Рабочая программа СМГ
Распределение учебного времени на различные виды программного материала 1-4 класс
| Разделы и темы | Количество часов | |||
классы | |||||
| | 1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Раздел 1. Знания о физической культуре | В процессе урока | В процессе урока | В процессе урока | В процессе урока |
2. | Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности. Физическое развитие и его измерение | 2 час | 2 час | 2 час | 2 час |
| Физическое совершенствование | 64 час | 66 | 66 | 66 |
3. | Раздел 3. Спортивно-оздоровительная физическая культура | . | | | |
3.1 | Гимнастика с основами акробатики | 13 час. | 13 час. | 13 час. | 13 час. |
3.2 | Легкая атлетика | 10 час. | 10 час. | 10 час. | 10 час. |
3.3 | Спортивные игры | 12 час. | 14 час. | 14 час. | 14 час. |
3.4 | Подвижные игры | 6 час. | 6 час. | 6 час. | 6 час. |
3.5 | Корригирующие упражнения | В процессе урока | В процессе урока | В процессе урока | В процессе урока |
3.6 | ЛФК | 23 час | 23 час | 23 час | 23 час |
5. | всего | 66 час | 68 | 68 | 68 |
Календарно–тематическое планирование
по физической культуре (СМГ)
1 – 4 классов
№ урока | Тема урока | Кол – во часов | Дата проведения |
1 | Т.Б. по л/атлетике. Строевая подготовка. Комплекс дыхательных упражнений по Стрельниковой. Ходьба по заданию. Прыжки в длину с места, прыжки в длину с разбега. Подвижные игры. | 1 | |
2 | «Физическая культура как основа укрепления здоровья человека». Освоение строевых упражнений . Ходьба с осуществлением дыхательных упражнений, по заданию. Комплекс ОРУ для профилактики нарушений осанки. Прыжки в длину с места, прыжки в длину с разбега. Эстафеты с элементами прыжков. | 1 | |
3 | Лечебная физическая культура. (ЛФК). Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося. | 1 | |
4 | «Возникновение физической культуры у древних людей. Связь физической культуры с трудовой деятельностью.» Строевая подготовка. ОРУ с большими мячами для профилактики нарушений осанки. Комплекс для профилактики миопии .Прыжки в длину с места, прыжки в длину с разбега. Эстафеты с элементами прыжков. | 1 | |
5 | Приемы измерения пульса и ЧСС. Строевые упражнения. Упражнения для профилактики плоскостопия. Ходьба и бег по заданию. ОРУ с большими мячами. Прыжки в длину с места, с разбега. Эстафеты с элементами прыжков. | 1 | |
6 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося. | 1 | |
7 | Строевые упражнения. ОРУ для профилактики нарушений осанки .Ходьба с осуществлением дыхательных упражнений. Упражнения для развития координации с большими мячами. Прыжки в длину с места, с разбега. | 1 | |
8 | Строевые упражнения. ОРУ для профилактики нарушений осанки .Ходьба с осуществлением дыхательных упражнений. Упражнения для развития координации с большими мячами. Прыжки в длину с места, с разбега. | 1 | |
9 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
10 | Строевые упражнения. Ходьба с осуществлением дыхательных упражнений и изменением длины и ширины шага. Упражнения для развития координации с большими мячами. Обучение метанию мяча. Развитие силовых качеств. Бросок набивного мяча из-за головы. | 1 | |
11 | Строевые упражнения. Упражнения для профилактики заболеваний дыхательной системы и нарушений осанки. Развитие выносливости средствами медленного бега. Метание малого мяча. | 1 | |
12 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
13 | Строевые упражнения. Упражнения для профилактики плоскостопия и миопии. Ходьба с осуществлением дыхательных упражнений по заданию. Бег на выносливость – 2 мин. Метание малого мяча. | 1 | |
14 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
15 | Строевые упражнения. Бег в сочетании с ходьбой. Метание малого мяча с места, с 2-х шагов, с разбега. Подвижные игры с элементами метания. | 1 | |
16 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
17 | Т.Б. на уроках гимнастики. Разучивание и закрепление висов на гимнастической стенке (стоя, присев, лежа). Разучивание упоров (лежа сзади, лежа боком, стоя согнувшись). Комплекс дыхательных упражнений по Стрельниковой. Бег в сочетании с ходьбой. Бег по гимнастической скамейке. Разучить комплекс акробатических упражнений. | 1 | |
18 | Висы и упоры. . Бег в сочетании с ходьбой. Бег по гимнастической скамейке. Упражнения на равновесия. Комплекс по акробатике Эстафеты с элементами акробатики. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. | 1 | |
