогов и слов с буквой Рр. Письмо слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Работа со схемой предложения. Запись под диктовку слогов и слов. | |
12 | Прописная буква «Р». Предложения со словами с буквой «Р» | 1 | | |
13 | Сравнительный звукобуквенный анализ слов с буквами «р-л». | 1 | | |
14-15 | Упражнения в написании слов с буквами «р-л» после сравнительного анализа. | 2 | | |
16 | Буква «й». Слоги и слова с буквой «й». | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы й. Письмо слогов и слов с буквой й. Письмо слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. | |
17 | Предложения со словами с буквой «й». | 1 | | |
18 | Различение слогов и слов с буквами «й-и» в звукобуквенном анализе и при написании. | 1 | | |
19 | Буква «ж». Слоги и слова с буквой «ж». | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Жж. Письмо слогов и слов с буквой Жж. Письмо слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Вставка в слово пропущенной буквы. Составление и запись предложения с опорой на схему. | |
20 | Прописная буква «Ж». Предложения со словами с буквой «ж». | 1 | | |
21 | Различение слогов с буквами «ш - ж» в звукобуквенном анализе и при написании. | 1 | | |
22 | Различение и написание слов со слогами «жи-ши» | 1 | | |
23 | Буква «б». Слоги и слова в твердом и мягком вариантах. | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Бб. Письмо слогов и слов с буквой Бб. Письмо слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Вставка в слово пропущенной буквы. Составление и запись предложения с опорой на схему. | |
24 | Прописная буква «Б». Предложения со словами с буквой «б». | 1 | | |
25 | Различение слогов и слов с буквами «б-п» в звукобуквенном анализе и при написании. | 1 | | |
26 | Составление и запись предложений из слов с изученными буквами. | 1 | | |
27 | Буква «д». Слоги и слова с буквой «д» в твердом и мягком вариантах. | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Дд. Письмо слогов и слов с буквой Дд. Письмо слогов и слов. Вставка в предложение пропущенного слова с опорой на иллюстрацию, начало предложения и схему слова. | |
28 | Прописная буква «Д». Предложения со словами с буквой «д». | 1 | | |
29-30 | Различение слогов и слов с буквами «д-т» в звукобуквенном анализе и при написании. | 2 | | |
31 | Буква «г». Слоги и слова с буквой «г». | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Гг. Письмо слогов и слов с буквой Гг. дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. Вставка в слова пропущенных букв. Запись предложений. | |
32 | Прописная буква «Г». Предложения со словами с буквой «г». | 1 | | |
33 | Различение слогов и слов с буквами «г-к» в звукобуквенном анализе и при написании. | 1 | | |
34 | Буква «ь». Слоги и слова с буквой «ь». | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ь. Письмо слогов и слов с буквой ь. Дополнение и запись предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Письмо слогов и слов. Вставка в слова пропущенных букв. Запись предложений. | |
35 | Звукобуквенный анализ и письмо слов с «ь» на конце. | 1 | | |
36 | Звукобуквенный анализ и письмо слов с твердыми и мягкими согласными на конце, когда мягкость обозначается «ь». | 1 | | |
37-38 | Звукобуквенный анализ и письмо слов с «ь». | 2 | | |
| Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ | 51 | | |
39 | Буква «е». Слоги и слова с буквой «е » в начале слова, их звукобуквенный анализ. | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ее. Письмо слов с буквой Ее. Дополнение и запись предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Запись предложений. Запись под диктовку слогов, слов. | |
40 | Прописная буква «Е». Предложения со словами с буквой «е». | 1 | | |
41 | 1 | | ||
42-43 | Звукобуквенный анализ и написание слов с буквой «е» - показателем мягкости предшествующей согласной. | 2 | | |
44-45 | Слова со стечением двух согласных в начале и конце слова. | 2 | | |
46 | Буква «я». Слоги и слова с буквой «я» в начале слова и в конце после гласной, их звукобуквенный анализ. | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Яя. Письмо слов с буквой Яя. Дополнение и запись предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Письмо слогов и слов. Вставка в слова пропущенных букв. Запись предложений. | |
47 | Прописная буква «Я». Предложения со словами с буквой «я». | 1 | | |
48-49 | Обозначение твердости-мягкости согласных буквами «а – я », стоящими после них. | 2 | | |
50 | Буква «ю». Слоги и слова с буквой «ю» в начале слова и в конце после гласной, их звукобуквенный анализ. | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Юю. Письмо слов с буквой Юю. Дополнение и запись предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Письмо слогов и слов. Вставка в слова пропущенных букв. Запись предложений. Работа со схемой предложения. | |
