Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по УМК под ред. В.В. Воронковой
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _____________ Храмов С. В. «01» сентября 2017 г. |
Рабочая программа
учителя русского языка Рычковой В. В.
по учебному предмету «Чтение 6 класс»
2017-2018 учебный год
Саранск 2017
Содержание
Введение
I. Целевой раздел
I. Пояснительная записка
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
II.2. Базовые учебные действия
II.3. Содержание учебного предмета
III. Организационный раздел
III.1Календарно-тематическое планирование
III.2Список литературных источников
I. Целевой раздел
I.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл.: В2сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб.1,-232с. и ориентирована на использование следующего учебника:
Чтение. Учебник для 6 класса специальных (корреционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы-составители Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Москва, 2005
В ходе реализации программы по чтению в 6 классе ставятся цели и задачи.
Цель: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Задачи:
– формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;
– развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
– развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;
– нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).
На уроках чтения в 6 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В соответствии с учебным планом ГБОУ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ» на изучение чтения в 6 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися программы по чтению предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения чтения как учебного предмета включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения программы по чтению в 6 классе относятся:
1) формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
8) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения чтения в 6 классе.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства учащихся класса.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по чтению на конец обучения в 6 классе.
Минимальный уровень:
- правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
- определение темы произведения (под руководством учителя);
- ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;
- участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;
- пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);
- выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
- установление последовательности событий в произведении;
- определение главных героев текста;
- составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;
- нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;
- заучивание стихотворений наизусть (7-9);
- самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
- правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
- ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
- определение темы художественного произведения;
- определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
- самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
- формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
- различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
- определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);
- пересказ текста по коллективно составленному плану;
- нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
- ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;
- знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
II.2. Базовые учебные действия
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.) использовать разные виды письма для решения жизненно значимых задач; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию; использование в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
II.3. Содержание учебного предмета.
№ |
Название раздела |
Знания и умения по разделу |
Основные термины при изучении темы |
Практическая работа |
1. |
Моя Родина |
В данном разделе учащиеся узнают, зачем человеку надо «знать свои корни». Размышляют над высказываниями автора, высказывают своё мнение. |
До донца, пучка, ветеринар |
Выразительное чтение. Чтение стихов наизусть. |
2. |
Осенний день в березовой роще |
Этот раздел посвящен осенней тематике. Читаются рассказы и стихи о природе. |
Грязник, зазимник, тлел, эгоист, мажордом, посад, срединный, зябь |
Чтение, рассуждение и пересказ текстов. Чтение стихов наизусть. |
3. |
Сказки |
Учащиеся 6 класса знакомятся с авторскими сказками. |
Дотошный, обутки, дюжина, смекать |
Выразительное чтение по ролям. |
4. |
Из прошлого нашего народа |
Этот раздел посвящен произведениям о храбрости наших предков, их верности Родине. |
Ботфорты, Санкт-Петербург, возок, обозы, величают, потешное войско, гвардия, посад, срединный, герб, камин, манёвр |
Пересказывают тексты по плану, работа над иллюстрациями к произведению. |
5. |
Белый снег пушистый в воздухе кружится |
В данном разделе учащиеся изучают произведения, посвященные зимней тематике: новогодние загадки, стихи, рассказы, сказки. |
