12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Рычкова Валентина Владимировна153 В 2015 году окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева по специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика». С сентября 2015 года работаю учителем русского языка в ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ" Россия, Мордовия респ., Саранск |
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _____________ Храмов С. В. «01» сентября 2017 г. |
Рабочая программа
учителя русского языка Рычковой В. В.
по учебному предмету «Чтение 6 класс»
2017-2018 учебный год
Саранск 2017
Содержание
Введение
I. Целевой раздел
I. Пояснительная записка
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
II.2. Базовые учебные действия
II.3. Содержание учебного предмета
III. Организационный раздел
III.1Календарно-тематическое планирование
III.2Список литературных источников
I. Целевой раздел
I.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл.: В2сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб.1,-232с. и ориентирована на использование следующего учебника:
Чтение. Учебник для 6 класса специальных (корреционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы-составители Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Москва, 2005
В ходе реализации программы по чтению в 6 классе ставятся цели и задачи.
Цель: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Задачи:
– формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;
– развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
– развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;
– нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).
На уроках чтения в 6 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В соответствии с учебным планом ГБОУ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ» на изучение чтения в 6 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися программы по чтению предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения чтения как учебного предмета включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения программы по чтению в 6 классе относятся:
1) формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
8) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения чтения в 6 классе.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства учащихся класса.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по чтению на конец обучения в 6 классе.
Минимальный уровень:
- правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
- определение темы произведения (под руководством учителя);
- ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;
- участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;
- пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);
- выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
- установление последовательности событий в произведении;
- определение главных героев текста;
- составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;
- нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;
- заучивание стихотворений наизусть (7-9);
- самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
- правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
- ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
- определение темы художественного произведения;
- определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
- самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
- формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
- различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
- определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);
- пересказ текста по коллективно составленному плану;
- нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
- ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;
- знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
II.2. Базовые учебные действия
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.) использовать разные виды письма для решения жизненно значимых задач; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию; использование в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
II.3. Содержание учебного предмета.
№ | Название раздела | Знания и умения по разделу | Основные термины при изучении темы | Практическая работа |
1. | Моя Родина | В данном разделе учащиеся узнают, зачем человеку надо «знать свои корни». Размышляют над высказываниями автора, высказывают своё мнение. | До донца, пучка, ветеринар | Выразительное чтение. Чтение стихов наизусть. |
2. | Осенний день в березовой роще | Этот раздел посвящен осенней тематике. Читаются рассказы и стихи о природе. | Грязник, зазимник, тлел, эгоист, мажордом, посад, срединный, зябь | Чтение, рассуждение и пересказ текстов. Чтение стихов наизусть. |
3. | Сказки | Учащиеся 6 класса знакомятся с авторскими сказками. | Дотошный, обутки, дюжина, смекать | Выразительное чтение по ролям. |
4. | Из прошлого нашего народа | Этот раздел посвящен произведениям о храбрости наших предков, их верности Родине. | Ботфорты, Санкт-Петербург, возок, обозы, величают, потешное войско, гвардия, посад, срединный, герб, камин, манёвр | Пересказывают тексты по плану, работа над иллюстрациями к произведению. |