51 | Прописная буква «Ю». Предложения со словами с буквой «ю». | 1 | | |
52 | Обозначение твердости-мягкости согласных буквами «у-ю », стоящими после них. | 1 | | |
53-54 | Составление и запись предложений из слов с изученными буквами. | 2 | | |
55 | Буква «ё». Слоги и слова с буквой «ё» в начале слова и в конце после гласной, их звукобуквенный анализ. | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ёё. Письмо слов с буквой Ёё. Дополнение и запись предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Письмо слогов и слов. Вставка в слова пропущенных букв. Запись предложений. Работа со схемой предложения. Запись под диктовку слогов, слов. | |
56 | Прописная буква «Ё». Предложения со словами с буквой «ё». | 1 | | |
57 | Буква «ё» - показатель мягкости предшествующей согласной. | 1 | | |
58 | Звукобуквенный анализ и написание слов с буквой «ё» - показателем мягкости предшествующей согласной. | 1 | | |
59 | Обозначение твердости-мягкости согласных буквами «о-ё», стоящими после них. | 1 | | |
60 | Буква «ч, Ч» строчная и прописная. Слоги и слова с буквой «ч». | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Чч. Письмо слов с буквой Чч. Дополнение и запись предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Письмо слогов и слов. Вставка в слова пропущенных букв. Запись предложений. Работа со схемой предложения. Запись под диктовку слогов, слов. | |
61 | Предложения со словами с буквой «Ч». | 1 | | |
62 | Упражнение в написание слов со слогами ча-чу. | 1 | | |
63 | Списывание с доски и с букваря слов и предложений. | 1 | | |
64 | Письмо букв строчных и прописных, слогов разной сложности, слов с этими слогами. | 1 | | |
65 | Буква «ф, Ф» строчная и прописная. Слоги и слова с буквой «ф». | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Фф. Письмо слов с буквой Фф. Дополнение и запись предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Письмо слогов и слов. Вставка в слова пропущенных букв. Запись предложений. Работа со схемой предложения. Запись под диктовку слогов, слов. | |
66 | Предложения со словами с буквой «ф». | 1 | | |
67 | Различение в написании слогов и слов с буквами в-ф. | 1 | | |
68 | Слова со стечением двух согласных в начале слова. | 1 | | |
69 | Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски. | 1 | | |
70 | Буква «ц, Ц» строчная и прописная. Слоги и слова с буквой «ц». | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Цц. Письмо слов с буквой Цц. Дополнение и запись предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Письмо слогов и слов. Вставка в слова пропущенных букв. Запись предложений. Работа со схемой предложения. Запись под диктовку слогов, слов. | |
71 | Предложения со словами с буквой «ц». | 1 | | |
72 | Различение слогов и слов с буквами «с-ц» в звукобуквенном анализе и при написании. | 1 | | |
73-74 | Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью. | 2 | | |
75 | Буква «э, Э» строчная и прописная. Слоги и слова с буквой «э». | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ээ. Письмо слов с буквой Ээ. Дополнение и запись предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Письмо слогов и слов. Вставка в слова пропущенных букв. Запись предложений. Работа со схемой предложения. Запись под диктовку слогов, слов. | |
76 | Предложения со словами с буквой «э». | 1 | | |
77-78 | Списывание с букваря предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление). | 2 | | |
79 | Буква «щ, Щ» строчная и прописная. Слоги и слова с буквой «щ». | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Щщ. Письмо слов с буквой Щщ. Дополнение и запись предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Письмо слогов и слов. Вставка в слова пропущенных букв. Запись предложений. Работа со схемой предложения. Запись под диктовку слогов, слов. | |
80 | Различение и написание слов со слогами ча-ща, чу-щу. | 1 | | |
81 | Предложения со словами с буквой «щ». | 1 | | |
82 | Упражнения в написании слогов и слов с буквами Ц,Ч,Щ предложения с этими словами. | 1 | | |
83 | Буква «ъ». Слова с буквой «ъ». | 1 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ъ. Письмо слов с буквой ъ. Дополнение и запись предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Письмо слогов и слов с буквами ь,ъ. | |
84 | Предложения со словами с буквой «ъ». | 1 | | |
85 | Сравнительный звукобуквенный анализ и написание слов с буквами «ъ-ь». | 1 | | |
86 | Предложения со словами с буквой «ъ». | 1 | | |
87 | Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава. | 1 | Письмо слогов и слов. Вставка в слова пропущенных букв. Запись предложений. Работа со схемой предложения. Запись под диктовку слогов, слов. Вставка в предложения пропущенных слов. | |