Дохнул, завыл, заячий скок, Рождество, тулуп, малахай |
Идёт работа по выразительном у чтению, пересказ текстов, стихи наизусть. |
6. |
Весна идёт |
Учащиеся знакомятся с произведениями о весне. Учатся работать по картине, составляют небольшие тексты по заданной теме. На уроке внеклассного чтения прививается интерес к книгам, изучаются новые произведения, идёт обсуждение прочитанного. |
Окроплены, вешние потоки, махорка, платформа, займётся |
Краткий сжатый пересказ произведений, стихи наизусть. |
7. |
Рассказы про зверей |
В данном разделе учащиеся изучают произведения о животных. Воспитывается любовь и бережное отношение к животным. |
Юркая, суматоха, вездесущий, дюжина, егозить, искусно |
Полный пересказ текста, обсуждение прочитанного |
III. Организационный раздел
III.1 Календарно – тематическое планирование по чтению 6 класс (136ч. в год; 4ч. в неделю)
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Дата |
I четверть – часов |
|||||
1. |
Моя родина. По В. Пескову «Отечество» |
1 |
Уметь отвечать на вопросы. |
1.Формирование чувства гордости за свою Родину. 2.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей. 3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуры других народов. |
|
2. |
М. Ножкин «Россия» |
1 |
Заучивать наизусть |
||
3. |
М. Пришвин «Моя Родина» |
1 |
Уметь давать ответы по содержанию текста |
||
4. |
Осенние дни. В. Бианки «Сентябрь» |
1 |
Уметь применять ИЗО на уроках |
||
5 |
И. Бунин «Лес точно терем расписной» |
1 |
Заучивать наизусть |
||
6 |
Ю. Качаев «Грабитель» |
1 |
Уметь кратко пересказывать |
||
7 |
Б. Житков «Белый домик» |
2 |
Уметь пересказывать по плану |
||
8 |
А. Белорусец «Звонкие ключи» |
3 |
Уметь отвечать на вопросы |
||
9 |
К. Паустовский «Заячьи лапы» |
3 |
Уметь читать по ролям |
||
10 |
И. Тургенев «Осенний день в березовой роще» |
1 |
Уметь находить в тексте ответы на вопросы |
||
11 |
Е. Носов «Хитрюга» |
2 |
Уметь выразительно читать |
||
12 |
Внеклассное чтение. Рассказы Е. Носова |
1 |
Уметь пересказывать прочитанное |
||
13 |
В. Бианки «Октябрь» |
1 |
Уметь применять ИЗО на уроках |
||
14 |
С. Михалков «Будь человеком» |
1 |
Уметь выразительно читать |
||
15 |
Б. Заходер «Петя мечтает» |
1 |
Уметь заучивать наизусть |
||
16 |
Сказки. По Д. Биссету «Слон и муравей» |
1 |
Уметь отвечать на вопросы |
||
17 |
По Д. Биссету «Кузнечик Денди» |
1 |
Уметь находить в тексте ответы на вопросы |
||
18 |
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой» |
1 |
Уметь кратко пересказывать |
||
19 |
Дж. Родари «Пуговкин домик» |
1 |
Уметь отвечать полным ответом |
||
20 |
Из прошлого нашего народа. Илья Муромец и соловей разбойник (отрывок из былины) |
1 |
Уметь находить в тексте ответы на вопросы |
||
21 |
Ф. Глинка «Москва» |
1 |
Уметь выразительно читать |
||
22 |
В. Бианки «Ноябрь» |
1 |
Уметь применять ИЗО на уроке |
||
23 |
Внеклассное чтение. В. Бианки |
1 |
Уметь пересказывать прочитанное |
||
По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря» |
1 |
Уметь находить в тексте ответы на вопросы |
|||
24 |
По С. Алексееву «На берегу Невы» |
1 |
Уметь кратко пересказывать |
||
25 |
По С. Алексееву «Медаль» |
1 |
Уметь читать по ролям |
||
26 |
По С. Алексееву «Гришенька» |
1 |
Уметь читать по ролям |
||
27 |
Повторение пройденного материала |
1 |
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Дата |
II четверть – часов |
|||||
1. |
По Е. Холмогоровой «Серебряный лебедь» |
1 |
Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте. |
1.Формирование чувства гордости за свою Родину. 2.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей. 3. Адекватно воспринимать оценку учителя. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности |
|
2. |
По Е. Холмогоровой «Боевое крещение» |
1 |
Уметь пересказывать тест по плану. |
||
3. |
По Е. Холмогоровой «День рождения Наполеона» |
1 |
Уметь пересказывать тест по плану. |
||
4. |
По Е. Холмогоровой «В дни спокойные» |
1 |
Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте. |
||
5. |
По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи» |
2 |
Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте. |
||
6. |
Е. Пермяк «Тайна цены» |
2 |
Уметь читать по ролям. |
||
7. |
Перевод с польского Д. Гальпериной «Здравствуйте» |
1 |
Уметь пересказывать тест по плану. |
||
8. |
Зима. В. Бианки «Декабрь» Е. Благинина «Новогодние загадки» |
1 |
Уметь применять ИЗО на уроках |
||
9. |
А. Никитин «Встреча зимы» |
1 |
Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте. |
||
10. |
Внеклассное чтение. Стихи о зиме. |
1 |
Уметь выразительно читать стихи, отвечать на вопросы по содержанию. |
||
11. |
А. Дорохов «Теплый снег» |
1 |
Уметь находить в тексте ответы на вопросы. |
||
12. |
А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…» |
1 |
Уметь выразительно читать стихи, заучивать стихи наизусть. |
||
13. |
Д. Хармс «Пушкин» |
2 |
Уметь пересказывать тест по плану. |
||
14. |
В. Бианки «Январь» |
1 |
Уметь применять ИЗО на уроке |
||
15. |
Х. К. Андерсен « Ель» |
2 |
Уметь выразительно читать по ролям. |
||
16. |