19 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
20 | Ходьба с различными заданиями, дыхательными упражнениями. Бег в сочетании с ходьбой по заданию. Упражнения в равновесии. Комплекс с мешочками на голове. Комплекс по акробатике. Лазание по наклонной гимнастической скамейке. Подвижные игры. | 1 | |
21 | Ходьба с различными заданиями, дыхательными упражнениями. Бег в сочетании с ходьбой по заданию. Упражнения в равновесии. Комплекс с мешочками на голове. Комплекс по акробатике. Лазание по наклонной гимнастической скамейке. Подвижные игры. | 1 | |
22 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
23 | «Характеристики основных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации.» Повторить комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки. Повторить висы и упоры. Разучить лазание и перелезание. Упражнения в равновесии. Подвижные игры. | 1 | |
24 | Повторить комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки. Повторить висы и упоры. Разучить лазание и перелезание. Упражнения в равновесии. Подвижные игры. | 1 | |
25 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
26 | Ходьба с изменением ширины шага. Бег по заданию. Комплекс упражнений с гимнастическими палками для профилактики нарушений осанки. Лазание и перелезание. Лазание по гимнастической скамейке, стенке. Упражнения в равновесии. Суставная гимнастика. Подвижные игры. | 1 | |
27 | Ходьба с изменением ширины шага. Бег по заданию. Комплекс упражнений с гимнастическими палками для профилактики нарушений осанки. Лазание и перелезание. Лазание по гимнастической скамейке, стенке. Упражнения в равновесии. Суставная гимнастика. Подвижные игры. | 1 | |
28 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
29 | Строевые упражнения. Ходьба и бег по заданию. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Разучить комплекс по акробатике. Лазание и перелезание ( по наклонной скамейке 30 градусов). Эстафеты. | 1 | |
30 | Ходьба с изменением длины шага. Бег в сочетании с ходьбой. Повторить комплекс по акробатике. ОРУ с большими мячами для профилактики нарушений осанки. Упражнения в равновесии. Упражнения с мячами (перебрасывание по кругу, броски и ловля в приседе). Эстафеты с большими мячами. | 1 | |
31 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
32 | Ходьба по кругу по заданию, Бег в сочетании с ходьбой. Упражнения в равновесии с большими мячами. Комплекс по акробатике. Упражнения с большими мячами (перебрасывание по кругу, броски и ловля в приседе). Комплекс ОРУ для профилактики миопии. Развитие ловкости с помощью игр, эстафет | 1 | |
33 | Ходьба по кругу по заданию, Бег в сочетании с ходьбой. Упражнения в равновесии с большими мячами. Комплекс по акробатике. Упражнения с большими мячами (перебрасывание по кругу, броски и ловля в приседе). Комплекс ОРУ для профилактики миопии. Развитие ловкости с помощью игр, эстафет | 1 | |
34 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
35 | Ходьба и бег. Комплекс упражнений для профилактики миопии. Повторить комплексы по акробатике. Висы и упоры. Лазание и перелезание. Развитие ловкости с помощью упражнений с большими мячами. | 1 | |
36 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
37 | Строевые команды. Бег и ходьба. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Бадминтон. Хват, стойки упражнения с воланом и ракеткой. Учебная игра. | 1 | |
38 | Строевые команды. Бег и ходьба. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Бадминтон. Хват, стойки упражнения с воланом и ракеткой. Учебная игра. | 1 | |
39 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
40 | Бег и ходьба. Упражнения с гимнастической палкой для профилактики нарушений осанки. Комплекс упражнений для профилактики миопии. Бадминтон. Удары справа и слева, жонглирование, подача. Правила игры. Учебная игра. | 1 | |
41 | Бег и ходьба. Упражнения с гимнастической палкой для профилактики нарушений осанки. Комплекс упражнений для профилактики миопии. Бадминтон. Удары справа и слева, жонглирование, подача. Правила игры. Учебная игра. . | 2 | |
42 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 2 | |
43 | Строевые упражнения. Ходьба с дыхательными упражнениями. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Упражнения в равновесии. Комплекс упражнений на растяжение. | 1 | |
