12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рычкова Валентина Владимировна153
В 2015 году окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева по специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика». С сентября 2015 года работаю учителем русского языка в ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ"
Россия, Мордовия респ., Саранск

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

_____________ Храмов С. В.

«01» сентября 2017 г.

Рабочая программа

учителя русского языка Рычковой В. В.

по учебному предмету «Чтение 6 класс»

2017-2018 учебный год

Саранск 2017

Содержание

Введение

I. Целевой раздел

I. Пояснительная записка

II. Содержательный раздел

II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

II.2. Базовые учебные действия

II.3. Содержание учебного предмета

III. Организационный раздел

III.1Календарно-тематическое планирование

III.2Список литературных источников


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

I. Целевой раздел

I.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл.: В2сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб.1,-232с. и ориентирована на использование следующего учебника:

Чтение. Учебник для 6 класса специальных (корреционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы-составители Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Москва, 2005

В ходе реализации программы по чтению в 6 классе ставятся цели и задачи.

Цель: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

Задачи:

– формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;

– развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

– развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;

– нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).

На уроках чтения в 6 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, пра­вильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

В соответствии с учебным планом ГБОУ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ» на изучение чтения в 6 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.
 

II. Содержательный раздел

II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися программы по чтению предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения чтения как учебного предмета включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения программы по чтению в 6 классе относятся:

1)  формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6)  проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

8) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,

работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения чтения в 6 классе.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства учащихся класса.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по чтению на конец обучения в 6 классе.

Минимальный уровень:

- правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);

- определение темы произведения (под руководством учителя);

- ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;

- участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;

- пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);

- выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;

- установление последовательности событий в произведении;

- определение главных героев текста;

- составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;

- нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;

- заучивание стихотворений наизусть (7-9);

- самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.

Достаточный уровень:

- правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;

- ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);

- определение темы художественного произведения;

- определение основной мысли произведения (с помощью учителя);

- самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;

- формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);

- различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;

- определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);

- пересказ текста по коллективно составленному плану;

- нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;

- ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;

- знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.


 

II.2. Базовые учебные действия

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.) использовать разные виды письма для решения жизненно значимых задач; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию; использование в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

II.3. Содержание учебного предмета.

Название раздела

Знания и умения по разделу

Основные термины при изучении темы

Практическая работа

1.

Моя Родина

В данном разделе учащиеся узнают, зачем человеку надо «знать свои корни». Размышляют над высказываниями автора, высказывают своё мнение.

До донца, пучка, ветеринар

Выразительное чтение. Чтение стихов наизусть.

2.

Осенний день в березовой роще

Этот раздел посвящен осенней тематике. Читаются рассказы и стихи о природе.

Грязник, зазимник, тлел, эгоист, мажордом, посад, срединный, зябь

Чтение, рассуждение и пересказ текстов. Чтение стихов наизусть.

3.

Сказки

Учащиеся 6 класса знакомятся с авторскими сказками.

Дотошный, обутки, дюжина, смекать

Выразительное чтение по ролям.

4.

Из прошлого нашего народа

Этот раздел посвящен произведениям о храбрости наших предков, их верности Родине.

Ботфорты, Санкт-Петербург, возок, обозы, величают, потешное войско, гвардия, посад, срединный, герб, камин, манёвр

Пересказывают тексты по плану, работа над

иллюстрациями к

произведению.

5.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

В данном разделе учащиеся изучают произведения, посвященные зимней тематике: новогодние загадки, стихи, рассказы, сказки.

Дохнул, завыл, заячий скок, Рождество, тулуп, малахай

Идёт работа по выразительном у чтению, пересказ текстов, стихи наизусть.

6.

Весна идёт

Учащиеся знакомятся с произведениями о весне. Учатся работать по картине, составляют небольшие тексты по заданной теме. На уроке внеклассного чтения прививается интерес к книгам, изучаются новые произведения, идёт обсуждение прочитанного.

Окроплены, вешние потоки, махорка, платформа, займётся

Краткий сжатый пересказ произведений, стихи наизусть.

7.

Рассказы про зверей

В данном разделе учащиеся изучают произведения о животных. Воспитывается любовь и бережное отношение к животным.

Юркая, суматоха, вездесущий, дюжина, егозить, искусно

Полный пересказ текста, обсуждение прочитанного


III. Организационный раздел

III.1 Календарно – тематическое планирование по чтению 6 класс (136ч. в год; 4ч. в неделю)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

I четверть – часов

1.

Моя родина.

По В. Пескову «Отечество»

1

Уметь отвечать на вопросы.