5. | Белый снег пушистый в воздухе кружится | В данном разделе учащиеся изучают произведения, посвященные зимней тематике: новогодние загадки, стихи, рассказы, сказки. | Дохнул, завыл, заячий скок, Рождество, тулуп, малахай | Идёт работа по выразительном у чтению, пересказ текстов, стихи наизусть. |
6. | Весна идёт | Учащиеся знакомятся с произведениями о весне. Учатся работать по картине, составляют небольшие тексты по заданной теме. На уроке внеклассного чтения прививается интерес к книгам, изучаются новые произведения, идёт обсуждение прочитанного. | Окроплены, вешние потоки, махорка, платформа, займётся | Краткий сжатый пересказ произведений, стихи наизусть. |
7. | Рассказы про зверей | В данном разделе учащиеся изучают произведения о животных. Воспитывается любовь и бережное отношение к животным. | Юркая, суматоха, вездесущий, дюжина, егозить, искусно | Полный пересказ текста, обсуждение прочитанного |
III. Организационный раздел
III.1 Календарно – тематическое планирование по чтению 6 класс (136ч. в год; 4ч. в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Предметные результаты | Личностные результаты | Дата |
I четверть – часов | |||||
1. | Моя родина. По В. Пескову «Отечество» | 1 | Уметь отвечать на вопросы. |
1.Формирование чувства гордости за свою Родину. 2.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей. 3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуры других народов. | |
2. | М. Ножкин «Россия» | 1 | Заучивать наизусть | ||
3. | М. Пришвин «Моя Родина» | 1 | Уметь давать ответы по содержанию текста | ||
4. | Осенние дни. В. Бианки «Сентябрь» | 1 | Уметь применять ИЗО на уроках | ||
5 | И. Бунин «Лес точно терем расписной» | 1 | Заучивать наизусть | ||
6 | Ю. Качаев «Грабитель» | 1 | Уметь кратко пересказывать | ||
7 | Б. Житков «Белый домик» | 2 | Уметь пересказывать по плану | ||
8 | А. Белорусец «Звонкие ключи» | 3 | Уметь отвечать на вопросы | ||
9 | К. Паустовский «Заячьи лапы» | 3 | Уметь читать по ролям | ||
10 | И. Тургенев «Осенний день в березовой роще» | 1 | Уметь находить в тексте ответы на вопросы | ||
11 | Е. Носов «Хитрюга» | 2 | Уметь выразительно читать | ||
12 | Внеклассное чтение. Рассказы Е. Носова | 1 | Уметь пересказывать прочитанное | ||
13 | В. Бианки «Октябрь» | 1 | Уметь применять ИЗО на уроках | ||
14 | С. Михалков «Будь человеком» | 1 | Уметь выразительно читать | ||
15 | Б. Заходер «Петя мечтает» | 1 | Уметь заучивать наизусть | ||
16 | Сказки. По Д. Биссету «Слон и муравей» | 1 | Уметь отвечать на вопросы | ||
17 | По Д. Биссету «Кузнечик Денди» | 1 | Уметь находить в тексте ответы на вопросы | ||
18 | Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой» | 1 | Уметь кратко пересказывать | ||
19 | Дж. Родари «Пуговкин домик» | 1 | Уметь отвечать полным ответом | ||
20 | Из прошлого нашего народа. Илья Муромец и соловей разбойник (отрывок из былины) | 1 | Уметь находить в тексте ответы на вопросы | ||
21 | Ф. Глинка «Москва» | 1 | Уметь выразительно читать | ||
22 | В. Бианки «Ноябрь» | 1 | Уметь применять ИЗО на уроке | ||
23 | Внеклассное чтение. В. Бианки | 1 | Уметь пересказывать прочитанное | ||
По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря» | 1 | Уметь находить в тексте ответы на вопросы | |||
24 | По С. Алексееву «На берегу Невы» | 1 | Уметь кратко пересказывать | ||
25 | По С. Алексееву «Медаль» | 1 | Уметь читать по ролям | ||
26 | По С. Алексееву «Гришенька» | 1 | Уметь читать по ролям | ||
27 | Повторение пройденного материала | 1 |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Предметные результаты | Личностные результаты | Дата |
II четверть – часов | |||||
1. | По Е. Холмогоровой «Серебряный лебедь» | 1 | Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте. | 1.Формирование чувства гордости за свою Родину. 2.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей. 3. Адекватно воспринимать оценку учителя. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | |
2. | По Е. Холмогоровой «Боевое крещение» | 1 | Уметь пересказывать тест по плану. | ||
3. | По Е. Холмогоровой «День рождения Наполеона» | 1 | Уметь пересказывать тест по плану. | ||
4. | По Е. Холмогоровой «В дни спокойные» | 1 | Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте. | ||
5. | По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи» | 2 | Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте. | ||
6. | Е. Пермяк «Тайна цены» | 2 | Уметь читать по ролям. | ||
7. | Перевод с польского Д. Гальпериной «Здравствуйте» | 1 | Уметь пересказывать тест по плану. | ||
8. | Зима. В. Бианки «Декабрь» Е. Благинина «Новогодние загадки» | 1 | Уметь применять ИЗО на уроках | ||
9. | А. Никитин «Встреча зимы» | 1 | Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте. | ||
10. | Внеклассное чтение. Стихи о зиме. | 1 | Уметь выразительно читать стихи, отвечать на вопросы по содержанию. | ||
11. | А. Дорохов «Теплый снег» | 1 | Уметь находить в тексте ответы на вопросы. | ||
12. | А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…» | 1 | Уметь выразительно читать стихи, заучивать стихи наизусть. | ||
13. | Д. Хармс «Пушкин» | 2 | Уметь пересказывать тест по плану. | ||
14. | В. Бианки «Январь» | 1 | Уметь применять ИЗО на уроке | ||
15. | Х. К. Андерсен « Ель» | 2 | Уметь выразительно читать по ролям. | ||