44 | Строевые упражнения. Ходьба с дыхательными упражнениями. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Упражнения в равновесии. Комплекс упражнений на растяжение | 1 | |
45 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
46 | Бег, ходьба. Комплекс упражнений с большими мячами на коррекцию осанки. Развитие ловкости с помощью упражнений с большими мячами: ведение, перебрасывание по кругу, в шеренге, ловля в приседе. Эстафеты с мячом. Упражнения в равновесии с мячом. | 1 | |
47 | Спортивные игры с мячами: волейбол, баскетбол, футбол. Правила. Бег, ходьба. Комплекс упражнений с большими мячами на коррекцию осанки. Упражнения в равновесии с мячом. Упражнения с мячами для развития ловкости: перебрасывание дру другу по кругу, влево, вправо. | 1 | |
48 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
49 | Т.Б. во время игры стритбола, волейбола. Строевые упражнения. Бег в сочетании с ходьбой (500 м). Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки. Дыхательная гимнастика. Пионербол. Стойка игрока | 1 | |
50 | Строевые упражнения. Бег в сочетании с ходьбой (500 м). Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки. Дыхательная гимнастика. Пионербол. Перемещение в стойке приставными шагами, правым, левом боком . Подвижные игры. | 1 | |
51 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
52 | Пионербол. Строевые упражнения. Ходьба по заданию. Бег широким шагом по отметкам. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Сочетание способов перемещений/ бег, остановки/. Подвижные игры. | 1 | |
53 | Пионербол. Строевые упражнения. Ходьба по заданию. Бег широким шагом по отметкам. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Передачи и ловля мяча двумя руками Подвижные игры | 2 | |
54 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
55 | Пионербол. «Режим дня и личная гигиена». Строевые упражнения. Ходьба по заданию. Бег широким шагом по отметкам.. Комплекс упражнений для профилактики миопии. Передачи и ловля мяча двумя руками. | 1 | |
56 | Пионербол. Ходьба по заданию. Бег широким шагом по отметкам. Бег в умеренном темпе с переходом на ходьбу – 600м. Комплекс упражнений для профилактики миопии. Подачи мяча. | 1 | |
57 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
58 | Пионербол. Ходьба по заданию. Бег широким шагом по отметкам. Бег в умеренном темпе с переходом на ходьбу – 600м-800м. Дыхательная гимнастика. Подачи мяча. Элементы спортивных игр: пионербола, бадминтона, волейбола. | 1 | |
59 | Пионербол. Ходьба по заданию. Бег широким шагом по отметкам. Дыхательная гимнастика. Игра по упрощенным правилам | 1 | |
60 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
61 | Подвижные игры. Бег в умеренном темпе с переходом на ходьбу – 600м. Самомассаж.. Подвижная игра «Мяч капитану» | 1 | |
62 | Подвижные игры. Ходьба. Бег.. Самомассаж. Подвижная игра «Снайперы» | 1 | |
63 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
64 | Подвижные игры Строевые упражнения. Бег по заданию. Бег в умеренном темпе – 600м. Комплекс упражнений с гимнастическими палками для коррекции осанки. Подвижная игра «Совушка» | 2 | |
65 | Подвижные игры. Строевые упражнения. Бег по заданию. Бег в умеренном темпе – 600м. Комплекс упражнений с гимнастическими палками для коррекции осанки. Подвижная игра «Третий-лишний» | 1 | |
66 | ЛФК. Комплексы упражнений, подобранные для конкретного заболевания учащегося | 1 | |
67 | Подвижные игры. Ходьба. Бег в умеренном темпе – 600м-800м. Дыхательная гимнастика. Подвижная игра «У ребят порядок строгий» | 1 | |
68 | Подвижные игры. Ходьба. Бег в умеренном темпе – 600м-800м. Дыхательная гимнастика. Подвижная игра «Море волнуется» | 1 | |
Специальные упражнения на правильную осанку
Упражнения в исходном положении стоя
I. Упражнения для мышц рук, плечевого пояса и спины, выпрямляющие позвоночник и расширяющие грудную клетку:
1. И. П. – О. С., или ноги врозь, руки в стороны:
а) - сгибая руки в локтевых суставах, ладони положить на затылок, прогнуться;
б) - свести прямые руки вперед и, скрещивая их, сделать 2 -3 дополнительных пружинящих движения внутрь, затем развести руки в стороны и сделать пружинящие движенияназад;
2. И. П. – стойка ноги врозь:
а) - наклон вперед, прогнувшись, голову не опускать, руки в стороны, руки за голову, ладони на затылок, руки вверх;
б) - то же , держа в руках гимнастическую палку.