 

1.Формирование чувства гордости за свою Родину.

2.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуры других народов.

 

2.

М. Ножкин «Россия»

1

Заучивать наизусть

 
 

3.

М. Пришвин «Моя Родина»

1

Уметь давать ответы по содержанию текста

4.

Осенние дни.

В. Бианки «Сентябрь»

1

Уметь применять ИЗО на уроках

 

5

И. Бунин «Лес точно терем расписной»

1

Заучивать наизусть

 

6

Ю. Качаев «Грабитель»

1

Уметь кратко пересказывать

 

7

Б. Житков «Белый домик»

2

Уметь пересказывать по плану

 

8

А. Белорусец «Звонкие ключи»

3

Уметь отвечать на вопросы

 

9

К. Паустовский «Заячьи лапы»

3

Уметь читать по ролям

 

10

И. Тургенев «Осенний день в березовой роще»

1

Уметь находить в тексте ответы на вопросы

 

11

Е. Носов «Хитрюга»

2

Уметь выразительно читать

 

12

Внеклассное чтение. Рассказы Е. Носова

1

Уметь пересказывать прочитанное

 

13

В. Бианки «Октябрь»

1

Уметь применять ИЗО на уроках

 

14

С. Михалков «Будь человеком»

1

Уметь выразительно читать

 

15

Б. Заходер «Петя мечтает»

1

Уметь заучивать наизусть

 

16

Сказки.

По Д. Биссету «Слон и муравей»

1

Уметь отвечать на вопросы

 

17

По Д. Биссету «Кузнечик Денди»

1

Уметь находить в тексте ответы на вопросы

 

18

Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой»

1

Уметь кратко пересказывать

 

19

Дж. Родари «Пуговкин домик»

1

Уметь отвечать полным ответом

 

20

Из прошлого нашего народа.

Илья Муромец и соловей разбойник (отрывок из былины)

1

Уметь находить в тексте ответы на вопросы

 

21

Ф. Глинка «Москва»

1

Уметь выразительно читать

 

22

В. Бианки «Ноябрь»

1

Уметь применять ИЗО на уроке

 

23

Внеклассное чтение. В. Бианки

1

Уметь пересказывать прочитанное

 
 

По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря»

1

Уметь находить в тексте ответы на вопросы

 

24

По С. Алексееву «На берегу Невы»

1

Уметь кратко пересказывать

 

25

По С. Алексееву «Медаль»

1

Уметь читать по ролям

 

26

По С. Алексееву «Гришенька»

1

Уметь читать по ролям

 

27

Повторение пройденного материала

1

   


 


 


 


 


 


 


 

урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

II четверть – часов

1.

По Е. Холмогоровой «Серебряный лебедь»

1

Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте.

1.Формирование чувства гордости за свою Родину.

2.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей.

3. Адекватно воспринимать оценку учителя.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

 

2.

По Е. Холмогоровой «Боевое крещение»

1

Уметь пересказывать тест по плану.

 

3.

По Е. Холмогоровой «День рождения Наполеона»

1

Уметь пересказывать тест по плану.

 

4.

По Е. Холмогоровой «В дни спокойные»

1

Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте.

 

5.

По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи»

2

Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте.

 

6.

Е. Пермяк «Тайна цены»

2

Уметь читать по ролям.

 

7.

Перевод с польского Д. Гальпериной «Здравствуйте»

1

Уметь пересказывать тест по плану.

 

8.

Зима.

В. Бианки «Декабрь»

Е. Благинина «Новогодние загадки»

1

Уметь применять ИЗО на уроках

 

9.

А. Никитин «Встреча зимы»

1

Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте.

 

10.

Внеклассное чтение. Стихи о зиме.

1

Уметь выразительно читать стихи, отвечать на вопросы по содержанию.

 

11.

А. Дорохов «Теплый снег»

1

Уметь находить в тексте ответы на вопросы.

 

12.

А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»

1

Уметь выразительно читать стихи, заучивать стихи наизусть.

 

13.

Д. Хармс «Пушкин»

2

Уметь пересказывать тест по плану.

 

14.

В. Бианки «Январь»

1

Уметь применять ИЗО на уроке

 

15.

Х. К. Андерсен « Ель»

2

Уметь выразительно читать по ролям.

 

16.

Внеклассное чтение. Сказки Х. К. Андерсена

1

Уметь отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать тест по плану.

 

17.

А. Чехов «Ванька»

2

Уметь выразительно читать по ролям.

 

18.

И. Никитин «Весело сияет месяц над селом»

1

Уметь выразительно читать стихи, заучивать стихи наизусть.

 

19.