88 | Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. | 1 | | |
| Повторение | 11 | | |
89-90 | Выделение звука и буквы в слове | 1 | Четко произносить звуки речи, соотносить их с буквами. Правильно писать строчные и заглавные буквы. Выделять первый звук в слове или слоге. Соблюдать правила записи предложения с опорой на схему и без нее. Составлять предложения из 2-3 слов по ситуативной картинке. | |
91-92 | Предмет и слово, называющее предмет | 2 | | |
93-94 | Правило записи предложения | 2 | | |
95-96 | Предложение и его схема | 2 | | |
97-98 | Распространение предложений | 2 | | |
99-100 | Составление предложений с данным словом | 2 | | |
Звуки и буквы | ||||
Гласные и согласные (15 ч.) | ||||
101 | Гласные звуки и буквы | 1 | Различать звуки гласные и согласные. Сравнивать короткие слова, похожие по буквенному составу. Слышать и выделять голосом (по образцу учителя) ударный звук в слове, правильно ставить знак ударения. | |
102 | Картинный диктант №1 «Гласные звуки и буквы» | 1 | | |
103 | Работа над ошибками по теме «Гласные звуки и буквы». | 1 | | |
104-105 | Согласные звуки и буквы | 2 | | |
106-107 | Слова, которые различаются одним звуком. Письмо по памяти. | 2 | | |
108-109 | Слова, которые различаются количеством звуков. | 2 | | |
110-111 | Слова, которые различаются последовательностью звуков. Контрольное списывание. | 2 | | |
112-113 | Знакомство со знаком ударения | 2 | | |
114-115 | Выделение ударного гласного в слове | 2 | | |
| Слог | 8 | | |
116-117 | Деление слов на слоги. | 2 | Уметь делить слова на слоги (сопровождая процесс хлопками) и переносить слова по слогам с одной строки на другую. | |
118-119 | Гласные в образовании слогов. Письмо по памяти. | 2 | | |
120-121 | Деление слов со звуками И– Й на слоги. | 2 | | |
122-123 | Перенос слов по слогам. Картинный диктант №2 «Гласные звуки и буквы». | 1 | | |
124 | Работа над ошибками по теме «Гласные звуки и буквы». | 1 | | |
Парные звонкие и глухие согласные (10 ч.) | ||||
125 | Согласные звонкие и глухие. Различение Б – П. | 1 | Различать звонкие и глухие согласные в заданной паре звуков. | |
126 | Согласные звонкие и глухие. Различение В – Ф. | 1 | | |
127 | Согласные звонкие и глухие. Различение Г – К. | 1 | | |
128 | Согласные звонкие и глухие. Различение Д –Т. | 1 | | |
129 | Согласные шипящие, звонкие и глухие. Различение Ж– Ш. | 1 | | |
130 | Согласные свистящие, звонкие и глухие С – З. | 1 | | |
131-132 | Различение звонкие и глухие согласные. | 2 | | |
133 | Контрольный диктант №3 по теме «Звонкие и глухие согласные» | 1 | | |
134 | Работа над ошибками. Упражнения в различении звонких и глухих согласных. | 1 | | |
Шипящие и свистящие согласные (6 ч.) | ||||
135-136 | Шипящие согласные. Выделение их в устной речи и в словах при письме. | 2 | Понимать различие между шипящими и свистящими звуками. | |
137-138 | Свистящие согласные. Выделение их в устной речи и в словах при письме | 2 | | |
139-140 | Различениешипящих и свистящих согласных. | 2 | | |
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога (12 ч.) | ||||
141-142 | Буква Е в начале слова или слога | 2 | Различать на слух и выделять буквы е, ё, ю, я в начале слова и правильно писать слова после их буквенного анализа. | |
143-144 | Буква Ё в начале слова или слога | 2 | | |
145-146 | Буква Ю в начале слова или слога | 2 | | |
147-148 | Буква Я в начале слова или слога | 2 | | |
149-150 | Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога. | 2 | | |
151 | Контрольный диктант №4 по теме: «Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я». | 1 | | |
152 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Дифференциация изученных орфограмм. | 1 | | |
Твердые и мягкие согласные (12 ч.) | ||||
153-154 | Гласные Ы – И после твердых и мягких согласных. | 2 | Различать на слух твердые и мягкие согласные в начале слова и правильно обозначать их соответствующими гласными буквами. Запомнить 1-2 примера на каждый случай дифференциации. | |
155-156 | Гласные О–Ёпосле твердых и мягких согласных. | 2 | | |
157-158 | Гласные У - Ю после твердых и мягких согласных. | 2 | | |
159-160 | Гласные А – Я после твердых и мягких согласных. | 2 | | |
161-162 | Гласная Е после мягких согласных. | 2 | | |
163-164 | Упражнения в различении и правильном написании твердых и мягких согласных. | 2 | | |
Мягкий знак на конце слова (8 ч.) | ||||
165 | Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. | 1 | Различать на слух и четко произносить твердые и мягкие согласные на конце слов. Запомнить 2-3 примера слов с мягким знаком на конце. | |