3. И. П. – О. С., стоя спиной к гимнастической стенке на расстаянии шага от нее, руки поднять вверх и хватом сверху взяться за рейку гимнастической стенки на ширине плеч;
а) - подняться на носки и прогнуться в верхней части туловища;
б) – то же, но сгибая ногу вперед.
II. Упражнения для мышц туловища, увеличивающие подвижность позвоночника и создающие хороший мышечный корсет:
1. И. П. – О. С., или ноги врозь, руки опущены:
а) – наклон туловища в стороны с одновременным скольжением рук вдоль туловища – «насос».
2. И. П. – стойка ноги врозь, шире плеч, руки вверх, пальцы переплетены, отвести руки назад подальше и с движением рук вперед вниз наклогить туловище, руки провести между ног, как можно дальше – «дровосек».
III. Упражнения в балансировании, сохранении равновесия тела на месте и в движении, хорошо воспитывающие и закрепляющие у детей и подростков навык правильной осанки:
1. И. П. - О. С., руки на пояс, на голове мяч – удерживая мяч на голове, плавно приседая, опуститься на колени, сесть на пятки, голову и туловище держать прямо;
2. И. П. – тоже – поднимая руки в стороны, встать на скамейку, а затем сойти и опустить руки, стараться не уронить мяч, ходьба с мячом на голове и т. д.
Упражнения в исходном положении, сидя на скаейке
1. И. П. – сидя на скамейке, ноги вытянуты, ступни фиксированы, руки за головой – наклонить туловище назад, приближая затылок к полу, локти отведены назад;
2. И. П. – тоже – руки на сидении, согнуть ноги широко разводя колени и притягивая бедра к животу, туловище держать прямо.
Упражнения в исходном положении стоя на коленях и четвереньках.
1. И. П. – стойка на коленях:
а) – приседая на пятки, наклониться вперед, руки развести в стороны, смотреть прямо;
б) – сидя на пятках, держась за пятки прогнуться, выдвигая таз вперед;
2. И. П. –стойка на четвереньках, левую руку поднять вперед – вверх, правую ногу выпрямить назад вверх, прогибая спину, тоже другой рукой и ногой.
Упражнения в исходном положении лежа
1. И. П. – лежа на спине, приподнять туловище, опираясь на локти, прогибая спину и отводя голову назад;
2. И. П. – лежа на животе, голову опустить вниз лицом, руки согнуты за спиной, пальцы переплетены – поднять голову вверх, вытянуть руки, сводя лопатки, прогнуть спину и слегка приподнять грудь о т пола, избегать большого прогибания поясничной части туловища, то же держа в руках гимнастическую палку хватом сверху или снизу.
Упражнения в висе на гимнастической стенке
Эти упражнения спопсобствуют вытягиванию позвоночника, увеличивают его гибкость и хорошо укрепляют мышцы спины и живота.
1. И. П. – вис спиной к стенке – поочередное поднимание вперед вытянутых ног, поочередное или одновременное сгибание ног и т. д.
Используемая литература:
1. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина. Физическая культура. 1 – 11 кл.:Программы для учащихся СМГ общеобразовательных учреждений – М.:Дрофа, 2004.