И. Суриков «Белый снег пушистый»

1

Уметь выразительно читать стихи, заучивать стихи наизусть.

 

20.

М. Зощенко «Лёля и Минька»

1

Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте.

 

21.

Ю. Рытхэу «Пурга»

1

Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте.

 

22.

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость»

1

Уметь отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте.

 


 


 


 


 


 


 


 


 

урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

III четверть – часа

1.

В. Бианки «Февраль»

1

Уметь применять ИЗО на уроке

1.Формирование чувства гордости за свою Родину.

2.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей.

 

2.

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

6

Уметь пересказывать прочитанное.

 

3.

По Х.К. Андерсену «Снежная королева»

9

Уметь пересказывать прочитанное.

 

4.

Весна.

С. Смирнов «Первые приметы»

1

Уметь заучивать стихотворение наизусть

 

5.

В. Бианки «Март»

1

Уметь применять ИЗО на уроке

 

6.

По В. Пескову «Весна идет»

1

Уметь пересказывать прочитанное.

 

7.

М. Пришвин «Жаркий час»

1

Уметь пересказывать прочитанное.

 

8.

Внеклассное чтение. Рассказы В. Бианки

2

Уметь пересказывать прочитанное.

 

9.

Г. Скребицкий «Весенние песни»

3

Уметь работать по плану.

 

10.

В. Жуковский «Жаворонок»

1

Уметь заучивать стихотворение наизусть.

 

11.

А. Толстой «Детство Никиты»

1

Уметь отвечать на вопросы полным ответом.

 

12.

А. Твардовский «Как после мартовских метелей»

1

Уметь заучивать стихотворение наизусть.

 

13.

А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой…»

1

Уметь заучивать стихотворение наизусть.

 

14.

В. Бианки «Апрель»

1

Уметь применять ИЗО на уроке

 

15.

К. Паустовский «Стальное колечко»

4

Уметь отвечать на вопросы полным ответом.

 

16.

Внеклассное чтение. Рассказы К. Паустовского

2

Уметь пересказывать прочитанное; отвечать на вопросы полном ответом.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуры других народов.

 

17.

Рассказы про зверей.

По А. Астафьеву «Злодейка»

1

Уметь отвечать на вопросы полным ответом.

 

18.

По Е. Барониной «Рассказы про зверей»

3

Уметь пересказывать прочитанное; отвечать на вопросы полном ответом.

 

19.

Повторение пройденного материала

2

Уметь отвечать на вопросы полным ответом.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

IV четверть – часов

1.

В. Драгунский «Кот в сапогах»

2

Уметь отвечать на вопросы.

 

1.Формирование чувства гордости за свою Родину.

2.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуры других народов.

 

2.

Внеклассное чтение. Рассказы В. Драгунского.

1

Уметь пересказывать прочитанное.

 

3.

Д. Хармс «Заяц и ёж»

2

Уметь пересказывать текст по плану.

 

4.

И. Крылов «Зеркало и очки»

1

Уметь выразительно читать басни, находить мораль басни.

 

5.

Внеклассное чтение. Басни И.Крылова

2

Уметь выразительно читать басни, находить мораль басни.

 

6.

По Р.Киплингу «Рикки-Тикки-Тави»

7

Уметь работать с текстом, находить ответы в тексте на вопросы, пересказывать по плану.

 

7.

В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету»

1

Уметь выразительно читать, заучивать наизусть.

 

8.

В. Бианки «Май»

1

Уметь выразительно читать, применять ИЗО на уроке.

 

9.

М. Дудин «Наши песни спеты на войне»

1

Уметь выразительно читать.

 

10.

В. Медведев «Звездолёт Брунька»

3

Уметь читать по ролям, находить ответы на вопросы в тексте.

 

11.

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»

3

Уметь находить в тексте ответы на вопросы, кратко пересказывать.

 

12.

По А.Д. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

2

Уметь читать по ролям, находить ответы на вопросы в тексте.

 

13.

В. Астафьев «Зорькина песня»

1

Уметь пересказывать прочитанное.

 

14.

Н. Реленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…»

1

Уметь выразительно читать, заучивать наизусть.

 

15.

Внеклассное чтение. Стихи о весне.

2

Уметь выразительно читать, заучивать наизусть.

 

16.

Повторение изученного материала.

2

Повторить пройденный материал.

 


 


 


 


 

III.2. Список литературных источников

Основная литература

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы: Сб.1. / под ред. В. В. Воронковой // Раздел «Русский язык» / В. В. Воронкова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – С. 5–29.

2. Чтение. Учебник для 6 класса специальных (корреционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы-составители Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Москва, 2005

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.