16. | Внеклассное чтение. Сказки Х. К. Андерсена | 1 | Уметь отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать тест по плану. | ||
17. | А. Чехов «Ванька» | 2 | Уметь выразительно читать по ролям. | ||
18. | И. Никитин «Весело сияет месяц над селом» | 1 | Уметь выразительно читать стихи, заучивать стихи наизусть. | ||
19. | И. Суриков «Белый снег пушистый» | 1 | Уметь выразительно читать стихи, заучивать стихи наизусть. | ||
20. | М. Зощенко «Лёля и Минька» | 1 | Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте. | ||
21. | Ю. Рытхэу «Пурга» | 1 | Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте. | ||
22. | Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость» | 1 | Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте. |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Предметные результаты | Личностные результаты | Дата | |
III четверть – часа | ||||||
1. | В. Бианки «Февраль» | 1 | Уметь применять ИЗО на уроке | 1.Формирование чувства гордости за свою Родину. 2.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей. | ||
2. | С. Маршак «Двенадцать месяцев» | 6 | Уметь пересказывать прочитанное. | |||
3. | По Х.К. Андерсену «Снежная королева» | 9 | Уметь пересказывать прочитанное. | |||
4. | Весна. С. Смирнов «Первые приметы» | 1 | Уметь заучивать стихотворение наизусть | |||
5. | В. Бианки «Март» | 1 | Уметь применять ИЗО на уроке | |||
6. | По В. Пескову «Весна идет» | 1 | Уметь пересказывать прочитанное. | |||
7. | М. Пришвин «Жаркий час» | 1 | Уметь пересказывать прочитанное. | |||
8. | Внеклассное чтение. Рассказы В. Бианки | 2 | Уметь пересказывать прочитанное. | |||
9. | Г. Скребицкий «Весенние песни» | 3 | Уметь работать по плану. | |||
10. | В. Жуковский «Жаворонок» | 1 | Уметь заучивать стихотворение наизусть. | |||
11. | А. Толстой «Детство Никиты» | 1 | Уметь отвечать на вопросы полным ответом. | |||
12. | А. Твардовский «Как после мартовских метелей» | 1 | Уметь заучивать стихотворение наизусть. | |||
13. | А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой…» | 1 | Уметь заучивать стихотворение наизусть. | |||
14. | В. Бианки «Апрель» | 1 | Уметь применять ИЗО на уроке | |||
15. | К. Паустовский «Стальное колечко» | 4 | Уметь отвечать на вопросы полным ответом. | |||
16. | Внеклассное чтение. Рассказы К. Паустовского | 2 | Уметь пересказывать прочитанное; отвечать на вопросы полном ответом. | 3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуры других народов. | ||
17. | Рассказы про зверей. По А. Астафьеву «Злодейка» | 1 | Уметь отвечать на вопросы полным ответом. | |||
18. | По Е. Барониной «Рассказы про зверей» | 3 | Уметь пересказывать прочитанное; отвечать на вопросы полном ответом. | |||
19. | Повторение пройденного материала | 2 | Уметь отвечать на вопросы полным ответом. |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Предметные результаты | Личностные результаты | Дата |
IV четверть – часов | |||||
1. | В. Драгунский «Кот в сапогах» | 2 | Уметь отвечать на вопросы. |
1.Формирование чувства гордости за свою Родину. 2.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей. 3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуры других народов. | |
2. | Внеклассное чтение. Рассказы В. Драгунского. | 1 | Уметь пересказывать прочитанное. | ||
3. | Д. Хармс «Заяц и ёж» | 2 | Уметь пересказывать текст по плану. | ||
4. | И. Крылов «Зеркало и очки» | 1 | Уметь выразительно читать басни, находить мораль басни. | ||
5. | Внеклассное чтение. Басни И.Крылова | 2 | Уметь выразительно читать басни, находить мораль басни. | ||
6. | По Р.Киплингу «Рикки-Тикки-Тави» | 7 | Уметь работать с текстом, находить ответы в тексте на вопросы, пересказывать по плану. | ||
7. | В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету» | 1 | Уметь выразительно читать, заучивать наизусть. | ||
8. | В. Бианки «Май» | 1 | Уметь выразительно читать, применять ИЗО на уроке. | ||
9. | М. Дудин «Наши песни спеты на войне» | 1 | Уметь выразительно читать. | ||
10. | В. Медведев «Звездолёт Брунька» | 3 | Уметь читать по ролям, находить ответы на вопросы в тексте. | ||
11. | По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками» | 3 | Уметь находить в тексте ответы на вопросы, кратко пересказывать. | ||
12. | По А.Д. Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 2 | Уметь читать по ролям, находить ответы на вопросы в тексте. | ||
13. | В. Астафьев «Зорькина песня» | 1 | Уметь пересказывать прочитанное. | ||
14. | Н. Реленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…» | 1 | Уметь выразительно читать, заучивать наизусть. | ||
15. | Внеклассное чтение. Стихи о весне. | 2 | Уметь выразительно читать, заучивать наизусть. | ||
16. | Повторение изученного материала. | 2 | Повторить пройденный материал. |
III.2. Список литературных источников
Основная литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы: Сб.1. / под ред. В. В. Воронковой // Раздел «Русский язык» / В. В. Воронкова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – С. 5–29.
2. Чтение. Учебник для 6 класса специальных (корреционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы-составители Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Москва, 2005