Внеклассное чтение. Сказки Х. К. Андерсена |
1 |
Уметь отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать тест по плану. |
||
17. |
А. Чехов «Ванька» |
2 |
Уметь выразительно читать по ролям. |
||
18. |
И. Никитин «Весело сияет месяц над селом» |
1 |
Уметь выразительно читать стихи, заучивать стихи наизусть. |
||
19. |
И. Суриков «Белый снег пушистый» |
1 |
Уметь выразительно читать стихи, заучивать стихи наизусть. |
||
20. |
М. Зощенко «Лёля и Минька» |
1 |
Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте. |
||
21. |
Ю. Рытхэу «Пурга» |
1 |
Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте. |
||
22. |
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость» |
1 |
Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте. |
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Дата |
|
III четверть – часа |
||||||
1. |
В. Бианки «Февраль» |
1 |
Уметь применять ИЗО на уроке |
1.Формирование чувства гордости за свою Родину. 2.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей. |
||
2. |
С. Маршак «Двенадцать месяцев» |
6 |
Уметь пересказывать прочитанное. |
|||
3. |
По Х.К. Андерсену «Снежная королева» |
9 |
Уметь пересказывать прочитанное. |
|||
4. |
Весна. С. Смирнов «Первые приметы» |
1 |
Уметь заучивать стихотворение наизусть |
|||
5. |
В. Бианки «Март» |
1 |
Уметь применять ИЗО на уроке |
|||
6. |
По В. Пескову «Весна идет» |
1 |
Уметь пересказывать прочитанное. |
|||
7. |
М. Пришвин «Жаркий час» |
1 |
Уметь пересказывать прочитанное. |
|||
8. |
Внеклассное чтение. Рассказы В. Бианки |
2 |
Уметь пересказывать прочитанное. |
|||
9. |
Г. Скребицкий «Весенние песни» |
3 |
Уметь работать по плану. |
|||
10. |
В. Жуковский «Жаворонок» |
1 |
Уметь заучивать стихотворение наизусть. |
|||
11. |
А. Толстой «Детство Никиты» |
1 |
Уметь отвечать на вопросы полным ответом. |
|||
12. |
А. Твардовский «Как после мартовских метелей» |
1 |
Уметь заучивать стихотворение наизусть. |
|||
13. |
А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой…» |
1 |
Уметь заучивать стихотворение наизусть. |
|||
14. |
В. Бианки «Апрель» |
1 |
Уметь применять ИЗО на уроке |
|||
15. |
К. Паустовский «Стальное колечко» |
4 |
Уметь отвечать на вопросы полным ответом. |
|||
16. |
Внеклассное чтение. Рассказы К. Паустовского |
2 |
Уметь пересказывать прочитанное; отвечать на вопросы полном ответом. |
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуры других народов. |
||
17. |
Рассказы про зверей. По А. Астафьеву «Злодейка» |
1 |
Уметь отвечать на вопросы полным ответом. |
|||
18. |
По Е. Барониной «Рассказы про зверей» |
3 |
Уметь пересказывать прочитанное; отвечать на вопросы полном ответом. |
|||
19. |
Повторение пройденного материала |
2 |
Уметь отвечать на вопросы полным ответом. |
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Дата |
IV четверть – часов |
|||||
1. |
В. Драгунский «Кот в сапогах» |
2 |
Уметь отвечать на вопросы. |
1.Формирование чувства гордости за свою Родину. 2.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей. 3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуры других народов. |
|
2. |
Внеклассное чтение. Рассказы В. Драгунского. |
1 |
Уметь пересказывать прочитанное. |
||
3. |
Д. Хармс «Заяц и ёж» |
2 |
Уметь пересказывать текст по плану. |
||
4. |
И. Крылов «Зеркало и очки» |
1 |
Уметь выразительно читать басни, находить мораль басни. |
||
5. |
Внеклассное чтение. Басни И.Крылова |
2 |
Уметь выразительно читать басни, находить мораль басни. |
||
6. |
По Р.Киплингу «Рикки-Тикки-Тави» |
7 |
Уметь работать с текстом, находить ответы в тексте на вопросы, пересказывать по плану. |
||
7. |
В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету» |
1 |
Уметь выразительно читать, заучивать наизусть. |
||
8. |
В. Бианки «Май» |
1 |
Уметь выразительно читать, применять ИЗО на уроке. |
||
9. |
М. Дудин «Наши песни спеты на войне» |
1 |
Уметь выразительно читать. |
||
10. |
В. Медведев «Звездолёт Брунька» |
3 |
Уметь читать по ролям, находить ответы на вопросы в тексте. |
||
11. |
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками» |
3 |
Уметь находить в тексте ответы на вопросы, кратко пересказывать. |
||
12. |
По А.Д. Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
2 |
Уметь читать по ролям, находить ответы на вопросы в тексте. |
||
13. |
В. Астафьев «Зорькина песня» |
1 |
Уметь пересказывать прочитанное. |
||
14. |
Н. Реленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…» |
1 |
Уметь выразительно читать, заучивать наизусть. |
||
15. |
Внеклассное чтение. Стихи о весне. |
2 |
Уметь выразительно читать, заучивать наизусть. |
||
16. |
Повторение изученного материала. |
2 |
Повторить пройденный материал. |
III.2. Список литературных источников
Основная литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы: Сб.1. / под ред. В. В. Воронковой // Раздел «Русский язык» / В. В. Воронкова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – С. 5–29.
2. Чтение. Учебник для 6 класса специальных (корреционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы-составители Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Москва, 2005