166 | Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. Составление рассказа по картинке. | 1 | | |
167 | Письмо слов с мягкими согласными на конце. | 1 | | |
168-169 | Различение твердых и мягких согласных на конце слова. | 2 | | |
170 | Контрольный диктант №5 по теме: «Мягкий знак на конце слова» | 1 | | |
171 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте «Мягкий знак на конце слова» | 1 | | |
172 | Различение слов с твердыми и мягкими согласными на конце. | 1 | | |
Повторение пройденного материала (3 ч.) | ||||
173 | Парные звонкие и глухие согласные | 1 | Различать звонкие и глухие согласные в заданной паре звуков. | |
174 | Шипящие и свистящие согласные | 1 | Понимать различие между шипящими и свистящими звуками. | |
175 | Твердые и мягкие согласные. | 1 | Различать на слух твердые и мягкие согласные в начале слова и правильно обозначать их соответствующими гласными буквами. | |
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект
А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова БУКВАРЬ, 1 класс в 2 ч. Ч 1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. «Просвещение», М., 2018г.
А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова БУКВАРЬ, 1 класс в 2 ч. Ч. 2. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. «Просвещение», М., 2018г.
Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1. / Э.ВЯкубовская, Я.В. Коршунова. - М.: Просвещение, 2019 г. – 88 с.
4. Якубовская Э.В. русский язык. Методические рекомендации. 1 – 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. Программы / Э.ВЯкубовская. – М.: Просвещение, 2017г. – 177с. (электронный вариант)
5. Аксенова А. К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы (1- 4 кл.). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. -160с.
Дидактический материал и учебное оборудование
- дидактический материал для фронтальной работы (схемы слогов, предложений, словарные слова и т.д.);
- дидактический материал для фронтальной и индивидуальной работы.
- касса букв для фронтальной и индивидуальной работы;
электронные игры развивающего характера.
Технические средства обучения – ноутбук
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/, http://www.it-n.ru/ .
Требования к оценке знаний, умений
Знания, умения и навыки по русскому языку оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
Отметка письменных работ по русскому языку.
- отметка «5» ставится за работу без ошибок;
- отметка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками;
- отметка «3» ставится за работу с четырьмя - пятью ошибками;
- отметка «2» ставится за работу с более 5 ошибками.
В письменных работах не учитываются 1-2 исправления.
Наличие трех исправлений на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются.
а) За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений отметка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов, обучающихся.
При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:
Отметка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления;
Отметка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий;
Отметка «2» не ставится.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ. Основные виды контрольных работ во 2-м -5-х классах - списывание и диктанты.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными обучающимся. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Примерный объем текстов контрольных работ:
1 класс - 8-10 слов (на конец учебного года),
2 класс - в начале года-10-12 слов, к концу года -16-18 слов,
3 класс – 20-25 слов,
4,5 класс – 30-35 слов.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Картинный диктант №1 по теме: «Гласные звуки и буквы».
Капуста, карандаш, собака, жук, лист.
Грамматическое задание.
Отметить в словах гласные буквы (.).
Картинный диктант №2по теме: «Гласные звуки и буквы».
Собака, помидор, карандаш, морковь.
Грамматическое задание.
Отметить в словах гласные буквы (.).
Контрольный диктант №3 по теме «Звонкие и глухие согласные»
Зайку бросила хозяйка. Он промок под дождем. Наша собака принесла игрушку домой. Мы высушили зайку. (15 слов)
Словарный диктант
Карандаш, ветер, Москва, собака, мороз, помидор, капуста, морковь.
Контрольный диктант №4 по теме: «Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я».
Ветер качнул ветку. Слетел последний лист. Он упал в лужу. Зайчик подумал, что плывет кораблик. (15 слов)
Грамматическое задание. Отметить в словах гласную букву е (.).
Составь звуковую схему слова заяц.
Контрольный диктант №5 по теме: «Мягкий знак на конце слова»
Решила девочка Маша сварить кисель. Бросила в воду ягоды, сахар. А крахмал забыла. Получился компот. (15 слов)
Словарный диктант
Карандаш, ветер, Москва, заяц, собака, мороз, улица, помидор, капуста, морковь.